30732

Цивилизационный и формационный подход к изучению курса новейшей истории: общее и особенное

Доклад

История и СИД

Выделяют 2 подхода изучения: 1 цивилизационный; 2 формационный. Формационный подход утверждает что все народы Земли развивались по одинаковым законам и проходили проходят 5 общественноэкономических формаций ОЭФ – тип общества основанный на определенном способе производства. Цивилизационный подход позволяет рассматривать исторический процесс в динамике учитывая и факторы объективного социальноэкономического уровня развития общества и факторы личности и особенности этнической ментальности и состояние...

Русский

2013-08-24

25 KB

23 чел.

Цивилизационный и формационный подход к изучению курса новейшей истории: общее и особенное.

Новейшая история охватывает период от окончания 1 мировой войны и до наших дней. Это сложный и противоречивый период. Выделяют 2 подхода изучения:

1) цивилизационный;

2) формационный.

    Цивилизационный заключается в том, что возникали и исчезали цивилизации, они развивались по своим законам, взаимодействовали друг с другом. Представители: Данилевский, Гумилев.

    Формационный подход утверждает, что все народы Земли развивались по одинаковым законам и проходили (проходят) 5 общественно-экономических формаций (ОЭФ – тип общества, основанный на определенном способе производства.):

1) первобытно-общинная;

2) рабовладельческая;

3) капиталистическая;

4) социалистическая;

5) коммунистическая.

Впервые разработали Маркс с Энгельсом.

    Цивилизационный подход позволяет  рассматривать исторический процесс  в динамике, учитывая и факторы объективного социально-экономического уровня развития общества, и факторы личности, и особенности этнической ментальности, и состояние общественного сознания.

    Цивилизационный подход позволяет системно подойти к изучению   общества, а также служит выявлению   структур разной сложности в политической сфере, и, прежде всего, - государства как социально-творческого исторического фактора.

    Изучение  цивилизаций неразрывно связано с антропологическим подходом, поскольку проблемы мировосприятия, миропонимания, мировоззрения; стереотипы этнического и социального восприятия,  оказывают значительное влияние на  фундаментальные нравственные ценности, связаны с сохранением  национальной  идентичности.

    Цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, исключительности истории отдельных обществ, стран и народов. При формационном подходе развитие общества проходит определенные ступени , в основе которых лежат изменения, происходящие в сфере производства. Сторонники формационного подхода считают, что ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек.

    Общество неуклонно движется по пути прогресса, т.к. каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущих.

    Формационный подход подводит под все сложные процессы экономическую основу, а роль человеческого фактора в истории отодвигает на второй план, отдавая приоритет объективным законам.

    Имеет и недостатки: не все страны проходят ОЭФ.

Формационный подход оперирует такими понятиями как экономический базис и надстройка - общественные отношения, однако он упрощал процесс взаимодействия различных сфер общественного развития и, прежде всего, полностью игнорировал нематериальные, идеалистические аспекты развития общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56162. ТАТО, МАМА ТА Я – СПОРТИВНА СІМ’Я 94 KB
  Ведучий: Ми від душі вітаємо і поздоровляємо всіх хто сьогодні вийшов на старт успіхів нашим командам і перемог Конкурс перший: Першими як і прийнято в кожній сімї в бій виходить сильна половина наші татусі.
56164. Мама, тато, я – спортивна сім`я 87 KB
  Завдання: активізувати спортивно-масову роботу серед учнів та їх батьків; зміцнювати здоров`я дітей та їх батьків засобами фізичної культури; розвивати спритність, кмітливість, організованість за допомогою рухливих ігор та естафет...
56165. Папа, мама, я – спортивная семья 42 KB
  Мы видим здесь приветливые лица Спортивный дух мы чувствуем вокруг У каждого здесь сердце олимпийца Здесь каждый спорту и искусству рад. Учащийся 2: Тот победит в соревнование Кто меток ловок и силен Покажет все свое уменье Кто духом телом закален.
56166. Малі Олімпійські ігри 67.5 KB
  Мета. Забезпечити відповідну рухову активність дггей; закріпити навички бігу, метання у ціль; вміння вести м'яч, вміння вести шайбу клюшкою; вчити дотримуватись правил гри у іграх - естафетах. Розвивати інтерес до фізичної культури та спорту...
56167. Веселе спортивне свято здоров’я 44.5 KB
  діти стають в дві шеренги. Нас діти запросили на спортивне свято. Ні зарядку я ніколи не робив Гартуватись теж боюся бо вода така холодна аж мороз по шкірі йде Може знаєте ви діти Які є на світі ліки Щоб сміливим дужим стати Та від інших не відстати.
56168. О СПОРТ! ТЫ – МИР! 55.5 KB
  Украинский флаг гимн Украины флагшток секундомер мячи скакалки свисток. А сейчас возьмем мы в руки мяч Мастерство оценим передач. Мяч капитану. У капитана в руках мяч.
56169. ТАТО, МАМА, Я – СПОРТИВНА СІМ’Я 42 KB
  Доброго дня, шановні друзі. Сьогодні у нас за планом мали відбутися спортивні змагання. Але учасники змагань потрапили в невелику халепу. Вони зненацька опинилися на безлюдному острові. І тепер їм доведеться пройти випробування, щоб повернутися назад у нашу школу.
56170. Тато, мама і я – спортивна сімя 40 KB
  Мета: розвивати руховий апарат, фізичні уміння на навички учнів, удосконалювати уміння і навички основних рухових елементів; зміцнювати здоров’я; виховувати любов до фізкультури та спорту, почуття дружби, колективізму...