30859

Гуморальная регуляция функций. Межсистемный уровень

Доклад

Биология и генетика

Истинные гормоны. Парагормоны. Истинные гормоны БАВ вырабатывающиеся в специализированных железах внутренней секреции обладающие дистантным действием и высокой активностью. Делятся по принадлежности к железам внутренней секреции половые гормоны тиреоидные гормоны и т.

Русский

2013-08-24

29.5 KB

3 чел.

33. Гуморальная регуляция функций. Межсистемный уровень…

Межорганный (межсистемный) уровень регуляции

1. Истинные гормоны.

2. Парагормоны.

Истинные гормоны - БАВ, вырабатывающиеся в специализированных железах внутренней секреции, обладающие дистантным действием и высокой активностью. Делятся по принадлежности к железам внутренней секреции - половые гормоны, тиреоидные гормоны и т.д.

По химической структуре гормоны подразделяются на:

1. Водорастворимые

а. Производные аминокислот (тироксин, адреналин, норадреналин).

б. Полипептиды (инсулин).

в. Белки (некоторые гормоны аденогипофиза).

2. Жирорастворимые - производные холестерина (половые гормоны, гормоны коры надпочечников).

Главные функции гормонов:

1. Метаболическая - влияние на обмен веществ (анаболизм - соматотропный, катаболизм - тироксин, адреналин).

2. Корригирующая – регуляция текущей деятельности отдельных систем организма и  их функций.

3. Кинетическая (триггерная) - включение функций.

Более частные, но очень важные функции гормонов:

1. Морфогенетическое - влияние на морфогенез: рост, развитие (СТГ, тироксин, половые гормоны).  

2. Адаптивное - влияние на реакции приспособления к условиям существования во внешней среде (АКТГ, глюкокортикоиды).

3. Репродуктивное - влияние на функцию размножения (женский половой цикл, сперматогенез).

          На этом уровне регуляции парагормоны выполняют свою функцию при попадании в кровь, при этом они оказывают дистантное действие

Взаимодействие гормонов и парагормонов

с клетками-мишенями

Выделяют два механизма действия на клетки-мишени. 

Водорастворимые гормоны оказывают влияние на функции клеток, действуя с поверхности цитоплазматической мембраны, не проникая в клетку.

Этапы воздействия водорастворимого гормона и парагормона на клетку

  1.  Образование гормон-рецепторного комплекса (ГРК) на поверхности клеточной мембраны.
  2.  Активация мембранных ферментов системы вторичных посредников.
  3.  Образование вторичных посредников,
  4.  Синтез определенной группы протеинкиназ, индуцируемый вторичными посредниками
  5.  Активация фосфорилирования определенных групп белков.

6. Физиологические эффекты:  изменение проницаемости клеточной мембраны для ионов и веществ, изменение количества и активности ферментов,  секреция гормонов, выделение медиаторов, изменение подвижности клеток,  сокращение либо расслабление гладкой мускулатуры.

Жирорастворимые гормоны (стероидные гормоны) вызывают физиологические эффекты, проникая в клетку.

Этапы воздействия стероидного гормона на клетку

1. При контакте стероидного гормона с мембранным рецептором происходит:  узнавание гормона; перенос ГРК в клетку.

2. В цитоплазме гормон связывается с особым (вторым) цитоплазматическим белком-рецептором с образованием ГРК.

3. Перенос ГРК в ядро.

4. Взаимодействие с ядерным (третьим) рецептором с образованием ГРК.

5. Связывание ГРК с хроматиновым акцептором и ДНК.

6. Физиологические эффекты (наступают через несколько часов, т.к. требуют длительного присутствия ГРК в ядре):  активация транскрипции матричных  РНК (мРНК),  синтез транспортных и рибосомных РНК,  трансляция мРНК,  синтез белков и ферментов в рибосомах. И, как следствие, развитие физиологических эффектов.

Различия нервной и гуморальной регуляции

1. Действие гормонов, в связи с их транспортом кровью, более диффузно; нервное влияние более дифференцированно.

2. Гуморальное влияние распространяется медленнее (максимальная скорость кровотока - 0,2-0,5 м/сек).

3. Гуморальное влияние более длительное (часы, сутки).

СВЯЗЬ МЕЖДУ НЕРВНОЙ И ГУМОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИЕЙ

Нередко мишенью действия биологически активных веществ являются нервные окончания. В то же время нервная система иннервирует железы внутренней секреции, поэтому говорят о единой нейрогуморальной регуляции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74947. Дроби. Вершки и корешки 138.5 KB
  Деление на команды Все вы знаете русскую народную сказку Вершки и корешки. Мы разделимся на команды Вершки и Корешки. Команды это I и II вариант. Сейчас проведем тендер конкурс на право выбора названия варианта-команды: команда числителя Вершки и команда знаменателя Корешки.
74949. Заміна одних одиниць вимірювання величин іншими. Розв’язування задач на дві дії та складання обернених задач 129.5 KB
  Заміна одних одиниць вимірювання величин іншими. Формувати вміння використовувати набуті знання для заміни одних одиниць вимірювання величин іншими. Познайомити учнів зі старовинними одиницями вимірювання довжини і маси.
74950. Розв’язування задач на знаходження швидкості, часу та відстані 92 KB
  Мета: Ознайомити учнів зі способами визначення відстані, швидкості та часу; за допомогою пилки» формувати вміння розв’язувати задачі на основі творчих видів роботи; розвивати обчислюванні навички.
74951. Повторення вивченого «Нумерація чисел від 21 до 100» 45 KB
  Кожен герой мультика приготував для вас своє завдання. Увага відгадайте герої якого мультфільму пропонують вам перше завдання звучить пісня Ю. Щоб нікого не образити ми виконаємо і те і те завдання. Фрагмент пісні з Бременських музикантів готові малюнки кожної тварини яка буде пропонувати завдання.
74952. Розв’язування задач на зведення до одиниці. Вправи на засвоєння таблиці множення числа 8. Розпізнання многокутників 32.5 KB
  Удосконалювати вміння учнів розв’язувати задачі на зведення до одиниці; домогтися засвоєння таблиці множення числа 8 напам’ять; закріплювати знання правил порядку дій; розвивати обчислювальні навички та вміння розв’язувати рівняння...
74953. Письменное вычитание трёхзначных чисел. Сложные задачи – цена, количество, стоимость. Геометрический материал 188.5 KB
  Цель: Учить детей письменному вычитанию трехзначных чисел столбиком; закрепить умение делать правильный мотивированный выбор действия в задаче; выбирать арифметическое действие для решения задачи; составлять равенства на умножение деление; классифицировать и обобщать.
74954. Усвоение таблицы умножения и деления. Составление задачи по выражению 56 KB
  Цель. Совершенствовать умение решать выражения на основе знаний таблицы умножения и деления; развивать умение решать уравнения на нахождение неизвестного делителя; закреплять умение составлять и решать задачи по выражению, задачи на приведение к единице...
74955. Повторение табличного деления и умножения чисел 58.5 KB
  Цели и задачи: Образовательные: усвоение полученных знаний, умений и навыков при табличном делении и умножении; Развивающие: развивать наблюдательность и умение рассуждать; развивать математические способности, логическое мышление, внимание и интерес к предмету через игру...