31033

Внешняя политика Советского государства в 1920-е годы

Доклад

История и СИД

после падения Советской власти в республиках Прибалтики правительство РСФСР заключило Договоры о мире с буржуазными правительствами Эстонии Литвы Латвии признававшими их независимость и самостоятельность. Ленин ставил вопрос не только о соревновании государств представлявших разные системы собственности но и о необходимости экономического сотрудничества между странами путем предоставления концессий заключения торговых договоров и соглашений. В местечке недалеко от Генуи Рапалло Россия заключила Рапалльский договор с Германией в...

Русский

2013-08-25

112.85 KB

21 чел.

Внешняя политика Советского государства в 1920-е годы

 

1. Принципы внешней политики

1.1. Двойной стандарт во внешнеполитической концепции большевиков. Начиная с 1917 г., советские лидеры руководствовались во внешней политике двойным стандартом: 1) ориентацией на мировую пролетарскую революцию и 2) стремлением к мирным отношениям с другими государствами и народами. Во главе советского иностранного ведомства в эти годы (1918-1930 гг.) стоял Г.В. Чичерин. Поддержка дела мировой революции оставалась одной из главных международных внешнеполитических целей Советского государства в рассматриваемый период. С этой целью в марте 1919 г. в Москве была создана международная коммунистическая организация - III-й, Коммунистический интернационал (председатель его Исполкома - Г.Е. Зиновьев). Коминтерн строил свою политику, исходя из иллюзорных представлений о фатальном углублении общего кризиса капитализма и неизбежности победы коммунистической формации. Развернулся процесс создания коммунистических партий в странах Востока, Азии, Латинской Америки.

1.2. Концепция мирного сосуществования. В связи с переходом к нэпу более четкие очертания стала приобретать советская концепция мирного сосуществования. Вопросы формирования дальнейшего курса партии и государства в области внешней политики детально обсуждались на Х съезде РКП(б) в 1921 г. Была поставлена задача превратить завоеванную мирную передышку в длительный мир, вывести страну из состояния внешнеполитической и экономической изоляции. Ставилась задача привлечь капитал и заставить его служить целям возрождения страны. Уже в 1920 г., после падения Советской власти в республиках Прибалтики, правительство РСФСР заключило Договоры о мире с буржуазными правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, признававшими их независимость и самостоятельность.

1.3. Внешнеполитические трудности советской дипломатии. СССР стремился преодолеть состояние дипломатической изоляции. Однако решение этой задачи было связано со многими внешнеполитическимитрудностями, к которым можно отнести: а) социальное неприятие советского строя многими политическими деятелями Запада; б) претензии к России по царским долгам и из-за монополии внешней торговли в) неприятие странами Антанты большевистского лозунга мировой революции; г) недовольство капиталистических держав курсом России на поддержку национально-освободительного движения колониальных народов.

2. Основные направления внешней политики

2.1. Торговые отношения. В.И. Ленин ставил вопрос не только о соревновании государств, представлявших разные системы собственности, но и о необходимости экономического сотрудничества между странами путем предоставления концессий, заключения торговых договоров и соглашений. В сентябре 1919 г. В.И. Ленин в письме к Американским рабочим выдвигал идею предоставления в России концессий зарубежным предпринимателям, что предполагало не только сосуществование, но и определенную степень сотрудничества с капиталистическими странами. Обширный рынок для иностранных предпринимателей, возможность получить от России ценные материальные ресурсы (хлеб, лес, нефть и др.) толкали западные государства на путь переговоров с большевиками. В результате в первой половине 20- х годов была нарушена экономическая блокада России капиталистическими странами. С 1921 г. началось установление ее торговых отношений с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Несмотря на отсутствие дипломатических отношений с США (до 1933 г.), американские предприниматели поддерживали контакты на основе концепции торговля без признания.

2.2. Дипломатические контактыГенуэзская конференция. Советское правительство готово было вести переговоры с западными державами об условиях признания некоторых видов долгов. С этой целью оно намеревалось использовать свое участие в Генуэзской конференции 1922 г. Российское правительство соглашалось уплатить долги в обмен на экономическую помощь, субсидии и официальное признание Советского государства. Однако переговорный процесс по данному вопросу зашел в тупик. В местечке недалеко от Генуи - Рапалло Россия заключила Рапалльский договор с Германией, в основу которого был положен взаимный отказ от возмещения долгов, режим наибольшего благоприятствования в торговле. Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и тем самым выводил Россию из дипломатической изоляции. Германия становится основным торговым и военным партнером СССР (в 1926 г. был заключен Берлинский договор о дружбе и военном нейтралитете), что внесло существенные коррективы в характер международных отношений на последующие годы.

2.3. Полоса дипломатического признания СССР. Экономические, политические и другие соображения требовали от буржуазных правительств нормализации дипломатических отношений с Россией. К 1924 году Россию в Европе де-юре признали: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция; в Азии -Япония, Китай, в Латинской Америке -Мексика и Уругвай. США оттягивали признание до 1933 года. Всего за 1921-1925 гг. Россией было заключено 40 соглашений и договоров. Советско-британские и советско-французские отношения носили амплитудный характер. Весной 1923 г. в связи с задержанием английских рыболовецких судов в водах Белого моря, английское правительство опубликовало ультиматум министра иностранных дел лорда Д. Керзона с требованиями прекращения антибританской пропаганды на Востоке, отзыва советских представителей из Ирана и Афганистана, уплаты компенсации за задержку траулеров и расстрел в 1920 г. английских шпионов. Во второй половине 20-х годов усилились нажим и провокации, которые привели к разрыву в 1927 г. дипломатических отношений с Англией.

2.4. Отношения со странами Востока и Азии. России удалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г. был заключен советско-иранский договор, советско-афганский договор и договор с Турцией. В соответствии с ними провозглашался принцип невмешательства во внутренние дела друг друга, советское правительство заявляло об отмене всех заключенных царской Россией договоров и конвенций и обязалось предоставлять материальную помощь правительствам этих стран. Так, Ирану было передано имущества на сумму 582 млн. зол. рублей, Турции предоставлялась финансовая помощь в размере 10 млн. золотых рублей. Тогда же был заключен договор с Монголией, где победила народная власть. В 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем, в 1925 г. - с Японией (Япония получила право на эксплуатацию 50% площади нефтяных месторождений на Северном Сахалине).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56292. Сценарий праздника «Прощание с начальной школой» 75.5 KB
  Мы первым предоставляем вам слово поздравить наших выпускников. Наши звезды – выпускники 4 класса. Исполнение песни Танцуй сидя Ведущие: А сейчас предлагаем вашему вниманию передачу Умники и умницы выходят...
56293. Сценарій шкільного заходу «Любіть Україну!» 53.5 KB
  Мета: поглибити знання дітей про традиції українського народу, історію, географію України; розвивати пам’ять, логічне мислення, мову; збагачувати словниковий запас; прищеплювати любов до рідної землі,повагу до народних традицій; виховувати гідних громадян своєї Батьківщини; почуття гордості за Україну.
56294. Сценарій новорічного свята для початкових класів „Казкова феєрія” 108.5 KB
  В чудеса не вірять діти Бо відомо всім давно Що чудес ніде не стріти Крім казок і крім кіно. ВЕДУЧИЙ: Діти а кого немає на нашій ялинці Діда Мороза. Діти кличуть. Відгадайте діти мої загадки: Крешуть лід ріжуть лід залишають дивний слід.
56295. Батько і мати – два сонця гарячих (Сценарій виховного заходу) 86 KB
  Цей виховний захід повинен спрямувати молоде покоління на ствердження в їхній свідомості почуття власної гідності вірності рідній Батьківщині свободі і тверезості дій у думках і вчинках.
56296. Сценарій вечора «Муза кохання» 129.5 KB
  Мета: познайомити учнів з історіями кохання видатних особистостей, зі зразками інтимної лірики; прищеплювати інтерес до поезії, розвивати любов до мистецтва слова; показати учням красу та складність людських почуттів;
56297. Сценарій новорічного свята для учнів 3-5 класів «У гостях у цариці Природи» 57 KB
  Мета: Виховувати любов та ціннісне ставлення до природи. Розвивати інтерес до поезії. Тренувати навички декламування та інсценізації. Залучати дітей до колективної творчої праці. Формувати естетичні уподобання.
56298. МЕТОДОЛОГІЧНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПРОЦЕСУ НАУКОВОГО ДОСЛІДЖЕННЯ 15.92 KB
  Поняття «методика» - це сукупність прийомів, способів дослідження, порядок їх застосування та інтерпретації отриманих за їх допомогою результатів. Основними компонентами методики є: теоретична частина; досліджувані явища (предмети), субординація і координація звязку між ними; сукупність методів; порядок їх застосування; порядок і техніка узагальнення результатів дослідження.
56299. Сценарии праздников в начальной школе 336.5 KB
  Всем красавицам желаю доброго вечера А что ж ты меня Оксанка дома не встретила Я уж возле твоей хаты час целый ошиваюсь А ты как ни в чем не бывало с подружками гуляешь. Оксана Ойли велика беда А может я забыла О чем с тобой Вакула вчера говорила.
56300. Чотири пори року. Виховний захід 103 KB
  Святково прикрашений зал Заходять ведучі Вед 1 :Добрий день шановні гості. Сьогодні ми зібралися щоб згадати добрим словом рік який минає Вед 2: Згадати і подякувати кожній порі року за їх дарунки природі і людям Вед 1: А ще згадати як веселився і зустрічав весну літо осінь і зиму український народ багато років тому.