30702

Приём антитезы в произведениях русской литературы 2-й половины XIX века. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Доклад

Литература и библиотековедение

I антитеза ос6новное идейно композиционный принцип романа Преступление и наказание II функции антитезы. Приём антитезы при создании образа главного героя: А замечательная внешность Раскольникова и одежда нищего; Б описание каморки и страшная теория Раскольникова; В бесчеловечность теории и её неприятие сердцем сны Раскольникова. Приём антитезы в основе системы персонажей: А двойники Раскольникова Лужин и Свидригайлов; Б правда Сони Мармеладовой и правда Раскольникова.

Русский

2013-08-24

132.77 KB

23 чел.

Приём антитезы в произведениях русской литературы 2-й половины XIX века.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

План.

I    антитеза- ос6новное идейно- композиционный принцип романа «Преступление

и наказание»

II    функции антитезы.

1.         Приём антитезы при создании образа главного героя:

А) замечательная внешность Раскольникова и одежда нищего;

Б) описание каморки и страшная теория Раскольникова;

В) бесчеловечность теории и её неприятие сердцем (сны Раскольникова).

2.           Приём антитезы в основе системы персонажей:

А) двойники Раскольникова (Лужин и Свидригайлов);

Б) правда Сони Мармеладовой и правда Раскольникова.

III  человек- таинственная бесконечность.

Вывод: антитеза как художественный и композиционный приём и помогает писателю разграничить добро и зло, показать опасность эгоистического разделения людей, наметить пути нравственного совершенства.

М. Горький «Старуха Изергиль»

Антитеза – основа композиции рассказа. Романтический идеал, выражающий  высшую степень любви к людям - Данко, антиидеал, воплотивший крайний индивидуализм и презрение к другим - Ларра.

Ларра и Данко – очень значительные и емкие образы, в которых  запечатлены две формы общественного, социального поведения, два резко контрастных взгляда на отношение человека и  общества.

Бессмертие Ларры, отвергнутого людьми, стало его величайшим горем. Смерть Данко ради счастья людей становится началом  его бессмертия.

Горький утверждает, что род человеческий двойственен. От века жили «красавцы, которые любят», и «старики от рождения».

Отсюда в рассказе контрастные символические параллели: свет – тьма, солнце – болотный холод, огненное сердце Данко –  камень вместо сердца у Ларры.

Данко взрастил в себе неиссякаемую любовь к тем, кто «были как звери», как волки. Одно желание владело им – вытеснить  из их сознания мрак, жестокость, страх перед темным лесом, вернуть им человеческий облик. И сердце Данко горело, чтобы  рассеять не только тьму леса, но и тьму их души.

Горькую правду о двойственном людском роде рассказывает Изергиль, вспоминая свою молодость. Безусловно осуждая  индивидуализм Ларры, Изергиль думает, что ее собственная жизнь была освещена любовью и самопожертвованием. Но во всем: в  портрете, в авторских комментариях – мы видим иную точку зрения на героиню. Все в образе Изергиль напоминает Ларру: ее  индивидуализм, ее образ древней старухи, «иссушенной временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без  огня».

Таким образом, использование антитезы способствует глубокому раскрытию мировоззрения и характеров героев и идейного  замысла произведения.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

I приём антитезы - главный принцип композиции романа «война и мир» Л. Н.Толстого. II Наполеон и Кутузов – герои, составляющие полюса романа. Наполеон – олицетворение всего самого дурного в людях: А) портрет; Б) поведение; В) речь; Г) Авторская характеристика; Герои тяготеющие к полюсу Наполеона: А) Элен и Анатоль Курагины. Б) Берг; В) Вера; Кутузов - Олицетворение простоты, добра и правды: А) портрет; Б) поведение; В) речь; Герои, тяготеющие к полюсу Кутузова: А) Князь Андрей; Б) Пьер Безухов; В) Наташа Ростова; III Испытание героев с точки зрения закона «непрерывного движения личности во времени»

Приём антитезы в одном из произведений русской литературы 2-й половины XIX века 

Написала : Яна Николайчук

План.

I приём антитезы - главный принцип композиции романа «война и мир» Л. Н.Толстого. II Наполеон и Кутузов – герои, составляющие полюса романа. Наполеон – олицетворение всего самого дурного в людях: А) портрет; Б) поведение; В) речь; Г) Авторская характеристика; Герои тяготеющие к полюсу Наполеона: А) Элен и Анатоль Курагины. Б) Берг; В) Вера; Кутузов - Олицетворение простоты, добра и правды: А) портрет; Б) поведение; В) речь; Герои, тяготеющие к полюсу Кутузова: А) Князь Андрей; Б) Пьер Безухов; В) Наташа Ростова; III Испытание героев с точки зрения закона «непрерывного движения личности во времени»

Вариант 2

Приём антитезы в одном из произведений русской литературы 2-й половины XIX

века. ( по произведению Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

- я ведь только вошь убил, Соня!

- это человек - то вошь?

(из разговора Сони с Раскольниковым)

План.

I антитеза основное идейно - композиционный принцип романа

«Преступление и наказание»

II функции антитезы.

1. Приём антитезы при создании образа главного героя:

А) замечательная внешность Раскольникова и одежда нищего;

Б) описание каморки и страшная теория Раскольникова;

В) бесчеловечность теории и её неприятие сердцем (сны Раскольникова).

2. Приём антитезы в основе системы персонажей:

А) двойники Раскольникова (Лужин и Свидригайлов);

Б) правда Сони Мармеладовой и правда Раскольникова.

III человек - таинственная бесконечность.

Вариант заключения. Таким образом, мы видим, что антитеза как художественный приём и композиционный принцип помогает писателю разграничить добро и зло, показ0ать опасность эгоистического разделения людей, наметить пути нравственного совершенства.

Роман “Обломов” И. А. Гончарова не утратил своей актуальности и своего объективного значения и в наше время, ведь в нем заложен общечеловеческий философский смысл. Главный конфликт романа — между патриархальным и буржуазным укладами русской жизни — писатель раскрывает на противопоставлении людей, чувств и рассудка, покоя и действия, жизни и смерти. С помощью приема антитезы Гончаров дает возможность со всей глубиной понять замысел романа, проникнуть в души персонажей.

Антитеза (antithesis). Фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов, подчиненных одной общей идее или единой точке зрения. (Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (А.С.Пушкин).

Существенным условием антитезы является соподчинение противоположностей объединяющему их общему понятию, или общая на них точка зрения.

Это соподчинение может и не быть логически точным. Так, пословицы: «Редко, да метко», «Мал золотник, да дорог» построены антитетически, хотя взятые отдельно понятия редкий и меткий, малый и дорогой не являются логически соподчиненными, как свет и тьма, начало и конец; но в данном контексте эти понятия соподчиняются в силу того, что слова, «редко» и «мал» берутся с определенной спецификацией их значения применительно к сопоставленным с ними и взятым в прямом смысле словам «метко» и «дорог». Тропы, входя в антитезу, могут еще более скрывать ее логическую ясность и точность. Напр., «Ныне полковник, завтра покойник»

Как средство усиления выразительности, антитеза применяется в следующих основных случаях. Во-первых, при сопоставлении образов или понятий, контрастирующих между собою.

Во-вторых, антитетические понятия или образы могут своей совокупностью выражать нечто единое. В таком случае антитеза обычно выражает или контраст, уже заключающийся в самом содержании выражаемого предмета, или величину его.

В третьих, антитетический образ (или понятие) может привлекаться для оттенения другого образа, который стоит в центре внимания. Выражаемому предмету соответствует тогда только один из членов антитезы, другой же член имеет служебное значение усиления выразительности первого. Этот вид антитезы родствен фигуре сравнения. Так, у Державина:

«Где стол был яств,
Там гроб стоит».

Фигура антитезы может служить принципом построения для целых поэтических пьес или отдельных частей художественных произведений в стихах и прозе. Описания, характеристики, особенно сравнительные, часто строятся антитетически.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13684. Гуманность, есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть 14.56 KB
  Гуманность есть только привычка плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть. Ф.М. Достоевский Гуманность гуманизм это человеколюбие осознание собственной ценности и ценности другого человека. Гуманизм подчеркивает именно человеческие качества личности то
13685. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают 13.55 KB
  Индивидом рождаются личностью становятся индивидуальность отстаивают А.Г. Асмолов Я полностью согласна с афоризмом А.Г. Асмолова. Индивид человек носитель каких-либо черт. Природа наделяет человека не только биологическими качествами внешней сходностью...
13686. Семья более священна, чем государство 16.82 KB
  Семья более священна чем государство. Папа Пий XIСемья это малая группа члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями общим бытом и взаимной ответственностью. Семья является ячейкой общества а значит важной частью государства. Папа Пий XI счита
13687. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский) 14.28 KB
  Создает человека природа но развивает и образует его общество В.Г. Белинский.Человек это существо биологическое и социальное. Всю свою жизнь он проходит процесс социализации приобщению к традиционным ценностям устоям окружающего мира. Этот процесс ограничен двум
13688. Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий 14.24 KB
  Только существо обладающее разумом может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий Т. Ойзерман В данном изречении Ойзерман поднимает проблему ответственного отношения человека к продуктам своей мыслительной деятельности.Эта проблема по моему мн
13689. Человек немыслим вне общества 16.55 KB
  Человек немыслим вне общества Л.Н. Толстой Лев Николаевич Толстой великий русский писатель второй половины XIX начала XX вв. Его творчество поражает читателя глубочайшими философскими смыслами. Человек немыслим вне общества как это понять Чтобы грамотно сформул...
13690. Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека 18.39 KB
  Человеческий ребенок в момент рождения не человек а только кандидат в человека. А. Пъерон Человек это высшая ступень живых организмов на Земле субъект общественноисторической деятельности и культуры в котором биологическое и социальное начало тесно взаимосвязан
13691. Закон не может быть законом, если за ним нет силы, могущей принудить 15.82 KB
  Закон не может быть законом если за ним нет силы могущей принудить Д.Гарфилд Высказывание Джеймса Абрахама Гарфилда американского политика и президента США жившего в 19 веке продолжает сохранять актуальность и сегодня. Закон как нормативноправововй акт не мож...
13692. Законы должны для всех иметь одинаковый смысл 14.91 KB
  Законы должны для всех иметь одинаковый смысл Ш. Монтескье Ш. Монтескье этим высказыванием хотел сказать что в не зависимости от пола возраста национального признака и других критериев закон должен быть общим для всех одинаковым. Не должно быть таких людей которые ...