30963

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Курсовая

Экономическая теория и математическое моделирование

Руководство унитарным предприятием (его администрация) наделено необходимыми полномочиями по организации его работы, обеспечению трудовой и государственной дисциплины. Оно реализует от имени предприятия, действующего в качестве юридического лица, его гражданскую и административную правосубъектность.

Русский

2013-08-25

234 KB

228 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

АЛТАЙСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙТЕХНИКИ  ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГОГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИКАОРГАНИЗАЦИИ»

на тему:  Государственные и муниципальные унитарные предприятия

                                                                                   Выполнил студент

                                                                                           группы АЛ-ДЛЭ-101

Ерохин О.А

Работу проверила преподаватель  Ильиных Т.П.

«___»________2013г.  Оценка_____________

 

СЛАВГОРОД  2013


СОДЕРЖАНИЕ

[1] Введение

[2] 1 Государственные и муниципальные унитарные предприятия

[2.1] Сущность и признаки унитарных предприятий

[2.2] 1.2. Учреждение государственных и муниципальных унитарных предприятий

[2.3] 1.3. Планирование получения и использования прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий

[3] 2 Практическая часть

[3.1] 2.1. Производственная программа предприятия

[3.2] 2. 2. Планирование затрат на производство и реализацию продукции

[3.3] 2.3. Планирование внереализационных расходов

[3.4] 2.4 Порядок формирования и распределения прибыли предприятия

[3.5] 2.5 Расчет точки безубыточности

[3.6] 2.6. Технико – экономические показатели предприятия

[4] Заключение

[5] Список литературы


Введение

Унитарное предприятие – коммерческая организация, которая не наделяется правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Данное имущество принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество унитарного предприятия не может быть поделено и распределено по вкладам. Только государственные и муниципальные предприятия могут быть представлены в форме унитарного предприятия. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника.

Унитарное предприятие самостоятельно осуществляет текущее и перспективное планирование совей производственной деятельности.

Руководство унитарным предприятием (его администрация) наделено необходимыми полномочиями по организации его работы, обеспечению трудовой и государственной дисциплины. Оно реализует от имени предприятия, действующего в качестве юридического лица, его гражданскую и административную правосубъектность.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что наличие различных организационно-правовых форм хозяйствования, является важнейшей предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики в любом государстве.

Целью работы  является исследование государственных и муниципальных унитарных предприятий. В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть сущность и признаки унитарных предприятий;

– исследовать учреждение государственных и муниципальных унитарных предприятий;

– осуществить планирование получения и использования прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Работа состоит из следующих структурных элементов  введение, две главы, а именно теоретическая и практическая части, заключение и список литературы.

1 Государственные и муниципальные унитарные предприятия

  1.  Сущность и признаки унитарных предприятий

Предприятие - это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный) в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Унитарность - специфическая форма организации деятельности. Унитарным предприятием является государственная или муниципальная коммерческая организация, у которой отсутствует право собственности на имущество, закрепленное за ней.

Унитарное предприятие  - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество [24, с. 25].

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, в котором указываются сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

Имущество, выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Органом управления унитарного предприятия выступает руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен [6, с. 42].

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Унитарные предприятия подразделяются на две категории:

– унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

– унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Основные характеристики и принципы функционирования унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, следующие:

– унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления;

– учредительным документом является устав, учреждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления;

– размер уставного фонда не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях;

– до государственной регистрации предприятия уставной фонд должен быть полностью оплачен собственником;

– если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда, а если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда;

– в случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано в письменной форме уведомить своих кредиторов;

– предприятие может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие), а учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя [4, с. 32].

По решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Право оперативного управления - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Основными характеристиками и принципами функционирования предприятия, основанного на праве оперативного управления, являются:

– учредительным документом является устав, утверждаемы Правительством Российской Федерации;

– фирменное наименование должно содержать указание на то, что предприятие является казенным;

– Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества;

– казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства Российской Федерации [6, с. 43].

Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, то есть предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении. Предприятия могут создавать различные объединения.

К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

– необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;

– осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;

– обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе.

Правила ст. 113-115, 294-297 Гражданского кодекса РФ регулируют только правовое положение предприятий и не затрагивают права и обязанности работников, как имеет место с участниками и членами хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов. Права и обязанности работников определяются, прежде всего, трудовым правом. Если унитарное предприятие с согласия собственника внесло вклад в хозяйственное общество, то получаемая прибыль не может распределяться между работниками предприятия, она становится имуществом этого предприятия в целом.[1, с. 44]

Итак, главной отличительной особенностью унитарных предприятий является то, что они обладают закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то есть владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в ограниченных Гражданским кодексом РФ пределах.

Из всего вышеизложенного следует, что многообразие организационных форм бизнеса придает современной рыночной экономике характер смешанной экономики. В этом состоит главный урок и для нашей экономики, переживающей трудные времена перехода от тоталитарной системы к модели смешанного предпринимательства. Если процесс реформ в России будет продолжен, то мы получим структуру организационных форм, близкую к той, которая нужна для нормальной смешанной экономики, в которой госсобственность займет не более 20%, а остальные ресурсы будут принадлежать негосударственным юридическим и физическим лицам.

1.2. Учреждение государственных и муниципальных унитарных предприятий

Вновь созданные предприятия подлежат государственной регистрации. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица. Для государственной регистрации предприятия учредители предъявляют следующие документы:

– заявление о регистрации предприятия, составленного в произвольной форме и подписанного учредителями предприятия;

– учредительный договор о создании предприятия;

– устав предприятия, утвержденный учредителями;

– документы, подтверждающие внесение не менее 50% уставного капитала предприятия на счет;

– свидетельство об уплате государственной пошлины;

– документ, подтверждающий соглашение антимонопольного органа на создание предприятия.

В учредительном договоре должны содержаться следующие сведения: наименование предприятия, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, сведения об учредителях, размер уставного капитала, доля каждого учредителя в уставном капитале, порядок и способ внесения вкладов учредителями в уставной капитал.

В уставе предприятия должны обязательно содержаться также сведения: организационно-правовая форма предприятия, наименование, место нахождения, размер уставного фонда, состав и порядок распределения прибыли, образование фондов предприятия, порядок и условия реорганизации и ликвидации предприятия.

Для отдельных организационно-правовых форм предприятий в учредительных документах (учредительном договоре и уставе), помимо перечисленных, содержатся и другие сведения.

Государственная регистрация осуществляется в течение трех дней с момента представления необходимых документов, либо в течение тридцати календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об оплате учредительных документов. Отказ в государственной регистрации предприятия может быть сделан при несоответствии представленных документов закону. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суде.

Государственная регистрация унитарных предприятий осуществляется в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц. Для государственной регистрации представляется решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Статья 8 Федерального закона о государственных и муниципальных предприятиях устанавливает примерный перечень случаев, когда унитарное предприятие может быть создано. Так, государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

– необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

– необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

– необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

– необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

– необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей ее безопасность;

– необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Казенное предприятие может быть создано в случае.

– если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

– необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

– необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

– необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

– необходимости, производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

– необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

– необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятие [2, с. 6].

Следует иметь в виду, что перечень случаев создания унитарных предприятий является примерным.

Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими их компетенцию.

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими их компетенцию.

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ. Казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие учреждаются соответственно решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, решением органа местного самоуправления, которым в соответствии с актами, определяющими статус этих органов, предоставлено право принятия такого решения.

Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. [2, с. 5]

Таким образом, государственная регистрация унитарных предприятий осуществляется в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц. Для государственной регистрации представляется решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

1.3. Планирование получения и использования прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий

В организационно-правовой структуре предпринимательства видное место принадлежит государственным и муниципальным унитарным предприятиям. В соответствии с Гражданским кодексом РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия это звенья хозяйственной системы, объективно обусловленные достигнутым уровнем обобществления производства. В структуре административно-командной экономики государственные предприятия занимали место главного и ведущего звена хозяйственной системы; в рыночной же экономике, им предстоит занять место равноправного субъекта в совокупности хозяйствующих образований, действующих на коммерческих принципах. Государственные и муниципальные предприятия - это такие производственные образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители. В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым наделяются такие предприятия, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности, и принадлежит предприятиям на праве «хозяйственного ведения» или «оперативного управления». Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом). Свою деятельность унитарные государственные и муниципальные предприятия строят на коммерческих принципах, сообразуя доходы с издержками и добиваясь увеличения прибыли, отвечая по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом [21, с.91].

Планирование прибыли должно быть нацелено на выявление внутрихозяйственных резервов производства на основе более рационального использования производственных фондов, мощностей, материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств. Эту работу необходимо строить на глубоком экономическом анализе хозяйственных и финансовых показателей за период, предшествующий планируемому, в целях выявления имеющихся резервов. План прибыли разрабатывается на основе планов производства и реализации продукции, производительности труда, снижения себестоимости продукции и повышения ее качества. Поэтому в разработке проекта производственных показателей на планируемый период должны принимать активное участие финансовые работники предприятия.

Плановая балансовая прибыль предприятия рассчитывается по следующим видам:

– прибыль от реализации изделий, работ и услуг промышленного характера (прибыль от реализации товарной продукции).

– прибыль от реализации работ и услуг непромышленного характера (прибыль от прочей реализации).

– прибыль от планируемых внереализационных операций.

– прибыль от реализации товарной продукции определяется исходя из выручки от реализации этой продукции (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции.

Превышение выручки от реализации над полной плановой себестоимостью реализуемой продукции представляет собой прибыль от реализации товарной продукции. Эта прибыль может быть определена и методом поассортиментного расчета. Для этого необходимо знать плановый ассортимент продукции, плановую себестоимость единицы изделия и реализационную цену. Этот метод исчисления плановой прибыли носит и другое название - метод прямого расчета. Он чаще всего применяется при исчислении прибыли на предприятиях и в отраслях промышленности с небольшим ассортиментом продукции и при условии планирования себестоимости продукции по каждому виду. Прибыль от реализации товарной продукции может быть исчислена на планируемый период исходя из базовой рентабельности, сложившейся на предыдущий год. Такой метод расчета называется аналитическим (проверочным).[8, с. 194]

При этом методе полученная прибыль от реализации товарной продукции за истекший год увеличивается в планируемом году в соответствии с ростом реализации. К полученной сумме прибавляется экономия от снижения себестоимости сравнимой продукции. Кроме того, учитывается изменение цен, ассортимента продукции, повышение качества продукции. При расчете плановой прибыли аналитическим методом большое значение имеет правильное определение базовой рентабельности. Для этого в первую очередь необходимо правильно оценить ожидаемую прибыль за текущий год, которая складывается из фактической прибыли по последнему бухгалтерскому отчету и плановой прибыли за оставшийся до конца года период. Если есть основания считать, что за оставшийся до конца года период предполагаемая прибыль будет существенно отклоняться от плановой, то в расчет ожидаемой прибыли за год вносятся соответствующие коррективы. Ожидаемая прибыль за оставшийся до конца года период исчисляется на основе данных о предполагаемом выполнении производственной программы, плана снижения себестоимости продукции и сведений об изменении остатков нереализованной продукции за оставшийся до конца года период.

На уровень рентабельности и прибыли предприятия, фирмы влияет качество продукции. Улучшение качества продукции, с одной стороны, требует дополнительных производственных затрат, что ведет к некоторому повышению себестоимости продукции и снижению уровня рентабельности. С другой стороны, повышение оптовых цен и поощрительные надбавки к ним за улучшение изделия не только возмещают эти дополнительные затраты, но и увеличивают рентабельность производства. При планировании выпуска несравнимой продукции расчет прибыли от ее реализации производится отдельно исходя из договорных цен на нее и плановой себестоимости. При этом следует иметь в виду, что новые виды продукции, выпуск которых еще недостаточно освоен предприятием, как правило, имеют более низкую рентабельность по сравнению со старыми изделиями. Прибыль от реализации работ и услуг непромышленного характера и покупной продукции (прибыль от прочей реализации) планируется отдельно по следующим хозяйственным операциям:

– выполнение работ и услуг непромышленного характера, включая работы по капитальному строительству и капитальному ремонту;

– реализация продукции и товаров заготовительных организаций, в том числе операции по заготовке и откорму скота;

– реализация услуг транспортных хозяйств, выделенных на самостоятельный баланс в составе промышленного предприятия, а также услуг и работ транспортных цехов промышленного предприятия;

– операции по лесосплаву и лесоперевалке;

– реализация покупной электроэнергии, воды, пара, газа, а также полученных со стороны полуфабрикатов;

– реализация продукции подсобных сельскохозяйственных предприятий. Прибыль (убыток) по хозяйственным операциям, планируемым в составе прочей реализации, рассчитывается в основном в том же порядке, что и по реализации товарной продукции, то есть исходя из объема реализуемой продукции, работ и услуг, их себестоимости, отпускных цен и тарифов.

Прибыль от планируемых внереализационных операций. В старых условиях хозяйствования внереализационные доходы и расходы, как правило, не планировались. Доходы носили случайный характер, а расходы в большинстве случаев были результатом бесхозяйственности.

В настоящее время состав внереализационных доходов предприятия значительно расширился. Ряд видов доходов приобрел устойчивый характер. В связи с этим появилась возможность их планирования и учета в общей сумме плановой балансовой (валовой) прибыли. К этим видам доходов в первую очередь относятся:

– доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;

– доходы от сдачи имущества в аренду;

– доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию.

В области планирования прибыли предприятия остается нерешенным до конца вопрос об отражении в плановой прибыли результатов от товарообменных операций и от реализации основных фондов и иного имущества предприятия.

Все имущество госпредприятия, а также прибыль и иные финансовые ресурсы, полученные от его использования, являются государственной собственностью. Важнейшим источником финансов государственного предприятия, как мы ранее отмечали, является прибыль. Распоряжаться прибылью значит распределять ее по финансовым фондам и использовать. Законодательство не устанавливает режим распределения прибыли, поэтому государственное предприятие самостоятельно определяет, какие финансовые фонды выделять, в каких размерах отчислять в них прибыль.[12, с. 39]

За счет прибыли финансируются расходы на научно-исследовательские работы, модернизацию оборудования, строительство новых объектов, прирост оборотных средств, уплату процентов по долгосрочным ссудам, погашение долгосрочных кредитов банка, расходы на подготовку кадров, строительство жилья и других объектов производственного назначения. Прибыль направляется на финансирование перечисленных затрат непосредственно или через формирование соответствующих фондов, например фонда производственного и социального развития предприятия.

Перечень целевых фондов, создаваемых в торговле, их название, порядок формирования и использования определяются предприятиями самостоятельно. Средства этого фонда используются в качестве источника покрытия потерь товаров при транспортировке, хранении и реализации, а также для возмещения сумм снижения цен на товары при изменении спроса. Формирование фонда риска производится в размерах, самостоятельно определяемых предприятием с включением в торговую надбавку. В случае необходимости по решению предприятия фонд риска может увеличиваться (уменьшаться) за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. [6, с. 65]

Расходы, не вошедшие в состав затрат по производству и реализации продукции, соответственно не отнесенные на себестоимость продукции, должны осуществляться из остающейся прибыли государственного предприятия. К ним следует отнести:

– выплаты материальной помощи;

– надбавки к пенсиям;

– единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

– оплата проезда к месту жительства (к дочерним фирмам);

– оплата путевок (лечение и отдых);

– платежи за превышение предельно допустимых норм выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду;

– расходы, связанные с содержанием учебных заведений;

– плата за воду, забираемую сверх установленных норм;

– отчисления в негосударственные пенсионные фонды, на добровольное медицинское страхование.

Таким образом, все имущество госпредприятия, а также прибыль и иные финансовые ресурсы, полученные от его использования, являются государственной собственностью. Распоряжаться прибылью значит распределять ее по финансовым фондам и использовать. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

2 Практическая часть

2.1. Производственная программа предприятия

Таблица 1 - Технико-экономические показатели предприятия в базисном и плановом периоде

№ п/п

Показатели

Единица измерения

Период

базисный

плановый

1.

Годовая         производственная мощность предприятия

т

700

700

2.

Годовой объем производства

т

420

546

3.

Коэффициент   использования производственной мощности

%

60

78

4.

Вид продукции

Продукция потребительского спроса, одного наименования

Годовой плановый объем производства = (700*78/100) = 546 т.

Таблица 2 - Годовой план производства продукции

Наименование показателя

Единица измерения

Значение показателя

Объем реализуемой продукции в натуральном выражении

т.

546

Цена отпуска без НДС

руб.

20709.34

Объем реализуемой продукции в стоимостном выражении

руб.

11307299.64

Цена отпуска без НДС:

1) Себестоимость 1 тонны продукции = 9422749.32/546 =17257.78руб.

2) Цена 1 тонны продукции =17257.78+17257.78*20/100 =20709.34 руб.

Объем реализуемой продукции в стоимостном выражении:

546*20709.34 =11307299.64руб.

2. 2. Планирование затрат на производство и реализацию продукции

Таблица 3 - Годовая  плановая смета затрат па производство и реализацию продукции

п/п

Элементы затрат

Затраты, руб .

Удельный вес, %

1

2

3

4

1

Материальные затраты

3275026

34.75

в том числе:

27.54

- сырье;

2594592

2.09

- вспомогательные материалы;

196560

1.4

- запасные части для ремонта оборудования

132250

3.27

- электроэнергия, вода

329784

0.23

2

Затраты на оплату труда

3210552

27.93

3

Социальные взносы  

963165.6

10.22

4

Амортизация

982499.5

10.43

5

Прочие затраты

1570458.22

16.67

           В том числе:

- налоги и сборы;

523486.07

5.56

- затраты     на     ремонт     основных средств

523486.07

5.56

- другие   затраты   (на   страхование  имущества, оплата услуг связи, командировочные,  

канцелярские, охрана  имущества, консультационные  услуги)

523486.07

5.56

6

Производственная себестоимость товарной

продукции

9422749.32

100

Сырьё:

Затраты на сырье А = 546* 0,5*5800 = 1583400 руб.

Затраты на сырье Б = 546*0,11*7500 = 450450 руб.

Затраты на сырье В = 546*0,07*6100 = 233142 руб.

Затраты на сырье Г = 546*0,04*15000 = 327600руб.

Общие затраты на сырье =1583400+450450+233142+327600= 2594592 руб.

Вспомогательные материалы:

546*400=218400 руб.

Уровень затрат в базисном периоде=115000 руб.

Индекс цен =1,15

Запасные части для ремонта оборудования:

115000*1.15=132250 руб.

Электроэнергия, вода:

Электроэнергия = 300 *546*1.88=307944 руб.

Вода = 4*546*10=21840руб.

Затраты на электроэнергию и воду:

307944+21840=329784руб.

Общие материальные затраты:

2594592+218400+132250+329784=3275026 руб.

Затраты на оплату труда:

Основные рабочие: 12*6100*12=878400 руб.

Вспомогательные рабочие: 6*4900*12=352800 руб.

Руководители: 5*7200*12= 432000руб.

Специалисты: 9*6300*12=680400 руб.

Технические исполнители: 5*4800*12= 288000руб.

Общая сумма затрат на оплату труда:

878400+352800+432000+680400+288000 = 2631600руб.

Затраты на оплату труда с учетом роста:

2631600+(2631600*22/100) = 3210552 руб.

22%-планируемый рост заработной платы.

Единый социальный налог:

3210552*30/100=963165.6 руб.

Амортизация:

Здания: стоимость первоначальная - 7160000 руб.

Срок полезного использования - 25 лет

Норма амортизации зданий: 100/25=4 %

Здания: 7160000*4/100=286400 руб.

Машины и оборудование: первоначальная стоимость - 4525000 руб.

Срок полезного использования - 9 лет

Норма амортизации машины и оборудование: 100/9=11.11%

Машины и оборудование: 4525000*11.11/100=502727.5 руб.

Транспортные средства: остаточная стоимость - 464000 руб.

Срок полезного использования - 6 лет

Норма амортизации транспортные средства: 100/6=16.67%

Транспортные средства: 580000*16.67*2/100=193372 руб.

Общая сумма амортизации: 286400+502727.5+193372=982499.5руб.

Прочие затраты:

Общая сумма затрат: 3275026+2631600+963165.6+982499.5=7852291.1руб.

От общей суммы затрат:  20%

7852291.1*20/100=1570458.22руб.

Производственная себестоимость товарной продукции:

3275026+2631600+963165.6+982499.5+1570458.22=9422749.32руб.

Удельный вес материальных затрат:

3275026/9422749.32*100=34.75%

Сырьё:

2594592/9422749.32*100=27.54%

Вспомогательные материалы:

196560/9422749.32*100=2.09%

Запасные части для ремонта оборудования:

132250/9422749.32*100=1.4%

Электроэнергия:

307944/9422749.32*100=3.27%

Вода:

21840/9422749.32*100=0.23%

Удельный вес затрат на оплату труда:

2631600/9422749.32*100=27.93%

Удельный вес единого социального налога:

963165.6/9422749.32*100=10.22%

Удельный вес амортизации:

982499.5/9422749.32*100=10.43%

Удельный вес прочих затрат:

1570458.22/9422749.32*100=16.67%

Налоги и сборы:

523486.07/9422749.32*100=5.56%

Другие затраты и затраты на ремонт основных средств:

523486.07/9422749.32*100=5.56%

Другие затраты

523486.07/9422749.32*100=5.56%

2.3. Планирование внереализационных расходов

1. Плановая потребность в оборотных средствах равна произведению производственной себестоимости товарной продукции на коэффициент загрузки средств в обороте (К3), который равен 0,18 руб. на 1 руб. товарной продукции.

9422749.32*0.25=2355687.33руб.

2.Обеспеченность собственными оборотными средствами равна произведению плановой потребности в оборотных средствах и (Ксос) коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, который равен 0, 6руб.

2355687.33*0.6=1413412.4руб.

3. Недостаток оборотных средств для производственной деятельности равен разнице между плановой потребности в оборотных средствах и обеспеченностью собственными оборотными средствами.

2355687.33-1413412.4=942274.93 руб.

4.Недостаток оборотных средств финансируется за счёт кредита под 18% годовых.

Внепроизводственные расходы: 942274.93 *18/100=169609,49 руб.

2.4 Порядок формирования и распределения прибыли предприятия

Таблица 4. Показатели прибыли

№ п/п

                     Наименование показателя

Значение показателя, руб.

1.

Доходы от реализации продукции

11307299.64

2.

Расходы на производство и реализацию продукции

9422749.32

3.

Внереализационные расходы

169609.49

4.

Прибыль

1696095.33

5.

Налог на прибыль

339219.07

6.

Чистая прибыль

1356876.26

Прибыль:

11307299.64-9422749.32-188454.99= 1696095.33 руб.

Налог на прибыль:

1696095.33 *20/100= 339219.07 руб.

Чистая прибыль:

1696095.33 -339219.07 = 1356876.26 руб.

Рисунок 1 – Распределение чистой  прибыли.

Таблица 5 - Распределение чистой прибыли

№ п/п

        показатели

% отчислений (согласно уставу)

сумма, руб.

Доля в % к чистой прибыли

1

Чистая прибыль

     -

1356876.26

100

2

Резервный фонд

10

135687.63

10

3

Фонд накопления

15

203531.44

15

4

Фонд потребления

25

339219.07

25

5

Прибыль к распределению между участниками

50

678438.13

50

Резервный фонд:

1356876.26 *10/100=135687.63руб.

Фонд накопления:

1356876.26 *15/100=203531.44руб.

Фонд потребления:

1356876.26 *25/100=339219.07руб.

Прибыль к распределению между участниками:

1356876.26*50/100=678438.13руб.

Удельный вес распределения чистой прибыли:

Резервный фонд:

135687.63/1356876.26*100=10%

Фонд накопления:

203531.44/1356876.26*100=15%

Фонд потребления:

339219.07/1356876.26*100=25%

Прибыль к распределению между участниками:

678438.13/1356876.26*100=50%

2.5 Расчет точки безубыточности

Таблица 6. Расчет безубыточного объема продаж

                    Наименование показателя

значение показателя

Всего производственная себестоимость товарной продукции, руб.

9422749.32

  в т.ч.

        Постоянные расходы

4908671.32

        Переменные расходы

4514078

Безубыточный объем продаж в натуральном выражении, т

394.53

Безубыточный объем продаж стоимостном  выражении, руб

8170455.91

Переменные расходы=1393142+2594592+196560+329784=4514078руб.

Затраты на оплату труда основных рабочих:

878400+(878400*22/100)= 1071648 руб.

1071648*30/100=321494.4руб.

1071648+321494.4=1393142

Постоянные расходы: 9422749.32-4514078=4908671.32

Переменные затраты на единицу продукции=4514078/546=8267.54руб.

Точка безубыточности рассчитывается по формуле Тн =А/(Ц-В)

Где Т - безубыточный объем продаж в натуральном выражении

А - сумма постоянных затрат на весь объем товарной продукции

Ц - цена единицы продукции

В - переменные затраты на единицу продукции

Тн = 4908671.32/(20709.34 - 8267.54) = 394.53 т.

Безубыточный объем продаж в стоимостном выражении рассчитывается по формуле Тс =Тн*Ц

Тс = 394.53*20709.34 = 8170455.91руб.

2.6. Технико – экономические показатели предприятия

  Таблица 7 – Плановые годовые технико-экономические показатели предприятия

№ п/п

Наименование показателя

Единица измерения

базисный год

отчетный год

абсол. изм, +,-

темп роста, %

1

2

3

4

5

6

1.

Годовая производственная мощность

Т.

700

700

-

100

2.

Коэффициент   использования   производственной мощности

%

60

78

18

130

3.

Основные производственные фонды

Руб.

950500

7664000

6713500

806.31

4.

Оборотные средства

Руб.

1100030

2355687.33

1255657.33

214.15

5.

Обьем реализуемой продукции в натуральном и стоимостном выражении

Т.

420

10668000

546

11307299.64

126

639299.64

130

105.99

6.

Цена единицы  продукции

Руб.

25400

17257.78

-8142.22

-67.94

7.

Затраты на производство и реализацию продукции

Руб.

9040500

9422749.32

2266799.64

125.07

1

2

3

4

5

6

7

8.

Затраты  на 1 руб. товарной продукции

Руб.

0.85

0.83

-0.02

97.65

9.

Прибыль от продаж

Руб.

1627500

1696095.33

68595.33

104.22

10.

Чистая прибыль

Руб.

1303005

1356876.26

53871.26

104.13

11.

Численность   промышленно   производственною персонала (ПИП)

Чел.

32

37

5

115.63

12.

Фонд заработной платы ППП

Руб.

1312000

3594765.6

2282765.6

273.78

13.

Средняя заработная плата одного работающего на предприятии

Руб.

41000

97155.83

56155.83

236.97

14.

Рентабельность продаж

Руб.

0,15

0,15

-

100

15.

Чистая рентабельность предприятия

Руб.

0,12

0,12

-

100

16.

Производительность труда

282515.63

254668,9

-221.29

99.92

17.

Фондоотдача

Руб.

9.51

1,48

-8.03

15.56

18.

Фондоемкость

Руб.

0.11

0,68

0.57

618.18

19.

Коэффициент       оборачиваемости       оборотных средств

Обороты

9.7

4.8

-4.9

49.48

20.

Длительность одного оборота

День

37.11

75

37.89

202.10

Основные производственные фонды:

3580000+3620000+464000=7664000 руб.

Затраты на 1 руб. товарной продукции:

9422749.32/11307299.64=0,83 руб.

Фонд заработной платы ППП:

2631600+963165.6=3594765,6руб.

Средняя заработная плата одного работающего на предприятии:

3594765,6/37=97155,83руб.

Рентабельность продаж:

1696095.33/11307299.64=0,15 руб.

Чистая рентабельность предприятия:

1356876.26/11307299.64=0,12руб.

Производительность труда:

9422749.32/37= 254668,9руб.

Фондоотдача:

11307299.64/7664000 =1,48руб.

Фондоемкость:

7664000/11307299.64=0,68 руб.

Коэффициент оборачиваемости оборотных фондов:

11307299.64/2355687.33 = 4.8 оборотов

Длительность одного оборота:

360/4.8 = 75 дней

Абсолютное изменение рассчитывается путем:

Плановый период – фактический = абсолютное изменение

Темп роста рассчитывается путем:

Плановый период/фактический * 100 = темп роста

Заключение

По теоретической части курсовой работы нами были сделаны следующие выводы:

Многообразие организационных форм бизнеса придает современной рыночной экономике характер смешанной экономики. Если процесс реформ в России будет продолжен, то мы получим структуру организационных форм, близкую к той, которая нужна для нормальной смешанной экономики, в которой госсобственность займет не более 20%, а остальные ресурсы будут принадлежать негосударственным юридическим и физическим лицам. Также мы выяснили, что главной отличительной особенностью унитарных предприятий является то, что они обладают закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то есть владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в ограниченных Гражданским кодексом РФ пределах.

Государственная регистрация унитарных предприятий осуществляется в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц. Для государственной регистрации представляется решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Все имущество госпредприятия, а также прибыль и иные финансовые ресурсы, полученные от его использования, являются государственной собственностью. Распоряжаться прибылью значит распределять ее по финансовым фондам и использовать. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В практической части данной работы были осуществлены расчеты плановых показателей, на основании представленных данных. Результаты расчетов показали:

– запланированный объем выпуска продукции, исходя из коэффициента загрузки, составил 546 т.

– с учетом суммы затрат 9422749.32 рублей, предприятие при реализации продукции получит выручку в размере 11307299.64 рублей, прибыль в этом случае составит 1356876.26 рублей;

– запланированный уровень рентабельности продаж составил 15%, а чистой рентабельности - 0,51 руб.;

– производительность труда одного работника 254668,9 рублей. Фондоотдача при данном уровне продаж составит 1,48 рубля. Оборачиваемость оборотных средств 4.8 оборотов, а период одного оборота 75 дней. Из этого всего можно сделать вывод, что если предприятие и также будет продолжать использовать свои производственные фонды как в базисном году, то это приведет к получению наибольшей прибыли.

Список литературы

  1.  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу 1.03.2013). – СПС КонсультантПлюс. – 127 с.
  2.  Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». – СПС КонсультантПлюс. – 20 с.
  3.  Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. / Алексеева А.И., Васильев Ю.В.  – М.: КНОРУС, 2007. – 672с.
  4.  Борисов Е.Ф. Экономика. Учебное пособие. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М, 2012. – 256 с. – (Высшее образование)
  5.  Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008.– 392с.
  6.  Волков О.И. Экономика предприятия: Курс лекций. / Волков О.И., Скляренко В.К. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 280 с. – (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова)
  7.  Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л.Т. Гиляровская [и др.]. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. -360 с.
  8.  Герасимов Б.И. Экономическая теория.Введение в экономику. Микроэкономика : учеб.пособие / Б.И. Герасимов, Н.С. Косов, В.В. Дробышева и др. – 2-е изд., стер. – Тамбов:Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – Ч. 1. – 232 с.
  9.  Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред.проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара., 4-е изд. перераб. и доп. – М: ЮНИТИ ДАНА, 2007. – 670 с.
  10.  Грибов В.Д. Экономика предприятия. / Грибов В.Д., Грузинов В.П.  – М.:2007. – 336с.
  11.  Жидилева В.В., / В.В. Жиделева., Ю.Н. Каптейн., Экономика ьпредприятия: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М., 2010. – 133 с.
  12.  Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. /Н.Л. Зайцев. – ИНФРА-М, 2008. – 384 с.
  13.  Ильин А.И. Экономика предприятия. Краткий курс / А.И. Ильин. – Минск: Новое знание, 2007. – 236 с.
  14.  Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом, выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 255 с.
  15.   Куликов Л.М. Основы экономической теории. – М.: Юрайт, 2007. – 400с.
  16.  Макарьян С.Э. Управленческий анализ в отраслях : учебное пособие / Э.А. Макарьян, С.Э. Макарьян, Г.П. Герасименко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009. – 304с.
  17.  Парамонов П.Ф.Экономика предприятий. Ч.I: Учебное пособие / П.Ф. Парамонов, В.В. Бут, Г.Н. Барсукова, И.Е. Халявка / Краснодар: КГАУ, 2008. – 331 с.
  18.  Поздняков В.Я. Экономика предприятия (фирмы): Практикум/Под ред. проф. В.Я. Позднякова, доц. В.М. Прудникова. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 319 с. — (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).
  19.  Путятина Я.М. Экономика и финансы предприятия: Учебное пособие / Путятина Я.М. Родинов В.Б. — М.: «Экономикам ФИНАНСЫ», 2003 — 608 с.
  20.  Сергеев И. В. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И. В. Сергеева.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2008.-560 с.
  21.   Скляренко В.К. Экономика предприятия. / Скляренко В.К., Прудников В.М.  М.: ИНФРА, 2008. – 528с.
  22.  Соколинский В.М. Экономическая теория. / Соколинский В.М., Корольков В.Е.  – М.:КНОРУС 2008. – 464с.
  23.  Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности.- М.:КНОРУС, 2008. – 416с.
  24.  Хунгуреева И.П. Экономика предприятия: Учебное пособие. Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю. – Улан-Удэ, изд-во ВСГТУ, 2007.–240с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32221. Организация группового обыска и тактические особенности его производства 40 KB
  Организация группового обыска и тактические особенности его производства. К проведению обыска необходимо относиться очень осторожно проводить его только при наличии достаточных оснований. В отношении обыска основания разделяются на: тактические – фактические данные дающие возможность предполагать что в определённом месте у определённого лица имеется то что нас интересует; процессуальные – те документы. Для исключения просчетов в ходе группового обыска привлекается несколько следователей один из которых ответствен за всю тактическую...
32222. Тактич особенности допроса подозреваемого 44.5 KB
  Для эффективного его проведения следователю необходимо хорошо разбираться в психологии допрашиваемых уметь устанавливать с ними правильные взаимоотношения варьировать с учетом конкретной ситуации личности допрашиваемого имеющихся доказательств различные тактические приемы и методы психологического воздействия. Общей задачей допроса является получение от каждого допрашиваемого всех известных ему достоверных сведений об обстоятельствах при которых произошло расследуемое событие и лицах к нему причастных. Поэтому особенно на первом...
32223. Виды обыска. Подготовка следователя к производству обыска 44.5 KB
  Виды обыска. Подготовка следователя к производству обыска. К проведению обыска необходимо относиться очень осторожно проводить его только при наличии достаточных оснований. В отношении обыска основания разделяются на: тактические – фактические данные дающие возможность предполагать что в определённом месте у определённого лица имеется то что нас интересует; процессуальные – те документы.
32224. Особенности производства обыска по делам о преступлениях несовершеннолетних 39 KB
  Особенности производства обыска по делам о преступлениях несовершеннолетних. К проведению обыска необходимо относиться очень осторожно проводить его только при наличии достаточных оснований. В отношении обыска основания разделяются на: тактические – фактические данные дающие возможность предполагать что в определённом месте у определённого лица имеется то что нас интересует; процессуальные – те документы. Следователь должен быть уверен в успехе осуществляемого обыска максимально сосредоточен.
32225. Особенности допроса потерпевшего 38 KB
  Особенности допроса потерпевшего. Тактика допроса потерпевшего Особенности тактики допроса потерпевших. При допросе потерпевшего необходимо в каждом случае учитывать глубину его психических переживаний и те факторы которые предопределяют его психическое состояние. Поскольку сразу же после совершения преступления психическое состояние потерпевшего может помешать даче им полных и достоверных показаний рекомендуется по возможности не торопиться с первым допросом.
32226. Тактика предъявления обвинения и тактические основы допроса обвиняемого 40.5 KB
  Для эффективного его проведения следователю необходимо хорошо разбираться в психологии допрашиваемых уметь устанавливать с ними правильные взаимоотношения варьировать с учетом конкретной ситуации личности допрашиваемого имеющихся доказательств различные тактические приемы и методы психологического воздействия. Предметом допроса могут быть: обстоятельства входящие в предмет доказывания место время обстоятельства субъекты; обстоятельства необходимые для достижения промежуточных целей расследования; обстоятельства с помощью...
32227. Подготовка следователя к проведению следственного эксперимента 30 KB
  Подготовка следователя к проведению следственного эксперимента. При этом подготовительные действия обеспечиваемые следователем можно подразделить на два этапа: подготовка до выезда на место проведения эксперимента и непосредственно на месте до совершения самих опытных действий. На первом этапе следователь должен определить цель эксперимента т. Тщательное изучение этих материалов позволяет определить место время и условия производства эксперимента круг его участников и роль каждого из них.
32228. Составление плана расследования. Основные и вспомогательные формы планов 35 KB
  Составление плана расследования. Это приводит к необходимости планирования расследования различных дел во времени подготовка документов отчётов и т. 2 План расследования по конкретному преступлению. Составляется план расследования по версиям.
32229. Каноническое представление уравнения Эйлера 137.5 KB
  Например требуется определить закон изменения якорного тока и скорости вращения двигателя постоянного тока который поворачивает платформу экскаватора. Динамика двигателя описывается уравнением равновесия моментов – момент развиваемый двигателем уравновешивается динамическим моментом и моментом сопротивления: п.1 где Мдв=Смi – момент развиваемый двигателем См – постоянная двигателя i – якорный ток J – момент инерции приведенный к валу двигателя скорость вращения...