31035

Глобальные социально-экономические изменения в 1930-х

Доклад

История и СИД

Теперь он занимается лишь воспитанием своих членов в духе преданности делу Ленина Сталина производственной и культурновоспитательной работой. Со страниц газет и журналов с помощью радио советских людей убеждали в том что благодаря умелому руководству партии и Сталина страна сделала небывалые успехи в построении социализма что эти успехи могли бы быть еще больше если бы не подрывная деятельность бесчисленных врагов. В общественное сознание внедряется идея торжества марксизмаленинизма олицетворением которого стала личность Сталина....

Русский

2013-08-25

23.4 KB

2 чел.

38 вопрос. Гос. Полит. строй и режим 1930-х. Глобальные социально-экономические изменения, происходящие в стране с конца 1920-х гг., сопровождались существенными изменениями в политическом строе. Завершился процесс складывания тоталитарного государства.

Это проявлялось, во-первых, в том, что окончательно утвердилась монополия ВКП(б) на власть. Формально считалось, что власть принадлежит народу, но на деле она полностью сосредоточилась в руках партийно-государственного аппарата и его верхушки - номенклатуры. По Конституции 1936 г. высшим органом государственной власти провозглашался всенародно избранный Верховный Совет СССР, однако реальная высшая власть концентрировалась в Политбюро ЦК ВКП(б). Оно не только определяло основные направления внутренней и внешней политики, но и рассматривало массу второстепенных проблем, контролировало всю пирамиду власти. Важную роль в механизме управления страной играли Оргбюро, Секретариат и Орготдел ЦК ВКП(б). Без ведома последнего не происходило ни одного назначения на ответственную работу в партийный, советский и государственный аппарат. От местных партийных организаций требовалось активно заниматься решением хозяйственных проблем. В 1939 г. XVIII съезд ВКП(б) записал в новый Устав партии пункт о праве контроля первичных партийных организаций за деятельностью администрации предприятий. Кроме того, Устав предоставил ЦК ВКП(б) право назначать парторгов ЦК на особо важные для страны предприятия и стройки. Парторги ЦК наделялись самыми широкими полномочиями и стояли над хозяйственными руководителями. Чрезвычайные органы создавались также в сельском хозяйстве (политотделы МТС, совхозов) и на транспорте. Это, по сути, восстанавливало практику чрезвычайных органов управления, существовавшую в годы военного коммунизма. Происходило огосударствление партийных органов, сращивание их с государственным аппаратом. Меняется и сама партия. Массовые чистки и репрессии привели к уничтожению так называемой «старой гвардии». На смену ей пришла молодежь, не имеющая опыта политической работы и глубокого знания марксизма. Она нуждалась в постоянных подсказках и инструкциях сверху. Это ведет к утверждению исполнительно-приказных методов работы. Меняется сфера и характер деятельности комсомола. Теперь он занимается лишь воспитанием своих членов в духе преданности делу Ленина - Сталина, производственной и культурно-воспитательной работой. Сужается круг деятельности профсоюзов. Они были лишены права регулирования трудовых отношений и оплаты труда. К началу 1930-х гг. были ликвидированы многие общественные организации. Причины их упразднения были различными. В одних случаях - малочисленность, в других - обнаружение в них «врагов народа». Уничтожению подверглись различные профессиональные организации, например, «Всесоюзная ассоциация инженеров», «Общество любителей российской словесности» и др. Прекратили существование Общество старых большевиков и Общество бывших политкаторжан, объединявшие, кроме большевиков, бывших анархистов, меньшевиков, бундовцев, эсеров и т.п. Сохранялись лишь те объединения, которые были подконтрольны и полезны государству (ОСОАВИАХИМ, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, Международная организация помощи борцам революции - МОПР и др.). Вместо многочисленных литературных и художественных объединений создавались контролируемые партией Союзы писателей, художников, композиторов, кинематографистов и т.п.

Во-вторых, о формировании тоталитарного государства свидетельствует и то, что в эти годы складывается система централизованного контроля и управления в экономике. В 1932 г. было принято постановление о перестройке управления промышленностью. Вместо ВСНХ создавалось три отраслевых наркомата: тяжелой, легкой и лесной промышленности. При каждом из них - большое количество главков, секторов и отделов. К 1940 г. число наркоматов увеличилось до 23. В целях координации деятельности хозяйственных органов в 1937 г. был создан Экономический Совет. Огромное количество циркуляров и инструкций, идущих сверху, сковывало местную инициативу, лишало предприятия хозяйственной самостоятельности.

В-третьих, политическая монополия партии обусловила возникновение еще одной черты тоталитарного государства: господство одной идеологии и монополию на средства массовой информации. Со страниц газет и журналов, с помощью радио советских людей убеждали в том, что благодаря умелому руководству партии и Сталина страна сделала небывалые успехи в построении социализма, что эти успехи могли бы быть еще больше, если бы не подрывная деятельность бесчисленных врагов. В общественное сознание внедряется идея торжества марксизма-ленинизма, олицетворением которого стала личность Сталина. В этом духе были написаны «Краткий курс истории ВКП(б)» и «История гражданской войны в СССР». Делался акцент на усиление государственно-патриотических настроений в обществе с соответствующим оформлением государственных традиций и символов. В середине 1930-х гг. проводится политическая кампания по пересмотру истории страны. Вновь были открыты исторические факультеты в вузах. Если раньше все, что касалось дореволюционного прошлого России, подвергалось поруганию, то теперь она представляется как победоносная держава. С большой помпой отмечались юбилеи, посвященные Отечественной войне 1812 г., освобождению Москвы от польских интервентов в 1612 г. Обязательным для советской литературы, а затем и всей культуры становится социалистический реализм, метод «утешительной лжи», необходимый для создания «новой действительности». (Очень метко социалистический реализм как «восхваление начальства в доступной ему форме» определил однажды современный русский писатель-эмигрант В.Н. Войнович.) С помощью репрессий окончательно было уничтожено всякое инакомыслие.

К середине 1930-х гг. складывается система террористического, полицейского контроля над народом. Формируется мощный репрессивный аппарат. В 1934 г. был образован Наркомат внутренних дел, в состав которого вошло ОГПУ. Во главе карательного ведомства был назначен Г.Г. Ягода.

1 декабря 1934 г. был убит член Политбюро, первый секретарь Ленинградского обкома партии С.М. Киров. Это убийство стало поводом к началу массовых репрессий. В тот же день Президиум ЦИК СССР принял постановление о порядке ведения дел по подготовке или совершению террористических актов. Сроки следствия по данной категории дел сокращались до 10 дней. Они рассматривались не в обычном порядке, а особыми совещаниями - внесудебными органами в системе госбезопасности. Их решения не подлежали какому-либо контролю. На таком же принципе строились впоследствии и другие неконституционные органы - «тройки» и «двойки» НКВД. Обжалование приговоров и подача апелляций не допускались. Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. В 1935 г. были приняты законы о наказании членов семей изменников Родины и о разрешении привлекать к уголовной ответственности детей с 12 лет. Под руководством Генерального Прокурора А.Я. Вышинского в стране развернулась кампания поиска врагов, шпионов и диверсантов. Главный удар был нанесен по бывшим политическим соперникам Сталина, их действительным и мнимым сторонникам в партии. В 1935 г. проводилась проверка партийных документов. По ее итогам было арестовано более 15 тыс. человек. В июле 1936 г. ЦК ВКП(б) обратился к коммунистам с письмом, в котором говорилось, что во многих городах существуют террористические группы троцкистов и зиновьевцев, что каждый большевик обязан распознать врага, под какой бы «личиной» он не скрывался.

Важную пропагандистскую роль сыграли открытые политические процессы. В августе прошел показательный процесс по делу «антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра». Обвиняемыми были Каменев, Зиновьев, Смирнов и др. Всего 16 человек. С помощью жестоких пыток у них были вырваны признания не только в идейных заблуждениях, но и в антисоветской террористической деятельности, в связях с Троцким и иностранными разведками. Единственным доказательством «вины» обвиняемых стали полученные в результате пыток оговоры «подельщиков» и собственные признания. В 1937 и 1938 гг. по этому же сценарию и почти с теми же обвинениями прошли процессы соответственно «Пятакова - Радека» и «Бухарина - Рыкова». По всей стране прошли многолюдные митинги, клеймившие позором изменников и предателей, призывавшие расстрелять их как «бешеных собак». Г.Г. Ягода был арестован, а на его место назначен Н.Н. Ежов. Кульминацией массовых репрессий стал 1937 г., названный в народе «ежовщиной». Только по официальным данным за 1937 - 1938 гг. было арестовано более 1,5 млн чел., из них 680 692 - расстреляно. Чем же объяснить массовый характер репрессий? Одной из причин можно считать, по-видимому, то, что, отказавшись от экономических стимулов, правящий режим мог решить сложные народнохозяйственные задачи только при помощи дешевого труда заключенных. Чем масштабнее были эти задачи, тем большее количество заключенных требовалось. К началу 1939 г. в различных структурах ГУЛАГа (тюрьмы, лагеря, колонии, спецпоселения, «шарашки») трудилось более 3 млн заключенных. После назначения на пост наркома внутренних дел Л.П. Берии (1939 г.) заключенных становится еще больше («расхитителей социалистической собственности»). Массовые репрессии можно считать также способом снятия социальной напряженности в обществе. Трудности и поражения в социалистическом строительстве объяснялись происками «врагов» и «вредителей». Репрессии вытекали также из политической практики, сложившейся в годы революции и гражданской войны. Сталинское руководство считало, что классовых врагов можно уничтожить только с помощью насилия. Сталин и его окружение выдвигают тезис об обострении классовой борьбы в период построения социализма, оправдывая тем самым грубейшие нарушения законности. С началом «наступления социализма по всему фронту» репрессивная политика идет по нарастающей и ослабевает лишь в преддверии войны, когда под угрозой фашистской опасности государство было вынуждено перейти от политики устрашения к политике объединения граждан. Нетерпимость правящего режима к инакомыслию, утверждение идеологической монополии ВКП(б) также способствовали распространению репрессий.

Удержаться только с помощью насилия было невозможно, поэтому сталинское руководство использовало не только «кнут», но и «пряник». Доказательством этого может служить разработка и принятие новой Конституции. По решению VII съезда Советов (1935 г.) была создана Конституционная комиссия под председательством Сталина. В июне 1936 г. проект новой Конституции был опубликован для «всенародного обсуждения». По официальным данным участие в нем приняло более 40 млн человек, внесших около 170 тыс. поправок и дополнений. «Всенародное обсуждение» касалось не столько текста этого документа, сколько прославления вождя. Но все же иногда речь заходила о несоответствии статей Конституции и реальной жизни, о необходимости прекращения репрессий и произвола властей.

5 декабря 1936 г. VIII съезд Советов принял новую Конституцию, которая зафиксировала изменения в политической системе советского общества. Прежде всего, менялась структура органов власти. Вместо областных, республиканских и всесоюзных съездов Советов вводились городские, областные и республиканские Советы, избираемые всем населением путем прямого голосования. Вместо ВЦИК образовался Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат (Совет Союза и Совет Национальностей) и избираемый также всем населением. В национально-государственном устройстве отразилась растущая централизация государства. Ни о каком расширении прав союзных республик речи не было, наоборот, увеличилось число союзных наркоматов.

Серьезной реформе подверглась избирательная система. Вводилось всеобщее, прямое, равное и тайное голосование. Избирательные права получали все граждане СССР независимо от их социального происхождения, исключение составляли лица, осужденные судом, и умалишенные. Социальная основа декларировалась как союз рабочих и крестьян при сохранении диктатуры пролетариата. Экономической основой Советского государства провозглашалась общенародная собственность в двух формах: государственной и колхозно-кооперативной. Конституция провозглашала ряд социальных прав, которых не имела ни одна страна мира, - право на труд, на отдых, на лечение, на получение образования, на материальное обеспечение в старости или в случае потери трудоспособности. Труд объявлялся также обязанностью каждого способного к нему гражданина по принципу «Кто не работает, тот не ест». В Конституции декларировались такие демократические права и свободы, как свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, неприкосновенность личности, жилья, независимость судов и право обвиняемых на защиту. Провозглашалась свобода отправления религиозных культов. Одновременно вводилась свобода антирелигиозной пропаганды, что на деле означало воинствующее наступление на церковь.

Аналогичные конституции приняли в союзных республиках, число которых увеличилось до 11. Статус союзных республик получили Казахстан и Киргизия.

«Сталинская» Конституция вызывала и вызывает противоречивые оценки. С одной стороны, она провозглашала принципы социального равенства и справедливости, декларировала все демократические права и свободы, что делало ее самой передовой из всех конституций мира, но с другой - ее статьи не воплощались на практике. Сразу после ее принятия на страну обрушился вал репрессий, нарушались все провозглашенные Конституцией права.

С начала 1930-х гг. начинает складываться культ личности Сталина. С его именем связывают все успехи. Ведь для миллионов советских людей открылись перспективы получить образование, изменить свой социальный статус, подняться из самых «низов» к ключевым постам в государстве, раскрыть и реализовать свой творческий потенциал. Общественная атмосфера того времени была пронизана пафосом свершений. Сталина объявляют основоположником марксизма, верным учеником К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Из профилей основоположников создается барельеф, достойное место в котором занимал профиль Сталина. Предполагалось, что по вкладу в дело освобождения пролетариата основоположники марксизма равны, но Сталин был все же «равнее». Когда по решению XVII съезда ВКП(б) (1934 г.) стали печатать их труды, то тираж сочинений Сталина в 5 раз превосходил тираж сочинений Ленина и в 11 раз - Маркса и Энгельса. Указания Сталина становятся определяющими во всех сферах жизни общества и в науке. Не допускалась даже мысль об ошибочности этих указаний. В его адрес звучат многочисленные приторные славословия. Его называют «отцом народов», «воплощением ума и воли партии», «верным продолжателем дела Маркса - Ленина», «непогрешимым судьей» и т.п. В возникновении культа личности Сталина, конечно, определенную роль сыграли отрицательные черты его характера (тщеславие, амбициозность, нетерпимость, грубость, мнительность и др.). Но на месте Сталина мог быть любой другой деятель, поскольку решающее значение имели изменения в надстройке, связанные с огосударствлением партии и общественных организаций и бюрократизацией управленческого аппарата. В годы нэпа на фоне снижения политической активности народных масс произошло окончательное уничтожение всех демократических институтов, перестал существовать какой бы то ни был контроль над деятельностью партийных органов.

Одним из признаков тоталитаризма является приоритет государственных интересов над личными, нежелание государства считаться с человеческими жизнями ради общегосударственных и партийных интересов. Действовал циничный принцип «Цель оправдывает средства», или, как говорил не раз Сталин, «Лес рубят, цепки летят». Пропагандировалась жертвенность во имя светлого будущего. Невнимание, презрение к человеку проявлялось буквально во всем, начиная от социальной политики и кончая идеологией.

В заключение следует заметить, что тоталитаризм в СССР имел достаточно широкую социальную опору. Несмотря на массу недовольных, большинство людей были искренне преданы идеалам социализма и Сталину. Даже многие из репрессированных рассматривали свою судьбу как печальное недоразумение и надеялись на то, что справедливость все-таки восторжествует.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53845. КОЗАЦЬКОМУ РОДУ – НЕМА ПЕРЕВОДУ 67 KB
  Карта козаків Козацька вікторина. Але підростають достойні нащадки козаків. А чи ж були у козаків скрині Дійсно кожному відомо що у козаків насамперед був кінь стрімкий шабля гостра шаровари червоного кольору А що ще ви знаєте про козаків Давайте но пригадаємо історію Сьогодні ми станемо свідками Козацьких розваг між двома курінями козаків і козачок. Отже зустрічаємо наших сильних вихованих розумних чесних козаків та приголомшливо прекрасних чарівних спокусливих козачок Знайомство команд.
53846. Доба героїчних походів козаків. Петро Конашевич-Сагайдачний 116.5 KB
  Доба героїчних походів козаків. Мета: розглянути напрями морських походів козаків; охарактеризувати діяльність гетьмана П. Актуалізація опорних знань учнів: фронтальна бесіда: Про кого ми вивчаємо у 8класі про козаків; Хто такі козаки Які причини виникнення козацтва З ким воювали козаки поляками турками ІІІ. План Доба героїчних походів козаків.
53847. Козацькому роду нема переводу (конкурс-змагання 2-х команд) 3-і класи 47.5 KB
  Складемо Присягу юних козачат Бути чесним і сміливим Присягаємось Боронити справедливість Присягаємось Цінувати побратимство Присягаємось Шанувати всі народи Присягаємось І плекати рідну мову Присягаємось Щоб козацькому роду не було переводу. Присягаємось на вірність Вітчизні й народу. Присягаємось Присягаємось Присягаємось Журі підводить підсумки.
53848. Сценарій спортивного свята «Козацькому роду нема переводу» 29 KB
  Зал святково прикрашений вишитим рушником короваєм із калиною та барвінкомконкурсними газетами. Ведуча Оголошується перший конкурс: Переправа. Гетьман 2 Конкурс: Гиря. 3 конкурс Інтелектуальний.
53849. Козацька Україна і наш край 360.5 KB
  Мета: повторити і закріпити матеріал теми; ознайомити із подіями що відбувалися на території нашого краю в період козаччини; поглибити знання учнів; розвивати їх память творчу уяву; формувати інтерес до історії; виховувати повагу до славного минулого нашого народу і його захисників любов до рідного краю; підготуватись до тестування з даної теми. В програмі для 5 класу зібрані початкові відомості з найважливіших тем історії України від найдавніших часів до нашого часу. Однією з цих тем є тема нашого уроку що включає такі важливі питання...
53850. Інтелектуальна гра «Козацькими стежками» 42.5 KB
  Дозволяємо і призначаємо організовувати реєстрове військо в числі 20 тис. чоловік.Це військо гетьман і старшина повинні набрати і записати в реєстр,і вони мусять перебувати в маєтках, що містяться у воєводстві Київському,не маючи нічого до воєводств Брацлавського і Чернігівського. А маєтки шляхетські мусять лишатися вільними, і в них реєстрові козаки ніде не повинні лишатись
53851. Виникнення українського козацтва. Запорозька Січ 1.2 MB
  Мета: навчальна ознайомити учнів із виникненням на українських землях козацтва й Запорозької Січі; сформувати уявлення учнів про запорозьких козаків як хоробрих вояківземлеробів; розвивальна розвивати вміння знаходити необхідну інформацію в історичних джерелах; створення атмосфери довіри і відкритості робота з різними аналізаторами; виховна формування позиції взаємодії; виховувати повагу до українських козаків захисників рідної землі. Тип уроку Комбінований Основні дати Кінець ХV століття перші відомості про українських козаків у...
53852. МИ РОДУ КОЗАЦЬКОГО НАЩАДКИ 47 KB
  Гей долиноюгей широкою козаки йдуть Звучить пісня Ой на горі та й женці жнуть. До залу урочисто входять козаки двох куренів команд зі своїми прапорами. Показати хочем нині Як колись в Україні Веселились козаки Наші прадіди й діди. З незапамятних часів в Україні козаки славилися силою та спритністю.
53853. Математика. Теория вероятностей и математическая статистика 2.08 MB
  Вероятность наступления хотя бы одного события. Вероятность события А это число РА которое вводится для количественного описания степени объективной возможности наступления А. В первом случае вероятность каждого из элементарных исходов равна 1 6 а во втором 1 4. В общем случае если число всех элементарных исходов NW равно n то вероятность каждого из них 1 n.