3080

Методика преподавания информатика на примере урока синтаксис языка запросов поисковой системы Yandex

Контрольная

Информатика, кибернетика и программирование

Глава 1. Методика преподавания информатики 1.1  Методика преподавания информатики как педагогическая наука Вместе с введением в школу общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» началось формирование новой област...

Русский

2012-10-24

51.58 KB

129 чел.

Глава 1. Методика преподавания информатики

1.1  Методика преподавания информатики как педагогическая наука

Вместе с введением в школу общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» началось формирование новой области педагогической науки – методики преподавания информатики, объектом которой является обучение информатике. Курс методики преподавания информатики появился в вузах страны в 1985 году, а в 1986 году начался выпуск методического журнала «Информатика и образование».

Важную роль в развитии методики преподавания информатики сыграли дидактические исследования целей и содержания общего кибернетического образования, накопленный отечественной школой еще до введения предмета информатики практический опыт преподавания учащимся элементов кибернетики, алгоритмизации и программирования, элементов логики, вычислительной и дискретной математики и т.д.

К теории и методике обучения информатике нужно относить исследование процесса обучения информатике везде, где бы он ни проходил и на всех уровнях: дошкольный период, школьный период, все типы средних учебных заведений, высшая школа, самостоятельное изучение информатики, дистанционные формы обучения и т.п. Каждая из перечисленных областей в настоящее время ставит свои специфические проблемы перед современной педагогической наукой.

Теория и методика обучения информатике в настоящее время интенсивно развивается; школьному предмету информатики уже почти двадцать лет, но многие задачи в новой педагогической науке возникли совсем недавно и не успели получить еще ни глубокого теоретического обоснования, ни длительной опытной проверки.

В соответствии с общими целями обучения методика преподавания информатики ставит перед собой следующие основные задачи: определить конкретные цели изучения информатики, а также содержание соответствующего общеобразовательного предмета и его место в учебном плане средней школы; разработать и предложить школе и учителю-практику наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей; рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике (учебные пособия, программные средства, технические средства и т.п.) и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.

Содержание учебного предмета методики преподавания информатик  определяет его два основных раздела: общая методика, в которой рассматриваются общие теоретические основы методики преподавания информатики, совокупности основных программно-технических средств, и частная (конкретная) методика – методы изучения конкретных тем школьного курса информатики.

Методика преподавания информатики – молодая наука, но она сформировалась не сама по себе. Являясь самостоятельной научной дисциплиной, в процессе формирования она вобрала в себя знания других наук, а в своем развитии опирается на полученные ими результаты. Эти науки – философия, педагогика, психология, возрастная физиология, информатика, а также обобщенный практический опыт методик других общеобразовательных предметов средней школы.

1.3 Предмет теории и методики обучения информатики.

Современный учитель информатики это не только предметник, это проводник современных идей и технологий обучения с использованием компьютера в школе. Именно в школе закладывается отношение к средствам информационных технологий: либо страх и отчуждение, либо интерес и умение использовать для решения практических задач. Курс «Теория и методика обучения информатике», должен охватить и сегодняшнее состояние школ в области компьютеризации, и завтрашнее, когда дистанционное общение и обучение школьников станет обычным явлением.

В предлагаемом курсе отражены особенности обучения информатике по возрастам, выделяя три уровня: учащиеся младших, средних и старших классов. Стремясь отобразить особенности содержания образования, выделяют следующие направления:

  1.  общеобразовательный уровень,
  2.  углубленное обучение,
  3.  профильное обучение, т. е. особенности преподавания информатики в классах с техническим, математическим, гуманитарным и эстетическим уклоном.

Одна из проблем курса информатики — это программное обеспечение. Большое разнообразие типов школьных ПЭВМ, а также современная тенденция стремительного прогресса в разработке программных средств не позволяет сделать сколько-нибудь полный обзор педагогических программных средств.

В основу содержания курса была положена примерная программа дисциплины «Теория и методика обучения информатике», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации для специальности  «Информатика».

Предмет  предназначен дать теоретическую и практическую подготовку учителей в области методики преподавания информатики.

Цель курса — подготовить методически грамотного учителя информатики, способного:

  1.  проводить уроки на высоком научно-методическом уровне;— организовать внеклассную работу по информатике в школе;
  2.  оказать помощь учителям-предметникам, желающим использовать компьютеры в обучении.

Задачи курса:

  1.  подготовить будущего учителя информатики к методически грамотной организации и проведению занятий по информатике;
  2.  сообщить приемы и методы преподавания информатики, наработанные к настоящему времени;
  3.  обучить различным формам проведения внеклассной работы по информатике;
  4.  развить творческий потенциал будущих учителей информатики, необходимый для грамотного преподавания курса, поскольку курс ежегодно претерпевает большие изменения.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

  1.  понимать роль информатики в формировании всесторонне развитой личности;
  2.  знать основные концепции обучения информатике, а также программы и учебники, разработанные на их основе;
  3.  знать содержательные и методические аспекты преподавания школьной информатики на разных уровнях;
  4.  уметь использовать программную поддержку курса и оценивать ее методическую целесообразность;
  5.  знать содержание работы учителя по организации, планированию и обеспечению уроков информатики;
  6.  уметь организовывать занятия по информатике для учащихся различных возрастных групп.

Содержание разделов дисциплины

  1.  введение
  2.  цели и задачи обучения информатике в школе
  3.  содержание школьного образования в области информатики
  4.  базовый курс информатики
  5.  дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы
  6.  организация обучения информатике в школе

Связь методики преподавания информатики с наукой информатикой, психологией, педагогикой и другими предметами

Дисциплина «Теория и методика обучения информатике», являясь самостоятельной научной дисциплиной, вобрала в себя знания других наук: информатики, психологии, педагогики. Поскольку объектом изучения в курсе методики обучения информатике являются понятия информатики, курс учитывает их специфику, любое изложение материала проводится в соответствии с основными понятиями информатики: информация, модель, алгоритм.

При отборе методов и организационных форм работы в классе необходимо учитывать субъективные психологические характеристики учащихся, знания об этом предоставляет наука психология.

Методика является частью дидактики, которая в свою очередь является частью педагогики. Поэтому в ней используются методы исследования педагогики, выполняются законы и принципы дидактики. При обучении информатике используются все известные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, а именно, обще дидактические методы обучения: информационно-рецептивные, методы проблемного изложения, эвристический, исследовательский и пр.

Формы организации занятий — фронтальные, индивидуальные и групповые, или в другой классификации: лекция, беседа, опрос, экскурсия, лабораторная работа, практикум, семинар и т. д.

Можно установить связи методики преподавания информатики практически с любыми науками.

Преподавание информатики на современном уровне опирается на сведения из различных областей научного знания: биологии (биологические самоуправляемые системы, такие как человек, другой живой организм), истории и обществоведения (общественные социальные системы), русского языка (грамматика, синтаксис, семантика и пр.), логики (мышление, формальные операции, истина, ложь), математики (числа, переменные, функции, множества, знаки, действия), психологии (восприятие, мышление, коммуникации).

При обучении информатике необходимо ориентироваться в проблемах философии (мировоззренческий подход к изучению системно-информационной картины мира), филологии (изучение текстовых редакторов, системы искусственного интеллекта), математики и физики (компьютерное моделирование), живописи и графики (изучение графических редакторов, системы мультимедиа) и пр. Таким образом, учитель информатики должен быть широко эрудированным человеком, причем постоянно пополняющим свои знания

1.4 Анализ учебно – методического материала.

Компьютерные телекоммуникации — одна из наиболее динамично развивающихся областей информационных технологий. По сравнению с другими разделами информационных технологий ее технологическая составляющая значительно превосходит теоретическую. Поэтому эффективность изучения данной темы сильно зависит от возможности организовать практическую работу учащихся с компьютерными сетями.

В рамках данного раздела базового курса реализуется следующий перечень педагогических целей: дать представление о назначении и структуре локальных и глобальных сетей; познакомить учащихся с основными информационными услугами сетей, с возможностями Internet; обучить способам обмена файлами в локальной сети компьютерного класса; познакомить со способами поиска информации в Internet (при наличии технических возможностей).

Содержание данного подраздела базового курса делится на две части по принципу деления компьютерных сетей на два типа:

• локальные сети;

• глобальные сети.

Тема компьютерных сетей обширна по числу понятий и может излагаться с разной степенью подробности. Раскрытие этой темы в школьных учебниках, как правило, носит краткий характер. Поэтому, наряду с обсуждением вопросов методики, в данный подраздел пособия включены дополнительные сведения по теме, которые будут полезны учителю.

В учебнике Степанова А.Н. данная тема преподносится в следующем виде.  Сначала дается история создания Интернета и принципы его работает. Автор объясняет, что World  Wide Web(WWW)- это не Интернет, а всего лишь одна из возможностей интернета; определяет понятия адресов. Отдельным пунктом рассматривается браузер  Internet Explorer 

После данного введения идет объяснение службам интернет таким как:

  1.  Почта и почтовые сервера;
  2.  Телеконференции;
  3.  Базы данных;
  4.  Поиск информации;
  5.  Интернет-пейджер.

Следует отметить, что в  данном учебнике не предоставляется понятие «локальных и глобальных сетей», а сразу идет объяснение темы «Возможности интернет».

Данный аспект учебника можно использовать именно для классов гуманитарного направления.

Рассматривая данную тему в методическом пособии Лапчика М.П., было замечено, что до объяснения темы «Службы Интернет» (услуги интернет), автор описывает общую структуры сетей, их виды и места применений.

Лапчик М.П. рекомендует сначала дать подробное  понятия локальной затем глобальной сети,  их структуру работы, а потом перейти к Интернету, рассматривая данную сеть как глобальную.

Непосредственно «Службы Интернет» он рассматривает только информационную  службу (услугу), а остальные услуги он отнес уже к глобальным сетям.

Данное пособие является направленным на классы общего и математического направления, так как здесь в подробности объясняется общая структура информационных сетей, базируясь на том, что основы работы с Интернетом у учащихся уже имеются.

В учебнике Сименовича С.В. «Информатика. Базовый курс » тема «службы Интернет» рассматривается отдельным пунктом в разделе «Интернет. Основные понятия ». В данном учебнике  дается определение понятию службы, и описываются основные из них предоставляемые Интернетом такие как:

  1.  Терминальный режим (Telnet);
  2.  Электронная почта (E-Mail);
  3.  Списки рассылки (Mail List);
  4.  Служба телеконференций (Usenet);
  5.  Служба World Wide Web (WWW);
  6.  Служба имен доменов (DNS) и т.д.

Следует отметить, что в данном пункте особое внимание уделяется одной из самых популярных служб как World Wide Web (WWW).  Вкратце дается понятие Web-сервера  и Web-сайта, что создаются они при помощи языка HTML.

Учебник Сименовича С.В. «Информатика. Базовый курс » будет удобно использовать для  преподавания требуемой темы в классах гуманитарного направления, так как тема «Службы интернет» рассматривается отдельным пунктом.

1.5 Индивидуальный метод обучения.

Индивидуальное обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется в массовой школе весьма ограниченно.

Индивидуальный подход - это:

1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;

2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;

3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;

4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.

Индивидуализация обучения - это:

1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;

2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.

Рассматривая индивидуальный метод обучения, необходимо обратить внимание на метод проектов. Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий внутри классной индивидуализации обучения являются следующие:

- технология индивидуализированного обучения Инге Унт;

- адаптивная система обучения А.С. Границкой;

- обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова.

Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.

Классификационные характеристики технологий индивидуализированного обучения:

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: гуманистические.

По основному фактору развитая: комплексная: биосоциои психогенные

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные.

По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная, общеобразовательная, личностно-ориентированная +дидактоцентрическая, проникающие.

По типу управления: система «репетитор».

По организационным формам: альтернативные, академические + клубные, индивидуально-групповые.

По подходу к ребенку: гуманно-личностные.

По преобладающему методу: программированные, само развивающие, творческие

По направлению модернизации: альтернативные.

По категории обучаемых: все категории.[3]

ГЛАВА .2. Описание методического комплекса.

2.2.Комбинированный урок

Тема урока: «Службы интернет. Организация поиска информации в Интернет»

Тип урока: «Комбинированный урок»

Цели урока:  Дать представление:

  1.  о языках запроса поисковых систем на примере поисковой системы Yandex;
  2.  о способах сохранения информации из Интернет;

Материальное обеспечение:

  1.  подготовленная доска;
  2.  рабочая тетрадь;
  3.  компьютеры;
  4.  карточки с индивидуальными заданиями (по 3-5).

Структура учебного занятия:

  1.  Организация начала занятия.
  2.  Преподнесение, обобщение и систематизация знаний и способов действий.
  3.  Применение полученных знаний при выполнении индивидуальных заданий.
  4.  Подведение итогов.
  5.  Информация о домашнем задании.

Ход урока

  1.  Организация начала занятия. Сообщение темы и целей урока. Формулировка проблемы. Учитель сообщает учащимся тему и цели урока, формулирует проблему, обеспечивает нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии.
  2.  Проверка домашнего задания.
  3.  Преподнесение, обобщение и систематизация знаний и способов действий. Учитель подробно объясняет применение языка запросов, демонстрирует примеры на компьютере и анализирует результаты, используя следующую таблицу:

Синтаксис языка запросов поисковой системы Yandex

Синтаксис

Что означает оператор

Пример запроса

пробел или & 

логическое И (в пределах предложения)

лечебная физкультура

&&

логическое И (в пределах документа)

рецепты && (плавленый сыр)

|

логическое ИЛИ

фото | фотография | снимок | фотоизображение

+

обязательное наличие слова в найденном документе (работает также в применении к стоп-словам)

+быть или +не быть

( )

группирование слов

(технология | изготовление) (сыра | творога)

~

оператор И НЕ (в пределах предложения)

банки ~ закон

~~ или -

оператор И НЕ (в пределах документа)

путеводитель по Парижу ~~ (агентство | тур)

/(n m)

расстояние в словах (-назад +вперед)

поставщики /2 кофе
музыкальное /(-2 4) образование
вакансии ~ /+1 студентов

" "

поиск фразы

"красная шапочка"
(эквивалентно красная /+1 шапочка)

&&/(n m)

расстояние в предложениях (-назад +вперед)

банк && /1 налоги

Поиск в элементах

Синтаксис

Что означает оператор

Пример запроса

$title(выражение)

поиск в заголовке

$title (CompTek)

$anchor(выражение)

поиск в тексте ссылок

$anchor (CompTek | Dialogic)

#keywords=(выражение)

поиск в ключевых словах

#keywords=(поисковая система)

#abstract>=(выражение)

поиск в описании

#abstract=(искалка | поиск)

#image="значение"

поискфайла изображения

#image="tort*"

#hint=(выражение)

поиск в подписях к изображениям

#hint=(lenin | ленин)

#url="значение"

поиск на заданном сайте (странице)

#url="www.comptek.ru"

#link="значение"

поиск ссылок на заданный URL

#link="www.yandex.ru"

Для дальнейшего использования информации, найденной в Интернет, необходимо уметь ее сохранять, например, на жестком диске своего компьютера. Для сохранения загруженного web-документа служат средства подменю Файл главного меню браузера.

При выполнении команды Файл - Сохранить как открывается стандартное окно сохранения документа, в котором необходимо дать имя сохраняемому файлу и выбрать его тип. Основные типы сохранения документа:

  1.  текстовый файл (*.txt). При таком сохранении сохраняется только текст веб-страницы без каких либо элементов оформления и форматирования. Получается компактный файл, с которым можно работать в любом текстовом редакторе.
  2.  веб-страница, только HTML (*.htm, *.html). В этом случае остаются все элементы форматирования, но встроенные объекты не сохраняются. Сохраненный документ можно просматривать в любом броузере, а также в развитых текстовых процессорах (например, Word).
  3.  веб-страница полностью (*.htm, *.html). Это наиболее мощный тип сохранения, при котором сохраняются и элементы форматирования и все встроенные объекты. Они сохраняются в отдельную папку, которая прикладывается к основному файлу веб-страницы и имеет то же, что и сохраняемый файл, имя.
  4.  web-архив, один файл (*.mht). Тип сохранения, при котором сохраняются и элементы форматирования и встроенные объекты, но в отличие от предыдущего типа сохранения все сохраняется в один файл - web-архив с расширением .mht.

Кроме того, возможно сохранение веб-страницы в автономном режиме. Поскольку пребывание в Интернет стоит денег, не разумно сидеть и читать информацию на страницах, будучи подключенным к Сети. Целесообразно сохранить нужную страницу или сайт не читая, а затем отключившись от Сети, в спокойной обстановке ознакомиться с их содержимым. Такой режим просмотра веб-страниц называется автономным. Для сохранения страниц в автономном режиме необходимо выполнить команду Избранное –Добавить в избранное - сделать доступной автономно.

  1.  Сохранение отдельных объектов и фрагментов веб-страниц

Часто возникает необходимость сохранить (или перекопировать в другое приложение, например в текстовый редактор) не всю страницу, а только один из встроенных в нее объектов, например рисунок или фрагмент текста. В таких случаях удобно пользоваться контекстным меню объекта, которое открывается щелчком на объекте правой кнопкой мыши. В этом меню имеется пункт для сохранения объекта. Порядок действий для переноса (копирования) фрагмента текста (например, в текстовый редактор Word):

  1.  выделить необходимый фрагмент текста;
  2.  щелкнуть на выделенном тексте правой кнопкой мыши;
  3.  выбрать «Копировать»;
  4.  перейти в текстовый редактор (например, Word);
  5.  в месте документа, куда будет вставляться объект щелкнуть правой кнопкой мыши;
  6.  выбрать «Вставить».

Порядок действий для переноса (копирования) рисунка с веб-страницы (например, в текстовый редактор Word):

  1.  навести указатель мыши на нужный рисунок;
  2.  щелкнуть правой кнопкой мыши;
  3.  выбрать «Копировать»
  4.  перейти в текстовый редактор (например, Word)
  5.  в месте документа, куда будет вставляться объект щелкнуть правой кнопкой мыши
  6.  выбрать «Вставить»

Порядок действий для сохранения рисунка с веб-страницы в виде отдельного файла:

  1.  навести указатель мыши на нужный рисунок;
  2.  щелкнуть правой кнопкой мыши;
  3.  выбрать «Сохранить рисунок как»;
  4.  в появившемся диалоговом окне сохранения документа выбрать место и присвоить имя сохраняемому файлу.

4. Применение полученных знаний при выполнении индивидуальных заданий.

  1.  Каждому из учеников предлагается найти ответы на 2 индивидуальных вопроса, используя язык запросов поисковой системы Yandex (ученики обмениваются вопросами, приготовленными при выполнении домашнего задания). Сохранить найденные ответы в файле текстового редактора Microsoft Word в виде таблицы:

Вопрос

Ответ

Адрес страницы

  1.  Каждому ученику предлагается найти информацию по заданной теме и сохранить ее в определенном месте жесткого диска компьютера. Примеры заданий:
  2.  найти фотографию водопада Виктория
  3.  найти информацию о климате на Камчатке
  4.  найти информацию о геометрическом смысле производной
  5.  найти портрет царя Николая II
  6.  найти биографию Алексея Толстого
  7.  и т.п.

5. Подведение итогов урока.

Учитель объявляет оценки учащимся, комментирует при этом ошибки и недочёты учащихся, выделяет особенно удачные ответы, оценивает как работу класса в целом, так и работу отдельных учащихся.

6. Домашнее задание.

Внимательно изучить теоретический материал урока. При наличии возможностей, ученикам предлагается самостоятельно ознакомиться с работой в поисковой системе Google (http://www.google.ru/intl/ru/help/features.html).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70554. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 857.5 KB
  Информация играет в обществе все более важную роль. Ее ставят в один ряд с фундаментальными понятиями мироздания: веществом и энергией. Упорядоченную, доступную и активно используемую информацию оценивают как ресурс наряду с материальными, энергетическими, финансовыми...
70555. Происхождение денег: различные подходы к вопросу 346 KB
  Необходимость появления денег была обусловлена объективным развитием производительных сил общества средства производства – средства и предметы труда производимые материальные блага и производственных отношений отношения собственности на средства производства обмена...
70556. Конспект лекций: Основы экологии 802 KB
  В этих понятиях нашла отражение идея о единстве совокупности организмов с абиотическим окружением о закономерностях которые лежат в основе связи всего сообщества и окружающей неорганической среды о круговороте вещества и превращениях энергии.
70557. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ: ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 747 KB
  Объектом управления в информационном менеджменте являются: информация в разных формах ее существования; информационные системы и информационные технологии; информационная индустрия и информационный рынок; кадры реализующие функции производства использования и хранения информации.
70558. ІСТОРІЯ ФІЛОСОФІЇ 791 KB
  Моральна філософія наука про правильні вчинки яка поділялась на етику науку про управління діями окремої людини економіку науку про управління господарством політику науку про управління державою. Виходячи із значення яке має філософія як наука в житті й діяльності людини поряд...
70559. Понятие информации, виды информации, сообщения, данные, сигнал 51.49 KB
  Существование информации как свва материи вытекает из фундаментальных свойств материи : структурности непрерывного движения и взаимодействия материальных объектов. Для получения информации имея данные нужны методы преобразования данных в восприятие сознания.
70560. Основы построения АСУ 1.81 MB
  Управление воздействие на объект для реализации заранее принятых целей оно осуществляется на основании анализ в получаемой информации об объекте и окружающей его внешней среде. Принцип преобразования информации Преобразователи – устройства использующиеся в преобразовании величин...
70562. Введение в искусственный интеллект 108 KB
  В рамках этого направления решаются задачи связанные с формализацией и представлением знаний в памяти системы ИИ. Проблема представления знаний является одной из основных проблем для системы ИИ так как функционирование такой системы опирается на знания о проблемной области которые хранятся...