30883

Память

Доклад

Биология и генетика

Память ПАМЯТЬ это свойство ЦНС воспринимать фиксировать сохранять и воспроизводить полученную информацию А Наследуемая генетическая врожденная память 1. Другие наследуемые процессы Б Ненаследуемая индивидуальная приобретенная приобретенная память можно разделить по времени формирования: Мгновенная иконическая сенсорная Краткосрочная оперативная Долгосрочная долговременная МГНОВЕННАЯ иконическая сенсорная объем ее большой срок хранения информации до 010050 секунд формируемый образ сенсорного происхождения представлен...

Русский

2013-08-24

36 KB

1 чел.

106. Память…

ПАМЯТЬ – это свойство ЦНС воспринимать, фиксировать, сохранять и воспроизводить полученную информацию

А Наследуемая /генетическая/, врожденная память

1.Инстинкты

2..Безусловные рефлексы

3. Другие наследуемые  процессы

Б Ненаследуемая /индивидуальная/ приобретенная, приобретенная память можно разделить по времени формирования:

Мгновенная /иконическая/(сенсорная)

Краткосрочная (оперативная)

Долгосрочная (долговременная)

МГНОВЕННАЯ /иконическая, сенсорная) – объем ее большой, срок хранения информации до 0,10-0,50 секунд, формируемый образ сенсорного происхождения, представлен во всем информационном многообразии, невозможно   воспроизвести.

КРАТКОВРЕМЕННАЯ /оперативная, нейрофизиологическая/- формируется непосредственно на основе сенсорного образа, длительность 5- 60 секунд, объем до 7 элементов одновременно, удерживает основные признаки образа

ДОЛГОСРОЧНАЯ /структурная память/– этот вид памяти выделяют для сохранения наиболее нужной и яркой информации, такая информация может сохраняться даже в течение всей жизни. Объем огромный, все что удерживается в памяти более 1 минуты в том или ином виде переходит в долговременную память.

Ненаследуемая память может быть разделена на:

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – это память на пережитые чувства и эмоции.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – это память на различные движения.

ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ – человек в этом случае запоминает целые образы.

По вводу информации ненаследуемая память делят на :

1.ОСЯЗАТЕЛЬНУЮ.       2.ОБОНЯТЕЛЬНУЮ.

3.СЛУХОВУЮ.                4.ЗРИТЕЛЬНУЮ

У человека обычно преобладает какой-то один вид памяти, но есть категория людей, которые в одинаковой мере обладают слуховой и зрительной памятью. У человека, в принципе, больше всего развита зрительная  и слуховая память. В педагогике существует мнение о том, что слуховая память должна подкрепляться зрительной памятью.

Процессы памяти включают 4 стадии

1.Восприятие, запечатление, запоминание.

2. Хранение информации.

3. Воспроизведение информации.

4. Забывание.

1.Восприятие, запечатление и запоминание.

Восприятие- формируется за счет мгновенной/сенсорной, иконической/ памяти.

Запечатление- в значительной степени зависит  от функционального состояния структур мозга, доминирующей мотивации и т.д. На ранних этапах/младенческий возраст/ большую роль играет пассивное запечатление-«импринтинг»

Запоминание- это процесс направленный на сохранение полученной информации.  В основе запоминания лежат ассоциативные процессы различных структур головного мозга: коры больших полушарий, лимбической системы и ретикулярной формации. Таким образом, получается, что запоминание есть связывание чего-либо нового с тем, что уже имеется, т.е.  способность образовывать ассоциации.

ВИДЫ АССОЦИАЦИЙ:

1.Простые:а)простые ассоциации по смежности; б)простые ассоциации по сходству; в)простые ассоциации по контрасту. 2.Сложные:а)ассоциации по смыслу.

ПРОСТЫЕ АССОЦИАЦИИ ПО СМЕЖНОСТИ – связывают между собой два предмета во времени, либо в пространстве (пример с комнатой: приходишь – забываешь, возвращаешься – вспоминаешь).

ПРОСТЫЕ АССОЦИАЦИИ ПО СХОДСТВУ – связывают между собой два предмета или явления, имеющего общие черты.

ПРОСТЫЕ АССОЦИАЦИИ ПО КОНТРАСТУ – связывают между собой два явления противоположных по своим свойствам.

ЗАПОМИНАНИЕ  бывает:

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ – это ненамеренное запоминание, имеет особо важное значение в начальный период развития человека.

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ – стимулируется определенными волевыми усилиями. По характеру ассоциаций произвольное запоминание делится:

1. Механическое – в основе лежат простые ассоциации, возможно при многократном повторении материала. Этот вид запоминания присутствует там, где нет желания что-то запомнить или человек просто не может запомнить этот материал, потому что не может его понять. Это запоминание непрочное и плохо воспроизводится.

2. Смысловое, его этапы:

а) понимание смысла запоминаемого; б) анализ материала; в) обобщение; г) запоминание этого обобщения.

В основе запоминания лежит кратковременная память и процесс консолидации памяти, то есть переход информации из кратковременной памяти в долговременную. Некоторые исследователи выделяют промежуточную память.

В основе кратковременной памяти лежит циркуляция возбуждения в замкнутых цепях нейронов/реверберация/.

ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ – процесс задержки или удерживания информации. Информация лучше удерживается, если она запоминается при помощи смыслового запоминания и еще когда информация окрашена была какими-то эмоциями. Сохранению информации также способствуют мотивации. Хранение информации осуществляется за счет долговременной информации.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ -  это не в коем случае не есть механическое повторение заученного. Это есть активный творческий процесс. Очень часто человек не помнит потому, что не может воспроизвести.

ЗАБЫВАНИЕ – это есть угнетение ассоциаций. Наиболее четко выражено забывание непосредственно после заучивания, это объясняется законом индукции, т.е. развиваются процессы торможения.

МЕХАНИЗМЫ  ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ:

Если эта циркуляция продлится более 1 минуты, то происходит процесс трансформации в долговременную память.  Долговременная память зависит от:

1. Возраста (у старых и очень молодых особей консолидация идет медленнее)

2. От генетических характеристик (линия мышей – Ц-56 – консолидация за 15 мин – т.е. очень умные мыши; крысы Брок Борн – дураки (нет вазопрессина),  16-е поколение от союза крыс-дураков – полное отсутствие памяти.

3. От функционального состояния мозга: если после формирования реакции избегания темного дать снотворное, то консолидация произойдет через неск. часов .

4. От эмоций -  если информация несет яркую эмоциональную окраску – запоминание  легче.

5. От интенсивности обучения: чем больше интенсивность, тем быстрее запоминание,

Химические вещества  участвующие в механизмах памяти:

3 группы веществ:

1. Информационные молекулы (РНК-ДНК)

2. Классические нейромедиаторы (норадреналин, ацетилхолин, серотонин)

3. Нейропептиды.

1. Нуклеиновые кислоты (РНК и ДНК). Блокада синтеза нуклеиновых кислот – животные стали плохо обучаться – плохая память. Введение очищенного экстракт мозга обученных крыс в мозг необученных (то же и с РНК),  высокая   готовность к обучению.

2. Нейромедиаторы: а) Ацетилхолин – под влиянием обучения вырастает активность холинорецепторов; Блокада холинорецепторов приводит к ретроградной. амнезии, т.е. стирается кратковременная память; б)Катехоламины– при запоминании выделяется норадреналин, который повышает чувствительность клеточных мембран к другим воздействиям (Если заблокировать синтез катехоламинов , то опыты Олдза не получится ( с раздражением центра удовольствия в гипоталамусе); в) Серотонин –ускоряет обучение

3.Нейропептиды –а)  АКТГ, вазопрессин., окситоцин, и др. – стимулируют запоминание. б) эндогенные опиатные пептиды – ускоряют процессы консолидации.

Теории памяти

Морфологические теории

А) Рост дендритов и увеличение числа шипиков на дендритном дереве нейронов  мозга, увеличение числа коллатералей аксонов нейронов./формы кодирования информации/.

Б)Образование новых синапсов./формы кодирования информации/.

Молекулярные теории

А/Нервные импульсы через системы посредников вызывает изменение в системе РНК, что приводит к синтезу в клетке специфических белков-«молекул памяти».

Б/Под влияниям нервных импульсов через систему посредников синтезируются специальные белки, которые встраиваются в мембрану в месте нахождения неэффективного синапса и это его превращает в эффективный синапс. /Современное толкование теории синапсов/.

Голографическая теория

Информацию хранит весь мозг и каждая его часть


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3079. Особенности тоталитаризма в государственном и личностном понимании 64.94 KB
  Введение Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений...
3080. Методика преподавания информатика на примере урока синтаксис языка запросов поисковой системы Yandex 51.58 KB
  Глава 1. Методика преподавания информатики 1.1  Методика преподавания информатики как педагогическая наука Вместе с введением в школу общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» началось формирование новой област...
3081. Бизнес-идея, миссия, видение и цели 46.92 KB
  Бизнес-идея, миссия, видение и цели Фирма будет распространять косметику по уходу за волосами. Товары буду распространяться через медицинские базы в аптеки. Конкурентов в этой среде, распространяющих схожие товары, насчитывается четыре. Сегментом ры...
3082. Оценка стоимости имущества 50.61 KB
  Оценка стоимости имущества Введение Развитие рыночной экономики в России привело к многообразию форм собственности и возрождению собственника, к увеличению количества объектов собственности в хозяйственном обороте. У каждого, кто задумывается реализ...
3083. Оценка развития сферы услуг и выявление ее роли во внешней экономике 76.38 KB
  При исследовании спектра функций, осуществляемых городом, выявляются радикальные сдвиги, вызванные изменением типа хозяйства. Промышленная революция привела к постепенному замещению традиционных отраслей производства, и в первую очередь сел...
3084. Перевозка грузов на железнодорожном транспорте 77.56 KB
  В настоящее время грузовое хозяйство является одним из ведущих на железнодорожном транспорте страны. Грузовая и коммерческая работа как производственная сфера железнодорожного транспорта и как отрасль эксплуатационной науки имеет свою более...
3085. Экономическая безопасность функционирования предприятия 1.24 MB
  Защите экономических интересов предприятия до сих пор уделялось мало внимания, хотя эта проблема очень актуальна. В условиях развития рыночных механизмов в экономике, роста частного предпринимательства весьма важной задачей экономической науки и практики хозяйственной деятельности предприятий становится обеспечение экономической безопасности.
3086. Экологические проблемы литосферы 62.3 KB
  Введение Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Природа и природные ресурсы - база...
3087. Выбор профессии - Менеджер 39.14 KB
  Есть такая профессия – Менеджер. Выбирая профессию, каждый человек должен, прежде всего, самому себе ответить на вопрос: Почему я выбрал именно эту профессию. Целью моего реферата является ответить на вопрос: Почему я выбр...