3093

Вступление Республики Казахстан в ВТО. Проблемы и перспективы

Курсовая

Мировой рынок и торговля

Республика Казахстан, как одна из самых быстроразвивающихся стран СНГ, а также страна, владеющая большими запасами стратегических ресурсов, не может оставаться в стороне от расширяющейся мировой интеграции. В последние несколько лет руковод...

Русский

2012-10-24

97.09 KB

293 чел.

ВВЕДЕНИЕ

Республика Казахстан, как одна из самых быстроразвивающихся стран СНГ, а также страна, владеющая большими запасами стратегических ресурсов, не может оставаться в стороне от расширяющейся мировой интеграции. В последние несколько лет руководство республики проводит активную политику, направленную на получение равноправных партнерских условий в торговле, достижение которых в значительной мере связано со вступлением во Всемирную торговую организацию.

Является страной с рыночно ориентированной экономикой и придерживается своей стратегической цели – стать полноправным участником мировой торговли и получить возможность для участия в формировании «цивилизационных» правил торговли, Казахстан намерен вступить во Всемирную торговую организацию. Вступление в ВТО продиктовано временем, обоснованно экономическим, политическим и социальным развитием страны.

Вступление во Всемирную торговую организацию – очень трудный, сложный, дорогой, длительный и требовательный процесс, о чём свидетельствует 14-летний период переговоров Казахстана с Всемирной Торговой Организацией. Данный процесс подразумевает изменение тарифов и инструментов торгового регулирования, грамотную и своевременную политику поддержки отечественного производителя, включая регулирование сельского хозяйства.

Несомненно, что, вступая в ВТО, Казахстан надеется получить определенный набор преимуществ от членства в этой глобальной мировой торговой организации. Но существуют и определённые опасения, как повлияет присоединение к ВТО на внутренний рынок товаров и услуг и как в целом сложится экономическая жизнь страны.

Казахстан, являясь активным участником многих интеграционных объединений, пытается стать полноправным участником мировой экономики и развивать свои внешнеэкономические связи, вступая в различные региональные объединения. Он все более втягивается в орбиту глобализации – строит открытое демократическое общество, формирует либеральную экономическую систему, устанавливает обширные связи со многими государствами мира.

Целью данной курсовой работы является исследование проблем и перспектив, с которыми предстоит столкнуться Казахстану после вступления в  ВТО. Цель работы предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть ВТО как международную организацию и взаимодействие стран ее участниц;

- проанализировать проблемы, с которыми сталкивается Казахстан при вступлении в ВТО;

- рассмотреть открывающиеся перспективы при вступлении в ВТО.

Для подготовки курсовой работы использованы материалы периодических изданий по рассматриваемой проблеме, учебная литература, данные официальных сайтов.

1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАН С ВТО

1.1 Структура и принципы ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО) (World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.

ВТО функционирует с 1 января 1995 года, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993 года. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994 года, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением [17, С. 34].

Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.

Первоначально в ВТО вступило 77 государств, но к середине 2003 ее членами являлись уже 146 стран – развитых, развивающихся и постсоциалистических. «Пестрый» состав государств-членов ВТО отражен в самой эмблеме этой организации [17, С. 40].

Количество членов ВТО на 1 января 2012 года составило 157 стран (см. Приложение А). Одной из последних во Всемирную Торговую организацию вступила Россия – 16 декабря 2011 года. Казахстан в данный момент находится в числе стран наблюдателей [18].

Высшим руководящим органом ВТО является Конференция министров (см. Приложение Б).она созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел стран-участниц ВТО для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанным с соглашениями Уругвайского раунда.

В составе ВТО действует Секретариат ВТО во главе с Генеральным директором, которому даются полномочия назначать других сотрудников Секретариата и определять круг их полномочий и функций. Ежегодно в штаб-квартире ВТО, в Женеве, проводится до 2000 заседаний.

В перерывах между Конференциями для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный Совет. Он собирается по мере необходимости несколько раз в год в Женеве. В Генеральный Совет входят послы или главы представительств членов ВТО. Совет осуществляет текущее управление деятельностью и наблюдение за действием Соглашения и министерских  решений [1, С. 9-10].

Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами [7].

Так же, в составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты. Их функции заключаются в рассмотрении вопросов выполнения отдельных частей многосторонних соглашений, а так же других вопросов, представляющих интерес для стран-участниц [1, С. 9].

Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров [17, С. 40].

Официально провозглашенной целью ВТО является обеспечение мирового экономического развития путем создания условий для свободной торговли.

ГАТТ и ВТО опираются на два основополагающих принципа – отказ от дискриминации и рыночная эффективность или предсказуемый, открытый, безопасный взаимный доступ на рынки. Эти принципы в международно-правовой практике проявляются в качестве четырех основных элементов:

  1.  режим наиболее благоприпятствуемой нации (РНБ);
  2.  национальный режим;
  3.  применение тарифов как единственного или предпочтительного инструмента защиты на границе;
  4.  транспарентность, или прозрачность.

Основные функции ВТО [10, с. 80]:

  1.  контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;
  2.  создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;
  3.  урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;
  4.  контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;
  5.  оказание помощи развивающимся странам;
  6.  сотрудничество с другими международными организациями.

Вступление Казахстана в ВТО преследует цель создания благоприятных условий для устойчивого экономического роста за счет осуществления внешней торговли и коренной перестройки внутренних условий производства товаров и услуг в соответствии с правилами, нормами, механизмами, принятыми в этой организации. Конкретные мотивы вступления также видятся в доступе к рынкам стран-членов, в предоставлении режима наибольшего благоприятствования, отсутствии дискриминации, установлении справедливого и равного режима торговых отношений, недискриминационном транзите, снижение нетарифных ограничений, доступе к механизму разрешения международных торговых споров, поддержке в проведении рыночных реформ[1, С. 13].

1.2  Взаимодействие стран – участниц ВТО

ВТО - международная организация, созданная для выработки многосторонних правил международной торговли между странами-участницами данной организации, действующая на основе принципов недискриминации, свободной торговли и транспаретности. Основой ВТО являются многочисленные соглашения, подписанные странами-участницами в результате многосторонних переговоров и ратифицированные парламентами данных государств.

Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации, при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО. Такой принцип позволяет каждой стране-участнице получать гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств странами предусмотрены сравнительно большая гибкость, и свобода действий.

Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения режима наибольшего благоприятствования и национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц [22, С. 46].

ВТО имеет свои требования к ведению торговли между странами и предоставляет соответственно различные права для стран–участников. Все требования Организации заключены в Соглашениях ВТО. Эти документы обеспечивают юридическую базу и основные правила организации международной коммерческой деятельности. Соглашения ратифицированы большинством стран-участниц международной торговли. Они охватывают торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

В них четко и обстоятельно расписаны принципы свободной торговли и допустимых исключений. Соглашения содержат обязательства стран снизить таможенные тарифы, ослабить другие торговые ограничения, а также открыть и не закрывать внутренние рынки услуг для своих зарубежных партнеров. В соглашениях описаны процедуры урегулирования споров. Предусмотрены особые условия для развивающихся стран. Правительства стран в рамках этих соглашений обязаны сообщать о проводимой ими политике в области внешней торговли, уведомляя ВТО о действующих законах и принятых мерах, а также направлять регулярные отчеты в секретариат ВТО по вопросам торговой политики государств.

Многие из соглашений ВТО направлены на поддержку справедливой конкуренции. Соглашение по государственным закупкам, которое имеет ограниченный круг участников, позволяет расширить применение правил, касающихся конкуренции, на те закупки, которые реализуют тысячи правительственных структур во многих государствах. Можно привести еще очень много примеров различных положений документов ВТО, которые направлены на то, чтобы содействовать развитию справедливой конкуренции без каких-либо искажений.

Ключевые соглашения включают [21,С. 2-5]:

  1.   соглашение по сельскому хозяйству;
  2.   генеральное соглашение по торговле услугами;
  3.   соглашение по правам интеллектуальной собственности;
  4.   соглашение по субсидиям и мерам противодействия;
  5.   соглашение по техническим торговым барьерам;
  6.   соглашение по мерам санитарного и фитосанитарного контроля;
  7.   соглашение о взаимопонимании по урегулированию споров.

В соответствии с Соглашением по ВТО, государства не могут дискриминировать кого-либо из своих партнеров, за исключением строго определенных ситуаций. Если страна предоставляет кому-то льготные условия (например, пониженные тарифные пошлины на какой-то товар), то такие же условия она должны предоставить всем остальным членам ВТО. Этот принцип известен как режим наибольшего благоприятствования. Правила торговли должны [21, с. 6-8]:

  1.   исключать любой вид дискриминации;
  2.   обеспечивать большую свободу;
  3.   быть последовательными и предсказуемыми;
  4.   обеспечивать конкуренцию;
  5.   быть более выгодной для развивающихся стран.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

  1.  получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-участницами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
  2.  устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
  3.  возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в международной торговой политике при выработке новых правил международной торговли.

Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения

стран к ВТО [7].

Задача взаимодействия заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения. Политика всех стран-членов ВТО подвергается регулярному «рассмотрению», в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей страны и Секретариата ВТО.

ВТО в первую очередь максимально узаконивает международное торговое сотрудничество, ставит страны в максимально равные условия, разрешает возникающие конфликты. Влияние ВТО носит скорее положительный характер для стран-членов ВТО, потому что обеспечивает их всем необходимым. С другой стороны, в условиях тесной взаимосвязи на международной арене нынешних экономических отношений, очень вероятно возникновения экономических кризисов или определенного рода нарушений баланса в той или иной сфере торговли.

1.3  Опыт зарубежных государств вступивших в ВТО

Казахстану нужно учитывать мировой опыт по вступлению в ВТО и вырабатывать долгосрочную торговую и промышленную политику, что позволит взвесить все преимущества и потери от такого шага. В мировой практике нет примера, когда страна, став членом ВТО, быстро переходила на более высокий уровень развития своей экономики. Большинство развивающихся и слабо развитых стран испытывало замедление экономического роста из-за ужесточения внешней конкуренции. опыт стран СНГ, уже вступивших во Всемирную торговую организацию, показывает, что членство в ВТО не является универсальным рецептом экономического роста. На начальных стадиях даже возможен спад.

Первым из государств СНГ в ВТО вступил Кыргызстан. Республика получила членство всего за 1,5 года неожиданно для своих партнеров по Таможенному союзу СНГ. Кыргызстан установил очень низкие ставки импортных таможенных пошлин: более чем по половине товарных позиций они на 10-20% ниже, чем ставки ввозных пошлин по предлагаемым условиям вступления в ВТО партнеров по Таможенному союзу. Кыргызстан открыл рынки услуг, включая такие особо чувствительные для стран СНГ, как банковские. События в республике развивались в соответствии с классическим постулатом: инвестиции приходят в страну в том случае, если в нее не могут прийти товары, а поскольку для товаров после вступления в ВТО Кыргызстан открыл «дверь фактически настежь», инвесторы торопиться не стали.

В сравнении с 1998 г. объем торговли Кыргызстана с третьими странами начал снижаться: на 10,6% в 1999г., на 5,9% в 2000 г. последствия оказались печальными и для населения страны: уменьшилась средняя номинальная заработная плата [1, С. 59].

Вслед за Кыргызстаном в июне 2000 г. в ВТО вступила Грузия. Объем торговли с третьими странами у Грузии в 2000 г. по сравнению с 1999г. упал на 32%. И хотя в первом полугодии 2001 г. резко увеличилась доля промышленного производства спад продолжался и составил 3,1% [1, С. 60].

В развивающихся странах вступление в ВТО и приход транснациональных корпораций, как правило, сопровождались полным вытеснением мелкого бизнеса. На страны Латинской Америки распространялось международное законодательство, и тут же происходило резкое сокращение занятости именно в тех секторах, где была высокая заработная плата, при открытии определенного количества посредственных рабочих мест.

Очень типичный пример – Мексика. Там произошло перераспределение рабочих мест, в ходе которого хорошие рабочие места вопреки прогнозу как бы переехали из Мексики в США. А в Мексике, наоборот, открылось большое количество плохих рабочих мест. В итоге возникла очень любопытная картина: совокупная занятость осталась, примерно, на прежнем уровне, но совокупный заработок существенно уменьшился.

Но есть и другие негативные факторы, бьющие не только по бедным странам. США сегодня захлебываются от притока новых иммигрантов из Мексики, которым достается самая незавидная работа. Она зачастую оплачивается теперь гораздо ниже, чем раньше, когда ее выполняли "коренные" американцы, но для Мексики это – прекрасные заработки. В США сейчас все громче слышны голоса тех, кто опасается, что сочетание бедности и культурной обособленности тех же мексиканцев приведет к созданию внутри США все более многочисленной субнации, подрывающей устои самой американской цивилизации. И, наконец, пожалуй, наиболее существенным отрицательным фактором стал отток рабочих мест из США в ту же Мексику и страны Юго-Восточной Азии, бьющий в первую очередь по беднейшим американцам.

Проблемы усиления социального неравенства обсуждаются теперь и в Китае, где экономический рост последних лет подстегнул рост имущественного расслоения. Уровень жизни в прибрежных провинциях в разы превышает уровень жизни западных районов страны [23]. Опыт вхождения Китая в ВТО заслуживает особого внимания. Процесс обретения членства длился 15 лет, протекал плавно, постепенно и закончился в 2001 г., когда экономика страны стала достаточно мощной, управляемой, конкурентоспособной, когда возросшая роль Китая в мировой экономике стала обеспечивать ему сохранение необходимой самостоятельности в принятии стратегических экономических решений, когда внешняя торговля и иностранный капитал стали работать на дальнейшее продвижение реформ, когда, благодаря высокой конкурентоспособности, китайская продукция смогла принести стране новые рынки сбыта. При вступлении в ВТО Китай оговорил для себя некоторые вопросы защиты отечественного сельхозпроизводства: неадресное субсидирование отрасли, правила сертификации импортного продовольствия, правила по использованию в стране сельхозкультур с измененной генной структурой и т.п. В стане сохраняется государственная монополия на ведение внешней торговли зерновыми, хлопком, табаком, сахаром, некоторыми видами растительного масла [1,С. 63].

Опыт других стран говорит: присоединение к международной организации, подчиняющей все страны, вне зависимости от национальных особенностей, стандартным наднациональным правилам не проходит даром. Любая стана стремится регулировать внешнеэкономическую деятельность таким образом, чтобы максимизировать положительное и минимизировать отрицательное влияние внешнеэкономических связей на состояние собственной экономики, перспективы ее развития.

Вступление Казахстана в ВТО преследует цель создания благоприятных условий для устойчивого развития экономического роста за счет осуществления внешней торговли и коренной перестройки внутренних условий производства товаров и услуг в соответствии с правилами, нормами, механизмами, принятыми в этой организации. Вступление в ВТО даст возможность осуществлять торговлю со странами-членами по унифицированным правилам и механизмам. Соглашения ВТО создают возможности для расширения внешней торговли для стран-членов и обеспечивают строгие многосторонние правила, ведущие к созданию более безопасной и предсказуемой торговой среды.

  1.  АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВСТУПЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА В ВТО

  1.  АНАЛИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

Присоединение Казахстана к ВТО является неотъемлемым шагом на пути интеграции в мировое сообщество в качестве полноправного участника многосторонней торговой системы и вывода законодательства республики на современный международный уровень. Став участником ВТО, Казахстан будет иметь полное право поставлять свою продукцию на внешний рынок, без переплаты определенных налогов, которые существуют сегодня. Также начнут развиваться дружеские, взаимовыгодные отношения между Казахстаном и странами-участницами.

Казахстан как страна с рыночной экономикой, взявшая курс на достижение сильных позиций в международном сообществе стремится повысить свой внешнеторговый потенциал. Членство в ВТО рассматривается как основной фактор для повышения доступа казахстанской продукции к мировым рынкам, ее конкурентоспособности, развития отечественного бизнеса, увеличения объемов инвестиций и стабилизации экономического роста.

В настоящее время Казахстан имеет много положительных моментов и  причин для вступления в ВТО.

После вступления в ВТО Казахстан будет не только признан страной с открытой рыночной экономикой, интегрированной в мировое хозяйство и мировые структуры, содействующие ее развитию, он автоматически получает в отношениях со всеми странами-членами организации режим наибольшего благоприятствования.

В связи с большой вовлеченностью республики в мировой экспорт нефти, нефтепродуктов, природного газа, электроэнергии и угля для Казахстана большое значение в ВТО будет иметь условие ведения торговли между участниками ВТО на недискриминационной основе. Вступление в ВТО даст Казахстану ряд преимуществ в области лицензирования экспорта, стандартов, применения антидемпинговых и компенсационных пошлин и в целом будет способствовать росту внешнеэкономической активности государства [10, С. 52].

От расширения вследствие более эффективной конкуренции на рынке ассортимента и качества товаров и услуг, снижения их цены должны выиграть казахстанские потребители. Снижение цен будет касаться не только готовых импортных товаров и услуг, но и отечественных, в производстве которых используются импортные компоненты. Вместе с тем произойдут соответствующие изменения в объемах и структуре потребления, которое будет приближаться к стандартам развитых стран. Повышение платежеспособного спроса положительно будет сказываться на росте производства, свидетельствовать об улучшении социально-экономического положения населения [10, С. 61].

Для производителей потенциальные выгоды будут связаны с получением облегченного доступа к мировым рынкам товаров, услуг, капиталов, международно-признанных прав для защиты национальных экономических интересов на этих рынках. Произойдет снижение коммерческих рисков - за счет установления более стабильного режима торговли, а также уменьшения транспортных затрат - вследствие гарантирования свободы транзита товаров по территории стран-членов ВТО. Все это, в общем, будет содействовать снижению себестоимости казахстанской продукции.

Создание цивилизованных условий конкуренции и прозрачного правового поля будет стимулировать общее ускорение структурных реформ и даст толчок для создания конкурентоспособной экономики. Этому будет способствовать приведение национального законодательства (в частности, в сфере налогообложения, таможенного регулирования, стандартизации и сертификации, регулирования сферы услуг, конкурентной политики, охраны интеллектуальной собственности) в соответствие с нормами и правилами ВТО.

Перспективы инвестиционного климата в связи с вступлением Казахстана в ВТО будут положительными. Приток иностранных инвестиций в экономику страны увеличится в силу таких факторов, как общее улучшение имиджа страны, открытости экономики Казахстана, улучшения законодательной базы, повышение прозрачности инвестиционных процедур, облегчение доступа на внутренний рынок зарубежных финансовых институтов, развитие фондового рынка. Инвестиционные потоки, несомненно, приведут к развитию отечественного производства, послужат мощным источником обновления производства и экономического роста страны, способствуют модернизации промышленного производства, росту экспорта, привлечению новых технологий и росту рабочих мест, повышению уровня квалификации местных специалистов.

Ускоренное развитие получат отрасли, выпускающие конечную продукцию с высоким уровнем наукоемкости и добавленной стоимости, высокой и средней технологичностью. Рост производства такой продукции может поддерживаться только выходом Казахстана на внешний рынок, который компенсирует «узость» внутреннего рынка и ограниченность внутреннего спроса. В результате расширения присутствия передовых технологий, товаров, услуг и инвестиций на внутреннем рынке, внедрения международных стандартов качества будут созданы благоприятные условия для повышения качества и конкурентоспособности национальной продукции [19].

Членство в ВТО обеспечит Казахстану выход в унифицированное международное правовое пространство, которое создаст всем экспортерам и импортерам стабильные и предсказуемые условия деятельности. Казахстан может реально рассчитывать на получение права участия в разработке норм, регулирующих мировую торговлю, руководствуясь национальными интересами. Кроме того, появится возможность доступа к оперативной информации во внешнеэкономической политике и намерениям правительств стран-участниц ВТО, что позволит вырабатывать более эффективную торговую и экономическую политику.

2.2 Анализ возможных негативных последствий вступления в ВТО

Членство в ВТО выгодно развитым странам, рынком сбыта их продукции становится весь мир. Страны с более низким уровнем развития сталкиваются с серьезными проблемами, главная из которых — необходимость защитить национальный рынок и национальное товарное производство от натиска импортных товаров и услуг.

Интеграция стала необратимым процессом, и желание многих стран вступить в ВТО объективно соответствует мировой тенденции глобализации. Основная цель ВТО - либерализация мировой торговли путем ее регулирования тарифными методами с последовательным снижением уровня импортных пошлин, устранением различных нетарифных и иных препятствий в международном обмене товарами и услугами. Однако не всегда и не всем вхождение в ВТО приносит процветание, поэтому желающим необходимо определиться с тем насколько ожидаемый эффект перевесит негативные последствия членства в организации.

Вступление Казахстана в ВТО также имеет свои плюсы и минусы. Сторонники вхождения утверждают, что в этом случае у казахстанских предприятий появятся стимулы для повышения эффективности производства, будет способствовать развитию внутреннего рынка новых технологий, что, в свою очередь, позволит отечественному производству стать конкурентоспособным на мировом рынке.

Вместе с тем, анализ мировой экспортной структуры показывает, что в ней преобладают готовые товары (87%), доля сырья составляет лишь 13%, резко растет экспорт услуг [10, С.76]. В Казахстане экспортно-импортная структура совершенно иная: в экспорте львиную долю составляют сырьевые товары, в импорте - готовая продукция и услуги.

Дальнейшая либерализация торговли постепенно усилит влияние мировой конъюнктуры на экономику Казахстана, обусловит повышение экономических рисков в периоды глобальной экономической нестабильности [13]. Эти риски могут компенсироваться положительным влиянием мировой конъюнктуры в периоды ее благоприятного развития - учитывая то, что либерализация и включение в глобальные процессы автоматически не приводят к исправлению структурных недостатков менее развитых стран. Отрицательное влияние мировой конъюнктуры способно иногда существенно уменьшить преимущества от либерализации доступа к рынкам.

Вполне возможны временные осложнения в сфере государственного регулирования экономического развития, вызванные необходимостью:

а)  перехода на новые международные согласованные условия государственного регулирования экономики;

б)   отказа от использования традиционных рычагов экономической политики, а именно - возможности применять льготы к налогообложению, пошлине и другим платежам, списывать задолженность предприятий перед государством, использовать государственные закупки в качестве инструмента стимулирования отечественного производства, контролировать и регулировать финансовые потоки, выдвигать к иностранным инвесторам требования по поводу источников приобретения ими комплектующих местного производства и направлений сбыта товаров [21, С. 20].

В более долгосрочном плане все эти сдвиги можно рассматривать как положительный фактор, в краткосрочном это может вызвать проблемы для секторов, пользующихся значительными государственными субсидиями. Некоторые осложнения могут возникнуть и для производителей, которые подпадают под действие системы государственных закупок, осуществляемых в настоящее время в отсутствие открытой конкуренции.

Одним из наиболее существенных отрицательных факторов, действие которых активизируется при вступлении в ВТО, является то, что отдельные отечественные производители могут оказаться не готовыми к жесткой международной конкуренции [13].

Казахстан имеет сегодня невысокий, по международным критериям, потенциал конкурентоспособности. Вместе с тем нет твердых оснований считать подобное отрицательное влияние всеохватывающим. Влияние присоединения к ВТО будет для различных отраслей экономики разным. Но, по оценкам отечественных экспертов, это отрицательное влияние с течением времени будет уменьшаться.

По многим секторам сферы услуг, которые еще только формируются и нуждаются в поддержке и защите для своего становления, Казахстан не сможет принять никаких обязательств. В случае их либерализации, без определения их дальнейшего развития, существует угроза потери этих рынков услуг. Более того, если торговый баланс в Казахстане положительный, то баланс услуг платежного баланса РК на протяжении ряда лет отрицательный, по причине оттока доходов иностранных поставщиков услуг.

В приложении В представлен SWOT-анализ оценки последствий вступления Казахстана в ВТО.

Таким образом, Казахстан имеет определенный запас прочности относительно действия внешнеторговых факторов экономической безопасности. В частности, торговый баланс характеризуется положительным сальдо. Во втором квартале 2011 года торговый баланс Казахстана достиг рекордной отметки за последние 5 лет – 15,3 млн. долл. США. Во втором квартале 2011 года чистый экспорт Казахстана на 80% превысил прошлогодний показатель.

Рисунок 2.1 Торговый баланс РК (млн. долл. США)

На безопасном пока уровне находится доля импорта продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления. Структура импорта РК в 2011 году представлена в приложении Г. Как показывают данные рисунка Г.1, значительную долю импорта занимают машины, оборудование, транспорт, приборы – 36,3%, доля продовольственных товаров – 11,0%. Наименьший удельный вес имеют такие группы, как кожа, обувь, текстиль, стройматериалы.

Таблица 2.2 Валовый внешний долг РК (млн. долл. США)

Значение таких показателей, как объем внешнего долга и расходы на его погашение и обслуживание также соответствуют безопасному уровню. Динамику абсолютных и относительных параметров внешнего долга РК можно проследить по данным таблицы 2.2. Как показывают данные таблицы, отмечается ежегодный рост размера валового внешнего долга, однако резких изменений не наблюдается. Стабильно увеличиваются и объемы платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга [24].

По мнению ряда экспертов, глобализация (а, ВТО, несомненно, является одним из эффективных ее инструментов) превращает конкуренцию из средства оздоровления слабых в средство их уничтожения, поскольку лишает неразвитые страны не просто доходов, а самой возможности развития. Опыт показывает, что вступление в ВТО открывает внутренний рынок этих стран, прежде всего товарам, закрывая его, таким образом, для инвестиций (именно этим и объясняется факт замедления развития стран после вступления их в эту организацию) [20, c. 45].

Кроме того, для присоединения к ВТО Казахстану придется отменять жизненно необходимые трансферты регионам и низкие тарифы на услуги естественных монополий, поскольку согласно требованиям ВТО они будут рассматриваться как субсидирование экспорта.  Еще одной проблемой становится региональная интеграция. В условиях глобализации все большее число стран ориентируется именно на нее. В качестве примеров можно назвать в Европе - ЕС, в Америке - НАФТА (объединяющая Канаду, США и Мексику), у нас - ЕврАзЭС.

Одним из отрицательных факторов для производителей и положительным для потребителей будет требование ВТО к качеству товаров, производимых в Казахстане, так как они должны отвечать международным стандартам. Это автоматически повлечет за собой уход с прилавков магазинов низкокачественных отечественных товаров и появление товаров, отвечающих международным требованиям. Как следствие этого, отсутствие мест реализации отечественных товаров низкого качества повлечет за собой разорение местных товаропроизводителей, и повлияет на рост безработицы в республике[20, С. 53].

Таким образом, основываясь на представленных выше данных, можно сказать, что Казахстан непременно столкнется с описанными проблемами,   существенного отрицательного влияния ВТО на состояние экономической безопасности Казахстана ожидать не приходится.

2.3 Оценка социальных последствий вступления Казахстана в ВТО

Оценка социальных последствий вступления в ВТО содержит основные компоненты:

− специализация экономики региона: от структуры хозяйства в значительной степени зависит соотношение негативных и позитивных последствий вступления в ВТО для экономики региона;

− структура занятости населения: в связи с разной трудоемкостью отраслей структура занятости значительно отличается от отраслевой структуры экономики, поэтому социальные последствия (воздействие на рынок труда) будут отличаться от собственно экономических [14, С. 205].

Отраслевая структура и специализация экономики. Основываясь на данных об отраслевой структуре экономики каждого региона (области), можно разделить их на несколько групп:

1. Регионы с концентрацией отраслей, для которых вступление в ВТО является, скорее, преимуществом:

− регионы ТЭК, металлургии, химии, лесной и бумажной промышленности;

− транзитные регионы, по территории которых проходят основные экспортные и импортные потоки.

2. Регионы, в которых сочетаются производства с неоднозначным воздействием вступления в ВТО (сочетание угроз и преимуществ).

3. Регионы с неопределенными последствиями (одной из отраслей специализации является энергетика или четкая специализация не выражена).

4. Регионы с концентрацией отраслей, для которых вступление в ВТО является угрозой:

− автомобильной промышленности (сборка) - Восточно-Казахстанская область;

− легкой и пищевой промышленности - Южно-Казахстанская область;

− сельскохозяйственные - Северо-Казахстанская, Костанайская, Жамбылская области;

− банковского и страхового бизнеса - г. Астана.

5. Слаборазвитые регионы, на которых изменения институциональных условий, как правило, отражаются негативно.

Структура занятости - этот показатель играет важную роль для оценок социальных последствий вступления в ВТО. Отраслевая структура промышленного производства не дает адекватного представления о структуре занятости, так как занятость в добывающих отраслях существенно ниже их доли в выпуске продукции, и, наоборот, обрабатывающие отрасли гораздо более трудоемки. К сожалению, публикуемая статистика позволяет оценить занятость только по укрупненным группам – в промышленности в целом, в сельском хозяйстве и т.д. Вследствие этого приходится косвенно оценивать структуру занятых, сопоставляя долю занятых в промышленности с показателями специализации экономики регионов.

Результаты вполне очевидны: наибольшая занятость в промышленности характерна для регионов со специализацией на легкой промышленности, машиностроении (наиболее проблемные отрасли) и черной металлургии; наименьшая – для слаборазвитых и аграрных регионов, а также столицы страны с развитым сектором услуг.

Потенциальной угрозой при вступлении в ВТО является усиление конкуренции со стороны импортной сельхозпродукции, что создает проблемы в первую очередь для регионов с аграрной специализацией и способно дестабилизировать рынок труда в сельской местности.

Рост объемов сельскохозяйственного импорта после вступления в ВТО может создать угрозу незанятости сельского населения. Рост занятости в малом бизнесе способен стать альтернативой возможному сокращению рабочих мест в базовых отраслях. Пока эта сфера приложения труда развита недостаточно, что явно говорит о наличии барьеров. Но это не только общие для всей страны институциональные барьеры, но и достаточно дифференцированные по регионам характеристики предпринимательского климата, деловой активности населения, отношения властей и общества к малому бизнесу и др.

Процесс вступления Казахстана в ВТО - необратим. Однако для того, чтобы плюсов от вступления в эту международную организацию было больше, чем минусов, необходимо, прежде всего, принять эффективные меры по ускоренной модернизации и диверсификации экономики республики, повышению ее конкурентоспособности, развитию обрабатывающей промышленности, что станет важным фактором успешной интеграции нашей страны в мировое сообщество.

3 ПЕРСПЕКТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА В ВТО

3.1 Перспективы развития экспортоориентированных и   импортозамещающих производств

Первостепенной задачей для продвижения казахстанской продукции на внешние рынки необходимо определить перечень приоритетных секторов экономики и степень их либерализации без нанесения ущерба различным отраслям экономики. В настоящее время приоритетные отрасли экономики можно разделить по следующим основным направлениям [11, C. 42]:

1. Ориентированные в основном на внешние рынки и обеспечивающие развитие имеющегося ресурсного потенциала страны (производство нефти, черной и цветной металлургии);

2. Ориентированные  по большей части на внутренний рынок перерабатывающие отрасли, которые развиваются на базе ресурсного потенциала страны (легкая, химическая, нефтехимическая, фармацевтическая и медицинская, пищевая, текстильная) и производящие продукцию вторичного и далее переделов;

3.  Продукция сельскохозяйственного производства.

В первую группу отнесены в качестве приоритетных отраслей экономики с учетом  перспектив их развития:  энергетический сектор, включая нефтедобычу и нефтепереработку; газовая промышленность; атомная энергетика и горно-металлургический комплекс.

Электроэнергетический сектор Казахстана (выработка, передача и распределение электроэнергии) в настоящее время является практически открытым рынком для компаний всего мира и приход иностранных компаний на наш рынок в основном имел позитивный характер.

Для второй группы приоритетных отраслей при вступлении в ВТО применение комплексного механизма защитных мер во многом поддержит конкурентоспособность продукции легкой, химической, нефтехимической, фармацевтической и медицинской, пищевой и текстильной промышленности, одним из основных видов которых будет являться необходимый для защиты уровень импортных таможенных пошлин. Развитие данных отраслей экономики необходимо для решения социальных проблем с точки зрения увеличения уровня занятости и улучшения благосостояния населения Казахстана.

В области сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности существует перечень приоритетных или «чувствительных» товаров, требующих определенной степени защиты: мясная и молочная продукция, сливочное масло, пшеница, горох, рис, масло подсолнечное, сахар, томаты и джемы.

Несмотря на рост показателей сельского хозяйства за последние годы, который обеспечивается за счет производства и реализации зерна, данный сектор экономики требует проведения значительных реформ.

В этой связи Казахстан намерен усовершенствовать национальное законодательство, в частности по вопросам собственности на землю, лизинга сельхозоборудования, защиты прав и интересов сельхозпредприятий, а также внедрять прогрессивные формы  кредитования и финансирования проектов крестьянских хозяйств.  

Эти и ряд других мер будут также направлены на решение таких проблем в сельском хозяйстве как [11, C. 43]:

-низкий уровень конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции;

-незначительный объем инвестиций в сельское хозяйство;

-низкая материально-техническая оснащенность сельскохозяйственного производства и слабая развитость лизинга техники;

-неразвитость системы закупок сельскохозяйственной продукции, оптовой торговли;

-отсутствие мониторинга плодородия почвы, низкая агротехника возделывания сельскохозяйственных культур, сокращение применения удобрений, слабая кормовая база и, как следствие, низкая производительность в отрасли;

-проблемы водообеспечения южных областей, отсутствие целенаправленной государственной поддержки вопросов гидромелиорации.

Если по производству сельхозпродуктов в республике создана система государственной поддержки, то в отношении продуктов переработки она до сих пор не сформирована.  В результате увеличивается импорт продовольствия, создается опасность для продовольственной самостоятельности республики, теряется возможность выхода на внешние продуктовые рынки.

Только 15% произведенного мяса и 7,8% молока идет на переработку в предприятиях пищевой промышленности, тогда как в 1990 г. этот показатель был равен 71% и 61,1%. При этом имеющиеся мощности по производству пищевой продукции, за исключением мельничных производств, недозагружены: мощности сахарных заводов используются на 54%, маслоэкстракционных заводов – на 26%, плодоовощных заводов - на 26%, по производству мясных консервов – на 50%, колбасных изделий – на 40%, сыра – на 30%, масла сливочного – на 47%. Низко-технологичное и морально-устаревшее оборудование не позволяет производить конкурентоспособную, соответствующую международным стандартам продукцию [11, C. 44].

Обеспечение устойчивого экономического роста, благоприятный инвестиционный климат, наличие собственных финансовых ресурсов и необходимость осуществления структурного маневра в сторону повышения доли обрабатывающих отраслей промышленности предопределили необходимость разработки новой индустриальной политики на среднесрочный период.

При этом определенный акцент будет сделан на решение проблемы, связанной с ресурсозатратной структурой промышленности. Главной причиной ресурсозатратности экономики является физический и моральный износ оборудования. Свыше 40% изношенных основных фондов эксплуатируется в угледобывающей, текстильной, деревообрабатывающей промышленностях, производстве ядерных материалов, цветных металлов, пластмассовых изделий, в машиностроении, коммунальном хозяйстве.

В сфере услуг определен перечень чувствительных секторов услуг, требующих наибольшего уровня защиты для их эффективного развития – финансовые, правовые, коммерческие, транспортные, телекоммуникационные, туристские, услуги в областях строительства, исследований и разработок.

Необходима разработка стратегии развития рынков услуг Казахстана в условиях интеграции в ВТО по следующим основным направлениям [11, C. 45]:

- создание внутренней нормативно-законодательной базы по регулированию торговли услугами;

- расширение потенциала и повышение конкурентоспособности отечественных секторов услуг;

- развитие людских ресурсов и наращивание технического потенциала;

- совершенствование форм предоставления услуг (телекоммуникационная

инфраструктура, трансграничная торговля);

- разработка национальной стратегии экспорта услуг.

В целом экспортный потенциал Казахстана, исчисленный на душу населения, заметно превосходит аналогичный параметр стран-членов ЕврАзЭС.

Однако по показателю экспорта на душу населения наша страна существенно отстает от аналогичного среднего показателя стран Еврозоны.

Если не будет облагорожена структура экспорта в сторону наращивания доли продукции обрабатывающей промышленности, готовой сельскохозяйственной и продовольственной продукции с высокой долей добавочной стоимости, то перспективы конкурентоспособности экспортного сектора страны представляются сомнительными. Это негативно отразится на конкурентоспособности национальной экономики в целом. Для определения основных направлений повышения конкурентоспособности экспортного потенциала Казахстана, необходимо разработать национальную экспортную программу.

 

3.2 Гармонизация торговой и промышленной политики

В структуре экономики Казахстана ежегодно возрастает доля добывающей промышленности, что ведет к ее однобокому развитию и снижению общей конкурентоспособности казахстанской экономики. Вместе с тем, добывающая промышленность должна служить основой для развития других секторов экономики и способствовать обеспечению макроэкономической стабильности, модернизации экономики и социального благополучия народа Казахстана.

Как показывает международный опыт, эффективное государственное регулирование хозяйственных отношений может принести положительные экономические результаты, при этом государственная политика не должна быть ограничена исключительно мерами воздействия на потребителей, но и параллельно должна обеспечить развитие потенциала отечественной промышленности.

К сожалению, текущие показатели, характеризующие уровень казахстанского содержания, являются низкими, поскольку объем производства и, соответственно, закупа отечественных товаров, работ и услуг казахстанского происхождения незначителен по сравнению с импортируемыми. В то же время, нужно признать наличие у отечественной обрабатывающей промышленности потенциала для насыщения внутреннего рынка отечественной конкурентоспособной продукцией.

Основными способами воздействия государства на сложившуюся ситуацию предлагаются [25]:

- усиление регулятивных мер в закупочных процессах государственных учреждений, предприятий, хозяйствующих субъектов, входящих в национальные холдинги, компании недропользователей;

- предоставление различных льгот и преференций отечественным производителям товаров, работ и услуг;

- информационная поддержка отечественных товаропроизводителей;

- дальнейшее развитие и совершенствование механизмов повышения качества отечественной продукции, отвечающей международным требованиям;

- формирование и продвижение принципов управления качеством;

- устанавливающие приоритеты для казахстанских товаропроизводителей по укреплению конкурентоспособности продукции, услуг.

Реализация задач по развитию казахстанского содержания напрямую зависит от повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, полного раскрытия экспортного потенциала и максимально эффективного использования имеющихся ресурсов и возможностей. Это также будет способствовать вхождению Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Данная Концепция развития казахстанского содержания  разработана в целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 27 января 2009 года № 733 «О некоторых вопросах казахстанского содержания при закупке товаров, работ и услуг, приобретаемых организациями и государственными органами» и Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года № 1096.

Торговая политика должна быть составной частью стратегии развития. Проблема сегодняшней торговой системы заключается в противоречии экономической мысли с этими пограничными проблемами. В исследовании, изданном Бостонским университетским Центром Pardee по долгосрочным исследованиям, адвокат Р. Трашер (Rachel Denae Thrasher) и П. Кругман исследовали степень, до которой соглашения Всемирной торговой организации (ВТО), торговые соглашения Европейского Союза и региональные торговые соглашения, страной которых являются США, снизили национальную способность по развертыванию стратегической торговли и проведению промышленной политики для извлечения выгоды из процесса глобализации [25].

Мировая система торговли весьма затрудняет задачу для национальных экономик взаимно сочетать стратегическую торговлю и промышленные политики для роста и развития экономики в целом.

Содержащиеся фактически во всех торговых соглашениях положения национального режима, которые требуют, чтобы страна ВТО предоставила иностранным производителям такие же условия, как и своим отечественным производителям, прямо противоречит идее по поддержке отечественной промышленности. Это может иметь смысл, когда развитые страны  конкурируют друг с другом, но в мире, где 57,6% населения живет меньше чем на 2,5 долл. США в день, одни и те же торговые правила не могут соответствовать всем странам мира. Это ограничение подчеркнуто в условиях по иностранным инвестициям, интеллектуальным правам собственности и субсидиям [25].  

Переговоры между странами ВТО по развитию положений Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам (SCM) продолжаются и пока не в пользу развивающихся стран. Развитые страны, в частности, США стремятся увеличить перечень запрещенных субсидий для поддержки и развития индустриального сектора экономики.

Необходимо подчеркнуть факт достижения высокого уровня промышленного развития  экономик развитых стран, посредством прямой государственной поддержки в виде долгосрочного применения широкого ряда субсидий в прошедших десятилетиях. В этой связи развивающиеся страны указывают на ассиметрию, возникшую на текущем этапе промышленного развития развивающихся стран, рискующих в дальнейшем под влиянием ужесточающихся положений Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, получить значительные проблемы и торможение процесса дальнейшей промышленной диверсификации своих экономик.

Казахстану следует обратить большее внимание на положения Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, особенно на последние переговоры в ВТО, направленные на увеличение количества запрещенных промышленных субсидий, в целях сохранения гибкости в их дальнейшем применении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последние десятилетие характеризовалось стремительным развитием межгосударственных торговых отношений. Организацией, регулирующей правила ведения торговли между странами, в настоящее время является Всемирная торговая организация (ВТО). За годы существования Организация приобрела серьезное влияние и стала главным институтом мировой экономической системы.

Соблюдение правил ВТО все в большей степени становится необходимым условием для выхода на мировой рынок. Эти правила все больше унифицируются на глобальном уровне и устанавливаются, в значительной степени, мощными группами влияния в межправительственных организациях, а не самими суверенными странами, хотя применяются эти правила, в основном, именно на национальном уровне.

Членство Казахстана в ВТО не является самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Оно должно отвечать задачам экономического развития страны, содействовать успешному продвижению реформ и более глубокой интеграции Республики Казахстан в мировую экономику и торговлю.

Исходя из этого, участие Казахстана в ВТО возможно лишь при том, что:

  1.  условия членства обеспечат более благоприятные, чем в настоящее время, условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки;
  2.  позволят устранить их дискриминацию на этих рынках, приведут к безусловному наделению Казахстана всеми правами, которыми обладают другие члены ВТО.

Казахстан должен иметь равные со странами ВТО возможности по защите своих торгово-экономических интересов в  рамках  многостороннего  механизма разрешения торговых споров.

Встает вопрос о завершении выработки консолидированной переговорной позиции нашей страны по всей проблематике Всемирной торговой организации. Речь идет как о разумном учете запросов наших партнеров по переговорам, так и об урегулировании имеющихся проблем в доступе казахстанских товаров и услуг на рынки членов ВТО.

Условия присоединения по всем параметрам (тарифы, доступ на рынок услуг, обязательства в области сельского хозяйства  и  др.)  будут основываться на реальном положении в казахстанской экономике, обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.

В долгосрочной перспективе присоединение Казахстана к ВТО должно оказать положительное  воздействие  на  ход  экономических  реформ,  будет способствовать структурной перестройке экономики, ориентированной на более активное включение в международное разделение труда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Торегожина М. Б. Казахстан и ВТО: проблемы сотрудничества //Алматы: Экономика, 2007
  2.  Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии». Астана, 2006 г. 1 марта.
  3.  Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2003.
  4.  Данилова Е. В. ВТО: регулирование торговли и услугами. – М: ИКЦ «Академкнига». 2003.
  5.  Турсыпов К. К. Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана. – Алматы, 2003.
  6.  http://www.government.kz
  7.  http://www.wto.kz
  8.  Акимкулова У. Казахстан и ВТО: проблемы интеграции страны в мировую экономику //Евразийское сообщество. 2003.
  9.  Общенациональная газета «Казахстанская правда».
  10.   Самсон И., Дайкер Д. Анализ экономических последствий вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию // Евразийская экономическая интеграция. – 2009. - №1 (2). – С. 49-66.
  11.   Сембаева Р., Ишмухамедова Г. Казахстан: влияние торговой политики на человеческое развитие. – Астана, 2010 г.
  12.  Оразбаков Г. Процесс вступления Казахстана в ВТО и оценка последствий на экономику страны // Аль-Пари. – 2006. - № 4-5.
  13.  Сагадиев К. Вступление Казахстана в ВТО: проблемы, последствия и перспективы // Международный деловой журнал. – 2008. - № 1.
  14.  Глобализация, торговля и устойчивое развитие // Материалы Международного Института устойчивого развития (Канада), 2003 г.
  15.  Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Юристъ, 2000 г.
  16.  Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 г.
  17.  Брагина Е. А., Гутник В. П., Дмитриев С. С. ВТО и национальные экономические интересы . – М.: Дело и сервис, 2003. – 326 с.
  18.  http://www.rgwto.com
  19.  Сабыралы Н., Что из себя представляет ВТО и какие преимущества от вступления в эту организацию будет иметь наша страна? // Экспресс К. - № 165 от 10.09.2011.
  20.  Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию: проблемы и перспективы / ред. М. Алимбаев, Р. Крумм, Л. Музапарова. – Алматы: Классик, 2005.
  21.  Гульнар Смаилова, Основные стороны деятельности ВТО и вызовы для Казахстана
  22.  Харламов С.Г., «Вступление России в ВТО продолжается»// Има-пресс – 2003.
  23.  Володин В. «ВТО: посмотрим на мировой опыт», 2004.
  24.  www.stat.gov.kz
  25.     Материалы конференции «Вступление Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию: проблемы и перспективы», 7 октября 2002 года, г. Алматы;

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Страны-участницы ВТО

Страна             Дата вступления

Австралия               1 января 1995 г.

Австрия               1 января 1995 г.

Албания               8 сентября 2000 г.

Ангола               23 ноября 1996 г.

Антигуа и Барбуда     1 января 1995 г.

Аргентина               1 января 1995 г.

Армения               5 февраля 2003 г.

Бангладеш               1 января 1995 г.

Барбадосские острова 1 января 1995 г.

Бахрейн               1 января 1995 г.

Белиз                           1 января 1995 г.

Бельгия               1 января 1995 г.

Бенин                           22 февраля 1996 г.

Болгария               1 декабря 1996 г.

Боливия               12 сентября 1995 г.

Ботсвана               31 мая 1995 г.

Бразилия               1 января 1995 г.

Бруней               1 января 1995 г.

Буркина-Фасо   3 июня 1995 г.

Бурунди               23 июля 1995 г.

Вануату               28 октября 2011 г.

Великобритания   1 января 1995 г.

Венгрия               1 января 1995 г.

Венесуэла               1 января 1995 г.

Вьетнам               11 января 2007 г.

Габон                           1 января 1995 г.

Гаити                           30 января 1996 г.

Гайана               1 января 1995 г.

Гамбия               23 октября 1996 г.

Гана                           1 января 1995 г.

Гватемала               21 июля 1995 г.

Гвинея               25 октября 1995 г.

Гвинея-Бисау               31 мая 1995 г.

Германия              1 января 1995 г.

Гондурас              1 января 1995 г.

Гонконг, Китай         1 января 1995 г.

Гренада             22 февраля 1996 г.

Греция             1 января 1995 г.

Грузия             14 июня 2000 г.

Дания                        1 января 1995 г.

Джибути            31 мая 1995 г.

Доминика            1 января 1995 г.

Доминиканская Республика

                       9 марта 1995 г.

ЕС        1 января 1995 г.

Египет 30 июня 1995 г.

Замбия 1 января 1995 г.

Зимбабве 5 марта 1995 г.

Израиль 21 апреля 1995 г.

Индия             1 января 1995 г.

Индонезия 1 января 1995 г.

Иордания 11 апреля 2000 г.

Ирландия 1 января 1995 г.

Исландия 1 января 1995 г.

Испания 1 января 1995 г.

Италия 1 января 1995 г.

Кабо Верде 23 июля 2008

Камерун 13 декабря 1995 г.

Камбоджа 13 октября 2004 г.

Канада 1 января 1995 г.

Катар             13 декабря 1996 г.

Кения             1 января 1995 г.

Кипр             30 июля 1995 г.

Китай             11 декабря 2001 г.

Китайский Тайпей (отдельная таможенная территория Тайвань, Пенгу, Киммен, Матсу)            1 января 2002 г.

Колумбия  30 апреля 1995 г.

Конго              27 марта 1997 г.

Конго (дем. Рес-ка)1 января 1997 г.

Корея                1 января 1995 г.

Коста-Рика    1 января 1995 г.

Кот-д'Ивуар    1 января 1995 г.

Куба                  20 апреля 1995 г.

Кувейт     1 января 1995 г.

Кыргызская Рес-ка  20 декабря 1998 г.

Латвия     10 февраля 1999 г.

Лесото      31 мая 1995 г.

Литва                  31 мая 2001 г.

Лихтенштейн      1 сентября 1995 г.

Люксембург      1 января 1995 г.

Маврикий      1 января 1995 г.

Мавритания      31 мая 1995 г.

Мадагаскар      17 ноября 1995 г.

Макао, Китай      1 января 1995 г.

Македония           4 апреля 2003 г.

Малави           31 мая 1995 г.

Малайзия           1 января 1995 г.

Мали                        31 мая 1995 г.

Мальдивы           31 мая 1995 г.

Мальта           1 января 1995 г.

Марокко           1 января 1995 г.

Мексика           1 января 1995 г.

Мозамбик           26 августа 1995 г.

Молдова           26 июля 2001 г.

Монголия           29 января 1997 г.

Мьянма (Бирма )     1 января 1995 г.

Намибия           1 января 1995 г.

Непал                       23 апреля 2004 г.

Нигер                       13 декабря 1996 г.

Нигерия           1 января 1995 г.

Нидерланды - за королевство в Европе и Антильские острова

                                1 января 1995 г.

Никарагуа           3 сентября 1995 г.

Новая Зеландия      1 января 1995 г.

Норвегия           1 января 1995 г.

ОАЭ                         10 апреля 1996 г.

Оман                      9 ноября 2000 г.

Пакистан           1 января 1995 г.

Панама           6 сентября 1997 г.

Папуа-Новая Гвинея 9 июня 1996 г.

Парагвай             1 января 1995 г.

Перу                         1 января 1995 г.

Польша             1 июля 1995 г.

Португалия             1 января 1995 г.

Россия                         16 декабря 2011 г.

Руанда              22 мая 1996 г.

Румыния              1 января 1995 г.

Сальвадор              7 мая 1995 г.

Самоа                          17 декабря 2011 г.

Саудовская Аравия    1 января 2006 г.

Свазиленд               1 января 1995 г.

Сенегал               1 января 1995 г.

Сент-Винсент и Гренадины  1 января 1995 г.

Сент-Кристофер и Невис

                                 21 февраля 1996 г.

Сент-Люсия            1 января 1995 г.

Сингапур            1 января 1995 г.

Словацкая Рес-ка     1 января 1995 г.

Словения             30 июля 1995 г.

США                          1 января 1995 г.

Соломоновы острова 26 июля 1996 г.

Суринам               1 января 1995 г.

Сьерра-Леоне    23 июля 1995 г.

Таиланд                1 января 1995 г.

Танзания                1 января 1995 г.

Того                            31 мая 1995 г.

Тонга                             27 июля 2007

Тринидад и Тобаго      1 марта 1995 г.

Тунис                            29 марта 1995 г.

Турция                26 марта 1995 г.

Уганда                1 января 1995 г.

Украина                16 мая 2008 г.

Уругвай                1 января 1995 г.

Фиджи                14 января 1996 г.

Филиппины                1 января 1995 г.

Финляндия                1 января 1995 г.

Франция                1 января 1995 г.

Хорватия                30 ноября 2000 г.

Центральноафриканская Республика

                                      31 мая 1995 г.

Чад                            19 октября 1996 г.

Черногория                 17 декабря 2011 г.

Чехия                             1 января 1995 г.

Чили                             1 января 1995 г.

Швейцария                  1 июля 1995 г.

Швеция                  1 января 1995 г.

Шри-Ланка                  1 января 1995 г.

Эквадор                  21 января 1996 г.

Эстония                  13 ноября 1999 г.

ЮАР                               1 января 1995 г.

Ямайка                  9 марта 1995 г.

Япония                  1 января 1995 г.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б                                                                

СТРУКТУРА ВТО

                         КОНФЕРЕНЦИЯ

                             МИНИСТРОВ

Совет по оценке торговой политики (орган Генерального Совета)

 

 Генеральный Совет

Совет по разрешению споров (орган Генерального Совета)

                             Апелляционный Комитет  (пенел по разрешению споров)

Комитеты по;

* торговле и окружающей среде

* торговле и развитию

Подкомитеты по развивающимся странам по:

*региональным торговым соглашениям

*платежному балансу

*бюджету, финансам и администрированию

Рабочие группы по:

*вступлению в ВТО

*взаимодействию между торговлей и инвестициями

*взаимодействию между торговлей и конкурентной политикой

Совет по торговле товарами

Совет по торговым аспектам  прав на интеллектуальную собственность

   Совет по торговле

   услугами                                                                                            

Комитеты по

*доступу на рынок

*сельскому хозяйству

*санитарным и фитосанитарным мерам

*техническим барьерам в торговле

*субсидиям и компенсациям

*антидемпинговой практике

*таможенным оценкам

*правилам происхождения товаров

*мерам по инвестициям, связанным с торговлей

*безопасности

Отдел по мониторингу рынка текстиля

Информационные технологии

Комитет по соглашениям

Комитеты по:

*торговле финансовыми услугами

*специфическим обязательствам

Рабочие группы по:

Внутреннему регулированию правил ГАТТ

Многостороние:

Комитет по правительственным закупкам

ПРИЛОЖЕНИЕ В

SWOT-анализ по оценке экономических последствий от вступления РК во Всемирную торговую организацию

Сильные стороны

Слабые стороны

1.Расширение доступа на рынки стран-членов ВТО казахстанских товаров, предоставление Казахстану со стороны стран-членов прав, которые имеют все остальные торговые партнеры, в частности, к товарам, экспортируемым из республики не должны применяться количественные ограничения , существующие в настоящее время, несправедливые антидемпинговые пошлины и другие меры дискриминационного характера;

2.Создание транспарентной и предсказуемой внутренней законодательной среды, соответствующей международным стандартам;

3.Содействие по охране интеллектуальной собственности;

4.Расширение количества и качества предлагаемых для потребителя товаров;

5.Стимулирование экономического роста посредством расширения торговли в долгосрочном плане;

6.Использование механизма по урегулированию споров ВТО.

7.Участие в новом раунде многосторонних торговых переговоров по широкому кругу  вопросов и посредством голосования в принятии решений, которые будут определять правила международной торговли на долгосрочную перспективу.

1.Сложние природно-климатические условия, отсутствие адекватной большой территории транспортной инфраструктуры, низкая плотность населения, отдаленность рынков сбыта, отсутствие выхода к морским путям;

2.Сырьевая направленность производства и экспорта товаров;

3.Неконкурентоспособность продовольственных товаров с высокой добавленной стоимостью;

4.Высокие транспортные издержки при экспорте и импорте товаров;

5.Неразвитость производственной и социальной инфраструктуры;

6.Ограниченные возможности по применению протекционистских мер, в частности, невозможность применения количественных ограничений;

7.Недостаточность знаний и опыта в осуществлении внешнеторговых операций торговли;

8.Неразвитость информационно-маркетинговых служб, незнание потенциальных рынков сбыта и правил внешней торговли.

Возможности

Угрозы

1.Осуществление поэтапной и постепенной либерализации в торговле с использованием транзитного периода;

2.Использование тарифных квот в качестве промежуточного инструмента между тарифами и количественными ограничениями;

3.Выпуск более конкурентоспособной продукции, основанной на сравнительных преимуществах республики;

4.Нахождение новых рынков для специализированной отечественной продукции.

1.Усиление конкуренции и, как следствие, возможное ухудшение положения отдельных наиболее чувствительных секторов экономики, это касается в первую очередь сельского хозяйства, легкой промышленности, различных секторов услуг;

2.Более ограниченные возможности с точки зрения введения новых мер регулирования сферы торговли товарами и услугами, в вопросах государственной поддержки и субсидирования отдельных видов производства;

3.Невозможность использования количественных ограничений в торговле, за исключением специальных случаев;

4.Превалирование в процессе многосторонних переговоров мнения и позиции более крупных торговых партнеров.

 ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Рисунок Г.1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37151. Столыпинская политика модернизации России. Отношение к ней российского общества. Судьба столыпинских реформ 32 KB
  разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой крестьянами надельной земли. По желанию крестьянина выделавшегося из общины отдельные полосы его земли могли быть сведены в один участков отруб. Продажа земли через него также помогала крестьянам увеличить своё землевладение. Третьим важным пунктом реформы было переселение крестьян на свободные земли в Сибирь Среднюю Азию и Казахстан.
37152. Дворцовые перевороты. Расширение привилегий дворян 67.67 KB
  Перевороты После смерти императора Петра I в России начался период когда верховная власть достаточно быстро переходила из рук в руки причем занимавшие престол не всегда имели на то законные права. Началось это сразу после кончины Петра I в 1725 г. Новая аристократия сформировавшаяся в период правления императорареформатора опасаясь потерять свое благополучие и могущество способствовала восхождению на престол Екатерины I вдовы Петра. Наибольшую выгоду от этого извлек первый фаворит Петра I светлейший князь А.
37153. оссия при Екатерине Второй, политика «просвещенного абсолютизма» 18.68 KB
  Колоссальное количество монастырских крестьян были переданы государству благодаря чему пополнилась казна России. Как и во многих других государствах Европы для России в период правления Екатерины II была характерна политика просвещенного абсолютизма которая предполагала правителя мудрого покровительствовавшего искусству благодетеля всей науки.И все же проявлением политики просвещенного абсолютизма было создание и деятельность комиссии по составлению нового законодательного свода России вместо отжившего Соборного Уложения 1649 г. В...
37154. Внутренняя политика первой четверти XIX века. Александр Первый. Негласный комитет 131.84 KB
  Александр Первый. ЭПОХА АЛЕКСАНДРА I АЛЕКСАНДР I 1777 1825 Четверть века царствования императора Александра Павловича ярчайшая эпоха русской истории. Во время царствования императора Александра I представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. 245 Портрет Александра I.
37155. «Восточный вопрос» во внешней политике России в 30-50 гг. XIX в. Крымская война 20.83 KB
  Восточный вопрос во внешней политике России в 3050 гг. в центре внешней политики России находился Восточный вопрос – сложный конгломерат острейших международных противоречий от разрешения которых зависели безопасность границ империи дальнейшие перспективы развития черноморской торговли и экономическое состояние южных губерний. Это движение традиционно получало поддержку России выступавшей в качестве заступницы славян христианского вероисповедания преимущественно населявших Балканы. Такая позиция объективно способствовавшая освобождению...
37156. Правительство и общество при Николае Первом 37.95 KB
  Общественное движение в России во второй четверти XIX в. Поражение декабристов явилось тяжелым ударом для общественного движения в России. Единение народа и монарха народность объявлялось третьим коренным чувством в России. Они были проникнуты глубоким пессимизмом разочарованием в прошлом России и неверием в ее будущее.
37157. Отмена крепостного права. Содержание и сущность реформ 1861 г., их историческое значение 28.36 KB
  Эти акты приняли такой размах что правительство незадолго до реформы специальными указами было вынуждено наложить запрет на подобные действия. Первоначально издатели Колокола верили в либеральные намерения нового императора Александра II 18551881 и возлагали определенные надежды на разумно проведенные реформы сверху .Левшиным была разработана правительственная программа крестьянской реформы которая хотя и давала крепостным гражданские права но сохраняла всю землю в собственности помещика и предоставляла последнему вотчинную власть в...
37158. Особенности генезиса капитализма в России в конце XIX века 57.55 KB
  Особенности генезиса капитализма в России в конце XIX века. Развитие капитализма и формирование промышленного пролетариата в России в 60х – середине 90х годов XIX в. Капиталистические отношения охватывали все сферы экономики способствовали ускорению темпов развития народного хозяйства России. Сельское хозяйство России в пореформенный период И после реформы 1861 г .
37159. Социально-политический строй России начала XX века. Основные классы и сословия 24.63 KB
  Социальнополитический строй России начала XX века. Социальная структура России в конце XIX – начале XX в. на тысячу населения приходилось 44 родившихся и снижения смертности которая впрочем в России в 1913 г . Социальная структура России в конце XIX – начале XX в.