30969

Закрытое акционерное общество «ПОЛИСОРБ» г.Челябинск

Курсовая

Экономическая теория и математическое моделирование

Создаваемое Предприятие должно обеспечить выпуск нового лекарственного препарата – сорбента широкого спектра действия для удовлетворения потребностей всех групп населения в эффективной профилактике и лечении отравлений, аллергии, кишечных инфекций, кожных заболеваний, дисбактериоза, интоксикации различного происхождения

Русский

2013-08-25

645 KB

9 чел.

БИЗНЕС-ПЛАН

по расширению производства и увеличению продаж новейшего медицинского препарата Полисорб

Закрытое акционерное общество

«ПОЛИСОРБ»

г.Челябинск

Челябинск

Декабрь 2003 г.


РЕЗЮМЕ

ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПРОДУКЦИЯ

РЫНКИ И КОНКУРЕНЦИЯ

ИНИЦИАТОР ПРОЕКТА

ЦЕЛИ ПРОЕКТА

ПРЕДПРОЕКТНАЯ РАБОТА

НЕОБХОДИМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И ОТДАЧА

ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ                                                                            

ОБОРУДОВАНИЕ И СЫРЬЕ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОИЗВОДСТВЕ

БУДУЩИЕ ПЛАНЫ

ВЫВОДЫ

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ

АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА СОРБЕНТОВ

ВЫВОДЫ

ОЦЕНКА НУЖД ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ВЫВОДЫ

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ

ВЫВОДЫ

SWOT-АНАЛИЗ                                                                                                                     

МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ

ПРЕПАРАТ ПОЛИСОРБ МП

ФАРМОКОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭНТЕРОСОРБЕНТОВ

ВЫВОДЫ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРОДВИЖЕНИЕ

РЕКЛАМА

ЦЕНА                                                                                                                                  

ФИНАНСЫ

ДОХОДЫ

РАСХОДЫ

ФИНАНСИРОВАНИЕ

ВЫВОДЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

ВЫВОДЫ

3

3

3

3

4

4

4

5

7

7

8

9

10

11

11

15

16

20

20

23

23

26

26

26

27

27

28

28

28

29

32

33

33

33

35

36

37

44

РЕЗЮМЕ

ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ЗАО «ПОЛИСОРБ» (далее Предприятие) образовано Попиловым Андреем Николаевичем (далее Инициатор проекта) в феврале 1997 года для реализации идеи создания фармацевтического производства нового лекарственного препарата – сорбента Полисорба МП. Инициатор проекта имеет опыт создания и управления российскими и совместными предприятиями, занимается бизнесом с 1987 года.

Идея создания фармацевтического производства нового лекарственного препарата возникла у Инициатора проекта в 1992, когда благодаря мелкодисперсным кремнезёмам от многолетних мучений с аллергией была избавлена его жена.

Создаваемое Предприятие должно обеспечить выпуск нового лекарственного препарата – сорбента широкого спектра действия для удовлетворения потребностей всех групп населения в эффективной профилактике и лечении отравлений, аллергии, кишечных инфекций, кожных заболеваний, дисбактериоза, интоксикации различного происхождения, сократить сроки лечения большого числа заболеваний, позволяет отказаться от применения антибиотиков при некоторых болезнях. Кроме того, препарат имеет низкую себестоимость и несложный технологический процесс, что делает проект быстро окупаемым.

ПРОДУКЦИЯ

ЗАО «Полисорб» выпускает энтеросорбенты («энтеро» - кишечник и «сорбео» поглощаю) Полисорб МП (медицинский) и Полисорб ВП (ветеринарный).

Полисорб отличает высочайшая сорбционная емкость - основной показатель у энтеросорбентов. Сорбционная емкость Полисорба МП - более 300 м2/г, что в три раза больше, чем у препарата-конкурента Смекты (Франция) и более чем в 200 раз выше, чем у активированного угля. Кроме того, Полисорб является самым дешевым (по стоимости курса лечения) и самым безопасным среди сорбентов. Технология производства экологически чиста.

РЫНКИ И КОНКУРЕНЦИЯ

Российский рынок медицинских энтеросорбентов, по оценкам ЦМИ «Фармэксперт», составляет не менее 16 млн. долл. и имеет тенденцию роста. Потенциальными покупателями медицинского препарата является примерно 60% населения России.. На сегодня фирма занимает 3% рынка. По своим качествам и цене Полисорб может рассчитывать на 50% этого рынка. У Полисорба два сильных конкурента: дорогая импортная Смекта с мощной рекламой и недорогой отечественный активированный уголь, который давно присутствует на рынке и известен практически всем. Полисорб превосходит по характеристикам оба препарата и по цене занимает промежуточную позицию.

ИНИЦИАТОР ПРОЕКТА

Для реализации проекта зарегистрировано новое юридическое лицо ЗАО «ПОЛИСОРБ».

Инициатор проекта - Генеральный директор ЗАО «ПОЛИСОРБ» Попилов Андрей Николаевич является владельцем Предприятия.

Инициатор проекта имеет опыт создания и управления российскими и совместными предприятиями (СП). Так, в 1987 году Попилов А.Н. создал частное предприятие, специализирующееся на строительстве и производстве ТНП. С 1991 по 1994 год Попиловым А.Н. был создан строительный холдинг «Миниал». В 1995 году Попилов А.Н. стал председателем кооператива «Карлсон», в котором началась подготовка препарата Полисорб к выпуску. Следует отметить, что Попилов А.Н. имеет высокий уровень теоретической и практической подготовки по управлению предприятием (Школа Международного Бизнеса МГИМО), это позволяет ему своевременно предвидеть нарастание отрицательных тенденций и планировать адекватные действия по их преодолению. С самого начала работы над проектом Инициаторами проекта начато формирование команды управления.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА

  •  Завоевание и сохранение за собой большей части рынка потребителей России.
  •  Возможно быстрый выход на запланированные мощности.
  •  Использование передовых технологий и современного оборудования.
  •  Производство качественной продукции и установление обоснованных цен на нее.
  •  Проведение продуманной производственной и сбытовой политики, отвечающей стратегическим целям Предприятия.
  •  Проведение самостоятельных исследовательских работ, расширение форм выпускаемого продукта.
  •  Поддержание оригинального брэнда.
  •  Развитие и расширение Предприятия до экономически обоснованных масштабов.
  •  Выход на зарубежные рынки.
  •  Обеспечение своим владельцам получения дохода, создание условий для раскрытия предпринимательского, творческого и духовного потенциала сотрудников.

Для достижения стратегических целей проекта Предприятию необходимо решить следующие основные задачи:

  •  Разработать концепцию развития Предприятия.
  •  Разработать полный комплект строительной документации производства в соответствии со стандартами GMP.
  •  Расширить ассортимент форм выпускаемой продукции.
  •  Вести самостоятельные исследовательские работы.
  •  Вести более широкое продвижение собственного брэнда.

Успешное решение всех вышеперечисленных задач поможет Предприятию закрыть до 50% потребностей фармацевтического рынка сорбентов и занять одно из ведущих мест среди российских производителей сорбентов с перспективой выхода на международный рынок.

ПРЕДПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Фактические предпроектные работы начаты Инициатором проекта в 1997 году. За прошедшее время:

была получена лицензия Министерства здравоохранения Российской Федерации на производство и реализацию препарата Полисорб МП серия М №013812 от 25 июня 2002 года.

ЗАО «Полисорб» разработали Фармакопейную статью (ФСП 42-033-1711-01 от 14.12.2001 г.) на Полисорб МП. Фармакопейная статья - государственный стандарт лекарственного средства, содержащий перечень показателей и методов контроля качества лекарственного средства (Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах»).

Препарат Полисорб МП был разрешен к применению приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации, регистрационное удостоверение Р № 001140/01-2002 от 06.06.2002 г. Регистрационное удостоверение на Полисорб ВП: ПВР-2-2.1/00755.

Торговая марка «Полисорб» была зарегистрирована в Роспатенте и принадлежит ЗАО «Полисорб».

ЗАО «Полисорб» был включён в список «Добрая Воля» хозяйствующих субъектов Челябинской области (Свидетельство Южно-Уральской торгово-промышленной палаты № 000042 от 1 декабря 2000 года). В соответствии с этим владелец гарантирует, что ведет свою производственно-финансовую деятельность честно и открыто. Владелец готов подтвердить, что экономическое положение предприятия стабильно. Владелец заявляет, что деловая репутация для него дороже прибыли.

Производство ЗАО «Полисорб» было запущено в соответствии с «Регламентом работ», разработанным НИИ технологии медицинских препаратов г. Екатеринбург.

Производство прошло проверку и согласование во всех контролирующих местных инстанциях (санитарно-эпидемиологическая станция, пожарная охрана, комитет по экологии, инспекция по труду и др.).

Главным достижением является то, что ЗАО «Полисорб» начало выпускать абсолютно новый лекарственный препарат на фармацевтическом рынке, т.е. прошло все стадии контроля, проверок, испытаний. На это даже у крупных производителей уходят годы и многие миллионы долларов.

Предприятие стало известно в среде ученых, практикующих врачей и фармацевтов. Препарат Полисорб включен во многие медицинские справочники.

Специалисты ЗАО «Полисорб» впервые в мире разработали, издали и распространили по всем медицинским ВУЗам России учебное пособие  по курсу энтеросорбции для студентов.

Заключены договоры с крупнейшими российскими фармацевтическими дистрибьюторами,   которые поставляют препараты во все регионы России: ЗАО ЦВ «Протек», «СИА Интернешнл», «Аптека-Холдинг», «Россибфармация» и др.

Предприятие провело углубленное маркетинговое исследование фармацевтического рынка сорбентов России и создало план производства, продаж и продвижения нового лекарственного средства.

НЕОБХОДИМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И ОТДАЧА

Инвестиционные затраты по проекту составляют 15 млн. руб. Для получения указанной суммы ЗАО «ПОЛИСОРБ» намерено привлечь инвесторов в долевое участие в проекте. Оставшуюся часть Предприятие планирует получить в процессе производства и реализации продукта, реинвестируя полученную прибыль.

Представленные материалы и расчеты выполнены ЗАО «ПОЛИСОРБ» на основании собственных маркетинговых исследований фармацевтического рынка сорбентов, прогноза развития внешнеэкономического окружения на срок реализации проекта, анализа рисков проекта, а также с учетом планируемых Предприятием сроков строительства и ввода в эксплуатацию фармацевтического завода и предполагаемых объемов реализации ЛС.

Расчеты выполнены в среде лицензированного программного продукта Project Expert 7.01 в стандартах международной экономической организации UNIDO.

Интегральные показатели инвестиционной привлекательности

Показатель

Значение

Период окупаемости - PB, мес.

15

Средняя норма рентабельности - ARR, %

383,52

Чистый приведенный доход – NPV, млн. руб.

62,642

Индекс прибыльности - PI

8,58

Внутренняя норма рентабельности - IRR, %

310

Период расчета интегральных показателей - 36 мес.


ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Закрытое акционерное общество «Полисорб» расположено в г. Челябинске. Зарегистрировано в 1997 году.

Миссия Предприятия состоит в обеспечении выпуска нового лекарственного препарата – сорбента действия для удовлетворения потребностей всех групп населения в эффективной профилактике и лечении широкого круга заболеваний в более короткие сроки без применения антибиотиков по доступным ценам и раскрытия предпринимательского, творческого и духовного потенциала владельцев и сотрудников Предприятия.

Правовая основа деятельности (разрешения, лицензии, прочее):

Лицензия Министерства здравоохранения Российской Федерации на производство и реализацию препарата Полисорб МП серия М №013812 от 25 июня 2002 года.

ЗАО «Полисорб» является разработчиком Фармакопейной статьи (ФСП 42-033-1711-01 от 14.12.2001 г.) на Полисорб МП. Фармакопейная статья - государственный стандарт лекарственного средства, содержащий перечень показателей и методов контроля качества лекарственного средства (Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах»).

Препарат Полисорб МП разрешен к применению приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации, регистрационное удостоверение Р № 001140/01-2002 от 06.06.2002 г. Регистрационное удостоверение на Полисорб ВП: ПВР-2-2.1/00755.

Торговая марка «Полисорб» зарегистрирована в Роспатенте и принадлежит ЗАО «Полисорб».

ЗАО «Полисорб» включено в список «Добрая Воля» хозяйствующих субъектов Челябинской области (Свидетельство Южно-Уральской торгово-промышленной палаты № 000042 от 1 декабря 2000 года). В соответствии с этим владелец гарантирует, что ведет свою производственно-финансовую деятельность честно и открыто. Владелец готов подтвердить, что экономическое положение предприятия стабильно. Владелец заявляет, что деловая репутация для него дороже прибыли.

Производство ЗАО «Полисорб» запущено в соответствии с «Регламентом работ», разработанным НИИ технологии медицинских препаратов г. Екатеринбург.

Производство прошло проверку и согласование во всех контролирующих местных инстанциях (санитарно-эпидемиологическая станция, пожарная охрана, комитет по экологии, инспекция по труду и др.).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Закрытое акционерное общество «Полисорб» создано специально для производства медицинских препаратов на основе мелкодисперсных кремнеземов.

На сегодняшний день торговая марка «Полисорб» зарегистрирована на территории России. В дальнейшем, планируется выйти с брендом «Полисорб» на рынки западных стран и азиатского региона.

Предприятие зарегистрировано 26.02.97 г. постановлением Главы администрации Центрального района города Челябинска. Регистрационный номер 641. Уставной капитал 80 тыс. рублей.

100% акций предприятия принадлежит Попилову Андрею Николаевичу (директору).

Адрес предприятия: 454084, г. Челябинск, а/я 6539,тел./факс (3512)35-25-45, пр. Победы, 160, оф.336.

Директор – Попилов Андрей Николаевич, 44 года, ШМБ МГИМО МИД РФ, специалист в области экономики и управления (MBA).

Идея создания предприятия принадлежит директору. Она возникла в 1992 году, когда благодаря мелкодисперсным кремнеземам от многолетних мучений с аллергией была избавлена его жена.

Обращения в различные клиники (Тюмень, Челябинск, Москва) ни к чему не привели, а иногда только усугубляли положение. Врачи пролечили заболевание всеми традиционными средствами. Но год от года болезнь прогрессировала, очень быстро расширялся круг аллергенов. Несколько статей в журнале «Наука и жизнь» о сорбентах подтолкнули к их изучению и поиску самих препаратов. И вот в 1992 году был найден мелкодисперсный кремнезем, - очень сильный сорбент. Лечение этим веществом, тогда еще нелекарственным препаратом, дало поразительные результаты. Через три недели полностью прошел зуд, общее самочувствие стало намного лучше. Еще через месяц болезни как не бывало.

Была начата работа по клиническим испытаниям и регистрации препарата в Минздраве РФ и подготовка к регистрации предприятия.

В настоящее время, весь управленческий персонал глубоко проникся идеей продвижения препарата Полисорб и готов упорно претворять ее в жизнь, что доказывают достигнутые результаты. Это является самым главным преимуществом предприятия.

ОБОРУДОВАНИЕ ИСЫРЬЕ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОИЗВОДСТВЕ

Производство организовано в собственном здании общей площадью 2100кв.м и на арендованных площадях Уральского электродного института – цех, площадью 190 кв.м. Оборудование позволяет производить продукцию до 2000 кг в месяц. Оборудование изготовлено АО «Уралтехнис».

Сырьем для производства продукта является тонкодисперсная двуокись кремния (SiO2). Предприятия производящие это продукт находятся в Европе, СНГ и России. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что увеличение выпуска продукции ЗАО «Полисорб» будет обеспечено сырьем от одного из трех существующих производств.

БУДУЩИЕ ПЛАНЫ

B ближайшие 3 года - захват 50-60% рынка медицинских энтеросорбентов РФ за счет уникальных свойств препарата и целеустремленности коллектива ЗАО «Полисорб», а также за счет проведения широкой рекламной кампании препарата.

Создание современного производства в соответствии с ОСТ 42-510-98 (GMP). Планируется строительство производственного модуля и комплектация его оборудованием шведской фирмы Pharmadule.

3.   Разработка и регистрация новых форм препарата:

  •    гидрогель Полисорб (готовый к применению)
  •    ароматизированный Полисорб (детский)

 Регистрация препаратов в США, Европе и Азии (в качестве биологически активной    добавки). Зарубежное название препаратов «Living silicon».

На рисунке представлен график планируемых объемов реализации препарата с 2004 по 2006 год.

Рисунок . План реализации Полисорба.

За 9 месяцев 2003 года объем реализации препарата составил 3740 кг. Как видно из рисунка, за 3 года благодаря проведению широкой рекламной кампании, расширению производства, планируется увеличить выпуск препарата в 17 раз.

ВЫВОДЫ

ЗАО «Полисорб» успешно продает свой препарат с 1997 года.

ЗАО «Полисорб» обладает всеми правами на уникальный препарат Полисорб.

За период существования фирмы была проделана значительная работа по внедрению препарата Полисорб на отечественный рынок, получены все необходимые разрешения и согласования.

ЗАО «Полисорб» имеет блестящие перспективы развития в случае реализации данного проекта.


МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ

АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА СОРБЕНТОВ1

Российский фармацевтический рынок демонстрирует высокие темпы роста. По своему объему он находится на втором месте после продовольственного, и по оценкам ведущих российских экспертов на начало 2002 г. емкость российского фармацевтического рынка составила $3,5 млрд. US в 2003 она возросла до $4,3 млрд. US.

Рисунок 2. Емкость Российского рынка лекарств.

Российский рынок медицинских сорбентов, по оценкам ЦМИ «Фармэксперт», в 2001 году составлял $ 10 млн., а в 2003 году - $16 млн. По объемам производства препараты для лечения заболеваний пищеварительного тракта, к которым в первую очередь относят сорбенты, находятся на 3 месте после противомикробных препаратов, препаратов для лечения нервной системы и препаратов влияющих на кроветворение и кровь. (Таблица 1.


АТС-структура российского фармацевтического производства.) Они занимают существенную долю рынка и имеют существенный рост производства.

В денежном выражении

АТС (код)

АТС

Объем производства в 2002 г., тыс. руб.

Доля, %

В % к 2001 г.

J

Противомикробные препараты для системного использования

3 669 514

17.04

84.37

V

Прочие препараты

3 376 779

15.68

183.77

N

Препараты для лечения нервной системы

2 842 540

13.20

99.28

В

Препараты, влияющие на кроветворение и кровь

2 799 501

13.00

121.08

А

Препараты для лечения заболеваний пищеварительного тракта

2 739 459

12.72

105.57

С

Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы

2 113 318

9.81

110.48

R

Препараты для лечения заболеваний респираторной системы

1 247 169

5.79

83.60

D

Препараты для лечения заболеваний кожи

1 108 143

5.15

110.73

G

Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны

647 720

3.01

89.24

М

Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы

415 630

1.93

97.60

L

Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы

216 070

1.00

143.92

S

Препараты для лечения заболеваний органов чувств

146 132

0.68

54.74

H

Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны)

118 960

0.55

106.50

P

Противопаразитные препараты, инсектициды и репелленты

92 816

0.43

134.43

Z

Препараты комбинированного (неоднозначного) отнесения

195

0.00

0.01

Всего:

21 533 946

Таблица 1. АТС-структура российского фармацевтического производства.


Самыми известными лекарственными препаратами на рынке  энтеросорбентов являются: активированный уголь, Смекта, Полифепан и Энтеросгель. Около половины продаж активированного угля обеспечивает пермский «Медисорб», на втором месте – Курский филиал «ICN Фармасьютикалс». Сравнимыми с активированным углем объемами продаж (в денежном выражении) характеризуется другой энтеросорбент – Смекта производства компании «Бофур Ипсен». Следующие представители рынка энтеросорбентов – отечественные Полифепан и Энтеросгель обладают заметными, хотя и вчетверо меньшими, чем у активированного угля объемами продаж.

Таблица 2. Объемы продаж основных конкурентов.

Препарат

МНН

Розничные продажи в 2002 г., тыс. дол.

Розничные продажи в 2002 г., тыс. упак.

Уголь активированный

Активированный уголь

5 398

102 787

Смекта

Смектит

5 267

2 881

Полифепан

Лигнин гидролизный

2 193

4 165

Энтеросгель

-

2 187

578

Рентабельность продаж активированного угля невысока (менее 20%). Препарат, приносящий наибольшую прибыль производителям – Смекта (рентабельность продаж на Российском рынке 50-70%). %). При увеличении объемов производства и продаж Полисорба МП можно достигнуть уровня рентабельности продаж порядка 50-70%.

Из перечисленных в таблице основных конкурентов, лишь Смекта (препарат французской фирмы «Бофур Ипсен») продается на международном рынке.

На рынке лекарственных средств эксперты выделяют две группы препаратов:

Традиционные лекарственные средства. Они выпускаются одновременно несколькими производителями, при этом имеют одно и тоже действующее вещество, одинаковую лекарственную форму, одинаковую дозировку, одинаковое название. Традиционные препараты хорошо знакомы потребителям.

Новые лекарственные средства. Для того чтобы добиться признания их потребителями, требуются значительные вложения в рекламу.

К первой группе препаратов относится активированный уголь – один из главных конкурентов Полисорба. Ко второй группе относится Полисорб.

В первой группе лекарственных средств преобладает ценовая конкуренция, которая невыгодна производителям. Успешные фармацевтические компании стремятся уйти с рынка нерентабельных традиционных препаратов. Как отмечает А.Юданов, уход с рынка традиционных препаратов - это едва ли не единственный способ избежать кризиса.

Рисунок 3. Хронологическая структура производственной программы ХФК «Акрихин» (1995-2000 г.г., %)

На рисунке представлена структура производственной программы ХФК «Акрихин» - одного из ведущих предприятий отрасли. Снижение доли традиционных препаратов обеспечило предприятию успешное развитие.

Для устойчивого развития в группе новых препаратов необходимо формирование брэнда и занятие своей ниши на рынке. По оценке генерального директора ЗАО «Верофарм» А.Парканского, затраты на введение брэнда в России составляют $1,2 – $1,6 млн., если результат нужен на 3-4-й год, или $450 тыс., при более медленном достижении результата (на 5-6-й год). Как показывает практика, затраты на рекламу качественного препарата окупаются и приносят значительную прибыль.

Рекламная кампания, способствуя росту объемов продаж, одновременно позволяет увеличить цену препарата. Далее на рисунке представлена динамика объемов реализации отечественного препарата Витапрост на фоне интенсивной рекламной кампании.

Рисунок 4. Объемы продаж Витапроста.

Объемы реализации Витапроста, в результате рекламной кампании, поднялись в 2,5 раза, цены возросли в 3,5 раза. Существуют примеры, когда российский брэнд (Профлузак) вдвое дороже немецкого препарата (Флоуксетин-Ланнахер) или в полтора раза дороже препарата восточноевропейской фирмы с отличной репутацией в России (Портал, Lek Pharma) и, несмотря на это, наращивает свою долю на рынке. Успехи российских брэндов аналитики связывают с приданием препарату особых свойств и значительными вложениями в рекламу, которые обязательно приносят прибыль в будущем.

Компания ЗАО «Полисорб» существует на российском рынке с 1997 года. Все эти годы она активно проводила исследования при помощи крупнейших лечебных центров: Клинической больницы имени Н.Н. Бурденко, Клинической больницы имени С.П. Боткина, больницы №1 Управления делами Президента и т. д. Был создан первый в мире учебный курс энтеросорбции для студентов и разослан по всем вузам России. Таким образом, препарат уже известен в кругу врачей. Кроме того, заключены договора с крупнейшими российскими фармацевтическими дистрибьюторами: ЗАО ЦВ «Протек», «СИА Интернешнл», «Аптека-Холдинг» и др.

В долгосрочных планах ЗАО «Полисорб» - выход на международный рынок энтеросорбентов со своим препаратом, который будет предлагаться потребителям под торговой маркой Living silicon. В настоящее время, предприятие продает 25-30% препарата на региональном рынке Челябинской области, остальное – по России. Такая структура продаж обусловлена тем, что ЗАО «Полисорб» находится в Челябинской области и концентрирует свои усилия именно на ней. Так как население Челябинской области составляет около 2% населения Российской Федерации, то при условии проведения масштабной рекламной кампании можно прогнозировать значительный рост объемов сбыта препарата.

ВЫВОДЫ

  1.  Общий объем розничных продаж энтеросорбентов в России в 2002 году составлял $16 млн.
  2.   25-30% продаж Полисорба МП приходится на региональный рынок Челябинской области, остальное – продается по России.
  3.  Учитывая высокую эффективность препарата Полисорб МП и невысокую стоимость курса лечения, а также ослабевающие позиции основного конкурента – активированного угля, Полисорб МП может претендовать на долю рынка активированного угля (в 2002 году активированного угля было продано на $5,4 млн.).
  4.   Полисорб МП можно отнести к препаратам для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и прочим препаратам. Объемы продаж на этих двух сегментах рынка медицинских препаратов увеличиваются на 6-83% в год.
  5.   Рентабельность продаж Смекты 50-70%, активированного угля – менее 20%. В ходе реализации данного проекта планируется достигнуть рентабельности продаж Полисорба в 50-70%.
  6.   Полисорб МП обладает необходимыми условиями рыночного успеха – уникальностью и новизной.
  7.   Создание брэнда «Полисорб МП» на российском рынке – это инвестиции, которые позволят получить значительную прибыль в будущем.


ОЦЕНКА НУЖД ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Покупателями препарата Полисорб МП являются:

Крупные дистрибьюторы (Протек, СИА Интернэшнл  и т.д.).

Аптеки.

Больницы.

Индивидуальные покупатели.

Требования к препарату у различных групп покупателей отличаются. Далее в таблице приведены основные требования, предъявляемые покупателями к препарату.

Таблица 3. Основные требования, предъявляемые покупателями к препарату.

Группа покупателей

Требования

Упаковка

Цена

Условия оплаты

Качество

Дополнительно

Крупные дистрибьюторы

Надежная, герметичная

Низкая цена за единицу, скидки

Желательна отсрочка платежа

В соответствии с GMP

Рекламная поддержка

Аптеки

Надежная, герметичная

Низкая цена за единицу

Необходима отсрочка платежа

Препарат должен обеспечивать эффективное лечение

Рекламная поддержка

Больницы

Упаковка большого объема

Низкая цена за курс лечения

Желательна отсрочка платежа

Индивидуальные потребители

Различных объемов

Разное отношение к цене

Нужна реклама

Чтобы удовлетворить требования потребителей, Полисорб МП выпускается в различных упаковках:

- Герметичный пакет в картонной коробке (масса 50 г);

- Пластиковые банки (масса 35-25 г);

- Одноразовый пакет (масса 1 г).

Для многих потребителей важен срок хранения препарата. Полисорб может храниться без потери свойств 5 лет. Конкурирующие препараты: Смекта – 4 года, активированный уголь – 2 года.

Гибкие условия поставок и оплаты, предлагаемые оптовым покупателям, позволили ЗАО «Полисорб» наладить сотрудничество с крупнейшими в России дистрибьюторами лекарственных средств. В следующей таблице перечислены покупатели ЗАО «Полисорб», входящие в рейтинг российских фармацевтических дистрибьюторов.

Условия оплаты у ЗАО «Полисорб» могут быть разные – от предоплаты до отсрочки платежа на 3 месяца. Все зависит от надежности покупателя, размера партии.

Таблица 4. Фрагмент рейтинга российских фармацевтических дистрибьюторов2.

№ в рейтинге

Компании

Местонахождение главного офиса

КАТЕГОРИЯ F1 "НАЦИОНАЛЬНЫЕ"

1

ПРОТЕК ЦВ ЗАО

МОСКВА

2

СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД ЗАО

МОСКВА

4

АПТЕКА-ХОЛДИНГ ЗАО

МОСКВА

5

РОССИБ ФАРМАЦИЯ ЗАО

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛ.

КАТЕГОРИЯ F2 "КРУПНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ"

3

КАТРЕН НПК ЗАО

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛ.

4

МОРОН ООО

МОСКВА

КАТЕГОРИЯ F3 "МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ"

2

АС-БЮРО ООО

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛ.

6

ФАРМИМЭКС (группа компаний)

МОСКВА

7

ХЕЛС-М  ООО

МОСКВА

8

ВИТА ООО

САМАРСКАЯ ОБЛ.

11

ИМПЛОЗИЯ ООО

САМАРСКАЯ ОБЛ.

КАТЕГОРИЯ F4 "КРУПНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ"

4

ФАРМАЦЕВТ ЗАО

РОСТОВСКАЯ ОБП.

6

ФАРМЭКС ООО

ОМСКАЯ ОБЛ.

13

ПРОФИТМЕДК ЗАО  

МОСКВА

17

ФАРМ СКД ООО

САМАРСКАЯ ОБЛ.

22

МЕДИЦИНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ООО

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

23

ВОЛГОФАРМ ГП

ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛ.

42

ЛЕММ (группа компаний)

Р. БАШКОРТОСТАН

44

ФАРМА-ПЛЮС ООО

КРАСНОДАРСКИЙ КР.

45

БАШМЕДСЕРВИС ООО

Р. БАШКОРТОСТАН

КАТЕГОРИЯ F5 "РЕГИОНАЛЬНЫЕ"

8

БАШФАРМАЦИЯ ГУП

Р. БАШКОРТОСТАН

14

КЕЛЬВИТОН ОАО

МОСКВА

32

РИФАРМ ООО

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛ.

40

ФАРМАЦИЯ ГП

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛ.

42

ФАРМАЦИЯ ГОПП

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛ.

46

ФИЗКУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ  ООО

Р. БАШКОРТОСТАН

50

ЭЛИКСИР-ФАРМА ООО

МОСКВА

Как видно из таблицы, ЗАО «Полисорб» сотрудничает с четырьмя из пяти крупнейших фармдистрибьюторов в России, а так же с крупнейшими межрегиональными и региональными дистрибьюторами. Как правило, крупные покупатели закупают препарат 1-2 раза в месяц.

Конечные потребители Полисорба не однородны по своему составу. Рынок конечных потребителей можно разделить на сегменты. Основой сегментации являются следующие переменные факторы: уровень доходов, возраст, повод для совершения покупки, искомые выгоды.

Лекарственные препараты и в том числе – сорбенты, покупают лица старше17 лет, для потребителей младше 17 лет лекарства, в том числе сорбенты приобретают их родители. Разделим всех покупателей на следующие основные группы:

Таблица 5. Сегментация конечных потребителей.

«Рядовые» потребители

«Постоянно заботящиеся» состоянием своего здоровья потребители

«Проблемные» потребители

«Сталкеры» потребители

Средний уровень доходов

  •  Лица в возрасте от 17 до 25 лет
  •  Лица в возрасте от 25 до 35 лет
  •  Лица в возрасте от 35 до 55 лет
  •  Лица в возрасте старше 55 лет

Сегмент 1

Сегмент 2

Сегмент 3

Сегмент 4

Сегмент 5

Сегмент 6

Сегмент 7

Сегмент 8

Сегмент 9

Сегмент 10

Сегмент 11

Сегмент 12

Сегмент 13

Сегмент 14

Сегмент 15

Сегмент 16

Уровень доходов выше среднего

  •  Лица в возрасте от 17 до 25 лет
  •  Лица в возрасте от 25 до 35 лет
  •  Лица в возрасте от 35 до 55 лет
  •  Лица в возрасте старше 55 лет

Сегмент 17

Сегмент 18

Сегмент 19

Сегмент 20

Сегмент 21

Сегмент 22

Сегмент 23

Сегмент 24

Сегмент 25

Сегмент 26

Сегмент 27

Сегмент 28

Сегмент 29

Сегмент 30

Сегмент 31

Сегмент 32

Высокий уровень доходов

  •  Лица в возрасте от 17 до 25 лет
  •  Лица в возрасте от 25 до 35 лет
  •  Лица в возрасте от 35 до 55 лет

Лица в возрасте старше 55 лет

Сегмент 33

Сегмент 34

Сегмент 35

Сегмент 36

Сегмент 37

Сегмент 38

Сегмент 39

Сегмент 40

Сегмент 41

Сегмент 42

Сегмент 43

Сегмент 44

Сегмент 45

Сегмент 46

Сегмент 47

Сегмент 48

Сегмент 1-4 (сегменты 17-20, сегменты 33-36) – «Рядовые» потребители - это обычные потребители, покупающие медпрепараты, когда в них возникает необходимость (обычно, кризисная покупка) и имеющие минимальный запас лекарств в домашней аптечке.

Сегменты 5-8 (сегменты 21-24, сегменты 37-40) - «Постоянно заботящиеся» - это потребители, которые ответственно относятся к состоянию собственного здоровья и здоровья близких им людей.

Сегменты 9-12 (сегменты 25-28, сегменты 41-44) -  «Проблемные» - это потребители, приобретающие препарат, ввиду возникновения какой-либо проблемы, носящей как случайный, так и систематический характер.

Например, это:

А) люди, выезжающие в командировку, на отдых, туристы;

Б) те, кто сильно страдает с похмелья, лица со слабым желудком, вынужденные посещать мероприятия с обильным угощением.

Сегменты 13-16 (сегменты 29-32, сегменты 45-48) - «Сталкеры» - потребители, находящиеся в условиях (условно экстремальных), которые вынуждены часто пользоваться подобными средствами, либо постоянно иметь их под рукой. Это могут быть потребители, проживающие в местах с неблагоприятной экологией, плохим качеством воды, с высоким риском возникновения и передачи инфекционных заболеваний, контактирующие в процессе работы и жизни с источниками возможной инфекции, рискующие в процессе работы получить какую-либо травму. (Такие местности – южные регионы страны; люди таких профессий, как: лесорубы, геологи, рыбаки, старатели, нефтяники, «дальнобойщики» и т.д.)

Рассмотрим сегменты по приоритетам и возможности их объединения:

Новаторы на данном рынке - «Постоянно заботящиеся» - сегменты 5-8, 21-24, 37-40, (вполне вероятно, что сегменты 21-24, 37-40 - суперноваторы), и это необходимо учесть в продвижении товаров на региональных рынках и разработке рекламы.

В ряду ранних последователей (раннего большинства), пребывает существенно большая часть покупателей из сегментов 9-12,  25-28, 41-44, то есть «Проблемные» потребители, а также сегмент 45 - 48 из «Сталкеров».

Группу поздних последователей (позднего большинства) составляют представители «Рядовых» потребителей, а также «Сталкеров» (сегменты 13-16, 29-32).

На спрос индивидуальных потребителей влияние оказывает:

- реклама

- мнение и советы родни, друзей и знакомых

- наличие товара в розничной сети

- имидж товара

Препарат Полисорб обладает рядом уникальных качеств: отличие от остальных энтеросорбентов, Полисорб МП обладает мощными антиоксидантными свойствами, то есть останавливает процессы старения и снижает риск возникновения онкологических заболеваний. Кроме того, установлено адаптогенное действие Полисорба: прием препарата способствует повышению устойчивости организма к неблагоприятным экологическим условиям, инфекциям и т.д. Уникальные свойства обеспечивают Полисорбу малую эластичность спроса по цене. Кроме того, лекарственные сорбенты не занимают большой доли семейного бюджета потребителя, это тоже делает возможным изменение цены без существенного влияния на спрос.

Как планируется, через год с момента начала финансирования данного проекта, товар станет известным общенациональным лекарственным средством, а емкость рынка увеличится, поскольку даже низкодоходные слои населения будут постепенно переходить на более эффективные лекарственные формы.

ВЫВОДЫ

В зависимости от нужд покупателей требуется различный объем упаковки препарата. Полисорб МП выпускается в упаковках массой от 1 до 50 г.

Среди аналогов Полисорб обладает самым длительным сроком хранения – 5 лет.

Поставки препарата могут осуществляться с любой частотой. Условия оплаты: от предоплаты до отсрочки платежа на 3 месяца.

Потенциальными потребителями препарата являются все жители России, независимо от пола, возраста и уровня доходов. Тем не менее, рынок конечных потребителей можно разделить на сегменты по уровню доходов, возрасту, поводу для совершения покупки, искомым выгодам. Сегментация рынка позволяет лучше понять мотивы покупки Полисорба.

Часто приобретают препарат лица, постоянно заботящиеся о своем здоровье и лица, постоянно находящиеся в неблагоприятных для жизни условиях (неблагоприятная экология, вредное производство и т.п.).

Цена мало влияет на спрос потребителей почти во всех сегментах рынка. Это связано с уникальностью препарата и низкой долей затрат на лекарственные сорбенты в бюджете конечных потребителей.

Существенным для потребителей качеством товара является его известность. Именно по этому большинство потребителей до сих пор отдают свое предпочтение неэффективному и устаревшему активированному углю. Проведение масштабной рекламной кампании будет способствовать значительному росту продаж Полисорба.

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ

На рынке энтеросорбентов действуют несколько ведущих производителей.

Таблица 6. Основные конкуренты ЗАО «Полисорб».

Название конкурирующей фирмы

Место ее расположения

ОАО Ирбитский химико-фармацевтический завод (Активированный уголь)

Ирбит, Свердловской обл.

ГОСНИИКРИСТАЛЛ (Активированный уголь)

Дзержинск, Нижегородской обл.

ЗАО «Сайнтек» (Полифепан)

С.Петербург

ООО «Экосфера» (Полифепан)

Нижний Новгород

Бофур-Ипсен (Смекта)

Франция

ЗАО «Силма» (Энтеросгель)

Москва

Основной характеристикой энтеросорбентов является сорбционная емкость. Как будет показано ниже, Полисорб обладает самой высокой сорбционной емкостью среди всех конкурентов. Высокая сорбционная емкость обеспечивает низкую стоимость курса лечения препаратом.

Сравнительная стоимость курса лечения (5 дней) различными энтеросорбентами  приведена в следующей таблице.

Таблица 7. Сравнительная характеристика энтеросорбентов.

Препарат

Цена за одну упаковку

Цена за курс лечения (5 дней)

Сорбционная емкость

Акт. уголь

10 табл.-1руб.97 коп.

68 руб.95 коп.

1,5 кв.м/г.

Полифепан

100 гр – 15 руб.

60 руб.

16-20 кв.м/гр

Смекта

90 гр -210 руб.

105руб.

100 кв.м./гр

Энтеросгель

225 гр - 95 руб

95 руб.

150 кв.м/г

Полисорб МП

50 гр - 80 руб

30 – 50 руб.

300 кв.м/гр

Как видно из таблицы, в целом, стоимость курса лечения различными энтеросорбентами сопоставима. Но, с учетом наибольшей сорбционной емкости Полисорба МП, его высокой скорости адсорбции, т.е. более выраженного лечебного эффекта и более быстрого достижения конечного результата, существует и лечебная, и экономическая целесообразность применения Полисорба МП.

На рисунке показаны позиции энтеросорбентов по двум основным параметрам: цена за курс лечения (левая шкала) и сорбционная емкость (диаметр окружности). Из рисунка видно, что Полисорб является наиболее эффективным и недорогим энтеросорбентом.

Рисунок 5. Позиции энтеросорбентов по двум основным параметрам

Полисорб МП обладает хорошими органолептическими свойствами, не имеет вкуса и запаха. Конкурирующие препараты имеют некоторые недостатки в удобстве применения.

Таблица 8. Сравнение конкурирующих препаратов по удобству применения.

Препарат

Недостатки

Полифепан

Многие пациенты (особенно дети) отказываются принимать, называя его землей. Об этом же говорят врачи.

Энтеросгель

Перед употреблением необходимо растереть по стенкам стакана и долить водой, что тоже не очень удобно. Эффективность его ограничена в случаях остро развившихся заболеваний.

Смекта

Чаще используется с целью защиты слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта от различных повреждающих воздействий

Как видно из таблиц, Полисорб является не только наиболее эффективным энтеросорбентом, но и отличается удобством применения.

Как было показано в разделе «Анализ отечественного фармацевтического рынка сорбентов», наибольшая доля рынка энтеросорбентов приходится на активированный уголь. Это связано с длительным пребыванием препарата на рынке, его известностью. Потребители привыкли к активированному углю. Активированный уголь выпускается несколькими предприятиями в одинаковой упаковке под одной торговой маркой. Все это способствует высокой конкуренции между производителями активированного угля и низкой эффективности его производства. Для того чтобы обеспечить сбыт препарату, производители активированного угля предлагают дистрибьюторам скидки за объем продаж. Таким образом, среди производителей активированного угля существует жесткая ценовая конкуренция, которая со временем должна привести к сокращению объемов выпуска этого препарата.

Смекта занимает после активированного угля вторую долю рынка энтеросорбентов. Этот препарат отличается невысокой сорбционной емкостью. Тем не менее, Смекта приносить высокий доход своим производителям. Значительную долю рынка этому препарату обеспечила рекламная кампания.

Полифепан и Энтеросгель имеют небольшие доли рынка.

Все энтеросорбенты распространяются одинаково: через крупные оптовые сети (Протек и т.д.).

ВЫВОДЫ

Основными конкурентами Полисорба являются: Смекта, Полифепан и Энтеросгель.

Полисорб превосходит все конкурирующие препараты по сорбционной емкости и обладает невысокой ценой за курс лечения.

Конкуренты Полисорба обладают некоторыми недостатками в применении. Это вкусовые качества, необходимость подготовки перед применением, ограниченные возможности в лечении и профилактике заболеваний.

Все энтеросорбенты на российском рынке распространяются одинаково: через крупные оптовые сети.

Наимеенее эффективным является производство активированного угля. Наибольшую рентабельность имеют производители Смекты.

SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз)

Слабые стороны

Сильные стороны

Препарат Полисорб МП пока мало известны в стране. Это связано с нехваткой средств на рекламу.

ЗАО «Полисорб» обладает небольшим штатом сотрудников.

  1.  Уникальные препараты Полисорб МП и ВП, наиболее эффективные в своем роде.
  2.  Препараты исследованы, прошли все испытания и успешно применяются с 1997 года.
  3.  ЗАО «Полисорб» обладает слаженной командой высококвалифицированных менеджеров, которые создали Полисорб и успешно продвигают его на рынке уже несколько лет.
  4.  Так как штат сотрудников предприятия невелик, то управление наиболее эффективно.
  5.  Полисорб зарекомендовал себя в среде врачей как наиболее эффективный препарат.
  6.  ЗАО «Полисорб» сотрудничает со многими крупными оптовыми покупателями, в том числе, с входящими в рейтинг крупнейших фармацевтических дистрибьюторов России.
  7.  ЗАО «Полисорб» обладает репутацией надежного делового партнера. Предприятие включено в список «Добрая Воля» хозяйствующих субъектов Челябинской области.
  8.  ЗАО «Полисорб» тесно сотрудничает с медицинскими вузами страны. Специалисты предприятия впервые в мире разработали, издали и распространили по всем медицинским ВУЗам России учебное пособие  по курсу энтеросорбции для студентов.

Угрозы

Возможности

  1.  Возможно введение каких либо новых государственных ограничений на фармрынке.
  2.  Возможно появление на рынке медецинских и ветеринарных энтеросорбентов новых конкурентов. 
  3.  Невозможность обеспечить прибыльную работу Предприятия в конкретных экономических условиях.
  4.  Крупные аварии, пожары, стихийные бедствия
  5.  Рост стоимости ресурсов на рынке капитала
  1.  Захват 50% доли рынка медицинских сорбентов.
  2.  Сокращение доли активированного угля на рынке энтеросорбентов (за счет этого также можно увеличить продажи Полисорба МП).
  3.  Полисорб МП уникален. С этим препаратом вполне можно выйти на международный рынок.
  4.  Потребители становятся грамотнее и разборчивее. Так как Полисорб наиболее эффективнее, то он будет пользоваться все большим спросом.

Как показывает анализ, Полисорб обладает большим количеством сильных сторон и возможностей.


Маркетинговая стратегия

Препарат Полисорб мп

Препарат Полисорб МП вырабатывается на основе мелкодисперсных кремнеземов.

Полисорб МП относится к классу энтеросорбентов (название происходит от греческого «энтеро» - кишечник и латинского «сорбео» - поглощаю). Его маленькие частицы активно поглощают любые яды на всем пути при прохождении по желудочно-кишечному тракту. Препарат применяется, как наружно, так и внутрь. Внешне он представляет собой легкий белый порошок без запаха и вкуса. Не растворим в воде и органических растворителях, не разлагается под воздействием высокой температуры, света, микроорганизмов. Химически стоек. Имеет удельную поверхность не менее 300 м2/г.  Полисорб МП в лечебных дозах не нарушает всасывания витаминов и микроэлементов,  не нарушает функцию кишечника. Он обеспечивает высокую клиническую  эффективность.

ФАРМОКОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Полисорб МП обладает выраженными универсальными сорбционными свойствами. В просвете желудочно-кишечного тракта препарат связывает и выводит из организма поступающие извне и образующиеся внутри токсические вещества различной природы, включая микроорганизмы (10 млрд.бактерий/г.) и микробные токсины, антигены, пищевые аллергены, иммунные комплексы, лекарственные препараты и яды, соли тяжелых металлов, радионуклиды, алкоголь. Полисорб МП сорбирует также избыток билирубина, холестерина и липидных комплексов, метаболитов азотистого обмена, вещества "средней молекулярной массы", ответственные за развитие метаболического токсикоза. Полисорб не расщепляется и не всасывается в желудочно-кишечном тракте и выделяется в неизмененном виде.

Полисорб МП имеет антиоксидантные (блокирует действие агрессивных свободных радикалов) и адаптогенные свойства - повышает сопротивляемость организма инфекциям, неблагоприятным экологическим факторам.

При наружном применении Полисорб МП обладает кровоостанавливающим и обеззараживающим действием.

ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ

Внутрь Полисорб МП применяют у взрослых и детей в качестве антитоксического средства при комплексной терапии острых кишечных инфекций любого генеза, включая пищевые токсикоинфекции; а также диарейных синдромов неинфекционного происхождения, дисбактериозе, гнойно-септических заболеваниях.

В случаях острых отравлений сильнодействующими и ядовитыми веществами, в т.ч. лекарствами и этиловым алкоголем, наркотическими препаратами и в других остроразвившихся случаях экзо и (или) эндогенных интоксикаций. В частности, ОРВИ, гриппе и других «простудных» заболеваниях.

Полисорб МП используется также при гипербилирубинемии (вирусный гепатит и другие желтухи) и гиперазотемии (хроническая почечная недостаточность), комплексном лечении СД II типа.

При лечении аллергических заболеваний: пищевая, лекарственная аллергия, аллергодерматозы. Применяется в комплексном лечении бронхиальной астмы.

Используется внутрь для очищения организма ( в средней дозе) и в курсах мониторного очищения кишечника на аппаратах АМОК II.

С профилактической целью его рекомендуют жителям экологически неблагоприятных регионов, лицам с ослабленным иммунитетом и работникам вредных, в т.ч. по радиации, производств, включая врачей радиологов и рентгенологов. Суточная доза 0,1-0,15 г/кг массы тела (6 - 9 г.). Для внутреннего употребления готовится водная взвесь.

Применяется для адаптации спортсменов к высоким физическим нагрузкам.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭНТЕРОСОРБЕНТОВ

В следующей таблице содержится сравнительная характеристика энтеросорбентов, преобладающих на российском рынке.

Таблица 9. Сравнительная характеристика энтеросорбентов, преобладающих на российском рынке.

Препарат

Сорбционная емкость (м2/г)

Бакагглютинирующая способность (бактерий / г)

Скорость адсорбции

Суточная доза в граммах

Акт.уголь

1,5

Нет данных

Нет данных

35 - 70

Полифепан

20

7 млн.

Нет данных

50 - 70

Смекта

100

Нет данных

Нет данных

9

Энтеросгель

150

Нет данных

Нет данных

45

Полисорб МП

300

10 млрд.

1 – 4 мин

3 - 9

Как видно из таблицы, при наименьшей суточной дозе, Полисорб МП обладает наибольшей сорбционной емкостью и способностью связывать возбудителей болезни. Он начинает «работать» через 1-4 мин. после попадания в желудочно-кишечный тракт.

Человек, имеющий в аптечке препарат Полисорб, может оказать себе помощь при любом отравлении, в т.ч. алкогольном, аллергии, любой диарее (поносе), простуде, обработать себе ранку, ожог, гнойничок, использовать Полисорб МП при многих других болезнях.

Срок годности Полисорба  МП - 5 лет, условия хранения - обычные.

ВЫВОДЫ

Полисорб – уникальный препарат, совмещающий свойства антиоксиданта и адаптогена и одновременно отличающийся самой высокой эффективностью среди аналогов и невысокой ценой за курс лечения.

Полисорб имеет широкий спектр применения.

Полисорб прошел все необходимые клинические и лабороторные испытания и прекрасно зарекомендовал себя на практике.

Полисорб прост и удобен в применении.

распределение

Препарат Полисорб МП реализуется через аптечную сеть, больницы, санатории и крупных дистрибьюторов фармацевтического рынка России: ЗАО «ЦВ Протек», ЗАО «СИА Интерншнл», ЗАО «Аптека холдинг» и других. Только в Челябинске препарат продается в более 250 торговых точках.

До покупателей товар транспортируется контейнером и багажом по железной дороге, посылками через отделение связи, в Челябинске и Челябинской области доставляется автотранспортом.

Для хранения продукции используется сертифицированный склад.

Информация о препарате в данный момент распространяется через центральную прессу, телевидение, интернет, выставки, семинары и лекции для врачей, буклеты, плакаты, методические рекомендации и т.д.

Продвижение

В штате предприятия 6 специалистов по продажам. В различных регионах России у предприятия имеется 8 представителей, которые занимаются продвижением препарата в этих регионах. Представители получают комиссионное вознаграждения от объема продаж в их регионе.

Подбор персонала осуществляется через кадровые агентства, объявления в прессе, интернет. Основными требованиями к торговому персоналу являются: знание рынка, энергичность, целеустремленность. Штатные сотрудники предприятия, занимающиеся продвижением препарата, регулярно проходят курсы, участвуют в тренингах по продажам.

Данные о продажах препарата собираются и анализируются ежедневно.

В случае реализации данного проекта, планируется увеличить число штатных специалистов по продажам, а также более активно работать с другими регионами: величивать число региональных представителей.

реклама

В ходе реализации проекта планируется значительно увеличить расходы на рекламу. По оценке генерального директора ЗАО «Верофарм» А.Парканского, рекламные затраты на введение брэнда в России составляют 1,2 – 1,6 млн. долл., если результат нужен на 3-4-й год, или 450 тыс. долл., при более медленном достижении результата (на 5-6-й год) (из интервью, опубликованного на сайте ЗАО «Верофарм»).

За 3 года реализации проекта ЗАО «Полисорб» планирует потратить на рекламу 29 млн. руб.

Рисунок 6. График расходов на проведение рекламной кампании.

Как планируется, в первый год расходы на рекламу составят 11246 тыс. руб., затем они будут постепенно снижаться до 7954 тыс. рублей в год. Данные затраты на рекламу должны поддерживать популярность препарата.

Рисунок 7. Структура планируемых расходов на рекламу.

На рисунке представлена структура расходов на рекламу на основе данных о рекламных компаниях 50 наиболее рекламируемых в России медицинских препаратов. Как показал анализ рекламных кампаний, основная доля расходов приходится на рекламу по центральному телевидению. Данная структура расходов не является окончательной для препарата Полисорб МП и будет уточняться в ходе реализации проекта, по мере консультаций со специалистами по рекламе.

Далее в таблице приведены данные о рекламных затратах и объемах продаж компании Бофур Ипсен Интернациональ (Франция). Доля препарата Смекта в общем объеме продаж этой компании в первом полугодии 2003 года была около 50%.

Таблица 10. Объемы продаж и затраты на рекламу компании компании Бофур Ипсен Интернациональ.

Показатель

В тыс. долл.

В % к аналогичному периоду 2002 года

Объем продаж в 2002 году

9680

182,6%

Затраты на рекламу в январе-сентябре 2002 года

1934

333,4%

Источник: ЦМИ «Фармэксперт»

Как видно из таблицы, на каждый доллар продаж препаратов Бофур Ипсен  в 2003 году приходилось примерно 27 центов рекламных затрат. В 2002 году объем продаж компании был 5300 тыс. долл., на рекламу было затрачено примерно 14 центов от каждого доллара продаж.

ЗАО «Полисорб» на 3ый год реализации проекта планирует продавать Полисорба примерно на 5 840 тыс. долл. в год. При этом на каждый доллар продаж за 3 года проекта будет приходиться примерно 14 центов рекламных затрат. ЗАО «Полисорб» планирует затраты на рекламную компанию по аналогии с Бофур Ипсен.

Таблица 11. Объемы продаж Полисорба МП и рекламные затраты.

Показатель

Значения показатель в помесячной разбивке, руб.

с 1 по 12 мес.

с 13 по 24 мес.

с 25 по 36 мес.

Ежемесячный объем продаж

3 782 076

9 477 375

14 601 139

Ежемесячные затраты на рекламу

937 142

800 000

662 857

Соотношение затрат и объема продаж

0.3

0,1

0,05

Как видно из таблицы, в первый год реализации проекта затраты на рекламу будут составлять треть поступления от продаж. Затем затраты будут постепенно снижаться. По данным статьи А. Юданова (Опубликованной в журнале «Ремедиум» за октябрь 2003 года) затраты на рекламу препарата Кларотадин в процентах к объемам продаж составляли в момент выхода препарата на рынок (в 2000 году) 115,4%, а уже через год снизились до 65,6%. За 1 год рекламной компании объем продаж Кларотадина увеличился в 2 раза, за тоже время общий объем рынка кларотадина возрос в полтора раза. Но на рынке кларотадина препараты практически не отличаются один от другого. А препарат Полисорб МП уже является известным в медицинских и фармацевтических кругах, широко известен как в Уральском и  в Центральном регионах, так и по РФ.

Как было показано выше, медицинские препараты рекламируются в основном на телевидении, гораздо реже в прессе. Ниже на диаграмме представлена структура затрат на рекламу фармацевтических фирм по различным телеканалам.

Рисунок 8. Структура затрат на рекламу фармацевтических фирм по различным телеканалам в 2001 году (по данным Gallup Media, опубликованным в «Фармацевтическом вестнике» №12(251) за 2002 год).

ЗАО «Полисорб» при разработке рекламной компании планирует придерживаться аналогичной представленной на диаграмме структуре затрат. Конкретное время выхода рекламных роликов, сценарии рекламных роликов, рекламные обращения будут уточняться в процессе реализации проекта с рекламным агентством.

Измерять эффективность рекламы планируется при помощи выборочных опросов потребителей.

Рекламные сообщения и внешнее оформление рекламы Полисорба может измениться в ходе реализации данного проекта. В настоящий момент в рекламных сообщениях делается упор на высокую эффективность препарата.

цена

В таблице «Отпускные цены» даны цены на препарат Полисорб с учетом емкости упаковки и момента оплаты.

Таблица 2. Отпускные цены на Полисорб. (руб.)

Вид упаковки

Предоплата

Оплата по факту

Отсрочка 30 дней

Одноразовый пакет 1 г

3.10

3.26

3.57

Полисорб МП 50 г

80.00

84.40

92.00

Полисорб МП 25 г (полиэтиленовая банка 0,5 л)

52.70

54.60

59.80

Полисорб МП 35 г (полиэтиленовая банка 0,7 л)

60.00

73.50

80.50

Как показано в разделе «Анализ конкурентов», Полисорб МП обладает самой невысокой ценой за курс лечения в сравнении с конкурентами, а также она может варьироваться в зависимости от сроков расчетов и объема упаковки.

Так как ЗАО «Полисорб» небольшое предприятие с маленьким рекламным бюджетом, то конкуренции среди посредников практически нет. При работе с региональными представителями используются бонусы за увеличение оборота.


ФИНАНСЫ

доходы

В ходе реализации проекта планируется увеличить объем выпуска препарата в 17 раз.

Таблица 13. Ожидаемые объемы выпуска препарата. (тыс. руб.)

1 год

2 год

3 год

- Полисорб МП

45 384

110 299

175 211

Темп роста общего объема выпуска к 2003 г.

378%

919%

1460%

В следующей таблице даны прогнозные цены и структура производственной программы.

Таблица 14. Структура производственной программы и прогнозные цены.

Препарат

Структура производства

Цена, руб. с НДС за кг

Полисорб МП

100%

2 895

Цена на препараты на протяжении трех лет предполагается неизменной. Из таблицы 13 (Ожидаемые объемы выпуска препарата) видно, что выпуск препарата будут расти. В итоге, суммарные поступления от продаж растут, повышается рентабельность.

расходы

Далее в таблице даны основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Полисорб» за 9 месяцев 2003 года.

Таблица 15. Показатели финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Полисорб» за 9 месяцев 2003 года.

№ стр.

Показатель

тыс. руб.

1

Поступления от реализации без НДС

4 084.00

2

Итого поступлений

Стр. 1

4 084.00

3

Налог на имущество

27.90

4

Налог на пользователей автодорог

37.00

5

Налог на милицию

1.00

6

Налог на прибыль

160.00

7

Единый социальный налог

396.60

8

Итого уплата налогов

Стр. 3  +…+ 7

622.50

9

Производственный персонал

327.10

10

Управленческий персонал

765.50

11

Итого оплата труда

Стр.9 + 10

1 092.60

12

Прямые затраты (сырье)

907.20

13

Общепроизводственные затраты (инвентарь, ремонт, ГСМ)

186.80

14

Итого материальные затраты

Стр.12 + 13

1 094.00

15

Амортизация производственного оборудования

36.10

16

Прочие затраты (аренда, лицензии)

213.60

17

Итого общепроизводственные расходы

Стр.12+ 14+15+16

2 436.30

18

Материальные затраты (на содержание офиса)

23.30

19

Прочие (услуги, аренда офиса, командировки, связь, почта), в т.ч.

502.50

20

  - реклама

150.70

21

Амортизация офисного оборудования

42.90

22

Итого общехозяйственные расходы

Стр.18+ …+21

568.70

23

Итого расходы

Стр.8+17+ 22

3 627.50

24

Денежный поток от операционной деятельности3

Стр.2+15+ 21 - 23

532.50

Представленная в таблице величина расходов в дальнейшем будет использоваться в качестве базы для расчета плана расходов.

Таблица 16. Прогноз темпов изменения основных затрат ЗАО «Полисорб» по годам проекта.

Показатель

Темпы роста к базисному году

1 год

2 год

3 год

Заработная плата производственного персонала

400%

400%

800%

Заработная плата управленческого персонала

200%

300%

600%

Прямые затраты

Пропорционально росту объема выпуска

Общепроизводственные материальные

В 2 раза медленнее объема выпуска

Общепроизводственные прочие

100%

В 5 раз медленнее объема выпуска

Общехозяйственные материальные

Пропорционально заработной плате управленческого персонала

Общехозяйственные прочие

200%

400%

600%

Амортизация

В зависимости от стоимости оборудования

Реклама

В соответствии с рекламным бюджетом

Налоги

В зависимости от роста налоговой базы

Темпы роста затрат представлены исходя из экспертных оценок, без учета инфляции. Далее даны ожидаемые объемы выпуска препарата по годам проекта.

Виды налогов, которые учтены в данном проекте, их ставки, объекты обложения, а так же налоговые периоды перечислены в таблице «Налогообложение».

Таблица 17. Налогообложение.

Налог

Объект обложения

Ставка

Налоговый период

Налог на прибыль

Прибыль

24%

Месяц

Налог на добавленную стоимость

Реализация товаров

10%

Месяц

Налог на пользователей автодорог

Выручка от реализации продукции

1%

Месяц

Единый социальный налог

Выплаты в пользу работников

36,3%

Месяц

Налог на имущество

Основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты

2%

Квартал

Налоговые льготы, которыми могло бы воспользоваться предприятие, в расчетах не учитывались.

финансирование

Потребность в финансировании на начальном этапе складывается из трех основных составляющих:

Проектные работы (проектирование  завода по стандартам GMP).

Пополнение оборотных средств.

Проведение рекламной кампании.

Общая сумма проектных работ составляет 3 млн. руб.

Пополнение оборотных средств на начальном этапе 3 млн. руб.

Проведение рекламной кампании в первый год 11.8 млн. руб. (от инвестора требуется только 9 млн. руб., остальные расходы будут покрыты ЗАО «Полисорб»)

В течение первого года реализации проекта будет израсходовано 15 млн. руб. средств инвестора, будет достигнут минимальный остаток средств на счете предприятия, который останется примерно на одном уровне в течении 2х лет. В этот период денежный поток проекта будет близок к нулю (поступлений будет хватать только на то, чтобы покрыть расходы). Это связано с активной рекламной кампанией, постепенным наращиванием объемов выпуска и реализации. Далее на рисунке представлен график остатка средств на счете проекта.

Рисунок 9. График остатка денежных средств в ходе реализации проекта.

Из графика видно, что первые 6 месяцев остаток денежных средств убывает – расходуются средства инвестора. Начиная с 7 месяца проекта – идет накопление ликвидных средств – в этот период поступления начинают превышают выплаты. К концу 36го месяца проекта накопленных денежных средств достаточно, чтобы выкупить у инвестора принадлежащую ему долю акций.

ВЫВОДЫ

При расчете плана затрат на предстоящие 3 года за базу взята существующая структура затрат на предприятии.

Построен прогноз темпов роста затрат без учета инфляции.

При определении плана затрат будут учтены изменения в амортизации, налоговых базах, а так же увеличение затрат на рекламу.

Цены на препарат предполагаются неизменными в течении 3 лет, хотя вполне вероятен их рост при сохранении планируемых объемов выпуска. Как показал маркетинговый анализ, такая ситуация – не редкость на российском фармацевтическом рынке.

Ожидается более медленный рост затрат по сравнению с объемом выпуска. Как известно, увеличение масштабов производства способствует росту эффективности.

результаты проекта

В таблицах «План движения денежных средств», «План прибылей и убытков» и «Прогнозный баланс» представлены данные об основных финансовых показателях проекта.


Таблица 18. План прибылей и убытков, руб.

 

1 месяц

2 месяц

3 месяц

4 месяц

5 месяц

6 месяц

7 месяц

8 месяц

9 месяц

10 месяц

Валовый объем продаж

1184318

1594130

2003942

2413753

2823565

3233377

3643188

4053000

4462812

4872623

Потери

23686

31883

40079

48275

56471

64668

72864

81060

89256

97452

Налоги с продаж

296080

398532

500985

603438

705891

808344

910797

1013250

1115703

1218156

Чистый объем продаж

864552

1163715

1462877

1762040

2061202

2360365

2659527

2958690

3257853

3557015

Материалы и комплектующие

184909

248894

312878

376862

440847

504831

568816

632800

696784

760769

Суммарные прямые издержки

184909

248894

312878

376862

440847

504831

568816

632800

696784

760769

Валовая прибыль

679643

914821

1149999

1385178

1620356

1855534

2090712

2325890

2561068

2796246

Налог на имущество

925

936

1150

6363

6534

6706

6878

7049

7221

7393

Административные издержки

88106

88106

88106

88106

88106

88106

88106

88106

88106

88106

Производственные издержки

117336

117336

117336

117336

117336

117336

117336

117336

117336

117336

Маркетинговые издержки

909091

898701

888312

877922

867532

857143

846753

836364

825974

815584

Зарплата административного персонала

122670

131627

140584

149541

158497

167454

176411

185368

194325

203282

Зарплата производственного персонала

95410

100862

106314

111766

117218

122670

128122

133574

139026

144478

Суммарные постоянные издержки

1332613

1336632

1340651

1344671

1348690

1352709

1356728

1360748

1364767

1368786

Амортизация

 

 

 

 

25000

25000

25000

25000

25000

25000

Суммарные непроизводственные издержки

 

 

 

 

25000

25000

25000

25000

25000

25000

Убытки предыдущих периодов

 

653894

1076641

1268443

1234299

994167

523048

 

 

 

Прибыль до выплаты налогов

-653894

-1076641

-1268443

-1234299

-994167

-523048

179057

933093

1164080

1395068

Налогооблагаемая прибыль

-653894

-1076641

-1268443

-1234299

-994167

-523048

179057

933093

1164080

1395068

Чистая прибыль

-653894

-1076641

-1268443

-1234299

-994167

-523048

179057

933093

1164080

1395068


Таблица 18. План прибылей и убытков, руб. (продолжение)

11 месяц

12 месяц

2 год

3 год

Валовый объем продаж

5282435

5692247

100272273

159285156

Потери

105649

113845

2005445

3185703

Налоги с продаж

1320609

1423062

25068068

39821289

Чистый объем продаж

3856178

4155340

73198759

116278164

Материалы и комплектующие

824753

888738

15655636

24869392

Суммарные прямые издержки

824753

888738

15655636

24869392

Валовая прибыль

3031424

3266602

57543123

91408772

Налог на имущество

7564

7736

106215

130928

Административные издержки

88106

88106

2149091

3273636

Производственные издержки

117336

117336

2091105

5502519

Маркетинговые издержки

805195

794805

8727273

7231169

Зарплата административного персонала

212239

221195

3352980

4642767

Зарплата производственного персонала

149930

155382

2289840

3074928

Суммарные постоянные издержки

1372805

1376825

18610288

23725020

Амортизация

25000

25000

300000

300000

Суммарные непроизводственные издержки

25000

25000

300000

300000

Убытки предыдущих периодов

 

 

 

 

Прибыль до выплаты налогов

1626055

1857042

38526619

67252824

Налогооблагаемая прибыль

1626055

1857042

38526619

67252824

Чистая прибыль

1626055

1857042

38526619

67252824

Из таблицы «План прибылей и убытков» видно, что первые 6 месяцев прибыль проекта отрицательна. В этот период проект финансируется за счет средств инвестора и амортизационных отчислений. С 7 месяца инициаторы начинают вкладывать собственные средства в проект – реинвестировать полученную прибыль.

Таблица 19. План движения денежных средств, руб.

 

1 месяц

2 месяц

3 месяц

4 месяц

5 месяц

6 месяц

7 месяц

8 месяц

9 месяц

10 месяц

Поступления от продаж

 

630501

1460993

1868719

2266201

2653629

3031190

3399068

3757443

4106495

Затраты на материалы и комплектующие

813600

278071

473083

535087

595495

654337

711643

767441

821759

874627

Суммарные прямые издержки

813600

278071

473083

535087

595495

654337

711643

767441

821759

874627

Общие издержки

1225986

1199628

1173733

1148293

1123301

1098750

1074633

1050942

1027672

1004815

Затраты на персонал

160000

168475

176717

184731

192521

200092

207448

214593

221531

228265

Суммарные постоянные издержки

1385986

1368103

1350450

1333024

1315822

1298842

1282081

1265535

1249203

1233080

Налоги

58080

353596

452943

552695

644196

736194

844034

913156

1138371

1271275

Кеш-фло от операционной деятельности

-2257666

-1369269

-815483

-552087

-289312

-35744

193433

452936

548110

727513

Затраты на приобретение активов

756303

747006

737824

704462

 

 

 

 

 

 

Кеш-фло от инвестиционной деятельности

-756303

-747006

-737824

-704462

 

 

 

 

 

 

Собственный (акционерный) капитал

15000000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кеш-фло от финансовой деятельности

15000000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баланс наличности на начало периода

 

11838697

9748436

8214222

6973119

6687364

6652059

6843114

7290482

7831854

Баланс наличности на конец периода

11986031

9869756

8316450

7059901

6770589

6734845

6928277

7381213

7929323

8656836


Таблица 1. План движения денежных средств, руб. (продолжение)

11 месяц

12 месяц

2 год

3 год

Поступления от продаж

4446398

4777324

80095499

113255974

Затраты на материалы и комплектующие

926070

976117

15143551

20097919

Суммарные прямые издержки

926070

976117

15143551

20097919

Общие издержки

982365

960315

11514821

12250281

Затраты на персонал

234801

241141

3322231

3921863

Суммарные постоянные издержки

1217166

1201456

14837051

16172144

Налоги

1361639

1468046

24891949

35296808

Кеш-фло от операционной деятельности

941523

1131705

25222948

41689103

Затраты на приобретение активов

 

 

 

 

Кеш-фло от инвестиционной деятельности

 

 

 

 

Собственный (акционерный) капитал

 

 

 

 

Кеш-фло от финансовой деятельности

 

 

 

 

Баланс наличности на начало периода

8550425

9480375

10598169

35511072

Баланс наличности на конец периода

9598359

10730064

35953012

77642115

Из таблицы видно, что в 1 год реализации проекта планируется привлечь дополнительный акционерный капитал (средства инвестора) в размере 15 млн. руб. В течении первых 4 месяцев часть этих средств будет направлена на проектирование завода (кэш-фло от инвестиционной деятельности отрицательно), на пополнение оборотных средств и проведение рекламной кампании (кэш-фло от операционной деятельности отрицательно). С 7 месяца проекта кэш-фло от операционной деятельности становиться положительным, это означает, что поступления от продаж препарата покрывают все возникающие расходы, связанные с производством и реализацией. В 12 месяц приток денежных средств существенно возрастает, увеличивается остаток денежных средств. Так как на 2 год реализации проекта предприятие выходит на проектную мощность.


Таблица 20. Прогнозный баланс, руб.

 

1 месяц

2 месяц

3 месяц

4 месяц

5 месяц

6 месяц

7 месяц

8 месяц

9 месяц

10 месяц

Денежные средства

11986031

9843419

8251209

6947161

6643175

6605151

6813484

7307382

7912499

8725675

Счета к получению

1276695

2356820

3019485

3682150

4344816

5007482

5670147

6332812

6995478

7658143

Сырье, материалы, комплектующие

369818

312878

376862

440847

504831

568816

632800

696784

760769

824753

Запасы готовой продукции

184909

248894

312878

376862

440847

504831

568816

632800

696784

760769

Суммарные текущие активы

13817454

12762010

11960435

11447020

11933669

12686279

13685247

14969779

16365531

17969340

Основные средства

 

 

 

3000000

3000000

3000000

3000000

3000000

3000000

3000000

Накопленная амортизация

 

 

 

 

25000

50000

75000

100000

125000

150000

Остаточная стоимость основных средств

 

 

 

3000000

2975000

2950000

2925000

2900000

2875000

2850000

Другие активы

 

 

 

3000000

2975000

2950000

2925000

2900000

2875000

2850000

Инвестиции в основные фонды

756303

1512605

2268908

 

 

 

 

 

 

 

СУММАРНЫЙ АКТИВ

14573756

14274615

14229342

14447020

14908669

15636279

16610247

17869779

19240531

20819340

Отсроченные налоговые платежи

111587

137000

223286

346578

507853

704102

915722

1181918

1328347

1451847

Счета к оплате

116063

214256

274499

334741

394983

455226

515468

575710

635953

696195

Суммарные краткосрочные обязательства

227650

351256

497785

681319

902836

1159328

1431190

1757628

1964300

2148042

Капитал внесенный сверх номинала

15000000

15000000

15000000

15000000

15000000

15000000

15000000

15000000

15000000

15000000

Нераспределенная прибыль

-653894

-1076641

-1268443

-1234299

-994167

-523048

179057

1112151

2276231

3671299

Суммарный собственный капитал

14346106

13923359

13731557

13765701

14005833

14476952

15179057

16112151

17276231

18671299

СУММАРНЫЙ ПАССИВ

14573756

14274615

14229342

14447020

14908669

15636279

16610247

17869779

19240531

20819340


Таблица 20. Прогнозный баланс, руб. (продолжение)

11 месяц

12 месяц

2 год

3 год

Денежные средства

9791157

11087798

42788160

103191718

Счета к получению

8320809

8983474

16935460

24887446

Сырье, материалы, комплектующие

888738

952722

1720535

2488348

Запасы готовой продукции

824753

888738

1656551

2424364

Суммарные текущие активы

19825457

21912732

63100706

132991877

Основные средства

3000000

3000000

3000000

3000000

Накопленная амортизация

175000

200000

500000

800000

Остаточная стоимость основных средств

2825000

2800000

2500000

2200000

Другие активы

2825000

2800000

2500000

2200000

Инвестиции в основные фонды

 

 

 

 

СУММАРНЫЙ АКТИВ

22650457

24712732

65600706

135191877

Отсроченные налоговые платежи

1596666

1741657

3380104

4995542

Счета к оплате

756437

816680

1539587

2262495

Суммарные краткосрочные обязательства

2353103

2558336

4919691

7258037

Капитал внесенный сверх номинала

15000000

15000000

15000000

15000000

Нераспределенная прибыль

5297354

7154396

45681015

112933839

Суммарный собственный капитал

20297354

22154396

60681015

127933839

СУММАРНЫЙ ПАССИВ

22650457

24712732

65600706

135191877

Из таблицы «Прогнозный баланс» видно, что на конец 3 года балансовая стоимость проекта (активы за вычетом счетов к оплате) составляет 132 млн. руб., из них 103,2 млн. руб. – ликвидные средства, которые могут быть направлены на выкуп акций у инвестора. Таким образом, вложив в начале 15 млн. руб., через 3 года инвестор может получить 103 млн. руб. В следующей таблице приведены данные о балансовой стоимости проекта по годам (рассчитаны на основе таблицы «Прогнозный баланс»).

Таблица 21. Балансовая стоимость бизнеса.

Балансовая стоимость на конец года, руб.

1 год

22 154 396

2 год

60 681 015

3 год

127 933 839

Из таблицы видно, что за 3 года балансовая стоимость (стоимость имущества за вычетом текущих обязательств) возрастает в 5 раз. При этом рыночная стоимость бизнеса (с учетом предстоящих доходов) будет выше балансовой стоимости.

Таблица 22. Эффективность инвестиций.

 Показатель  

 Рубли  

 Ставка дисконтирования 

 16.00 % 

 Период окупаемости 

 15 мес. 

 Дисконтированный период окупаемости 

 16 мес. 

 Средняя норма рентабельности 

 383,52% 

 Чистый приведенный доход 

62 642 115

 Индекс прибыльности 

8,58  

 Внутренняя норма рентабельности 

 310 % 

 Длительность 

1,3 года 

Из таблицы «Эффективность инвестиций» видно, что при рыночной норме доходности 16% инвестор, вкладывая деньги в проект, может дополнительно получить 62 млн. руб. сверх среднерыночного дохода. Период окупаемости проекта составляет 15 месяцев (период времени, в течение которого вернутся средства, вложенные в проект), с учетом дисконтирования – период окупаемости 16 месяцев (в течении этого периода вернутся не только средства, вложенные в проект, но и среднерыночный доход на эти средства). Показатель длительности говорит о том, что основная масса доходов проекта поступит примерно в течении полутора лет после его начала. Внутренняя норма рентабельности говорит о том, что проект будет приемлем для инвестора даже в случае, когда инвестор потребует более 100% годовых.

ВЫВОДЫ

Для реализации проекта потребуется 15 млн. руб. средств инвестора. Они будут направлены на проектирование завода по GMP стандартам, пополнение оборотных средств и финансирование рекламной компании.

Инициатор данного проекта так же планирует вложить свои средства в проект в виде реинвестируемой прибыли. Эта сумма составит за весь период реализации проекта 50 млн. руб., будет вложена начиная с 7 месяца проекта. Средства инициатора проекта могут быть направлены на выкуп акций у инвестора.

В результате реализации проекта инвестор может получить 103 млн. руб.

Анализ эффективности проекта показывает, что проект высоко эффективен даже при условии отсутствия налоговых льгот и отсутствия роста цен на препарат.

1 Данный раздел подготовлен по материалам статьи в журнале «Ремедиум» за октябрь 2002 года А.Юданова, д.э.н., профессора, руководителя фарма-группы Финансовой академии при Правительстве РФ, а так же по материалам статей «Рынок антидиарейных средств: итоги 2001 г.» (журнал «Фармацевтический вестник», №23 за 2002 г.) и «Российское производство лекарственных препаратов: итоги 2001 г.» (журнал «Фармацевтический вестник», №20 за 2002 г.)

2 Составлено ЦМИ "Фармэксперт" на основе данных, предоставляемых компаниями, собственной информации ("Мониторинг розничных продаж"), Госкомстата РФ, ГТК РФ. По состоянию на июнь 2003 года.

3 Начисленная амортизация не является расходами, поэтому мы исключаем ее из итоговой суммы


EMBED Excel.Chart.8 \s