30702

Приём антитезы в произведениях русской литературы 2-й половины XIX века. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Доклад

Литература и библиотековедение

I антитеза ос6новное идейно композиционный принцип романа Преступление и наказание II функции антитезы. Приём антитезы при создании образа главного героя: А замечательная внешность Раскольникова и одежда нищего; Б описание каморки и страшная теория Раскольникова; В бесчеловечность теории и её неприятие сердцем сны Раскольникова. Приём антитезы в основе системы персонажей: А двойники Раскольникова Лужин и Свидригайлов; Б правда Сони Мармеладовой и правда Раскольникова.

Русский

2013-08-24

132.77 KB

16 чел.

Приём антитезы в произведениях русской литературы 2-й половины XIX века.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

План.

I    антитеза- ос6новное идейно- композиционный принцип романа «Преступление

и наказание»

II    функции антитезы.

1.         Приём антитезы при создании образа главного героя:

А) замечательная внешность Раскольникова и одежда нищего;

Б) описание каморки и страшная теория Раскольникова;

В) бесчеловечность теории и её неприятие сердцем (сны Раскольникова).

2.           Приём антитезы в основе системы персонажей:

А) двойники Раскольникова (Лужин и Свидригайлов);

Б) правда Сони Мармеладовой и правда Раскольникова.

III  человек- таинственная бесконечность.

Вывод: антитеза как художественный и композиционный приём и помогает писателю разграничить добро и зло, показать опасность эгоистического разделения людей, наметить пути нравственного совершенства.

М. Горький «Старуха Изергиль»

Антитеза – основа композиции рассказа. Романтический идеал, выражающий  высшую степень любви к людям - Данко, антиидеал, воплотивший крайний индивидуализм и презрение к другим - Ларра.

Ларра и Данко – очень значительные и емкие образы, в которых  запечатлены две формы общественного, социального поведения, два резко контрастных взгляда на отношение человека и  общества.

Бессмертие Ларры, отвергнутого людьми, стало его величайшим горем. Смерть Данко ради счастья людей становится началом  его бессмертия.

Горький утверждает, что род человеческий двойственен. От века жили «красавцы, которые любят», и «старики от рождения».

Отсюда в рассказе контрастные символические параллели: свет – тьма, солнце – болотный холод, огненное сердце Данко –  камень вместо сердца у Ларры.

Данко взрастил в себе неиссякаемую любовь к тем, кто «были как звери», как волки. Одно желание владело им – вытеснить  из их сознания мрак, жестокость, страх перед темным лесом, вернуть им человеческий облик. И сердце Данко горело, чтобы  рассеять не только тьму леса, но и тьму их души.

Горькую правду о двойственном людском роде рассказывает Изергиль, вспоминая свою молодость. Безусловно осуждая  индивидуализм Ларры, Изергиль думает, что ее собственная жизнь была освещена любовью и самопожертвованием. Но во всем: в  портрете, в авторских комментариях – мы видим иную точку зрения на героиню. Все в образе Изергиль напоминает Ларру: ее  индивидуализм, ее образ древней старухи, «иссушенной временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без  огня».

Таким образом, использование антитезы способствует глубокому раскрытию мировоззрения и характеров героев и идейного  замысла произведения.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

I приём антитезы - главный принцип композиции романа «война и мир» Л. Н.Толстого. II Наполеон и Кутузов – герои, составляющие полюса романа. Наполеон – олицетворение всего самого дурного в людях: А) портрет; Б) поведение; В) речь; Г) Авторская характеристика; Герои тяготеющие к полюсу Наполеона: А) Элен и Анатоль Курагины. Б) Берг; В) Вера; Кутузов - Олицетворение простоты, добра и правды: А) портрет; Б) поведение; В) речь; Герои, тяготеющие к полюсу Кутузова: А) Князь Андрей; Б) Пьер Безухов; В) Наташа Ростова; III Испытание героев с точки зрения закона «непрерывного движения личности во времени»

Приём антитезы в одном из произведений русской литературы 2-й половины XIX века 

Написала : Яна Николайчук

План.

I приём антитезы - главный принцип композиции романа «война и мир» Л. Н.Толстого. II Наполеон и Кутузов – герои, составляющие полюса романа. Наполеон – олицетворение всего самого дурного в людях: А) портрет; Б) поведение; В) речь; Г) Авторская характеристика; Герои тяготеющие к полюсу Наполеона: А) Элен и Анатоль Курагины. Б) Берг; В) Вера; Кутузов - Олицетворение простоты, добра и правды: А) портрет; Б) поведение; В) речь; Герои, тяготеющие к полюсу Кутузова: А) Князь Андрей; Б) Пьер Безухов; В) Наташа Ростова; III Испытание героев с точки зрения закона «непрерывного движения личности во времени»

Вариант 2

Приём антитезы в одном из произведений русской литературы 2-й половины XIX

века. ( по произведению Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

- я ведь только вошь убил, Соня!

- это человек - то вошь?

(из разговора Сони с Раскольниковым)

План.

I антитеза основное идейно - композиционный принцип романа

«Преступление и наказание»

II функции антитезы.

1. Приём антитезы при создании образа главного героя:

А) замечательная внешность Раскольникова и одежда нищего;

Б) описание каморки и страшная теория Раскольникова;

В) бесчеловечность теории и её неприятие сердцем (сны Раскольникова).

2. Приём антитезы в основе системы персонажей:

А) двойники Раскольникова (Лужин и Свидригайлов);

Б) правда Сони Мармеладовой и правда Раскольникова.

III человек - таинственная бесконечность.

Вариант заключения. Таким образом, мы видим, что антитеза как художественный приём и композиционный принцип помогает писателю разграничить добро и зло, показ0ать опасность эгоистического разделения людей, наметить пути нравственного совершенства.

Роман “Обломов” И. А. Гончарова не утратил своей актуальности и своего объективного значения и в наше время, ведь в нем заложен общечеловеческий философский смысл. Главный конфликт романа — между патриархальным и буржуазным укладами русской жизни — писатель раскрывает на противопоставлении людей, чувств и рассудка, покоя и действия, жизни и смерти. С помощью приема антитезы Гончаров дает возможность со всей глубиной понять замысел романа, проникнуть в души персонажей.

Антитеза (antithesis). Фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов, подчиненных одной общей идее или единой точке зрения. (Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (А.С.Пушкин).

Существенным условием антитезы является соподчинение противоположностей объединяющему их общему понятию, или общая на них точка зрения.

Это соподчинение может и не быть логически точным. Так, пословицы: «Редко, да метко», «Мал золотник, да дорог» построены антитетически, хотя взятые отдельно понятия редкий и меткий, малый и дорогой не являются логически соподчиненными, как свет и тьма, начало и конец; но в данном контексте эти понятия соподчиняются в силу того, что слова, «редко» и «мал» берутся с определенной спецификацией их значения применительно к сопоставленным с ними и взятым в прямом смысле словам «метко» и «дорог». Тропы, входя в антитезу, могут еще более скрывать ее логическую ясность и точность. Напр., «Ныне полковник, завтра покойник»

Как средство усиления выразительности, антитеза применяется в следующих основных случаях. Во-первых, при сопоставлении образов или понятий, контрастирующих между собою.

Во-вторых, антитетические понятия или образы могут своей совокупностью выражать нечто единое. В таком случае антитеза обычно выражает или контраст, уже заключающийся в самом содержании выражаемого предмета, или величину его.

В третьих, антитетический образ (или понятие) может привлекаться для оттенения другого образа, который стоит в центре внимания. Выражаемому предмету соответствует тогда только один из членов антитезы, другой же член имеет служебное значение усиления выразительности первого. Этот вид антитезы родствен фигуре сравнения. Так, у Державина:

«Где стол был яств,
Там гроб стоит».

Фигура антитезы может служить принципом построения для целых поэтических пьес или отдельных частей художественных произведений в стихах и прозе. Описания, характеристики, особенно сравнительные, часто строятся антитетически.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54644. Розв'язування вправ та задач на додавання, віднімання та множення натуральних чисел 185.5 KB
  Цього разу щоб отримати підказку вам необхідно розвязати таке завдання на картці. Молодці Отримуйте свою відгадку Катерина Серебрянська художня гімнастика 1996 рік літня олімпіада Лілія Підкопаєва спортивна гімнастика 1996 рік літня олімпіада Рустам Шарипов спортивна гімнастика 1996 рік літня олімпіада Хто же наступний Візьміть аркуш який лежить у кожного на парті. Розв'язання: 28  45 1260 114 448  25 1374 11200 12574 Відповідь: 12574 Тимур Таймазов – важка атлетика 1996 рік літня олімпіада Розв’яжемо...
54645. Характеристика олигополии 20.84 KB
  Экономисты обозначают условия, в которых протекает рыночная конкуренция, термином рыночная структура. Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации
54647. На божественному Олімпі. Сценарій новорічного свята 85 KB
  Дійові особи: Чарівник Зевс Посейдон Аїд Уранія Кліо Калліопа Мельпомена Ерато Полігімнія Талія Терпсіхора Евтерпа Астролог Історик Оратор. На троні сидить Зевс. Учитель: Ой знову щось не те Зевс: Ох і нудно ж отут самому у піднебессі Чи подивитися на Землю що там смертні роблять. Чути звуки кроків О таки йдуть Посейдон і Аїд: Привіт тобі брате – громовержцю Зевс: Привіт і вам Проходьте будь ласка.
54648. МИ - ОЛІМПІЙЦІ 199.5 KB
  Мета: популяризація олімпійських видів спорту; пропаганда здорового способу життя; формування моральних якостей.
54649. Sport Events. Olympic Games 468.5 KB
  Dear pupils. I am glad to see you here. I am sure you are ready for active work. Our topic today is “Sport. Olympic Games”. By the end of the lesson you should learn more about International Olympic Movement and about Olympic Games and the first marathon. I see that you are happy and you know it because your faces surely show it. So let’s sing one of our favourite songs.
54650. Розв’язання задач підвищеної складності у процесі підготовки учнів до олімпіад із фізики 1.25 MB
  Опанування учнями середньої школи знань із фізики потребує розвязання задач. Таким чином формуються допитливість самостійність інтерес до навчання розвивається вміння аналізувати явища.
54651. РУКОВОДСТВО ПО КОМПЬЮТЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ БОЛЬШИХ БОССОВ 816 KB
  Но почему ты думаешь что защита твоей собственной информации любой деловой или личной это менее интимное дело Увы друг мой защита твоей информации или хотя бы чёткое понимание того что это такое и как подобная защита должна строиться это ТВОЁ ЛИЧНОЕ ДЕЛО Не Cos Nоstr хотя твои проблемы могут стать и Нашим Делом тоже а Cos Tu Твоё Дело Разумеется тебе не хочется вникать во все эти тонкости. В этом конечно есть определённая лоrика однако безопасность твоей информации это и есть Большая Проблема уверяю тебя. Но они...
54652. Матеріали до філософсько-психологічного дослідження за романом П.Мирного «Хіба ревуть воли, як ясла повні?» 74.5 KB
  У ньому Панас Мирний відтворив свої враження і спостереження від подорожі а також історію яку він почув від візника про відомого на всю Полтавщину розбійника Гнидку засудженого на каторгу. Мирний був вражений тим що розповідаючи про злющого зарізяку візник здавалося співчував йому. Панас Мирний зацікавився особою Гнидки який у його пам’яті зостався як здоровенний іржавий цвях забитий у білу гладеньку стіну. Почуте у дорозі письменник намагався проаналізувати вдома проникнути в складність суспільного явища знайти коріння що...