30864

Эндокринная функция поджелудочной железы

Доклад

Биология и генетика

Эффекты инсулина Инсулин оказывает влияние на все виды обмена веществ он способствует анаболическим синтез процессам усиливает синтез гликогена жиров белков тормозит эффекты гормонов обладающих катоболическим действием катехоламины глюкокортикоиды глюкогон и др Эффекты инсулина по скорости реализации делят на четыре группы 1 очень быстрые через несколько секунд 1.очень медленные эффекты от часов до суток активация митогенеза и размножения клеток Действие...

Русский

2013-08-24

33.5 KB

2 чел.

39. Эндокринная функция поджелудочной железы…

Это железа смешанной секреци. Поджелудочная железа, как железа внутренней секреции, продуцирует два основных гормона - инсулин и глюкагон.

Инсулин продуцирует бета-клетками, а глюкагон - альфа-клетками островков Лангерганса.

Эффекты инсулина   Инсулин оказывает влияние на все виды обмена веществ, он способствует анаболическим /синтез/процессам, усиливает синтез гликогена,  жиров, белков, тормозит эффекты гормонов обладающих катоболическим действием/катехоламины, глюкокортикоиды, глюкогон и др/

Эффекты инсулина по скорости реализации делят на четыре группы  

1 очень быстрые /через несколько секунд/- 1.1.повышение проницаемости клеточных мембран для глюкозы, 1.2.активация калий -натриевого насоса/избыток К закачивается в клетку и удаляются из клетки дополнительные порции Na / и как следствие частичная гиперполяризация мембран клеток за исключением гепатоцитов/.

2.быстрые эффекты/в течение нескольких минут/-2.1.активация ферментов, усиливающих анаболические процессы, 2.2.торможение ферментов, ответственных за катоболические процессы  

3.медленные эффекты /в течение нескольких часов/- 3.1.повышение проницаемости мембран для аминокислот, 3.2.усиление синтеза иРНК и ферментов синтеза белков

 4.очень медленные эффекты/от часов до суток/ активация митогенеза и размножения клеток                                

Действие инсулина на углеводный обмен

1 увеличение проницаемости клеточных мембран для глюкозы, 2 увеличение транспорта глюкозы из крови в клетки, 3 гипогликемия/как следствие 1 и 2/,                                                                                                                                          

4 активация процессов гликолиза, 5 усиление процессов фосфолирирования,    

6 стимуляция синтеза гликогена, 7 торможение распада гликогена, 8 угнетение глюконеогенеза

Действие инсулина на белковый обмен

1 повышение проницаемости мембран для аминокислот, 2 усиление синтеза иРНК, 3 активация в печени синтеза аминокислот, 4 повышение активности ферментов синтеза белков, 5 торможение активности ферментов расщепляющих белки       

Влияние инсулина на жировой обмен     

1 стимуляция синтеза свободных жирных кислот из глюкозы, 2 стимуляция синтеза триглицеридов , 3 активация окисления кетоновых тел в печени, 4 подавление распада жира       

Регуляция инкреции инсулина

Главным регулятором является глюкоза, активирующая в бета –клетках аденилатциклазы,  что в конечном итоги приводит к выбросу инсулина из гранул бета-  клеток в кровь. Вегетативная нервная система – парасимпатическая и ацетилхолин- стимулируют выброс инсулина в кровь, симпатическая и норадреналин- тормозят этот процесс. 

При недостатке инсулина в организме развивается сахарный диабет.

Эффекты глюкагона

1. Усиливает гликогенолиз в печени и мышцах,2. Способствует глюконеогенезу.

3.  Гипергликемия,4. Активирует липолиз/ лизис/, 5. Подавляет синтез жира. 6. Увеличивает систез кетоновых тел  в печени, 7.Угнетает их окисление, 8.Стимулирует катоболизм/распад/ белков в тканях, прежде всего в печени, 9.Увеличивает синтез мочевины

Увеличение глюкозы в крови тормозит выделение гормона, уменьшение- стимулирует выброс его в кровь, Симпатическая нервная система и катехоламины стимулируют выброс глюкогона в кровь, а парасимпатическая-тормозит.

ИНСУЛИНОВЫЙ РЕЦЕПТОР

Главную роль в формировании эффектов инсулина играет фосфорилирование внутриклеточных белков-субстратов инсулинового рецептора (IRS), основным из которых является IRS-1.

Рецептор к инсулину обладает тирозинкиназной активностью. Он состоит из двух α-субъединиц и двух β-субъединиц, которые связаны между собой дисульфидными связями и нековалентными взаимодействиями.

На поверхности мембраны находятся α-субъединицы с доменом для связывания с инсулином, β-субъединицы пронизывают бислой мембраны и не взаимодействуют непосредственно с инсулином.

Каталитический центр тирозинкиназной активности находится на внутриклеточном домене находится β-субъединиц.

Взаимодействие инсулина с α-субъединицами рецептора приводит к фосфорилированию β-субъединиц рецептора, в таком состоянии они способны фосфорилировать другие внутриклеточные белки, изменяя тем самым их функциональную активность.

Фосфорилирование ИРФ-1 повышает активность этого белка и позволяет ему активировать различные цитозольные белки - ферменты.

Это проводит к активации нескольких сигнальных путей и каскадов специфических протеинкиназ (фосфолипаза Ср, Ras-белок, Raf-1 протеинкиназа, митогенактивируемые про-теинкиназы (МАПКК, МАПК), фосфолипаза А2), вызывает фосфорилирование ферментов, факторов транскрипции (ПСАТ), обеспечивая многообразие эффектов инсулина.

Эти процессы осуществляют каскадно.

В настоящее время установлено, что один из цитозоль-ных белков присоединяется к уже фосфорилированному рецептору инсулина. Образовавшийся комплекс взаимодействует с Ras-белком.

Активированный R-белок активирует протеинкиназу Raf-1.

Эта протеинкиназа активирует протеинкиназу МАПКК, МАПК, что в конечном счете вызывает длительные эффекты инсулина через активацию ПСАТ.

Таким образом, инсулин реализует свое действие через различные пути внутриклеточного проведения сигнала. Именно это и обеспечивает многообразие эффектов инсулина.

Рецепторы к глюкогону.

Рецепторы к глюкогону находятся в цитоплазматиче-ских мембранах клеток печени, мышц. Они (рецепторы к глюкогону) ассоциированы с G-белком.

При формировании комплекса глюкогон-рецептор субъединица Gas взаимодействует с аденилатциклазой и активирует ее.

Активация аденилатциклазы приводит к увеличению содержания цАМФ в цитозоле, который в свою очередь активирует протеинкиназу А. Она (протеинкиназа А) активирует комплекс внутриклеточных ферментов, обеспечивающих реализацию эффектов глюкогона.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54833. Психологічний супровід учня при переході до школи ІІ ступеня 71.5 KB
  Мета: визначення ознак дезадаптації дітей у перехідний період; взаємодія та взаємне прийняття індивідуальних станів учителів початкової та середньої ланки; вміння формування здорового психологічного клімату у дитячому колективі; навчатися організаційних прийомів навчальних стратегій щоб допомогти учням які відчувають труднощі; формувати вміння вчителів злагоджено й ефективно працювати над виконанням творчого завдання. Завдання: визначити особисте бачення педагога відповідальності; визначити...
54834. Апаратне та програмне забезпечення ПЕОМ 1.33 MB
  Розроблена методика проведення сучасного проблемного лекційного заняття з елементами метода проектів ділової гри з використанням комп’ютерних презентацій створених студентами методів: мозкового штурму груповий метод генерації якомога більшої кількості можливих способів розв’язань особистої аналогії стратегія вирішення проблеми запропонована Гордоном де студент уявляє себе безпосереднім учасником проблеми що досліджується.Левченко ПЛАН ЗАНЯТТЯ Тема заняття: Апаратне та програмне забезпечення ПЕОМ Мета заняття: Дидактична: освоїти...
54835. WHAT SORT OF PEOPLE ARE WE? 66 KB
  We live on the planet called the Earth. Does our planet differ from other planets of our Solar system? It certainly does. There is life on it and it is inhabited by human beings called people. Can we say that all people are alike? Of course, no. We are all so different. And it is quite impossible to find two similar persons.
54836. Life of a Society. People Make History 52.5 KB
  Specific: to teach students to take responsibility for their own learning to summarize the topical material to practise filling in questionnaire to teach students to think in detail about what they have learnt Materials: questionnaires, list of prominent people
54837. ПЕРЕБУДОВА В РАДЯНСЬКОМУ СОЮЗІ І УКРАЇНА 191 KB
  МЕТА: ознайомити учнів з процесами які відбувалися в період 80х рр. в Радянському Союзі та їх вплив на розвиток України; розвивати вміння учнів вести самостійну дослідницьку діяльність вміти систематизувати здобутий матеріал та вміти виділяти головне; формувати почуття толерантності та вміння аргументувати власну позицію робити висновки; виховувати громадянську свідомість та повагу до історичного минулого своєї держави. І вид роботи: 12 учнів виконують тестування на комп’ютерах 18 запитань. Прослухати для відновлення запис...
54839. Подвигу народу жити у віках 838.5 KB
  Поки ще живі свідки тих часів її учасники ми покликані залишити у свідомості студентів жах тих днів розкрити звірства фашистів показати приклади героїзму українського народу в діючій армії в тилу ворога Рух Опору та самовіддану працю мирного населення в евакуації. Студент: Гитлер составил план уничтожения славянских народов в первую очередь русского украинского и белорусского. Студент: Мы знаем что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Ахматова Студент: В...
54840. Виховний захід (географічна гра) „Переправа” 42 KB
  Географічна гра проводиться в рамках місячника географії в плані якого передбачено: Випуск стіннівок по класах Цей цікавий світ географії Віртуальна подорож країнами Європи для 89 класів Виставка творчих робіт учнів Географічні прилади та посібники для 1011 класів Перегляд відеоролика Видатні географічні дослідження†для 89 класів Економічний турнір Економіка вчора сьогодні й завтра†для 1011 класів За тиждень до проведення гри визначається склад учасників: по 5 чоловік від 89 класів. Другий...
54841. Переріз циліндра і конуса площиною, паралельно основі 279.5 KB
  Тема уроку: переріз циліндра і конуса площиною паралельно основі. Мета уроку: формувати в учнів навички будувати переріз циліндра і конуса площиною паралельною основі та розв’язувати задачі пов’язані з ним. Поглибити знання про осьові перерізи конуса і циліндра. Радіус основи конуса 3 м висота 4 м.