3079

Особенности тоталитаризма в государственном и личностном понимании

Реферат

Политология и государственное регулирование

Введение Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений...

Русский

2012-10-24

64.94 KB

24 чел.

Введение

Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства.1

Обобщающее понятие государства появилось в XVI в. Его ввел Н. Макиавелли. До этого использовались более конкретные понятия: полис (государство-город), княжество, королевство, герцогство, царство, империя и т. д. Впоследствии этими терминами стали обозначать преимущественно формы государства.

Государство вообще и современное государство в частности представляют собой политическую организацию общества.

Политический (государственный) режим – представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приёмов государственного властвования различают демократический и антидемократический (деспотизм, тирания, тоталитаризм) политические (государственные) режимы.

Цель моей работы: выяснить причины возникновения тоталитарных государств, признаки тоталитаризма, влияние данного политического режима на формирование личности человека, ибо "прошлое не может сказать, что нам делать, но оно может предупредить, что нам не делать". ( X. Ортега). ________

1 Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2000

  1.  Понятие и признаки тоталитарного государства.

 Тоталитаризм - политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества. Термин "тоталитаризм" (от латинского totus – весь, целый, полный) был введён в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. 1

Тоталитаризм с точки зрения политологии - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме подавляются или пресекаются государством. Если такая власть на практике исходит не от народа, то всё равно может быть создана иллюзия одобрения народом действий этой власти.2

Тоталитаризм — порождение XX в. Однако идеи о возможности полного, всеобщего управления обществом со стороны государства уходят корнями в древность. Такого рода идеи высказывали Гераклит, Платон, в Китае — теоретики легизма. Позднее, уже в средние века и в Новое время, многие тоталитарные идеи были воплощены в проектах будущего государства коммунистов-утопистов Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы, Гракха Бабефа. Русский философ Николай Бердяев отмечал, что утопия как закрытая, законченная теоретическая система, обрисовывающая все стороны жизни идеального общественного устройства, всегда тоталитарна и враждебна свободе. В дальнейшем тоталитарные идеи получили развитие в трудах Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше и др.

_____________

Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.

2 Общая и прикладная политология: Учебное пособие / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: МГСУ; «Союз», 1997 г.

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой.1 Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления:

происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты. Кроме того, осуществляется демагогическая ориентация всех членов общества на якобы имевшие место выдающиеся достижения правящей партии. Монополия на информацию делает это осуществимым.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.2

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое

________________

1 Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник – 4е изд., переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 1998

2 Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.

положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.

На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т.е. должностных лиц, назначение которых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура, бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях. Возрастают дискреционные, т.е. законом не предусмотренные и не ограниченные полномочия, растет свобода усмотрения административных органов. Особенно выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов «силовой кулак», «силовая структура»

(армия, полиция, органы безопасности, прокуратура и т.п.), т.е. карательные органы.2

Специфической является и легитимация тоталитарного режима. Тоталитаризм опирается на массовое признание легитимности существующего строя. Формально, при тоталитарном режиме существуют и парламент, и выборы в него, но эти "выборы" являются безальтернативными, и поэтому, носят характер фарса. Кандидатов заранее подбирает аппарат правящей тоталитарной партии, и в избирательный бюллетень вносится только одна фамилия. Исход подобных "выборов" предписан заранее и лишен малейшего элемента непредсказуемости. В таких выборах принимает участие 99 % избирателей, и правящая партия всегда получает около 99 % голосов. Результаты выборов должны показывать "нерушимое единство" партии и масс. Отказ участвовать в них или голосовать за единственного кандидата рассматривается как враждебный по отношению к режиму акт. Такие выборы, сведенные к чистой формальности, нужны тоталитаристам для того, чтобы показать, что при тоталитаризме, как и при подлинной демократии, государственная власть исходит от народа, массы поддерживают правящую партию, оппозиции не существует – значит, нет необходимости в оппозиционных партиях. Это нужно как для воздействия на общественное мнение демократических стран, так и для пропаганды внутри страны.

Кроме того, участие в массовой легитимации в одобрении режима и проводимых им акций делает каждого человека в определенном смысле соучастником совершаемых режимом преступлений, и вина как бы перекладывается на всех. Тоталитарный режим, естественно, заинтересован в том, чтобы переложить ответственность за проводимую политику с партийной верхушки на всех граждан государства, а навязываемое таким образом всеобщее соучастие в преступлениях является психологической основой тотальной лояльности властям. 1

В работе «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 г.) Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский выделяют также следующие признаки тоталитаризма:

  1.  жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования; уголовное наказание за распространение независимой информации;
  2.  большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения;
  3.  отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»);
  4.  уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод;
  5.  приверженность экспансионизму;
  6.  административный контроль над отправлением правосудия;
  7.  стремление стереть все границы между государством, гражданским

_________________

1 Загладин Н.В. Тоталитаризм и демократия: конфликт века.- Кентавр, 1992

обществом и личностью.1

Приведённый перечень не означает, что всякий режим, которому присуща хотя бы одна из указанных черт, следует относить к тоталитарным. В

частности, некоторые из перечисленных черт в разное время были также свойственны демократическим режимам. Аналогично, отсутствие какого-то одного признака не является основанием для классификации режима как нетоталитарного. Однако первые два признака, по мнению исследователей тоталитарной модели, являются её наиболее яркими характеристиками.2

Тоталитарная модель была долгое время предметом изучения со стороны историков и политологов: К. Поппера, Х. Арендт, Дж. Талмона, К. Фридриха, Х. Линца и др.

Изучение модели показало, что отправной точкой тоталитаризма является декларация некой высшей цели, во имя которой режим призывает общество

расстаться со всеми политическими, правовыми и общественными традициями. После подавления традиционных общественных институтов людей легче сплотить в единое целое и убедить пожертвовать любыми другими целями ради достижения главной. Пропаганда сочеталась с использованием передовых технологий политического сыска для подавления любого инакомыслия. Результатом было обеспечение массовой мобилизации в поддержку режима.

Концентрация власти выражалась в монополизации процесса принятия окончательных решений во всех сферах деятельности, а также принципиальном отсутствии ограничений на масштаб этих решений и на масштаб санкций. Всё большее проникновение государства означало всё большее сужение автономного пространства, вплоть до его полной ликвидации. Это приводило с одной стороны к атомизации общества, а с другой стороны, к слиянию всех политических сфер, в нём существовавших, ____________________

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.

2 Загладин Н.В. Тоталитаризм и демократия: конфликт века.- Кентавр, 1992

в одно единое целое.

В отличие от полицейского государства, в котором меры по поддержанию порядка проводятся согласно установленным процедурам, в тоталитарных режимах у правоохранительных органов была широкая свобода действий, что обеспечивало их непредсказуемость и подконтрольность руководству страны. Поскольку, согласно тоталитарной модели, стремление к высшей цели было идеологической основой всей политической системы, о её достижении никогда не могло быть объявлено. Это означало, что идеология занимала подчинённое положение по отношению к лидеру страны и могла им произвольно трактоваться по ситуации.1

Другим выводом теории является обоснование организованного и

масштабного насилия против определённой многочисленной группы (например, евреев в нацистской Германии). Эта группа обвинялась во враждебных действиях против государства и в возникших трудностях.

Концепция Фридриха и Бжезинского, получившая в историографии название «тоталитарный синдром», оказала большое влияние на последующие исследования в этой области. В то же время неоднократно указывалось на несовершенство их формулы, что, впрочем, признавали и сами авторы.

Наиболее фундаментальным кажется описание тоталитаризма, сделанное американским политологом Дж. Линцем в 70-е годы XX века. Он выделяет такие признаки:

  1.  сильно централизованная, монистическая структура власти, в которой правящая группа не несет ответственности перед выборным органом и не может быть лишена власти институциональными средствами;
  2.  монопольная детализированная идеология, легитимирующая режим и
  3.  пронизывающая его неким величием исторической миссии;

__________________________

1 И. В. Григорьева. Теория государства и права. – Тамбов: Изд – во ТГТУ, 2009

  1.  активная мобилизация населения на выполнение политических и социальных задач с помощью всех институтов.1

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский

режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный

тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г. Целью его было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя. 2

_____________________

1 Ильин И.А. О тоталитарном режиме./– Библиотека думающего о России (электронная версия)

2 Теория государства и права : Курс лекций под ред. Н.И. Матузов, А.В. Малько - М., Юрист, 2002

2. Взаимоотношения государства и личности в тоталитарном государстве

Взаимосвязь государства и личности с необходимостью предполагает раскрытие содержания понятий "человек", личность". Человек - это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт homo sapiens, на известной стадии развития выделившегося из биологической среды. Человек - единственное живое существо, наделенное сознанием.

Личность - это, прежде всего, индивид, обладающий собственными

неповторимыми качествами.

Как нет общества без человека, так и нет человека без общества. Только в процессе общественной жизни человек надевает социальную и юридическую рубашку, становится не только человеком разумным, но и человеком общественным, личностью, деятельным, активным субъектом социальных, в том числе правовых, отношений.

Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс.

Связь личности и государства проявляется во взаимном влиянии и в конечном счете во взаимных правах и обязанностях.

Влияние личности на государство проявляется как в опосредствованных формах, через институты гражданского общества (партии, движения, общественные объединения), так и непосредственно. В последнем случае личность, обладая политическими правами, участвует в формировании путем выборов органов государства, контроле и критике деятельности государства в средствах массовой информации, обжаловании действий и решений должностных лиц в судебных органах. Здесь степень воздействия на государство зависит от политической, гражданской активности самой личности.

Очевидно, что государство обладает большими возможностями влияния на личность, чем отдельная личность — на государство. Здесь роль государства может проявляться в признании и юридическом закреплении прав и свобод личности, в их охране, в возложении на нее определенных тягот (обязанностей).1

В обществах, где господствуют тоталитарные принципы, где государство считает себя, а не человека, высшей ценностью, правовой статус личности, как правило, устанавливается по принципу "запрещено все, кроме того, что разрешено". Пределы свободы исчерпывающим образом определены государством. Руководствуясь этим принципом, общество осуществляет воспитание человека. Тоталитаризму нужна скромная личность во всем: в желаниях, в одежде, в поведении. Культивируется стремление не выделяться, быть как все. Подавляется проявление индивидуальности, оригинальности в суждениях; широкое распространение получают доносительство, угодничество, лицемерие.

При всем своем различии, формы тоталитарных режимов (большевизм, фашизм, национал-социализм) обладали сходными признаками: при них не было места личности, люди были лишены прав и свобод. Вся власть была сосредоточена у небольшой элитарной группы, главенствующую роль занимала идеология диктатора, и существовали специальные органы подавления и неограниченного всеобъемлющего государственного насилия и террора над обществом.2

Дж. Оруэлл писал: "Тоталитаризм посягнул на свободу личности так, как никогда прежде не могли и вообразить. Важно отдавать себе отчёт в том, что его контроль над мыслью преследует цели не только запретительные, но и конструктивные. Не просто возбраняется выражать - даже допускать – определённые мысли и соображения, но диктуется, что именно надлежит

___________________

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. – М.: Юриспруденция, 2000

2 Семыкина Т. В. Политические режимы. //Методические рекомендации. //М. , 1994

думать. Личность изолируется, насколько возможно, от внешнего мира, чтобы замкнуть её в искусственной среде, лишив возможности сопоставлений. Тоталитарное государство обязательно старается контролировать мысли и чувства, по меньшей мере, столь же действенно, сколь контролирует их поступки".1

Тоталитарное государство стремится к полной переделке и трансформации человека в соответствии со своими идеологическими установками. Важное место в решении этой задачи занимает жесткий контроль над сознанием человека, его мыслями, помыслами, внутренним миром. Более того, ставится задача конструирования нового типа личности с особым психическим складом, мыслительными и поведенческими характеристиками путем стандартизации, унификации индивидуального начала, его растворения в массе, сведения всех индивидов к некоему среднестатистическому знаменателю, путем подавления индивидуального начала в человеке.

Подтверждение тому – слова классика советской поэзии В. Маяковского: "Единица, кому она нужна? Голос единицы тоньше писка. Кто ее услышит? Разве жена... Единица вздор, единица ноль".

На смену индивидуальности, предполагающей разнообразие, оригинальность отдельной личности, приходит тип человека с его однообразием, однозначностью, без индивидуальных особенностей. Если отсутствует разделение между государством и гражданским обществом, нет общественных институтов, способных защищать человека, то человек становится простым винтиком в огромной партийно-государственной машине.2

Тезис о тотальности и слитности индивида с обществом с особой тщательностью и откровенностью был разработан идеологами фашизма. Так, еще министр юстиции в фашистском правительстве Италии в 1925 г. Г. Рокко

характеризовал социальное и политическое мировоззрение фашизма как

_____________________

1 Оруэлл Дж. Литература и тоталитаризм (электронная версия)

2 Гаднелев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века. – Вопросы философии, 1992, № 2

"интегральную доктрину социальности". Фашистские теоретики исходили из того, что любая форма организованной, автономно ассоциированной жизни воодушевляется государством. Формальным элементом в государстве является его суверенная политическая и юридическая власть. Они признавали, что организованные ассоциации в рамках государства могут формулировать правила регулирования взаимоотношений между своими членами, но эти правила будут эффективны лишь в том случае, если они санкционированы государством. Все ассоциации и организации в государстве пользуются автономией постольку, поскольку они способны управлять своими внутренними делами. Но тем не менее государство является единственным и конечным источником власти, поскольку оно обладает исключительным правом использования насилия. Тем самым фашисты, по сути дела, отвергали какие бы то ни было ограничения на политический и юридический суверенитет государства. Государство по своей сущности интегрально и тоталитарно, в его рамках нет места частному в отрыве от публичного. Эта идея нашла доктринальное выражение в следующем афоризме Муссолини: "Все внутри государства, ничего вне государства, ничего вне государства и ничего против государства". С этой точки зрения интерес представляют меры, предпринятые Гитлером уже на первом году своего пребывания у власти. Так, 4 апреля 1933 г. был введен запрет на свободный выезд граждан из страны, а также выездные визы; 11 апреля - 1 мая объявлено "Праздником национального труда"; 14 апреля - изгнание 15% профессоров из университетов и других учебных заведений; 7 мая - "чистка" среди писателей и художников и опубликование черных списков "не (истинно) немецких писателей"; 22 сентября - издание закона об "имперских культурных гильдиях" писателей, художников, музыкантов, который предусматривал фактический запрет на издание, исполнение, выставки всех тех, кто не является членом гильдии; 1 декабря - издание закона "Об обеспечении единства партии и государства" и т.д. Нечто подобное было целенаправленно осуществлено и у нас в стране. Очевидно, что в обоих случаях имеют место абсолютная власть государства над человеком, целенаправленная и всеохватывающая система духовного контроля и идеолого-пропагандистская машина, мифология и принципиальная аморальность или полное отрицание морального начала. В итоге характерным для обоих главных вариантов тоталитаризма было тотальное доминирование государства над обществом, уничтожение различий между государством и обществом. Более того, и общество и государство были фактически поглощены одной господствующей партией. При монопартийной системе первоначально происходит совмещение или фактическое слияние высших органов партии и высших органов государственной власти. Логическим завершением этой тенденции является превращение партии в решающий, стержневой элемент государственной структуры.1

Коснемся процедуры выборов в тоталитарном государстве. Формально они являются всенародными и демократическими. А на самом деле? Главным социальным назначением выборов в условиях тоталитаризма является укрепление соответствующих типов политического господства с помощью манипулирования сознанием собственных граждан и (или) международным общественным мнением. Хотя в таком случае выборы не определяют состав правительства, они, выступая утонченным по сравнению с методами прямого принуждения инструментом стабилизации и сохранения власти, выполняют в политической системе важные функции.

Тоталитарные режимы используют неконкурентные выборы, главной особенностью которых является наличие одного кандидата (или одного избирательного списка), выставляемого правящей группой или партией. Такие выборы не ставят под сомнение существующий политический режим и даже персональный состав власть имущих. В тоталитарных политических

____________________

1 Гаджиев К.С. Тоталитарный человек в тоталитарном государстве / в книге «Политическая наука». – М.: Логос, 2001

системах коммунистического типа они выполняют главным образом функции политической пропаганды, разъяснения официальных целей и ценностей политики; мобилизации масс на их достижение; упрочения "морально-политического единства" общества; демонстрации сплоченности партии и народа, вождей и масс посредством единодушной поддержки и всеобщего участия в выборах, формирования массовых иллюзий участия в политике и демократизма политического строя.

Тоталитарный режим использует полицейский сыск, поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой» идеей, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.

Тоталитарный режим широко и постоянно применят террор по отношению к населению. Физическое насилие выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти. Для этих целей создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки людей, подавление их воли к сопротивлению, происходит массовое убийство невинных людей.1

25 апреля 1930 года в СССР было создано Главное Управление лагерями ОГПУ (ГУЛаг). Система объединяла 53 лагеря с тысячами лагерных отделений и пунктов, 425 колоний, а также более 2000 комендатур. В период с 1930 по 1956 годы через систему ГУЛага прошло более 10 миллионов заключённых, из них более 2 миллионов – осуждённых по политическим мотивам.

Ярким примером подавления свободы слова и личности может служить судьба известного русского писателя, публициста, правозащитника Александра Исаевича Солженицына.

___________________

1 Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 2004

Участник Великой Отечественной войны, орденоносец, в феврале 1945 года он был арестован за то, что в письмах к своему другу давал резкую оценку сталинским порядкам, говорил о лживости современной советской литературы. Был приговорён к 8 годам лагерей и вечной ссылке. В 1956 году реабилитирован, восстановлен в правах.

Впервые неприкрытая правда о лагерном мире была рассказана им в произведении «Один день Ивана Денисовича» (1962 г.), а уже в середине 60 – х годов, когда на обсуждение темы репрессий был наложен официальный запрет, власти начинают рассматривать Солженицына как опасного противника. С 1966 года произведения писателя перестают печатать, они распространяются в рукописях. О самом авторе КГБ распространяет клеветнические слухи.

В марте 1967 года Солженицын обращается к IV съезду писателей с письмом о губительной власти цензуры.

После присвоения Солженицыну Нобелевской премии и публикации на Западе романа «Архипелаг ГУЛАГ», писатель был арестован и выслан из СССР.

Наибольший урон нашему народу нанес тоталитаризм духовный. Практически всю российскую интеллигенцию, воплощавшую дух народа, тоталитарному режиму пришлось уничтожить, и она либо эмигрировала (и способствовала творческому скачку Запада), либо закончила свой путь более трагично на родной земле. Тоталитарное общество не может позволить себе такой роскоши, как свобода мысли.1

Причины возникновения тоталитарного государства

Рассмотрим идейные истоки и предпосылки возникновения тоталитаризма.

Еще в античную эпоху при рассмотрении тирании, деспотии как

традиционных форм государства древнегреческие философы

____________________

1 Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 2004 характеризовали их жесткие, тоталитарные тенденции. Достаточно детальный анализ этих тенденций содержится в произведениях Платона, особенно в его последнем диалоге «Законы». Совершенному государству Платона присущи такие черты, как безусловное подчинение индивида и сословия государству — реальному воплощению всего общества; государственная собственность на землю, дома; всеобщее насаждение единомыслия и коллективизма; государственное регламентирование законами не только общественной, но и частной жизни, определение распорядка дня и ночи; единая обязательная для всех граждан религия; жесткое ограничение общения с иностранцами, запрет гражданам посещать другие страны по частным надобностям, а лицам до 40 лет вообще выезжать за пределы государства; очищение государства от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания.

Значительно обогатил тоталитарную идею Ж. Ж. Руссо. Он исходил из желания вывести народ к новой, счастливой жизни, из необходимости глубокого преобразования общества на началах разума, справедливости, равенства и свободы. Это возможно с помощью совершенного государства. Именно добровольное образование государства и его очищение от злоупотреблений создают «из тупого, ограниченного животного… разумное существо — человека». Создание государства означает появление из отдельных, несовершенных людей «морального и коллективного целого», политического организма, в котором как бы растворяется независимая человеческая личность. Носителем непосредственно выражаемой гражданами общей воли выступает государство. Лишь оно обладает абсолютной властью, неделимым суверенитетом. В случае неподчинения отдельных граждан государство имеет право принудить их к этому силой и тем самым заставить «быть свободными», ибо свобода проявляется в соответствии с общей волей.

В средние века, а особенно в Новое время, многие тоталитарные идеи были

воплощены в проектах будущего государства социалистов-утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы, Г. Бабефа и др. Их, и прежде всего Мора, нередко называют провозвестниками коммунистического тоталитаризма. Одна из наиболее ярких отличительных черт этого направления тоталитарной мысли — требование всеобщего равенства. Так, Г. Бабеф призывает «навсегда отнять у каждого надежду стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого-либо из сограждан». Для достижения фактического равенства Бабеф призывал революционным путем установить диктатуру трудового народа и не останавливаться перед широким использованием насилия. Стремление к насильственной перестройке общества на принципах коммунистических или социалистических утопий, а также крайняя нетерпимость к идейным оппонентам, всякому инакомыслию характерны для многих французских социалистов XIX века.

Как видим, европейская культура имеет вполне определенных и достаточно ярких представителей, уже высказывавших те идеи, которые потом возьмут на вооружение будущие строители новых обществ в ХХ веке.

Тоталитарные идеи получают развитие в творчестве и ряда более поздних

мыслителей: Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше и др. Тоталитарные черты К. Маркс находил в абсолютной монархии в Европе, и особенно в бонапартических режимах XVII-XIX вв. во Франции.1

Переплетение традиционных и современных форм политических режимов в определенной степени искажало исторические рамки возникновения тоталитаризма как важнейшей категории политической науки. Некоторые ученые полагали, что тоталитаризм — результат развития всей человеческой истории, начиная с появления деспотических режимов древности, абсолютических монархических государств средних веков;

_______________________

1 Общая теория государства и права: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева – 2е издание М. 1996 г

другие же утверждают, что он продукт только капиталистической формации промышленной эпохи. Первая точка зрения наименее доказательна, ибо специфическое отличие тоталитаризма от деспотизма и абсолютизма состоит в том, что он строится на признании равенства всех «сынов нации» и активном участии каждого через партийно- бюрократическую власть в строительстве общества светлого будущего. Что касается деспотизма и абсолютизма, то они всегда исходили из иерархической структуры и отстранения народа от политики, являющейся привилегией избранных. На ранних этапах развития капитализма, характеризовавшихся открытой конкуренцией и формированием парламентаризма, еще не сложились объективные условия для тоталитарного режима. Только в начале XX века с перерастанием домонополистического капитализма в империализм — монополистический капитализм, с развитием производительных сил и научно- технической революцией, возникновением и развитием общего кризиса капитализма появились реальные условия формирования тоталитарных режимов.1

Причины образования тоталитарного государства сложны и многообразны. Питирим Сорокин, один из основателей современной социологии, в ряду этих причин называет три основные причины: война, разруха и голод. Чем сильнее количественные и качественные показатели этих явлений, тем резче деформировалась общественная организация в сторону коммунистического или этатического, государственно-капиталистического типа.2

Многие исследователи - Ф.А. фон Хайек, а за ним и К.Ясперс - рассматривают тоталитаризм как особый социально-экономический строй, с системой государственного планирования и регулирования экономических процессов, но не тоталитарное государство порождает подобную систему, а

_____________________

1 Гаднелев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века. – Вопросы философии, 1992, № 2

2 Бутенко А.П. Социологические вопросы истории и теории тоталитаризма. – Социологические исследования, 1998, № 6

наоборот. И тоталитаризм тогда будет закономерной «реакцией общества» на все кризисы, сопутствующие этому периоду, в том числе и сильные перегрузки в связи с разрушением традиционных структур и появления своего рода чувства «потерянности» и одиночества, требующее объединения на какой-то новой основе.1

К важнейшим предпосылкам тоталитаризма можно отнести следующие социальные факторы: сам процесс индустриализации и усложнения связей в обществе, новые возможности для манипулирования общественным сознанием: средства массовой коммуникации, процесс национализации предприятий и государственного планирования, этатизация общества, усиление в общественном сознании культа государства в связи с влиянием двух мировых войн, резко усиливших государственное вмешательство в экономику и общественную жизнь, массовая психологическая неудовлетворённость отчуждением личности при капитализме, её незащищенностью и одиночеством (тоталитарные движения дают иллюзию приобщения к «вечным ценностям»: классу, нации, государству) и появление многочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев, особо восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому радикализму.

О последней причине следует сказать более подробно. Что является основными свойствами люмпенов, плебса, «серой массы»? Это маргиналы, которым присущ нигилизм по отношению к прошлому и настоящему, агрессивность, честолюбие и эгоцентризм. Именно на это делают ставку вожди тоталитарных движений, ощущая их иррациональное стремление слиться с организацией.

Несомненную роль играет и субъективный фактор. Приход, например, к власти партии, не знавшей традиций парламентаризма, стремление решить

глобальные проблемы (построить коммунизм, создать мировой третий рейх) ____________________

1 Скворцова Е.А. Идейно – психологические идеи тоталитаризма. – Самара, Самарский муниципальный университет Наяновой, 2000

ускоренным методом.1

Экономическую основу тоталитарного государства составляет жестко централизованная, планируемая сверху экономика, основывающаяся на приказах, применении принудительных мер (трудовая повинность, продразверстка). В России такого рода экономика возникла уже в ходе первой мировой войны, была продолжена Временным правительством, а затем большевиками: жесткое регулирование цен, принудительное введение государственных монополий на уголь, нефть, хлеб, сахар, хлопок, нормированное потребление и т. д.2

И все-таки справедливым будет сказать, что тоталитаризм является результатом развития всей человеческой истории, ибо он имел явные зачатки и прообразы в разнообразных обществах, и его корни, то есть тоталитарные тенденции, мы легко обнаруживаем в глубине веков. Но, действительно в полном смысле тоталитарное общество смогло появится лишь в ХХ веке, когда, с одной стороны, возникли соответствующие технические возможности – СМИ, а с другой – логика развития общественного сознания пришла к некоторой соответствующей точке.

___________________

1 Скворцова Е.А. Идейно – психологические идеи тоталитаризма. – Самара, Самарский муниципальный университет Наяновой, 2000

2 Общая теория государства и права: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева – 2е издание М., 1996

Заключение

Следует отметить, что оценка тоталитарного государства неоднозначна. Тоталитарное государство эффективно в чрезвычайных ситуациях, в условиях войны, разрухи, ибо оно в состоянии сосредоточить все ресурсы — людские, материальные, финансовые — в одних руках, установить жесткий порядок и дисциплину для решения задач, стоящих перед государством (достижения победы в войне, восстановления разрушенного войной народного хозяйства).

Однако в условиях мирного, нормального развития общества тоталитарное государство неэффективно во многих отношениях (экономическом, социальном, культурном и т. д.), ибо сдерживает творческие силы общества в целом и отдельной личности в частности. Оно неприемлемо для развития личности, жаждущей свободы и благополучия.

Тоталитарные государства неизбежно, под влиянием процессов, протекающих в самом обществе, изживают себя и заменяются государствами демократическими, что и происходит в последние десятилетия.

В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний.

В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности.

Список использованной литературы.

1. Бутенко А.П. Социологические вопросы истории и теории тоталитаризма. – Социологические исследования, 1998, № 6

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000

3. Гаджиев К.С. Тоталитарный человек в тоталитарном государстве / в книге «Политическая наука». – М.: Логос, 2001

4. Гаднелев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века. – Вопросы философии, 1992, № 2

5. Григорьева И. В.Теория государства и права. – Тамбов: Изд – во ТГТУ, 2009

6. Загладин Н.В. Тоталитаризм и демократия: конфликт века.- Кентавр, 1992

7. Ильин И.А. О тоталитарном режиме./– Библиотека думающего о России (электронная версия)

8. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник – 4е изд., переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 1998

9. Общая и прикладная политология: Учебное пособие / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: МГСУ; «Союз», 1997

10. Общая теория государства и права: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева – 2е издание М. 1996 г

11. Оруэлл Дж. Литература и тоталитаризм (электронная версия)

12. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 2004

13. Семыкина Т. В. Политические режимы. //Методические рекомендации. //М. , 1994.

14. Скворцова Е.А. Идейно – психологические идеи тоталитаризма. – Самара, Самарский муниципальный университет Наяновой, 2000

15. Теория государства и права : Курс лекций под ред. Н.И. Матузов, А.В. Малько - М., Юрист, 2002

16. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2000

21 Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1091. Влияние начальных и конечных параметров водяного пара на мощность паровых турбин 228 KB
  Влияние начального давления на мощность турбин. Относительное изменение внутренней мощности паровой турбины. Влияние начальной температуры пара и его температуры после промежуточного перегрева на мощность турбины. Влияние конечного давления пара на мощность турбины. Универсальная кривая приращения мощности от давления в конденсаторе вида.
1092. Переменные режимы эксплуатации паровых турбин энергоблоков ТЭС 1.56 MB
  Характеристика переменных режимов ТЭС. Пример графика электрической нагрузки энергосистемы. Маневренность турбоагрегатов и программы регулирования энергоблоков ТЭС. Холостой ход турбоагрегата. Моторный режим. Режим горячего вращающегося резерва. Реализация перегрузочных режимов в турбоустановках.
1093. Системы парораспределения паровых турбин. Сопловое и дроссельное парораспределение 651 KB
  Общая характеристика систем парораспределения. Общий характер суточного графика нагрузок энергосистемы. Схема основных паропроводов турбоустановки К-210-12,8 ЛМЗ. Дроссельное парораспределение
1094. Обводное парораспределение. Регулирование мощности способом скользящего начального давления 340 KB
  Обводное (байпасное) парораспределение. Выбор способа парораспределения паровых турбин. Регулирование мощности энергоблоков способом скользящего давления. Особенности перевода энергоблока на скользящее начальное давление.
1095. Математические модели и синтез цифровых нерекурсивных фильтров 200.5 KB
  Общие характеристики цифровых фильтров. Математические модели цифровых нерекурсивных фильтров. Методика синтеза цифровых нерекурсивных фильтров. Алгоритм Ремеза для построения оптимального цифрового нерекурсивного фильтра.
1096. Математические модели и синтез цифровых рекурсивных фильтров 1.61 MB
  Математические модели цифровых рекурсивных фильтров. Методика синтеза цифровых рекурсивных фильтров. Численное исследование методики синтеза цифровых рекурсивных фильтров.
1097. Преобразование Фурье 225 KB
  Аналоговое преобразование Фурье. Дискретное преобразование Фурье. Алгоритм быстрого преобразования Фурье с прореживанием по времени. Алгоритм быстрого преобразования Фурье с прореживанием по частоте. Метод двоичной инверсии.
1098. Створення видавництва СІЯЧ як важливий етап видавничої справи міста Черкаси 1.12 MB
  Створення видавництва СІЯЧ як важливий етап видавничої справи міста Черкаси. Законодавче підґрунтя. Створення самостійного видавництва м. Черкаси. Особливості видавничої продукції видавництва СІЯЧ. Архітектонічна структура видавничої продукції.
1099. Дизайн комп’ютерної графіки та реклами 592 KB
  Основними завданням випускної роботи освітньо-кваліфікаційного рівня Спеціаліст. Вимоги до оформлення та представлення на захист випускної роботи. Стандартне вирішення оформлення першого планшету. Проектні об’єкти комплексної розробки рекламних виробів.