30665

Своеобразие стиля Чехова-прозаика (на примере рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)

Сочинение

Литература и библиотековедение

Чехов стремится в своих рассказах проследить динамику человеческой души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине. Но ведь обыденность и творит личность и Чехов стремится обратить внимание читателя на отдельные дни и часы маленького обывательского существования осмыслить их и помочь человеку жить осознанно. А в рассказе О любви устами главного героя Чехов скажет: Я понял что когда любишь то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего от более важного чем счастье или несчастье грех или добродетель или не...

Русский

2013-08-24

14.02 KB

16 чел.

Своеобразие стиля Чехова-прозаика (на примере рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).

А. П. Чехов стремится в своих рассказах  проследить динамику человеческой души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине. Его интересует обыденная, каждодневная жизнь обыкновенных людей. Но ведь обыденность и «творит личность», и Чехов стремится обратить внимание читателя на отдельные дни и часы «маленького» обывательского существования, осмыслить их и помочь человеку жить осознанно.

       Особого внимания, по мнению писателя, достойна душа влюбленного человека, ведь именно «влюблённость указывает человеку, каким он должен быть», «только влюбленный имеет право на звание человека». А в рассказе «О любви» устами главного героя Чехов скажет: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель,

или не нужно рассуждать вовсе».

Рассказ «О любви» был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль» вместе с рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник». Эти три рассказа составили цикл, который получил название «Маленькие трилогия» или «Трилогия о «футлярной жизни».

       Рассказы объединены общей проблемой: человек и обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жизни.  Чехов представляет различные варианты «футляров», в которые персонажи добровольно заточают себя. В рассказе «Человек в футляре» герой, учитель Беликов, защищает модель общественных отношений, исключающую свободное проявление чувств и эмоций. Он живет по принципу: «Как бы чего не вышло». Смерть Беликова приводит его к идеалу: гроб, в котором он кажется довольным, - долгожданный, самый надежный футляр, позволяющий спрятаться от жизни.

Герой рассказа «Крыжовник» заключает себя в футляр мелких чувств и интересов, футляр прошлого, никчемного существования. Верхом мечтаний оказывается крыжовник, выращенный на собственном участке и удовлетворяющий физиологическую потребность героя в еде. В конце он теряет человеческий облик и становится похожим на свинью.

Заключительный рассказ трилогии «О любви» повествует о самом страшном футляре. Любящие друг друга люди даже себе не могут признаться в своих чувствах. Жизнь превращается в мучение, зато соблюдены общественные приличия.

Художественное мастерство Чехова – рассказчика.  

           Жанр рассказа Чехов довел до совершенства.                                          

Лаконизм и огромное социальное содержание – вот, что характерно для его рассказов. Главный художественный принцип Чехова – краткость. В письмах к друзьям он пишет: «Краткость – сестра таланта», «Искусство писать – это искусство сокращать».

Как ему это удается?

Во-первых, заглавие. Оно имеет идейное звучание.      Вспомним названия чеховских рассказов.

Во-вторых, сюжет строится на остром необычном положении.

В-третьих, художественная деталь. Она заменяет многоречевые описания.

В-четвертых, юмор. (Юмор - беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо, изображение героев в смешном виде)     

В-пятых, подтекст – способ построения художественного   текста, основанный  на несовпадении внешнего, прямого смысла слова, и его внутреннего значения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84065. Органы и функции органов пищеварительной системы 42.71 KB
  Они располагаются на границах пищевода и желудка кардиалъный сфинктер желудка и двенадцатиперстной кишки пилорический сфинктер а также в месте перехода подвздошной кишки в слепую и вокруг анального отверстия. Внутренний листок брюшины покрывает большую часть органов пищеварительного канала: желудок и весь кишечник кроме прямой кишки. Эти влияния осуществляются биологически активными веществами образующимися в слизистой оболочке двенадцатиперстной кишки и желудка а также различными пищевыми веществами всосавшимися в кровь из...
84066. Регуляция процесса пищеварения 31.89 KB
  В системе пищеварения происходят три взаимосвязанных процесса секреция моторная функция и всасывания. Конечным результатом деятельности системы пищеварения являются поступления во внутреннюю среду организма питательных веществ воды витаминов электролитов и микроэлементов. Натощак в состоянии покоя органов пищеварения возникает периодическая их деятельность что проявляется сокращением желудка и кишок выделением небольшого количества желудочного сока желчи сока поджелудочной железы и кишечника.
84067. Особенности пищеварительной системы детей раннего возраста 24.75 KB
  Для детей первых месяцев жизни имеют определяющее значение питательные вещества которые поступают с молоком матери и перевариваются за счет веществ содержащихся в самом женском молоке. Всасывание пищевых ингредиентов у детей раннего возраста имеет свои особенности. Расщепление молочного сахара у детей происходит в кайме кишечного эпителия.
84068. Питание детей первого года жизни, грудное молоко как источник питательных и защитных веществ для ребенка 29.6 KB
  Идеальным питанием для ребенка в первые месяцы жизни является грудное молоко поскольку в нем содержатся все необходимые для развития и роста ребенка пищевые вещества. Именно грудное молоко источник всех необходимых для роста и развития ребенка пищевых веществ: белков жиров углеводов витаминов и минералов. Кроме того грудное молоко является источником таких важных компонентов как ферменты иммуноглобулины гормоны что так же жизненно необходимо для гармоничного развития ребенка для его защиты от различных инфекционных заболеваний.
84069. Сердечнососудистая (циркуляторная) система (типы сосудов, круги кровообращения) 29.83 KB
  Кровь в них движется от сердца. Через тонкие стенки капилляров происходит обмен между кровью и тканями транскапиллярный обмен. Кровь в них движется от органов и тканей к сердцу. В капиллярах кровь отдает кислород и питательные вещества а от них получает продукты метаболизма в том числе и углекислый газ.
84070. Сердце, особенности строения сердца, обеспечивающие выполнение его функций 29.57 KB
  Левая и правая части сердца разделены сплошной перегородкой. В левой части сердца клапан двустворчатый в правой трехстворчатый. Клапаны сердца обеспечивают движение крови только в одном направлении: из предсердий в желудочки и из желудочков в артерии.
84071. Регуляция работы сердца 28.54 KB
  Работа сердца регулируется нервной системой в зависимости от воздействия внутренней и внешней среды: концентрации ионов калия и кальция гормона щитовидной железы состояния покоя или физической работы эмоционального напряжения. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца согласует его работу с потребностями организма в каждый данный момент независимо от нашей воли. Гуморальная регуляция деятельности сердца осуществляется с помощью имеющихся в крупных сосудах специальных хеморецепторов которые возбуждаются под влиянием изменений...
84072. Особенности сердечнососудистой системы у детей младшего возраста 31.68 KB
  Сердце и сосуды у детей значительно отличаются от сердечнососудистой системы взрослых. Рост сердца у детей идет во всех направлениях но неравномерно т. У новорожденных и детей первых 05 2 лет жизни сердце расположено поперечно и более высоко.
84073. Репродуктивная система человека 30.41 KB
  Репродуктивная система комплекс органов и систем которые обеспечивают процесс оплодотворения способствуют воспроизводству человека. Мужская репродуктивная система система органов расположенных снаружи тела около таза которые принимают участие в процессе репродукции. Репродуктивная система женщины состоит из органов расположенных преимущественно внутри тела в тазовой области.