31039

История постсоветской России

Доклад

История и СИД

Распад СССР означал для России резкое сокращение экономического потенциала и обороноспособности страна оказалась отодвинутой на северовосток в глубь Евразии потеряв половину морских портов и торговый флот на западе Прибалтика и юге Украина Закавказье. Он давал соседям России возможности использовать в своих интересах ее неожиданную и временную слабость и на переговорах шел на значительные уступки особенно Соединенным Штатам. В конце 1991 начале 1992 Ельцин сделал специальное заявление что ядерные ракеты отныне не направлены на США...

Русский

2013-08-25

51.5 KB

4 чел.

История постсоветской России началась с предложения Ельцина бывшим советским республикам «брать суверенитета столько, сколько они захотят» (январь 1992). Все республики и автономии бывшего СССР, кроме Еврейской АО, заявили о своем желании создать собственную государственность.

Россия из составной части Советского союза превратилась в самостоятельную федерацию из 89 регионов, 21 автономной республики, 50 областей, 6 краев, 10 автономных округов, 2 городов федерального значения – Москвы и Петербурга. В условиях общего процесса дезинтеграции националистически настроенные силы в Татарии, Башкирии, Якутии направили усилия на постепенный выход уже из состава РФ, а руководство Чеченской республики вообще объявило о разрыве связей с федеральными властями и взяло курс на вооруженное противостояние во имя достижения независимости. В марте 1992 в Москве, когда подписывался новый Федеративный договор, определяющий границы субъектов Федерации и их права, представители от Чечни отсутствовали. 9 апреля 1992 договор был одобрен VI Съездом народных депутатов РФ.

Распад СССР означал для России резкое сокращение экономического потенциала и обороноспособности, страна оказалась отодвинутой на северо-восток, в глубь Евразии, потеряв половину морских портов и торговый флот на западе (Прибалтика) и юге (Украина, Закавказье). Бывшие республики СССР национализировали наиболее мощные военные базы на своих территориях.

Направленность внешней политики РФ стала определяться отношениями не только с «дальним», но и с «ближним зарубежьем» (то есть бывшими республиками СССР). С 1992 по 1995 руководство внешней политикой находилось в руках министра иностранных дел А.Козырева, которого в противоположность советскому дипломату эпохи застоя Громыко по прозвищу «мистер нет», – прозвали «мистер да». Он давал соседям России возможности использовать в своих интересах ее неожиданную и временную слабость и на переговорах шел на значительные уступки, особенно Соединенным Штатам. Однажды, когда левые партии в Думе требовали снять Козырева с поста министра иностранных дел, американский госсекретарь У.Кристофер специально звонил президенту Ельцину в просьбой «оставить Андрея» (Козырева) на его посту, что и было Ельциным сделано.

В то же время в отношениях с западными странами РФ стремилась сохранять реноме борца за разоружение. В конце 1991 – начале 1992 Ельцин сделал специальное заявление, что ядерные ракеты отныне не направлены на США и другие западные стран, а в совместной декларации России и США в Кэмп-Дэвиде (1992) было зафиксировано окончание «холодной войны».

В экономической области российские радикалы во главе с получившим пост премьера Е.Т.Гайдаром (январь 1992) выдвинули программу реформ методом «шоковой терапии», предложив:

свободное ценообразование,

либерализацию торговли,

превращение колхозов в фермерские хозяйства и акционерные общества;

тотальное разрушение монополии государства на хозяйственную деятельность,

преодоление сверхмилитаризации,

упразднение централизованной системы распределения ресурсов,

либерализацию внешней торговли (фритредерство).

Ликвидация убыточных отраслей, перевод предприятий на самообеспечение вызвали общий спад производства, а с ним и падение уровня жизни (цены выросли в 100–150 раз, зарплата – в 10–15 раз). Сокращение военных расходов привело к ослаблению оборонного потенциала страны, снизило уровень обеспечения вооруженных сил современной техникой, а также ослабило позиции России на ее традиционных рынках сбыта вооружений. Инфляция снизила курс рубля, сделав невозможной финансово-денежную стабилизацию. В несколько раз снизились отчисления на социальную сферу (здравоохранение, образование, науку, культуру). Резко выросла безработица и социальное расслоение, поскольку при перераспределении госсобственности значительная ее часть оказалась в руках небольшой части населения.

В декабре 1992 VII Съезд народных депутатов признал деятельность и.о. премьера Гайдара неудовлетворительной и отправил его в отставку. Новым главой правительства был избран В.С.Черномырдин (бывший руководитель нефтяной и газовой промышленности). Началась корректура курса реформ при сохранении рыночной ориентации экономики в целом (значительные кредиты топливно-энергетическому и оборонному комплексам, введение единой тарифной сетки оплаты труда, дотации убыточным предприятиям для сохранения рабочих мест).

В рамках продолжения реформ была проведена массовая приватизация жилья и 40 тыс. госпредприятий с созданием нового класса собственников (путем «ваучерной приватизации», ее идейный вдохновитель А.Б.Чубайс). Однако в условиях разгула коррупции реальная стоимость приватизационных чеков оказалась мизерной. Реальными хозяевами предприятия становились не акционеры, а директора и криминальные дельцы. Одновременно резко выросло количество частных банков (2 тыс.) и бирж (свыше 300). Сдерживать спад производства не удавалось, на его фоне усилилась сырьевая ориентация российской экономики.

Недовольство россиян проводимыми реформами, резкая социальная поляризация привели к политическому кризису осени 1993. Переходный характер российской государственности обусловил противостояние исполнительной (президент) и законодательной (Верховный совет) власти. В оппозиции президенту Ельцину оказались председатель Верховного Совета Р.И.Хасбулатов и перешедший на его сторону вице-президент РФ А.В.Руцкой. После того, как 21 сентября 1993 президент подписал приказ о роспуске оппозиционно настроенного по отношению к его действиям Верховного Совета, парламент во главе с Хасбулатовым объявил президента низложенным. Обязанности президента возложил на себя вице-президент Руцкой. Острый политический кризис привел к вооруженному противостоянию защитников парламента и президента 3–4 октября на улицах Москвы. Он завершился лишь после расстрела танками здания парламента («Белого дома») и его штурма и ареста его защитников-оппозиционеров. Эти события завершили историю советской власти в России (1905–1993).

Выборы в новый законодательный орган России – двухпалатное Федеральное Собрание (верхняя палата – Совет Федерации, нижняя – Государственная Дума) происходили по избирательным округам и партийным спискам в декабре 1993. Значительное число голосов получила КПРФ (объявившая себя преемницей КПСС еще в 1991), четверть голосов – либеральные демократы (во главе с В.В.Жириновским), около 15% – правая партия «Выбор России» во главе с Гайдаром.

12 декабря 1993 была принята новая Конституция, в которой РФ провозглашалась президентской республикой. Ликвидировалась система Советов, их функции на местах переходили к представителям президента, сосредоточившим в своих руках всю полноту исполнительной власти. Законодательные возможности президента давали ему право роспуска Государственной Думы в случае троекратного отклонения кандидатуры премьер-министра. Влияние выборных органов на местах сократилось, все рычаги власти перешли в руки губернаторов и мэров.

В конце 1993 РФ подписала договора ОСНВ-2, по которому ядерный потенциал страны должен был быть сокращен к 2003 на 2/3. Падение российского влияния в мировой политике сказалось в быстром введении в действие американского проекта «расширения НАТО на Восток» (1994–1996) за счет членов бывшей Организации Варшавского договора (Польша, Чехия, Словакия, Болгария и т.д.) и бывших союзных республик (Литва, Латвия, Эстония). Протесты России не принимались в расчет ни США, ни бывшими «братскими» странами и республиками СССР. Присоединение России к разработанной НАТО программе «Партнерство ради мира», как и вступление России в Совет Европы (1996) оказались мелкими уступками Запада бывшей сверхдержаве. Кроме того, членство России в Совете Европе дало ее противникам трибуну для постоянной критики действительных и мнимых нарушений прав человека в РФ с требованиями введения против страны различных санкций. В то же время положительный результат дало продолжение политики разоружения: в сентябре 1996 был подписан договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний.

Отношения со странами ближнего зарубежья потребовали в первые же годы принятия множества новых международных актов, регулирующих ряд неотложных вопросов. Среди них – вывод войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Армении (что обошлось России в 600 млн. долл. и 700 млрд. руб.), решение вопросов о валютных отношениях (к 1993 распалась единая рублевая зона в связи с введением национальных валют), об эмигрантах, об информационном обмене и др. В мае 1995 в Ташкенте 6 из 11 стран-членов СНГ: Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан подписали Договор о коллективной безопасности.

В конце 1995 место Козырева занял Е.М.Примаков. В отношениях со странами СНГ возник «новый курс»: они были названы приоритетными. В 1996 был подписан договор между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией об укреплении всесторонних отношений в рамках СНГ. Договор предусматривал восстановление единого экономического и финансового пространства к 1996–1997. Сложнее складывались отношения с Украиной: спорными вопросами оставались вопрос о принадлежности Черноморского флота, о статусе Крыма и Севастополя, о ядерных военных базах на территории страны. Очевидные позитивные сдвиги во внешней политике времен деятельности Примакова были заметны на восточном направлении международных отношений (Япония, Китай, Индия, Вьетнам, Корея).

Особую роль в национальной политике обновляющейся России приобрел исламский фактор (20 млн. чел. из 140 млн. жителей РФ – мусульмане). Северный Кавказ стал «горячей точкой» сразу после распада СССР. В декабре 1994 с целью «восстановления конституционного порядка» были введены федеральные войска в Чечню, что обернулось кровопролитной двухлетней войной.

После подписания в начале 1994 большинством политических партий и общественных движений и организаций (кроме КПРФ) Договора об общественном согласии, в стране появилась некоторая стабилизация. На выборах 17 декабря 1995 в Государственную Думу 2 созыва большинство голосов вновь получили коммунисты, либеральные демократы, а также проправительственный партийный блок «Наш дом – Россия».

На выборах президента 16 июня 1996 значительная часть населения отдала голос коммунисту Зюганову, но во втором туре победил все же Б.Н.Ельцин, оказавшись избранным на второй президентский срок. Осенью 1996 была достигнута договоренность о проведении в Чечне президентских выборов, прекращении боевых действий, выводе федеральных войск («Хасавюртские соглашения»). В январе 1997 президентом Чечни был избран полковник А.Масхадов, подписавший с федеральным центром Договор о мире и принципах взаимодействия. Это несколько приглушило «чеченский фактор», однако внутренняя обстановка в стране оставалась напряженной. Март 1997 был отмечен всероссийской акцией протеста профсоюзов и вызванной продолжением падения жизненного уровня населения, невыплатами заработной платы, социальных пособий и пенсий.

После неоднократной смены кабинета министров (март-август 1998 – С.В.Кириенко, август 1998 – май 1999 – Примаков, май – август 1999 – С.В.Степашин) удалось приступить к реформированию естественных монополий, пенсионной и коммунальной реформам, реформе правительственного аппарата. Но экономическая ситуация продолжала оставаться напряженной. После августовского дефолта 1998 (прекращения выплат государством долгов зарубежным банкам) финансовая система страны подошла к критической черте. Зарплату трудящимся выплачивали с большими задержками. Весной 1998 в стране прошло несколько акций протеста, за ними последовали студенческие волнения (Екатеринбург), «рельсовая война» шахтеров, парализовавшая работу железных дорог. Работники бюджетной сферы требовали немедленного погашения задолженности по зарплатам и стипендиям и регулярных выплат, повышения жизненного уровня. Появление в высшем эшелоне власти «твердых государственников» (глава Центробанка В.В.Геращенко) означало восстановление (хотя бы частичное) принципов государственного регулирования, в том числе валютного рынка, борьбу с гиперинфляцией, коррупцией и криминализацией экономики. 9 августа 1999 на пост главы правительства был назначен бывший руководитель Федеральной службы безопасности (ФСБ), секретарь Совета безопасности РФ В.В.Путин. Его кабинет продолжил поиск методов выхода из кризиса (налоговая политика, увеличение экспорта минерального сырья, металла, химической продукции), однако осенью 1999 страна вплотную столкнулась с проблемой терроризма. Интересы сохранения целостности страны, защиты ее граждан исключали мирное урегулирование конфликта путем переговоров с чеченскими полевыми командирами (Хаттаб, Ш.Басаев и др.). Началась «вторая чеченская война»: осенью 1999 93-тысячная группировка российских войск вступила в противостояние с 25 тыс. вооруженных боевиков.

Новые выборы в Государственную Думу 19 декабря 1999 вновь предоставили наибольшее количество голосов коммунистам и блоку «Отечество – Вся Россия» во главе с Примаковым, но еще больше получил проправительственный блок «Единство» с лидером С.Ш.Шойгу. С трудом преодолели необходимый 5%-ный барьер «Союз правых сил», «Яблоко» и либеральные демократы.

Политика укрепления гос.власти:

С 2000 года – 7 федеральных округов; реорганизация Совета Федерации; Госсовет (консульативно-совещат.)

С 2004 года – новый порядок избрания глав субъектов; реформа правительства

Отменены акты о суверенитете внутренних республик.

Последние годы – нац. проекты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

333. Расчет редуктора в выбранном электродвигателе 5.16 MB
  Пределы выносливости при симметричном цикле изгиба для материала шестерен. Межосевое расстояние из условия контактной прочности зубьев. Ориентировочный расчет валов редуктора. Коэффициенты запаса прочности для предположительно опасных сечений каждого вала.
334. Организация работы воспитателя в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи 195.5 KB
  Обучение детей с общим недоразвитием речи по коррекционной программе в условиях специализированной группы для детей с общим недоразвитием речи позволяет устранить речевые нарушения и подготовить детей к обучению в школе.
335. Жилой 5-ти этажный 2 секционный дом в город Чита 185.5 KB
  Архитектурно-конструктивная часть Фасад 1-9; План 1-го и типового этажей. генеральный план. Схемы расположения фундаментов, плит перекрытия и покрытия; план кровли, разрез 1-1 конструктивные узлы. Защита конструкций от коррозии, гниения и возгорания.
336. Древнейший период истории Сурского края 27.5 KB
  Исследователи выделяют следующие этапы начальной истории человечества: палеолит(древний каменный век)-2,6 млн.- 10 тыс.лет до н.э.; мезолит-10 тыс.-6 тыс.лет до н.э.; неолит(новый каменный век)-6 тыс.-4-3 тыс.лет до н.э.; энеолит(медно-каменный век) 4-3 тысячелетия до н.э.
337. Расчёт области несмешиваемости в системе In-Ga-Sb 236 KB
  Термодинамические модели растворов. Гетерогенные равновесия в трехкомпонентных системах с двумя двойными полупроводниковыми соединениями. Несмешиваемость и спинодальный распад. Расчет области несмешиваемости квазибинарной тройной системы InGaSb.
338. История менеджмента. Природа управления и исторические тенденции его развития 358 KB
  Природа управления и исторические тенденции его развития. Отличия японской и американской модели менеджмента. Основные выводы по классическому направлению в менеджменте. Четвертая революция в менеджменте.
339. Исследование параметров двигателя постоянного тока с независимым возбуждением 364 KB
  Построение естественной (идеальной) механической характеристики ДПТ с независимым возбуждением. Искусственная механическая характеристика ДПТ с независимым возбуждением при пониженном напряжении на обмотке якоря.
340. Экономика вопросы для подготовки к экзамену 338.5 KB
  Производство и производственные возможности общества. Воспроизводство и экономический рост. Циклический характер экономического развития. Кредитные учреждения и их функции. Влияние НТП и инвестиционных проектов на развитие страны. Валютный рынок.
341. Государство российской империи в период абсолютизма. Губернская реформа 1775 года 245.5 KB
  Преобразования в государственном управлении в царствовании Екатерины II. Губернская реформа 1775 года. Государственное управление в эпоху дворцовых переворотов. Политические реформы Петра I. Положение Русской Церкви до реформ.