30858

Гуморальная регуляция функций

Доклад

Биология и генетика

Классификация биологически активных веществ БАВ: Неспецифические метаболиты. Специфические метаболиты: а тканевые гормоны парагормоны; б истинные гормоны. Неспецифические метаболиты продукты метаболизма вырабатываемые любой клеткой в процессе жизнедеятельности и обладающие биологической активностью СО2 молочная кислота. Специфические метаболиты продукты жизнедеятельности вырабатываемые определенными специализированными видами клеток обладающие биологической активностью и специфичностью действия: а тканевые...

Русский

2013-08-24

39.5 KB

9 чел.

32. Гуморальная регуляция функций…

Гуморальная регуляция осуществляется за счет химических веществ, находящихся в биологических жидкостях (кровь, лимфа, межклеточная жидкость).

Эти вещества называются биологически активными веществами (БАВ), они взаимодействуют с мембранными рецепторам.

Классификация биологически активных веществ (БАВ):

  1.  Неспецифические метаболиты.  
  2.  Специфические метаболиты:  

а) тканевые гормоны (парагормоны);      

б) истинные гормоны.

Неспецифические метаболиты - продукты метаболизма, вырабатываемые любой клеткой в процессе жизнедеятельности и обладающие биологической активностью (СО2, молочная кислота).

Специфические метаболиты - продукты жизнедеятельности, вырабатываемые определенными специализированными видами клеток, обладающие биологической активностью и специфичностью действия:

а) тканевые гормоны - БАВ, вырабатывающиеся специализированными клетками, оказывают эффект в основном на месте выработки.

б) истинные гормоны – вырабатываются железами внутренней секреции

Участие БАВ на  различных уровнях нейро-гуморальной регуляции:

I уровень: местная или локальная регуляция Обеспечивается  гуморальными факторами: в основном - неспецифическими метаболитами и  в меньшей степени - специфическими метаболитами (тканевыми гормонами).

II уровень регуляции: региональный (органный). Гуморальная регуляция представлена тканевыми гормонами.

III уровень - межорганное, межсистемное регулирование. Гуморальная регуляция представлена железами внутренней секреции.

IV уровень. Уровень целостного организма. Нервная и гуморальная регуляция соподчинены на этом уровне поведенческой регуляции.

Регулирующее влияние на любом уровне определяется рядом факторов:

  1.  количество биологически  активного вещества;

2. количество рецепторов;          

3. чувствительность рецепторов.  

В свою очередь чувствительность зависит:

а) от функционального состояния клетки;

б) от состояния микросреды (рН, концентрация ионов и т.д.);

в) от длительности воздействия возмущающего фактора.

Местная регуляция  (1 уровень регуляции)

Средой является тканевая жидкость. Основные факторы:

  1.  Креаторные связи.

2. Неспецифические метаболиты.

Креаторные связи - обмен между клетками макромолекулами, несущими информацию о клеточных процессах, позволяющую клеткам ткани функционировать содружественно. Это один из наиболее эволюционно старых способов регуляции.

Кейлоны - вещества, обеспечивающие креаторные связи. Представлены простыми белками или гликопротеидами, влияющими на деление клеток и синтез ДНК. Нарушение креаторных связей может лежать в основе ряда заболеваний (опухолевый рост) а также процесса старения.

Неспецифические метаболиты - СО2, молочная кислота - действуют в месте образования на соседние группы клеток.

Региональная (органная) регуляция (2 уровень регуляции) 

1. неспецифические метаболиты,

2. специфические метаболиты (тканевые гормоны).

Система тканевых гормонов

Вещество

Место выработки

Эффект

Серотонин

слизистая кишечника  

(энтерохромафинная ткань),  головной мозг, тромбоциты

медиатор ЦНС, сосудосуживающий эффект, сосудисто-тромбоцитарный гемостаз

Простаглан-дины

производное арахидоновой и линоленовой кислоты,  ткани организма

Сосудодвигательное действие, и дилятаторный и констрикторный эффект, усиливает сокращения матки, усиливает выведение воды и натрия, снижает секрецию ферментов и HCl желудком

Брадикинин

Пептид, плазма крови, слюнные железы, легкие

сосудорасширяющее действие,

повышает сосудистую проницаемость

Ацетилхолин

головной мозг, ганглии, нервно-мышечные синапсы

расслабляет гладкую мускулатуру сосудов, урежает сердечные сокращения

Гистамин

производное гистидина,

желудок и кишечник, кожа, тучные клетки, базофилы

медиатор болевых рецепторов, расширяет микрососуды, повышает секрецию желез желудка

Эндорфины, энкефалины

головной мозг

обезболивающий и

адаптивный эффекты

Гастроинтестинальные гормоны

вырабатываются в различных отделах ЖКТ

участвуют в регуляции процессов секреции, моторики и всасывания


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2177. Етапи створення та класифікація інформаційних систем 25.89 KB
  Основні етапи створення інформаційних систем (ІС). Класифікація ІС. Структура комп’ютерних ІС та класифікація їх задач.
2178. CALS-технологии. И интегрированные автоматизированные системы управления 160.34 KB
  Интегрированные автоматизированные системы управления КИП. Базовые технологии управления данным и информационные модели. Преимущества использования CALS, общие представления об интегрированной информационной среде (ИИС)
2179. Изменение требований к осуществлению надзора за соблюдением законодательства РФ в области образования, государственного контроля качества образования 64.21 KB
  Подготовка образовательного учреждения к выездной проверке в сфере образования. Прохождение образовательным учреждением плановой выездной проверки в сфере образования. Основания для проведения контроля (надзора) в области образования.
2180. Расчет редуктора и ведомого вала с его деталями 125.94 KB
  Целью работы является закрепление теоретических знаний, полученных в ходе изучения материала и приобретения навыков создания современных технических систем.
2181. Воспитательная система школы 953.79 KB
  Содействие развитию личности и формированию компетенций обучающихся через создание для этого благоприятных условий деятельности. Создание условий формирования образованной , свободной, культурной, конкурентоспособной личности обучающегося, способной к творчеству, созиданию, само регуляции , непрерывному образованию , к жизнедеятельности в условиях рыночных отношений.
2182. Отношенческо-коммуникативный компонент воспитательной системы школы 195.24 KB
  Воспитатель личностно значим для воспитанников. Воспитатель социально положительно ориентирован. Толерантность сторон; Компетентность воспитателя. Учет базовых ценностей взаимодействующих субъектов, социума. Взаимодействие не должно приносить вреда другим личностям, обществу; Воспитание на личном примере.
2183. Энергетические системы 806.76 KB
  Общие сведения об энергетических системах. Режимы и параметры системы и сети. Трансформатор с расщепленной обмоткой низшего напряжения. Совместный расчет режима сетей нескольких номинальных напряжений. Расчеты режима линий с двусторонним питанием при различающихся напряжениях источников питания (по концам).
2184. Правила дорожнього руху. Дороги в мікрорайоні школи, громадський транспорт 1.06 MB
  Мета уроку: нагадати учням правила безпечного переходу дороги, знайомити з правилами безпечної поведінки на зупинках та правилами посадки в громадський транспорт. Надати можливість відпрацьовувати життєві навички аналізу дорожньої ситуації, уміння приймати відповідальне рішення щодо переходу дороги.
2185. Шоу-вікторина знавців правил дорожнього руху Мій друг – дорожній рух 467.71 KB
  Учні поділені на групи. кожна команда готує свою назву, девіз та емблему. Зал оформлений таблицями з ПДР. малюнками за темою та стіннівками. Звучить фонограма автомобільних сигналів.