30884

Функциональная система

Доклад

Биология и генетика

Афферентный синтез Принятие решения Акцептор результата действия Эфферентный синтез Целенаправленное действие Полезный приспособительный результат Обратная афферентация В центральной архитектонике функциональной системы условно выделяют несколько стадий: 1. Формирование акцептора результата действия и программы действия. Роль памяти проявляется в извлечении из нее наших знаний врожденных наследуемых и приобретенных о данном факте и варианты действия и прогноза формы способы достижения цели на основе имеющегося опыта...

Русский

2013-08-24

130 KB

11 чел.

107. Функциональная система…

Системы живых организмов не просто упорядочивают входящие в них отдельные элементы, но и объединяют их для осуществления отдельных жизненно важных функций организма.

Такие системы получили название функциональных систем.

Системообразующим фактором является полезный приспособительный для системы и организма в целом результат. им может быть:

1. показатель внутренней среды.

2. результат поведенческой деятельности, удовлетворяющий основные биологические потребности  организма.

3. результат стадной деятельности животных, удовлетворяющий потребности сообществ.

4. результат социальной деятельности человека.

    Центральная архитектоника целостного поведенческого акта с точки зрения теории функциональной системы П.К. Анохина.

Учение И.П Павлова о Высшей Нервной Деятельности явилось фундаментом, на основе которого стало возможно изучение поведенческого акта. Однако не всякий поведенческий акт можно объяснить с точки зрения рефлекторной теории И.П.Павлова. Так, не совсем понятно:

1) Почему один и тот же раздражитель вызывает неодинаковую ответную         реакцию  (например, пища у голодной собаки - одну реакцию, а у сытой - совсем другую)./мотивация/

2) Почему мы на красный свет иногда (когда нет машин, а мы очень торопимся) переходим перекресток улиц./память/

В связи с этим П.К.Анохин и выдвинул понятие о функциональной системе.

Функциональная система поведенческого акта - это системная динамическая, саморегулирующаяся организация, развертывающаяся в определенной последовательности, имеющая специфические узловые механизмы, участвующие в построении и реализации сложного приспособительного поведения.

Стадии формирования функциональной системы поведенческого акта.

Схема функциональной системы поведенческого акта.

1

2

3

4

5

6

7

Афферентный синтез

Принятие решения

Акцептор результата действия

Эфферентный синтез

Целенаправленное

действие

Полезный приспособительный результат

Обратная афферентация

В центральной архитектонике функциональной системы условно выделяют несколько  стадий:

1. Афферентный синтез 

2. Принятие решения.

3. Формирование акцептора результата действия и программы действия.

4. Эфферентный синтез. 

5. Целенаправленное действие.

6. Полезный приспособительный результат.

7. Обратная афферентация.

     Краткая характеристика каждой из условно выделенных

                  стадий  функциональной системы.

(Последовательное формирование отдельных стадий функциональной системы разберем на примере поведенческого акта с лужей, встретившейся на пути в институт, или в связи с поиском пищи!)

1. Афферентный синтез - (анализ и синтез афферентной информации) -формируется на основании синтеза - объединения нескольких факторов.

Он включает в себя:   

- Доминирующая мотивация,

-  обстановочную афферентацию /обстановочные раздражители,

         -  память

-  пусковой раздражитель.

Доминирующая мотивация  - выражает ту или иную потребность, являясь ее проявлением, мотивация определяет биологическую сущность поведения, его направленность и выраженность/интенсивность/

Обстановочная афферентация складывается из суммы обстановочных раздражителей – определяет форму и выраженность ответной реакции/  один на один, лекция/, находится в динамическом взаимодействии с доминирующей мотивацией/влияет на ее выраженность.

 Роль памяти - проявляется в извлечении из нее наших знаний/врожденных, наследуемых и приобретенных, / о данном факте и варианты действия и прогноза, формы/способы/ достижения цели/ на основе имеющегося опыта, памяти/

Взаимодействие возбуждений созданных доминирующей мотивацией, обстановочной афферентацией, информацией извлеченной из памяти называется предпусковой интеграцией

Пусковой раздражитель - как бы вскрывает возникшую предпусковую интеграцию, запускает 2-ую стадию, определяет преобладание мотивации или обстановки, иерархию использования информации.

2. Принятие решения /постановка цели/ – является итогом афферентного синтеза,  зависит от качества информации извлеченной из памяти, правильности восприятия информации от сенсорных систем/раздражители/, силы мотивационного возбуждения. Многие из решений мозга не вербализуются. Вызывает формирование 3 стадию, влияет/определяет/ ее содержание.

3. В 3-ю стадию функциональной системы в мозге формируются 2 аппарата:

 - Акцептор результата действия - физиологический аппарат предвидения (прогноза), создает ожидаемый образ/эталон ожидания/, который зависит от качества афферентного синтеза. В акцепторе результата действия происходит сопоставление получаемых результатов действия с прогнозом.

 - Аппарат действия с программой действия - в действие приводятся те нервные центры, возбуждение которых приводит к формированию поведенческого акта, то есть происходит программирование поведения с учетом мотивации, памяти, обстановки.

4. Эфферентный синтез  - объединение и интеграция центральных регуляторных процессов, обеспечивающих поведенческий акт; определенная последовательность набора нервных и гуморальных команд, поступающих на исполнительные органы. Это - интеграция вегетативных и соматических реакций организма. За счет эфферентного синтеза объединяются различные компоненты поведенческого акта: двигательные и вегетативные.

5. Целенаправленное действие - Это - мультифункциональный процесс, направленный на реализацию программы поведения, проявляется двигательными и вегетативными реакциями, которые направлены на достижение цели, т.е. на удовлетворение определенной потребности,

6. Полезный приспособительный результат поведенческой деятельности - (ППРПД) является системообразующим фактором., результат действия имеет много параметров, он мультипараметричен.

7. Обратная афферентация –всегда многоканальная, служит для оценки достигнутого результата (по отдельным параметрам). В ее основе лежит сопоставление полученных результатов с акцептором результата действия/прогнозом/. Таким образом, обратная афферентация  - замыкает разомкнутую рефлекторную дугу в как бы в «кольцо».

Таким образом, поведение строится не по типу: стимул - реакция, а по принципу : непрерывного кольцевого взаимодействия организма и среды. Любая деятельность начинается с создания плана и программы данной поведенческой реакции и нейронной модели ее будущего результата. При этом рефлекторная дуга не упраздняется. а она органически вписывается в кольцо, представляя его часть.  

     Функциональная система распадается, если результат действия совпадает с прогнозом (планом) действия, при этом возникают положительные эмоции. Если же они не совпадают, т.е. предполагаемая программа не выполнена,  то возникают отрицательные стенические эмоции, но функциональная система не исчезает, т.к. возникает сигнал рассогласования, который идет в аппарат афферентного синтеза и на ее основе вносятся коррективы либо в программу действия/дополнительные механизмы / либо в прогноз/акцептор результатов действия/планка амбициозности (притязаний)/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58447. ПОДБОР И РАСЧЕТ ОСНОВНЫХЭЛЕМЕНТОВ ОДНОСТУПЕНЧАТОЙ ПАРОКОМПРЕССИОННОЙ ХОЛОДИЛЬНОЙ МАШИНЫ 237.93 KB
  Проведем тепловой, конструктивный и гидромеханический расчет теплообменных аппаратов: конденсатора и испарителя. Конденсатор выберем горизонтальный кожухотрубный с водяным охлаждением. Испаритель выбираем горизонтальный кожухотрубный затопленного типа.
58448. Регуляторні системи організму людини 33.5 KB
  Продовжити знайомити учнів з фізіологічними та функціональними системами організму людини; особливу увагу звернути на регуляції функцій та регуляторні системи організму; формувати уявлення про організм як цілісну саморегулювальну систему.
58449. АВТОМАТИЗАЦИЯ КОРМОПРОИЗВОДСТВА. АВТОМАТИЗАЦИЯ КОМБИКОРМОВЫХ АГРИГАТОВ 3.52 MB
  Оборудование комбикормовых цехов (ОКЦ) предназначено для производства рассыпных полнорационных комбикормов в сельскохозяйственных предприятиях и на межхозяйственных комбикормовых заводах.
58450. Доба Мейдзі в Японії 71 KB
  Мета: навчальна схарактеризувати соціальноекономічний і політичний розвиток Японії в другій половині ХІХ ст.; визначити причини та напрямки зовнішньополітичної експансії Японії; розвиваюча розвивати в учнів уміння аналізувати і узагальнювати історичний матеріал...
58451. Різдво в Україні 76 KB
  Good morning, Sue! Nice to see you! Hello, Ralf!How is life? Hi, Seon! How are you getting on? What season is it now? What are winter months? Do you like winter? What can we do in winter? What else is good about winter?re are a lot of wonderful holidays...
58452. Їжа. Food. Dishes 51.5 KB
  This is a picture of our New Years party. This is my family: My Mum, Dad, my little sister Ann and our dog. Mum is watching TV/eating the cake. Dad is watching TV/sleeping. Ann is singing/dancing. She looks happy!
58453. Застосування загального правила додавання двоцифрових чисел до обчислень виду 54 + 30, 54 + 3 47 KB
  Мета. Формувати вміння застосовувати загальне правило додавання двоцифрових чисел до окремих випадків, коли в одному із компонентів цих дій відсутні десятки або одиниці; закріплювати вміння розвязувати задачі.
58454. Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н.э.) 57 KB
  Это выдающийся карфагенский полководец Ганнибал. С детских лет Ганнибал готовился к войне с римлянами. Ганнибал произнес вслед за ним: Клянусь что я никогда не буду другом римлян и сделаю им столько зла сколько смогу Ганнибал до самой смерти остался верен этой клятве. Ганнибал был образованным человеком.