30882

Эмоции

Доклад

Биология и генетика

Эмоции ЭМОЦИИ чувства с лат. ЭМОЦИИ – проявление подсознательной деятельности. Эмоции выполняют две функции : сигнальную и регуляторную. Сигнальная функция – эмоции сигнализируют о полезности или вредности данного воздействия об успешности или не успешности выполняемого действия.

Русский

2013-08-24

39 KB

0 чел.

105. Эмоции…

ЭМОЦИИ /чувства/ ( с лат. – потрясаю, волную) – реакции организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности. ЭМОЦИИ – проявление подсознательной деятельности.

Эмоции выполняют две функции : сигнальную и регуляторную.

Сигнальная функция – эмоции сигнализируют о полезности или вредности данного воздействия , об успешности или не успешности выполняемого действия.

Регуляторная функция эмоций- эмоции формируют активность направленную на усиление или  прекращение действия раздражителей.

Эмоции /форма ответной реакции организма/ 1.сформировалась в процессе эволюции, как форма приспособления организма к экстремальным факторам. С помощью эмоций организм 2.экстренно мобилизуется. Состояние эмоционального напряжения 3.сопровождается резким усилением функций органов и систем органов, необходимых для лучшего (в данный момент) взаимодействия организма и внешней среды. При эмоциях 4.изменяется субъективное состояние человека. Более тонко работает интеллектуальная сфера, память, особенно четко воспринимаются воздействия окружающей среды. 5.Эмоциональная реакция /выраженность, форма/ зависит от индивидуальных/типологических особенностей человека.

Эмоциональная реакция проявляется либо в виде аффекта, который быстро развивается и исчезает, либо в виде настроения, которое может сохраняться длительно/часы, недели, месяцы/.

Эмоции делят на низшие и высшие.

Низшие эмоции делятся на: 1.гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза, 2.инстинктивные, связанные с реализацией инстинктов. Высшие эмоции связаны с реализацией социальных мотиваций.

Теории формирования эмоций

1. теория эмоций П.К. Анохина. Он впервые показал, что эмоции это физиологическая категория. Эмоции возникают в результате удовлетворения или неудовлетворения мотивации/потребности/. Достижение цели, удовлетворение мотивации/потребности/ вызывает положительные эмоции (ПЭ), если мотивация/потребность/ неудовлетворена, то возникают отрицательные эмоции (ОЭ). Длительное неудовлетворение потребностей приводит к формированию эмоционального стресса. П.К. Анохин правильно, в принципе, объяснил механизм возникновения эмоций, но его теория не была УНИВЕРСАЛЬНОЙ.

2. Теория П.В. Симонова. Она была эволюционным продолжением теории П.К. Анохина. По Симонову, главную роль играет баланс информации: баланс между информацией, которая уже есть у человека, и той информацией, которая существует в действительности:

Э = -П/Ин-Ис/  Э = П/Ис-Ин/

П – потребность, Ин – необходимая или имеющаяся информация, Ис – существующая информация.

Если Ис больше, чем Ин, то получается в скобках "+", то возникает положительная эмоция. Если возникает дефицит информации, т.е.   Ин больше, чем Ис, то возникает отрицательная эмоция. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ стороны теории П.В. Симонова заключаются в том, что по его теории при равенстве Ин и Ис эмоций не возникает, но на самом деле это не так. ЭМОЦИИ ВОЗНИКАЮТ!

3. Теория Г.И. Косицкого. Он высказал мысль о том, что при любой человеческой деятельности возникает состояние напряжения, которое характеризуется  мобилизацией и активацией психических процессов, а также активацией энергетического обеспечения этих процессов. Реакция напряжения возникает тогда, когда перед человеком с одной стороны имеется цель, а с  другой стороны дефицит средств для ее достижения. По Г.И. Косицкому эмоции являются составной частью реакции напряжения. Поэтому отсюда ясно, что не всегда при достижении цели возникает реакция напряжения и эмоции, т.к. очень часто в нашей жизнедеятельности имеются средства для достижения цели.

Формула Г.И. Косицкого:

Сн = ф Ц/Ин Эн Вн – Ис Эс Вс/

Сн-состояние напряжения, ф-функции, Ц-цель, Ин -необходимая информация, Эн - необходимая энергия, Вн -необходимое время, Ис - существующая информация, Эс -существующая энергия, Вс -существующее время

По Г.И. Косицкому: если имеется цель и дефицит средств для ее достижения, то возникает первая стадия – стадия напряжения. Для нее характерна мобилизация всех нервных процессов, вегетативные показатели обычно в норме или несколько повышены, происходит мобилизация энергетических ресурсов. Это приводит к ускорению оперативных действий мозга – практически это состояние, когда мы начинает какую-либо работу. Бывает так, что стадия напряжения не позволяет достичь цели и тогда возникает 2-я стадия -–ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ. Это часто приводит к достижению цели. Не всегда 2-я стадия ведет к достижению цели – если 2 стадия затянулась по времени и не привела к достижению цели – то могут возникать различные заболевания – например, сердечно-сосудистые. Как правило 2-я стадия не проявляется в своих крайних проявлениях (ярость, гнев), а чаще проявляется в волнении, тревоге. Если разрыв между достижением цели и средствами велик, то тогда может возникнуть крайнее состояние. Отрицательные стенические эмоции могут сняться только с помощью физических движений (состояние аффекта).

Если вторая стадия не приводит к достижению цели, то она переходит в 3-ю стадию – АСТЕНИЧЕСКИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ (ужас, тоска, страх). Это состояние проявляется в том случае, когда поставленная цель требует для реализации средства, намного превышающие те, которые имеются. В этом  случае наступает резкое снижение интеллектуальных и энергетических ресурсов (от страха опускаются руки, подкашиваются ноги – образные выражения, характеризующие данное состояние). Эта своеобразная защитная реакция побуждает организм отказаться от цели. Если организм не отказался от достижения цели, то развивается такое состояние, как НЕВРОЗ. (меланх. – депрессия; холер. – истерика)

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

Г.И. Косицкий разделяет мнение П.К. Анохина о том, что положительные эмоции возникают при достижении цели, но Г.И. Косицкий считает, что положительные эмоции возникают не на конечном этапе при достижении цели, а на промежуточных этапах. По Г.И. Косицкому – положительные эмоции  возникают в том случае, когда был дефицит средств для достижения цели. Положительные эмоции важны для сохранения высокой работоспособности и здоровья. Существует зависимость между степенью напряжения и степенью проявления положительных эмоций – чем труднее цель, сильнее потребность, тем выше степень состояния напряжения, тем сильнее положительная эмоция.

Выделяют ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ /они присущи только человеку/

1.Интерес- волнение- наиболее частая положительная эмоция, усиливающая мотивацию к познанию, обучению, к развитию навыков и умений, творческим стремлениям/поискам/.

2.Радость- формирует мотивацию созидания, творчества, постоянно желаемая эмоция.

3.Удивление – эмоция,  концентрирующая внимание на определенном объекте., приводит к торможению текущей деятельности, мотивирует познавательные процессы.

4.Горе- страдание-  эмоция, связанная с осознанием чувства одиночества, жалостью к себе, снижает энергетический и творческий потенциал человека.

5.Гнев- эмоция, связанная с глубокой неудовлетворенностью ситуацией, эмоция агрессии, вызывающая ошушение силы, уверенности в себе, чувство храбрости.

6.Отвращение- эмоция отторжения, не восприятия, нежелания/простонарное-противно/,возникает как правило в сочетании с гневом.

7.Презрение- эмоция, связанная с ощущением ничтожности кого-то/человека/ или чего-то/угрозы/, часто возникает совместно с гневом и отвращением. Гнев, отвращение, презрение-«враждебная триада».

8.Страх- эмоция, вызываемая факторами среды, сигнализирующими о реальной или мнимой/воображаемой/ опасности, мобилизует энергетический потенциал на преодоление кризисной ситуации, иногда страх «парализует».

9.Стыд- эмоция, формирующую мотивацию желания исчезнуть, спрятаться, не видеть произошедшего, ощущение никчемности, бездарности, способствует сохранению самоуважения.

10.Вина- эмоция, возникающая при нарушении морального , этического и религиозного характера, когда субъект осознает не только нарушение, но и личную ответственность за произошедшее.

Взаимодействуя фундаментальные эмоции формируют комплексы: 1.комплекс неполноценности, 2.комплекс вины, а также - другие комплексы-  3.тревожность, 4.депрессия, 5.враждебность, 6.влюбленность.

Структурное обеспечение эмоций. Эмоциогенные структуры мозга.

Важную роль в формировании эмоций играют

А) подкорковые структуры мозга/1.лимбическая система, 2.ретикулярная формация моста и ствола мозга, 3.голубое пятно,  4.черная субстанция / и

Б) кора больших полушарий. Важную роль  в формировании эмоций играет содержание БАВ в эмоциогенных структурах мозга :

1.дефицит серотонина- депрессия,

2.достаточное содержание- положительные эмоции,

3.повышение содержания эндорфинов и энкефалинов-«кайф», удовольствие,

4.повышенное содержание вещества Р-  отрицательные эмоции,

5.повышение норадреналина- агрессия ,отрицательные стенические эмоции,

6.адреналина-трусливость, депрессия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22464. Товар в таможенном деле. Товар как объект исследования при таможенном декларировании и контроле. Товары риска и товары прикрытия 28.32 KB
  Потребительная стоимость товаров выступает как мера их полезности и проявляется через основополагающие товароведные характеристики. Характеристика – совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления.
22465. Сущность и цели классификации товаров. Методы классификации 17.85 KB
  Развитие товароведения, совершенствование организации торговли, осуществление маркетинговой деятельности невозможны без объединения товаров в классы, группы и другие категории классификации
22466. Структура и система классификации и кодирования товаров в ТН ВЭД ТС 17.69 KB
  Основным классификационным признаком, на основе которого товары распределялись в Брюссельской товарной номенклатуре, был вид материала, из которого они изготовлены.
22467. Важнейшие классификаторы России 17.68 KB
  Объектом классификации и кодирования в этой системе является информация в областях статистики, финансовой и правоохранительной деятельности, банковского дела, бухгалтерского учета, стандартизации, сертификации, таможенного дела, торговли, внешнеэкономической деятельности.
22468. Разновидности методов кодирования. Штриховое кодирование товаров. Правила и примеры штрихового кодирования 37.69 KB
  Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации максимально коротким способом, то есть с помощью минимального числа знаков.
22469. Сущность, цели и функции стандартизации. Значение стандартизации в международной торговле. Национальный орган по стандартизации в РФ 20.65 KB
  Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.
22470. Категории стандартов. Общая характеристика стандартов разных категорий. Их объекты, разработка, обозначение и утверждение. Изменения в ГСС в свете закона «О техническом регулировании 19.24 KB
  Система стандартизации Российской Федерации — это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства
22471. Глобальная экология 327.41 KB
  Беспрецедентный рост возможностей человека вооруженного достижениями НТР подняло на качественно новую ступень возможности его по преобразованию окружающей природной среды и расширило сферы его воздействия на нее, выходящие за рамки БИОСФЕРЫ.