30670

Судьба человека в контексте эпохи (по рассказам И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» и «Чистый понедельник»)

Доклад

Литература и библиотековедение

Бунина Господин из СанФранциско и Чистый понедельник.В этом отношении показательны рассказы Чистый понедельник и Господин из СанФранциско.Рассказ Господин из СанФранциско раскрывает кризис западноевропейской цивилизации постигший ее в начале 20 века.Герой рассказа – некий господин из СанФранциско становится символом бездуховного буржуазного мира.

Русский

2013-08-24

13.94 KB

4 чел.

Судьба человека в контексте эпохи (по рассказам И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» и «Чистый понедельник»).



В творчестве И.А. Бунина отразилось время, в которое ему довелось жить. В произведениях этого писателя зафиксировались не только исторические и бытовые детали России начала 20 века. Бунин в своем творчестве сумел передать колорит эпохи, настроения, царящие в душах людей, их взгляды, их мировоззрение.

В этом отношении показательны рассказы «Чистый понедельник» и «Господин из Сан-Франциско».

Название рассказа «Чистый понедельник» (входит в сборник «Темные аллеи», 1944) имеет конкретный характер: его центральное событие происходит в понедельник на первой неделе Великого поста. Но это название носит и обобщенный смысл: в рассказе возникает картина последнего праздника довоенной московской жизни. Зыбкая эмоциональная атмосфера повествования, характеризующее настроения времени, создается благодаря тому, что рассказ ведется от лица героя, поглощенного «странной любовью» в «странном» городе. Его возлюбленная «загадочна, непонятна». О будущем герой старается не думать, настоящее же вызывает у него только беспомощные вопросы: «И зачем, почему надо так жестоко мучить меня и себя». Рефрен, который повторяется в первых строках рассказа, усиливает странные ощущения героя – ощущения сна наяву.

В рассказе судьба героев получает не только психологическую, но и философско-историческую мотивировку. За крайностями их внешней жизни проглядывает какая-то русская тоска, поиски смысла жизни, раздумья над судьбой России, что было так характерно для людей того времени. Таинственность происходящего оказывается тесно переплетена с основными настроениями времени - роковыми предчувствиями.

В рассказе есть конкретные временные рамки – конец масленицы и наступление Великого поста. Это реальное время приобретает в «Чистом понедельнике» символическое звучание. Стремление к очищению характерно не только для героини рассказа, которая уходит в монастырь. Оно было свойственно всем мыслящим людям начала 20 века.

Наряду с поисками смысла жизни, духовного самосовершенствования, умонастроения начала 20 века характеризовались тревогой, депрессией, растерянностью, ощущением неминуемой беды, кризиса. Это в полной мере отразилось на судьбе героя-рассказчика. Его роковая любовь закончилась крахом, оставив лишь разочарования и боль.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» раскрывает кризис западноевропейской цивилизации, постигший ее в начале 20 века. Это произведение было написано Буниным в 1915 году, когда писатель уже жил в эмиграции. Писатель видел, что буржуазное общество бездуховно, что развитие технического прогресса в нем идет в ущерб духовному, внутреннему развитию.

Герой рассказа – некий господин из Сан-Франциско - становится символом бездуховного буржуазного мира. Он – пустышка, не имеющая души и видящая цель своего существования лишь в услаждении тела. Этот господин полон снобизма и самодовольства. Он считает себя «хозяином» положения, потому что у него есть деньги.

Собираясь путешествовать по Старому Свету, господин из Сан-Франциско тщательно разрабатывает маршрут, все планирует и просчитывает. Но судьба все решает иначе. В жизнь и этого героя Бунина вмешивается фатум. Сначала утлый пароходик с символичным названием «Атлантида» едва справился с бурей, которая обрушилась на него в океане, а затем, на отдыхе, герой умирает от удара.

Все планы этого человека нарушаются, его самодовольство и самоуверенность ничего не значат и ничего не стоят. В зыбком и неустойчивом мире нет опор и основ, которые гарантировали бы стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Нельзя обезопасить себя и быть в чем-то уверенным. В подтверждение этой мысли тело богатого господина доставляется домой в трюме, всеми забытое и ненужное. Никакой авторитет и никакие деньги не смоги обеспечить герою достойного завершение его жизненного пути.

Произведения Бунина наполнены настроениями тревожности, нестабильности, приближающейся трагедии, скорой смерти. Герои его произведений, люди своего времени, и их судьбы в полной мере отражают эти настроения.
^


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30659. Роль пейзажа в произведениях отечественной литературы 13.54 KB
  Так например в повести Бедная Лиза Карамзина живописные картины природы на первый взгляд можно счесть случайными эпизодами которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Таким образом здесь описание природы служит для выражения авторской позиции. Здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние Лизы но и предвещает трагичный финал данной истории. Его характер отражается в принадлежащих ему описаниях природы Фаталист Тамань Княжна Мери.
30660. Сны героев. Их художественная функция в произведениях отечественной литературы 12.95 KB
  Так сон Татьяны в Евгении Онегине заключает в себе идею о близости героини к народу. Татьяна исключительно романтическая натура что и доказывает её сон. Во многом сон носит символический характер таким образом автор переплетает народные представления о сне образ ручья медведя леса и т. Иной характер носит сон Обломова Гончаров Обломов в котором герой видит свою родную деревню и свое детство.
30661. Русский характер в очерке Н. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” 14.73 KB
  “Леди Макбет Мценского уезда†история трагической любви и преступлений Катерины Измайловой. В картинах любви гармонию нарушает вдруг вторгшийся разлад: возлюбленныйто думает о деньгах. Героиня обезумела от любви и готова сделать все что угодно чтобы только Сергей был доволен. Признаваясь что не любил Катерины Львовны никогда Сергей пытается отнять то единственное что составляло жизнь Измайловой прошлое ее любви.
30662. Русский характер в очерке Н. Лескова Леди Макбет Мценского уезда 15.62 KB
  “Леди Макбет Мценского уезда†история трагической любви и преступлений Катерины Измайловой. Да и чувство Катерины Львовны не может быть свободным от инстинктоз собственнического мира и не попадать под действие его законов. И вместе с тем слепая страсть Катерины неизмеримо больше значительнее чем корысть Сергея. Признаваясь что не любил Катерины Львовны никогда Сергей пытается отнять то единственное что составляло жизнь Измайловой прошлое ее любви.
30663. Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. Художественная функция «эзопова языка» в произведениях писателя 15.47 KB
  СалтыковаЩедрина по праву считается История одного города которую он начал писать в 1868 году а закончил в 1870 году.Жанр Истории одного города определить довольно трудно: автор написал его в форме летописи но изображённые здесь события кажутся абсолютно нереальными образы – фантастичными а происходящее походит на какойто кошмарный бредовый сон.Главный герой Истории одного города народ обобщенный образ которого раскрывается из главы в главу все шире. Но и сами носители верховной власти города Глупова играют очень важную роль в...
30664. Своеобразие сатиры В.В. Маяковского в стихотворениях «О дряни», «Прозаседавшиеся» 13.67 KB
  Маяковского в стихотворениях О дряни Прозаседавшиеся В дореволюционный период творчества поэта основной целью его сатиры было беспощадно обличение существующего строя.Первая группа сатирических произведений поэта разоблачает и высмеивает мещанство О дряни Еще раз о дряни Ханжа Маруся отравилась и др.В сатирическом фельетоне а именно так исследователи определили жанр этого произведения О дряни Маяковский обличает мещанство.
30665. Своеобразие стиля Чехова-прозаика (на примере рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») 14.02 KB
  Чехов стремится в своих рассказах проследить динамику человеческой души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине. Но ведь обыденность и творит личность и Чехов стремится обратить внимание читателя на отдельные дни и часы маленького обывательского существования осмыслить их и помочь человеку жить осознанно. А в рассказе О любви устами главного героя Чехов скажет: Я понял что когда любишь то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего от более важного чем счастье или несчастье грех или добродетель или не...
30666. В чем смысл финала рассказа А.П.Чехова «Ионыч» 13.61 KB
  Чехов обращается к проблеме духовной деградации человека. К 3536 годам он уже превращается в Ионыча – ожирел потерял совесть и стал похож не на человека а на языческого божка. В конце рассказа мы уже не видим прежнего молодого человека который мог бы прийти ночью на свидание на кладбище. Он променял живые мысли на сытое самодовольное существование он не смог сберечь в себе человека.
30667. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ 20.95 KB
  Заглавие вводит читателя в мир произведения выражает основную тему текста определяет его важнейшую сюжетную линию или указывает на его главный конфликт. Б Заглавие может называть главного героя произведения Евгений Онегин Обломов Анна Каренина Иванов В Заглавие текста может указывать на время и место действия Полтава А. Таким образом заглавие художественного произведения вопервых соотносит сам текст с его художественным миром: главными героями временем действия: Гусев А. Чехова Ионыч...