3091

Классификация и функции социальной роли человека

Контрольная

Социология, социальная работа и статистика

Актуальность исследования. В наше время прогресса человечество становится все более  высокоразвитым сообществом с развитой социальной структурой. Но перед обществом, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Вста...

Русский

2012-11-12

36.41 KB

85 чел.

Введение

Актуальность исследования. В наше время прогресса человечество становится всё более  высокоразвитым сообществом с развитой социальной структурой .  Но перед обществом, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Встаёт вопрос : как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме. Понятие социальной роли является центральным при анализе  социальных взаимодействий, а в связи с кардинальными  изменениями, происходящими в обществе, актуальность изучения и понимания социальной роли стоит на одном из ведущих мест в изучении социальных изменений.

Степень разработанности темы. В теории социальных ролей достаточно широко представлены два основных подхода. Само понятие роли впервые было использовано в начале 30-х гг. Дж. Г. Мидом, предшественником теории символического интеракционизма (теоретическое направление в социологии, изучающее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании). Он описывал роли как продукт взаимодействия между людьми, которое носит экспериментальный и одновременно созидательный характер. Мидовская социальная философия изначально проявляла интерес к тому, каким образом дети осваиваются в обществе и развивают свои социальные сущности ("самости") путем принятия ролей, то есть как бы примеряя на себя в своем воображении роли других - отцов, матерей, учителей, врачей. Взрослые в своем поведении, как предполагалось, тоже используют "примерку" на себя ролей других людей для разработки своих собственных ролей.

Второй подход берет свое начало от Р.Линтона (1936). Впоследствии этот подход стал составной частью функционализма (направление в социологии, рассматривающее общество как систему элементов, выполняющих различные функции и тем самым обеспечивающих гармоничное существование системы) - одной из наиболее влиятельных школ современной социологии.

В нашей стране ролевая концепция разрабатывалась И. Коном и В.А. Яловым.  и получила широкое распространение в различных социальных течениях, прежде всего в структурно-социальном анализе.

Объект исследования. Рассмотрим,  что же такое роль.

Предмет исследования. Постараемся понять что такое социальная роль.

Цель исследования. Проведём анализ параметров, выделим классификацию, определим функции социальной роли.

Задачи исследования. С помощью полученных данных  постараемся найти возможные пути решения возникающих проблем.

1 Понятия  роли и социальной роли.

Роль-в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Шведовой Н.Ю. трактуется как художественный образ, созданный драматургом в пьесе, сценарии и воплощаемый в сценической игре актёром (трагические, комические роли, играть (исполнять) роль); чьё-нибудь качество, обычно непостоянное, проявляющееся внешне (поменяться ролями с кем-нубудь); совокупность реплик одного действующего лица в пьесе, фильме (учить роль); Род, характер и степень чьего-н. участия в чём-нибудь (роль. личности в истории).

 Роль (франц. role) — образ, воплощенный актером.

Латинское слово persona, сегодня обозначающее личность, в Древней Греции и Риме обозначало маску актера, на которой крупными мазками — так чтобы видно было с последних рядов огромного амфитеатра — изображался характер или роль: роль злодея, роль шутника, роль защитника угнетенных.

Уильям Ричардсон Линтон выдвинул идею о возможности создания моделей поведения личностей в группе в различных ситуациях. Для построения моделей он предложил ввести понятие «статус» и «роль». Статус он определил как собрание прав и обязанностей индивида, а роль представил как динамический аспект статуса.                                        

И.С. Кон выделяет 3 понимания роли: в обыденном сознании, где «быть в роли» значит притворяться, играть, сознавая искусственность собственного поведения; в социальной психологии, которая использует это понятие для «описания повторяющихся, стандартизированных форм поведения», и, наконец, в социологии, в которой понятие социальной роли обозначает безличную социальную функцию и норму, выполнение которой обязательно для тех, кто занимает данную позицию. Действительно, в поведении человека всегда есть нечто заданное, стандартизированное. Человек, сознающий себя «в роли», становится не только актером, но и зрителем собственных поступков. Это вносит в его поведение элементы отчужденности. Он ведет себя так, как если бы он был не самим собой, а кем-то другим, и это порождает у него внутреннюю напряженность, чувство неестественности своего поведения (даже если окружающие его не видят). И.С Кон отмечает, что прежде чем реагировать на внешний символ, человек должен согласовывать свою реакцию с логикой принятой на себя роли. И.С. Кон приходит к выводу, что процесс формирования личности означает ее вживание в различные социальные роли и составление своей ролевой системы, где человек идентифицирует себя с различными ролями. С одними – личностно значимыми - больше, с другими - второстепенными - меньше. Однако абсолютизация значения социальной роли может привести к признанию отчуждения личности, ибо если личности предписывается очерченная ролью вся линия поведения, то ей, в первую очередь, следует приспосабливаться к этой линии, что ведет к ограничению творческой активности личности, порождая конформизм. Если степень идентификации личности с ролью высока, то они могут срастись, и роль может стать неотъемлемой частью личности. Если нет, то роль становится для личности совершенно чуждой, что часто и бывает.
Социальная роль — это поведение, ориентированное на данный статус и ожидаемое от индивида обществом. Ожидания могут как-то фиксироваться, и тогда они становятся социальными нормами. Если, конечно, их рассматривают как обязательные требования (предписания). А могут не фиксироваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями. Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является. У человека может быть множество ролей. Социальную роль можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.   

Социальная роль состоит из ролевого ожидания (экспектации) и исполнения этой роли (игры).

Подданные ожидают от короля предписанного обычаем или документом поведения. От учителя ученики ожидают вполне определенного поведения: передавать знания, следить за дисциплиной, оценивать знания. Предположим, что в классную комнату вошел человек, представился учителем (т. е. носителем данного статуса), но повел себя неожиданным образом: расставил туристическую палатку, раскинул книжный лоток или стал дергать девочек за косы. Естественно, что мы имеем дело с поведением, но не ролевым.Этот человек повел себя не так, как ожидают ученики. Однако человек, никогда в жизни не видевший учителя и ничего не знающий о его правах и обязанностях, странное поведение не сочтет неожиданным. Он может подумать, что учитель именно так и должен себя вести, что такова его роль. Однако ученики точно знают, какое поведение (какая роль) должно соответствовать статусу учителя.

Итак, сделаем вывод: Социальная роль — это индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом. Стало быть, социальная роль и есть маска, в которую облачается человек, попадая на люди. Правда, она может срастись с ней: роль станет неотделимой частью собственного «я». Все зависит от степени идентификации с ролью.

1.1 Характеристики социальных ролей

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом в 50-х годах ХХ века. Он предложил следующие характеристики любой роли:

По эмоциональности. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или владельца похоронного бюро) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, сострадании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувст.

По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений, (ролей). Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки).

По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми). Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения - предписанные роли.  Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д.-завоёванные роли. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно. Формализация определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения работника банка с клиентом  должны определяться формальными правилами, а отношения между родными и (или) близкими людьми - чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными. В них проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию, либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.
По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д. Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами.  Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются, прежде всего чувством любви и заботы; предприниматель трудится во имя дела и т. д.                         Дальнейшая разработка теории ролей в социологической теории послевоенного периода привела к существенным добавлениям в нее. Так, Э.Гоффман (1959) ввел понятие ролевой дистанции. Им обозначается ситуация субъективного отделения от роли ее исполнителя, когда он не может "сжиться" с нею, не чувствует себя при исполнении роли как рыба в воде. В этот же период разрабатываются концепции ролевого конфликта. Это может произойти в тех случаях, когда индивид обнаруживает, что он (или она) должен исполнять в одно и то же время две или более ролей, причем каждая из них выдвигает несовместимые с другими исполняемыми ролями требования. Такое нередко происходит, например,, с теми работающими женщинами, которые должны удовлетворять одновременно ролевым ожиданиям служащей, жены и матери, которые могут вступать между собою в конфликт. (2) Бывают ситуации, когда личность определяет рисунок своей роли иначе, нежели те, кто находятся в связанных с нею ролях, как это происходит, например, в тех случаях, когда у учителя складываются свои собственные представления о том, как должно выглядеть профессиональное поведение педагога, а эти представления оспариваются родителями или местными руководителями системы образования. (3) Может сложиться и так, что чья-то роль оказывается на пересечении внимания двух или более статусных групп, чьи ожидания относительно того, как именно должна исполняться эта роль, противоречат друг другу. В такой ситуации может оказаться, например, мастер, на которого направлены конфликтующие ожидания со стороны менеджеров и со стороны рабочих.

Выделим следующие свойства ролей:

  1.  концептуальность: роли имеют смысл только в контексте некоторого взаимодействия;
  2.  объекто-зависимость: экземпляры роли не существуют без объектов;
  3.  множественность: объект может играть несколько ролей одновременно (в частности, несколько экземпляров одной и той же роли);
  4.  иерархичность: роли могут образовывать иерархии ролей.

Словом, так или иначе, любая социальная роль представляет собою сложное, комплексное сочетание в той или иной степени своих характеристик и свойств.

1.2 Функции социальных ролей

Употребляя термин "функция", следует иметь в виду, что в социологии о функциях судят не по тому, что человек сам конкретно намеревается делать, какой смысл он вкладывает в свою деятельность, а по тому - какие последствия (для других, для общества в целом) эти действия имеют.

В течение жизни мы осваиваем и играем множество ролей. Для чего они нужны? С точки зрения социума – чтобы сделать сосуществование вместе возможным и максимально комфортным.

С помощью ролей задаются некие правила игры: права, обязанности и нормы для каждой из них, а также сюжеты взаимодействия между разными ролями. Например, за понятием «начальник» стоит целый ряд характеристик, делающих эту роль предсказуемой: она имеет отношение к работе, руководству, предполагает наличие подчиненных (иначе не будет сюжета), она определяет некий круг прав и обязанностей. Мы знаем, чего можно ожидать от начальника и как с ним себя вести в разных сюжетах: начальник – подчиненный, начальник – налоговый инспектор, начальник – клиент и т.д.

Задачей социальной адаптации и является изучение и освоение правил игры: законов, по которым живет сообщество. В цивилизованной европейской стране эти законы одни, а в каком-нибудь первобытном племени – совершенно другие.

А вот зачем нужны эти роли самому человеку? Каждая из них – шанс реализовать разные грани собственной личности. Роль родителя дает возможность проявить одни качества, роли начальника, друга, общественного деятеля – другие. Чем больше ролей человек осваивает за свою жизнь, тем богаче и многограннее становится его личность. И тем лучше он понимает других: одна и та же ситуация, воспринимаемая с позиции различных ролей, выглядит совершенно по-разному. «Точка зрения определяется местом сидения» .

Каждая роль предъявляет свои требования: для одной нужна жесткость, для другой характерны мягкость и сострадание. Чтобы проявить требуемое качество, оно должно быть потенциально уже заложено в личности. Сама роль – это возможность обнаружить, проявить и развить его. Человек не может реализовать то, чего в нем нет потенциально.

Именно в процессе «спектакля» мы и обнаруживаем свои возможности. Женщина не знает, какой матерью она будет, пока не станет ею. Она может догадываться, предполагать, даже планировать свои чувства и действия, но она не знает наверняка, что именно даст ей эта роль.

Как человек узнает, что он ревнивый, например? Он обнаруживает в себе ревность, когда чувствует ее. Пока она не проявилась, он может и не подозревать, что способен на нее вообще.

Представьте себе, что вы сидите за сложным пультом с множеством рычагов. Вы пока не знаете, какую функцию выполняет каждый из них, и не умеете пользоваться системой управления. Этот сложный механизм – ваша личность. Каждый рычаг отвечает за какое-то качество или способность. Согласно принятой роли вы можете исследовать ресурс собственных возможностей: проявлять силу и слабость, доброту и жесткость и т.д. Зная, на что способен этот механизм, можно им управлять осознанно. Ясно понимая, когда, как и какой рычаг нужно использовать в конкретной ситуации.

Таким образом, роль учит находить нужное сочетание качеств, проявляя себя адекватно ситуации. Она задает некие рамки, общее очертание образа. И каждый наполняет этот образ индивидуальными чертами. Роль диктует, что играть. Человек выбирает – как. Это может быть красиво, талантливо и искренне. А может – неуклюже и фальшиво. Все зависит от того, насколько «актер» сможет воспользоваться возможностями роли и раскрыть через нее себя.

1.3 Типы социальных ролей

Различают три типа социальных ролей. 1) институциональные - закрепленные правовыми актами, четко регламентируемые (роль депутата народного совета, директора предприятия); 2) конвенциональные- роли неформальные, но выполняемые по общепринятым правилам (роль учителя, студента, офицера, солдата, отца, матери, брата, сестры и т. п.), 3) межличностные - роль человека в различных неформальных межличностных взаимосвязях (роль друга, хорошего человека, соперника, авторитетного или безавторитетного человека и т. п.).

Качества личности, необходимые для выполнения различных социальных ролей, - социальные способности личности. Ролевое поведение определяется пониманием и принятием роли той или иной личностью, т. е. отношением личности к своим социально-ролевым обязанностям, и ее психофизиологическими возможностями.

Каждая социальная роль имеет определенную общественную ценность, престижность. Социальная роль связана с общественным статусом ее исполнителя. Однако между социальной ролью и социальным статусом нет полного совпадения. Социальная значимость человека определяется тем, как он выполняет свою роль, социальный долг. В ролевом поведении проявляется социальная идентификация личности, ее самоотнесение к определенной социальной группе (рабочий, солдат, учитель, ученый). Каждая социальная роль задана общественно выработанными требованиями, исполнение же роли индивидуализировано.

Каждая социальная роль реализует определенные социальные ценности. Но у каждой личности свое понимание этих ценностей. Те или иные явления приобретают значимость в контексте исполняемой личностью социальной роли. Так, роль водителя автотранспорта требует остановки транспорта при красном свете светофора. Для него безопасность движения - социально-ролевая ценность. Но в случае необходимости задержания опасного преступника водитель милицейской машины может пренебречь этой ценностью ради реализации другой социальной ценности. Исполнение каждой новой социальной роли связано с перестройкой системы ценностной ориентации личности. Продолжительное исполнение социальных ролей приводит к формированию соответствующих социальных установок и поведенческих стереотипов.

Таким образом, в иерархии различных социальных ролей, ежедневно выполняемых человеком, определенные роли имеют для него преимущественное значение. Эти ведущие роли и определяют стиль поведения личности. Овладение ролевыми требованиями и способами их реализации - основа социализации личности.

                                          

                                               

Заключение

 

В наше непростое время прогресса и модернизации, понимаем, чем больше социальных ролей способна создать личность , тем более приспособленной к жизни она окажется. Освоение новой роли имеет огромное значение для изменения человека. Выполняя (играя) роли, человек, как правило, испытывает эмоциональные и нравственные переживания, может войти в конфликт с другими людьми, испытывать моральный кризис, раздвоенность. Это порождает дискомфорт, неуверенность, психологическое расстройство, являющееся признаками ролевого напряженияю. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения - имиджетерапия (имидж - образ). Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект. Существует и другая сторона исполнения роли, приносящая удовлетворение, психологическую гармонию и вознаграждение .  Поэтому влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико.

 Исходя из изученного материала, обобщив данные - следует, что для нормального развития личности в социальной структуре общества имеет место более глубокие исследования социальной роли, образующей своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому поведение человека становится предсказуемым, надежным для общества, а сам он становится носителем его культуры. Социальная  роль как средство описания взаимосвязи личности и общества позволяет во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить более ясные «осязаемые» научно-логические механизмы подключения личности к сложным социальным образованиям.  

Источники информации

толковый словарь русского языка С.И. Ожегов и Шведова Н.Ю.  

Эфендиев А.Г. «Общая социология», Год выпуска: 2000 Издательство:

ИНФРА-М,

Т.И.Гусева «Психология личности»  Эксмо 2000

Самыгин С.И.,Стародубцев С.В .»Социология»  Феникс 2008

толковый словарь русского языка С.И. Ожегов и Шведова Н.Ю.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54922. Environmental Problems 68 KB
  It’s a wonderful world we live in. It is our Earth. For thousands of years the Earth has given support to all forms of life – human beings, animals, birds, fishes, insects and plants. But now people all over the world think about our planet. They think about air, water, plants and animals on the Earth. They say our planet is in danger. We have very serious environmental problems on our Earth. Who can say what these problems are?
54926. ПЛАН ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА 32.5 KB
  Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся Формулировка цели. В какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения: Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся; Соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся; Соотношение усвоения знаний в готовом виде со слов учителя ученика и т. и самостоятельного поиска; Какие звенья проблемноэвристического обучения выполняются учителем и какие учащимися кто ставит проблему кто решает; Соотношение...
54927. Размножение и развитие насекомых 52.5 KB
  Так как учитель ставит перед учениками различные интересные задачи решение которых требует не только жизненного опыта но и логического мышления. Организация внимания Для организации внимания учеников на занятиях учитель обращает внимание на такие аспекты как: выделение важной информации то есть основную так называемый скелет новой темы который будет обрастать более подробной информацией. Важную информацию учитель выделяет с помощью занесения ее в конспект изменения тембра голоса также с помощью сосредоточения учеников на ней чтобы они...
54928. Валовой национальный продукт и методы его исчисления. Номинальный, реальный и потенциальный ВНП 20.34 KB
  Валовой национальный продукт – это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в течение года факторами производства, принадлежащими гражданам данной страны независимо от их местонахождения. Существует три метода определения величины ВНП: - метод конечного использования – определение ВНП как суммы расходов