30704

Образ нигилиста Базарова и тема смены поколений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Тургеневский принцип «тайной психологии» в изображении человеческих характеров

Доклад

Литература и библиотековедение

Сюжет строится на столкновение двух враждебных идеологий разночиннодемократической к которой относится Евгений Базаров и либеральнодворянской.Взгляды Базарова главного героя романа сводятся к резкой критике того положения которое сложилось в стране. Но Базаров не видит силы и в народе.

Русский

2013-08-24

13.82 KB

1 чел.

Образ нигилиста Базарова и тема смены поколений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Тургеневский принцип «тайной психологии» в изображении человеческих характеров.



Роман «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году. Действие романа происходит в 1859, а эпилог рассказывает о событиях, случившихся после 1861 года. Сюжет строится на столкновение двух враждебных идеологий – разночинно-демократической, к которой относится Евгений Базаров, и либерально-дворянской.

Взгляды Базарова, главного героя романа, сводятся к резкой критике того положения, которое сложилось в стране. Он не верит, что отмена крепостного права может что-либо изменить. Ни либералы, ни аристократы ничего не могут сделать, они лишь только разглагольствуют, убеждения и тех и других изжили себя. Но Базаров не видит силы и в народе.

Базаров – «нигилист»: он отрицает государственное устройство, семью, церкви, искусство – все основы дворянского и буржуазного общества. Он готов признать только то, что ощутимо полезно. Базаров и внешне стремится выделиться, отличиться от своих «врагов»: он носит большие бакенбарды, одевается в балахон с кистями. Лицо его выражает уверенность и ум.Базаров занимается естественными науками, он учится на доктора. Его занятие соответствует его убеждениям: герой - материалист и всё, что нельзя пощупать руками или доказать опытным путём, он отрицает.

Тургенев показывает Базарова в чуждой, и даже враждебной, ему среде, поэтому в герое выделяется, с одной стороны, его резкость и грубоватость, с другой – спокойная уверенность в себе, ум, сила, убеждённость.

Евгений Базаров - свободомыслящий человек. И, несмотря на молодость, он имеет своё мнение о положения и роли аристократии, о народе, искусстве, природе. У героя отсутствует эстетическое восприятие мира – ни музыка, ни поэзия его не интересуют, он утверждает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник».

Об этих вопросах с Базаровым спорит Павел Петрович Кирсанов. Он представитель поколения аристократов, который не понимает и не хочет понять «новомодного» Базарова. Их споры могут продолжаться бесконечно, и они никогда не придут к согласию, потому что каждый смотрит на обсуждаемые проблемы с точки зрения своего поколения. В этом проявляется тема смены поколений в романе – консервативные отцы не понимают взглядов своих детей.

Интересно, что Базаров конфликтует не только с аристократом Кирсановом. Он не может найти общий язык и со своими родителями-разночинцами. Чувства Евгения к отцу и матери противоречивы: с одной стороны, он их любит, а с другой, в его словах очень часто сквозит презрение к «глупой жизни отцов».

Аркадий Кирсанов, пытаясь быть похожим на своего кумира Базарова, тоже увлекается нигилизмом. Ему очень хочется казаться взрослым, зрелым человеком со своими взглядами на окружающий мир. Отсюда происходит его конфликт с отцом. Юный Кирсанов ещё не понимает, что на самом деле он хочет домашнего уюта, семейного тепла. Его нигилизм ненастоящий, и вскоре он возвращается домой во всех смыслах этого слова.

Для полного раскрытия образа Базарова, его характера нужно было испытание любовью, ведь «только любовь вызывает такой расцвет всего существа, какого не может дать ничто другое». В отношениях с Анной Сергеевной Одинцовой становиться понятно, что Базаров – пылкая и страстная натура. Он был захвачен чувством целиком: «Страсть в нем билась, сильная и тяжелая, - страсть, сродне злобе». Но чувства героев не взаимны. Одинцовой нужна уравновешенная и спокойная жизнь, позже она вступает в брак по расчёту. А Евгений импульсивен, он мучительно переживает потерю, тем более, что она связана с крушением всех его взглядов не только на окружающий мир, но и на самого себя.

Таким образом, в изображении характера своего героя Тургенев пользуется приемом «тайной психологии» - он изображает натуру Базарова, его духовную эволюцию через жизненные, духовные испытания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64561. Узловые уравнения установившегося режима через мощности нагрузок и генераторов 33.98 KB
  Физическое объяснение полученной множественности решений: в цепи переменного тока значения мощностей зависят не от абсолютных значений напряжений узлов а от разности фаз; в поперечных ветвях потоки мощности не зависят от фаз напряжений узлов...
64563. Закон как источник права: понятие и содержание 25 KB
  Закон это нормативно-правовой акт принимаемый только высшим представительным органом парламентом представляющим в формально-юридическом смысле весь народ или же непосредственно самим народом путем референдума.
64564. Конкуренция и предпринимательсво. Юридические условия существования конкурентных отношений 15 KB
  Юридические условия существования конкурентных отношений конкуренция правомерная не запре щенная законом автономная деятельность хозяйствую щих субъектов на соответствующем рынке целью которой является получение наиболее выгодных условий производ ства и сбыта законными средствами.
64565. Специфіка філософських світоглядних питань. Джерела філософського знання 25 KB
  Однією з особливостей філософського знання його спрямованість на подолання проблемусвідомлення незавершеності процесу пізнання. Філософське знання пройняте субєктивністю. Це є знання певного суспільства і певної особи яка сповідує певні цінності.
64567. Творчество Караваджо 15.24 KB
  Ранние работы Караваджо поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта которые Караваджо писал мастерски. В капелле Черази церкви СантаМария дель Пополо Караваджо изменил манеру письма. Фигуры у Караваджо изображены таким образом что у зрителя возникает ощущение необыкновенной реалистичности.
64569. Проблема баланса сил в XVIII веке. Военные конфликты 30-х - 60-х годов XVIII века 13.5 KB
  Главным в международной политике стало строгое соблюдение принципа баланса сил. Три основных конфликта этого периода фактически определяли направленность усилий европейских политиков и дипломатов.