31040

Проблемы славянского этногенеза. Восточные славяне: територия, хозязствово, быт, культура, религия

Доклад

История и СИД

Восточные славяне: територия хозво быт культура религия. Славяне относятся к одной из самых многочисленных групп индоевропейских народов. Как самостоятельные народы начали свое существование греки латины славяне и др. Тогда же оформились три славянские ветви: западные славяне поляки чехи словаки южные болгары сербы хорваты и др восточные русские украинцы белорусы.

Русский

2013-08-25

33 KB

7 чел.

Билет 1. Проблемы славянского этногенеза. Восточные славяне: територия, хоз-во, быт, культура, религия.

      Славяне относятся к одной из самых многочисленных групп индоевропейских народов. По мере расселения индоевропейцев по Европе и Азии их единство распадалось. Как самостоятельные народы начали свое существование греки, латины, славяне и др.

      Изучая этногенез славян, ученые сталкиваются с проблемой определения славянской прародины. Современная наука располагает прародину славян в Европе, на пространстве от Вислы до среднего течения Днепра.

      По данным лингвистов, самостоятельный славянский язык сформировался еще во 2ом – начале 1го тыс. до н.э.Значительное число исследователей считает правомерным видеть славян начала н.э. в племенах венедов, склавинов и антов.

      К 7-8 векам окончательно распалось единство древнего славянства. Тогда же оформились три славянские ветви: западные славяне (поляки, чехи, словаки), южные (болгары, сербы, хорваты и др), восточные (русские, украинцы, белорусы).  

      Вначале восточные славяне заселили територии, протянувшиеся вдоль великого торгового пути \из варяг в греки/. Особенности славянской колонизации:

1) восточные славяне попали на територии с суровым климатом и без каких-либо достижений древней цивилизации, вследствие чего медленное развитие восточнославянского мира по сравнению с Западом.

2) колонизуемые славянами просторы отличались неравномерностью природных условий (на севере плотность населения была меньше чем на юге)

3) колонизация носила мирный характер, так как територий вдоволь хватало всем.

4) вследствие колонизации славяне постепенно обложили данью многих угро-финских и балтских соседей.

5) шел процесс асимиляции, культурных заимствований.

      ПВР упоминает более десятка восточнославянских племен: древляне, поляне, дряговичи и др. Каждое племя жило своим княжением, имело свой центр – городище.

      Хоз-во славян было натуральным. Главным занятием являлось земледелие. На севере преобладало подсечно-огневое земледелие, на юге – пашенное с перелогом.

      В 6-9 веках славяне жили первобытно-общинным строем. Несколько поколений (деды, отцы, дети, внуки) составляли большую семью, т.е. родовую общину. Во главе рода стоял старейшина. Родовая община постепенно стала сменяться соседской. Несколько общин, живших рядом, объединялись в племя.Родственные племена составляли племенные союзы. Со временем стала появляться чатсная собственность, что и привело к имущественному, а потом и социальному неравенству. Основную массу составляли свободные общинники, имелись также рабы(челядь). Была и социальная элита(нарочитая чадь) – князья, их родичи, дружинники, старейшины родов. Имущественное и социальное расслоение, формирование правовых норм – все это являлось объективными внутренними предпосылками возникновения в будущем государства.

      Кньзья и нарочитая чадь играли важную роль во внутриплеменной жизни. Они поддерживали порядок и безопасность, за это люди платили князю дань, т.е. налог. Главным органом власти в племенах было вече. Князья и старейшины веришили суд, опираясь на традиции, кот составялили обычное право(Закон Русский).

      В верованиях славян господствовал политеизм. Известны их боги: Сварог, бог огня, Стрибог, бог ветра, Велес, скотий бог, Перун, бог грома и молнии. У славян были и свои языческие святилища – капища. Были свои праздники: масленица, ивана купала.

      В семейных отношениях господствовало многоженство, от которого отказались после принятия христианства. Свято почитали слаяне обычай кровной мести. За убитого родича мстил весь род.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2374. Початок громадівського руху наприкінці 50-х – у 60-ті роки XIX ст. 37 KB
  Мета: проаналізувати діяльність громадівців, визначати історичне значення діяльності В. Антоновича і роль журналу Основа у зростанні національної свідомості та національно-визвольного руху в Україні, дослідити негативний вплив на розвиток української культури Валуєвського циркуляру.
2375. Суспільно-політичний розвиток західноукраїнських земель у 50-60-х роках XIX ст. 33 KB
  Мета: дослідити причини й особливості пожвавлення суспільно-політичного руху після революції 1848-1849 рр.; довести реакційну діяльність течії москвофілів, з’ясувати причини зародження національної течії в суспільному русі на західноукраїнських землях, прослідкувати спільне в завданнях та діяльності народовців Галичини, Буковини й Закарпаття.
2376. Суспільно-політичний рух у 70-90-х роках XIX ст. 40 KB
  Мета: проаналізувати основні складові суспільно-політичного руху в 70-90-х роках XIX ст. в Україні, на прикладах видатних діячів суспільно-політичного життя України другої половини XIX ст. показати роль особи в історії, дослідити вплив Емського указу на розвиток української культури.
2377. Діяльність галицьких народовців у другій половині 70-90-х роках XIX ст. 36.5 KB
  Мета: проаналізувати діяльність народовців у Галичині, Буковині, Закарпатті у 70-90-х роках XIX ст., визначити основні напрямки роботи Наукового товариства імені Т. Шевченка.
2378. Піднесення національно-визвольного руху на західноукраїнських землях у другій половині 70-90-х роках XIX ст. 47.5 KB
  Мета: проаналізувати складові піднесення національно-визвольного руху на західноукраїнських землях у другій половині 70-90-х роках XIX ст., довести важливість значення проголошення ідей політичної незалежності України.
2379. Освіта України другої половини XIX ст. 34 KB
  Мета: виявити загальні закономірності та особливості розвитку культури в Україні в другій половині XIX ст., проаналізувати стан розвитку освіти.
2380. Наука України другої половини XIX ст. 24.49 KB
  Мета: проаналізувати стан розвитку науки, розкрити внесок М. Грушевського у розвиток української науки.
2381. Розвиток літератури, драматургії, архітектури, живопису і музики в Україні в другій половині XIX ст. 29.06 KB
  Мета: проаналізувати стан розвитку літератури, драматургії, архітектури, живопису, музики в Україні в другій половині XIX ст.
2382. Розвиток культури України в другій половині XIX ст. 37.5 KB
  Мета: розвивати вміння здобувати знання на основі самостійного вивчення історичної літератури, вміння конспектувати, рецензувати, розвивати діалогічне мислення, вміння критичного зіставлення джерел.