30679

Тема подвига и самопожертвования в русской литературе

Доклад

Литература и библиотековедение

Подвиг самопожертвование могут восприниматься писателями поразному. Человек совершает подвиг не только в исключительные моменты своей жизни но и в семейнобытовом социальном философском плане. Если бы не слова князя Андрея никто бы не узнал о его подвиге.

Русский

2013-08-24

14.15 KB

3 чел.

Тема подвига и самопожертвования в русской литературе.



Подвиг, самопожертвование могут восприниматься писателями по-разному. Человек совершает подвиг не только в исключительные моменты своей жизни, но и в семейно-бытовом, социальном, философском плане. Тема героического нашла широкое отражение в отечественной литературе. Особенно ярко она проявилась в произведениях, посвященных военной теме: «Бородино» Лермонтова, «Война и мир» Л.Толстого, «Василий Теркин» Твардовского и др.

Л.Н.Толстой впервые по-новому подошел к раскрытию темы героического. Он показал, что настоящие герои не всегда получают по своим заслугам, часто оказываются в обычной жизни скромными людьми. Таков один из героев Шенграбенской битвы – скромный
 капитан Тушин. Центр самого сражения – его батарея. Еще недавно в палатке маркитанта Тушин выглядел обыкновенным человеком, стоял, разувшись, неловко улыбался. А теперь, занимая самую невыгодную диспозицию, находясь под непрерывным обстрелом, он проявляет чудеса храбрости. Себе он кажется большим и сильным, и солдаты смотрят на него, как дети. Тушин, не задумываясь, отдал бы свою жизнь в этом бою, потому что это – часть его дела, его долга. Но вместо награды или похвалы на совете после битвы Тушина отчитывают за то, что он посмел выступить без приказа. Если бы не слова князя Андрея, никто бы не узнал о его подвиге.

В Аустерлицком сражении перед читателем возникает капитан Тимохин, в чем-то очень похожий на Тушина, которого также отличает самоотверженность и скромность. Новаторство Толстого проявилось в том, что он впервые указал на важнейшую роль в общей победе каждого участника сражения, его мужества, умения выстоять.

Традиции в изображении героизма простого солдата сказались впоследствии в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Главный герой, веселый русский парень, шутник, балагур и мастер на все руки, подчас совершает невозможное. Он в одиночку переплывает реку в конце осени, чтобы донести сообщение от десантной группы, находящейся в тылу фашистов. Даже в роковые минуты испытаний, борьбы со смертью его не покидает присутствие духа, жизнелюбие. Этот герой выражает лучшие национальные качества: общительность, открытость, находчивость, упорство. Он не считает свои действия чем-то героическим, с иронией относится к награде. Подбив вражеский самолет, Теркин искренне радуется, потому что делал он это не ради славы, ордена, а просто выполнял свой долг.

Но тема героизма и самопожертвования выражается не только в произведениях, посвященных войне. Остро она звучит в рассказе Солженицына «Матренин двор». Живя у старой Матрены, дом которой считается самым скромным в деревне, повествователь находит редкие человеческие качества у Матрены. Она беззлобна, никому не делает зла, помогает соседям по первому зову, несмотря на преклонный возраст, не гонится за деньгами, с теплотой и понимание относится даже к незнакомым людям. Такие качества, к сожалению, не часто встречались рассказчику в людях. Героиня жертвует всем ради других: страны, соседей, родных. А после ее тихой смерти возникает описание жестокого поведения ее родных, захлебнувшихся в жадности.

Матрена тоже совершает своеобразный каждодневный подвиг. Благодаря своим душевным качествам она облегчает жизнь односельчанам, делает этот мир лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью.

Тема подвига и самопожертвования раскрывается в конкретных и символических образах, получает развитие в общественном, семейно-бытовом контексте. Эти темы неотделимы друг от друга, они связаны с чертами русского национального характера, его особенностями. Подвиг и самопожертвование немыслимы без человеколюбия, только при условии человеколюбия жертва не напрасна, а подвиг велик.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57847. Таємниці трикутника 475 KB
  Задачі проекту: розширити знання учнів з геометрії про трикутник та його властивості; ознаки подібності трикутників, Формулювати висновки на підставі проведених досліджень і роботи з інформацією...
57848. Урок. Трикутники 146.5 KB
  Мета уроку: Систематизувати та узагальнити знання учнів про зміст основних понять теми; систематизувати та узагальнити знання, вміння й навички учнів для розв’язування задач.
57849. Трикутник. Види трикутників. Периметр трикутника 62.5 KB
  Мета дидактична: подальше закріплення знань учнями класифікації трикутників; складання алгоритму побудови трикутників за двома сторонами і кутом між ними та за стороною і прилеглими кутами...
57850. Трикутники. Урок - захист проектів 361 KB
  Узагальнити початкові знання про трикутники: означення трикутника означення прямокутного трикутника сума кутів трикутника сума гострих кутів прямокутного трикутника види трикутників за його кутами визначні точки трикутника. Існує навіть окрема частина геометрії: геометрія трикутника. Слово надається Стегнію Валентину автору проекту Жорсткість трикутника Валентин. До вашої уваги презентація дослідницькоінформаційного проекту Жорсткість трикутника.
57851. Iнтегрований урок з читання, математики, Я i Украiни з використанням комп’ютерних технологiй. Тварини Лiсу 64.5 KB
  Мета: Вдосконалення техніки читання, вмiння складати схеми, речення, працювати з геометричним матеріалом, повторити калiграфiчне написання цифри 4, повторити таблицю додавання i вiднiмання числа 4, складання і розв’язування задачі.
57852. Уравнения. Угол. Многоугольники 48.5 KB
  Ожидаемые результаты: учащиеся должны решать уравнения на основе зависимости между компонентами при сложении и вычитании; уметь распознавать углы биссектрису угла строить углы с помощью транспортира решать задачи с помощью полученных знаний об углах...
57853. Дихання. Значення дихання. Органи дихання 211 KB
  Формувати знання та поняття у учнів про дихальну систему людини; ознайомити із диханням як процесом необхідним для життя; показати особливості та взаємозвязок будови та функцій органів дихання; розглянути складові частини системи...
57854. Половое размножение. Строение и разнообразие цветков 56 KB
  Разнообразием и классификацией цветков и растений в зависимости от строения цветка; симметрией цветков. Концепция: дать определение цветка. Рассмотреть строение цветка и функции отдельных элементов.
57855. Расселение растений в природе. Взаимодействие растений, грибов, бактерий и их роль в экосистемах 38 KB
  Мотивация учебной деятельности: А Проблемный вопрос: Почему необходимо изучать влияние факторов среды на организмы Анализ схемы Антропогенные нагрузки на экосистемы...