30652

Поиском истины пронизана вся русская литература девятнадцатого века

Доклад

Литература и библиотековедение

Но что же явилось причиной возникновения такой страшной мысли Если проанализировать ситуацию выясняется что он мечется в поисках смысла жизни в поисках справедливости и истины. Что же после признания Нашел ли Раскольников ответы на свои вопросы Открылась ли для него частица истины На первый взгляд Раскольников изменился стал читать Евангелие спокойно созерцать мир вместе с Соней. Конечно нельзя забыть то что с ним произошло но тут же возникает вопрос: а не смирился ли Раскольников со своей участью Быть может он отказался от...

Русский

2013-08-24

19.29 KB

0 чел.

Поиском истины пронизана вся русская литература девятнадцатого века.

Мучительно ищет смысл своей жизни Григорий Александрович Печорин, отправляются на поиск “счастливого”, то есть обретшего истину, человека некрасовские мужики-правдоискатели, в душевном смятении размышляют об истине герои пьес А. П. Чехова “Дядя Ваня” и “Вишневый сад”.

Особенно необычно, страшно и противоречиво находит истину герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». С самого начала Родион Раскольников, герой времени, бывший студент, мечется по улицам Петербурга в какой-то невыразимой тоске и исступлении. Его гонит мысль о каком-то деле, которая зародилась в нем месяц назад и не даёт ему покоя. К осуществлению этой мысли он так близок теперь. Мысль эта – убить старуху-процентщицу, у которой он вынужден был заложить колечко – подарок сестры. Но что же явилось причиной возникновения такой страшной мысли? Если проанализировать ситуацию, выясняется, что он мечется в поисках смысла жизни, в поисках справедливости и истины. Раскольников в это время – уже давно не студент, а «праздно шатающаяся личность». От праздности он ударяется в поиски, создает свою теорию, и пока она остается только теорией.

Что же происходит дальше, когда Раскольников уже замышляет убийство? Нечаянно услышанный разговор офицера и студента в трактире о том, что старуха наживается на чужом горе и слезах, укрепляет уверенность Раскольникова в том, что «старушонка вредна». Но он не понимает, что, убив старуху, он не избавит себя и других от страданий, т.к., действительно, жизнь ее значит «на общих весах… Не более как жизнь вши». Он считает, что, совершив это убийство, он сотворит благое дело для многих людей, что приблизит мир к истине и справедливости своим поступком. Но он забывает о многом, упускает из виду то, что такие старухи были, есть и будут, и нельзя убить всех плохих людей во имя хороших – уничтожив плохое, потеряешь и хорошее.

Полгода назад, когда Раскольников вынужден был уйти из университета, он, бывший студент-юрист, пишет статью «О преступлении», где рассматривает «психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления». Он говорит в статье о том, что люди по закону природы разделяются «на два разряда»: низший и высший, что во имя идеи и справедливости высшему разряду людей можно совершить преступление. Вот она, его ужасающая теория справедливости, вслед за которой последует проверка её на практике…, но она опровергнет теорию.

Сам Раскольников – личность очень противоречивая. Недаром Достоевский наделил его такой фамилией. Действительно, душа Раскольникова как-бы «расколота» на две части. Одна из них – хладнокровная, равнодушная, она дает о себе знать постоянно. Именно она и создает теорию. Но есть и другая, полная сострадания и доброты. Эта другая половинка и совершает хорошие поступки: отдает семье Мармеладова последние деньги, помогает старому отцу погибшего товарища, вытаскивает детей из горящего дома. Эти два очень разных свойства его души постоянно противоречат друг другу.

Из-за этого Раскольников страдает, до последнего момента не зная точно, как все-таки лучше поступить. Но нищета, голод, долги, письмо матери, всеобщие нужда и горе толкают Раскольникова на преступление, но это не просто убийство старухи и Елизаветы. «Это я себя убил» - скажет он Соне Мармеладовой. Какого же Раскольникова он убил? Того ли, что создал теорию и совершил убийство, или того, кто помогал Мармеладовым?

Месяц от убийства до признания проходит у Раскольникова в напряженной борьбе с самим собой. И все-таки он признается. Соня говорит ему, что только чистосердечное признание искупит вину его, она пробуждает его к жизни, растапливает лед в его душе.

Что же после признания? Нашел ли Раскольников ответы на свои вопросы? Открылась ли для него частица истины?

На первый взгляд, Раскольников изменился, стал читать Евангелие, спокойно созерцать мир вместе с Соней. Конечно, нельзя забыть то, что с ним произошло, но… тут же возникает вопрос: а не смирился ли Раскольников со своей участью? Быть может, он отказался от поисков истины, устал от жизни, понял, что истину не найдешь… И пришел к выводу, что именно такая «смиренная» жизнь и дает ответы на все вопросы?

С одной стороны, сам писатель ищет истину всю жизнь, до последних дней. Мы знаем, как сурово оценивал Лев Николаевич каждый прожитый год, как беспощадно выявлял собственные промахи, пороки и как преодолевал их впоследствии. С другой стороны, герои Толстого — молодые люди, искренне желающие познать себя и окружающий их мир, обрести смысл своей жизни. Писатель, верный избранному приему создания образов, который он назвал “диалектикой души”, не идеализирует ни Пьера Безухова, ни Андрея Болконского, ни Наташу Ростову, показывая, как в них перемешано и хорошее, и плохое, как трудно им найти истину, как тяжело они переживают неудачи и упорно стремятся к благородной цели быть полезным, нужным, востребованным членом общества. Тем более они интересны для нас, молодых.

Впервые с Пьером Безуховым мы встречаемся в салоне Анны Павловны Шерер, куда он пришел, вернувшись в Россию из Франции, пережившей революцию, на знаменах которой были начертаны лозунги свободы, равенства и братства. Пьер верит в то, что каждый человек приходит в этот мир для того, чтобы изменить его к лучшему, чтобы облегчить участь тех, кому трудно, тяжко. Он видит все преимущества свободной Франции перед закрепощенной Россией, и ему кажется, что достаточно будет доходчиво, ярко, убежденно сказать о достоинствах демократии, чтобы все согласились с необходимостью подобного устройства жизни в родной стране. Человеком, который смог легко повлиять на ход истории, Пьер считает Наполеона: “Народ отдал ему власть только затем, чтоб он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Революция была великое дело”. Он решительно не согласен с теми, кто видел в революции лишь “грабежи, убийства и цареубийства”: “Это были крайности, разумеется, но не в них все значение, а значение в правах человека, в эмансипации от предрассудков, в равенстве граждан; и все эти идеи Наполеон удержал во всей их силе”.

Каково же было недоумение Пьера, когда он обнаружил, что слушают его кто равнодушно, кто с иронией, а кто и с явным пренебрежением. Пьеру пришлось убедиться в том, что с помощью самых верных слов нельзя изменить мир к лучшему. Первая попытка в поиске истины закончилась неудачей.

Читая роман, я подметил любопытную особенность: всякий раз, когда поиск истины приносит отрицательный результат, Пьер начинает совершать какие-то странные, необдуманные поступки. Разочарование от беседы в салоне Шерер выливается затем в пьянство, дебош, нелепую дуэль с Долоховым. Наверное, так и бывает в реальной жизни: неудача вызывает стресс, срыв. Но важно, чтобы у человека не опустились руки, чтобы он нашел в себе силы продолжить поиск истины, что мы и находим в последующих событиях романа.

Вторую попытку Пьер делает, став обладателем огромного состояния. Он приказывает управляющим и старостам перевести крепостных с барщины на оброк, устроить в селах школы, больницы, то есть коренным образом улучшить жизнь принадлежавших ему крестьян: “Он чувствовал себя центром какого-то важного общего движения; чувствовал, что от него что-то постоянно ожидается.”. Но когда “более всех других в это первое время как делами Пьера, так и им самим овладел князь Василий”, “Пьер еще больше, чем в Москве, испытывал чувство отуманенности, торопливости и все наступающего, но не совершающегося какого-то блага”. Постепенно обнаруживается, что его обманывают и князь Василий, и управляющие со старостами, не только не облегчившие участь крепостных, но и усилившие их эксплуатацию под предлогом исполнения приказов барина.

Пьеру пришлось убедиться, что и воля (желание, приказ, повеление) отдельного человека, даже высказанная во имя блага людей, не меняет их жизнь к лучшему. Разочарование выливается в нелепую, ненужную самому Пьеру женитьбу на Элен. Граф Безухов делает еще несколько болезненных попыток обрести истину. Я вижу одну из них в истории с масонами. В масонской ложе Пьеру виделся образец будущего устройства России, основанного на идеях свободы, равенства и братства. Но оказалось, что масоны ничего общего с этими идеями не имеют, а Иосифа Алексеевича больше интересует кошелек Пьера, нежели его поиск и обретение истины.

В другой раз Пьер решил изменить ход истории личным поступком, задумав убить Наполеона, вошедшего в Москву. Неудача ставит Безухова на грань жизни и смерти: он подумывает о самоубийстве, но находит в себе силы преодолеть это страшное искушение. Источником этой силы, по моему убеждению, стало Бородинское сражение, за ходом которого следил Пьер. Он увидел, как простые солдаты, жертвуя собой, совершали общее дело защиты своей родины. По замыслу Толстого, здесь впервые открывается Пьеру путь к истине. Знакомство и беседы с Платоном Каратаевым в плену окончательно оформляют новый взгляд Пьера на смысл жизни. Как я это понимаю, он состоит в том, чтобы отказаться от эгоистического желания вершить судьбами людей, жертвуя собой, стать частью целого, одним из тех, кто занят общим делом переустройства жизни во благо всех людей.

В финале романа мы видим Пьера Безухова членом тайного общества, человеком, уверенным в том, что он обрел истину, нашел истинный смысл жизни: “Мы только для того, чтобы завтра Пугачев не пришел зарезать и моих и твоих детей и чтобы Аракчеев не послал меня в военные поселения, — мы только для этого беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности”. Здесь уже нет того Пьера, который некогда входил в салон Анны Павловны Шерер, здесь перед нами мудрый гражданин, осознавший свое предначертание, заключенное в достижении “общего блага”. А ведь это великая истина, впервые явленная миру еще Иисусом Христом в его учении о царствии небесном! Но как же труден путь к ней для простого смертного!

Своим путем поиска истины идет и Андрей Болконский. Здесь мы найдем и попытку изменить мир с помощью слова-идеи (участие в работе комиссии Сперанского), и личный пример (бой под Аустерлицем), и использование образца (хозяйственная деятельность в имении). К Бородинскому сражению князь Андрей обрел ту истину, к которой позже пришел Пьер: он стал частью целого, “нашим князем” для солдат, то есть человеком “общего блага”. А к умирающему князю Андрею приходит и высшая истина, которая, по замыслу Толстого, обеспечивает человеку бессмертие. Она заключается в том, чтобы простить своим недругам нанесенные ими обиды и раствориться в космосе, стать частичкой Творца. Андрей Болконский примиряется с Анатолем Курагиным, возвращает свою любовь Наташе и умирает в полной гармонии с собой и миром.

Поиска истины должны быть гуманность и нравственность, а сам поиск продолжается столько, сколько отведено человеку жить в этом мире. Мы начинаем свой поиск истины, и да будет его итог таким, чтобы не было нам стыдно за прожитую жизнь!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1600. Краткая история развития ветеринарного акушерства, гинекологии и биотехники размножения животных. Роль и достижения отечественных ученых 21.79 KB
  Элементы ветеринарного акушерства зарождались в то время, когда человек начал приручать животных, и возникла необходимость в простейших приемах родовспоможения. Постепенно накапливался акушерский опыт у определенных людей, появились так называемые знахари, которые передавали свои знания другим поколениям.
1601. Макроскопическая оценка качества спермы: объем, цвет, консистенция, запах 18.5 KB
  Доброкачественная сперма должна содержать достаточное количество живых, устойчивых во внешней среде и способных принять участие в оплодотворении спермиев.
1602. Маститы. Распространение и экономический ущерб 20.23 KB
  Мастит – воспаление молочной железы, развивающиеся как следствие воздействия механических, термических, химических и биологических факторов.
1603. Методика и степень разбавления спермы 19.18 KB
  Для разбавления спермы используют специальные среды, создающие следующие преимущества: получается большой объем спермы, что имеет важное практическое значение для интенсивного использования ценных производителей, в сперме, смешанной с некоторыми разбавителями, спермии переходят из активного в анабиотическое состояние.
1604. Методы определения течки, охоты, полового и овуляции у разных видов животных 20.38 KB
  Течка — выделение прозрачной слизи из половых органов самки. Характеризуется покраснением и набуханием слизистой оболочки преддверия влагалища и влагалищной части шейки матки.
1605. Методы стимуляции половой функции самок и самцов 21.74 KB
  Регулируются половые функции самок сложным комплексом реакций на определенные раздражители, возникающие как внутри организма, так и исходящие из внешней среды. Решающую роль в проявлении функции размножения выполняет центральная нервная система, регулирующая секрецию гормонов.
1606. Морфофункциональная характеристика вымени 21.04 KB
  Молочная железа, вымя коровы - железистый орган, состоящий из четырех четвертей, каждая из них внизу оканчивается соском. У некоторых коров имеются по две, реже по четыре дополнительные четверти, обычно слаборазвитые, не имеющие железистой ткани и соскового канала.
1607. Морфофункциональные особенности половых органов кобыл 20.32 KB
  Половый органы состоят из вульва, клитор, преддверье влагалища, влагалище, матка. У кобыл матка двурогая: от ее относительно большого тела отходят, направляясь вверх к позвоночнику, два рога.
1608. Морфофункциональные особенности половых органов свиней 18.62 KB
  Половые органы хряка представлены парными органами: семенниками (яичками) с придатками, семяпроводами и семенными канатиками, придаточными половыми железами, и непарными органами: мошонкой, мочеполовым каналом, половым членом и препуцием...