31032

НЭП

Доклад

История и СИД

Ленин заставил ЦК послать обоих т. Крестьяне по Ленину должны набраться терпения: большевики восстановят промышленность вернут долг и будет всем светлое будущее аля Ленин: коммунистическое производство и распределение. Ленин Троцкий Платформа рабочей оппозиции Коллонтай Шляпников Платформа демократического централизма Бубнов Осинский Сапронов Профсоюзы школа коммунизма. Приняли ленинский проект о профсоюзах.

Русский

2013-08-25

19.38 KB

0 чел.

НЭП

Конец 1920 – положение РКП(б) ухудшалось. Крестьяне против большевистской аграрной политики (душили хозяйственную деятельность).

Некоторые члены партии предвидели такой поворот и пытались его предотвратить.

1.1920 – Ларин на 3-ем съезде Советов предложил ввести вместо продразверстки продналог (вдвое ниже), все остальное получать в результате свободного товарообмена.

3.1920 – докладная записка Троцкого в ЦК РКП(б): разверстка не только подрывает с/х, но и грозит окончательно разрушить всю экономику страны. 2 метода борьбы с хозяйственной деградацией: в богатых землей районах (Украина, Дон, Сибирь) заменить продразверстку процентным натуральным налогом и давать крестьянам столько промтоваров, сколько они наработали зерна. А в разоренных центральных губерниях – разверстка по ссыпке хлеба + принудительные меры по запашке.

Ленин заставил ЦК послать обоих, т.к.:

  1. Марксистская отрицательная оценка свободы товарооборота (ведет назад к капитализму).
  2. Военный коммунизм считали не только чрезвычайной мерой, продиктованной войной, но и прорывом к соцэкономике. Крестьяне, по Ленину, должны набраться терпения: большевики восстановят промышленность, вернут долг, и будет всем светлое будущее а-ля Ленин: «коммунистическое производство и распределение».

Деревня, ясный пень, ответила восстаниями.

К весне 1921 – 200 тысяч человек крестьян охвачен восстанием.

Вооруженные силы тоже не слишком положительно оценивали ситуацию.

3.1921 – восстание в Кронштадте (крупнейшая база Балтийского флота)

Рабочие восставали в крупных городах. Забастовки, демонстрации.

Требования:

  1. Отмена продразверстки
  2. Свобода торговли
  3. Свобода хозяйствования на земле
  4. Переизбрать Советы БЕЗ диктата коммунистов, свобода агитации соцпартий
  5. Новое Учредительное собрание (изредка)

По сути – стихийные взрывы возмущения политикой советского правительства. Но везде был элемент организации (монархисты/эсеры, меньшевики/анархисты). Социалисты действовали особенно напористо. Объединяло всех стремление на опоре восстаний скинуть большевиков.

Подавляли военными способами.

18.3.1921 – пал Кронштадт.

К концу лета 1921 – покончили с другими крупными очагами восстаний.

Верхи большевиков: на одном насилии НЕ выедешь!!!!

С 11.1920 – «дискуссия о профсоюзах». На деле – крестьянский вопрос, рабочий, вопрос о том, как подходить к массам, когда война закончилась.

 

Ленин

Троцкий

Платформа «рабочей оппозиции»

(Коллонтай, Шляпников)

Платформа «демократического централизма»

(Бубнов, Осинский, Сапронов)

«Профсоюзы – школа коммунизма». Главные усилия – на поиски путей преодоления кризиса.

3 урока Кронштадта:

Спасти соцреволюцию может спасти ТОЛЬКО соглашение с крестьянами до революцию в других странах.

Изолировать умеренных социалистов, либералов и анархистов от масс.

Надо сплачивать партию внутри!!!

Чрезвычайные, по сути, военизированные методы управления, «закручивание гаек» в политике и экономике.

За передачу управления НХ рабочим, невмешательства ЦК партии в советские и профсоюзные органы, отказ от назначения работников на административно-хозяйственные должности.

Близко к рабочей оппозиции.

Особый упор на расширении внутрипартийной демократии (свобода фракций).

3.1921 – 10-й съезд РКП(б), Москва. Замена продразверстки продналогом (меньше). У земледельцев – право обмена остающегося продовольствия, сырья, фуража на нужные продукты промышленного и сельскохозяйственного производства. Приняли ленинский проект о профсоюзах. Провел резолюцию «О единстве партии», краеугольный камень внутрипартийного режима: запрет фракций, ЦК – право исключать любого члена (раньше – ТОЛЬКО съезд). Таким образом, демократические принципы внутри партии подорваны.

Первое противоречие нэповского периода – переосмысление основ политико-экономической жизни, раскрепощения хозяйства от тотального госрегулирования + закрученные гайки, диктатура большевиков, гражданские права НЕ расширяли. Основная тяжесть продналога (вдвое меньше продразверстки) – на зажиточных хозяев. Декрет о продналоге ограничивал свободу торговли остатков продукции у крестьян «пределами местного хозяйственного оборота». Общенациональный масштаб – безденежный товарообмен между городом и деревней (государственные и кооперативные торговые учреждения).

10.1921 – Ленин: частный рынок сильнее нас. Вместо товарообмена – обычна торговля.

Большевикам пришлось кардинально расширить сферу действий в НХ товарно-денежных отношений.

10.1922 – новый Земельный кодекс РСФСР. Крестьяне – право свободного выхода из общины, выбора форм землепользования. Ограниченно, но разрешалась аренда земли и применение наемного труда. Пошло на убыль насаждение колхозов и совхозов. Единоличники – 98.5% с/х продукции. В городах частникам можно открывать/арендовать мелкие и отчасти средние предприятия.

Середина 1920-х гг.: капиталистический сектор – 27% промышленной продукции. Нэпманы (преобладающая часть – мелкие капиталисты): розница – 75%, опт – 18%.

Ленин: в буржуазном секторе экономики – 2 уклада: частно- и госкапиталистический (арендаторы государственных заведений – 70% от нэпманских предприятий на 1921акционеры частногосударственных АО, концессионеры – иностранцы, эксплуатирующие природные богатства и хозяйственные объекты по договору с правительством).

В первый год нэпа – ослабла централизация управления НХ. Тресты (объединения госпредприятий) перешли на хозрасчет – расширялись их права: сами решали вопросы заготовки сырья и реализации продукции, свободный наем рабсилы через биржи труда, зарплата – НЕ уравнительная, а по квалификации и по производительности.

1922 – в основном отменена карточная система.

Важнейшая часть нэпа – возрождение финансовой системы. Нарком финансов Г. Я. Сокольников, старые специалисты (Кутлер – еще помощник Витте).

10.1921 – восстановлен Госбанк (контроль над кооперативными банками, кредитными и страховыми товариществами).

1922 – 1924: вытеснение обесцененных денег («совзнаков») твердой конвертируемой валютой – червонец, равен дореволюционному золотому, до 1926 – больше 6 баксов.

Нэп: сложная и неустойчивая рыночно-административная конструкция, рыночные элементы – вынужденные и тактические, административные – принципиальные и стратегические.

Конечная цель – создание нерыночной экономики. Товарно-денежные отношения + «командные высоты»: национализированная земля, недра, большая часть крупной и средней промышленности, транспорта, банков, монополия внешней торговли.

Предполагали, что рыночное и нерыночное будут долго сосуществовать, причем второе будет постепенно выталкивать первое.

Большевики: главный приоритет в хозяйственной политике – крупная промышленность: экономическая опора власти, хребет обороноспособности государства. Для ее восстановления и развития нет других путей, кроме извлечения средств из деревни налогами и искусственным завышением цен на промтовары и занижением – на с/х.  Конфликты с крестьянством (2-е противоречие нэпа).

1921 – 1922: засуха и голод.

Осень 1923 – кризис сбыта: крестьянам оказались НЕ по карману промтовары. Предложение превысило спрос. Деревня стала зажимать зерно.

12.1923 – восстание в Амурской области, 8.1924 – в Грузии.

Большевики, ясен пень, подавили оружием, но были вынуждены и уступить.

1924 – 1925: смягчены цены в пользу с/х производителей, расширено право на аренду земли и использование наемного труда.

3-е противоречие НЭПа – классовая ориентированность большевистской аграрной политики, «ограничение кулачества как класса». Уравнительные переделы земли  снижение производительности, стагнация сельскохозяйственного сектора в целом.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74954. Усвоение таблицы умножения и деления. Составление задачи по выражению 56 KB
  Цель. Совершенствовать умение решать выражения на основе знаний таблицы умножения и деления; развивать умение решать уравнения на нахождение неизвестного делителя; закреплять умение составлять и решать задачи по выражению, задачи на приведение к единице...
74955. Повторение табличного деления и умножения чисел 58.5 KB
  Цели и задачи: Образовательные: усвоение полученных знаний, умений и навыков при табличном делении и умножении; Развивающие: развивать наблюдательность и умение рассуждать; развивать математические способности, логическое мышление, внимание и интерес к предмету через игру...
74956. Додавання й віднімання виду 430 + 500, 430 + 50, 760 – 400, 760 – 40. Розширена задача на спосіб зведення до одиниці. Складена задача, яка включає суму двох або трьох доданків 54 KB
  Мета. Закріплювати вміння учнів додавати круглі трицифрові числа різними способами. Працювати над розв’язуванням задач. Розкриватимемо таємниці єгипетських пірамід. Розвивати обчислювальні навички, логічне мислення, пам’ять.
74957. Множення на 0, 1 35.5 KB
  МЕТА: Сформувати вміння та навички учнів при обчисленні прикладів на множення 0, 1; розвивати обчислювальні навички, розвивати пізнавальний інтерес до вивчення математики, виховувати уважність.
74958. Сравнение задач на пропорциональное деление. Деление с остатком трехзначных чисел на круглые десятки 43 KB
  Задачи: Развивать умение решать задачи на пропорциональное деление. Развивать навыки деления трехзначных чисел на круглые с остатком. Развивать логическое мышление, память, внимание. Воспитывать дружеские отношения в соревновании.
74959. Вправи і задачі на засвоєння таблиці ділення на 8. Задачі на знаходження невідомого діленого шляхом складання рівняння 60 KB
  Мета: закріпити таблицю ділення на 8 навчити розвязувати задачі на знаходження невідомого діленого складаючи рівняння повторити зв’язок дій множення і ділення; формувати вміння розвязувати задачі на три дії; розвивати логічне мислення увагу...
74960. Ознайомлення з художнім прийомом в живописі «пуантилізмом». Малювання рибки 36.5 KB
  МЕТА. Ознайомлення учнів з різноманітністю форм та забарвлення мешканців озер,річок, морів, океанів; ознайомити із художнім прийомом в живописі «пуантилізмом», формування навичок культури роботи з різними художніми матеріалами, виконання вправ на розвиток руки...
74961. Заняття з образотворчого мистецтва «Мандрівка до осіннього лісу» в 2 класі 40 KB
  Мета: учити дітей малювати листочки різними способами, робити відбитки природних матеріалів, досягти композиції шляхом правильного розміщення на площині, розвивати кольоровідчуття ока, образне мислення, уміння бачити красу й гармонію довколишнього світу...
74962. Світло і тіні. Замальовка «Рум’яне яблучко» 51 KB
  Мета: дати учням короткі відомості про світло, тінь, об’єм; продовжити знайомити учнів з виражальними засобами живопису; формувати вміння аналізувати та змішувати кольори; формувати образне, логічне та просторове мислення; стимулювати розвиток допитливості...