30859

Гуморальная регуляция функций. Межсистемный уровень

Доклад

Биология и генетика

Истинные гормоны. Парагормоны. Истинные гормоны БАВ вырабатывающиеся в специализированных железах внутренней секреции обладающие дистантным действием и высокой активностью. Делятся по принадлежности к железам внутренней секреции половые гормоны тиреоидные гормоны и т.

Русский

2013-08-24

29.5 KB

3 чел.

33. Гуморальная регуляция функций. Межсистемный уровень…

Межорганный (межсистемный) уровень регуляции

1. Истинные гормоны.

2. Парагормоны.

Истинные гормоны - БАВ, вырабатывающиеся в специализированных железах внутренней секреции, обладающие дистантным действием и высокой активностью. Делятся по принадлежности к железам внутренней секреции - половые гормоны, тиреоидные гормоны и т.д.

По химической структуре гормоны подразделяются на:

1. Водорастворимые

а. Производные аминокислот (тироксин, адреналин, норадреналин).

б. Полипептиды (инсулин).

в. Белки (некоторые гормоны аденогипофиза).

2. Жирорастворимые - производные холестерина (половые гормоны, гормоны коры надпочечников).

Главные функции гормонов:

1. Метаболическая - влияние на обмен веществ (анаболизм - соматотропный, катаболизм - тироксин, адреналин).

2. Корригирующая – регуляция текущей деятельности отдельных систем организма и  их функций.

3. Кинетическая (триггерная) - включение функций.

Более частные, но очень важные функции гормонов:

1. Морфогенетическое - влияние на морфогенез: рост, развитие (СТГ, тироксин, половые гормоны).  

2. Адаптивное - влияние на реакции приспособления к условиям существования во внешней среде (АКТГ, глюкокортикоиды).

3. Репродуктивное - влияние на функцию размножения (женский половой цикл, сперматогенез).

          На этом уровне регуляции парагормоны выполняют свою функцию при попадании в кровь, при этом они оказывают дистантное действие

Взаимодействие гормонов и парагормонов

с клетками-мишенями

Выделяют два механизма действия на клетки-мишени. 

Водорастворимые гормоны оказывают влияние на функции клеток, действуя с поверхности цитоплазматической мембраны, не проникая в клетку.

Этапы воздействия водорастворимого гормона и парагормона на клетку

  1.  Образование гормон-рецепторного комплекса (ГРК) на поверхности клеточной мембраны.
  2.  Активация мембранных ферментов системы вторичных посредников.
  3.  Образование вторичных посредников,
  4.  Синтез определенной группы протеинкиназ, индуцируемый вторичными посредниками
  5.  Активация фосфорилирования определенных групп белков.

6. Физиологические эффекты:  изменение проницаемости клеточной мембраны для ионов и веществ, изменение количества и активности ферментов,  секреция гормонов, выделение медиаторов, изменение подвижности клеток,  сокращение либо расслабление гладкой мускулатуры.

Жирорастворимые гормоны (стероидные гормоны) вызывают физиологические эффекты, проникая в клетку.

Этапы воздействия стероидного гормона на клетку

1. При контакте стероидного гормона с мембранным рецептором происходит:  узнавание гормона; перенос ГРК в клетку.

2. В цитоплазме гормон связывается с особым (вторым) цитоплазматическим белком-рецептором с образованием ГРК.

3. Перенос ГРК в ядро.

4. Взаимодействие с ядерным (третьим) рецептором с образованием ГРК.

5. Связывание ГРК с хроматиновым акцептором и ДНК.

6. Физиологические эффекты (наступают через несколько часов, т.к. требуют длительного присутствия ГРК в ядре):  активация транскрипции матричных  РНК (мРНК),  синтез транспортных и рибосомных РНК,  трансляция мРНК,  синтез белков и ферментов в рибосомах. И, как следствие, развитие физиологических эффектов.

Различия нервной и гуморальной регуляции

1. Действие гормонов, в связи с их транспортом кровью, более диффузно; нервное влияние более дифференцированно.

2. Гуморальное влияние распространяется медленнее (максимальная скорость кровотока - 0,2-0,5 м/сек).

3. Гуморальное влияние более длительное (часы, сутки).

СВЯЗЬ МЕЖДУ НЕРВНОЙ И ГУМОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИЕЙ

Нередко мишенью действия биологически активных веществ являются нервные окончания. В то же время нервная система иннервирует железы внутренней секреции, поэтому говорят о единой нейрогуморальной регуляции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66926. Чернобыль – наши раненые души... 57.5 KB
  Здравствуйте уважаемые гости ВЕДУЩИЙ 2: Добрый день дорогие ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции ВЕДУЩИЙ 1: Мы рады приветствовать Вас сегодня 14 декабря в день чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
66927. ВОСПИТАНИЕ ЧЕСТИ 175.96 KB
  В современных условиях школа призвана не столько воспитывать, сколько перевоспитывать подрастающее поколение: ведь ни для кого не секрет, что телевидение воспитывает гораздо сильнее, чем можно было предполагать на заре его возникновения.
66928. Рольова гра «Судимо Чіпку» 60 KB
  Мета: 1) у ході гри визначитись зі ставленням до головного героя роману Панаса Мирного «Хіба ревуть воли, як ясла повні?», оцінивши його вчинки, мотиви поведінки; 2) перевірити знання учнів з правознавства про адміністративну та кримінальну відповідальність; 3) розвивати в учнів аналітичні здібності; уміння грамотно, послідовно висловлювати свої думки...
66929. Поріс чорнобилем Чорнобиль - бідою нашою поріс 72.64 KB
  У ці дні ми привертаємо увагу, як української так і світової громадськості, до страждань людей, які зазнали і продовжують зазнавати дії радіації, а це 3 міл. ІОО тис. наших співвітчизників і жителів інших держав: Білорусії та Росії. Серед них і ті, хто захистив світ від страшної біди ціною свого здоров'я...
66930. Мужність і біль Чорнобиля 55 KB
  Вступне слово вчителя. 26 квітня 2010 року виповнилося 24 роки з дня найстрашнішої за наслідками катастрофи минулого тисячоліття. Чотири букви – ЧАЕС – стали символом трагедії, яка доторкнулася до мільйонів людей, накрила їх крилом безжалісної радіації, перетворюючи свої жертви в безпомічних людей.
66931. Дзвони Чорнобиля 54.5 KB
  Коли пара під великим тиском зруйнувала частину паропроводів потік води та пари викликав хімічні реакції з розігрітим графітом та цирконієм унаслідок чого утворилися горючі грози тиск яких був достатнім для підняття кришки реактора.
66932. Чорнобильська балада 57.5 KB
  Мета. Виховувати почуття співчутливості, критичне ставлення до історичних подій. Розвивати почуття гордості за свій народ. Прищеплювати любов до рідного краю. Обладнання. Стіл, накритий вишитим рушником, свічка, живі квіти, фотографії пожежників, магнітофон, фонограми...
66933. На Чорнобиль журавлі летіли 1.91 MB
  Мета заходу: згадати про трагедію віку — вибух на ЧАЕС, поглибити знання студентів про неї, визначити негативний вплив аварії на стан навколишнього середовища та здоров'я населення; розвивати вміння школярів аналізувати та узагальнювати навчальну інформацію, вміння виразно декламувати...