30844

Рецепторная функция нейронов

Доклад

Биология и генетика

Сенсорные рецепторы. Клеточные химические рецепторы. Хеморецепторы нейронов к большому числу специфических и неспецифических химических раздражителей внутренней и внешней среды. Сенсорные рецепторы это нервные окончания чувствительные участки нейрона которые способны воспринимать другие нехимические виды раздражения.

Русский

2013-08-24

30 KB

1 чел.

14. Рецепторная  функция нейронов…

 Рецептором в нейроне называются специализированные образования, предназначенные для восприятия клетками (нейронами) или всей нервной системой действия раздражителей. Различают два типа рецепторов:

1. Сенсорные рецепторы.

2. Клеточные химические рецепторы.

  Хеморецепторы нейронов к большому числу специфических и неспецифических химических раздражителей внутренней и внешней среды.

  Сенсорные рецепторы - это нервные окончания, чувствительные участки нейрона, которые способны воспринимать другие нехимические виды раздражения.

Например, рецепторы давления, температурные рецепторы, рецепторы сдвига и т.д., для которых раздражителем является нехимическая молекула.

  Кроме того, все рецепторы делят на первично-чувствительные и вторично-чувствительные.

Первично-чувствительные рецепторы - это рецепторы нейронов, которые воспринимают химические и др. виды раздражения (давления, температуры и т.д.).

Вторично-чувствительные рецепторы - это специализированные нервные клетки, функцией которых является восприятие раздражения и передача его на афферентные окончания нейрона.

Все рецепторы (первично-чувствующие, вторично-чувствующие) можно разделить на экстерорецепторы и интерорецепторы.

 Экстерорецепторы - это такие образования нейрона, которые воспринимают раздражения, поступающие из внешней среды.

Интерорецепторы - это такие рецепторы, которые постоянно собирают информацию о деятельности внутренних органов и о состоянии внутренней среды организма.

Интерорецепторы делятся на множество групп:

1) проприорецепторы (они заложены в мышцах и сухожилиях);

2) ангиорецепторы (рецепторы, располагающиеся в сосудистом русле);

3) тканевые рецепторы (специальные образования, отслеживающие внутренний гомеостаз, постоянства внутренней среды организма);

   Все рецепторы обладают чувствительностью. Чувствительность рецепторов характеризуется порогом чувствительности.

Под порогом чувствительности понимают минимальную силу раздражителя, которая способна вызвать формирование рецепторного или генераторного потенциала. Возникновение рецепторного потенциала, т.е. электрического явления на рецепторе связано с тем, что раздражитель вызывает частичную деполяризацию мембраны. Это приводит к вхождению небольшой порции натрия (Na) локально в области рецептора из окружающей среды в нейрон, и в мембране рецептора возникает частичная деполяризация - это и есть генераторный или рецепторный потенциал. Он не распространяется, лишь суммация (временная или пространственная) позволяет нескольким рецепторным потенциалам сформировать потенциал действия, и он (потенциал действия) распространяется по нервным волокнам.

   Под действием раздражителей рецепторы могут изменять свои свойства. Одним из таких проявлений является адаптация рецепторов.

 Под адаптацией рецепторов понимают изменение их чувствительности при длительном действии раздражителя.

По адаптивным способностям рецепторы различают:

1) слабо-адаптирующиеся (они служат для восприятия истинных, абсолютных, мгновенных значений раздражителя);   

2) быстро- и полностью адаптирующиеся рецепторы (они воспринимают информацию об изменении стимула на фоне спонтанной импульсации).

  Функционально рецепторы делятся на: 

а) полимодальные ;б) мономодальные; в) бимодальные.

Мономодальные рецепторы - это такие рецепторы, для которых специфическим (т.е. родным) является только один раздражитель.

 Бимодальные рецепторы - это такие рецепторы, которые формируют два ощущения (т.е. рецепторы воспринимают две модальности - температуру и боль, ощущение сдвига и боль и т.д.).

Полимодальные рецепторы - это рецепторы, которые воспринимают несколько раздражителей, как специфические.

Рецепторы бывают спонтанно-активные и молчащие.

 Спонтанно-активные рецепторы - это такие рецепторы, которые, мониторируя процесс, постоянно генерируют импульсы и посылают их в ЦНС.

Молчащие рецепторы - это такие рецепторы, которые, мониторируя процесс, посылают импульсы в ЦНС только тогда, когда имеются отклонения от нормальной деятельности.

  Интенсивность воздействия на рецепторы кодируется 2-мя способами:

1. Числом потенциалов действия от рецептора за единицу времени.

2. Числом рецепторов, а значит и нервных волокон, вовлечённых в процесс восприятия (чем больше рецепторов вовлечено в процесс восприятия, тем больше стимул, который поступает в ЦНС).

  Рецепторы почти всегда передают свою информацию на нервные проводники. Такими нервными проводниками являются периферические отростки нейронов.

Они делятся на два типа:

1) афферентные проводники (дендриты);2) эфферентные проводники (аксон).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52410. Чесність та правдивість 41.5 KB
  Під час роздумів аналізу підвести дітей до висновків: будь-який обман із часом викривають і тому він не є виходом із критичної ситуації; неправда обман викликають негативні почуття та асоціації і тому компрометують того хто говорить неправду в очах інших; людина яка себе поважає не стане нікого обманювати. Проаналізувати типові ситуації коли учні говорять неправду знайти інший спосіб поведінки.Брехня або неправда підступна особа яка здатна замаскуватися під правду переконати людину що в даний момент саме вона брехня є...
52411. Честь, совість, гідність людини. Інтелігентність і порядність. Правда, хиба, істи 132.5 KB
  Честь совість гідність людини. Основою відношення людини до світу є визнана суспільством значущість ряду предметів та подій що служать певними суспільними взірцями мірами вимогами ідеалами. Істотна особливість таких уявлень полягає в тому що вони впливають на самопочування людини у світі людей зворушують почуття.
52412. The Chimes of Christmas Bells Once More... 63 KB
  Compere; December comes so white and cold With snow it stops the rain It comes to greet all young and old On every window pane. Compere Arid Christmas is here with us today, Let happy be the birth of Christ, For all the people all around He brought peace on the earth.
52414. Натуральные числа и действия с ними 90.5 KB
  Ход урока: Учитель поёт: И вот прозвенел как обычно звонок На наш не совсем уж обычный урок И всё на мгновение замерло – мы начинаем. Учитель: Добрый день рад видеть вас Посетивших пятый класс. Волшебство нам ни к чему Учитель: Объясните почему Головня: Потому что можем сами Учитель: То есть сами вы с усами Головня: Можем трактовать и так: Математика – пустяк Учитель: Значит я умою руки И сейчас усну со скуки Хараберюш: Не придётся Вам уснуть Отправляемся мы в путь По тропинкам повторенья Повторенье –...
52415. Натуральний ряд чисел 55.65 KB
  А тема сьогоднішнього уроку Натуральні числа і дії над ними. Виповинні розказати все що ви знаєте про натуральні числа. Учитель: Діти які числа називають натуральними Відповідають: Числа які люди використовують під час лічби предметів називають натуральними. Найбільшого числа не існує.
52417. Додавання та віднімання раціональних чисел 86 KB
  Мета: організувати діяльність учнів для повторення дій з раціональними числами, звичайними та десятковими дробами; створити умови для розвитку функціонального мислення ( зв’язок між числом та буквою); показати мовний зв’язок; підготувати учнів до темататичного оцінювання; розвивати комунікативні здібності, вміння вести діалог; виховувати інтерес до природи та оточуючий нас рослинний та тваринний світ.
52418. Розв’язування вправ на виконання додавання і віднімання раціональних чисел 124 KB
  За якою темою ми працювали на останніх уроках Так додавання і віднімання раціональних чисел. Сьогодні ми з вами відправляємось у захоплюючу подорож до країни Раціональних Чисел де ми поринемо у хвилі цікавих задач під вітрилами невирішених проблем. Як скласти числа з однаковими знаками Як скласти числа з різними знаками Як знайти різницю раціональних чисел 2.