31020

Опека и попечительство

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие и задачи опеки и попечительства.Полномочия и ответственность органов опеки и попечительства. Прекращение опеки и попечительства. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи оказание которой и является целью установления опеки или попечительства.

Русский

2013-08-25

225.79 KB

50 чел.

НОУ УТЭиП «Уральский Техникум Экономики и Права»

КУРСОВАЯ РАБОТА.

по дисциплине «Гражданское право Российской Федерации» на тему:

«Опека и попечительство»

Выполнила:

студентка 3-го курса 331-ой группы

Нурдина  Ю.А

                               Екатеринбург 2013г.

Содержание:

     Введение

  1.Опека и попечительство.

 -Понятие и задачи опеки и попечительства.

 -Источники правового регулирования.

  2.Полномочия и ответственность органов опеки и попечительства.

  -Права и обязанности опекунов и попечителей.

  -Правовой статус опекунов и попечителей.

  -Правовой режим имущества подопечных.

  -Прекращение опеки и попечительства.

  3.Субедная практика.

  Заключение.

  Список использованной литературы.


Введение:

Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства граждан. «Так, в 2008 году в России 44,8% детей, оставшихся без попечения родителей, были переданы под опеку (попечительство)».Как мы видим, в этой форме устройства заложен огромный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, наиболее приближенным к проживанию семье, а с другой стороны, обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК). Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Он несет самостоятельную ответственность за свои действия. Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста или психического расстройства не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки или попечительства. Институт опеки и попечительства регулируется нормами семейного права, как, по моему мнению, под отрасли  гражданского права, но гражданское право вообще, естественно, играет здесь огромную роль. Однако если Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) определяет общие положения, касающиеся опеки и попечительства, то Семейный кодекс РФ (СК РФ) уделяет внимание в основном опеке над несовершеннолетними. Актуальность темы настоящей курсовой работы состоит в том, что в современной России особенно остро стоит проблема устройства и воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. В лишении, пренебрежении, без опеки остаются сотни тысяч детей в силу различных сложившихся обстоятельств. Согласно статистическим данным в последние годы продолжался рост численности детей, оставшихся без попечения родителей. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, имеет очень большое значение.

Основные цели моей курсовой работы:

1.Изучить основные положения, касающиеся опеки и попечительства.

2.Исследовать круг лиц которые могут быть опекунами и попечителями;

3.Изучение причин, по которым граждане не могут быть попечителями и опекунами, а также причин прекращения опеки и попечительства.

4.Изучить судебную практику по данной теме.

1.Опека и попечительство.

       Опека и попечительство- Этот правовой институт связан и с семейным, и с гражданским законодательством. Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, решением этих проблем занимаются одни и те же государственные органы - органы опеки и попечительства. Также общий порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.

Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Лица, не достигшие 14-ти лет, признаются в гражданском праве недееспособными. Однако 14 лет - это довольно большой промежуток времени, в течение которого сознание ребенка значительно меняется. Поэтому закон выделяет в этом периоде два промежутка: с рождения до 6 лет, дети этого возраста признаются полностью недееспособными и с 6 до 14 лет - малолетние, которые вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки (под этим понятием принято понимать сделки, направленные на удовлетворение обычных каждодневных потребностей малолетнего или членов его семьи и незначительные по сумме), сделки по распоряжению средствами, а также сделки, направленные на безвозмездное получение ими выгоды, предоставленными им родителем, законным представителем или с согласия последних третьим лицом для свободного распоряжения. Другие сделки за малолетних детей совершают от их имени представители - родители, усыновители или опекуны, которые несут имущественную ответственность за вред, причиненный малолетним, если не докажут, что вред был причинен их по вине.

Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности. Это те граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Постановлением  Правительства Российской Федерации  «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» и другими нормативно – правовыми актами.

Патронаж - специальная форма обеспечения интересов совершеннолетних и полностью дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои права и исполнять обязанности. Все сделки (бытовые и иные, направленные на удовлетворение бытовых потребностей подопечного, совершаются с его согласия. На отношения патронажа распространяется действие многих положений об опеке и попечительстве, в частности ст. 34, 35, 39 ГК РФ.

При такой форме устройства назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие на совершение таких действий как:

   1.Самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

    2.Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя.

Понятие и задачи опеки и попечительства.

         Исходя из этих двух определений можно сделать вывод о том, что к основным задачам института опеки и попечительства относятся защита прав и законных интересов подопечных, а также обеспечение  достойного уровня жизни для них.

Семейный кодекс устанавливает, что опека и попечительство имеет главной целью «содержание, воспитание и образование, а также защиту прав и интересов подопечных».

Переходя к вопросу правового регулирования опеки и попечительства, надо заметить, что проблемы данного института решаются не только на федеральном и региональном уровне, но и на международном. Так, в частности, Конвенция о правах ребенка закрепляет в пунктах 1 и 2 ст. 20, что «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства - участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком». Это лишний раз доказывает, опека действительно является очень серьезным вопросом и в противоречие мнению некоторых авторов, которых я уже упоминала выше, никак не может быть малозначительным институтом гражданского права.

2. Полномочия и ответственность органов опеки и попечительства.

  В соответствии с ФЗ «Об опеке и попечительстве», органами опеки и попечительства являются «органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов»

 Орган опеки и попечительства подбирает лиц, которых можно назначить опекуном (попечителем), осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, в необходимых случаях оказывает им помощь и содействие, рассматривает жалобы на неправильные действия опекунов и попечителей, принимает соответствующие меры в случае обнаружения обстоятельств, отрицательно влияющих на подопечного и т.д. Таким образом, через органы опеки и попечительства «осуществляется забота государства о гражданах, не обладающих дееспособностью либо обладающих частичной, неполной дееспособностью».

 В законе «Об опеке и попечительстве» указывается также, что «полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации».

 Органы опеки и попечительства от имени государства осуществляет основные задачи данного института, которые выражаются в защите прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства и граждан, над которыми опека или попечительство уже установлены. А также, органы опеки и попечительства имеют своей задачей осуществлять надзор за опекунами и попечителями и организациями, в которых содержаться недееспособные или не полностью дееспособные

          Перечень полномочий довольно обширен и разнообразен. Он закреплен в ст. 8 закона «Об опеке и попечительстве» и включает следующие положения:

  1.  выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
  2.  обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
  3.  установление опеки или попечительства;
  4.  осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
  5.  освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
  6.  выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
  7.  заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
  8.  представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
  9.  выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
  10.  подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
  11.  оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей.

Переходя к вопросу об ответственности органов опеки и попечительства, считаю необходимым заметить, что этот вопрос не слишком подробно урегулирован российским законодательством. Круг возможных нарушений со стороны указанных органов не указан, а формулировка в Законе о вреде очень расплывчата. Но, тем не менее, ответственность все же есть. Согласно ст. 28 закона «Об опеке и попечительстве» вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Права и обязанности опекунов и попечителей.

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

  Права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством.

Права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством.

   Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

      Попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного.

      Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

     При временном отсутствии подопечного в месте жительства, в частности в связи с учебой или пребыванием в медицинской организации, пребыванием в местах отбывания наказания, не прекращается осуществление прав и исполнение обязанностей опекуна или попечителя в отношении подопечного.

   Как опекуны, так и попечители обязаны:

        -Заботится о содержании подопечных (т.е. предоставлять им питание, одежду и т.п.).

       -Обеспечивать подопечного уходом и лечением.

       -Заботиться о воспитании ребенка (о его психическом, духовном и нравственном развитии) (опекун или попечитель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства).

     -Обеспечить получение ребенком основного общего образования;

опекун или попечитель имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования. Заботиться о здоровье ребенка и о его физическом развитии.

     -Заботиться об общении ребенка с его родственниками и регулировать порядок общения.

     -Представлять и защищать права и интересы ребенка.

         Это фактические действия, которые в соответствии со статьей 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязаны совершать опекуны и попечители несовершеннолетних. Юридические действия опекунов (попечителей) направлены на защиту прав и охраняемых законом интересов подопечных.

     Опекуны и попечители обязаны защищать интересы подопечных, а, следовательно, имеют право и обязаны:

• Подавать заявления о выплате причитающихся подопечному пособий, пенсий;

• Подавать исковые заявления в суд о взыскании алиментов с лиц, обязанных по закону содержать подопечного;

• Принимать меры по защите прав собственности подопечного (подавать иски об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности и прочие);

• Опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов.

• Предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного здоровью подопечного или его имуществу, о компенсации морального вреда, причиненного подопечному;

• Обращаться в лечебные, учебные и иные учреждения с целью получения подопечным медицинских, образовательных и прочих услуг как на безвозмездной, так и на возмездной основе;

• Защищать жилищные права подопечного путем подачи исков о его вселении, о выселении лиц, не имеющих права проживать в жилом помещении подопечного, подачи заявления о предоставлении подопечному жилого помещения и пр.;

• Обращаться с заявлением ко всем другим гражданам, организациям, органам государственной власти и местного самоуправления, должностным лицам в случаях нарушения прав подопечного или при угрозе такого нарушения.

Опекуны и попечители не вправе:

• Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование;

• Предоставлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

• Опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка.

• Подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.

• Опекун не вправе заключать кредитный договор и договор займа от имени подопечного, выступающего заемщиком, а попечитель не вправе давать согласие на заключение таких договоров, за исключением случаев, если получение займа требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением.

Кредитный договор, договор займа от имени подопечного в указанных случаях заключаются с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

• Опекун не вправе заключать договор о передаче имущества подопечного в пользование, а попечитель не вправе давать согласие на заключение такого договора, если срок пользования имуществом превышает пять лет.

В исключительных случаях заключение договора о передаче имущества подопечного в пользование на срок более чем пять лет допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, если федеральным законом не установлен иной предельный срок.

• Опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.

В случае если опекун или попечитель не подчиняется решению органа опеки и попечительства, родители или другие родственники либо усыновители ребенка вправе обратиться в суд с требованием о защите прав и законных интересов ребенка и (или) своих прав и законных интересов.

Неисполнение решения суда является основанием для отстранения опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей.

      

Ответственность опекунов и попечителей:

• Опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных.

• Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного.

  При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному.

   Опекуны и попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Правовой статус опекунов и попечителей.

   В соответствии со ст. 32 и ст.33 Гражданского кодекса Российской Федерации:

-опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки, а попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Кроме того, попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

      Представительство в различных отраслях права, как правило, определяется одинаково. Под представительством в гражданском праве "понимается совершение одним лицом, представителем, в пределах имеющихся у него полномочий сделок и иных юридических действий от имени и в интересах другого лица, «представляемого».

    Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Будучи законными представителями подопечного, опекуны и попечители вправе распоряжаться доходами подопечного им гражданина самостоятельно, если эти расходы направлены на содержание самого подопечного.                  Во всех остальных случаях опекуны и попечители обязаны получать предварительное разрешение органов опеки и попечительства на совершение сделок, затрагивающих имущественные интересы подопечного. Особенно это касается сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного: отчуждение имущества, сдача его внаем, в залог, безвозмездное пользование и т.п.

          Не вправе опекуны и попечители, а также их супруги и близкие родственники совершать сделки с подопечными, кроме передачи подопечному дара или предоставления ему безвозмездного пользования каким-либо имуществом. Указанное ограничение вытекает из отношений законного представительства, с одной стороны, и отсутствия дееспособности у подопечного, по крайней мере, в полном объеме, – с другой.

           В случае если подопечный обладает недвижимым или ценным движимым имуществом, которое требует специальной заботы и управления, орган опеки и попечительства может определить управляющего и заключить с ним договор о доверительном управлении таким имуществом (ст. 38 ГК). Назначение доверительного управляющего может быть обусловлено не только особыми свойствами имущества подопечного, но и, в частности, нахождением имущества подопечного в другой местности, что препятствует назначенному опекуну или попечителю управлять этим имуществом.

          Из состава имущества подопечного, которое находится в ведении опекуна или попечителя, исключается имущество, переданное в доверительное управление. Доверительный управляющий осуществляет свои функции на основании договора о доверительном управлении, заключенного с органом опеки и попечительства, который должен предусматривать источник и размер вознаграждения доверительному управляющему, его ответственность и права в отношении имущества.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании.

Правовой режим имущества подопечных.

Имущественные права подопечных(статья 17 УК РФ)

  Подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.

     Имущество может принадлежать опекунам или попечителям и подопечным на праве общей собственности по основаниям, предусмотренным гражднским законодательством.

      Подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов или попечителей с их согласия.

   Опекуны или попечители не вправе пользоваться имуществом подопечных в своих интересах, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.

Правовой режим имущества подопечных закреплен в гл.4 ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Одним из наиболее важных положений этой главы, на мой взгляд, является то, что «подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат».

Опекун, являясь законным представителем подопечного, полностью заменяет его в имущественных отношениях и в соответствии с этим вправе совершать от имени подопечного все сделки, которые необходимы для обеспечения интересов подопечного и целей опеки. Попечитель имеет право давать или не давать согласие на совершение сделок подопечными. Это выражается в том, что опекун без предварительного разрешения органов опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель давать согласие на совершение следующих сделок:

по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог;

сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п.2 ст. 37 ГК)

В целях предупреждения возможных злоупотреблений опекуну, попечителю, их супругам и близким родственникам запрещено совершать сделки с подопечными. Исключение сделано для передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование.

Соблюдение управляющим этой обязанности контролируется органом опеки и попечительства как стороной в договоре о доверительном управлении. Доверительное управление имуществом подопечного прекращается по основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом, а также в случаях прекращении опеки и попечительства, например, в связи с достижением несовершеннолетними 18 лет (п.2 ст.38, ст. 1024 Гражданского кодекса).

Обязанности опекуна и попечителя рассматриваются как почетные, основанные на чувстве гражданского, а часто и родственного долга. В соответствии с этим, как это уже мной было сказано, выплата какого-либо вознаграждения опекунам и попечителям не предусмотрена; они, согласно ст.36.п.1 Гражданского кодекса осуществляют свои обязанности безвозмездно, кроме случаев, установленных законом.

Прекращение опеки и попечительства.

Над малолетними подопечными опека прекращается по достижению ими 14-ти лет. Согласно п. 2 ст. 40 ГК РФ гражданин-опекун, после достижения ребенком возраста 14-ти лет автоматически становиться попечителем несовершеннолетнего. Переквалификация опекуна в попечители происходит без принятия дополнительного решения об этом. Не требует особого решения и прекращение попечительства при достижении подопечным 18-ти лет (п. 3 ст. 40 ГК РФ). Так же основаниями для прекращения попечительства над несовершеннолетними гражданами являются:

  1.  эмансипация (приобретение несовершеннолетним полной дееспособности до достижения им восемнадцатилетнего возраста);
  2.  вступление в брак с несовершенолетними.

Причинами для прекращения опеки и попечительства могут являться:

        1)Освобождение попечителей или опекунов от исполнения ими обязанностей (добровольно и при особых условиях);

       Данное освобождение производиться органом опеки и попечительства в случаях возвращения подопечного родителям или при передаче его на усыновление. Помещение подопечного в лечебное, воспитательное учреждения или учреждения защиты населения может привести к принятию органом опеки и попечительства решение об освобождении попечителя (опекуна) от исполнения его обязанностей, при условии, что это не противоречит интересам подопечного. Опекун (попечитель) при наличии уважительных причин, таких как: изменение имущественного положения, болезнь или отсутствие взаимопонимания с подопечным, может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по личной просьбе, направленной в орган опеки и попечительства (п. 2 ст. 39 ГК РФ).

      2) ненадлежащее выполнение попечителем или опекуном возложенных на него обязанностей;

      3) использование попечительства или опеки в корыстных целях;

      4)оставление опекуном (попечителем) подопечного без необходимой помощи или надзора.

      Выявление вышеприведенных причин обязывает орган опеки и попечительства принять решение об прекращении исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей и принять меры необходимые для привлечения виновного гражданина к ответственности, установленной законом (п. 3 ст. 39 ГК РФ).

     В Уголовном кодексе РФ содержится статья 156 предусматривающая наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, связанных с воспитанием несовершеннолетних опекунами или попечителями.

     Отказ от передачи бывшего подопечного органу опеки и попечительства, после прекращения опекуном (попечителем) исполнения своих обязанностей, приводит к обращению соответствующего органа в суд с иском об отобрании ребенка.

    Отстранение от исполнения опекунских или попечительских обязанностей влечет за собой невозможность для отстраненных лиц в дальнейшем выступать в роли приемных родителей, усыновителей и опекунов (попечителей).

   Орган опеки и попечительства не всегда выносит верные решения, действуя, якобы в интересах ребенка и тут не лишней будет помощь адвоката. Благодаря помощи адвоката по семейным делам опекун (попечитель) может восстановить свои права и доказать в судебном порядке неправомерность или неверность действий и решений, принимаемых органом опеки и попечительства.

Опека или попечительство прекращается:

1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;

2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;

3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;

4) в таких в случаях как:

-Суд вынес решение о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства.

-По достижении малолетним подопечным четырнадцати лет, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

-Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

-Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, а также по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

-Опекун (попечитель) могут быть освобождены отисполнения своих обязанностей по их просьбе.

-Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

-Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:

1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;

2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;

3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

-В случаях, предусмотренных частями 3 - 5 настоящей статьи, права и обязанности опекуна или попечителя прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей.

-Акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке.

      Последствия прекращения опеки и попечительства:

1. Лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет в соответствии с правилами, установленными статьей 25 настоящего Федерального закона.

2. Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.

  1.  В связи с прекращением опеки или попечительства договор об осуществлении опеки или попечительства, заключенный в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, прекращается.

    

Заключение:

Подводя итог, обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что институт опеки и попечительства является гражданско-правовым институтом. Общие вопросы установления, прекращения опеки и попечительства, исполнения опекунами, попечителями, а также органами опеки и попечительства своих обязанностей урегулированы ГК.

Наряду с этими общими гражданско-правовыми нормами в СК имеются правила об опеке и попечительстве в отношении несовершеннолетних детей. Они отражают специфику, которая проявляется в самих целях установления опеки (попечительства) над детьми, субъектах, в отношении которых устанавливается опека (попечительство), в правах участников правоотношений по опеке, попечительству, а также в порядке их установления и прекращения.

Забота о ближнем сегодня должна культивироваться обществом и, наверно, поощряться всеми возможными способами. Это означает, что законодатель должен найти способы поддержки тех граждан, кто отважился взять на себя заботу об инвалидах или детях, и стимулировать тем самым остальных сограждан к подобному поведению. В то же время должны быть закреплены и соответствующие меры контроля за действиями опекунов (попечителей), гарантирующие осуществление прав и интересов подопечных лиц, либо установлены конкретные меры ответственности за нарушение ими своих обязанностей.

Возможные изменения в содержании норм об опеке и попечительстве должны строиться исходя из принципа приоритета интересов личности, что, в свою очередь, обусловлено не только непосредственной ценностью человека как первоосновы социума, но и исключительно конъюнктурной в современных условиях задачей сохранения каждого индивидуума как социально – полезной единицы – потенциального налогоплательщика, военнообязанного, гражданина, родителя, иного члена семьи. В большинстве случаев опека и попечительство применяется к малолетним и несовершеннолетним, поэтому этот институт играет важную роль в создании условий для воспитания в семье детей, лишенных родительской заботы. Благодаря установлению опеки (попечительства) несовершеннолетние получают возможность осуществлять принадлежащие им права, а также приобретать права и нести обязанности, предоставленные любому гражданину.

3.  Судебная практика.

ЛИЦО, НАХОДИВШЕЕСЯ ПОД ОПЕКОЙ, ПОСЛЕ ДОСТИЖЕНИЯ ИМ

        СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ ВПРАВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОЛУЧИТЬ СУММЫ

      ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПОСОБИЯМ, ВЫПЛАЧИВАЕМЫМ ОПЕКУНУ НА ЕГО

                             СОДЕРЖАНИЕ

                            ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ

                          24 марта 2006 г.

                            N 58-В06-15

                            (БВСР 06-11)

                            (Извлечение)

    Е. и И.  (находящиеся под опекой, каждому из которых в марте 2003

г.  исполнилось 18 лет)  обратились  в  суд  с  иском  к  министерству

финансов   Хабаровского   края,   Министерству   финансов   Российской

Федерации,  финансовому  департаменту  администрации  г.   Хабаровска,

правительству  Хабаровского  края  о  взыскании недополученных сумм на

питание,  приобретение  одежды,  обуви,  мягкого  инвентаря  с  учетом

индексации,  исходя  из  фактических цен,  сложившихся по Хабаровскому

краю.

    В обоснование  иска  они  указали  на  то,  что  органом  опеки и

попечительства   комитета   по    управлению    Центральным    округом

администрации  г.  Хабаровска выплата опекунского пособия за 2002-2003

гг.  произведена из расчета 1300 руб.  в месяц на одного опекаемого на

основании  постановления  главы  администрации  Хабаровского края от 5

июня 2001 г.  N 224 и распоряжения мэра г.  Хабаровска от 17 июля 2001

г. N 907-р. Истцы также указали на то, что в период с 1998 по 2001 год

денежные выплаты на их содержание производились без  учета  фактически

сложившихся в Хабаровском крае цен,  причем из федерального и краевого

бюджетов эти выплаты не финансировались.

    По мнению   Е.  и  И.,  расчет  опекунского  пособия  должен  был

производиться в соответствии с постановлением Правительства Российской

Федерации  от 20 июня 1992 г.  N 409 "О неотложных мерах по социальной

защите  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей"

ежеквартально,   в   зависимости   от   фактического  роста  стоимости

натурального набора продуктов и предметов обихода.

    В связи  с нарушением норм указанного постановления Правительства

Российской Федерации истцы просили взыскать в их пользу  задолженность

по выплате опекунских пособий.

    Решением Центрального районного суда г.  Хабаровска от 10 августа

2004 г.  иск удовлетворен: взыскана с Министерства финансов Российской

Федерации за  счет  казны  Российской  Федерации  в  пользу  Е.  и  И.

задолженность по опекунскому пособию в размере 169 313 руб. 74 коп., с

министерства  финансов  Хабаровского  края  за  счет  средств  бюджета

Хабаровского края - 169 313 руб. 74 коп.

    Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда

21   декабря  2004  г.  решение  суда  первой  инстанции  отменила,  в

удовлетворении исковых требований Е. и И. отказала.

    Президиум Хабаровского краевого суда 27 июня 2005 г. кассационное

определение отменил и оставил в силе  решение  Центрального  районного

суда г. Хабаровска.

    В надзорной жалобе  Министерство  финансов  Российской  Федерации

просило  отменить  решение Центрального районного суда г.  Хабаровска,

постановление президиума Хабаровского краевого суда  и  принять  новое

решение  об  отказе  в  удовлетворении  иска  Е.  и  И.  о взыскании с

Министерства финансов Российской Федерации денежных средств.

    Определением судьи  Верховного Суда РФ от 30 ноября 2005 г.  дело

истребовано в Верховный Суд РФ и  14  февраля  2006  г.  передано  для

рассмотрения  по  существу  в  Судебную  коллегию по гражданским делам

Верховного Суда РФ.

    Судебная коллегия  по  гражданским  делам  Верховного  Суда РФ 24

марта 2006 г.  состоявшиеся по делу судебные  постановления  отменила,

указав следующее.

    В соответствии со ст.  387 ГПК  РФ  основаниями  для  отмены  или

изменения  судебных  постановлений нижестоящих судов в порядке надзора

являются существенные нарушения норм материального или процессуального

права.

    При рассмотрении   настоящего   дела   судами    были    допущены

существенные нарушения норм материального и процессуального права.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992

г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей,

оставшихся  без  попечения  родителей"  установлены   нормы   питания,

обеспечения   одеждой,   обувью,   мягким   инвентарем  и  необходимым

оборудованием.

    В п.  1  Положения о порядке выплаты денежных средств на питание,

приобретение одежды,  обуви,  мягкого инвентаря для детей, находящихся

под  опекой  (попечительством)  (утвержденного приказом Минобразования

России от 19 августа 1999 г.  N 199),  определено,  что органы опеки и

попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на

питание,  приобретение одежды,  обуви,  мягкого инвентаря,  исходя  из

установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

    Из содержания  двух  вышеназванных  нормативных  правовых   актов

следует,   что   Правительством   Российской  Федерации  урегулировано

установление размера и порядка выплаты опекунских пособий.

    Так, Правительством   Российской   Федерации   были   установлены

натуральные нормативы,  исходя из стоимости которых в каждом регионе и

определяется   размер   опекунского   пособия.  Установление  на  всей

территории  Российской  Федерации  единого  размера  таких  выплат   в

денежном выражении не смогло бы обеспечить надлежащую защиту опекаемых

детей, поскольку суммы, необходимые на их содержание, могут достаточно

сильно варьироваться в зависимости от цен,  сложившихся в том или ином

населенном пункте.

    Порядок же   выплаты   пособий  на  содержание  опекаемых  детей,

разработанный  по   поручению   Правительства   Российской   Федерации

Министерством образования Российской Федерации, является действующим и

не противоречит законодательству Российской Федерации.

    Органы государственной  власти  Российской  Федерации,  установив

перечень товаров,  рыночная  стоимость  которых  подлежит  выплате  на

содержание детей-сирот,  тем самым определили размер пособий, средства

на  выплату  которых  необходимо  было   передать   органам   местного

самоуправления из бюджета Хабаровского края.

    В связи с этим вывод суда о незаконном бездействии  Правительства

Российской Федерации является необоснованным.

    Решение о  взыскании  истребуемых  сумм   из   казны   Российской

Федерации  суд  обосновал  отсутствием соответствующего финансирования

мероприятий по выплате опекунских пособий за счет средств федерального

бюджета.

    Этот вывод противоречит фактическим обстоятельствам  дела.  Судом

не  принято  во  внимание,  что  в соответствии со ст.  72 Конституции

Российской Федерации социальная защита граждан,  защита прав и  свобод

граждан - предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов

Российской Федерации.

    Таким образом,  органы исполнительной власти субъектов Российской

Федерации  вправе  осуществлять  собственное  правовое   регулирование

рассматриваемых вопросов и фактически осуществили его в форме принятия

постановления главы администрации Хабаровского края от 5 июня 2001  г.

N 224 "Об установлении минимальных нормативов бюджетной обеспеченности

расходов    на    содержание    детей,    находящихся    под    опекой

(попечительством)".

    Вместе с тем данный нормативный правовой акт  надлежащим  образом

не  обеспечил реализацию норм действующего законодательства по вопросу

установления   размеров   пособий,   подлежащих   выплате    опекунам,

проживающим на территории Хабаровского края.

    Ничем не обоснован и вывод суда об отсутствии  финансирования  на

указанные цели из федерального бюджета.

    Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002  год"  и  "О

федеральном  бюджете  на 2003 год" фактически была обеспечена передача

субъектам Российской Федерации дополнительных  финансовых  средств  на

реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий.

    В соответствии со  ст.  48  Федерального  закона  "О  федеральном

бюджете  на  2002 год" в состав федерального бюджета включены средства

Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации

в  общем объеме 147 490 966 тыс.  рублей.  Приложением 11 к указанному

Федеральному закону  установлено  распределение  средств  Федерального

фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации по субъектам

Российской Федерации.  Объем средств, запланированных к перечислению и

в  дальнейшем фактически переданных Хабаровскому краю,  составил 2 958

996 тыс. рублей.

    В силу ст.  46 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003

год"  также  было  предусмотрено   формирование   Федерального   фонда

финансовой  поддержки  субъектов  Российской Федерации в сумме 173 167

526 тыс.  рублей.  Согласно приложению 13  к  указанному  Федеральному

закону Хабаровскому краю было перечислено 3 566 858 тыс. рублей.

    При этом  в  составе  средств   Федерального   фонда   финансовой

поддержки субъектов Российской Федерации, переданных в 2002 - 2003 гг.

из федерального бюджета в Хабаровский край, были учтены предполагаемые

расходы  органов  государственной  власти Хабаровского края на выплату

опекунских пособий.

    Учет данных    расходов   производился   на   основании   Методик

распределения  средств   Федерального   фонда   финансовой   поддержки

субъектов Российской Федерации на 2002 и 2003 годы.

    Фактически учет производился путем  включения  в  состав  Методик

соответствующих   данных  и  формул,  в  конечном  счете  определяющих

количество денежных средств,  которые  необходимо  передать  субъектам

Российской Федерации в качестве финансовой помощи.

    Так, в п.  2.7 каждой из Методик предусматривалось, что в составе

расходов  субъектов  Российской  Федерации  на  социальное обеспечение

дополнительно  учитываются  расходы  на  выплату  пособий  на   детей,

находящихся  под  опекой или попечительством (в 2002 году - из расчета

25 250 руб.  в год на одного ребенка,  в 2003 году - 28 280 руб. в год

на одного ребенка с корректировкой на коэффициент уровня цен).

    В состав  Федерального  фонда  финансовой   поддержки   субъектов

Российской  Федерации на 2002 и 2003 годы были включены дополнительные

денежные   средства,   представляющие   собой    финансовую    помощь,

предоставленную субъектам Российской Федерации из федерального бюджета

в счет производимых ими расходов на выплату опекунских пособий.

    Таким образом,  в  целях  оказания  финансовой  помощи  субъектам

Российской  Федерации  из  федерального   бюджета   были   перечислены

дополнительные  финансовые  ресурсы  для финансирования мероприятий по

выплате опекунских пособий, в связи с чем у суда не было оснований для

взыскания  задолженности  по  опекунским  пособиям из казны Российской

Федерации.

    Решение суда  первой  инстанции  и  постановление президиума суда

надзорной  инстанции  вынесены  с   существенными   нарушениями   норм

материального права и в связи с этим подлежат отмене.

    Судебная коллегия  по  гражданским  делам  Хабаровского  краевого

суда,  отменившая  решение  суда  первой  инстанции  и  вынесшая новое

решение об отказе в удовлетворении исковых требований Е. и И., указала

на  то,  что  у  истцов  отсутствует  субъективное  право на получение

опекунских пособий,  имеющих целевое назначение и  подлежащих  выплате

только  опекунам  несовершеннолетних  детей,  оставшихся без попечения

родителей.

    Этот вывод  основан  на неправильном толковании и применении норм

материального и процессуального права.

    Действительно, в соответствии со ст.ст.  148,  150 СК РФ денежные

средства на содержание подопечного ребенка выплачиваются его опекуну.

    Вышеназванный вывод   основан   на  том,  что  несовершеннолетний

опекаемый не является полностью  дееспособным  и  не  может  в  полном

объеме самостоятельно осуществлять защиту своих прав. Так, в силу ч. 1

ст.   37   ГПК   РФ   способность   своими   действиями   осуществлять

процессуальные права,  выполнять процессуальные обязанности и поручать

ведение  дела  в  суде   представителю   (гражданская   процессуальная

дееспособность)  принадлежит  в  полном  объеме  гражданам,  достигшим

возраста восемнадцати лет.

    Вместе с  тем  выплачиваемые  опекуну  на  содержание подопечного

суммы   государственного   пособия   имеют   целевое   назначение    и

предназначены  для реализации прав подопечного,  в связи с чем в п.  1

ст.  148 СК РФ прямо указано на то,  что право на алименты,  пособия и

иные  социальные  выплаты  -  это право детей,  находящихся под опекой

(попечительством),  а не право их опекунов (попечителей).  Если  право

подопечного  на  получение пособия в полном объеме не было реализовано

до  наступления  его  совершеннолетия,  то  именно  бывший  подопечный

обладает  субъективным  правом  на  получение  сумм  задолженности  по

указанным платежам и только он может реализовать процессуальное  право

на   обращение   в   суд  с  соответствующим  иском,  поскольку  право

представлять интересы подопечного согласно п. 3 ст. 40 ГК РФ у опекуна

(попечителя)   прекращаются   с  момента  наступления  совершеннолетия

подопечного.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение

Центрального  районного  суда  г.  Хабаровска,  определение   судебной

коллегии   по   гражданским   делам   Хабаровского   краевого  суда  и

постановление президиума Хабаровского  краевого  суда  отменила;  дело

направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

24 марта 2006 г.


Список использованных источников(Литературы):

  1.  Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.
  2.  Конвенция о правах ребенка (Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25  Генеральной Ассамблеей ООН)
  3.  «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51 – ФЗ (Принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 29.06.2009).
  4.  «Семейный кодекс РФ» от 29.12.1995 № 223 – ФЗ (Принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2009).
  5.  Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004)
    "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят ГД ФС РФ 04.12.1996).
  6.  Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2008)
    "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (принят ГД ФС РФ 15.03.2001).
  7.  Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № -  423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".
  8.  Ершова Н.М. Вопросы семьи в гражданском праве. М., 1977.
  9.  Здравомыслова О.М. Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования). – М., 1998.
  10.  Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика. М., 2008.
  11.  Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов.  – М., 2004 Сергеев А.П.: Учебник в 3 т. Т.I. М., 2005.
  12.  Суханов Е.А. Гражданское право: В 2 т. Том I.М., 2004.

13.Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный) (под ред. О.Н. Садикова), 01.09.97.

14.Защита прав и интересов детей (Арутюнян Г.В., доцент кафедры административного и финансового права МГИМО МИД РФ).

           15.Эксперты направления «Социальная политика» Фонда «Институт экономики города».

           16.Абашин Э.А. Семейное право. – М., 2005 – 128 с.

  1.   Под ред. проф. Иванова А.Н. Психически больной и гражданский закон - М, 1992 – 128 с.

Приложение:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44556. Выбор технологии магистрали для больших локальных сетей 31 KB
  Магистраль это одна из наиболее дорогостоящих частей любой сети. Кроме того так как через нее проходит значительная часть трафика сети то ее свойства сказываются практически на всех сервисах корпоративной сети которыми пользуются конечные пользователи. Эта структура будет затем положена в основу структуры кабельной системы стоимость которой может составлять 15 и более процентов всей стоимости сети.
44557. Стратегические проблемы выбора сетевой операционной системы и СУБД 32.5 KB
  Похожая ситуация складывается и на рынке СУБД. Однако более тонкий подбор подходящей СУБД и ее версии для используемых на предприятии прикладных задач и технологий хранения и обработки данных требует знания основных сегодняшних свойств каждой СУБД и представления о том какие новые свойства желательные для вашей сети можно ожидать от данной СУБД в ближайшем будущем.
44558. Стратегические проблемы создания корпоративных приложений 29 KB
  Это связано с тем что большая часть приложений создается силами сотрудников предприятия или же силами сторонней организации но по конкретному техническому заданию для этого предприятия. Случаи использования готовых крупных приложений настраиваемых на потребности данного предприятия например SPR 3 более редки по сравнению с созданием специальных приложений. Технология Intrnet удовлетворяет этим требованиям являясь одновременно и самой перспективной технологией создания приложений на ближайшие несколько лет.
44559. Необходимость защиты корпоративной информации при использовании публичных глобальных сетей 36.5 KB
  Нельзя дать никаких гарантий что в некоторой недоступной для контроля точке пространства некто используя например анализатор протокола не подключится к передающей среде для захвата и последующего декодирования пакетов данных. Другая особенность корпоративной сети масштабность она заключается в том что имеется очень большое количество рабочих станций серверов пользователей мест хранения данных и т. По сравнению с сетями масштаба отдела или небольшого предприятия обеспечение безопасности в корпоративной сети является задачей не...
44560. Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата 197.5 KB
  Визуальный соматоскопический метод количественной оценки осанки является доступным и простым в использовании. Он обладает высокими показателями согласованности, воспроизводимости и информативности. Его можно рекомендовать как специалистам физической культуры, так и родителям для оценки текущего состояния и анализа динамики осанки.
44561. Создание интегрированной системы управления 30.5 KB
  Из-за этого очень трудно создать единую интегрированную систему управления корпоративной сетью которая бы контролировала все процессы и все системы сети сеть здесь понимается в широком смысле как объединение всех слоев от компьютеров до приложений. Тем не менее потребность в такой системе управления имеется так как все подсистемы сети тесно взаимосвязаны и при управлении коммуникационным оборудованием могут потребоваться данные об установленных в операционных системах приложениях или о конфигурационных параметрах коммуникационных...
44562. Усугубление проблем безопасности при удаленном доступе. Защитные экраны - firewallы и proxy-серверы 31.5 KB
  Однако использование общественных сетей (речь в основном идет об Internet) еще более усугубляет ситуацию, хотя бы потому, что в такой сети для доступа к корпоративным данным в распоряжении злоумышленника имеются более разнообразные и удобные средства, чем выход в чистое поле с анализатором протоколов.
44563. Пакетная фильтрация. Использование маршрутизаторов в качестве firewall 29.5 KB
  Пропуск во внутреннюю сеть пакетов сетевого уровня или кадров канального уровня по адресам MCадреса IPадреса IPXадреса или номерам портов TCP соответствующих приложениям.
44564. Сервисы-посредники (Proxy-services) 30 KB
  Для того чтобы обратиться к удаленному сервису клиент-пользователь внутренней сети устанавливает логическое соединение с сервисом-посредником работающим на межсетевом экране. Сервис-посредник устанавливает отдельное соединение с настоящим сервисом работающим на сервере внешней сети получает от него ответ и передает по назначению клиенту пользователю защищенной сети.