30689

Художественное мастерство Н.В. Гоголя в повести «Ночь перед Рождеством»

Доклад

Литература и библиотековедение

Гоголя в повести Ночь перед Рождеством. События в повести необычны фантастичны похожи на сказку. Завязкой повести можно считать разговор Оксаны первой красавицы села с Вакулой влюбленным в нее до беспамятства. Кульминационным моментом повести бесспорно является чудесный полет Вакулы на черте до Петербурга и обратно.

Русский

2013-08-24

17.04 KB

5 чел.

Художественное мастерство Н.В. Гоголя в повести «Ночь перед Рождеством».

Повесть «Ночь перед Рождеством» также принадлежит к циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки». События в повести необычны, фантастичны, похожи на сказку. Повествование насквозь пропитано духом фольклора, сказочных преданий и легенд. Основное действие сосредоточено вокруг жителя Диканьки — кузнеца Вакулы, «силача и детины хоть куда», и героя всех русских поверий — беса. Завязкой повести можно считать разговор Оксаны, первой красавицы села, с Вакулой, влюбленным в нее до беспамятства. Оксана дает кузнецу обещание выйти за него замуж, если он принесет ей черевички — такие, какие носит сама императрица. Кульминационным моментом повести, бесспорно, является чудесный полет Вакулы на черте до Петербурга и обратно. В результате он добывает своей возлюбленной башмачки. В развязке Вакула мирится с отцом Оксаны, с которым был не в ладах, и берет замуж красавицу.

Практически все читатели, когда-либо окунавшиеся в сказочный мир «Вечеров на хуторе», отмечали необыкновенную поэтичность, обаяние текстов Н. В. Гоголя. Откуда берет писатель такой колорит, такое мастерство? Отличительной особенностью повести, как, впрочем, и всех повестей цикла, является широкое использование фольклора. Это проявляется, прежде всего, в самих событиях и образах произведения. Из народных представлений черпает Гоголь образы черта, задумавшего украсть месяц, ведьмы, вылетающей через трубу, изображает их полет, баловство ведьмы со звездами. Исследователи творчества Гоголя проводят параллели и между волшебным полетом Вакулы и народными легендами. В повести Гоголь воспроизводит дух украинской глубинки, дает, по словам А. С. Пушкина, «живое описание племени поющего и танцующего, свежую картину малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой».

Н. В. Гоголь обладает удивительным свойством сочетать реальное со сказочным, вымышленным. Перед нами возникает особый мир со своими правилами и законами, со своими традициями: парни и девушки по старинному веселому обычаю в ночь перед Рождеством идут колядовать, они поют песни-колядки, желают хозяину и хозяйке здоровья и богатства, уважаемые и почитаемые казаки ходят друг к другу в гости. И в этот вполне реальный мир настолько органично вливается мир сказочный, что кажется, будто так и должно быть. Эти два мира в повести сливаются в единое нерасторжимое целое. И вот уже кажется, что нет ничего обыкновеннее ведьмы, вылетающей в трубу, месяца, пляшущего в руках черта, да и самого черта… Образ беса в повести наделен вполне конкретными чертами, как внешними, так и внутренними. Автор объясняет нам его поступки, рассказывает о его мыслях, кроме того, он наделяет его особым обаянием, которое, вопреки народным традициям, не вызывает у нас чувства отвращения или страха.

Созданию сказочной атмосферы помогают природные зарисовки. Многие явления природы оживают в этом зачарованном мире. «Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру».

Герои повести — самые обыкновенные люди, которых вы, казалось бы, можете встретить, лишь только завернете за угол. Это свойство В. Г. Белинский считал «первым признаком истинно художественного произведения». Со всеми героями «Ночи перед Рождеством» вы как будто давно знакомы. Но эти люди с такой теплотой и любовью описаны автором, что невольно залюбуешься ими. Однако это вовсе не значит, что перед нами проходит галерея идеальных людей. Нет. Гоголь наделяет своих героев качествами обыкновенными. Вот красавица Оксана. Ну чем не идеал? А между тем она спесива, своенравна, капризна, самолюбива. Уважаемый всеми голова, почитаемый Чуб — похаживают к Солохе.

Да и сам Вакула часто несдержан. Так, например, он готов «отломать с досады бока первому попавшемуся человеку» после разговора с капризной Оксаной.

Все дело в том поэтичном слоге, которым повествуется о жителях Диканьки.

Язык произведений Гоголя требует особого внимания. Именно с помощью колоритного, насыщенного лиризмом языка писатель рисует в своих произведениях картины украинской жизни. А сколько восторга, сколько упоения в его рассказе, сколько любви и нежности!

Отличительной особенностью повести является присутствие живительного и бодрого смеха. И действительно, как много комичных по своей природе сцен в «Ночи…»! Разве не смешон почтенный житель села, всеми почитаемый богатый купец Чуб, в ночь перед Рождеством при всем честном народе вылезающий из мешка! Достоин улыбки и голова, также попавший в мешок. Ну как не рассмеяться от души над тем странным диалогом между ними: «А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь свои сапоги, смальцем или дегтем? — Дегтем лучше! — сказал голова». Юмором пропитано, казалось бы, все повествование: описание чудачеств ведьмы, черта, перебранка баб, не на жизнь, а на смерть спорящих о том, как умер кузнец, утонул или повесился. Здесь смех Гоголя еще далек от той неизменной формулы, которой привыкли называть его художественный метод — «смех сквозь слезы». Это придет к нему позднее. А пока мы смеемся до слез над простодушными героями его «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

В повести «Ночь перед Рождеством» есть одна особенность, которая отличает ее от других повестей цикла. Здесь присутствует вполне определенный исторический фон. В тексте встречаются реальные исторические лица: князь Потемкин, Екатерина II, Фонвизин, он угадывается, но не называется прямо. Все это позволяет говорить о примерных временных рамках произведения. Это вторая половина XVIII века.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26093. Социокультурный прогресс 17.3 KB
  Заслуга разработки теории культурного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII века Ж. Основой прогресса просветители считали совершенствование разума рост знаний.Дальнейшую разработку теория культурного прогресса получает в марксизме. Основу марксистской концепции культурного прогресса составляет учение об общественноэкономических формациях.
26094. Глобализация 29.47 KB
  Если считать ее древним явлением то глобализация всемирноисторический процесс. Глобализация сравнительно новый термин получивший в последнее десятилетие распространение в научной и политической литературе. Предметом оживленных дебатов служит буквально все что такое глобализация когда она началась как она соотносится с другими процессами в общественной жизни каковы ее ближайшие и отдаленные последствия.
26095. Модернизация 25.09 KB
  Сегодня понятие модернизации рассматривается преимущественно в трех различных значениях: 1 как внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки относящееся к европейскому Новому времени; 2 догоняющая модернизация которую практикуют страны не относящиеся к странам первой группы но стремящиеся их догнать; 3 процессы эволюционного развития наиболее модернизированных обществ Западная Европа и Северная Америка т. модернизация как некий перманентный процесс осуществляющийся посредством проведения реформ и инноваций что...
26096. Человек в современной культуре. Культурная модернизация 18.66 KB
  Формирование личности в современных условиях: рост независимости от власти традиционных факторов как семья религия; открытость новой практике и в отношениях с людьми; вера в могущество науки и отказ от пассивности и фатализма; стремление индивида к повышению образовательного и профессионального статуса; возрастание интереса к социальной и политической жизни и активное участие в ней; долгосрочное планирование дел и действий стремление к точности во времени. Проблема идентичности Проблема идентичности тесно связана с темой субъекта...
26097. Культурология как наука: междисциплинарные связи, предмет, объект, содержательная область и проблемные поля, структура 19.48 KB
  Лесли Элвин Уайт Открытие культуры когданибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни. проясняет природу и смыслы культуры раскрывает ее роль в общественной жизни А. помогает прояснить то подлинное значение культуры которое присутствует в трудах выдающихся мыслителей как прошлого так и настоящего вскрывает причины искажений в их теоретических позициях С. предлагает иную интерпретацию взаимоотношений культуры и природы которая коренным образом...
26098. Происхождения термина 21.88 KB
  написал трактат о земледелии перевод названия которого по латыни звучит примерно так: агрокультура. Отсюда первоначально слово культура применялось как агротехнический термин обработка земли возделывание почвы. В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста С.
26099. Философские и научные основания постижения культуры 13.42 KB
  Имеет смысл лишь в границах определенной культуры философские идеи свойством культурной уникальности и самобытности философ же пытается постичь его в прямой и непосредственной связи с человеческой субъективностью всегда культурно обусловленной Смотреть философскими глазами на мир значит смотреть на него как на мир культуры своей культуры видеть в нем отражение собственной исторически и общественно сформированной индивидуальности. Восприятие через призму культуры философия как знание о мире не выходит за культурный горизонт своей...
26100. Культура как система 20.17 KB
  Однако такое восприятие культуры утвердилось далеко не сразу. Начало системному рассмотрению культуры было положено Эдуардом Бернеттом Тайлором в работе Первобытная культура. На основе изучения большого этнографического материала автор описывает и анализирует конкретные элементы первобытной культуры на фоне культуры мировой и формулирует целостное видение культуры первобытности в контексте теории анимизма специфической веры первобытного человека в одушевленность всей природы которая связывала в единую целостность весь его практический...
26101. Методология, методы и методика исследования культуры 13.43 KB
  Методология система базовых мировоззренческих принципов исследования включающая методы методики способы и средства реализации поставленных целей и задач. Методология исследования культуры: Феноменологические Функционализм Структурализм Постструктурализм Системный Синергетический Постмодернизм Диалектический Семиотический Органицизм Диффузионизм Цивилизационный Аксиологический и др. Методология: Универсалистская Индивидуалистическая Конструктивистская Метод последовательность шагов действий которые необходимо...