30911

Состав и свойства кишечного сока

Доклад

Биология и генетика

Состав и свойства кишечного сока Сок тонкой кишки Объем суточной секреции 25 л. Сахараза Лактаза Мальтаза Изомальтаза Гаммаамилаза фиксирована к стенке кишки. Фосфатазы Щелочная фосфатаза Кислая фосфатаза Сок толстой кишки рН сока 8590. К специфическим веществам сока толстой кишки относится слизь которая обеспечивает формирование каловых масс.

Русский

2013-08-24

44.5 KB

7 чел.

82. Состав и свойства кишечного сока…

Сок тонкой кишки

Объем суточной секреции - 2,5 л. рН - 7,2-7,5. Пищеварение преимущественно пристеночное.  

 1) Специфическими веществами кишечного сока являются щелочные продукты. 

 2) Ферменты, содержащиеся в кишечном соке, действуют на уже частично переваренные вещества. Всего - более 20 ферментов. Наиболее значимые:

Протеазы кишечного сока:

1. Энтерокиназа - фермент, активирующий трипсиноген.

2. Три- и дипептидазы (эрипсины)- расщепляют пептиды на аминокислоты.

Липазы содержатся в кишечном соке в незначительном количестве (липаза, фосфолипаза).

Карбогидразы кишечного сока:

  1.  Альфа-глюкозидаза расщепляет сахарозу до моносахаридов.
  2.  Бета-галактозидаза - расщепляет молочный сахар до глюкозы и галактозы.
  3.  Сахараза,
  4.  Лактаза,
  5.  Мальтаза
  6.  Изомальтаза
  7.  Гамма-амилаза (фиксирована к стенке кишки).

Нуклеазы

  1.  РНКаза
  2.  ДНКаза
  3.  Нуклетидаза. Вызывает дефосфорилирование мононуклетидов.

Фосфатазы

Щелочная фосфатаза

Кислая фосфатаза

Сок толстой кишки

рН сока - 8,5-9,0.

К специфическим веществам сока толстой кишки относится слизь, которая обеспечивает формирование каловых масс.

Собственных ферментов сок толстой кишки не содержит.

Состав сока толстой кишки определяется не только ее железами, но и микрофлорой.

1. Нормальная микрофлора кишечника предохраняет организм хозяина от внедрения и размножения патогенных микроорганизмов (предотвращает процессы гниения (белки) и брожения (углеводы)).  

2. Микрофлора участвует в разложении компонентов пищеварительных секретов (ферментов, желчных кислот).

3. Способна синтезировать витамины К и некоторые витамины группы В.

Моторная функция толстой кишки

Все виды моторики в толстой кишке выражены значительно слабее, чем в тонкой. Для толстой кишки в норме характерна антиперистальтика. Благодаря антиперистальтике содержимое задерживается в кишке, что способствует более интенсивному всасыванию воды и формированию каловых масс.

Акт дефекации - произвольный акт, т.к. наружный анальный сфинктер представлен поперечно-полосатой мускулатурой.

Регуляция секреции в тонком кишечнике

Нервная регуляция секреции в тонком кишечнике

Условно-рефлекторная регуляция отсутствует.

Нервная регуляция секреции кишечника осуществляется преимущественно локально, при местном раздражении рецепторов за счет местных рефлексов механическая стимуляция химусом стенки тонкого кишечника вызывает усиление секреции.

Влияние, реализуемое через блуждающие нервы.

Эфферентная импульсация блуждающих нервов не изменяет объем секрета и скорость его выделения, но вызывает повышение содержания ферментов в секрете.

Влияние, реализуемое через симпатические нервы.

Эфферентная симпатическая импульсация не изменяет объем секрета и скорость его выделения, но вызывает снижение содержания ферментов в секрете.

 

 

Гуморальная регуляция секреции в тонком кишечнике

Экзогенным стимулятором сокоотделения в тонком кишечнике является желчь.

К эндогенным стимуляторам сокоотделения в тонком кишечнике относятся:

- энтерокинин;

- дуокренин;

- гастроингибирующий пептид (ГИП);

- мотилин;

- вазоинтестинальный пептид (ВИП);

- кортизол.

Тормозит сокоотделение в тонком кишечнике соматостатин.

Моторная функция тонкой кишки

Для тонкой кишки характерны: тонус, перистальтика, маятникообразные движения, ритмическая сегментация.

Кроме того, в тонкой кишке иногда возникает стремительная перистальтика. Этот вид моторики является защитной реакцией, которая включается при заболеваниях желудочно-кишечного тракта ( например, при отравлении).

Это может привести к инвагинации участка кишки и развитию острой непроходимости.

Нервная регуляция моторики в тонком кишечнике

Важную роль в регуляции моторики в тонком кишечнике играют местные и периферические рефлексы.

При локальном раздражении механорецепторов (реже хеморецепторов) активируются все виды моторики в ограниченном отрезке кишки. Таких участков с активной моторикой может быть несколько. В реализации местных и периферических рефлексов принимают участие эфферентные нейроны разных типов, выделяющие как возбуждающие, так и тормозные медиаторы.

Рефлекторно (так называемые центральные рефлексы) свое влияние на моторику тонкого кишечника оказывают парасимпатические и симпатические нервы. Вагусные влияния усиливают моторику тонкого кишечника, а симпатические влияния вызывают торможение моторики тонкой кишки.

В реальных естественных условиях важную роль в регуляции моторики тонкого кишечника играют возбуждающие рефлексы кишечника:

1. Пищеводно-кишечный рефлекс, возбуждающий моторику

тонкого кишечника.

2. Желудочно-кишечные моторные рефлексы:

- гастродуоденальный;

- гастроеюнальный;

- гастроилеоцекальный.

Эти рефлексы возникают при механическом раздражении желудка и усиливают моторику соответствующего отдела тонкого кишечника.

3. Кишечно-кишечный моторный рефлекс.

При механическом раздражении выше лежащего отдела кишечника усиливается моторика ниже лежащего отдела тонкого кишечника.

В реальных естественных условиях важную роль в регуляции моторики тонкого кишечника играют тормозящие рефлексы кишечника:

1. Рефлекторное расслабление верхних отделов кишечника

при приеме пищи.

2. Кишечно-кишечный тормозной рефлекс. Избыточное раздражение любой части кишечника приводит к расслаблению других частей кишечника.

3. Прямо-кишечно-кишечный рефлекс. Раздражение прямой кишки и ампулы экскрементом вызывает торможение моторной активности тонкой кишки.

 Гуморальная регуляция моторики в тонком кишечнике

Эндогенные регуляторы моторики тонкой кишки

Стимулируют моторику тонкой кишки:

- мотилин;

- гастрин;

- холецистокинин;

- гистамин;

- серотонин;

- субстанция Р;

- кинины;

- вазопрессин;

- окситоцин;

- вилликинин  -  стимулирует  сокращение   ворсинок  тонкой кишки.

Тормозят моторику тонкой кишки:

- секретин;

- гастроингибирующий пептид (ГИП);

- вазоинтестинальный пептид (ВИП).

Полостное (дистантное) пищеварение, ферменты выделяются секреторными клетками в просвет пищеварительного тракта, действуют на расстоянии от места выделения в полости пищеварительного тракта;

Мембранное (пристеночное, контактное) пищеварение. В слизистом слое, в зоне щеточной каймы энтероцитов адсорбированы ферменты, которые осуществляют конечный этап расщепления пищевых веществ.

Пристеночное (мембранное) пищеварение

Характеристика пристеночного (мембранного) пищеварения

На долю пристеночного пищеварения приходится до 70% от общего объема пищеварения в тонком кишечнике.

В тонком кишечнике объем пристеночного пищеварения, и объем полостного пищеварения относится как 2:1.

Пристеночное (мембранное) пищеварение совершается на пристеночном слое слизи, на поверхности ворсинок и микроворсинок, на гликокалексе (полимукосахаридных нитях, связанных с мембранами микроворсинок).

На этих структурах адсорбировано большое количество молекул более 20 различных ферментов (высокая плотность ферментов на единицу поверхности), катализирующих конечные этапы пищеварительного гидролиза белков, жиров и полисахаридов. Здесь находится полный набор ферментов, обеспечивающих расщепление три-, ди-мерных цепей до мономеров.

Плотное переплетение нитей гликокалекса образует своеобразный фильтр, величина ячеек которого препятствует прохождению микроорганизмов к месту расщепления субстратов. Это уменьшает конкуренцию между микро- и макроорганизмом за питательный субстрат и обеспечивает стерильность пристеночного пищеварения.

Ферменты, фиксированные на микроворсинке, ориентированы активными центрами в просвет кишечника, что обеспечивает, наряду с высокой плотностью ферментов, большую скорость гидролиза субстратов при пристеночном пищеварении. Пристеночное пищеварение пространственно сопряжено с всасыванием, что обеспечивает высокую эффективность пристеночного пищеварения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82521. Развитие мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста 35.5 KB
  Особый интерес представляет метод обучения детей модельному конструированию разработанный А. Важным при таком способе обучения конструированию является то что мыслительные процессы детей приобретают опосредованный характер нежели при конструировании по образцу. Для этого необходим достаточно высокий уровень абстрагирования что дает возможность формированию у детей специфических способов соотнесения определенных свойств условий с соответствующими свойствами постройки.
82522. Развитие мышления у младших школьников с ОНР 4.26 MB
  Отгадывание ребусов: отгадать слово из двух предлогов: найти в слове квас три предлога: Цель: развитие словеснологического мышления Установление простых аналогий навыков словообразования. Цель: развитие словеснологического мышления устойчивости и концентрации слухового внимания. Задание: определить что пропущено в рассказе: названия предметов предлоги или названия признаков Цель: развитие нагляднообразного мышления.
82523. Методы и приемы развития словесно-логического мышления учащихся с речевой патологией на уроках 83.5 KB
  Инструкция: Я буду говорить слово по звукам слогам а ты запиши его в тетради. а сани солома зэркало дворэц б первый слогпу третий слог вик второй слог хо; первый слог пу третий слог ка второй слогшин второй слог шок первый слог пу третий слог ка второй слог пуш первый слого Дополнительное задание: подчеркнуть лишнее слово. первый слог са второй слог мо третий слог кат третий слог ле второй слог то первый слог вер первый слог са третий слог ник...
82524. Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие мышления у детей с умственной отсталостью дошкольного возраста 100.5 KB
  Педагог просит ребенка отнести на один стул такие указательный жест а на другой такие. Педагог дает одному из детей коробку с круглой прорезью а другому с квадратной и ставит условие: отобрать сразу все что можно протолкнуть в данную коробку. Если он выбирает правильно например шары но берет не все а только один или два шара педагог напоминает ему что нужно взять все такие указывает на шары. После того как дети отберут и бросят в прорези коробок нужные формы педагог подводит итог: Правильно Таня собрала все шары и...
82525. Игры для развития мышления и воображения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха 88.5 KB
  Педагог просит: Достань тележку. Если ребенок вытянул тесьму то педагог вставляет ее снова обязательно за экраном. Если все же ребенок не сумел сделать сам педагог медленно показывает. Педагог предлагает детям выложить из своих фишек узоры по картинке.
82526. Развитие мышления на уроках русского языка 96.5 KB
  Ход проведения: детям были даны карточки с нижеприведёнными упражнениями. Ход проведения: на уроке идёт беседа об известных модельерах анализируются модели одежды созданные ими. Ход проведения: детям говорится что им сейчас будут зачитываться слова и они должны в уме переставить буквы наоборот и тут же записать в тетрадь получившийся результат. Ход проведения: на доске зарисовывается схема.
82527. Развитие памяти и мышления у детей с ОВЗ на занятиях по дополнительной образовательной программе «Я все умею делать сам, что не умею, научусь!» 38 KB
  Ведущий: Дети сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского Путаница. Ведущий перед игрой проводит короткую беседу уточняя понимание детьми слов профессия действия. Ведущий. Ведущий.