3076

Патопсихология - отрасль клинической психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Патопсихология. Патопсихология - практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов например, при психических болезнях и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений...

Русский

2012-11-12

19.67 KB

29 чел.

Патопсихология.

Патопсихоло́гия (греч. πάθος — страдание, болезнь, греч. ψυχή — душа и греч. λογία — учение) — практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)»[1] и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме»[2].

Патопсихология — отрасль клинической (медицинской) психологии, предмет которой — психопатология (Психопатоло́гия (греч. ψυχή — душа, греч. πάθος — болезнь и греч. λογία — ученье) — раздел психиатрии, занимающийся изучением расстройств психики с точки зрения медицины. Основные методы — клиническое наблюдение и беседа), а задачапсиходиагностика (Психодиагностика (от греч. ψυχή — душа, и греч. διαγνωστικός — способный распознавать) — отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности) с целью уточнения медицинского диагноза и обоснования лечения, в частности психотерапии и трудотерапии[3].

Патопсихология очень тесно связана со специальной психологией ((Специа́льная психоло́гия (Коррекцио́нная психоло́гия) — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.)(в частности, с олигофренопсихологией (Олигофренопсихология (от др.-греч. λίγος — малый, немногий, незначительный, φρήν — ум) — раздел специальной и патопсихологии, изучающий структуру интеллектуального дефекта, особенности психического развития и возможности его коррекции у людей с тяжелыми формами недоразвитости мозга. О. изучает особенности психической деятельности людей при различных формах врожденного или раноприобретенного психического недоразвития (умственной отсталости) в результате ранних органических поражений головного мозга(врожденные дефекты нервной системы, результат болезни или травмы), исследует их психологические особенности, формы и степень выраженности дефекта )[2]) и дефектологией (Дефектоло́гия (от лат. defectus — недостаток и греч. λόγος — учение, наука) — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) и специальной психологии (сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихолгия и логопсихология), что подтверждается наличием многих учебных пособий для дефектологических специальностей с включением разделов и глав по патопсихологии[4], а также с психиатрией, в стенах клиники которой она и зародилась как прикладная научная психологическая дисциплина и область практики.

Краткая история и современное состояние.

Патопсихологию, как и нейропсихологию, можно по праву считать отечественной отраслью клинической психологии, у колыбели которой стояли Л. С. Выготский, ученики К.Левина Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн. Начало своего развития патопсихология получила в 30-е гг. XX столетия, в годы Великой отечественной войны (1941—1945) и послевоенные годы, когда она оказалась востребованной, как и нейропсихология, для восстановления психических функций у пациентов с военной травмой.

Своего бурного развития патопсихология достигает к 70-м гг. XX столетия. Именно в эти годы увидели свет основные труды отечественных патопсихологов. Тогда же был заложен фундамент подготовки специалистов-патопсихологов для психиатрической клиники. Это были первые отечественные практические психологи. Окончательно теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии в психиатрической клинике завершились к середине 80-х гг. XX столетия.

В настоящее время происходит процесс дифференциации патопсихологии на отдельные направления. В частности, из клинической патопсихологии выделилась самостоятельная отрасль — судебная патопсихология[5].

Патопсихологический эксперимент

Патопсихологический диагностический эксперимент имеет специфические отличия от традиционного тестового метода исследования в плане процедуры исследования и анализа результатов исследования по качественным показателям (отсутствие временного ограничения выполнения задания, исследование способа достижения результата, возможности использования помощи экспериментатора, речевые и эмоциональные реакции во время выполнения задания и т. п.). Хотя сам стимульный материал методик может оставаться классическим. Именно это отличает патопсихологический эксперимент от традиционного психологического и психометрического (тестового) исследования. Анализ протокола патопсихологического исследования — особая технология, требующая определенных навыков, а сам «Протокол — душа эксперимента»[6].


Литература.

  1.  Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — С. 216.
  2.  Балабанова, Л. М. Вопросы определения нормы и отклонений // Судебная патопсихология — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — ISBN 966-596-104-7.
  3.  Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология. — Ташкент, «Медицина», 1976. — С. 326.
  4.  Зейгарник, Б. В. Патопсихология. — Из-во МГУ, 1986. — С. 287.
  5.  Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий.: Учебное пособие. — М.: Высш. школа, 1981. — С. 94.
  6.  Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — С. 241. — 400 с. — 25000 экз. — ISBN 5-691-00044-6.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27761. Человек как объект социализации 18.04 KB
  Каждый человек особенно в детстве отрочестве и юности является объектом социализации. Об этом свидетельствует то что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины полоролевая социализация создал прочную семью семейная социализация мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни профессиональная социализация был законопослушным гражданином политическая социализация и т. Следует иметь в виду что требования к...
27762. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями 19.29 KB
  Структура современной социальнопедагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России имеет многопрофильный характер представленный следующим образом. Основное положение современной системы социальнопедагогической помощи утверждение приоритета личности и семьи по отношению к обществу и государству. Содержание работы социального педагога включает следующие направления: ♦ формирование гуманных отношений в социуме; ♦ содействие саморазвитию личности ребенка; ♦ оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации выпускников; ♦...
27763. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ 21.67 KB
  Изучение учащихся выявление трудных подростков и детей группы риска организация индивидуальной учебно воспитательной работы с ними. На этом этапе работы необходимо выявление трудных учащихся основных достоинств и недостатков их личности склонностей способностей интересов которые могут быть использованы для воспитания или перевоспитания подростков; изучение условий жизни и воспитания их в семье их ближайшего окружения личных связей организация учета трудных учащихся; планирование индивидуальной работы с ними проверка эффективности...
27764. Работа социального педагога в условия учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 30.2 KB
  На основании выше перечисленного деятельность социального педагога детского дома строится по следующим направлениям: Защита материальных жилищных и социальных прав воспитанников определение социального статуса воспитанников оно предполагает лишение или ограничение родителей в родительских правах признание их через суд безвестно отсутствующими оформление инвалидности и гражданства воспитанникам; работа с документацией формирование личных дел воспитанников сбор недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях...
27765. Дети улицы 21.39 KB
  Основными причинами формирования таких личностей являются: потеря родителей в результате несчастного случая когда ребенку своевременно не была оказана помощь службами опеки и попечительства; если ребенок брошен родителями; родители лишенные или находящиеся в процессе лишения родительских прав; жестокое обращение с ребенком в семье; агрессивная обстановка в семье создающая для ребенка дискомфорт и побуждающая его искать более благоприятные условия для самовыражения; одиночество ребенка отсутствие внимания к нему когда родители...
27766. Коррекция активно-волевых дефектов (слабоволие – причина многих отклонений поведения) 14.26 KB
  через насыщение любимым делом подойти к личному удовлетворению и к выполнению нелюбимой работы; соблюдение дозировки всякой работы и постепенное увеличение нагрузки на ребенка; интересно обставленный труд с желательным достижением поставленной цели и как следствие самовоспитание и самообладание; формирование стойкости и мужества перед естественными неудачами жизни. физическое воспитание: естественные движения подвижные игры танцетворчество физическое оздоровление и исправление слабости характера развитие выносливости выдержки...
27767. Функции социального педагога 18.81 KB
  Коррекционная: осуществление коррекции всех воспитательных влияний оказываемых на детей и подростков как со стороны семьи так и социальной среды в том числе и неформальной; усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды. Социально профилактическая и реабилитационная: организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося девиантного и преступного делинквентного поведения детей и подростков; влияние на формирование нравственно правовой устойчивости; ...
27768. Педология 15.29 KB
  Несмотря на имевшиеся недостатки переоценивание роли биологических или социальных факторов в формировании ребенка использование технократических методов исследования отсутствие должного взаимодействия с другими науками педология внесла неоценимый вклад в развитие социальной педагогики. постановлением О педологических извращениях в системе Наркомпросов педология была объявлена лженаукой а педологи лжеучеными мракобесами и даже фашистскими прихвостнями и изгнаны из школы на них обрушились репрессии [4].
27769. Человек как жертва процесса социализации 17.19 KB
  Человек не только объект и субъект социализации. Это связано с тем что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие. Таким образом можно констатировать что в процессе социализации заложен внутренний до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе.