30923

Ретикулярная формация

Доклад

Биология и генетика

Нисходящее тормозящее влияние на спинной мозг 2. Восходящее активирующее влияние на кору больших полушарий. Нисходящее ретикулоспинальное влияние РФ: Слабое одностороннее раздражение торможение на той же стороне. Восходящее ретикулокортикальное влияние РФ: Особенности восходящего влияния РФ: 1.

Русский

2013-08-24

35.5 KB

2 чел.

94. Ретикулярная формация…

Ретикулярная формация

Играет важную роль в регуляции возбудимости и тонуса всех отделов ЦНС.

Основные эффекты (1949 г. Мэгун, Маруцци):

1. Нисходящее тормозящее влияние (на спинной мозг)

2. Восходящее активирующее влияние (на кору больших полушарий. Совместно с эффектом от импульсов неспецифических ядер талямуса обеспечивает бодрствующее состояние коры БП.

Активность самой РФ за счет:

1. Поступление импульсов по коллатералям различных афферентных путей (специфически окрашенная информация от рецепторов при прохождении через РФ теряет свою специфичность).

2. Информация от нейронов коры БП и мозжечка.

3. Постоянная циркуляция возбуждения по замкнутой цепи нейронов (реверберация).

Нисходящее (ретикуло-спинальное) влияние РФ:

(Слабое одностороннее раздражение - торможение на той же стороне. Сильное одностороннее раздражение - торможение на обеих сторонах). Эффект - через клетки Реншоу спинного мозга.

РФ влияет на 1. Рефлекторные движения (фазические рефлексы).

                   2. Тонус скелетной мускулатуры (тонические рефлексы).

Устранение влияния РФ на спинной мозг - участие в картине спинального шока и гиперрефлексии.

Восходящее (ретикуло-кортикальное) влияние РФ:

Особенности восходящего влияния РФ:

1. Активирующее влияние на кору осуществляется диффузно.

2. Длительно по времени (часами).         3. Средней силы.

При разрушении РФ - спячка, глубокий сон, хотя афферентные импульсы по специфическим путям продолжают поступать в сенсорные области БП.

При поражении РФ проявляются и вегетативные влияния (стойкий дермографизм, потливость).

Варианты ослабления восходящего влияния:

1. Летаргический сон - поражение РФ, нет активирующего влияния на кору.

2. Деафферентация животного (по Павлову) - состояние по типу летаргического сна (блокировались анализаторы, денервировали кожу, оставляли иннервированной только лапу - состояние спячки; при прикосновении к лапе с сохраненной иннервацией - просыпалась).

Только та информация, которая минует РФ, сохраняет специфическую окраску. Основная масса импульсов (от РФ) подготавливает кору к специфическому восприятию (повышает возбудимость нейронов коры, роль "электричества в сети").

Промежуточный мозг

1. Талямус

2. Гипоталямус

Талямус - коллектор всех афферентных сенсорных путей, идущих к большим полушариям (за исключением обонятельных).

Прослойки белого вещества делят талямус на 3 части :

(передняя, латеральная, медиальная).Около 40 ядер талямуса подразделяются : специфические и неспецифические.

Специфические ядра:

1. Переключающие - к ним поступает информация от определенного сенсорного тракта (зрительный, слуховой).

2. Ассоциативные - следующий этап обработки информации (информация, уже обработанная в переключающих ядрах талямуса).

1. Переключающие:

а) латеральное коленчатое тело - высший подкорковый центр зрения (информация из верхних бугров 4-холмия в зрительную зону коры БП).

б) медиальное коленчатое тело - высший подкорковый центр слуха (информация из нижних бугров 4-холмия).

в) заднее вентральное ядро - информация от кожных рецепторов и проприорецепторов в соматосенсорную зону коры (задняя центральная извилина) (продолжение путей Голля и Бурдаха).

г) вентро-латеральное - от мозжечка к передней центральной извилине (моторная зона коры).

д) передние ядра - от висцерорецепторов в лимбическую область коры

2. Ассоциативные ядра: - латеральные - в теменную область коры; - медиодорсальное - лобная доля, лимбическая система и гипоталямус; - подушечное - в зрительные и слуховые отделы.

Неспецифические ядра:

Оказывают восходящее активирующее влияние на кору БП, подобное РФ.

Особенности:

1. В отличие от ретикулярной формации оказывают менее разлитое (локальное) активирующее влияние на участки коры больших полушарий.

2. Более кратковременное влияние.3. Более сильное влияние.

Таламус - высший центр болевой чувствительности. Только при операции на талямусе или раздражении его отделов возникают болевые ощущения (ткань мозга безболезненна). Поражение талямуса сопровождается анальгезией. Механизм действия анальгина - блокирование проведения возбуждения из талямуса в кору.

Гипоталямус

Гипоталамус (подбугорье) расположен на основании мозга, образуя вентральную часть промежуточного мозга. Содержит 32 пары ядер, связанных с различными отделами ЦНС.

Функции г/т:

1. Высший подкорковый центр вегетативной нервной системы. 2 зоны:- трофотропная (ПС зона) - преоптическая область гипоталямуса - классическая картина активации ПСНС;- эрготропная (СНС) - задний г/т - раздражение - активация СНС.

2. Главный координатор эндокринной регуляции. См лекции по эндокринологии

3. Формирует эмоциональный и вегетативный компоненты поведенческих реакций (через 1 и 2 функции). Выявлены центры сна и пробуждения; жажды (адипсия и полидипсия); голода и насыщения; удовольствия (пример с крысой с вживленными электродами)).

4. Участвует в терморегуляции:

- центр теплоотдачи - передний г/т (супраоптическое и паравентрикулярное ядра);- центр теплопродукции - задний г/т. Блокируется аминазином, можно на его фоне охладить организм при операциях на сердце.

Передний мозг

Кора - древняя, старая - лимбическая система;        - новая (базальные ганглии, кора больших полушарий).

Лимбическая система (висцеральный мозг) - нервные структуры, относящиеся к медиальной поверхности БП. Участвует в формировании эмоционального поведения, поддержания гомеостаза (через регуляцию активности внутренних органов и секрецию эндокринных желез).

Эффекты раздражения либо разрушения образований лимбической системы:

Миндалевидные ядра -

а). Раздражение - появление пищевого (облизывание, жевание, глотание), оборонительного или агрессивного поведения (фырканье, рычание, ощетинивание).

  б). Разрушение - усиление аппетита, ожирение.

Поясная извилина -

а). Раздражение - гиперсексуальность, отсутствие заботы о потомстве.

   б). Разрушение - приступы ярости (всё сметают на пути к объекту ярости).

Новая кора-Базальные ганглии - скопление серых ядер в массе белого вещества больших полушарий между лобными долями и промежуточным мозгом.

  1.  Хвостатое ядро, 2. Скорлупа, 3. Бледный шар

Функции (относительно плохо изучены):

1.Бледный шар:а) раздражение - тремор конечностей; б) разрушение - гипокинезия, обеднение мимики, скованность движений, пластический тонус, движения угловатые, однообразные, исчезают вспомогательные движения.

2.Полосатое тело - контроль за произвольной и непроизвольной двигательной активностью: а) раздражение - дремота, сонливость; б) разрушение - по степени выраженности симптоматики:- гиперкинез - усиление вспомогательных движений (движения рук при ходьбе);- атетоз - беспрерывные ритмичные движения конечностей;- хорея - сильные неправильные движения, совершаемые без определенного порядка и захватывающие почти всю скелетную мускулатуру (пляска Св. Витта).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53256. Гроші 59 KB
  Гроші. Що таке гроші Які асоціації викликає у вас поняття гроші 3. Саме тут ми будемо проводити дослідницьку роботу про гроші. Гроші це тема нашої роботи в економічній лабораторії.
53257. Грунти і земельні ресурси України 216 KB
  Умови ґрунтоутворення основні генетичні типи ґрунтів закономірності їх поширення. Карта ґрунтів України. Аналіз закономірностей поширення ґрунтів на території України. МЕТА: Сформувати в учнів загальну картину розміщення ґрунтів в Україні; навчити вмінню читати карту ґрунтів України схематично описувати ґрунтовий профіль визначати фізикохімічні властивості ґрунтів; пояснити учням поняття “земельні ресурси†підкреслити основні заходи щодо раціонального використання і охорони їх; виховувати в учнів почуття дбайливого господаря.
53258. Групповая форма работы на уроках химии 238.5 KB
  Чередов практические результаты обучения и воспитания учащихся свидетельствуют что низкая успеваемость многих школьников является результатом несоответствия между индивидуальным темпом усвоения знаний учащимися и тем что учитель предлагает выполнить на уроке. В решении вопроса качественного усвоения всеми учащимися класса базового содержания образования в соответствии с возможностями и склонностями каждого школьника важная роль отводится организации учебной деятельности учащихся. Рядом психологопедагогических исследований доказано что...
53259. Рекомендації щодо організації групової форми роботи під час використання проектної технології навчання 72 KB
  Головною ідеєю організації групової роботи є створення умов для активної спільної діяльності учнів у різних навчальних ситуаціях і робота в команді. Особливу увагу необхідно приділити груповим цілям успіху групи який може бути досягнутий лише в результаті самостійної роботи кожного члена групи у постійній взаємодії з іншими під час роботи над темою. Ефективність навчання в групах залежить від того наскільки кожний усвідомить важливість роботи разом та взаємодії через взаємодопомогу це може бути досягнуто шляхом впровадження п’яти базових...
53260. ГРУПИ СЛІВ ЗА ЗНАЧЕННЯМ: СИНОНІМИ, АНТОНІМИ, ОМОНІМИ 120.5 KB
  Мета: поглибити знання школярів про синоніми антоніми омоніми; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати уяву активізувати пізнавальну діяльність учнів; виробляти вміння й навички використання синонімів антонімів омонімів у власному мовленні; навчити відрізняти омоніми від багатозначних слів; формувати вміння й необхідність користуватися ними; виховувати бажання вчитися. Картка №1 Виписати з прислів’їв антоніми Умій батьківщину любити а ворога ненавидіти. Картка №3 Дібрати синоніми до виділених слів Відважний боєць великий будинок.
53262. Свято гумору Хочете жити на втіху, частіше «вмирайте» від сміху 86.5 KB
  Сценка Інтернетце сила Василина Кумонько а куди це ви поспішаєте Параска Як куди На базар поторгувати вирішила. А тепер і результат Василина Кумонько а чим це від вас так тхневідвертається Параска Ойта це ж мої нові духи Запах доярки†називаються. Василина – Ходімо кумонько ходімо будемо дивитись кому гарбуза давати а до кого і на побачення ходити. Сценка Дві кумасі Одна модна друга – не дуже у фуфайці.
53263. Свято гумору і здоров’я 50.5 KB
  Ведучий 1. Добрий день шановні учні вчителі та гості нашого свята Ведучий 2. Вітаємо Ведучий 1. Ми раді новій зустрічі і вітаємо всіх вас на святі гумору Ведучий 2.
53264. Розробка заняття гуртка по темі: Птахи прилетіли 75 KB
  Розширити знання дітей про птахів; ознайомити із сезонними явищами в їхньому житті та особливостями гніздування; вчити дітей вдумливо дбайливо уважно ставитися до оточуючого середовища замислюватись над наслідками своїх дій; Розвиваюча. розвивати уміння порівнювати птахів різних екологічних груп та рядів розпізнавати їх у природі; уміння спостерігати і використовувати набуті знання у повсякденному житті; розвивати цікавість до фауни країни; Виховна. виховувати бережливе ставлення до птахів дикої природи та тих які...