30670

Судьба человека в контексте эпохи (по рассказам И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» и «Чистый понедельник»)

Доклад

Литература и библиотековедение

В этом отношении показательны рассказы Чистый понедельник и Господин из Сан-Франциско. Рассказ Господин из Сан-Франциско раскрывает кризис западноевропейской цивилизации постигший ее в начале 20 века.Герой рассказа некий господин из Сан-Франциско становится символом бездуховного буржуазного мира.

Русский

2017-02-13

13.94 KB

4 чел.

Судьба человека в контексте эпохи (по рассказам И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» и «Чистый понедельник»).



В творчестве И.А. Бунина отразилось время, в которое ему довелось жить. В произведениях этого писателя зафиксировались не только исторические и бытовые детали России начала 20 века. Бунин в своем творчестве сумел передать колорит эпохи, настроения, царящие в душах людей, их взгляды, их мировоззрение.

В этом отношении показательны рассказы «Чистый понедельник» и «Господин из Сан-Франциско».

Название рассказа «Чистый понедельник» (входит в сборник «Темные аллеи», 1944) имеет конкретный характер: его центральное событие происходит в понедельник на первой неделе Великого поста. Но это название носит и обобщенный смысл: в рассказе возникает картина последнего праздника довоенной московской жизни. Зыбкая эмоциональная атмосфера повествования, характеризующее настроения времени, создается благодаря тому, что рассказ ведется от лица героя, поглощенного «странной любовью» в «странном» городе. Его возлюбленная «загадочна, непонятна». О будущем герой старается не думать, настоящее же вызывает у него только беспомощные вопросы: «И зачем, почему надо так жестоко мучить меня и себя». Рефрен, который повторяется в первых строках рассказа, усиливает странные ощущения героя – ощущения сна наяву.

В рассказе судьба героев получает не только психологическую, но и философско-историческую мотивировку. За крайностями их внешней жизни проглядывает какая-то русская тоска, поиски смысла жизни, раздумья над судьбой России, что было так характерно для людей того времени. Таинственность происходящего оказывается тесно переплетена с основными настроениями времени - роковыми предчувствиями.

В рассказе есть конкретные временные рамки – конец масленицы и наступление Великого поста. Это реальное время приобретает в «Чистом понедельнике» символическое звучание. Стремление к очищению характерно не только для героини рассказа, которая уходит в монастырь. Оно было свойственно всем мыслящим людям начала 20 века.

Наряду с поисками смысла жизни, духовного самосовершенствования, умонастроения начала 20 века характеризовались тревогой, депрессией, растерянностью, ощущением неминуемой беды, кризиса. Это в полной мере отразилось на судьбе героя-рассказчика. Его роковая любовь закончилась крахом, оставив лишь разочарования и боль.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» раскрывает кризис западноевропейской цивилизации, постигший ее в начале 20 века. Это произведение было написано Буниным в 1915 году, когда писатель уже жил в эмиграции. Писатель видел, что буржуазное общество бездуховно, что развитие технического прогресса в нем идет в ущерб духовному, внутреннему развитию.

Герой рассказа – некий господин из Сан-Франциско - становится символом бездуховного буржуазного мира. Он – пустышка, не имеющая души и видящая цель своего существования лишь в услаждении тела. Этот господин полон снобизма и самодовольства. Он считает себя «хозяином» положения, потому что у него есть деньги.

Собираясь путешествовать по Старому Свету, господин из Сан-Франциско тщательно разрабатывает маршрут, все планирует и просчитывает. Но судьба все решает иначе. В жизнь и этого героя Бунина вмешивается фатум. Сначала утлый пароходик с символичным названием «Атлантида» едва справился с бурей, которая обрушилась на него в океане, а затем, на отдыхе, герой умирает от удара.

Все планы этого человека нарушаются, его самодовольство и самоуверенность ничего не значат и ничего не стоят. В зыбком и неустойчивом мире нет опор и основ, которые гарантировали бы стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Нельзя обезопасить себя и быть в чем-то уверенным. В подтверждение этой мысли тело богатого господина доставляется домой в трюме, всеми забытое и ненужное. Никакой авторитет и никакие деньги не смоги обеспечить герою достойного завершение его жизненного пути.

Произведения Бунина наполнены настроениями тревожности, нестабильности, приближающейся трагедии, скорой смерти. Герои его произведений, люди своего времени, и их судьбы в полной мере отражают эти настроения.
^


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52484. Kreatives Deutsch: Ich kann auch Dichter sein 196.5 KB
  usrьstung:Мusik von Bethoven Portrдte der deutschen Dichter die gedruckten Teile der Gedichte ein Projektor. Durchfьhrung der Stunde Lehrer : Guten Tg liebe Schьler Wir begrьЯen euch sehr herzlich in unserem Gedichtlbortorium Wir mchen jetzt eine interessnte Reise in die Welt der Dichtung und des Reimes. Viel SpЯ lso und gute Erlebnisse Die erste Sttion wird Die lustigen Reime . Lehrer: Sehr schцn hbt ihr ds gemcht Fьr so begbte Dichter wr die ufgbe zu leicht.
52485. Wer wird Millionär 277 KB
  In unserem Sl sind die besten Kenner der deutschen Sprche. Der Lehrer erklärt die Regeln des Spieles gibt den Schülern eine ufgbe um die Teilnehmer zu wählen. Frge: 50 Jeder Spieler ht 3 Joker: 50 50 T Telefon P Publikum Frgen zum Spiel I 1. Wie viele Frben gibt es in der Flgge Deutschlnds .
52486. In der Deutschstunde 119.5 KB
  Wie gehts Seid ihr guter Lune Die Schüler ntworten. L: Wir beginnen mit den Rätselerzählungen die ihr zu Huse geschrieben hbt. Die Schüler hören und rten ws für eine Stunde ds ist. Sch 1: In dieser Stunde turnen wir n den Ringen springen hoch lufen um die Wette spielen Fußbll.
52487. Розв’язування текстових задач, зокрема комбінаторних 43 KB
  Систематизувати й поглибити знання учнів шляхом розв’язування текстових задач, що потребують використання залежностей між величинами; розвивати логічне мислення, культуру математичної мови і записів; виховувати інтерес до математики, взаємодовіру, посилювати міжпредметну інтеграцію
52488. Функції психодіагностики в навчально-виховному процесі 146.5 KB
  Інформація яка буде одержана за допомогою діагностики дасть змогу сформулювати точні уявлення про позашкільні інтереси учнів їхні плани. Влітку перед початком занять я як майбутній класний керівник 5 класу проводжу попередню діагностику учнів класу: непряму переглядаю особові справи спілкуюся з класоводами цього класу; пряму відвідую сімї моїх майбутніх вихованців. Після чого складається таблиця Початкові відомості про учнів класу. У деяких учнів можуть зміниться навіть взаємини в родині її склад житлові умови та матеріальний...
52489. Розвиток діалогічного мовлення за професійним спрямуванням. (професії «Бармен, офіціант», «Кухар, офіціант») 106.5 KB
  Це може бути відповідь згода заперечення уточнююче запитання прояв солідарності співчуття радості і т.Запитання зустрічне запитання: − Cn you tke nother plce − Just now.Повідомлення запитання: Tht stek is not tsty .Спонукання запитання або повідомлення: We hve no strwberries tody.
52490. Кольори в ритмічній пульсації 57.5 KB
  Мета: Поглибити знання учнів про творчість французького композитора Клода Дебюссі на прикладі фортепіанної мініатюри Місячне сяйво з Бергамаської сюїти. Залучити учнів до сприйняття музичного творущо розкриває витончені відтінки багатогранної образної палітри настроїв людини та довкілля яке вона сприймає. Виховувати музичний смак учнів потяг до прекрасного. Групи учнів получили творчі завдання.
52491. Побудова стовпчикових і кругових діаграм 77.5 KB
  Вчити будувати й читати кругові й стовпчасті діаграми. Розвивати логічне мисленя, обчислювальні навички, навички роботи на комп`ютері. Виховувати активність, працелюбність
52492. Связь украинцев с украинской диаспорой за рубежом 132 KB
  Ход урока Учитель: Ldies nd gentlemen I m very gld to see you t our conference devoted to the meeting with the members of Ukrinin Dispor in the other countries. Учитель: Let me introduce you member of Ukrinin Dispor from London Mry Brown. I m techer of Ukrinin History t school. Ukrinin ssocition in London is situted in 154 Hollnd Prk venue.