30675

Тема героя и толпы в произведениях отечественной литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

Конфликт в который вступают Чацкий и московское общество весь ход сюжета убедительно доказывают что Чацкий по сути дела один на один с целым мирком в миниатюре миром Фамусова. Фамусовское общество является жалким подражателем всего французского; и только Чацкий единственный русский человек во всей пьесе. Воскреснем ли когда от чужевластья мод вопрошает он иронизируя над тем что московское общество одевается по французской моде предпочитает французскую кухню французский язык знает лучше чем русский.Фамусовское общество...

Русский

2013-08-24

14.5 KB

0 чел.

Тема героя и толпы в произведениях отечественной литературы.



Раскрывая тему «герой и толпа», необходимо учитывать следующие моменты. Это конфликт характерен для романтической эстетики: перед нами герой-одиночка, незаурядная личность, приподнятая над толпой. Таким героем является герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий. Это, несомненно, более умный, образованный, интеллигентный человек, чем те «25 глупцов», которые его окружают.

Конфликт комедии выявляет образ главного героя: это яркая, незаурядная личность; человек, который любит Россию; гордый; наблюдательный; у него доброе сердце, свободолюбивые взгляды. Конфликт, в который вступают Чацкий и московское общество, весь ход сюжета убедительно доказывают, что Чацкий, по сути дела, один на один с целым мирком в миниатюре (миром Фамусова). Яркие личностные качества Чацкого противопоставляются обществу, все представители которого так единодушны в своих взглядах, убеждениях. Фамусовское общество является жалким подражателем всего французского; и только Чацкий - единственный русский человек во всей пьесе. «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?» - вопрошает он, иронизируя над тем, что московское общество одевается по французской моде, предпочитает французскую кухню, французский язык знает лучше, чем русский.

Фамусовское общество рассматривает службу как источник доходов, наилучшим путем для карьерного роста считая путь служения лицам, а не делу; Чацкий же готов служить, а вот «прислуживаться» ему тошно. Кроме того, московское общество живет по жестоким законам крепостного права. Для Чацкого же неприемлемо делать из людей рабов, покупать и продавать их, как вещи.

Общество Фамусова выписано автором как единый живой организм, на редкость единодушный в своей борьбе со всем новым, истинным, чистым, светлым, со всем, что воплотилось в образе Чацкого.

Герой и толпа изображены и в другом произведении русской классики – стихотворении М.Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен». Лирический герой этого стихотворения, написанного Лермонтовым под впечатлением шумного новогоднего бала – маскарада под 1840 год, чувствует себя одиноким в яркой, нарядной толпе. Неприятие им окружающего диктует особый выбор образов, которые не просто следуют один за другим, а как бы «нагнетаются»: «пестрая толпа», «дикий шепот затверженных речей», «образы бездушные людей».

В этом светском обществе нет искренности, естественности (недаром поэт употребляет эпитет «затверженные» речи; затверженные – т.е. раз и навсегда заученные речи-штампы); нет живого чувства, которое заменяет холодный расчет (у красавиц в свете «бестрепетные руки»).

Лирический герой – человек совсем иного склада: будучи в духовном отношении более ранимым, чутким, восприимчивым, интеллектуальным, чем вся эта «толпа», он томится в их душном мире, и «наружно погрузясь в их блеск и суету», он душой устремляется туда, где прошло его детство, где он был счастлив:

Лечу я вольной, вольной птицей

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей…

Заурядной толпе не понять тоски лирического героя, который томится условностями света; у которого есть чувство Родины; чувство Прекрасного.

Читая роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», мы не можем не возмущаться поступками Печорина: он погубил несчастную Бэлу; играл чувствами и самолюбием Грушницкого, Мэри; равнодушен и холоден с Максим Максимычем. Ответ на вопрос: «Почему он такой, почему сеет зло?» дает нам сам Печорин в своей беседе – исповеди с Мери. Героя развратило и погубило двуличное общество.

В этой откровенной беседе перед нами, на несколько мгновений, предстает прежний Печорин: чистый, благородный, открытый и очень одинокий, потому что против него - целое общество. Герою не верили, что он «скромен»; что «глубоко чувствует добро и зло»; что он «готов любить весь мир»; правдив, - и тогда Печорин стал «скрытен», «злопамятен», «завистлив», «выучился ненавидеть»: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».

Таким образом, раскрывая тему «герой и толпа», «личность и общество», русские писатели XIX века противопоставляют обществу, косному, темному, душащему, личность – яркую, незаурядную, сильную, возвышающуюся над толпой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61152. Давня Спарта 58 KB
  Ознайомити учнів з особливостями державного устрою Спарти удосконалити навички порівняння однотипних явищ установлення причинно-наслідкових звязків формувати вміння висловлювати власну думку.
61153. Трудове право 92.69 KB
  Розвивати навички учнів аналізувати поняття, працювати з різними джерелами інформації, формувати правову компетентність школярів як учасників трудових правовідносин.
61154. НАЗИВНІ РЕЧЕННЯ 261.5 KB
  Текст риторичний аспект: односкладні називні речення як риторична фігура зачину або оклику у висловлюваннях різної стильової належності. Розвиток неперервної пошукової пізнавальної активності восьмикласників...
61155. Утворення Афінської держави 75.5 KB
  Розглянути особливості державного устрою Афін; удосконалити навички роботи зі схемою оволодіння новим матеріалом в інтерактивній формі; поглибити розуміння сутності поняття держава. Після цього уроку учні зможуть: називати час проведення реформ Солона утвердження тиранії Пісістрата в Афінах...
61156. ОДНОСКЛАДНІ РЕЧЕННЯ ЯК ЧАСТИНИ СКЛАДНОГО РЕЧЕННЯ. СИНТАКСИЧНИЙ РОЗБІР ОДНОСКЛАДНИХ РЕЧЕНЬ 547.43 KB
  Поглибити знання учнів про односкладні речення як частини складних речень; розвивати вміння аналізувати складні речення, до складу яких входять умовно односкладні речення, моделювати й конструювати складні речення з різними частинами; структурувати вивчений матеріал шляхом здійснення морфологічного розбору односкладних речень
61157. УСНЕ ПОВІДОМЛЕННЯ НА ТЕМУ ПРО МОВУ, ЩО ВИМАГАЄ ЗІСТАВЛЕННЯ Й УЗАГАЛЬНЕННЯ МАТЕРІАЛУ, В НАУКОВОМУ СТИЛІ 27.36 KB
  Поглибити знання восьмикласників про особливості побудови усного повідомлення на тему про мову в науковому стилі, про підвиди наукового стилю: власне науковий, науково-навчальний, науково-популярний
61158. ПОВНІ Й НЕПОВНІ РЕЧЕННЯ. ТИРЕ В НЕПОВНИХ РЕЧЕННЯХ 347.23 KB
  Поглибити знання учнів про повні й неповні речення, сформувати вміння й навички виділяти неповні речення з-поміж повних речень, розвивати вміння користуватися цими видами синтаксичних одиниць в усному й писемному мовленні, удосконалити навички вживання тире в неповних реченнях
61160. ОДНОРІДНІ ЧЛЕНИ РЕЧЕННЯ ІЗ СПОЛУЧНИКОВИМ, БЕЗСПОЛУЧНИКОВИМ І ЗМІШАНИМ ЗВ’ЯЗКОМ 68.5 KB
  Поглибити знання восьмикласників про однорідні члени речення; сформувати загальнопізнавальні вміння знаходити однорідні члени речення та визначати їх вид, аналізувати зв’язок між ними (сполучниковий, безсполучниковий чи змішаний), а також смислові відношення...