31040

Проблемы славянского этногенеза. Восточные славяне: територия, хозязствово, быт, культура, религия

Доклад

История и СИД

Восточные славяне: територия хозво быт культура религия. Славяне относятся к одной из самых многочисленных групп индоевропейских народов. Как самостоятельные народы начали свое существование греки латины славяне и др. Тогда же оформились три славянские ветви: западные славяне поляки чехи словаки южные болгары сербы хорваты и др восточные русские украинцы белорусы.

Русский

2013-08-25

33 KB

7 чел.

Билет 1. Проблемы славянского этногенеза. Восточные славяне: територия, хоз-во, быт, культура, религия.

      Славяне относятся к одной из самых многочисленных групп индоевропейских народов. По мере расселения индоевропейцев по Европе и Азии их единство распадалось. Как самостоятельные народы начали свое существование греки, латины, славяне и др.

      Изучая этногенез славян, ученые сталкиваются с проблемой определения славянской прародины. Современная наука располагает прародину славян в Европе, на пространстве от Вислы до среднего течения Днепра.

      По данным лингвистов, самостоятельный славянский язык сформировался еще во 2ом – начале 1го тыс. до н.э.Значительное число исследователей считает правомерным видеть славян начала н.э. в племенах венедов, склавинов и антов.

      К 7-8 векам окончательно распалось единство древнего славянства. Тогда же оформились три славянские ветви: западные славяне (поляки, чехи, словаки), южные (болгары, сербы, хорваты и др), восточные (русские, украинцы, белорусы).  

      Вначале восточные славяне заселили територии, протянувшиеся вдоль великого торгового пути \из варяг в греки/. Особенности славянской колонизации:

1) восточные славяне попали на територии с суровым климатом и без каких-либо достижений древней цивилизации, вследствие чего медленное развитие восточнославянского мира по сравнению с Западом.

2) колонизуемые славянами просторы отличались неравномерностью природных условий (на севере плотность населения была меньше чем на юге)

3) колонизация носила мирный характер, так как територий вдоволь хватало всем.

4) вследствие колонизации славяне постепенно обложили данью многих угро-финских и балтских соседей.

5) шел процесс асимиляции, культурных заимствований.

      ПВР упоминает более десятка восточнославянских племен: древляне, поляне, дряговичи и др. Каждое племя жило своим княжением, имело свой центр – городище.

      Хоз-во славян было натуральным. Главным занятием являлось земледелие. На севере преобладало подсечно-огневое земледелие, на юге – пашенное с перелогом.

      В 6-9 веках славяне жили первобытно-общинным строем. Несколько поколений (деды, отцы, дети, внуки) составляли большую семью, т.е. родовую общину. Во главе рода стоял старейшина. Родовая община постепенно стала сменяться соседской. Несколько общин, живших рядом, объединялись в племя.Родственные племена составляли племенные союзы. Со временем стала появляться чатсная собственность, что и привело к имущественному, а потом и социальному неравенству. Основную массу составляли свободные общинники, имелись также рабы(челядь). Была и социальная элита(нарочитая чадь) – князья, их родичи, дружинники, старейшины родов. Имущественное и социальное расслоение, формирование правовых норм – все это являлось объективными внутренними предпосылками возникновения в будущем государства.

      Кньзья и нарочитая чадь играли важную роль во внутриплеменной жизни. Они поддерживали порядок и безопасность, за это люди платили князю дань, т.е. налог. Главным органом власти в племенах было вече. Князья и старейшины веришили суд, опираясь на традиции, кот составялили обычное право(Закон Русский).

      В верованиях славян господствовал политеизм. Известны их боги: Сварог, бог огня, Стрибог, бог ветра, Велес, скотий бог, Перун, бог грома и молнии. У славян были и свои языческие святилища – капища. Были свои праздники: масленица, ивана купала.

      В семейных отношениях господствовало многоженство, от которого отказались после принятия христианства. Свято почитали слаяне обычай кровной мести. За убитого родича мстил весь род.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82117. Поведінка учня. Вплив поведінки на здоров’я 110 KB
  Мета: Формувати уявлення про ввічливого учня, про вплив поведінки на власне здоров’я та здоров’я оточуючих людей. Формувати вміння встановлювати причинно-наслідкові зв’язки (між настроєм і суперечкою; добрим вчинком і доброзичливим ставленням); узагальнювати сприйняття, використовувати знання...
82118. Эмоции. Умение контролировать эмоции. Положительные и отрицательные эмоции. Практическая работа: моделирование ситуации преодоления отрицательных эмоций 1.41 MB
  Цель: сформировать представление о положительных и отрицательных эмоциях, развивать умения находить связь между характером человека и его здоровьем, воспитывать желание изменять свой характер в лучшую сторону.
82119. Цінуй життя і здоров’я 48.5 KB
  Мета уроку: учити дітей свідомо ставитися до свого здоровя; вчити дотримуватися здорового способу життя: режиму дня раціонального правильного харчування правил гігієни; розвивати зацікавленість дітей до проведення фізичних вправ і загартовувальних процедур; розвивати мовлення вміння висловлювати свою думку...
82120. Ми – за здоровий спосіб життя 44 KB
  Мета: формувати відповідальну внутрішню позицію щодо свого здоров’я на основі позитивних перспективних мотивів; поглиблювати усвідомлення поняття «здоров’я», його багатогранності, необхідності турботи про нього; розширювати знання про негативний вплив шкідливих звичок...
82121. О здоровом образе жизни 75.5 KB
  Баба готовит колобок имитируя движениями рук процесс замешивания теста. Ведущий: По сусекам помела Горсти две муки нашла Соль добавила песок Славный вышел колобок Пышный да румяный Баба: Погоди ка дед чуток Пусть остынет колобок Ведущий: Непоседе Колобку Стыть бы на окошке Но решил он: Убегу Разомнусь немножко.
82122. Здоровий спосіб життя – це модно 70.5 KB
  Мета: Здійснювати пропаганду здорового способу життя; розширити та закріпити знання про пагубний вплив наркотиків тютюнопаління алкоголю на організм людини. Виховувати у учнів негативне відношення до застосування алкогольних напоїв наркотиків та та тютюнопаління, бажання і вміння вести здоровий спосіб життя...
82123. Зелені друзі 528 KB
  А зараз ми з вами спробуємо порівняти дерево і людину. Для цього ми розділимось на чотири групи кожна отримає запитання на яке дасть повну відповідь: Що спільного між людиною і деревом Чим відрізняються дерево і людина Яке значення дерева в житті людини Яке значення людини в житті дерев...
82124. Земля – наш космічний дім 63.5 KB
  Закріпити і перевірити знання учнів по темі; підвести підсумок пошуковій роботі; висвітлити значення океанів та використання їх багатств людиною; сприяти розвитку пам’яті, спостережливості; виховувати бережливе ставлення до природних багатств.
82125. Презентація проекту «Земля – наш дім» 41 KB
  Усі ми живі творіння природи на планеті Земля її біологічні мешканці і нам необхідно берегти свою Землю бо у космосі така одна. Світ-загадка лежить під ногами у нас: Форму кулі Земля наша має. Ось вирішили зробити колективну роботу Земля наш спільний дім а також композицію Рідна Земля намалювавши улюблені...