30933

Проектная деятельность на уроке английского

Научная статья

Педагогика и дидактика

Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта что несомненно влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. В основе проекта лежит какаято проблема. Структурирование содержательной части проекта; 5. Предполагает собой наличие выходной информации по данному проекту причем результат данной деятельности может быть различным в зависимости от индивидуальных возможностей или способностей участников проекта.

Украинкский

2013-08-25

25.65 KB

14 чел.

Проектная деятельность на уроке английского.

Проектный метод

как способ развития творческих способностей учащихся

В настоящее время метод проектов широко применяется в современной мировой методике преподавания английского языка, так как он позволяет органично интегрировать знания учащихся из различных областей для решения отдельно взятой практической проблемы, стимулируя при этом развитие творческих способностей личности учащегося. Проект вытекает и развивается из конкретной ситуации. Эта ситуация возникает в процессе работы над какой-либо учебной темой, в ходе обсуждения прочитанного текста, актуальных событий современной жизни и т.д.

Основная задача педагога в обучении английскому языку заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на творческую мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

Метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Проектная методика имеет прагматическую направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

В основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями.

Суммируем основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования различных праздников в англо-говорящих странах - St.Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи…);

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке английского языка;

4. Структурирование содержательной части проекта;

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для изучающего английский язык.

Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы.

При проведении проектной работы возможно прохождение следующих этапов:

I. Comprehensive language input. Намечается проблему и определяются источники получения знаний для ее решения: энциклопедии, журналы, познавательные программы телевидения, Интернет и т.д.

II. Processing. Обрабатывается вся масса информации и определяется критерий оценки данной информации с тем, чтобы проанализировать ее и выделить из нее наиболее существенные элементы, способствующие решению задачи. На данном этапе требуется применение знаний лексики и синтаксиса языка.

III. Comprehensive language output. Предполагает собой наличие выходной информации по данному проекту, причем результат данной деятельности может быть различным в зависимости от индивидуальных возможностей или способностей участников проекта. Это может быть индивидуально написанное сочинение или проект, составленный группой учащихся совместно. В некоторых случаях проект может быть составлен отдельными учащимися при непосредственной помощи учителя в случае возникновения лексических и грамматических затруднений со стороны учащегося.

Таким образом, достигается цель всеуровневого вовлечения учащихся в данный конкретный проект.

В ходе работы над первым проектом учащиеся внимательно изучают памятку работы над проектом «Творческий проект – это интересно». Советы из памятки помогают успешнее организовать работу. Во-первых, необходимо выбрать проект, который интересен для тебя. Во-вторых, в групповом проекте необходимо распределить роли и обязанности в соответствии с интересами и возможностями каждого участника проекта. Проект должен быть аккуратно и красочно оформлен. Для работы над темой необходимо использовать дополнительную литературу, Интернет. Чтобы успешно защитить проект на уроке, необходимо дома отчитать текст проекта.

В 5-6 классах учащиеся выполняют творческие индивидуальные проекты небольшого объема. С 7 класса начинается работа над исследовательскими межпредметными групповыми проектами. Так работа над проектом по теме «Экологические проблемы» требует знаний не только по английскому языку, но и по экологии, биологии, информатике.

Тема проекта, выбранная в 7 классе, более детально разрабатывается учащимися в 8-9 классах. При этом варианты проблем в рамках намеченной тематики могут быть различны у каждой группы. В 10 классе создается единый проект-обобщение по теме. Например, ежегодные циклы о России включают в себя в 6 классе тему «Моя семья», в 7 классе – «Мой родной город», «Москва», «Достопримечательности», в 8 классе – «Путешествие по России», в 9классе – «Известные люди России», а в 10 классе все проектные работы объединяются в обобщающий проект по теме «Россия – моя Родина».

Если говорить об использовании метода проектов в практике обучения английскому языку, то, разумеется, наибольший интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Именно такие проекты позволяют решить наиболее сложную и вместе с тем самую существенную для методики задачу - создание языковой среды и на ее основе создание потребности в творческом использовании английского языка на практике. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой учащимся и учителям английского языка информации, находящейся в любой точке земного шара. Любой пользователь, подключенный к сети Интернет, имеет возможность подобрать список литературы по библиотечному каталогу Библиотеки Конгресса США, получить на своем экране нужный материал, провести поиск статьи, репортажа, других источников нужной информации из самых разнообразных журналов на английском языке. Эта информация, естественно, аутентична и, работая с такой информацией, можно получить необходимые данные по проблеме, над которой в данный момент работает группа школьников в рамках проекта.

Изучающие английский язык входят в открытый мир, где можно общаться с партнерами из разных стран, выходить на зарубежные сервера научных, информационных, учебных центров. Участники проекта могут распределить роли между собой и собирать информацию по всему свету, время от времени обмениваясь мыслями, естественно, на английском языке, вступая в дискуссию по определенным вопросам, устраивая "мозговые атаки". Обмен информацией осуществляется по электронной почте, но время от времени можно устраивать обсуждения в телеконференции в режиме реального времени (on-line), если участники проекта договариваются о времени проведения такой конференции.

Специфика таких международных проектов заключается в том, что они в большинстве своем межпредметны в том смысле, что какую бы проблему мы не взяли, все обсуждение будет вестись на английском языке.

Речь идет о создании языковой среды и создании условий для формирования потребности в использовании английского языка как средства развития творческих, исследовательских способностей.

Надо сказать, что диалог культур здесь происходит самым непосредственным образом с первых же обменов представительскими письмами. Изучающие английский язык каждый раз знакомятся не только с информацией, значимой для решения их общей проблемы, но и с особенностями культуры своих партнеров.

Стимул досконально понять все, что пишут им люди из разных стран, донести свои мысли до партнеров очень высок для учащихся. Все свои письма на английском языке они готовят в своих малых группах на уроках, обсуждая, в свою очередь, всю добываемую ими информацию. Каждый ученик при этом имеет собственное задание и вносит свою лепту в общее дело.

Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерных телекоммуникаций. Важно, чтобы выдвигаемая для такого проекта проблема была одинаково интересна и значима для всех участников проекта. Не менее важно, чтобы российские участники проекта были достаточно подготовлены в языковом отношении к участию в этом проекте.

Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата.

В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка, развитию их творческих способностей.

Примеры проектной деятельности.

Проект учащихся 6 класса МОУ Сакмарской СОШ «Welcome to Sakmara».

Организационный этап.

В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.

Так, например УМК для 6-го класса во 2-й четверти предлагает темы “Town Life” – ”Жизнь в городе”, “Preposition of Place” – ”Предлоги места”, “How to get to my place” – ”Как добраться”. Тематика очень близка школьникам, ребята с большим энтузиазмом воспринимают предложение рассказать о своем населенном пункте. Проходит обсуждение темы творческих работ, в конечном итоге формулируется обобщающая тема проекта. Ребята с увлечением начинают работать над проектом, который мы назвали ‘’Welcome to Sakmara!’’ – ”Добро пожаловать в Сакмару!”. Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, его цели. Конечной целью нашего проекта было создание представления Сакмары. Таким образом, содержание проектной работы было основано на логическом продолжении содержания тематики учебника.

На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта необходимо:

разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что школьники очень загружены в школе и быстро утомляются);

продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;

обсудить план написания сочинения и создания иллюстрации;

выбрать оптимальную форму презентации результатов;

составить и обсудить примерный план работы.

Выполнение проекта.

Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.

Именно здесь происходит основная работа учителя английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.

В работе над проектом "Welcome to Sakmara!" на начальных этапах дети осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника (Таблица 1).

Таблица 1

 Лексический материал для ознакомления 

life Prepositions of place How to get to my place:

village

square

main

cinema

church

street

roadtraffic

light in the country

near

not far from/far from

opposite

behind

next to

in front of

in the middle of

on the right/left

between, at, on, in to turn to the right/left

to walk along the street

to get to the traffic lights

It takes you … to get there.

 Пишут коротенькие сочинения, которые надо составить в рамках учебной программы. Затем работают над собственным сочинением о своем любимом уголке Сакмары. Детям предлагается вопросы, по которым можно написать сочинение (Таблица 2). Следует отметить, что и сами вопросы, их важность и последовательность также обсуждаются с учащимися.

Таблица 2

Планирование сочинения

Plan

I. Introduction

 About myself

About my family

The place I live in

II. Main body

Describe your favorite place in Sakmara

How can you get to your place from school?

Write as mush as you can about your place

III. Conclusion

1. Why do you like this place?

 Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учеником. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному сочинению. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать.

Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха и удовлетворения от творчества.

Презентация.

На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

Очень важным моментом в процессе подготовки презентации своего сочинения для ребят была необходимость создать иллюстрацию к своему сочинению. Но не просто, а с учетом требований для дальнейшего компьютерного сканирования – рисунок должен был быть ярким, четким и красочным. Большинство работ было выполнено традиционными способами, с использованием цветных карандашей, акварельных красок или гуаши.

Результатом проектной деятельности учащихся стала презентация «Welcome to Sakmara».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31662. ВІКОВА ПСИХОЛОГІЯ ЯК ГАЛУЗЬ ПСИХОЛОГІЧНОЇ НАУКИ 127.5 KB
  Вікова психологія галузь психологічної науки яка вивчає особливості психічного та особистісного розвитку людини на різних етапах її життя. Його специфіка полягає передусім у тому що протягом життя в психіці людини відбуваються різні якісні перетворення дослідження яких потребує системного з'ясування загальних закономірностей вікового розвитку. Предметом дослідження вікової психології є вікова динаміка закономірності фактори умови механізми становлення формування та розвитку особистості. Вікова психологія вивчає загальні...
31663. Психічний розвиток людини 28.5 KB
  Кожен період вік своєрідний ступінь психічного розвитку з притаманними йому відносно стійкими якісними особливостями. Відомо що вікові психологічні особливості зумовлені конкретноісторичними умовами розвитку спадковістю певною мірою характером виховання особливостями діяльності та стосунків з іншими людьми що впливає передусім на специфіку переходу від одного вікового періоду до іншого. Власне тому що навчання й виховання організовує діяльність дітей поетапно керує нею на основі накопиченого досвіду прагнучи враховувати наявні...
31664. ПСИХОЛОГІЯ ОСОБИСТОСТІ ПІДЛІТКА 35 KB
  Загальна характеристика підліткового віку Підлітковий вік це один з найважливіших етапів життя людини. Вік цей нестабільний ранимий важкий і виявляється що він більше ніж інші періоди життя залежить від реальностей довкілля. Загальна характеристика підліткового віку варіює в різних теоріях залежно від їх основної ідеї. Однак всі ці і багато інших підходів об'єднує те що в них існують загальні показники які характеризують даний вік.
31665. ПСИХОЛОГІЯ МОЛОДШОГО ШКОЛЯРА (ЗРІЛОГО ДИТИНСТВА) 100.5 KB
  Опановуючи новий для себе вид діяльності навчання молодші школярі ще багато часу й енергії віддають грі. У цих видах діяльності розгортаються їх стосунки з ровесниками і дорослими особистісне психічне життя і психічний розвиток формуються психічні новоутворення завдяки чому діти виходять на новий рівень пізнання світу і самопізнання відкривають нові власні можливості і перспективи. Нижня межа цього вікового періоду 6 7 років пов'язана з переходом до навчання як систематичної та цілеспрямованої діяльності. Цей симптом виявляється...
31666. Характеристика осн. теорій розвитку особистості 47 KB
  теорій розвитку особистості Фізичний розвиток підлітка та набуті у попередні роки властивості психічного розвитку створюють внутрішні передумови для зміни його становища в школі в сім'ї в суспільстві. Всі теорії розвитку особистості можна поділити на три групи згідно поєднання факторів розвитку: Представники біологічного напрямку рахують що людина народжується з набором відповідних моральних та етичних якостей таких як:доброта злість чесність брехливість порядність агресивність жорстокість та інші. Чічерліх; Представники...
31667. Проблеми сімейного виховання. Типові помилки батьків 72.5 KB
  Може случитися так що ціль виховання дитини виявляється саме в задоволенні потреб емоційного контакту. Батьки несвідомо ведуть боротьбу за збереження об'єкта своєї потреби перешкоджаючи виходу емоцій і прихильностей дитини за межі сімейного кола. Мати чи батько бабуся можуть вважати що зміст їхнього існування є відхід за фізичним станом і вихованням дитини. Шкода такої самопожертви для дитини очевидний.
31668. Проблема важких підлітків 36.5 KB
  Девіантна поведінка – це система вчинків чи окремі вчинки що протирічать прийнятим в суспільстві правовим чи моральним нормам. Девіантна поведінка ділиться на дві великі категорії. Поперше – це поведінка відхилена від норм психічного здоров’я при наявності вираженої чи невираженої психопатології. Подруге – це антисоціальна поведінка що порушує якісь соціальні і культурні норми особливо правові.
31669. Психологічні аспекти та барєри професійного самовизначення у ранньому юнацькому віці 45 KB
  У вітчизняній науці прийнято розглядати юність як самостійний період розвитку людини його особистості та індивідуальності. Юнацький вік дуже відповідальний етап розвитку у житті школяра коли завершується морфофункціональне дозрівання організму відбуваються суттєві зміни його особистості психологічне та соціальне дорослішання. Багато дослідників вважають основним новоутворенням у старшому шкільному віці особистісне та професійне самовизначення оскільки саме у самовизначенні в обставинах життя у вимогах до школяра у період раннього...