31033

Внешняя политика Советского государства в 1920-е годы

Доклад

История и СИД

после падения Советской власти в республиках Прибалтики правительство РСФСР заключило Договоры о мире с буржуазными правительствами Эстонии Литвы Латвии признававшими их независимость и самостоятельность. Ленин ставил вопрос не только о соревновании государств представлявших разные системы собственности но и о необходимости экономического сотрудничества между странами путем предоставления концессий заключения торговых договоров и соглашений. В местечке недалеко от Генуи Рапалло Россия заключила Рапалльский договор с Германией в...

Русский

2013-08-25

112.85 KB

22 чел.

Внешняя политика Советского государства в 1920-е годы

 

1. Принципы внешней политики

1.1. Двойной стандарт во внешнеполитической концепции большевиков. Начиная с 1917 г., советские лидеры руководствовались во внешней политике двойным стандартом: 1) ориентацией на мировую пролетарскую революцию и 2) стремлением к мирным отношениям с другими государствами и народами. Во главе советского иностранного ведомства в эти годы (1918-1930 гг.) стоял Г.В. Чичерин. Поддержка дела мировой революции оставалась одной из главных международных внешнеполитических целей Советского государства в рассматриваемый период. С этой целью в марте 1919 г. в Москве была создана международная коммунистическая организация - III-й, Коммунистический интернационал (председатель его Исполкома - Г.Е. Зиновьев). Коминтерн строил свою политику, исходя из иллюзорных представлений о фатальном углублении общего кризиса капитализма и неизбежности победы коммунистической формации. Развернулся процесс создания коммунистических партий в странах Востока, Азии, Латинской Америки.

1.2. Концепция мирного сосуществования. В связи с переходом к нэпу более четкие очертания стала приобретать советская концепция мирного сосуществования. Вопросы формирования дальнейшего курса партии и государства в области внешней политики детально обсуждались на Х съезде РКП(б) в 1921 г. Была поставлена задача превратить завоеванную мирную передышку в длительный мир, вывести страну из состояния внешнеполитической и экономической изоляции. Ставилась задача привлечь капитал и заставить его служить целям возрождения страны. Уже в 1920 г., после падения Советской власти в республиках Прибалтики, правительство РСФСР заключило Договоры о мире с буржуазными правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, признававшими их независимость и самостоятельность.

1.3. Внешнеполитические трудности советской дипломатии. СССР стремился преодолеть состояние дипломатической изоляции. Однако решение этой задачи было связано со многими внешнеполитическимитрудностями, к которым можно отнести: а) социальное неприятие советского строя многими политическими деятелями Запада; б) претензии к России по царским долгам и из-за монополии внешней торговли в) неприятие странами Антанты большевистского лозунга мировой революции; г) недовольство капиталистических держав курсом России на поддержку национально-освободительного движения колониальных народов.

2. Основные направления внешней политики

2.1. Торговые отношения. В.И. Ленин ставил вопрос не только о соревновании государств, представлявших разные системы собственности, но и о необходимости экономического сотрудничества между странами путем предоставления концессий, заключения торговых договоров и соглашений. В сентябре 1919 г. В.И. Ленин в письме к Американским рабочим выдвигал идею предоставления в России концессий зарубежным предпринимателям, что предполагало не только сосуществование, но и определенную степень сотрудничества с капиталистическими странами. Обширный рынок для иностранных предпринимателей, возможность получить от России ценные материальные ресурсы (хлеб, лес, нефть и др.) толкали западные государства на путь переговоров с большевиками. В результате в первой половине 20- х годов была нарушена экономическая блокада России капиталистическими странами. С 1921 г. началось установление ее торговых отношений с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Несмотря на отсутствие дипломатических отношений с США (до 1933 г.), американские предприниматели поддерживали контакты на основе концепции торговля без признания.

2.2. Дипломатические контактыГенуэзская конференция. Советское правительство готово было вести переговоры с западными державами об условиях признания некоторых видов долгов. С этой целью оно намеревалось использовать свое участие в Генуэзской конференции 1922 г. Российское правительство соглашалось уплатить долги в обмен на экономическую помощь, субсидии и официальное признание Советского государства. Однако переговорный процесс по данному вопросу зашел в тупик. В местечке недалеко от Генуи - Рапалло Россия заключила Рапалльский договор с Германией, в основу которого был положен взаимный отказ от возмещения долгов, режим наибольшего благоприятствования в торговле. Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и тем самым выводил Россию из дипломатической изоляции. Германия становится основным торговым и военным партнером СССР (в 1926 г. был заключен Берлинский договор о дружбе и военном нейтралитете), что внесло существенные коррективы в характер международных отношений на последующие годы.

2.3. Полоса дипломатического признания СССР. Экономические, политические и другие соображения требовали от буржуазных правительств нормализации дипломатических отношений с Россией. К 1924 году Россию в Европе де-юре признали: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция; в Азии -Япония, Китай, в Латинской Америке -Мексика и Уругвай. США оттягивали признание до 1933 года. Всего за 1921-1925 гг. Россией было заключено 40 соглашений и договоров. Советско-британские и советско-французские отношения носили амплитудный характер. Весной 1923 г. в связи с задержанием английских рыболовецких судов в водах Белого моря, английское правительство опубликовало ультиматум министра иностранных дел лорда Д. Керзона с требованиями прекращения антибританской пропаганды на Востоке, отзыва советских представителей из Ирана и Афганистана, уплаты компенсации за задержку траулеров и расстрел в 1920 г. английских шпионов. Во второй половине 20-х годов усилились нажим и провокации, которые привели к разрыву в 1927 г. дипломатических отношений с Англией.

2.4. Отношения со странами Востока и Азии. России удалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г. был заключен советско-иранский договор, советско-афганский договор и договор с Турцией. В соответствии с ними провозглашался принцип невмешательства во внутренние дела друг друга, советское правительство заявляло об отмене всех заключенных царской Россией договоров и конвенций и обязалось предоставлять материальную помощь правительствам этих стран. Так, Ирану было передано имущества на сумму 582 млн. зол. рублей, Турции предоставлялась финансовая помощь в размере 10 млн. золотых рублей. Тогда же был заключен договор с Монголией, где победила народная власть. В 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем, в 1925 г. - с Японией (Япония получила право на эксплуатацию 50% площади нефтяных месторождений на Северном Сахалине).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37591. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 345.5 KB
  ИСТОРикОПРАВОвыЕ АСПекты СОЗДАНИЯ ЗАКОНОДАТеЛЬСТВА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ [3] 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ современных АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ в россии [4] 3. Федеральный закон Об акционерных обществах от 26 декабря 1995 г.
37592. Оценка вариантов территориального размещения строительных объектов с учетом инвестиционной привлекательности регионов РФ 1.78 MB
  Обзор методов и моделей оценки инвестиционной привлекательности региона . Методические принципы оценки инвестиционной привлекательности региона при размещении на его территории строительного объекта 2. Обоснование метода оценки размещения проекта в конкретных региональных условиях . Методы и информационнотехнические средства оценки вариантов размещения строительного объекта 3.
37593. МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА 1.08 MB
  Методические рекомендации по поиску целевогосегмента рынка 206 ГЛАВА 4. Стержневой задачей как и в прежние годы остается насыщение регионального рынка товарами разработка механизмов регулирования кооперативного арендаторского фермерского движения поиск источников субсидирования предприятий местной промышленности поддержание жизненного уровня малообеспеченного населения и т. Методологической и практической основой для эффективной деятельности предприятий на региональных и межрегиональных рынках на микроуровне является региональный...
37594. ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ В РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ 767 KB
  ЭкономиЧЕСКИЕ И правовЫЕ основЫ Ипотечного кредитования [2.3] Отечественные схемы ипотечного кредитования [2.1] Отечественные тенденции ипотечного кредитования [2.2] Регионы как участники ипотечного кредитования [2.
37595. Соотношение мер защиты и мер ответственности в гражданском праве России 780 KB
  Однако проблема соотношения мер защиты и мер ответственности изучена недостаточно. Несмотря на то, что проблема рассматривалась в некоторых работах, сделанные в них выводы не дают возможности считать этот вопрос разработанным, поэтому требуется специальное научное исследование в этой сфере.
37596. МЕТОДОЛОГИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 1.54 MB
  В литературе по управленческой тематике преобладают, как правило, публикации учебного и учебно-методического характера, рассматривающие главным образом историю и основы менеджмента, а также специальные вопросы управления, такие как финансовый менеджмент, кадровый менеджмент, ситуационные и системные подходы к управлению, социология организаций, маркетинг. При этом в море публикаций по проблемам управления явно не хватает литературы, для специалистов-менеджеров, высшего звена, а именно по оценки эффективности управления персоналом.
37597. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА 2.67 MB
  Целью диссертационной работы является исследование комплекса проблем рынка лекарственных средств для формирования системы государственного регулирования фармацевтического рынка России в сложившихся экономических, политических и социальных условиях.
37598. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 1.27 MB
  современные проблемы управления несостоятельными предприятиями [2. Кризисные предприятия в национальной экономике России [2.2] Понятие несостоятельного предприятия [2. Степень качества финансового состояния предприятия [2.
37599. СТИМУЛИРОВАНИЕ НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.04 MB
  Теоретические основы организации стимулирования наемных работников в процессе предпринимательской деятельности [2.2] работников в предпринимательской деятельности [2. Анализ действующих систем стимулирования наемных работников [3.