30669

Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). Восприятие, истолкование, оценка. Особенности жанра

Доклад

Литература и библиотековедение

Творчество этого поэта не только внесло большие изменения в литературный процесс но и оказало большое влияние на общественную атмосферу эпохи. Этот поэт сделал предметом своего изображения те вещи которые до него считались непоэтическими: уличное воровство проституцию пьянство самоубийства семейные раздоры и так далее.Роль поэта и предназначения поэзии – отдельная тема в творчестве Некрасова. Свое поэтическое кредо поэт изложил в стихотворении Элегия 1874.

Русский

2013-08-24

13.08 KB

1 чел.

Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). Восприятие, истолкование, оценка. Особенности жанра.  Выразительное чтение наизусть (отрывок).



Имя Некрасова занимает особое место в русской литературе второй половины 19 века. Творчество этого поэта не только внесло большие изменения в литературный процесс, но и оказало большое влияние на общественную атмосферу эпохи. Некрасов стал создателем своей «литературной школы», поддерживающей натуралистические и реалистические тенденции в искусстве. Этот поэт сделал предметом своего изображения те вещи, которые до него считались непоэтическими: уличное воровство, проституцию, пьянство, самоубийства, семейные раздоры и так далее.


Роль поэта и предназначения поэзии – отдельная тема в творчестве Некрасова. Свое поэтическое кредо поэт изложил в стихотворении «Элегия» (1874). Элегия - это лирический жанр, предполагающий выражение печали, эмоциональный результат философского раздумья. Эти характеристики полностью подходят к некрасовскому стихотворению. «Элегия» - это своего рода ответ на критику. В публичной лекции Некрасова критиковали за то, что он повторяется, вновь и вновь обращаясь к народной теме.

Поэт же считает: «изменчивая мода», диктующая новые темы, ошибается. Страдания народа – проблема по-прежнему актуальная. Обращаясь к юношам, поэт стремится показать современникам, молодежи, что, несмотря на отмену крепостного права, «народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам». Это означает, что Муза не должна молчать. Если бы исчезла необходимость писать о народных страданиях, «процвел бы Божий мир!» В этих словах выражена мечта поэта о благодати, которую заслужил многострадальный русский народ. Но сокрушенно звучит: «Увы!»

Покуда вокруг будут слышны народные стоны, покуда страданье и горе будет гулять по земле русской, поэт не имеет права бездействовать, его лира не имеет права сладкоголосо ликовать и петь. Она должна призывать к действию, «возбуждать вниманье» «сильных мира» сего к бедственному положению народа. «Чему достойнее служить могла бы лира?»- вопрошает поэт. Для него самого нет иного пути.

Устами лирического героя Некрасов подводит своеобразный итог своему творческому пути. Поэт выполнил свое основное предназначение, отдав народу творческое слово. В этих строках звучит мысль о том, что известность, слава - не самоцель для поэта. Смысл его жизни в другом: пробудить прогрессивных людей, заставить их действовать, поднимая народ на борьбу. Именно поэтому нет сожаления в словах «Я умру, неведомый ему».

Но финал стихотворения трагичен. Тот, кому «посвящены мечтания поэта», о ком слагает он свои смелые песни, «не внемлет». Народ безмолвствует, и вновь горестно звучит «Увы!»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59164. Жіночі образи у творчості Лесі Українки за творами Камінний господар, Лісова пісня, Одержима 50 KB
  Отже як ви зрозуміли сьогодні ми поринемо в чудовий світ поезії кохання. В українській мові маємо ідеально точне словесне розмежування кохання й любові. Із цього й розпочнемо розмову про роль і місце кохання в житті людини у просвітленні й одухотворенні плоті бо в коханні людина утверджується як особистість.
59165. В.Барка. Роман Жовтий князь. Художнє відтворення голодомору 1933 року як найстрашнішої трагедії українського народу 43 KB
  Щаслива родина перетворюється на предмет знущання додаток 3 таблиця проектується на дошку і протягом уроку з неї вилучаються ті члени родини які помирають. Позбавлення людей віри додаток.
59166. Художня майстерня. Робота у графічному редакторі 28 KB
  Обладнання: Графічний редактор Pint репродукцій пейзажів журнальні ілюстрації Міжпредметні звязки: образотворче мистецтво Хід уроку. Актуалізація опорних знань методом Мозкової атаки Як завантажити графічний редактор У якому пункті меню знаходиться ...
59167. Цікаві пригоди лисичок 39.5 KB
  Виразне читання вчителем. Хто пояснить значення слова співаночки в Самостійне читання учнями. г Запитання: Що робили дзвіночки Як вони співали д читання за диктором.
59168. Оскар Уайльд 112 KB
  Апостол гедонії і фантазії Демонструючи портрети Оскара Вайльда роботи кількох художників і фотографів учитель розповідає про зовнішній вигляд письменника що був творцем свого життя.
59169. Це тихе сяйво над моєю долею. Урок української літератури 9-й клас 52 KB
  Мета: закріпити знання учнів про багатогранний образ жінки у творчості Т. Шевченка. Продовжувати вчити учнів розуміти внутрішній світ героїнь, глибину та велич душі, неможливість однолінійної оцінки.
59170. Чарівна квітка 34 KB
  Ознайомлення з поняттям основні кольори. Запамятайте що три кольори якими гноми розфарбували свої будинки: жовтий синій та червоний називаються основними. Але з основних можна отримати інші кольори якщо змішувати їх один з одним.
59171. Чарівна скриня. Сценарій українських вечорниць для середніх та старших класів 35 KB
  Ведучий. Україна! Країна смутку і краси, радості й печалі, розкішний вінок з рути і барвінку, над яким світяться яскраві зорі! Це історія мужнього народу, що віками боровся за волю, своє щастя, свідками чого є високі могили в степу, обеліски та прекрасна народна пісня.