30675

Тема героя и толпы в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

Конфликт в который вступают Чацкий и московское общество весь ход сюжета убедительно доказывают что Чацкий по сути дела один на один с целым мирком в миниатюре миром Фамусова. Фамусовское общество является жалким подражателем всего французского; и только Чацкий единственный русский человек во всей пьесе. Воскреснем ли когда от чужевластья мод вопрошает он иронизируя над тем что московское общество одевается по французской моде предпочитает французскую кухню французский язык знает лучше чем русский.Фамусовское общество...

Русский

2013-08-24

14.5 KB

0 чел.

Тема героя и толпы в произведениях отечественной литературы.



Раскрывая тему «герой и толпа», необходимо учитывать следующие моменты. Это конфликт характерен для романтической эстетики: перед нами герой-одиночка, незаурядная личность, приподнятая над толпой. Таким героем является герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий. Это, несомненно, более умный, образованный, интеллигентный человек, чем те «25 глупцов», которые его окружают.

Конфликт комедии выявляет образ главного героя: это яркая, незаурядная личность; человек, который любит Россию; гордый; наблюдательный; у него доброе сердце, свободолюбивые взгляды. Конфликт, в который вступают Чацкий и московское общество, весь ход сюжета убедительно доказывают, что Чацкий, по сути дела, один на один с целым мирком в миниатюре (миром Фамусова). Яркие личностные качества Чацкого противопоставляются обществу, все представители которого так единодушны в своих взглядах, убеждениях. Фамусовское общество является жалким подражателем всего французского; и только Чацкий - единственный русский человек во всей пьесе. «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?» - вопрошает он, иронизируя над тем, что московское общество одевается по французской моде, предпочитает французскую кухню, французский язык знает лучше, чем русский.

Фамусовское общество рассматривает службу как источник доходов, наилучшим путем для карьерного роста считая путь служения лицам, а не делу; Чацкий же готов служить, а вот «прислуживаться» ему тошно. Кроме того, московское общество живет по жестоким законам крепостного права. Для Чацкого же неприемлемо делать из людей рабов, покупать и продавать их, как вещи.

Общество Фамусова выписано автором как единый живой организм, на редкость единодушный в своей борьбе со всем новым, истинным, чистым, светлым, со всем, что воплотилось в образе Чацкого.

Герой и толпа изображены и в другом произведении русской классики – стихотворении М.Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен». Лирический герой этого стихотворения, написанного Лермонтовым под впечатлением шумного новогоднего бала – маскарада под 1840 год, чувствует себя одиноким в яркой, нарядной толпе. Неприятие им окружающего диктует особый выбор образов, которые не просто следуют один за другим, а как бы «нагнетаются»: «пестрая толпа», «дикий шепот затверженных речей», «образы бездушные людей».

В этом светском обществе нет искренности, естественности (недаром поэт употребляет эпитет «затверженные» речи; затверженные – т.е. раз и навсегда заученные речи-штампы); нет живого чувства, которое заменяет холодный расчет (у красавиц в свете «бестрепетные руки»).

Лирический герой – человек совсем иного склада: будучи в духовном отношении более ранимым, чутким, восприимчивым, интеллектуальным, чем вся эта «толпа», он томится в их душном мире, и «наружно погрузясь в их блеск и суету», он душой устремляется туда, где прошло его детство, где он был счастлив:

Лечу я вольной, вольной птицей

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей…

Заурядной толпе не понять тоски лирического героя, который томится условностями света; у которого есть чувство Родины; чувство Прекрасного.

Читая роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», мы не можем не возмущаться поступками Печорина: он погубил несчастную Бэлу; играл чувствами и самолюбием Грушницкого, Мэри; равнодушен и холоден с Максим Максимычем. Ответ на вопрос: «Почему он такой, почему сеет зло?» дает нам сам Печорин в своей беседе – исповеди с Мери. Героя развратило и погубило двуличное общество.

В этой откровенной беседе перед нами, на несколько мгновений, предстает прежний Печорин: чистый, благородный, открытый и очень одинокий, потому что против него - целое общество. Герою не верили, что он «скромен»; что «глубоко чувствует добро и зло»; что он «готов любить весь мир»; правдив, - и тогда Печорин стал «скрытен», «злопамятен», «завистлив», «выучился ненавидеть»: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».

Таким образом, раскрывая тему «герой и толпа», «личность и общество», русские писатели XIX века противопоставляют обществу, косному, темному, душащему, личность – яркую, незаурядную, сильную, возвышающуюся над толпой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84660. Маркетинговая деятельность предприятия: виды маркетинга 76.5 KB
  Предприятие предлагает розничные и оптовые цены льготные цены и скидки продажу в кредит. Чтобы обеспечить сбыт устанавливают низкие цены. Выживание возможно пока цены покрывают издержки хотя бы переменные. Максимизация текущей прибыли основывается на определении спроса при разных ценах и выборе цены...
84661. Обогащение руд цветных металлов 32.49 KB
  Чистая медь –- это металл розовато красного цвета очень мягкий и обладающий большой вязкостью и пластичностью. Подземного выщелачивания Техникоэко-номические показатели медного производства Производство черновой меди отличается высокой материало и топливоёмкостью.
84662. Предложение. Члены предложения 37.29 KB
  Члены предложения. Докажите что мы составили предложения. А что должно стоять в конце любого предложения знак препинания IV. Работа по теме 10 минут На доске записаны слова: Астаны идем по улице мы а вы Астане были в приезжайте посмотреть обязательно нашу столицу Астану Составьте из слов каждой строчки предложения.
84663. Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной 54 KB
  Цели: образовательная: повторить и закрепить умения и навыки решения линейных неравенств с одной переменной и их систем; привить навыки решения заданий; развивающая: развивать приёмы мыслительной деятельности, внимание; формировать потребность к приобретению знаний; развивать коммуникативную и информационную...
84664. Владимир Святославич. Принятие христианства 64.5 KB
  Задачи урока: образовательные: определить основные направления внутренней и внешней политики князя Владимира; вспомнить какие существуют мировые религии выявить отличия христианства от язычества; воспитательные: дать оценку деятельности Владимира Святославовича развивающие: сформировать...
84665. Коллективизация в Казахстане 13.26 KB
  Цель: ознакомить учащихся с процессом проведения коллективизации в Казахстане; научить правильно оценивать события происходящие в данный период на территории Казахстана. Голощекина в период проведения политики коллективизации программа Малый Октябрь; продолжить изучение тоталитаризма и его кровавых последствий.
84667. Разнообразие растений 18.58 KB
  Задачи: Обобщить знания учащихся о разнообразии и жизни растений. Дети называют соответствующие группы растений и в результате рядом с фотографией появляются названия групп Дети высказывают свои предположения. Изучить эти группы растений.
84668. Звуки т, т. Буква Т 18.76 KB
  Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества учащихся. Формировать потребности и способности к сотрудничеству при работе в парах. Развивающие: Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание и память. Развивать интерес к самостоятельной деятельности, с целью поиска нужной информации.