30922

Особенности организации и функционирования спинного мозга

Доклад

Биология и генетика

Особенности организации и функционирования спинного мозга Спинной мозг Самое древнее образование ЦНС подчиняется всем вышележащим отделам ЦНС. Центры спинного мозга не обладают автоматией дыхание. Для спинного мозга характерно сегментарное строение. Дорсальные корешки спинного мозга образованы чувствительными отростками афферентных нейронов вентральные корешки образованы двигательными отростками мотонейронов и преганглионарными волокнами вегетативной нервной системы.

Русский

2013-08-24

37 KB

2 чел.

      93.      Особенности организации и функционирования спинного мозга…          

               Спинной мозг

Самое древнее образование ЦНС, подчиняется всем вышележащим отделам ЦНС. Отсюда - некоторые особенности функционирования:

1. Некоторые простейшие функции осуществляются Сп. М. автономно, т.е. без участия вышерасположенных отделов ЦНС (сухожильные рефлексы).

2. Центры спинного мозга не обладают автоматией (дыхание).

3. Для поддержания жизнедеятельности необходимо постоянное влияние центров, обладающих автоматией.

4. Для спинного мозга характерно сегментарное строение. Т.е. каждый сегмент иннервирует свой сегмент или метамер человеческого тела. От каждого сегмента отходят две пары вентральных (передних) и дорсальных (задних корешков). Из этого следует:

а). Закон Белла-Мажанди. (закон распределения афферентных и эфферентных волокон в спинно-мозговоых корешках). Дорсальные корешки спинного мозга образованы чувствительными отростками афферентных нейронов, вентральные корешки образованы двигательными отростками мотонейронов и преганглионарными волокнами вегетативной нервной системы. Следовательно, повреждение задних корешков сопровождается потерей чувствительности на поврежденной стороне, а разрушение передних корешков приводит к выключению двигательных реакций.

б). Правило Шеррингтона

Каждый сегмент спинного мозга, иннервируя один метамер тела, получает чувствительную информацию от трех метамеров тела. 

Этим достигается отсутствие полного выпадения чувствительности при перерезке 1-го заднего корешка сп. мозга.

Спинной мозг содержит 10 млн. нейронов (3% - мотонейроны-, ; 97% - интернейроны (возбуждающие и тормозные (клетки Реншоу и Вильсона)), вегетативные нейроны СНС (тораколюмбальный отдел сп. м., боковые рога) и ПСНС (крестцовый отдел сп. м.), чувствительные нейроны вынесены за пределы спинного мозга в спец. ганглии).

Функции спинного мозга:

1. Рефлекторная

2. Проводниковая

Поэтому при частичной или полной перерезке спинного мозга (спинальное животное, травма) развивается клиника спинального шока.

Рефлексы спинного мозга:

1. Вегетативные

- симпатические (регуляция сосудистого тонуса);

- парасимпатические (мочеиспускание, дефекация, эрекция).

2. Соматические

- тонические (поддержание позы);

- ритмические (ходьба).

  - сгибательные;

  - разгибательные.

Например, наиболее часто исследуемые в клинике сухожильные рефлексы:

- локтевой (резкое растяжение сухожилия m. biceps brachii - рефл. сокра

                     щение) - замыкается на уровне V-VI шейных сегментов;

- коленный (сухожилие m. quadriceps femoris ниже коленной чашечки -

                                                           II-IV поясничные сегменты);

- ахиллов (I-II крестцовые сегменты);

- брюшные:

  - верхний - штриховыми движениями параллельно нижним ребрам от   

                  периферии к средней линии (VIII-IX грудные сегменты);

  - средний - на уровне пупка (IX-X грудные сегменты);

  - нижний - параллельно паховой складке (XI-XII грудные сегменты).

Исследуя эти и др. рефлексы, можно легко установить уровень и сторону поражения.

Проводниковая функция обусловлена работой нервных волокон, формирующих канатики спинного мозга и образующих нисходящие и восходящие пути (н-р - пучки Голля и Бурдаха), по которым информация поступает либо к органам-исполнителям, либо в вышележащие отделы ЦНС.

Продолговатый мозг

Функции:

1. Рефлекторная

2. Проводниковая

3. Координирующая

Особенности функционирования

- скопление большого количества жизненно важных нервных центров (повреждение их несовместимо с жизнью в отличие от других отделов, которые могут дублировать друг друга, н-р - кора БП при поражении мозжечка);

- большинство центров обладает автоматией (обеспечивают поддержание функций жизненно-важных органов на базальном уровне);

- центры продолговатого мозга наименее чувствительны к нейротропным ядам и гипоксии (отключаются в последнюю очередь, н-р, при даче наркоза).

- постоянный контроль за деятельностью спинного мозга.

В продолговатом мозге локализуются:

- дыхательный, сосудодвигательный центры;

- центры, обеспечивающие важные функции (жевания, сосания, глотания, рвоты, чихания, кашля, мигания).

Средний мозг

Основные структурные образования и их функции:

1. Верхние бугры четверохолмия - первичный центр зрения (зрительные ориентировочные рефлексы: зрачковый рефлекс, аккомодация и конвергенция за их счет).

2. Нижние бугры четверохолмия - первичный центр слуха (ориентировочные слуховые рефлексы: поворот головы, настораживание ушей).

Зрительные и слуховые ориентировочные рефлексы объединяются термином "сторожевой рефлекс". Его задача - подготовить организм к новому раздражению. Простейшая поведенческая реакция.

3. Черная субстанция - координация глотания и жевания;

- регуляция пластического тонуса.

При поражении - Болезнь Паркинсона (паркинсонизм): тремор, мышечная ригидность, нарушение тонкой координации движения пальцев рук.

4. Красное ядро - его функция - при перерезке между верхними и нижними буграми четверохолмия по Шеррингтону (ниже уровня красного ядра) - "децеребрационная ригидность". Характеризуется резким повышением тонуса мышц-разгибателей (кошка-статуэтка) из-за выключения красного ядра и РФ.

Тонические рефлексы ствола мозга (перераспределяют мышечный тонус в зависимости от положения тела в пространстве) подразделяются на 2 группы:

1. Статические (при спокойном состоянии - стоя, сидя, лежа):

а) рефлексы положения - обеспечивают позу;

б) позно-тонические - возвращение тела из неестественного положения в нормальное (подскользнулись - выпрямились), другое название - установочные (выпрямительные).

2. Стато-кинетические - при перемещении тела в пространстве, линейном или угловом ускорении или торможении (резкое торможение транспорта) - нистагм головы или глазных яблок.

Мозжечок

По своему строению напоминает маленький мозг - cerebellum (кора, подкорковые ядра, извилины, локальное представительство, богатые связи с другими отделами ЦНС через три пары ножек - нижние, средние, верхние).

Функции мозжечка:

1. Регуляция тонуса скелетной мускулатуры.

2. Регуляция положения тела в пространстве.

3. Регуляция и координация всех сложных двигательных актов организма, включая и произвольные движения (через связи с красным ядром, черной субстанцией, вестибулярным центром).

Симптомы поражения мозжечка: 

При одностороннем поражении мозжечка - животное падает на пораженную сторону, конечности на противоположной стороне - вытянуты, ходит по кругу, отклоняясь в оперированную сторону -"манежная походка".

При полном поражении мозжечка - нарушение координации, падает при закрытых глазах (поза Ромберга).

В 1893 г. Карло Люччиани описал три симптома поражения мозжечка (3 "А"). В последствии - ещё ряд симптомов.

- атония - снижение тонуса мышц, впоследствии сменяется дистонией;

- астазия - невозможность слитного (гладкого) тетануса - дрожание, покачивание;

- астения - легкая утомляемость (больший расход энергии из-за вовлечения в процесс большой группы мышц);

- атаксия - нарушение точности координации движения (пьяная походка);

- адиадохокинез - невозможность быстрого чередования сокращений мышц-антагонистов;

- дезэквилибрация - невозможность удерживать равновесие;

- дисметрия - нарушение точности, скорости и направленности движения (пальце-носовая проба).

По прошествии определенного времени функции пораженного мозжечка берет на себя кора БП (опыты Асратяна) - образуются новые условно-рефлекторные связи в голове (если удалить в это время моторную зону коры, то картина поражения восстанавливается).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52826. Застосування сучасних прикладних програм і технологій при розв’язуванні задач економічного напрямку 337 KB
  Можливо за допомогою всього лише прикладних програм, що входять до пакета MS Office, розв’язати задачу про те, який кошторис потрібно фірмі закласти сьогодні в новий проект для того, щоб через певний період часу вона отримала від здійснення цього проекту максимальний прибуток? Чи можна в середовищі MS Excel розв’язати проблему оптимального розподілу ресурсів фірми
52827. ЭКОНОМЕТРИКА Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения 956 KB
  Если работа не принимается к зачету, то она вместе с рецензией возвращается студенту. Студент обязан учесть все замечания и внести их в текст работы или выполнить ее заново
52828. Використання мультимедійних засобів для проведення лекційного заняття з дисципліни «Основи менеджменту та маркетингу» 26.03 MB
  По-перше. Кожен викладач може розробити власний пакет лекцій, який буде максимально адаптований саме для певного кола слухачів. Для створення таких лекцій необхідний лише один персональний компютер, на якому установлено стандартний пакет програм Microsoft Office, a саме стандартна програма Power Point.
52829. Школа бізнесу 37.5 KB
  Мета: Ознайомити дітей з грошовими одиницями інших держав, продовжувати вчити дітей ощадливо ставитися до грошей, економно та раціонально їх використовувати. Пригадати основний закон економіки. Розрізняти першочергові і другорядні потреби. Вправляти в розв’язуванні кросвордів, читанні ребусів; розвивати пам'ять, логічне та образне мислення, творчу уяву, пізнавальні інтереси.
52830. Машини і механізми 200 KB
  Мета. Ознайомити учнів з різними видами машин і механізмів, де і як вони використовуються у виробництві; розвивати мислення, уяву, мовлення, виховувати інтерес до різних видів професій.
52831. РЕАЛІЗАЦІЯ МЕТОДУ ПРОЕКТІВ З ВИКОРИСТАННЯМ ІНФОРМАЦІЙНИХ ТЕХНОЛОГІЙ ПРИ ПРОЕКТУВАННІ ДІЯЛЬНОСТІ ФІРМИ СТУДЕНТАМИ СПЕЦІАЛЬНОСТІ „ЕКОНОМІКА ПІДПРИЄМСТВА“ 121 KB
  З’явилась можливість бути учасником міжнародних проектів телеконференцій спілкуватися з величезною і дуже різноплановою аудиторією. Серед різноманітних напрямів нових педагогічних технологій найбільш адекватним до поставлених завдань є метод проектів. Численними дослідженнями встановлено що метод проектів виступає як важливий компонент системи продуктивної освіти і є нестандартним нетрадиційним способом організації освітніх процесів через активні дії планування прогнозування аналіз синтез спрямованих на реалізацію...
52832. Екосистеми світу. Ecosystems of the World 83.5 KB
  To start with we’ll see how well you know the matter of our discussion and revise the lexical units which help us to keep it and be aware of the problem under consideration. On your desks there are cards with words and word-combinations. During two minutes define them and give examples. At that time one of you will go to the board and draw a scheme of an ecosystem with all elements it comprises and give the definition what an ecosystem is.
52833. Математична наука навколо нас 67 KB
  Математична наука навколо нас Протягом усього свідомого життя людина здобуває нові знання. Знанняце сукупність інформаціїяку вона дістає з навколишнього світу в процесі суспільновиробничої практики. Головна мета такого уроку спостереження предметів явищ процесів які вивчаються та вміння використовувати теоретичні знання на практичних прикладах що супроводжується поясненням учителя. У процесі уроку учні зможуть: повторити теоретичні відомості ; поглибити свої знання про...