30976

Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров

Книга

Информатика, кибернетика и программирование

1 Понятие информации 4 1.2 Классификация видов и форм товарной информации 4 1.3 Требования предъявляемые к товарной информации 6 1.4 Классификация средств товарной информации 7 1.

Русский

2013-08-25

294.5 KB

47 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Бийский технологический институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»

Т.И. Макрушина

Индивидуальные задания

Методические рекомендации к выполнению индивидуальных

заданий по дисциплине «Информационное обеспечение

товароведения  и  экспертизы товаров» для студентов

 всех форм  обучения

Бийск

Издательство Алтайского государственного технического

университета им. И.И. Ползунова

2011

        УДК 658 82:659.13/ 17

Рецензент: Г.В. Багров, доцент, к.х.н. БТИ АлтГТУ .

Макрушина, Т.И.

        Индивидуальные задания: методические рекомендации к выполнению индивидуальных заданий по дисциплине «Информационное обеспечение товароведения  и     экспертизы товаров» для студентов всех форм  обучения / Т.И. Макрушина; Алт. гос. техн.  ун-т, БТИ. – Бийск : Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2011. – 33 с.

      Методические рекомендации содержат краткий теоретический материал по дисциплине «Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров», индивидуальные задания и рекомендации по их выполнению, а также примерный перечень вопросов к экзамену.

УДК 658 82:659.13/ 17

                                                           Рассмотрены и одобрены

                                                            на заседании кафедры общей химии

                                                            и экспертизы товаров.

                                            Протокол №     от          2011 г.

                                                              © Макрушина,  Т.И.  2011

                                                              © БТИ АлтГТУ, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1 Теоретическая часть

4

    1.1 Понятие информации

4

    1.2 Классификация видов и форм  товарной информации

4

    1.3 Требования, предъявляемые к товарной информации

6

    1.4 Классификация средств товарной информации

7

    1.5 Товарно-сопроводительные документы

10

    1.6 Маркировка

14

     1.7 Информационные знаки

18

2 Индивидуальные задания                                                                                

20

  3 Примерный перечень вопросов на экзамен

28

Литература

32


1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Понятие информации

«Информация» − слово латинское, первоначально означало «сообщение». В правовом поле выделяют «товарную информацию» − сведения о товаре (работе, услуге), производителе, необходимые потребителю, чтобы сделать разумный потребительский выбор.

Насыщение рынка товарами, расширение и углубление ассортимента являются значительными достижениями периода перехода к рыночным отношениям. Однако потребителю зачастую трудно разобраться в этом товарном многообразии, сделать правильный выбор без достаточной и достоверной информации о каждом наименовании поступаемых в продажу товаров. При этом необходима информация не только о новых, но и о давно известных товарах.

1.2 Классификация видов и форм  товарной информации

Управление потоком огромного массива маркетинговой информации невозможно без четкого соблюдения единых норм и правил стандартизации в процессах сбора, обработки, систематизации и компьютерного использования оперативных и статистических данных о товаре.

Среди общего массива товарной информации по назначению различают следующие виды:

  •  Основополагающую товарную информацию, объединяющую в себе основные сведения о товаре, предназначенные для всех субъектов рынка с фиксацией наименований товаров, сортов, масс брутто, нетто, дат выпуска, наименования изготовителей, сроков хранения или годности, способов использования.
  •  Коммерческую товарную информацию, включающую сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для поставщиков, посредников, продавцов. Это данные о предприятии-изготовителе, посреднике, нормативные документы о качестве, ассортиментные номера по ОКП (общероссийскому классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции), товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, а также порядковые номера по ОКПО (общероссийскому классификатору предприятий и организаций), другие условные обозначения.
  •  Потребительскую товарную информацию − сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды от применения конкретного товара и адресованные потребителям. В информации представлены потребительская ценность товара, состав, функциональное назначение, способы использования и эксплуатации, безопасность применения и потребления, надежность.

Для всех типов сведений используются следующие формы передачи информации (рисунок 1.1):

  •  Словесная информация. Доступная информация, если она дается на языке, на котором говорит большинство населения. Как правило, за границей, крупные фирмы публикуют информацию на нескольких наиболее популярных языках. Недостаток словесной информации − ее громоздкость, она требует времени для осмысления.
  •  Цифровая информация. Является существенным дополнением к словесной. В сочетании с другими изображениями делает информацию лаконичной, четкой.
  •  Изобразительная информацияграфическое изображение товара, фотографий, открыток в целях усиления эмоционального восприятия и передачи информации о внешнем виде товара. Достоинства данной формы − доступность, наглядность и лаконичность восприятия информации.
  •  Информация в виде символики сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Символ — знак, опознающая примета, выражающая определенные свойства товара для краткого отражения его сущности.
  •  Штриховая информация   комплексная форма информации, сочетающая элементы символической и цифровой форм, для нее свойственно кодирование определенных сведений в виде темных штрихов, светлых пробелов и цифр. Эта информация носит чисто коммерческий характер и недоступна потребителю.


Товарная информация (ТИ)

виды ТИ в зависимости от назначения

формы ТИ в зависимости от средств передачи

основополагающая

коммерческая

потребительская

словесная

цифровая

изобразительная

символическая

штриховая

Рисунок 1.1 − Виды и формы товарной информации

1.3 Требования, предъявляемые к товарной информации

К основным требованиям, предъявляемым к товарной информации, относятся достоверность, доступность, достаточность (рисунок 1.2).

  •  Достоверность подтверждается маркировкой и сертификацией. К сожалению, в практике торговли наблюдаются факты недостоверной информации в деятельности поставщиков и органов сертификации. Эта информационная фальсификация, как правило, осуществляется в корыстных целях.
    •  Доступность связана с принципом информационной открытости сведений о товаре и включает в себя такие частные элементы, как языковая доступность, т.е. информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части населения − потребителей, пользующихся товаром; востребованность − предоставление необходимой информации по требованию пользователя; понятность − использование общепринятых и/или стандартизованных понятий (символов), а также возможность их определения или расшифровки. Это требование предполагает использование общепринятых понятий, терминов, определения которых приводятся в терминологических стандартных словарях и справочниках и не требуют определений и пояснений.
    •  Достаточность информационного материала − форма рациональной информационной насыщенности, исключающей как неполную, так и излишнюю информацию, дублирующую основную информацию и не представляющую интереса для пользователей.

«Три Д» товарной информации

Достоверность

Доступность

Достаточность

Языковая

доступность

Востребованность

Понятность

Рисунок 1.2   Основные требования к товарной информации (ТИ)

1.4 Классификация средств товарной информации

К общепринятым классификационным группам средств товарной информации принято относить:

а) информационные ресурсы (нормативные документы, стандарты, технические условия, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, правила торговли), технические документы, товарно-сопроводительные документы, проектная документация, конструкторская документация, документы поставки продукции на производство);

б) специальную литературу (справочники, словари, научную литературу, научно-популярную литературу);

в) маркировку (производственную маркировку: этикетки, бирки, контрольные ленты, ярлыки, клеймо, штампы; товарную маркировку: ценники, кассовые чеки, товарные чеки, счета);

г) рекламу (буклеты, каталоги, листовки, рекламные щиты, СМИ, телевидение, радиовещание, газеты, журналы).

Средства товарной информации (СТИ) предназначены для доведения сведений о товаре, его характеристиках до пользователей. Многие средства товарной информации выполняют идентифицирующую функцию, сущность которой заключена в распознавании, отождествлении товара с определенными потребительскими свойствами, в том числе органолептическими: внешний вид, цвет, вкус, запах. Функция идентификации наиболее присуща таким средствам, как маркировка, нормативные и другие технические документы.

Важнейшим блоком в классификации СТИ является блок  «Информационные ресурсы».

Информационные ресурсы (ИР)  представляют собой целостную совокупность отдельных документов и массивов документации в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах. Информационные ресурсы, в зависимости от носителей информации, дифференцируются на нормативные и технические.

Нормативный документ (НД) документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу потребителей (пользователей) (ГОСТ Р 1.0 − 92).

К нормативным документам по стандартизации относятся государственные стандарты Российской Федерации, международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, стандарты отраслей (ОСТ), стандарты предприятий (СТП), стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Санитарные нормы и правила (СанПиН), Строительные нормы и правила (СНиП).

Письмом Госстандарта ТУ на продукцию также отнесены к нормативным документам.

Технические документы − документы, содержащие информацию для идентификации товарных партий на всем пути продвижения от изготовителя к конечному потребителю.

Технические документы, содержащие информацию о товарах, подразделяются на следующие группы: товарно-сопроводительные; эксплуатационные; проектно-конструкторские.

Товарно-сопроводительные документы (ТСД) − документы,. содержащие необходимую и достаточную информацию для идентификации товарных партий на всем пути товародвижения.

Эксплуатационные документы (ЭД) − документы, предназначенные для передачи и хранения информации о правилах эксплуатации сложнотехнических товаров, использование и обслужи-вание которых не требует специальной подготовки. Если для использования таких товаров требуется специальная подготовка, то в эксплуатационных документах должно быть соответствующее указание.

В ЭД также содержатся размерные характеристики (масса, габариты, напряжение или сила тока и т.п.), что необходимо для правильной эксплуатации бытовой техники.

В отличие от ТСД, предназначенных в основном для продавцов, ЭД выступают как носители потребительской информации, хотя и продавцы могут использовать ее для создания потребительских предпочтений при консультировании покупателей и разъяснении им преимуществ потребительских свойств конкретных товаров, особенностей их эксплуатации.

Основополагающая информация, содержащаяся в ЭД, носит идентифицирующий характер и не является самоцелью.

Руководство по эксплуатации (РЭ) − эксплуатационный документ, предназначенный для обеспечения потребителя всеми сведениями, необходимыми для правильного использования и обслуживания изделия.

РЭ содержит описание конструкции изделия, принципа действия, сведения, необходимые для его правильной эксплуатации  и технического обслуживания, а также основные параметры и характеристики, гарантированные предприятием-изготовителем.

РЭ содержит следующие разделы: общие указания,  комплект поставки, требования по технике безопасности, устройство изделия, подготовка к работе, порядок работы, техническое обслуживание, правила хранения, возможные неисправности и методы их устранения, свидетельство о приемке, гарантийные обязательства, цена, приложения.

Паспорт (ПС) − эксплуатационный документ, удостоверяющий гарантированные изготовителем основные параметры и характеристики изделия.

Паспорт включает следующие сведения: общие указания, технические данные, комплект поставки, свидетельство о приемке, гарантийные обязательства, цену.

Этикетки (ЭТ) − эксплуатационный документ, предназначенный для изложения основных показателей и сведений, требующихся для эксплуатации изделия.

В ЭТ указывают: наименование изделия, обозначение изделия или его индекс, технические данные, номер стандарта или ТУ, требованиям которых соответствует изделие, сведения о приемке изделия отделом технического контроля (ОТК), сведения о качестве, цену, дату выпуска.

Проектно-конструкторская документация в отличие от ТСД, хapaктepизyющиxcя высокой информативностью для всех субъектов коммерческой деятельности, обладает значительно меньшими нормативными возможностями. Она не представляет большого интереса для продавцов  и мало полезна для потребителя.

В технических условиях подраздел «Маркировка» включает требования к содержанию маркировки: указание товарного знака (ТЗ), зарегистрированного в установленном порядке, знака соответствия на сертифицированную продукцию, обозначение стандарта.

В технических требованиях обычно даются только классификация и ассортимент, номенклатура показателей и их регламентированные значения.

1.5 Товарно-сопроводительные документы

ТСД в зависимости от характеристик подразделяются на следующие виды: количественные, качественные, расчетные, комплексные. Разновидности ТСД определяются назначением конкретных документов. Классификация ТСД :

Количественные ТСД − документы, предназначенные для передачи и хранения информации о количественных характеристиках товаров или товарных партий. Кроме размерных характеристик (масса, длина, объем и т. п.), в них обязательно содержатся сведения, идентифицирующие товар, к которому эти характеристики относятся − наименование, сорт, марка, иногда даются цены.

Количественные ТСД отвесы, заборные листы, упаковочные листы, спецификации.

К количественным ТСД, помимо документов, выражающих непосредственное количество товаров, относятся акты об установлении расхождений в количестве товаров и коммерческие акты.

Акты для установления расхождения в количестве товаров составляются в тех случаях, когда фактическое количество товара при приемке не совпадает с количеством, указанным в документах. Чаще такие акты составляют для товарных партий импортных товаров. Обычно это делают в присутствии материально ответственного лица предприятия-получателя, представителя иностранного поставщика, а в его отсутствие и при его согласии − эксперта Торгово-промышленной палаты или компетентного представителя незаинтересованной организации.

Коммерческий акт составляется при обнаружении количественных расхождений между фактическими и документальными данными при приемке товарных партий от органов железнодорожного транспорта с обязательным присутствием представителей последних.

Качественные ТСД − документы, предназначенные для передачи и хранения информации о качестве товаров (образцов, товарных партий, каждого изделия). ТСД содержат не только сведения о качественных характеристиках товаров, их значениях, градациях качества (стандартная, нестандартная, брак, отход), но и о наименованиях товаров, их изготовителях (поставщиках, отправителях), датах выработки (отгрузки), а также другие необходимые сведения.

Качественные ТСДсертификаты соответствия, качественные удостоверения, протоколы испытаний, акты списания, заявления-декларации, сертификаты – гигиенические, ветеринарные и фитосанитарные.

Качественные документы подразделяются на обязательные и необязательные. К первым относятся сертификаты соответствия по показателям безопасности для товаров, подлежащих обязательной сертификации, и качественные удостоверения, если в стандартах предусмотрено их наличие. Обязательность сертификатов соответствия для указанной группы товаров (продукции) предусматривается Федеральным Законом «О сертификации продукции и услуг», а также Правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров. Так, в п. 4 Правил указано: «На каждую партию реализуемых товаров, в том числе зарубежных, торговое предприятие обязано иметь сертификат соответствия или его заверенную копию».

Допускается вместо составления сертификата или его копии ставить штамп в товарно-сопроводительных документах с указанием наименования продукции, учетного и регистрационного номера сертификатов, срока их действия, органа, выдавшего сертификат.

В товарно-сопроводительных документах указываются также адрес, телефон и фамилия держателя сертификата-подлинника или первой копии сертификата. ТСД заверяются подписью и печатью изготовителя или поставщика (держателя сертификата-подлинника или первой копии сертификата).

Другие виды сертификатов − гигиенический, ветеринарный-фитосанитарный,. а также сертификаты качества − при добровольной сертификации не являются заменой сертификата соответствия и обязательными ТСД. Лишь гигиенический сертификат может стать обязательным документом для товаров, подлежащих проверке на безопасность, если в сертификате соответствия в графе «Сертификат выдан на основании» не указано его наличие. «Обязательным условием использования и реализации импортной продукции является отметка в сертификате соответствия реквизитов гигиенического заключения (сертификата) на данный вид продукции, для товаров отечественного производства − реквизитов гигиенического заключения (сертификата) о согласовании с органами госсанэпидслужбы нормативной документации» (письмо Госстандарта, и Госсанэпиднадзора от 9 марта 1995 г. № 01-20/28-11 «О сертификации продукции»).

Сертификат соответствия должен быть составлен на бланке установленной формы желтого цвета с водяными знаками. Правила его заполнения регламентированы письмом Госстандарта от 30 сентября 1994 г. «Правила заполнения бланков сертификата».

Протокол испытаний − документ, содержащий результаты  испытаний и другую информацию, относящуюся к испытаниям (МС ИСО/МЭК 22).

При наличии качественных ТСД протокол испытаний не является обязательным документом при реализации товаров, но информация о результатах испытания, действительных значениях показателей качества, несомненно, представляет интерес для изготовителей, продавцов и потребителей. Поэтому при приобретении уникальных и ценных видов продукции есть смысл поинтересоваться у держателей подлинника сертификата о содержании протокола испытаний.

Акты списания − документы, предназначенные для передачи, хранения и учета информации о недоброкачественной продукции. Обычно такие акты составляются на продукцию, опасную для употребления. Кроме работников торговли в их составлении должны принимать участие представители органов санитарно-эпидемиологичес-кого надзора.

Заявление-декларация − документ, подтверждающий, что изготовитель несет персональную ответственность за соответствие продукции установленным требованиям. Заявление-декларация оформляется на товары, не вошедшие в номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации. Кроме того, этот документ служит основанием для выдачи сертификатов соответствия по форме с использованием заявлений-деклараций. Тогда на его основании выдается сертификат, с которым товар поступает в торговлю. В России заявление-декларация составляется редко, хотя в странах Европейского сообщества этот вид ТСД достаточно распространен.

Расчетные ТСД документы, предназначенные для документального оформления соглашения о ценах, оплаты транспортных расходов и других издержек производства товаров и их потребления.

К расчетным ТСД относятся протокол согласования цен, счета, счета-фактуры и иные документы.

Счета в своем содержании имеют информацию о цене и стоимости товара для его оплаты, а также сведения о количестве товаров в упаковке, количестве услуг по транспортировке, пересылке и т.д.

Счет-фактура содержит следующие данные: номер и дату выписки счета-фактуры; наименование и банковские реквизиты грузоотправителя и грузополучателя-плательщика; наименование и другие идентифицирующие сведения о товаре (сорт, торговая марка, количество; цена и стоимость товара, в том числе к оплате получателем; фамилия, имя, отчество лица, отпустившего и принявшего товар).

Расчетным сопроводительным документом является платежное требование, которое выставляется поставщиком в соответствии с договором и направляется покупателю одновременно с накладной.

Комплексные ТСД документы, предназначенные для передачи и хранения информации о количественных, качественных и стоимостных характеристиках товарных партий, а также для количественного учета их в процессе товародвижения.

Комплексные ТСД  накладные: товарно-транспортные, автомобильные, железнодорожные, авиа, коносаменты (при морских перевозках).

Товарно-транспортная накладная (TTН) − первичный приходный документ, заполняемый поставщиком и предназначенный для информации получателя о комплексе характеристик товара. ТТН имеет два раздела: товарный и транспортный.

В товарном разделе содержатся сведения, позволяющие идентифицировать товар, а именно: наименование, адрес, банковские реквизиты поставщика и плательщика, сведения о товаре и таре, в том числе сорт, артикул, количество мест, масса брутто, нетто тары, вид упаковки, цена, сумма.

Транспортный раздел (сведения о грузе) заполняется в ходе доставки груза и содержит: информацию о дате отправки, номере автомобиля и путевого листа; наименование и адрес заказчика; пункты погрузки и разгрузки, а также перевалочные пункты; подробные сведения о грузе; сопроводительные документы, в которых указаны вид упаковки, количество упаковочных мест и т.п.

Железнодорожная накладная (ЖН) − ТСД, оформляемый при отправке товара железнодорожным транспортом. По назначению и содержанию ЖН аналогична товарно-транспортной накладной с незначительными отличиями (например, данные о номере вагона). ЖН заполняется в обязательном порядке при перевозке и осуществлении перевалочных погрузо-разгрузочных работ.

Аналогичные товарно-транспортные накладные оформляются при автомобильных и воздушных перевозках с учетом их особенностей. При перевозках грузов морским и речным транспортом роль накладных выполняют специальные виды ТСД − так называемые коносаменты, удостоверяющие, что соответствующие товары погружены на морские или речные суда в такие-то сроки, в таком-то количестве, состоянии (в соответствии с маркировкой) с доставкой в тот или иной порт назначения.

1.6 Маркировка

Маркировка − текст, условные обозначения, рисунок, нанесенные на упаковку или товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения информации до потребителей об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара. Такое определение маркировки дано в проекте Федерального закона «Об упаковке и маркировке потребительских товаров, реализуемых в сфере торговли и услуг».

Основными функциями маркировки являются следующие.

Информационная функция товарной информации, которая дублирует содержание идентифицирующей функции в товарно-сопроводительных документах (ТСД). Однако в отличие от ТСД она предназначена не для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основной массы потребителей и она фактически является единственным доступным средством ознакомительной товарной информации.

Идентифицирующая функция маркировки обусловлена определением терминов «идентификация» и «маркировка», которое в проекте Федерального закона звучит следующим образом: «Идентификация товара — установление соответствия наименования товара, указанного в маркировке или в сопроводительных документах, предъявляемых к нему требованиям».

Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимозависимы. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителей положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.

В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую.

Производственная маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.

Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы, кольеретки и др.

Этикетки наносятся типографским или иным способом на товар или упаковку, кроме того, они могут быть самостоятельным носителем информации, приклеиваемым или прикладываемым к товару.

Кольеретки − этикетки особой формы, наклеиваемые на горлышко бутылок.

Кольеретки не несут большой информационной нагрузки, а выполняют, в основном, назначение эстетического оформления бутылок; они применяются вместе с основной этикеткой на бутылках для алкогольных, безалкогольных напитков и пива, самостоятельного значения не имеют.

На кольеретке могут быть указаны наименование напитка, изготовитель, год изготовления или информационные знаки. Иногда на кольеретках вообще отсутствует информация.

Вкладыши − это разновидность этикеток, отличающаяся направленностью товарной информации и предназначенная для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе (наименовании организации, номер смены). Иногда вкладыши могут содержать краткую характеристику потребительских свойств товара, в первую очередь, функционального назначения, тогда вкладыш приобретает дополнительные функции рекламного листка или проспекта,  но в отличие от последних рекламная функция не является основной, а реализуется через характеристику товара. Такие вкладыши часто встречаются в упаковке различных косметических средств.

Ярлыки и бирки − носители маркировки, приклеиваемые, прикладываемые или подвешиваемые к товару. Для них характерны меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков.

Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью.

Бирки могут быть очень лаконичными и указывать только наименование или фабричную марку, или только название фирмы-изготовителя.

Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных. Так, на ярлыках, подвешиваемых к одежде, указываются артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска. Ярлык может содержать фирменный и товарный знаки, другие необходимые знаки и условные обозначения.

Контрольные ленты − это носители краткой дублирующей товарной информации, расположенной на ленте небольшого размера и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Они могут применяться в дополнение, реже взамен других носителей информации.

Отличительная особенность контрольных лент − преобладание цифровой или символической информации, целью которой является указание артикула изделия, номера модели, размера, сорта, иногда эксплуатационных знаков и др.

Контрольные ленты наиболее часто применяются для одежно-обувных товаров, причем у обуви сведения контрольной ленты чаще наносятся на подкладку или внутреннюю часть.

Клейма и штампы − носители информации, предназначенные для идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки, наносимые с помощью специальных приспособлений установленной формы.

Различают клейма и штампы в зависимости от места нанесения − производственные и торговые; от назначения − ветеринарные, товароведные, карантинные и пр.; от формы − овальные, прямоугольные, квадратные, треугольные, ромбовидные.

Вдавливание пластмассовых или казеиновых цифр применяется для сыров.

К клеймам и штампам предъявляются следующие требования: четкость оттисков клейм; сохраняемость независимо от внешних воздействий (для мяса при холодильной обработке и хранении); безопасность применяемых способов клеймения и штампования; сохранение товарного вида продуктов и изделий, подвергаемых клеймению и штампованию; соблюдение установленных правил клеймения и штампования

Торговая маркировка − текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные продавцом на товарные или кассовые чеки, упаковку и  товар.

Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки, счета, меню, штампы, а также упаковка.

В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.

Другое отличие торговой маркировки заключается в том, что ее идентифицирующая функция в большей мере связана с указанием данных о продавце, в меньшей − с информацией о товаре. Это обусловлено особенностями носителей торговой маркировки: небольшие размеры, заполнение для каждого товара или покупки, большие затраты ручного труда на маркирование, ограниченные технические возможности для нанесения информационных данных; а также ее назначением − довести информацию о торговой фирме.

Благодаря идентифицирующей функции отдельные носители торговой маркировки служат основанием для предъявления претензий продавцу в случае выявления дефектов товаров и нанесения ущерба потребителю.

Требования, предъявляемые к содержанию торговой маркировки, регламентируются постановлением Совета министров − Правительства Российской Федерации «О правилах продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров» и Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.

Предусматриваются следующие требования к содержанию основных носителей торговой маркировки.

Товарный чек: наименование продавца, его торговый знак, наименование товара, его размерные характеристики (масса, объем, длина и др.), дата реализации, цена.

Кассовый чек: наименование продавца (магазина или другой торговой организации), информация о государственной регистрации, номер кассового аппарата, дата продажи, стоимость каждой покупки.

Товарный ценник: наименование товара, его изготовителя, сорт, срок годности, цена товара за единицу измерения.

Не запрещается указывать и другие сведения (например, фирменные знаки, адреса, телефоны продавцов и пр.).

Кассовые чеки и товарные ценники являются обязательными для всех реализуемых товаров в организациях розничной и мелко-розничной торговли, общественного питания. Разрешается реализация товаров без применения контрольно-кассовых машин и вручения покупателю кассового чека при некоторых формах мелкорозничной торговли, определенных Перечнем отдельных категорий предприятий, организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.

Обязательные требования к торговой маркировке разных групп непродовольственных товаров неодинаковы. Для сложнотехнических товаров обязательно совместное применение двух носителей торговой маркировки − товарных и кассовых  чеков; для тканей, одежды и обуви эти носители являются взаимозаменяемыми.

Счета в торговле обычно выписываются при покупке крупногабаритных товаров, доставляемых покупателю на дом. В этом случае они выполняют одновременно функции носителей товарной маркировки и товарно-сопроводительного документа.

В счетах указываются наименование продавца, комплектность, дата и стоимость покупки, ставится штамп об оплате. После доставки товара покупатель удостоверяет подписью получение товара, а иногда и указывает количество единиц в комплекте.

Меню заменяют ценники и вывешиваются при входе в предприятие питания, а также около раздаточных и расчетных узлов. В ресторанах и кафе каждому посетителю выдается фирменное меню многоразового пользования.

Требования к информации, представленной в меню, устанавливаются Правилами производства и реализации продукции общественного питания. В меню должна быть отражена следующая информация: наименование предприятия, дата, наименование блюд, их масса, цена и подпись ответственных лиц.

1.7 Информационные знаки

Информационные знаки (ИЗ) − условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. Их наносят на упаковку, ярлыки, бирки, эксплуатационные документы. Они обладают всеми функциями, присущими маркировке, и, как правило, являются краткими, выразительными, наглядными и быстроузнаваемыми за счет отдельных слов, букв, цифр, рисунков, символов.

Информационные знаки − обширный блок информационных данных о товаре. Они бывают: товарные, компонентные, эксплуатационные, предупредительные, наименование места происхождения, знаки качества и соответствия, штриховое кодирование, размерные, манипулятивные, экологические. Классификация информационных знаков представлена на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 – Классификация информационных знаков


2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Используя Internet, найдите следующую информацию согласно заданному варианту:

01. Понятие «информация». Этикетка (примеры).

02. Виды информации. Буклет (примеры).

03. Свойства информации. Кольеретка (примеры).

04. Требования, предъявляемые к информации. Счет (счет-фактура, примеры).

05. Единицы измерения информации. Контрэтикета (примеры).

06. Информационные революции. Товарно-транспортная накладная (примеры).

07. Информационные процессы. Сертификаты соответствия (примеры).

08. Предмет, задачи и содержание дисциплины «Информационное обеспечение ТиЭТ».  Рекламная листовка (примеры).

09. Виды компьютерной информации. Ярлык. Бирка (примеры).

10. Информационные методы. Ценник. Товарный чек (примеры).

11. Компьютер. Клейма и штампы (примеры).

12. Основные характеристики товаров. Меню. Контрольные ленты. (примеры).

13. Классификация товаров. Методы классификации товаров. Проспекты. Листовки (примеры).

14. Кодирование и методы кодирования информации. Буклеты. Каталоги (примеры).

15.  Общероссийский классификатор продукции (ОКП). Рекламный щит (примеры).

 

Задание 2. Найти следующие нормативные документы, используя информационно-поисковую базу «Консультант +» (либо другую доступную информационно-поисковую систему) и скопируйте их на свою дискету.

1.  Федеральный закон. Об информации, информационных технологиях и защите информации. 27 июля 2006 года N 149-ФЗ.

2. Постановление от 19 января 1998 г. N 55.  Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров (от 19.01.1998 г. №55 с последующими изменениями и дополнениями).

3. Федеральный закон. О защите прав потребителей; [принят Гос. Думой 19 дек. 1996 г., № 2-ФЗ: с последующими изменениями и дополнениями].

       4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 ноября 2006 года. Части: вторая и четвертая.

5. ГОСТ Р 51074-2003. Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования.

Используя найденные нормативные документы, ответьте на следующие вопросы согласно заданному варианту:

01. Сформулируйте определения информации, информатизации, информационных ресурсов. Как классифицируется информация по уровням доступности?

02. Приведите определение товарного знака и знака обслуживания. Охарактеризуйте различные виды товарных знаков. Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания.

03. Раскройте следующую информацию: право потребителя на информацию; право потребителя на надлежащее качество товара, работ, услуг; право потребителя на возмещение морального вреда.

04. Какую информацию торговое предприятие должно предоставлять покупателям при продаже продовольственных и непродовольственных товаров? Основные требования к маркировке продуктов пищевых.

05. Раскройте следующую информацию: знаки наименования места происхождения товаров; содержание информации, которую должен предоставить продавец потребителю по первому требованию.

06. Как формируются государственные информационные ресурсы? Как реализуется право на доступ к информационным ресурсам?

07.   Интеллектуальные права.

08. Авторское право и права смежные с авторским правом.

09.  Патентное право.

10. Право на секрет производства ноу-хау.

11. Право на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.

12. Право на наименование места происхождения товара.

13. Купля-продажа.

14. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям.

15. Особенности продажи непродовольственных товаров.

Задание 3. Используя доступные источники информации, найдите заданные по варианту средства товарной информации.

Проанализируйте средства товарной информации (СТИ), согласно заданному варианту, по следующей схеме:

1) определите класс, подкласс, группу, подгруппу и вид (носитель) СТИ;

2) приведите характеристику носителя СТИ;

3) заполните таблицу 2.1 и сделайте вывод о виде преобладающей информации на заданных по варианту носителях СТИ;

4) заполните таблицу 2.2 и сделайте вывод о форме преобладающей информации;

5) сделайте вывод о соблюдении требований к товарной информации (правило 3 Д) на заданных по варианту носителях информации.

Таблица 2.1 – Виды информации

Виды товарной     информации

Группа информации

Информация

Основополагающая

Коммерческая

Потребительская

Таблица 2.2 – Формы товарной информации

Формы товарной информации

Наличие данной формы товарной информации на СТИ

Словесная

Цифровая

Изобразительная

Символическая

Штриховое кодирование

Варианты задания 3:

01. а) Стандарт. Общие технические условия. б) Руководство по эксплуатации.

02. а) Стандарт. Технические требования на продукцию. б) Паспорт изделия.

03. а) Стандарт. Технические условия. б) Экологический сертификат

04. а) Стандарт. Термины и определения. б) Формуляр.

05. а) Стандарт. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение. б) Этикетка.

06. а) Стандарт. Условия хранения. б) Паспорт безопасности вещества (материала).

07. а) Стандарт. Правила приемки, методы контроля, анализа.     б) Сертификат соответствия (обязательный и добровольной сертификации).

08. а) Стандарт на процессы. б) Гигиенический сертификат.

09. а) Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП). б) Сертификат пожарной безопасности сертификат.

10. а) Классификатор товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). б) Качественное удостоверение.

11. а) Договор на создание научно-технической продукции. б) Ветеринарный сертификат.

12. а) Техническое задание. б) Фитосанитарный (карантинный сертификат).

13. а) Календарный план. б) Декларация соответствия.

14. а) Протокол испытаний. б) Упаковочный лист.

15. а) Коммерческий акт. б) Памятка по обращению с изделием.

Задания 4. Согласно варианту задания найдите любое доступное СТИ пищевого товара, заполните таблицу 2.3 и определите, соответствует ли информация, представленная на СТИ, требованиям, предъявляемым к  маркировке пищевых товаров.

При выполнении задания используйте ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителей» и другие рекомендованные законы, стандарты, правила, постановления (таблица 2.3).

Найдите на СТИ информационные знаки и раскройте информацию, которую они несут.

Варианты задания 4:

01 колбасы (ГОСТ 23670-79);

02 продукты мясной промышленности (ГОСТ 10.76-74, ГОСТ 10008-62, ГОСТ 10149-62, ГОСТ 12512-67, ГОСТ 12513-67);

03 продукты птицеперерабатывающей промышленности (ГОСТ 21784-76);

04 молоко и молочные продукты (ГОСТ 13277-79, ГОСТ 27568-67);

05 рыба и нерыбные продукты промысла и продукты, вырабатываемые из них, консервы и пресервы из рыбы и морепродукты (ГОСТ 1084-88, ГОСТ 10119-97, ГОСТ 10531-89, ГОСТ 11771-93);

06 продукция плодовая, ягодная, овощная и грибная, фрукты сушеные (ГОСТ 13799-81, ГОСТ 12003-76);

07 продукты переработки зерна (ГОСТ 26791-89);

08 хлебобулочные изделия (ГОСТ 11270-88, ГОСТ 25832-89);

09 соль поваренная пищевая (ГОСТ 51574-200);

10 кондитерские изделия (ГОСТ 6441-96, ГОСТ 6442-89,        ГОСТ 6477-88, 6478-88);

11 сахар (ГОСТ 21-94, ГОСТ 22-94);

12 плодоовощные продукты (ГОСТ 13799-81);

13 пищевые концентраты (ГОСТ 24508-80);

14 чай, кофе, какао и напитки из них, пряности и приправы, ароматизаторы, вкусовые вещества (ГОСТ 108-76);

15 масложировые продукты (ГОСТ 1129-93).

Таблица 2.3 – Маркировка пищевых товаров

Требование по ГОСТ Р 51074-2003

Содержание информации на носителе

1

2

Общие требования к содержанию информации

Формы информации

Язык информации

Доступность информации

1. Наименование продукта

2. Наименование и местонахождение изготовителя

3. Товарный знак изготовителя

4. Масса нетто, или объем, или количество продукта

5. Состав продукта

6. Наличие в составе продуктов ингредиентов, полученных из генетически модифицированных организмов

7. Пищевая ценность

8. Срок годности, срок хранения и реализации

9. Дата изготовления и дата упаковывания

10. Назначение и условия применения для продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок.

Продолжение таблицы 2.3

1

2

11. Рекомендации по приготовлению готовых блюд для концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов

12. Условия хранения

13. Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен товар

14. Информация о подтверждении соответствия пищевых продуктов

15. Содержание алкоголя

16. Рекламная информация

17. Штриховой код

18. Другая информация, не противоречащая ГОСТ

19. Расположение информации

20. Способ представления информации

Требование достаточности информации

Требование достоверности информации

Дополнительные требования по группам товаров

1. Например, термическое состояние

2. Другие дополнительные требования.

Специальные требования по другим нормативным документам

Четкость текста и иллюстраций

Наглядность и однозначность текста

Использование несмываемых, стойких красок

Сохранность маркировки

Транспортная маркировка          ГОСТ 14192-77

Способ нанесения транспортной маркировки

Другие требования.

Задание 5. Согласно варианту задания найдите любое доступное СТИ непродовольственного товара, заполните таблицу 2.4 и определите, соответствует ли информация, представленная на СТИ, требованиям, предъявляемым к  маркировке непродовольственных товаров.

При выполнении задания используйте Постановление Правительства РФ,  Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров и другие рекомендованные законы, стандарты, правила, постановления.

Найдите на СТИ информационные знаки и раскройте информацию, которую они несут.

01 изделия кожгалантерейные (ГОСТ 25871-83, 24957-81);

02  средства пенномоющие (ГОСТ 23361-78);

03 пленки фототехнические и фотографические любительские (ГОСТ 25636-83);

04 бумага (ГОСТ 1641-75, ГОСТ Р 51506-99, ГОСТ Р ИСО 9706-2000, ГОСТ 12063-89);

05 мясорубки бытовые (ГОСТ 4025-95);

06 игрушки (ГОСТ 25779-90);

07 хлебницы бытовые (ГОСТ 24145-80);

08 посуда из черных и цветных металлов (ГОСТ 24303-80);

09 посуда и приборы столовые из мельхиора, нейзильбера с серебряным или золотым покрытием (ГОСТ 24308-80);

10 изделия фарфоровые и фаянсовые (ГОСТ 28389-89);

11 иглы для шитья вручную, ножницы (ГОСТ 8030-80,           ГОСТ Р 51268-99);

12 изделия швейные (ГОСТ 10581-91);

13 обувь (ГОСТ 26166-84, ГОСТ 7296-81);

14 изделия текстильно-галантерейные, тканые, нетканые, плетеные, вязаные,  плетеные метражные и штучные (ГОСТ Р ИСО 3758-99. ГОСТ 19411-88; ГОСТ 13827-85);

15 табачные изделия (ГОСТ Р 51087, ГОСТ 3935-81).

Таблица 2.4 – Маркировка непродовольственных товаров

Правила продажи отдельных видов товаров

Содержание информации на носителе

1

2

Общие требования к содержанию информации

Формы информации

Требование понятности информации

1. Наименование товара

2. Наименование страны, фирмы-изготовителя

3. Обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар:

− стандарты по которым изготовлен товар;

− сертификаты соответствия и качества, декларации

4. Сведения об основных потребительских свойствах товара

5. Назначение (область использования).

6. Правила и условия эффективного и безопасного использования товара

7.  Гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара; срок службы или срок годности

8. Цена и условия приобретения товара

9. Наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам, продажа товаров на дому и другие формы).

10. Рекламная информация

Продолжение таблицы 2.4

1

2

11. Штриховой код

12. Другая информация, не противоречащая законам, госстандартам, постановлениям

13. Расположение информации

14. Способ представления информации

Дополнительные требования

Например,  особенности продажи текстильных, трикотажных,

швейных и меховых товаров и обуви

1. Вид, модель

2. Размер, рост

Специальные требования

Способ нанесения клейма

Транспортная маркировка

Другие требования.

3 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ НА ЭКЗАМЕН

1. Предмет, цели и задачи дисциплины «Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров.

2. Каково происхождение понятия «информация»?

3. Различные подходы к определению  понятия «информация».

4. Каково научное определение понятия «информация?

5. Социально значимые свойства информации.

6. Этапы развития представлений об информации.

7. Какие информационные революции прошла цивилизация человечества?

8. Специфика информации. Виды и функции информации.

9. Какие виды компьютерной информации Вы знаете?

10. Понятие «товарная информация».

11. Источники товарной информации.

12. Функции товарной информации.

13. Виды и функции товарной информации.

14. Общие и специфические требования к товарной информации.

15. Правило «трех Д».

16. Функции средств товарной информации.

17. Классификация средств товарной информации.

18. Характеристика информационных ресурсов. Примеры.

19. Нормативные документы: характеристика, классификация.

20. Какие виды стандартов товарной информации Вы знаете? Чем отличаются они друг от друга?

21. Назначение стандартов на продукцию. Какой вид информации преобладает в стандартах на продукцию?

22. Общие технические условия: характеристика, содержание.

23. Технические требования: характеристика, содержание.

25. Стандарты: технические условия (характеристика, содержание).

26. Стандарты на термины и определения: характеристика, содержание.

27. Стандарты на методы испытаний и отборки проб: характеристика, содержание.

28. Стандарты на процессы: характеристика, содержание.

29. Стандарты на упаковку, маркировку, транспортирование и хранение: характеристика, содержание.

30. Стандарты на условия хранения: характеристика, содержание.

31. Характеристика классификаторов технико-экономической информации (ОК ТЭИ). Примеры.

32. Характеристика классификатора общероссийской промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП): определение, содержание, примеры.

33. Технические документы: определение, классификация.

34. Эксплуатационные документы: характеристика, назначение, виды информации. Чем отличаются различные виды эксплуатационных документов?

35. Виды носителей эксплуатационных документов. Обязательные и необязательные эксплуатационные документы.

36. Руководство по эксплуатации: определение, назначение, содержание, виды информации.

37. Формуляр изделия: определение, назначение, содержание, виды информации.

38. Паспорт изделия: определение, назначение, содержание, виды информации.

39. Этикетка: определение, содержание, виды информации.

40. Паспорт безопасности веществ: определение, содержание, виды информации.

41. Проектно-конструкторская документация: характеристика, виды носителей и информации.

42. Технические условия как индивидуальный документ: характеристика, назначение, содержание. Чем отличаются стандарт технических условий от технических условий?

43. Товарно-сопроводительные документы: определение, классификация.

44. Количественные товарно-сопроводительные документы: определение, виды носителей.

45. Акты для установления расхождения в количестве товаров: характеристика, содержание информации.

46. Упаковочный лист: характеристика, содержание информации.

47. Качественные ТСД: определение, виды носителей.

48. Сертификаты соответствия.

49. Качественные удостоверения.

50. Протоколы испытаний, акты списания, заявления, декларации.

51. Сертификаты качества: гигиенические, фитосанитарные, ветеренарные.

52. Расчетные ТСД: определение, виды носителей.

53. Счет и счет-фактура.

54. Протоколы согласования цен.

55. Комплексные ТСД: определение, виды носителей.

56. Товарно-транспортные накладные: разновидности накладных, содержание.

57. Нормативно-правовая база информационного обеспечения товароведения и экспертизы товаров.

58. Маркировка товаров: понятие, основные функции, виды, структура.

59. Производственная маркировка: понятие и назначение. Носители производственной маркировки; требования, предъявляемые к ним. Способы нанесения информации и ее содержание.

60. Торговая маркировка: понятие, основные носители, структура. Требования, предъявляемые к содержанию торговой маркировки.

61. Информационные знаки: понятие, назначение, классификация на группы и подгруппы.

62. Товарные знаки: понятие, назначение, классификация. Знаки обслуживания. Знаки наименования места происхождения товара.

63. Товарные знаки.

64. Знаки соответствия и знаки качества: понятие, классификация в зависимости от сферы применения. Особенности маркирования сертифицированных товаров и их упаковки.

65. Компонентные знаки: понятие и виды. Системы кодификации пищевых добавок. Нормативная база их применения.

66. Эксплуатационные и манипуляционные знаки: понятие, назначение, виды и разновидности.

67. Предупредительная маркировка и знаки: понятие, назначение, виды. Международные требования по классификации и маркировке опасных веществ и материалов.

68. Экологические знаки: понятие, классификация и назначение. Наиболее распространенные экознаки.

69. Системы кодирования. Штриховое кодирование: понятие, назначение. Классификация штриховых кодов и их структура.

70. Маркировка продовольственных товаров: стандарты, устанавливающие требования к информации; общие и специфичные требования для товаров однородных и разнородных групп.

71. Особенности маркировки консервов. Расшифровка условных обозначений.

72. Ветеринарная и товароведная маркировка мясных туш: назначение, нормативные документы, штампы и клейма для разных видов и категорий мяса.

73. Маркировка молока и молочных продуктов.

74. Особенности маркировки зерномучных товаров.

75. Маркировка непродовольственных товаров: стандарты, устанавливающие требования к информации; общие и специфичные требования для товаров однородных и разнородных групп.

76. Особенности маркировки кожевенно-обувных, текстильных, швейно-трикотажных и меховых товаров. Требования к информации.

77. Маркировка изделий из пластических масс и товаров бытовой химии. Требования к информации. Предупредительные надписи.

78. Серверы коммерческой информации в Интернете.

79. Документальное оформление товарных операций и отчетность о наличии и движении товаров.


Литература

1. Николаева, М.А. Средства информации о товарах / М.А. Николаева, Л.В. Карташова, М.А. Положишникова;  ред. колл. И.И. Горбачев [и др.]. – М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1997. − 176 с.

2. Теплов, В.И. Коммерческое товароведение: учебник / В.П. Теплов, М.В. Сероштан. − М.: Дом Дашков и К, 2001. − 620 с.

3. Николаева, М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: учебник для вузов / М.А. Николаева. – М.:  НОРМА, 1997. − 283 с.

4. Федько, В.П. Упаковка и маркировка: учебно-практическое пособие / В.П. Федько. – М.: Экспертное бюро-М,  ПРИОР, 1998. − 240 с.


Учебное издание

Макрушина Татьяна Ивановна

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Методические рекомендации к выполнению индивидуальных

заданий по дисциплине «Информационное обеспечение

товароведения  и  экспертизы товаров» для студентов

 всех форм  обучения

                Редактор …….

                Корректор …..

                Подписано в печать …… Формат …..

                Усл. п. л. …..  Уч.-изд. л. ….

                Печать — ризография, множительно-копировальный

                Аппарат «RISO TR-1510@

                Тираж …. экз.  Заказ ….

                 Издательство Алтайского государственного

                 технического университета

                 656038, г. Барнаул, пр-т Ленина, 46

                 Оригинал-макет подготовлен ИИО БТИ АлтГТУ

                 Отпечатано в ИИО БТИ АлтГТУ

                 659305, г. Бийск, ул. Трофимова, 27

 

                                                      


Министерство образования и науки Российской Федерации

Бийский технологический институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»

Т.И. Макрушина

Индивидуальные задания

Методические рекомендации к выполнению индивидуальных

заданий по дисциплине «Информационное обеспечение

товароведения  и  экспертизы товаров» для студентов

 всех форм  обучения

……………………………………………………Т.И. Макрушина

 Зав. кафедрой……………………...…………....А.Л. Верещагин

 Заместитель МКФ………………..……………..И.В. Щеглова

 

 Нормоконтролер………………............………...И.В. Щеглова

 Зав. библиотекой……………………….………. Л.В. Волкова

 Редактор…………………….…………………...

 Зам. директора по УР……………………..… ….В.А. Харитонов

Бийск

Издательство Алтайского государственного технического

университета им. И.И. Ползунова

2011


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51013. Українська мова. Усі плани-конспекти уроків. 5 клас. С.А. Омельчук 21.68 MB
  Значення мови в житті суспільства. Іменник. Велика буква і лапки віменниках. Поняття про розмовний, науковий, художній, офіційно-діловий та публіцистичний стилі мовлення. Діалог, його розігрування відповідно до запропонованої ситуації спілкування. Звуки мовлення. Голосні та приголосні звуки. Складні речення із безсполучниковим і сполучниковим звязком. Кома між частинами складного речення...
51014. Трехфазный двигатель с короткозамкнутым ротором и соединением обмоток типа «Звезда» 387.67 KB
  Рассматриваются вопросы устройства, принципа действия, рабочие и механические характеристики асинхронного двигателя. Учебно-методическое пособие предназначено для специалистов в области приборостроения и радиоэлектроники, инженерно-технических и научных работников, занятых разработкой, производством и применением электрических машин, а также студентов специальности «Приборостроения и радиоэлектроники (ПР)».
51016. Правовой аспект формирования доходов, его учет и анализ 150 KB
  Раскрыть сущность и содержание доходов и расходов организации; изучить методологические нормы и правила учета доходов и расходов организации; исследовать основные принципы классификации доходов и расходов организации; выработать практические рекомендации по совершенствованию учета доходов и расходов в организации...
51021. Анализ финансового состояния предприятия ООО “Вожегалес” 211.5 KB
  Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. При этом необходимо решать следующие задачи...