3101

Предмет политологии

Контрольная

Политология и государственное регулирование

Предмет политологии 1.Возникновение политологии: её предмет, законы, категории и функции. Политология – одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она оформилась как самостоятельная отрасль научного знания лишь в конце 40–х гг. ХХ в. Лю...

Русский

2012-10-24

41.4 KB

26 чел.

Предмет политологии

1.Возникновение политологии: её предмет ,законы ,категории и функции.

Политология – одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она оформилась как самостоятельная отрасль научного знания лишь в конце 40–х гг. ХХ в. Любая научная дисциплина проходит определенные этапы развития: 1) накопление теоретического и эмпирического материала в рамках родственных наук; 2) проведение специализированных научных исследований и публикация их результатов; 3) создание специализированных научных изданий; 4) подготовка кадров, создание научных и учебных заведений; 5) формирование научного сообщества ученых и преподавателей данной дисциплины, объединенных в национальные и международные ассоциации. Все эти необходимые этапы становления прошла и политология.

     Политология, как и многие другие науки, зарождается в рамках философии, но политические сочинения древних мыслителей Платона, Аристотеля, Цицерона, Августина, Фомы Аквинского и других еще не создавали политической науки, поскольку собственно политические идеи были тесно переплетены в них с космологическими, теоретико–познавательными, этическими и эстетическими идеями.

    Впоследствии политическая мысль постепенно освобождается от религиозного влияния и философско–этической формы. Размежевание политической науки, философии и этики осуществил в 16 в. Н.Макиавелли. Он выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления, уподобил политические процессы природным явлениям, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал целый комплекс методов борьбы за власть (знаменитое сочинение «Государь»).

     Также большое влияние на становление политической науки оказало развитие публичного права и, прежде всего, таких его областей, как административное и конституционное право, исследовавшие политическую деятельность государства.

      Вплоть до второй половины ХIХ в. политология развивалась без  её оформления как дисциплины, как учение о государстве и политико–философская теория. С этим связаны трудности с определением времени завершения процесса ее формирования. Некоторые ученые считали формальным началом политологии как самостоятельной науки образование в первой половине Х1Х в. правовой школы в Германии, другие же – преимущественно американские авторы – датируют ее возникновение второй половиной Х1Х в. и связывают его прежде всего с именем Френсиса Лейбера, который в 1857 г. начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории и создал необходимые условия для открытия там же в 1880 г. сменившим его в должности Джоном Берджессом высшей школы политической науки

    В последующие годы в Америке создается целая сеть политологических учебных и научных институтов, что позволило учредить в 1903 г. Американскую ассоциацию политических наук, насчитывающую сегодня свыше 16 тысяч членов.

     В конце ХI – ХХ вв. сам термин «политические науки» получает признание и распространение и в Европе. В 1896 г. один из виднейших европейских социологов и политологов Г. Моска называет свой ставший позднее классическим труд «Элементы политической науки».

    В начале ХХ в. процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. Развитию политических исследований заметно способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки, которая продолжает свою плодотворную деятельность и сегодня.

    В межвоенные годы американская политическая наука стала посвящать серьезные монографические исследования деятельности лоббистов и групп давления. Вторая мировая война стала своего рода лабораторией и источником опыта для многих ученых. Проблемы того уровня: обеспечение высокого уровня производительности труда в сельском хозяйстве и промышленности при сохранении численности рабочей силы; набор солдат для службы в армии и возвращение их после прохождения воинской службы к гражданской жизни; моральные ориентации и обеспечение надзора за отношением населения страны к врагам и союзникам – создали повышенный спрос на специалистов в области общественных наук во всех подразделениях военной и гражданской администрации. Резко возрос спрос на аналитические исследования, что обусловило развитие академических институтов в послевоенные десятилетия.

       В связи с расширением сфер применения достижений политической науки ее преподавание было введено во многих учебных заведениях. Так, в частности, изучение международных отношений было введено в большинстве исследовательских центров в Йельском, Принстонском и Колумбийском университетах, Массачусетском технологическом институте и Гарварде, а в 50–60-ые гг. оно получило распространение в университетах Среднего Запада и Запада страны. Отношения с развивающимися странами Азии, Африки, Латинской Америки, которые тогда рассматривались как объекты агрессивных притязаний со стороны Советского Союза, требовали подготовки экспертов по регионалистике, а также по экономическим и политическим процессам в этих государствах. Факультеты политической науки быстро разрастались, чтобы подготовить необходимых специалистов.

        Основными научными центрами, стали Мичиганский университет с работавшими при нем Институтом социальных исследований и центром опросов, Бюро прикладных социальных исследований при Колумбийском университете, созданное социологами, Национальный исследовательский центр по изучению общественного мнения при Чикагском университете.  В 1961 г. в Мичигане был создан Международный консорциум политических и социальных исследований, преобразованный в 1977 г. а Американский национальный центр электоральных исследований. В 40–60-ые гг. политическая наука как дисциплина приобретает характер современной «профессии». Американская ассоциация политической науки (возникшая в 1903 г.) в настоящее время объединяет 13 тыс. индивидуальных участников. За полвека после окончания Второй мировой войны преподавание политической науки и исследования в этой области привели к созданию масштабной политической дисциплины, в рамках которой развивались многие отрасли.

       Успехи политической науки в Европе были преимущественно связаны с процессами демократизации, а также со становление государства «всеобщего благоденствия». В основе этого лежали вполне объективные причины: в рамках модели «открытого общества» государство, стремящееся к всестороннему охвату общественных проблем, нуждалось во все большем объеме информации о политических процессах. Захват власти фашизмом почти на десятилетие затормозил научную жизнь в странах континентальной Европы. Значительная часть немецких ученых эмигрировала в США, продолжив свою преподавательскую деятельность в американских университетах. Таким образом, политическая наука, привнесенная в Европу после второй мировой войны, в определенной степени явилась результатом развития тех ее направлений, которые восходили к истокам европейских традиций.

         В первые послевоенные десятилетия после восстановления Европы все новое в общественных науках было преимущественно американского происхождения. Такого рода односторонняя зависимость продолжалась недолго. Гуманитарные традиции глубоко укоренились в европейских национальных культурах, поэтому уничтожить их в период нацистского господства оказалось невозможным. К 60 – м гг. были полностью восстановлены старые университеты и возникло много новых учебных и исследовательских центров. Европейские ученые носили все более весомый вклад в развитие общественных наук. В 1970 г. на средства Фонда Форда был образован Европейский консорциум политических исследований. Так, именно при его содействии был создан Архив осуществленных исследований. К 90-м годам ученые, профессионально изучающие различные функциональные направления политической науки как дисциплины, имеющей общепринятую концепцию предмета исследования, и организованные в международную ассоциацию политических наук и в различные национальные и региональные объединения, прочно утвердились в глобальном научном знании.

      Предметом политологии является политика и политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций и связей с другими сферами общественной жизни.

     Политологи разных стран договорились о международном стандарте в понимании объекта и предметного поля политологии. Компонентами политологии согласно такому стандарту являются:

а) политическая теория (теория политики и история политических идей);

б) изучение государственных институтов (центральных, региональных, местных, законодательных, исполнительных, судебных);

в) изучение политической деятельности граждан (партии, объединения, общественное мнение);

г) международные отношения (международные организации и мировая политика).

     В отечественной научной литературе отчетливо сложились две позиции по отношению к политологии. Первая: политология - это одна из наук о политике. Политику как сложное и многогранное явление изучают философия, социология, теория государства и права, история и т.п., политология же понимается как наука, изучающая прежде всего механизмы власти. Согласно второй позиции, политология представляет интеграционное, комплексное, междисциплинарное знание. Если понимать политологию как междисциплинарное знание, то в этом случае она предстает в качестве разветвленной структуры наук о политике и будет включать в себя следующие направления:

- политическая философия (философия политики), которая выявляет наиболее общие закономерности политической жизни, создает мировоззренческую и методологическую базу исследования, осуществляет формирование понятийного аппарата политической науки;

- теория политики. Более конкретная отрасль, которая развивается на базе обобщения эмпирического материала. У теории политики есть свои внутренние структурные звенья: теория международных отношений, теория бюрократии и элит и т.п.;

- история политических учений, изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах в различные исторические эпохи;

- политическая социология. Выявляет связь политики и различных сфер жизнедеятельности человеческого общества. Изучает конкретные политические явления и процессы, используя сбор, обобщение и анализ эмпирических данных;

- политическая психология, исследующая политическое поведение и его мотивацию (особенно в массовых формах);

- политическая антропология, которая устанавливает связь политики с социобиологическими качествами человека. Ее приоритетное направление - выявление особенностей политической культуры того или иного народа, "национального духа";

- политическая география. Изучает зависимость политических процессов от экономико-географических, климатических и других природных факторов.

    Сложность, многосторонность политической жизни порождает реальное многообразие типов ее осмысления, политических методологий среди которых выделяют:

- теологическую интерпретацию политики, в рамках которой политическая власть рассматривается как проявление Божественной воли;

- натуралистическую, когда рассматривается обусловленность политической жизни географической средой, климатом и иными природными факторами;

- биополитику, которая изучает общие для человеческих и животных сообществ черты поведения: приспособляемость, самозащиту, агрессию (К. Лоренц, Э. Фромм);

- психологическую интерпретацию политики, когда источник политических проблем видят в психических свойствах людей, в подсознательных импульсах, определяющих характер политического поведения и конфликтов, возникающих в политике (З. Фрейд, Г. Лассуэл);

- экономический детерминизм, например, марксистский взгляд на политику как "концентрированное выражение экономики";

- институционалистская версия, в рамках которой политика предстает в виде совокупности организаций, в основе существования которых лежат фиксированные правила поведения, содержащиеся в программах, уставах, конституциях. Смысл политики видится в правильном определении характера отношений между этими образованиями;

- бихевиористская версия (от англ. behaviour - поведение) рассматривает политику как взаимодействие целей, поступков людей, политическое поведение признается единственным фрагментом политической реальности, подлежащей эмпирической фиксации.

     В настоящее время в политологии сложилось многообразие теоретических и эмпирических методов исследования. Среди методов теоретического познания, т.е. приемов обобщения полученных в ходе эмпирического исследования данных, создания систем знания, обычно выделяют следующее:

- диалектику, которая предполагает рассмотрение явлений политической действительности с учетом факта их постоянного качественного изменения, умения видеть взаимосвязи частей и компонентов политической жизни, противоречивость политических процессов;

- формализацию (сравнительный подход), которая дает возможность сравнивать, сопоставлять политические явления по сходным параметрам их существования для выявления различия и сходства;

- исторический метод, предполагающий изучение политических явлений в процессе их становления и развития, установление связи с прошлым;

- нормативно-ценностный метод, когда политические процессы оцениваются с точки зрения оптимального варианта, идеала. Например, для З. Бжезинского таким идеалом является американская демократия, другие системы оцениваются по тому насколько они к ней близки. Для других же политических мыслителей такой идеал неприемлем;

- системный метод, в рамках которого политика рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием элементов, находящихся в многообразных связях с внешней средой. В качестве последней выступают природа, культура, экономика и др.

    Наряду с теоретическими в политологии применяются многочисленные эмпирические методы. Считается, что политология стала подлинной наукой с тех пор, когда она от умозрительных рассуждений и построения теоретических конструкций перешла на почву реальной жизни. Эмпирический уровень - это уровень прикладных исследований, имеющих непосредственную практическую направленность. Сюда относят:

- опрос, один из самых распространенных методов сбора политической информации. Опрос - это устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей - респондентов с вопросами. Опрос может проводиться в форме бесед, интервью, анкетирования, позволяющих выявить состояние общественного мнения по тому или иному вопросу;

- наблюдение. Как метод сбора первичных эмпирических данных он заключается в преднамеренном и непосредственном восприятии и регистрации политических фактов. Наблюдение бывает двух типов: невключенным и включенным. При невключенном наблюдении события и факты отслеживаются со стороны. Включенное наблюдение предполагает участие наблюдателя в каком-либо событии или деятельности организации;

- статистические методы, с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, отражающих различные состояния объекта;

- математические метод, открывают возможность моделирования политических процессов - составления схематических образцов изучаемых объектов, отражающих их сущностные качества;

- методы семиотики - науки о знаковых системах, которые весьма продуктивны в изучении политики, т.к. она во многих своих проявлениях (традиции, церемонии, ритуалы) представляет собой именно знаковую символическую систему;

- методы герменевтики, целью которых служит не столько фиксация объективной стороны существования политических явлений, сколько понимание, выявление смысла, который они в себе несут для действующих в политике субъектов.

     Предмет любой науки раскрываются через определение основных категорий науки и ее законов.

   Категория - это понятие науки, которое отражает существенные черты, стороны, свойства изучаемой данной наукой реальности. Категориально-понятийный аппарат политологии можно условно разделить на три группы:

  1.  общенаучные категории в соответствующем политологическом преломлении («революция»,  «реформа», «модернизация», «система», «структура» и т.д.);
  2.  собственно-политологические категории («политический конфликт», «политическая власть», «политическое лидерство», «политический процесс» и т.д.);
  3.  категории дисциплин, пограничных с политической наукой («политическая культура», «политическая социализация», «личность», «политическое поведение» и т.д.).

      Ключевыми категориями политологии являются категории «политика» и «политическое». Эти категории сложны и многогранны, имеют множество трактовок.

      Слово «политика» в переводе с греческого означает государственные или общественные дела. В самом широком смысле эта категория определяет одну из сфер жизнедеятельности общества наряду с экономической, социальной и духовной. Кроме этого, политика может выражать:

1) отношения между классами, нациями, социальными группами, общностями и их организациями по вопросу завоевания, удержания и использования государственной власти;

2) деятельность государства по организации, управлению и контролю за жизнедеятельностью общества в целях его оптимального функционирования либо революционного преобразования;

3) «искусство возможного» - функции по достижению консенсуса или углублению противоречий между составляющими политического процесса в рамках одного общества или на международной арене.

     Перечисленные выше трактовки категории «политика» не исчерпывают полностью ее содержания. Научные дискуссии по этому поводу до сих пор актуальны как в западной, так и в отечественной литературе.

Более конкретное и глубокое представление о предмете политического знания позволяет получить анализ законов политологии.

Закон науки отражает необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения, существующие, в изучаемой данной наукой реальности и независимые от исследователя, т.е. имеющие объективный характер. Законы политологии, как и ее категории, носят политический характер. Это значит, что они отражают объективные связи и отношения между явлениями и процессами политической жизни, а также их участниками, т.е. субъектами политики.

      К числу важнейших законов политологии следует отнести такие, как демократизация политики и политической жизни, детерминация внешней и внутренней политики, уровней развития экономической сферы данного общества, гуманизация политики и возрастание в ней места и роли личности, рост политической культуры населения, интернационализация и глобализация политики и политических отношений и т.д.

    Как и в любой другой области общественного знания, содержание политологии наиболее полно проявляется в ее функциях. К числу важнейших функций политологии следует отнести :

1) теоретическую,

2) методологическую.

3) практическую и

4) прогностическую.

   Теоретическая функция политологии имеет своей целью прежде всего разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих характер развития общества на его разных этапах. Парадигма (от греч. «Образец») - это признанная всеми система знаний, которая длительно служит логической моделью постановки проблем и их решения.   

    Неспособность прежних теоретических установок (типа полной и окончательной победу социализма, развитого социализма) служить подлинно научными политическими парадигмами обусловлена не только тем. что они были оторваны от реальной общественной жизни, но и тем, что они исходили из ее жесткой экономической, социально-структурной, политической и духовно-идеологической заданности. Сегодняшние процессы в нашей стране идут в русле парадигмы политического плюрализма, который активно заявил о себе в конце 80-х гг. Процесс ее реализации происходил по следующей схеме: плюрализм мнений - плюрализм действий - плюрализм организаций - плюрализм общества в целом.

   Что касается методологической функции политологии, то она состоит в том, чтобы вооружить исследователей эффективным способом познания политической реальности. Надежность этого способа зависит от того, в какой степени она опирается, с одной стороны, на общефилософские принципы, законы и категории, применяемые во всех областях научного знания, а с другой - на конкретные приемы и процедуры, разработанные частными науками в ходе эмпирического анализа различных явлений общественной и природной жизни.

    Общефилософские законы, принципы и категории, составляющие методологическую базу политологии, не только не исключают, но, наоборот, предполагают частные методы, которые в зависимости от специфики исследования различных аспектов политики подразделяются на:

-дифференцированный анализ социальных общностей, их роль в политической жизни;

-структурно-функциональный анализ политических институтов;

системный анализ больших и малых политических структур;

-комплексный анализ политического руководства и управления обществом;

коммуникационный анализ взаимодействия элементов политического процесса;

-метод сопоставления близких и разных политических систем;

методы политического планирования и прогнозирования.

    С учетом перечисленных методов разрабатывается и конкретная методика политических исследований, под которой имеется в виду совокупность технических приемов, их последовательность и взаимосвязь. Эти приемы по существу мало отличаются от тех, которые используются в других областях эмпирического исследования. Их можно подразделить на три следующие группы. К первой относятся те, которые связаны со сбором первичной информации, например наблюдение, изучение документов, опросы и т.д.         Вторую группу образуют приемы, используемые в целях обработки и анализа исходных данных: описание, классификация, типологизация, статистический, математический анализ и т.п. Третья группа включает в себя такие приемы, которые используются для проверки научной гипотезы либо для достижения соответствующего эффекта в практической политической деятельности. К ней следует отнести прежде всего социальное экспериментирование и моделирование.

   Многое дает применение поведенческого подхода к исследованию политической жизни, который развивался прежде всего в бихевиоризме, который, несмотря на свои недостатки, безусловно обладает и определенными преимуществами. Во-первых , он ориентирует на использование количественных методов изучения политических явлений, обеспечивающих большую точность и объективность, и, во-вторых, он предполагает анализ политического поведения людей сквозь призму их психологических установок.

   Говоря о практической функции политологии, следует иметь в виду два тесно связанных между собой аспекта. Первый аспект касается усиления прикладного значения политологии. Он находит свое выражение прежде всего в ее обращенности к самой политической жизни, в реагировании на потребности политической практики. Второй аспект практической функции политологии касается ее взаимоотношений с властью.

      Немаловажную роль в жизни современного общества играет прогностическая функция политологии. Эта функция предполагает, во-первых, определение ближайших и отдаленных перспектив развития нашего общества.  Прогностическая функция предполагает, во-вторых, заблаговременное проведение научных экспертиз наиболее значимых политических решений с точки зрения реальности ожидаемого от них эффекта.

    Прогностическая функция политологии предполагает, в-третьих, моделирование политических процессов и отношений.

Теоретическая, методологическая, практическая и прогностическая функции политологии в наибольшей степени отражают ее связь с жизнью. Вследствие осуществления именно названных функций политология выступает как наука действующая, а не созерцательная.

2.Политология в системе социальных наук.

Политику по-своему исследуют не только политология, но и другие науки.

Сначала рассмотрим соотношение политологии с науками, носящими более общий характер, предварительное изучение которых создает общетеоретическую и методологическую базу для изучения проблематики политологии. Поэтому и соотношение между этими науками определяется, прежде всего, тем, что предмет, законы и категории философии и социологии значительно шире, нежели предмет, законы и категории политологии, а также тем, что знание законов и категорий более общего порядка является важнейшим условием правильного подхода к изучению явлений и процессов более частного порядка.

Политология, философия, и социология.

Философия и социология не могут не исследовать политическую жизнь, поскольку она представляет собой неотъемлемую и важную составную часть и всего мироздания и общества как целого. Но подход этих наук, а также  политологии к изучению политического мира далеко не одинаков. И это определяется своеобразием предмета каждой из этих самостоятельных наук. Рассмотрим соотношение политологии с политической философией и политической социологией как составными частями соответственно философии и социологии, наиболее тесно примыкающими к  политологии.

Политическая философия непосредственно изучает политику, политическую реальность не как таковые, взятые сами по себе, как это делает политология, а как  составные части, элементы, формы проявления мира в целом и их взаимоотношения с экономической, социальной и духовной реальностями.      Непосредственным предметом политической философии являются не законы политики, не законы организации, функционирования и развития политической жизни общества, а особенности проявления и действия значительно более общих, философских законов в сфере политического. В политической философии находит свое выражение общемировозреннческий подход и уровень изучения политики и политического, включая выяснение соотношения здесь объективного и субъективного бытия и сознания; причинно-следственных связей, источника движения и развития и т.д. Но поскольку сущность и содержание законов одной из областей общественной жизни далеко не сводится лишь к специфическому проявлению в ней философских по своей природе законов, поскольку политическая философия не подменяет и не поглощает другие политические науки, в частности, политическую социологию и политологию.

Менее общей, чем политическая философия, но вместе с тем более широкой наукой, чем политология, выступает социология и ее составная часть – политическая социология. Она изучает политическую жизнь под углом зрения проявления в ней социальных законов развития общества как целого. В центре внимания политической социологии находятся проблемы взаимосвязи политического и социального, особенно социальной обусловленности политической власти, отражение в ней интересов различных социальных групп, политических отношений в связи с их социальным статусом, ролью и сознанием личности и социальных групп, социального содержания в политике и властвования, влияние социальных конфликтов на политическую жизнь и пути достижения социально-политического согласия и порядка и др. Все это и многое другое составляет суть и содержание социологического подхода, уровня изучения политики, который особенно близок к собственно политологическому, ибо правильное изучение политических явлений и процессов просто невозможно вне исследования органично связанных с ними соответствующих социальных явлений и процессов. Тем более, что политическое нередко выступает как специфическое проявление социального в широком смысле.

Такая тесная связь между политологией и политической социологией обусловлена рядом моментов. Во-первых, личности, социальные группы, общности институты и организации являются важнейшими субъектами и объектами политики. Во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности людей и их объединений, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе. В-третьих, политика как специфическое социальное явление не только определяет функционирование и развитие одной ( политической) из сфер общественной жизни, но и обладает особым свойством  глубокого проникновения и серьезного влияния на другие сферы жизни общества – экономическую, социальную и духовную – и тем самым во многом определять жизнь общества в целом.

Но смежный характер и особо тесная связь социологии, включая политическую социологию,  и политологии не означает их отождествления. Одно дело теснейшее взаимодействие и даже взаимопроникновение этих наук, опора на общие категории и их совместное широкое использование, а другое – стирание граней между предметами этих наук. Так, понятие "гражданское общество" – общая, стыковая категория обеих наук, но это не означает, что они одинаково исследуют и используют ее. Социология изучает проблему гражданского общества в связи с исследованием социальной реальности, а политология – в аспекте изучения политической деятельности. Можно сказать, что социология идет от общества к государству, политической власти, а политология – от государства, политической власти к обществу. Для социологии важно выяснить социальную структуру гражданского общества, социальный статус личности, социальных групп и общностей, их взаимодействие в нем и т.д. В отличие от этого, политологию при изучении гражданского общества интересует, прежде всего, политическая система такого общества, политический статус личности, права, свободы и обязанности граждан, их политическая ориентация и активность, соотношение и уровень развития  управления и самоуправления, место, роль и функции политических институтов, организаций и их взаимоотношения и т.д.

Итак, философия, изучающая мир в целом, и социология, изучающая общество как целостный социальный организм, выступают как науки более высокой степени общности, чем политология (как одна из многих частных или специальных наук, исследующих ту или иную часть, сферу, область, сторону окружающего мира и общества). Они играют роль общетеоретической и методологической основы по отношению к политологии. Вместе с тем развитие политологии расширяет и углубляет связь философии и социологии с жизнью, содействует проверке правильности их широких и общих положений и выводов, способствует накоплению теоретического и эмпирического материала, необходимого для философских и социологических общностей.

Политология и история.

Соотношение политологии и исторической науки – это соотношение теории и истории, теории общественно-политического развития и его истории. С одной стороны политология опирается на исторический опыт политической жизни и осуществления политики, включает в себя соответствующий раздел, посвященный истории политической мысли. А с другой, представляя собой, теоретическое обобщение политической истории, политология способствует более глубокому политическому анализу исторических фактов и исторического процесса, в котором политические субъекты играют далеко не последнюю роль.  В этом находит свое выражение взаимосвязь и взаимодействие политологии и истории.

Вместе с тем между этими науками есть и немало различий.  Главное из них состоит в подходе к изучению даже одних и тех же явлений. История по самой своей природе не может отображать исторические события и процессы вне конкретно-хронологического хода и неповторимо индивидуального своеобразия их развития. Политология, как общая теория политики и политической жизни, наоборот, абстрагируется и от конкретной хронологии событий, и от их персоналии, и от неповторимых исторических особенностей. Задача политологии – научно-теоретическое обобщение исторического прошлого,  выделение повторяющегося, сущностного, типического, закономерного в ряду политических событий.

Политология отличается от истории и в ряде других отношений. История охватывает изучение развития всего общества, а политология – лишь его политическую сторону. И в этом смысле объект политологии уже, чем истории. Другое отличие связано с тем, что история изучает только то, что уже свершилось и вошло в историю, в то время как политология переносит центр тяжести на изучение современной, текущей политической жизни и, кроме того, включает в качестве своего необходимого элемента политическое планирование и прогнозирование.

Политологии и частные политические науки.

Теперь рассмотрим кратко основы соотношения и взаимодействия политологии и большого числа более частных или специальных политических наук, среди которых можно выделить государствоведение и правоведение, политическую антропологию, политическую психологию, политическую географию. В принципе здесь имеет место такое же соотношение, как и между общеэкономической теорией и другими, частными отраслевыми экономическими науками, между общей социологией и специальными социологиями, между теорией государства и права и другими, сравнительно частными юридическими науками (например, государственным,  административным,  уголовным, гражданским и иным правом).

Главное здесь состоит в том, что политология, как наука более общего порядка, выполняет роль общетеоретической и методологической основы для частных политических наук, изучающих мир политики не как целое, а ту или иную его часть или сторону. Так даже такая достаточно широкая политическая наука, как теория государства и права, выступает по отношению к политологии как сравнительно более частная политическая наука, ибо она призвана исследовать не всеобщие, универсальные формы проявления политического, а лишь его государственные и правовые формы. Политическая психология также изучает не всю политику, а только ее психологические основы (место и роль убеждений, установок, чувств, ориентаций и мотиваций в политической деятельности и политическом поведении и пр.). Ясно, что необходимым условием успешного изучения этих и других частных проблем в указанных науках является овладение достижениями политологии. С другой стороны, развитие специальных политических наук служит надежной основой творческой разработки общей теории политики и политологии.

Список литературы

1. Андреев С. С. Политическая система и политическая организация общества //Социально-политические науки. - 2. - 2003. - с. 15 - 17.

2. Борисов Л.П. Политология. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 436 с.

3. Гаджиев К.С. Политическая наука.- М.: Международные отношения, 2002. - 478 с.

4. Политология./ Под ред. А. А. Радугина. - М.: Центр, 2001. - 627 с.

5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 447 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40836. Соціально-політичні і правові аспекти сучасного олімпійського спорту 79 KB
  З підвищенням рівня популярності і міжнародної ваги Олімпійських ігор останні виявилися ареною суперництва не тільки самих спортсменів і навіть не тільки їх національних збірних але держав і груп держав за світове визнання і вплив. Одним з неминучих следствій що розвернулася і продовжувалася до цього дня навколо і усередині Олімпійських ігор міждержавної політичної боротьби стали і різні способи публічної демонстрації відношення до тих або інших держав або груп держав. Це може бути демонстративна відмова в ході підготовки і проведення...
40837. Менеджмент та оптимізація структури капіталу підприємства 106 KB
  Менеджмент та оптимізація структури капіталу підприємства 1. Особливості руху капіталу підприємства Під загальним поняттям капітал підприємства розуміють такі його види що характеризуються в даний час декількома десятками термінів. Розглянемо більш докладно окремі види капіталу підприємства відповідно до основних класифікаційних ознак. Ця частина активів сформована за рахунок інвестованого в них власного капіталу являє собою чисті активи підприємства.
40838. Значення і місце аеробіки в системі фізичного виховання 51.5 KB
  Значення і місце аеробіки в системі фізичного виховання. Особливості оздоровчої аеробіки як виду фізкультурноспортивної діяльності. Класифікація видів оздоровчої аеробіки. Особливості оздоровчої аеробіки як виду фізкультурноспортивної діяльності.
40839. Особливості проведення занять з оздоровчого фітнесу (базова аеробіка) 51 KB
  Розминка. Розминка має велике значення, але, на жаль її часто ігнорують, результатом чого є розтягування м'язів. В розминки дві мета: по-перше, розігріти м'язи спини і кінцівок; по-друге, викликати деяке прискорення темпу сердечних прискорень так, щоб плавно підвищувати пульс до значень, відповідних аеробній фазі.
40840. Активи як об’єкт фінансового менеджменту 105.5 KB
  Розглядаючи наведену формулу необхідно визначити період який потрібен для перетворення виробничих запасів дебіторської і кредиторської заборгованості в готівку.з – середній період обороту дебіторської заборгованості; Ок.з – середній строк сплати кредиторської заборгованості. Аналогічно визначається середній період обороту дебіторської заборгованості
40841. Основи адміністративного права України. Адміністративне правопорушення. Адміністративна відповідальність 34 KB
  Адміністративне правопорушення. Основним нормативним актом адміністративного права є Кодекс України про адміністративні правопорушення КпАП. Адміністративне правопорушення проступок це протиправна винна або необережна дія чи бездіяльність що посягає на державний або громадянський порядок власність права і свободи громадян на встановлений порядок управління за яку законодавством передбачена адміністративна відповідальність...
40842. Методы первого порядка (градиентные методы) 302.5 KB
  Соответствие методов и множеств. Методы решения переборных задач метод ветвей и границ динамическое программирование и др. Методы решения задач математического программирования условная безусловная минимизация нелинейное выпуклое и линейное программирование. Методы вариационного исчисления и методы оптимального управления уравнение ЭйлераЛагранжа принцип максимума.
40843. Методы прямого поиска в задачах одномерной минимизации 576 KB
  Найти минимум функции одной переменной нет анализа заданной функции. Больше ничего о функции неизвестно. Можно вычислить измерить значения функции в точках. После n nчетно экспериментов min функции лежит в интервале .
40844. Основи трудового права України 134.5 KB
  Розірвання трудового договору з ініціативи працівника. Порядок оформлення звільнення працівника з роботи. Влаштовуючись на роботу працівник укладає трудовий договір не з державою як власником і не з уповноваженою службовою особою що управляє підприємством яке само перебуває з власником у відносинах найму поряд з іншими найманими працівниками а із створюваним власником підприємством як юридичною особою. За допомогою погодженого з власником або уповноваженим ним органом волевиявлення і самозобов’язання працівника абстрактні права і...