31036

СССР в годы перестройки (1985 1991 гг.)

Доклад

История и СИД

Подобная смена власти еще более подрывала авторитет и доверие к ее представителям не только со стороны граждан СССР но и мирового общественного мнения. Холодная война нанесла удар по идее естественных союзников выдвинув на первый план в США концепцию империи зла в СССР тезис о кровавом империализме . С периодом холодной войны совпало существование биполярной структуры СССР США которая привела к соперничеству двух стран и непрерывной гонке вооружений. Продолжавшаяся гонка вооружений не только изматывала экономику СССР но и подрывала...

Русский

2013-08-25

267 KB

5 чел.

СССР в годы перестройки (1985 1991 гг.)

 

1. Предпосылки реформ

1.1. Экономические. К середине 80-х годов обнаружился глубокий экономический, политический и социальный кризис системы. Советская экономика окончательно утратила присущий ей динамизм. Для нее был характерен остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. Произошло падение темпов роста в промышленности (с 8,4% в конце 60-х гг. до 3,5% в начале 80-х гг.) и производительности труда (с 6,3% до 3% соответственно). Сложилась кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть к началу 80-х гг.). Экономический застой компенсировался большим удельным весом военных затрат в бюджете (45% средств расходовалось на ВПК), низким жизненным уровнем, что вызывало объективную потребность радикальных преобразований.

1.2. Политические. В 1965-1985 гг. завершилось складывание основных институтов советской бюрократической системы. Одновременно все более отчетливо проявлялась ее неэффективность, порочность самих основ, на которых она была создана (коррупция, протекционизм и др.). Происходила деградация правящей верхушки общества - номенклатуры, являвшейся оплотом консерватизма. В результате общество столкнулось с такими явлениями как неосталинизм, геронтократия. У власти оказались стареющие лидеры. После смерти Л.И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) Генеральным секретарем становится Ю.В. Андропов, скончавшийся после тяжелой болезни в феврале 1984 г. Высший пост в государстве занял 73-летний К.У. Черненко, скончавшийся в марте 1985 г. Подобная "смена" власти еще более подрывала авторитет и доверие к ее представителям не только со стороны граждан СССР, но и мирового общественного мнения.

1.3. Социальные. Обозначился кризис в социальной сфере. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. (по сравнению с 1966-70 гг.) уменьшились в 2,8 раза. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий слоя управляющих. Люди оказались отчуждены от политической власти, от средств производства, были лишены важнейших гражданских прав. Все это привело к социальной апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности. Ужесточение идеологического контроля, преследования инакомыслящих обернулось расцветом диссидентского движения, несмотря на свою малочисленность, получившего широкий резонанс за рубежом.

1.4. Международные (цивилизационные). Холодная война нанесла удар по идее "естественных союзников", выдвинув на первый план в США концепцию "империи зла", в СССР - тезис о "кровавом империализме". С периодом холодной войны совпало существование биполярной структуры СССР - США, которая привела к соперничеству двух стран и непрерывной гонке вооружений. Продолжавшаяся гонка вооружений не только изматывала экономику СССР, но и подрывала международный престиж государства. К середине 80-х годов несостоятельность сверхдержавных претензий Советского Союза стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства "третьего мира". Бессилие советской военной мощи демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран мира, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу, т.е. к ресурсосберегающим технологиям и наукоемким производствам (микроэлектроника, информатика, робототехника).

2. Реформа политической системы

2.1. Сущность перестройки. Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований (перестройки) относится к апрелю 1985 г. и связано оно с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева (избранного на этот пост на мартовском Пленуме ЦК). Один из предшественников Горбачева на посту Генсека - Ю.В. Андропов предпринимал попытку обновить систему за счет ее очищения от разложившихся элементов номенклатуры и укрепления дисциплины в обществе. Новый курс М.С. Горбачева предполагал внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические механизмы, а также в идеологию. В новой стратегии особое значение приобретала кадровая политика, которая выражалась, с одной стороны, в борьбе с негативными явлениями в партийно-государственном аппарате (коррупцией, взятничеством и др.), с другой стороны, в устранении политических противников Горбачева и его курса (в московской и ленинградской партийных организациях, в ЦК компартий союзных республик).

2.2. Идеология реформ. Начиная с 1985 г., речь шла о совершенствовании социализма и необходимости его ускорения. На январском Пленуме ЦК КПСС 1987 г., а затем на XIX партконференции (лето 1988 г.). М.С. Горбачевым впервые была изложена новая идеология и стратегия реформ. Теперь признавалось наличие деформаций в политической системе и ставилась задача создания новой модели "социализма с человеческим лицом". В идеологию перестройки включаются некоторые либерально-демократические принципы (разделения властей, парламентаризм, гражданские и политические права человека). На XIX партконференции впервые была провозглашена цель создания в СССР гражданского (правового) общества.

2.3. Демократизация и гласность стали сущностным выражением в новой концепции социализма. Демократизация коснулась политической системы, но она рассматривалась также как основа для осуществления радикальных экономических реформ. На данном этапе перестройки широкое развитие получила гласность, критика "деформаций социализма" в экономике, политике, духовной сфере.

А). Производственная демократизация. В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, включая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большинство производимой продукции включалось в госзаказ и следовательно, исключалось из свободной продажи. По Закону о трудовых коллективах вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.

Б) Демократизация политической системы. В рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма. В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР (основными политическими объединениями стали: президентский блок "Выбор России", блок "Яблоко", Либерально-демократическая партия, Аграрная партия России, политическое движение "Женщины России", Коммунистическая партия РФ). Вводились альтернативные выборы народных депутатов СССР.

2.4. Изменения в системе государственного устройства. Для определения законодательной политики созывался новый высший орган власти - Съезд народных депутатов СССР, который формировал Верховный Совет СССР (фактически парламент). Первый съезд состоялся в мае-июне 1989 г., на нем Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев (председателем Верховного Совета РСФСР - Б.Н. Ельцин). В 1990 г. вводится институт президентства. III съезд народных депутатов СССР (март 1990 г.) избрал М.С. Горбачев Президентом СССР. В декабре 1991 г. прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 г. президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

3. Экономические реформы периода перестройки

3.1. Стратегия ускорения и методы ее осуществления. Ключевым понятием в стратегии реформ Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль за качеством продукции (Закон о госприемке).

3.2. Экономическая реформа 1987 г. Радикальная, экономическая реформа, разработкой которой занимались известные экономисты -Л. Абалкин, А. Аганбегян, П. Бунич и др., осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма. Проект реформы предусматривал:

а) расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

б) постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально - путем развития кооперативного движения);

в) отказ от монополии внешней торговли;

г) глубокая интеграция в мировой рынок;

д) сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;

е) признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства.

Итоги:

А). Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. Однако несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике. В 1988 г. были приняты Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн. - индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация "теневой экономики". С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности.

Б). Реформирование сельском хозяйстве. В аграрной политике также не удалось добиться серьезных изменений. Не было принято закона о передачи земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков. В мае 1988 г. было заявлено лишь о целесообразности перехода на арендный подряд на селе (по договору об аренде земли на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров (в Москве было введено их нормированное распределение).

В). Программа "500 дней". Летом 1990 г. (в постановлении Верховного Совета СССР "О концепции перехода к регулируемой экономике в СССР") вместо ускорения был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 г., по окончании 12 пятилетки (1985-1990). Однако в противовес горбачевским планам поэтапного (в течение нескольких лет) введения рынка был разработан план, известный как программа "500 дней", нацеленный на быстрый прорыв в рыночных отношениях (поддержанный Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным). Авторами очередного проекта выступили экономисты Г. Явлинский, академик С. Шаталин и др. В течение первой половины срока намечались: перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонополистического законодательства. В течение второй половины предполагалось снятие в основном государственного контроля за ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики. Данный проект создавал реальную основу для экономического союза республик. Под давлением консерваторов М.С. Горбачев отказался от поддержки этой программы.

4. Заключительный этап перестройки

4.1. Изменения в расстановке политических сил. Осенью 1988 г. начинается новый этап перестройки. Политическая борьба вокруг содержания, темпов и методов реформ вступает в решающую стадию. Главное его отличие от первого этапа заключалось в появлении раскола в лагере демократов. В нем выделилось радикальное крыло, в котором роль лидеров принадлежала А.А. Сахарову и Б.Н. Ельцину. Радикалы оспаривали власть у Горбачева и требовали демонтажа унитарного государства и образования добровольной федерации. После весенних выборов 1990 г. к власти в Москве и Ленинграде также пришли силы, оппозиционные КПСС - представители движения "Демократическая Россия". 1889-1990 гг. стали периодом активизации деятельности неформальных движений, организации оппозиционных партий. Тем временем к началу 1991 г. центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.

4.2. Начало дезинтеграционного процесса на территории СССР. Национальное направление этого движения было представлено Народными фронтами союзных республик (Эстонии, Латвии, Литвы, Армении, Грузии). Весной-летом 1990 г. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларации о национальном суверенитете. Одновременно с ростом оппозиции союзным структурам власти начался процесс распада КПСС. В течение 1989-1990 гг. из состава КПСС вышли компартии прибалтийских республик. В 1990 г. была создана КП РСФСР. В условиях нестабильного положения и усиления центробежных сил, одной из важнейших задач М.С. Горбачева становится проблема реформирования СССР и заключения нового соглашения между республиками. До этого предпринимались попытки сохранить федеральную власть с помощью силы (в апреле 1989 г. в Тбилиси, в январе 1990 г. в Баку, в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге). Союзный договор суверенных государств в Ново - Огарево (апрель 1991 г.), известный как соглашение "9+1", а также последующий проект соглашения о создании Союза Советских Суверенных Республик предоставлял значительные права республикам и превращал центр из управляющего в координирующий. 17 марта 1991 г. в СССР прошел референдум, в ходе которого абсолютное большинство граждан высказались за сохранение союзного государства в обновленном виде.

4.3. Августовский политический кризис 1991 г. Подписание нового союзного договора было намечено на 20 августа. Накануне, 19 августа, с целью сорвать заключение соглашения и восстановить власть центра и КПСС консервативные руководители СССР - Г.И. Янаев (вице-президент), В.С. Павлов (премьер), маршал Д.Т. Язов (министр обороны СССР), В.А. Крючков (председатель КГБ СССР), Б.К. Пуго (министр внутренних дел) и др. - создали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) и попытались устранить Горбачева от власти путем заговора (19-21 августа 1991 г.). Однако решительное неприятие путчистов широкими кругами общественности и твердая позиция российского правительства во главе с Б.Н. Ельциным привели к их поражению. Позицию осуждения или непризнания заняли также руководители большинства союзных республик, где центробежные тенденции в дальнейшем значительно ускорились.

4.4. Крах коммунистической системы. 23 августа 1991 г., после подавления путча в Москве, был подписан указ о роспуске КПСС. М.С. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК. Был распущен также союзный кабинет министров. В сентябре был распущен Съезд народных депутатов СССР. Крушение коммунистического режима вызвало процесс сепаратистских тенденций. Сразу после подавления августовского путча о своем выходе из СССР заявили три республики Прибалтики. Другие республики также приняли законы, провозгласившие суверенитет и сделавшие их фактически независимыми от Москвы. Реальная власть здесь концентрировалась в руках республиканских президентов. 8 декабря 1991 г. на Минской встрече трех президентов - России, Украины и Белоруссии (без участия М.С. Горбачева) было заявлено о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате одиннадцать бывших союзных республик поддержали "Беловежское соглашение". 25 декабря Президент СССР сложил свои полномочия.

4.5. Причины распада СССР. Исторически СССР повторил судьбу многонациональных империй, которые закономерным образом приходили к своему краху. Распад СССР явился также результатом воздействия объективных и субъективных причин. Среди первой группы предпосылок - неудачи экономических реформ, осуществлявшихся в горбачевский период; ослабление КПСС и последующая ликвидация партийно-политической монополии, составлявшей основу СССР; движение за национальное самоопределение республик, начавшееся в ходе перестройки. Определенную роль в разрушении СССР сыграл субъективный фактор: ошибки М.С. Горбачева, его непоследовательность в проведении реформ, отсутствие разработанной национальной политики; политический выбор лидеров трех славянских республик. Представители местных политических элит, лидеры национальных движений в силу обретенной самостоятельности также ставили в качестве одной из главных целей задачу обретения республиканской независимости.

4.6. Последствия распада СССР носили тяжелый характер. Нарушились политические и экономические связи между республиками, имевшие многовековые исторические традиции. Большую часть трудностей следует отнести за счет разрыва кооперационных связей. На бывшей территории СССР произошло обострение межнациональных отношений, что вызвало территориальные конфликты во многих регионах (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией), породило проблему беженцев. В гражданскую войну перерос этнический конфликт в Таджикистане. Крушением СССР завершился горбачевский период перестройки.

Выводы: В период перестройки в советском обществе (1985-1991 гг.) была окончательно разрушена система тоталитарного режима, произошел поворот общества от несвободы к свободе. На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начало зарождаться гражданское общество, осуществляться принцип разделения властей. Политика гласности, раскрепостив сознание десятков миллионов людей, во многом определила необратимый характер перемен в обществе. Она привела к поражению консерваторов в августе 1991 г. Однако экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал. В результате вслед за очищением социализма от тоталитаризма последовал крах самой социалистической системы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30969. Закрытое акционерное общество «ПОЛИСОРБ» г.Челябинск 645 KB
  Создаваемое Предприятие должно обеспечить выпуск нового лекарственного препарата – сорбента широкого спектра действия для удовлетворения потребностей всех групп населения в эффективной профилактике и лечении отравлений, аллергии, кишечных инфекций, кожных заболеваний, дисбактериоза, интоксикации различного происхождения
30970. ЗАО «Консорциум – Транспортно-модульные системы» 809 KB
  Рисунок 1 Комплекс по переработке бобов сои 8 Рисунок 2 Производство текстурированного соевого белка 26 Рисунок 3 График окупаемости NPV 73 Рисунок 4 Анализ чувствительности проекта 75 Перечень информационных и расчетных таблиц Таблица 1 Уровень среднедушевого потребления основных продуктов питания в России 16 Таблица 2 Динамика среднедушевого потребления белков за счет основных продуктов питания в РФ 17 Таблица 3 Выход основных продуктов переработки сырых соевых бобов 23 Таблица 4 Состав соевой муки 23 Таблица 5 Содержание в...
30971. Бизнес-план “Internet-провайдера ООО “Lucky Net” 493 KB
  Эти условия определяются положительным ответом на два вопроса: Что я получу от успешной реализации бизнесплана и Какова опасность риска потери вложенных в дело денег Резюме Фирма Lucky Net создаваемая в виде общества с ограниченной ответственностью планирует работать в сфере Internetпровайдинговых услуг которые будут заключаться в предоставлении неограниченного 24 часа в сутки доступа в Internet по телефонным линиям частным лицам Чернигова. Размер этой суммы планируется в будущем снижать чтобы сделать Internet еще более...
30972. Бизнес-план “Фаст-фото” 365.5 KB
  Настоящий проект представляет собой создание нового предприятия “Фаст-Уссури”, путем учреждения общества с ограниченной ответственностью с тремя учредителями и участием заемного капитала в форме лизинга на покупку оборудования в сфере предоставления услуг фотопечати
30973. Бизнес-план модернизации технологической линии по производству асбестоцементных листов на ОАО «БелАЦИ» 700 KB
  В данной работе предстоит проанализировать структуру и жизнедеятельность ОАО «БелАЦИ», его положение на рынке, сильные и слабые стороны; разработать план маркетинга, включающего маркетинговую стратегию, каналы распространения и эффективные рыночные коммуникации, позволяющего занимать стабильное положение на рынке
30974. ИММУНОГЕНЕТИКА 16.11 KB
  Начало иммуногенетики животных связывают с работами по исследованию крови коз 1900 г. Еще больший интерес вызвали так называемые иммунные антитела которые образуются в сыворотке крови при попадании в нее эритроцитов других животных причем к тем антигенным факторам эритроцитов которых нет в собственных клетках. По этому признаку кровяные факторы распределяются по системам групп крови которые не изменяются в течение жизни т.
30976. Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров 294.5 KB
  1 Понятие информации 4 1.2 Классификация видов и форм товарной информации 4 1.3 Требования предъявляемые к товарной информации 6 1.4 Классификация средств товарной информации 7 1.
30977. Копрологические синдромы патологических состоянии органов пищеварения 16.08 KB
  Недостаточность желчеотделения проявляется следующими признаками: цвет кала белый глинистый сероватобелый что особенно хорошо заметно у молодняка молочного возраста при этом реакция на билирубин и стеркобилин отрицательная или слабоположительная; в кале у телят молочников в большом количестве появляются жирные кислоты; мыла и нейтральный жир обнаруживаются в небольшом количестве; количество же аммиака увеличивается примерно в два раза при нормальном содержании органических кислот; консистенция кала чаще мазевидная его запах зловонный...