31033

Внешняя политика Советского государства в 1920-е годы

Доклад

История и СИД

после падения Советской власти в республиках Прибалтики правительство РСФСР заключило Договоры о мире с буржуазными правительствами Эстонии Литвы Латвии признававшими их независимость и самостоятельность. Ленин ставил вопрос не только о соревновании государств представлявших разные системы собственности но и о необходимости экономического сотрудничества между странами путем предоставления концессий заключения торговых договоров и соглашений. В местечке недалеко от Генуи Рапалло Россия заключила Рапалльский договор с Германией в...

Русский

2013-08-25

112.85 KB

23 чел.

Внешняя политика Советского государства в 1920-е годы

 

1. Принципы внешней политики

1.1. Двойной стандарт во внешнеполитической концепции большевиков. Начиная с 1917 г., советские лидеры руководствовались во внешней политике двойным стандартом: 1) ориентацией на мировую пролетарскую революцию и 2) стремлением к мирным отношениям с другими государствами и народами. Во главе советского иностранного ведомства в эти годы (1918-1930 гг.) стоял Г.В. Чичерин. Поддержка дела мировой революции оставалась одной из главных международных внешнеполитических целей Советского государства в рассматриваемый период. С этой целью в марте 1919 г. в Москве была создана международная коммунистическая организация - III-й, Коммунистический интернационал (председатель его Исполкома - Г.Е. Зиновьев). Коминтерн строил свою политику, исходя из иллюзорных представлений о фатальном углублении общего кризиса капитализма и неизбежности победы коммунистической формации. Развернулся процесс создания коммунистических партий в странах Востока, Азии, Латинской Америки.

1.2. Концепция мирного сосуществования. В связи с переходом к нэпу более четкие очертания стала приобретать советская концепция мирного сосуществования. Вопросы формирования дальнейшего курса партии и государства в области внешней политики детально обсуждались на Х съезде РКП(б) в 1921 г. Была поставлена задача превратить завоеванную мирную передышку в длительный мир, вывести страну из состояния внешнеполитической и экономической изоляции. Ставилась задача привлечь капитал и заставить его служить целям возрождения страны. Уже в 1920 г., после падения Советской власти в республиках Прибалтики, правительство РСФСР заключило Договоры о мире с буржуазными правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, признававшими их независимость и самостоятельность.

1.3. Внешнеполитические трудности советской дипломатии. СССР стремился преодолеть состояние дипломатической изоляции. Однако решение этой задачи было связано со многими внешнеполитическимитрудностями, к которым можно отнести: а) социальное неприятие советского строя многими политическими деятелями Запада; б) претензии к России по царским долгам и из-за монополии внешней торговли в) неприятие странами Антанты большевистского лозунга мировой революции; г) недовольство капиталистических держав курсом России на поддержку национально-освободительного движения колониальных народов.

2. Основные направления внешней политики

2.1. Торговые отношения. В.И. Ленин ставил вопрос не только о соревновании государств, представлявших разные системы собственности, но и о необходимости экономического сотрудничества между странами путем предоставления концессий, заключения торговых договоров и соглашений. В сентябре 1919 г. В.И. Ленин в письме к Американским рабочим выдвигал идею предоставления в России концессий зарубежным предпринимателям, что предполагало не только сосуществование, но и определенную степень сотрудничества с капиталистическими странами. Обширный рынок для иностранных предпринимателей, возможность получить от России ценные материальные ресурсы (хлеб, лес, нефть и др.) толкали западные государства на путь переговоров с большевиками. В результате в первой половине 20- х годов была нарушена экономическая блокада России капиталистическими странами. С 1921 г. началось установление ее торговых отношений с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Несмотря на отсутствие дипломатических отношений с США (до 1933 г.), американские предприниматели поддерживали контакты на основе концепции торговля без признания.

2.2. Дипломатические контактыГенуэзская конференция. Советское правительство готово было вести переговоры с западными державами об условиях признания некоторых видов долгов. С этой целью оно намеревалось использовать свое участие в Генуэзской конференции 1922 г. Российское правительство соглашалось уплатить долги в обмен на экономическую помощь, субсидии и официальное признание Советского государства. Однако переговорный процесс по данному вопросу зашел в тупик. В местечке недалеко от Генуи - Рапалло Россия заключила Рапалльский договор с Германией, в основу которого был положен взаимный отказ от возмещения долгов, режим наибольшего благоприятствования в торговле. Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и тем самым выводил Россию из дипломатической изоляции. Германия становится основным торговым и военным партнером СССР (в 1926 г. был заключен Берлинский договор о дружбе и военном нейтралитете), что внесло существенные коррективы в характер международных отношений на последующие годы.

2.3. Полоса дипломатического признания СССР. Экономические, политические и другие соображения требовали от буржуазных правительств нормализации дипломатических отношений с Россией. К 1924 году Россию в Европе де-юре признали: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция; в Азии -Япония, Китай, в Латинской Америке -Мексика и Уругвай. США оттягивали признание до 1933 года. Всего за 1921-1925 гг. Россией было заключено 40 соглашений и договоров. Советско-британские и советско-французские отношения носили амплитудный характер. Весной 1923 г. в связи с задержанием английских рыболовецких судов в водах Белого моря, английское правительство опубликовало ультиматум министра иностранных дел лорда Д. Керзона с требованиями прекращения антибританской пропаганды на Востоке, отзыва советских представителей из Ирана и Афганистана, уплаты компенсации за задержку траулеров и расстрел в 1920 г. английских шпионов. Во второй половине 20-х годов усилились нажим и провокации, которые привели к разрыву в 1927 г. дипломатических отношений с Англией.

2.4. Отношения со странами Востока и Азии. России удалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г. был заключен советско-иранский договор, советско-афганский договор и договор с Турцией. В соответствии с ними провозглашался принцип невмешательства во внутренние дела друг друга, советское правительство заявляло об отмене всех заключенных царской Россией договоров и конвенций и обязалось предоставлять материальную помощь правительствам этих стран. Так, Ирану было передано имущества на сумму 582 млн. зол. рублей, Турции предоставлялась финансовая помощь в размере 10 млн. золотых рублей. Тогда же был заключен договор с Монголией, где победила народная власть. В 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем, в 1925 г. - с Японией (Япония получила право на эксплуатацию 50% площади нефтяных месторождений на Северном Сахалине).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77582. Последовательный интерфейс RS-232C 110 KB
  Стандарт RS-232C описывает несимметричные передатчики и приемники — сигнал передается относительно общего провода — схемной земли (симметричные дифференциальные сигналы используются в других интерфейсах — например, RS-422). Интерфейс не обеспечивает гальванической развязки устройств.
77583. Организационный этап формирования системы менеджмента качества 79.5 KB
  Реализация предварительного цикла работ по формированию СМК. Создание организационной структуры СМК. Реализация предварительного цикла работ по формированию СМК Непосредственно процессу разработки и внедрения СМК предшествует организационный этап основным назначением...
77584. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ СМК 172.5 KB
  Определить состав документации устанавливающий требования ограничения и рекомендации необходимые для результативного выполнения процесса. Определить показатели и спланировать качество и результативность процесса.
77585. Разработка документации СМК 122.5 KB
  Существует еще одна категория, неявно упоминаемая в стандарте. Это - специальные формы. Назначение этих форм - предоставить руководящие указания или инструктировать относительно регистрации данных по качеству, в частности, какую информацию следует заносить в них.
77586. Содержание обязательных документированных процедур 83.5 KB
  В каждой организации, независимо от того, намерена ли она внедрять СМК или нет, существует документооборот и соответствующие инструкции по делопроизводству, описывающие порядок управления внутренними и внешними документами.
77587. Внедрение и опытная апробация СМК 39 KB
  Внедрение СМК может начинаться с издания приказа о введении в действие документов СМК. Датой введения в действие СМК считается дата утверждения Политики, Руководства по качеству и процедуры по разработке и введению в действие внутренних документов.
77588. ТЕХНИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИИ 719.5 KB
  Стремительный рост общей численности населения планеты совместно с усилением техногенных воздействий на окружающую среду существенно меняют ход глобальных природных процессов на Земле.
77589. Триггеры. Не тактируемые и тактируемые триггеры 231 KB
  Устройство имеющее два устойчивых состояния называют триггером. С приходом переключающих запускающих сигналов переход триггера из одного состояния в другое происходит лавинообразно и потенциалы на выходах меняются на противоположные.