30924

Кора больших полушарий

Доклад

Биология и генетика

Нейроны коры не имеют непосредственной связи с внешней или внутренней средой т. Методы изучения функций коры больших полушарий: 1. Человек аненцефал врожденное отсутствие коры БП. Отсутствие коры больших полушарий у человека несовместимо с жизнью.

Русский

2013-08-24

41.5 KB

7 чел.

95. Кора больших полушарий…

Кора больших полушарий - высший, наиболее "молодой" и особо сложный по структуре и функциям отдел ЦНС. Нейроны коры не имеют непосредственной связи с внешней или внутренней средой, т. е. влияют на деятельность внутренних органов через нижележащие центры. Количество нейронов в коре БП - 12-18 млрд.

Методы изучения функций коры больших полушарий:

1. Декортикация (полная и частичная). Лягушки - исчезает обоняние.  У собаки, по И.П. Павлову, «исчезает все то, за что мы её любим». Человек - (аненцефал) - врожденное отсутствие коры БП. Отсутствие коры больших полушарий у человека несовместимо с жизнью.

2. Раздражение отдельных зон коры больших полушарий.

3. Регистрация биопотенциалов отдельных нейронов и суммарной их активности.

 Элекроэнцефалография (ЭЭГ) - метод регистрации биоэлектрических явлений живого мозга (непосредственно с поверхности коры, либо с кожи головы человека). 2 метода регистрации: Биполярный - оба электрода - на кожу головы. Униполярный - один на коже - другой - на мочке уха.

       Параметры ЭЭГ:

- Амплитуда потенциалов ЭЭГ - от 5-10 до 200-300 мкв;

- Частота потенциалов - от 0,5 до 70 колебаний в секунду и более.

Для параллельного исследования активности различных отделов мозга - многоканальный ЭЭГраф (от 4 до 32 каналов). На ЭЭСкопе - до 100 участков одновременно. Анализ информации - с помощью ЭВМ.

Ритмы ЭЭГ (4 основных типа):

1. Альфа-ритм () - синусоиды (частота 8-13/c, А - 50 мкв) физический и умственный покой с закрытыми глазами при отсутствии внешнего раздражителя. Доминирование альфа ритма - реакция синхронизации ЭЭГ, вариант альфа ритма «сонные веретена» длительностью 2-8 с., с периодическим повышением и снижением амплитуды в частотах альфа ритма.

2. Бета-ритм () - (частота - более 13/c, А -  до 20-25 мкв) умственная работа, эмоциональное возбуждение, действие световых раздражителей., смена альфа-ритма бета-ритмом называется десинхронизацией ЭЭГ. Возникает в деятельном состоянии, отражает высокую функциональную активность мозга.

3. Тета-ритм () - (частота  4-8/c, А -  100-150 мкв) засыпание, неглубокий наркоз, умеренная гипоксия мозга. Регистрируется при возникновении фазы медленного сна, иногда при длительном эмоциональном возбуждении.

       4. Дельта-ритм () - (частота 0,5-3,5/c, А - 250-300 мкв) глубокий сон, наркоз, гипоксия, патологические процессы в коре. Появление этого ритма у бодрствующего человека свидетельствует о снижении функциональной активности мозга.

Происхождение волн - алгебраическая суммация постсинаптических потенциалов.

Синхронное возбуждение большой группы нервных клеток - высокоамплитудные медленные волны.

Реакция десинхронизации (активация) - при раздражении РФ.

Морфофункциональные особенности коры головного мозга

  1.  Многослойное расположение нейронов (6 слоев).
  2.  Модульный принцип организации (функциональное объединение по вертикали нейронов различных слоев в «колонки»).
  3.  Соматотопическая организация проекции на кору периферических рецептирующих систем (в сенсорной области каждый участок кожи имеет свою точку, в моторной коре - каждая мышца имеет свою точку и т.д.).
  4.  Экранный принцип функционирования - рецептор проецирует свой сигнал не на один нейрон, а на поле нейронов, что обеспечивает полный его анализ и подключение необходимых структур.
  5.  Зависимость активности коры в целом, отдельных ее участков от влияния ряда подкорковых структур, в частности, ретикулярной формации.
  6.  Представительство в коре больших полушарий всех функций нижележащих структур ЦНС.
  7.  Цитоархитектоническое распределение коры на поля. Нейронный состав и его распределение по слоям различаются в разных областях коры, что позволяет выделить в мозге человека 53 цитоархитектонических поля, в которых можно выделить первичные поля, рядом с которыми располагаются вторичные и третичные, выполняющие ассоциативные функции.
  8.  Наличие в сенсорных и моторных областях коры вторичных и третичных ассоциативных полей.
  9.  Наличие специализированных ассоциативных областей коры.
  10.  Динамическая организация функций коры, основанная не на «узком локализационизме», а на мультифункциональности корковых полей (не одинаковой у различных полей).
  11.  Перекрытие в коре зон соседних периферических рецептивных полей. Это является проявлением динамической организации функций коры. 10 и 11 функции обеспечивают возможность взятия зоной дополнительных функций при повреждении другой зоны, это создает условия для частичной компенсации функций.
  12.  Возможность длительного хранения следов раздражения.
  13.  Реципрокность возбудительных и  тормозных состояний коры (одновременная отрицательная индукция в моторной коре, латеральное торможение обеспечивает контрастность и различение, последовательная индукция (отрицательная, положительная)).
  14.  Способность к иррадиации возбуждения (вовлекает в процесс возбуждения другие зоны коры).

15) Специфическая электрическая активность.

Сенсорные области коры

Выделяют первичные сенсорные области (мономодальные нейроны) и вторичные и третичные сенсорные зоны (полимодальные нейроны).

Важную роль  играет соматосенсорная область I - в ней проекция тактильной, болевой, температурной, интероцептивной чувствительности, чувствительности от опорно-двигательного аппарата.

Сенсомоторная зона II - функции изучены значительно хуже, локализация не четкая, включена информация с других зон: зрительной, слуховой, есть представительство болевой чувствительности, участвует в сенсорном контроле движений.

Зрительная информация проецируется в 17 поле (первичная зрительная область), в 18, 19 полях (вторичная зрительная область), слуховая информация проецируется  в 41 и 42 поле, информация от вестибулярного анализатора - в 20 и 21 полях, обонятельная информация - в 34 поле, вкусовая чувствительность – в поле 43.

Ассоциативные области коры

Большая часть коры - это специфические ассоциативные области.

Особенности:

  1.  Мультисенсорность (полимодальность нейронов).
  2.  Способность к пластическим перестройкам под влиянием поступившей информации.

3) Длительное хранение следов сенсорного воздействия.

Есть две специфические ассоциативные системы мозга: таламотеменная и таламолобная, пытаются выделить третью – таламовисочную.

Таламотеменная система (поля 5, 7, 40, частично 39), выполняет 2 функции: гнозис и праксис.

Под гнозисом понимают функцию различных видов узнавания - формы, величины, значения предметов, их пространственное расположение, стереогнозис (трехмерность), понимание речи, познание процессов, закономерностей и др.

Под праксисом понимают целенаправленное действие. Центр праксиса обеспечивает хранение и реализацию программ двигательных автоматизированных актов.

Таламолобная система представлена 9, 10, 11, 12, 13, 14 полями. Основная роль сводится к инициации базовых механизмов формирования функциональных систем целенаправленных поведенческих актов. Она:

  1.  обеспечивает взаимоувязку доминирующей мотивации с возбуждениями, поступившими в кору от сенсорных систем;
  2.  обеспечивает прогнозирование ожидаемого результата действия;
  3.  обеспечивает сравнение достигнутых конечных результатов действия с ожидаемым результатом (прогнозом).

Таламовисочная система представлена 22, 37, 39 (частично), 42 полем. В состав этой системы входит:

1. Слуховой центр речи, он обеспечивает речевой гнозис - распознавание и хранение устной речи, собственной и чужой;

2. Центр распознавания музыкальных звуков и их сочетаний;

3. Центр чтения письменной речи, обеспечивающий распознавание и хранение образов письменной речи.

Психические функции, осуществляемые ассоциативной корой, инициируют поведенческие реакции, обязательным компонентом которых являются целенаправленные произвольные движения, осуществляемые при обязательном участии двигательной коры.

Моторные области коры

Поле 4 - первичная моторная кора - координирует элементарные сокращения мышц лица, туловища, конечностей, участвует в тонкой координации движений.

Поле 6 – вторичная моторная кора - главенствует над первичной, осуществляя высшие двигательные функции, связанные с планированием и координацией произвольных движений, получая информацию от базальных ганглиев и мозжечка, участвует в перекодировании информации о плане сложных движений, участвуя тем самым в их координации. В этом поле (6) расположен центр письменной речи, в поле 44-центр моторной речи, обеспечивающий речевой праксис, в поле 45 - музыкальный моторный центр и центр тональности речи.

Реализация влияний моторной коры осуществляется через пирамидальные и экстрапирамидальные тракты.

Роль коры в обеспечении двигательных актов:

  1.  Фронтальная кора, выступающая в качестве инициатора замысла действия.
  2.  Ассоциативная теменная кора, интегрирующая гетеромодальные возбуждения, хранение и перекодировку программ двигательных актов, которые (программы) накапливаются в базальных ганглиях и мозжечке.

3) Моторная зона – реализация программ двигательных актов, выбор через двигательные центры ствола, спинного мозга мышечных эффекторов, необходимых для реализации программ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14256. Принципы использования и назначение музыки в немом кино 13.7 KB
  Принципы использования и назначение музыки в немом кино. Музыка заменяла отсутствовавший в немых фильмах диалог точнее говоря его интонационную сторону так как текст появлявшийся время от времени на экране только пояснял происходящее. Музыка сообщает картине в ц
14257. Принципы использования музыки в звуковом кино 14.18 KB
  Принципы использования музыки в звуковом кино. Музыка в фильме не нуждается ни в тематической интеграции ни в стилистическом единстве; если это требуется сценарием рядом могут стоять вокальная музыка разных народов джаз концертная музыка и т. д. Для киномузыки необяз...
14258. Сложные формы в музыке 14.52 KB
  Сложные формы 1. сонатная форма сонатное allegro музыкальная форма основанная на сопоставлении и развитии 2х тем обычно контрастных. Представляет обширные возможности для воплощения драматизма в музыке. Применяется преимущественно в инструментальных произведениях. ...
14259. Простые формы в музыке 13.43 KB
  Простые формы ПРОСТЫЕ ФОРМЫ муз. формы из 2 или 3 частей возможны повторения каждая из которых не сложнее периода. Проста́я двухча́стная фо́рма музыкальная форма состоящая из двух частей первая из которых является периодом а вторая не содержит форм более сложных...
14260. Лейтмотив. Лейтмотив в характеристике фильма 13.9 KB
  Лейтмотив. Лейтмотив в характеристике фильма. Одной из наиболее полных и интересных драматургических функций звука является звуковой лейтмотив. Лейтмотив сопровождает обычно либо неоднократное появление действующего лица либо повторение того или иного события. В к...
14261. Передача национального колорита, эпохи через музыку 13.44 KB
  Передача национального колорита эпохи через музыку. Киномузыка участвующая в синтетическом целом произведения иногда может представлять свое собственное изображаемое время то есть не то время которое показано кинокадром. При различных ситуациях связанных с фабул
14262. Музыка и юмор, ирония, пародия, манера исполнения 13.58 KB
  Музыка и юмор ирония пародия манера исполнения. Музыка не может шутить ни над чем кроме самой музыки. Композитор подсмеивается над своей музыкой или над музыкой другого композитора. В распоряжении композитора тысячи способов сделать музыку смешной. Он может неожида
14263. Музыкальная драматургия театральных постановок (музыкально-драматический спектакль) 14.64 KB
  Музыкальная драматургия театральных постановок музыкальнодраматический спектакль. Музыкальной драматургией называется комплекс музыкальных выразительных средств которые раскрывают идейное содержание спектакля создают характерные образы действующих лиц показ
14264. Музыкальная драматургия оперы 14.96 KB
  Музыкальная драматургия оперы. Опера по определению А. Н. Серова это сценическое представление в котором происходящее на сцене действие выражается музыкою т. е. пением действующих лиц отдельно каждого или вместе или хором и силами оркестра в бесконечно разнообразн