30652

Поиском истины пронизана вся русская литература девятнадцатого века

Доклад

Литература и библиотековедение

Но что же явилось причиной возникновения такой страшной мысли Если проанализировать ситуацию выясняется что он мечется в поисках смысла жизни в поисках справедливости и истины. Что же после признания Нашел ли Раскольников ответы на свои вопросы Открылась ли для него частица истины На первый взгляд Раскольников изменился стал читать Евангелие спокойно созерцать мир вместе с Соней. Конечно нельзя забыть то что с ним произошло но тут же возникает вопрос: а не смирился ли Раскольников со своей участью Быть может он отказался от...

Русский

2013-08-24

19.29 KB

0 чел.

Поиском истины пронизана вся русская литература девятнадцатого века.

Мучительно ищет смысл своей жизни Григорий Александрович Печорин, отправляются на поиск “счастливого”, то есть обретшего истину, человека некрасовские мужики-правдоискатели, в душевном смятении размышляют об истине герои пьес А. П. Чехова “Дядя Ваня” и “Вишневый сад”.

Особенно необычно, страшно и противоречиво находит истину герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». С самого начала Родион Раскольников, герой времени, бывший студент, мечется по улицам Петербурга в какой-то невыразимой тоске и исступлении. Его гонит мысль о каком-то деле, которая зародилась в нем месяц назад и не даёт ему покоя. К осуществлению этой мысли он так близок теперь. Мысль эта – убить старуху-процентщицу, у которой он вынужден был заложить колечко – подарок сестры. Но что же явилось причиной возникновения такой страшной мысли? Если проанализировать ситуацию, выясняется, что он мечется в поисках смысла жизни, в поисках справедливости и истины. Раскольников в это время – уже давно не студент, а «праздно шатающаяся личность». От праздности он ударяется в поиски, создает свою теорию, и пока она остается только теорией.

Что же происходит дальше, когда Раскольников уже замышляет убийство? Нечаянно услышанный разговор офицера и студента в трактире о том, что старуха наживается на чужом горе и слезах, укрепляет уверенность Раскольникова в том, что «старушонка вредна». Но он не понимает, что, убив старуху, он не избавит себя и других от страданий, т.к., действительно, жизнь ее значит «на общих весах… Не более как жизнь вши». Он считает, что, совершив это убийство, он сотворит благое дело для многих людей, что приблизит мир к истине и справедливости своим поступком. Но он забывает о многом, упускает из виду то, что такие старухи были, есть и будут, и нельзя убить всех плохих людей во имя хороших – уничтожив плохое, потеряешь и хорошее.

Полгода назад, когда Раскольников вынужден был уйти из университета, он, бывший студент-юрист, пишет статью «О преступлении», где рассматривает «психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления». Он говорит в статье о том, что люди по закону природы разделяются «на два разряда»: низший и высший, что во имя идеи и справедливости высшему разряду людей можно совершить преступление. Вот она, его ужасающая теория справедливости, вслед за которой последует проверка её на практике…, но она опровергнет теорию.

Сам Раскольников – личность очень противоречивая. Недаром Достоевский наделил его такой фамилией. Действительно, душа Раскольникова как-бы «расколота» на две части. Одна из них – хладнокровная, равнодушная, она дает о себе знать постоянно. Именно она и создает теорию. Но есть и другая, полная сострадания и доброты. Эта другая половинка и совершает хорошие поступки: отдает семье Мармеладова последние деньги, помогает старому отцу погибшего товарища, вытаскивает детей из горящего дома. Эти два очень разных свойства его души постоянно противоречат друг другу.

Из-за этого Раскольников страдает, до последнего момента не зная точно, как все-таки лучше поступить. Но нищета, голод, долги, письмо матери, всеобщие нужда и горе толкают Раскольникова на преступление, но это не просто убийство старухи и Елизаветы. «Это я себя убил» - скажет он Соне Мармеладовой. Какого же Раскольникова он убил? Того ли, что создал теорию и совершил убийство, или того, кто помогал Мармеладовым?

Месяц от убийства до признания проходит у Раскольникова в напряженной борьбе с самим собой. И все-таки он признается. Соня говорит ему, что только чистосердечное признание искупит вину его, она пробуждает его к жизни, растапливает лед в его душе.

Что же после признания? Нашел ли Раскольников ответы на свои вопросы? Открылась ли для него частица истины?

На первый взгляд, Раскольников изменился, стал читать Евангелие, спокойно созерцать мир вместе с Соней. Конечно, нельзя забыть то, что с ним произошло, но… тут же возникает вопрос: а не смирился ли Раскольников со своей участью? Быть может, он отказался от поисков истины, устал от жизни, понял, что истину не найдешь… И пришел к выводу, что именно такая «смиренная» жизнь и дает ответы на все вопросы?

С одной стороны, сам писатель ищет истину всю жизнь, до последних дней. Мы знаем, как сурово оценивал Лев Николаевич каждый прожитый год, как беспощадно выявлял собственные промахи, пороки и как преодолевал их впоследствии. С другой стороны, герои Толстого — молодые люди, искренне желающие познать себя и окружающий их мир, обрести смысл своей жизни. Писатель, верный избранному приему создания образов, который он назвал “диалектикой души”, не идеализирует ни Пьера Безухова, ни Андрея Болконского, ни Наташу Ростову, показывая, как в них перемешано и хорошее, и плохое, как трудно им найти истину, как тяжело они переживают неудачи и упорно стремятся к благородной цели быть полезным, нужным, востребованным членом общества. Тем более они интересны для нас, молодых.

Впервые с Пьером Безуховым мы встречаемся в салоне Анны Павловны Шерер, куда он пришел, вернувшись в Россию из Франции, пережившей революцию, на знаменах которой были начертаны лозунги свободы, равенства и братства. Пьер верит в то, что каждый человек приходит в этот мир для того, чтобы изменить его к лучшему, чтобы облегчить участь тех, кому трудно, тяжко. Он видит все преимущества свободной Франции перед закрепощенной Россией, и ему кажется, что достаточно будет доходчиво, ярко, убежденно сказать о достоинствах демократии, чтобы все согласились с необходимостью подобного устройства жизни в родной стране. Человеком, который смог легко повлиять на ход истории, Пьер считает Наполеона: “Народ отдал ему власть только затем, чтоб он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Революция была великое дело”. Он решительно не согласен с теми, кто видел в революции лишь “грабежи, убийства и цареубийства”: “Это были крайности, разумеется, но не в них все значение, а значение в правах человека, в эмансипации от предрассудков, в равенстве граждан; и все эти идеи Наполеон удержал во всей их силе”.

Каково же было недоумение Пьера, когда он обнаружил, что слушают его кто равнодушно, кто с иронией, а кто и с явным пренебрежением. Пьеру пришлось убедиться в том, что с помощью самых верных слов нельзя изменить мир к лучшему. Первая попытка в поиске истины закончилась неудачей.

Читая роман, я подметил любопытную особенность: всякий раз, когда поиск истины приносит отрицательный результат, Пьер начинает совершать какие-то странные, необдуманные поступки. Разочарование от беседы в салоне Шерер выливается затем в пьянство, дебош, нелепую дуэль с Долоховым. Наверное, так и бывает в реальной жизни: неудача вызывает стресс, срыв. Но важно, чтобы у человека не опустились руки, чтобы он нашел в себе силы продолжить поиск истины, что мы и находим в последующих событиях романа.

Вторую попытку Пьер делает, став обладателем огромного состояния. Он приказывает управляющим и старостам перевести крепостных с барщины на оброк, устроить в селах школы, больницы, то есть коренным образом улучшить жизнь принадлежавших ему крестьян: “Он чувствовал себя центром какого-то важного общего движения; чувствовал, что от него что-то постоянно ожидается.”. Но когда “более всех других в это первое время как делами Пьера, так и им самим овладел князь Василий”, “Пьер еще больше, чем в Москве, испытывал чувство отуманенности, торопливости и все наступающего, но не совершающегося какого-то блага”. Постепенно обнаруживается, что его обманывают и князь Василий, и управляющие со старостами, не только не облегчившие участь крепостных, но и усилившие их эксплуатацию под предлогом исполнения приказов барина.

Пьеру пришлось убедиться, что и воля (желание, приказ, повеление) отдельного человека, даже высказанная во имя блага людей, не меняет их жизнь к лучшему. Разочарование выливается в нелепую, ненужную самому Пьеру женитьбу на Элен. Граф Безухов делает еще несколько болезненных попыток обрести истину. Я вижу одну из них в истории с масонами. В масонской ложе Пьеру виделся образец будущего устройства России, основанного на идеях свободы, равенства и братства. Но оказалось, что масоны ничего общего с этими идеями не имеют, а Иосифа Алексеевича больше интересует кошелек Пьера, нежели его поиск и обретение истины.

В другой раз Пьер решил изменить ход истории личным поступком, задумав убить Наполеона, вошедшего в Москву. Неудача ставит Безухова на грань жизни и смерти: он подумывает о самоубийстве, но находит в себе силы преодолеть это страшное искушение. Источником этой силы, по моему убеждению, стало Бородинское сражение, за ходом которого следил Пьер. Он увидел, как простые солдаты, жертвуя собой, совершали общее дело защиты своей родины. По замыслу Толстого, здесь впервые открывается Пьеру путь к истине. Знакомство и беседы с Платоном Каратаевым в плену окончательно оформляют новый взгляд Пьера на смысл жизни. Как я это понимаю, он состоит в том, чтобы отказаться от эгоистического желания вершить судьбами людей, жертвуя собой, стать частью целого, одним из тех, кто занят общим делом переустройства жизни во благо всех людей.

В финале романа мы видим Пьера Безухова членом тайного общества, человеком, уверенным в том, что он обрел истину, нашел истинный смысл жизни: “Мы только для того, чтобы завтра Пугачев не пришел зарезать и моих и твоих детей и чтобы Аракчеев не послал меня в военные поселения, — мы только для этого беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности”. Здесь уже нет того Пьера, который некогда входил в салон Анны Павловны Шерер, здесь перед нами мудрый гражданин, осознавший свое предначертание, заключенное в достижении “общего блага”. А ведь это великая истина, впервые явленная миру еще Иисусом Христом в его учении о царствии небесном! Но как же труден путь к ней для простого смертного!

Своим путем поиска истины идет и Андрей Болконский. Здесь мы найдем и попытку изменить мир с помощью слова-идеи (участие в работе комиссии Сперанского), и личный пример (бой под Аустерлицем), и использование образца (хозяйственная деятельность в имении). К Бородинскому сражению князь Андрей обрел ту истину, к которой позже пришел Пьер: он стал частью целого, “нашим князем” для солдат, то есть человеком “общего блага”. А к умирающему князю Андрею приходит и высшая истина, которая, по замыслу Толстого, обеспечивает человеку бессмертие. Она заключается в том, чтобы простить своим недругам нанесенные ими обиды и раствориться в космосе, стать частичкой Творца. Андрей Болконский примиряется с Анатолем Курагиным, возвращает свою любовь Наташе и умирает в полной гармонии с собой и миром.

Поиска истины должны быть гуманность и нравственность, а сам поиск продолжается столько, сколько отведено человеку жить в этом мире. Мы начинаем свой поиск истины, и да будет его итог таким, чтобы не было нам стыдно за прожитую жизнь!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80041. Край, у якому ти живеш. Україна – наша Батьківщина 417.5 KB
  Мета: збагачувати знання учнів про Україну, а також активний словниковий запас учнів; пробудити інтерес до вивчання рідного краю; розширити знання народні, історичні та культурні символи українського народу; сприяти формування національної свідомості, осмисленню себе як частини...
80042. Н.В.Гоголь и Т.Г.Шевченко: две судьбы, две личности, два пути великих сыновей украинского народа 134.5 KB
  В своих исследованиях, представленных на конференции по заявленной теме, учащиеся проследили, как среда и время определили разницу в судьбах и литературных путях двух великих украинцев Н.Гоголя и Т.Шевченко. Прилагается электронная презентация темы в формате Pover Point.
80043. Декоративна таця 473 KB
  Необхідність таці люди зрозуміли дуже давно, саме тому її почали використовувати як столове приладдя вже в стародавні часи. Перші таці були зроблені не з каменя, як можна було припустити, а з обпаленої глини, оскільки їм не була потрібна міцність. Представляла вона собою напівкулю.
80044. ПІДПРИЄМЛИВІСТЬ – ОСНОВА КОНКУРЕНТНОСПРОМОЖНОСТІ ВИПУСКНИКА 211.5 KB
  З учнями: діагностика: Виявлення характерних рис дитини Виявлення нахилів і здібностей школярів Виявлення спрямованості учнів 811 класів; анкетування: Мої успіхи і невдачі Формування життєвої компетентності особистості Настрій і його зображення Розуміння почуттів іншої людини...
80045. Громадянське виховання як метод правової соціалізації учнів 74 KB
  Виховання адаптованої людини, тобто людини, здатної пристосуватися до вимог суспільства. Прищеплення дітям з раннього віку національних цінностей: патріотизм, людяність, працелюбство, соціальна справедливість, правосвідомість.
80046. Я И МИР ПРОФЕССИЙ 62.5 KB
  Формирование у школьников представлений о мире профессий и о факторах, обуславливающих рациональный выбор профессии; активизация учащихся в профессиональном самоопределении; познакомить учащихся с учебными заведениями города...
80048. Все работы хороши. Защита профессий 58 KB
  Подготовительная работа: Игре предшествуют беседы с родителями экскурсии к ним на работу выпуск газеты Наши родители на работе с фотографиями рисунками краткой информацией о том что они делают чем занимаются на работе какое значение имеет их работа для них самих и для других людей.