30665

Своеобразие стиля Чехова-прозаика (на примере рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)

Сочинение

Литература и библиотековедение

Чехов стремится в своих рассказах проследить динамику человеческой души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине. Но ведь обыденность и творит личность и Чехов стремится обратить внимание читателя на отдельные дни и часы маленького обывательского существования осмыслить их и помочь человеку жить осознанно. А в рассказе О любви устами главного героя Чехов скажет: Я понял что когда любишь то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего от более важного чем счастье или несчастье грех или добродетель или не...

Русский

2013-08-24

14.02 KB

16 чел.

Своеобразие стиля Чехова-прозаика (на примере рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).

А. П. Чехов стремится в своих рассказах  проследить динамику человеческой души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине. Его интересует обыденная, каждодневная жизнь обыкновенных людей. Но ведь обыденность и «творит личность», и Чехов стремится обратить внимание читателя на отдельные дни и часы «маленького» обывательского существования, осмыслить их и помочь человеку жить осознанно.

       Особого внимания, по мнению писателя, достойна душа влюбленного человека, ведь именно «влюблённость указывает человеку, каким он должен быть», «только влюбленный имеет право на звание человека». А в рассказе «О любви» устами главного героя Чехов скажет: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель,

или не нужно рассуждать вовсе».

Рассказ «О любви» был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль» вместе с рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник». Эти три рассказа составили цикл, который получил название «Маленькие трилогия» или «Трилогия о «футлярной жизни».

       Рассказы объединены общей проблемой: человек и обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жизни.  Чехов представляет различные варианты «футляров», в которые персонажи добровольно заточают себя. В рассказе «Человек в футляре» герой, учитель Беликов, защищает модель общественных отношений, исключающую свободное проявление чувств и эмоций. Он живет по принципу: «Как бы чего не вышло». Смерть Беликова приводит его к идеалу: гроб, в котором он кажется довольным, - долгожданный, самый надежный футляр, позволяющий спрятаться от жизни.

Герой рассказа «Крыжовник» заключает себя в футляр мелких чувств и интересов, футляр прошлого, никчемного существования. Верхом мечтаний оказывается крыжовник, выращенный на собственном участке и удовлетворяющий физиологическую потребность героя в еде. В конце он теряет человеческий облик и становится похожим на свинью.

Заключительный рассказ трилогии «О любви» повествует о самом страшном футляре. Любящие друг друга люди даже себе не могут признаться в своих чувствах. Жизнь превращается в мучение, зато соблюдены общественные приличия.

Художественное мастерство Чехова – рассказчика.  

           Жанр рассказа Чехов довел до совершенства.                                          

Лаконизм и огромное социальное содержание – вот, что характерно для его рассказов. Главный художественный принцип Чехова – краткость. В письмах к друзьям он пишет: «Краткость – сестра таланта», «Искусство писать – это искусство сокращать».

Как ему это удается?

Во-первых, заглавие. Оно имеет идейное звучание.      Вспомним названия чеховских рассказов.

Во-вторых, сюжет строится на остром необычном положении.

В-третьих, художественная деталь. Она заменяет многоречевые описания.

В-четвертых, юмор. (Юмор - беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо, изображение героев в смешном виде)     

В-пятых, подтекст – способ построения художественного   текста, основанный  на несовпадении внешнего, прямого смысла слова, и его внутреннего значения.