31043

Древнерусское общество и государство в 9-12 веках

Доклад

История и СИД

Завещание разделило русскую землю на уделы. Это означало окончательный распад Руси на уделы. Постепенно малые бедные окраины стали превращаться в цветущие и сильные уделы. Многие уделы он сконцентрировал в руках своих сыновей.

Русский

2013-08-25

31 KB

60 чел.

Билет 4. Древнерусское общество и государство в 9-12 веках.

Ярослав Мудрый умер в 1054г. и оставил завещание, которое определило новый гос-венный порядок на Руси, стал действовать очередной порядок престолонаследия. Ярослав ограничил очередь наследников: сновьями Изяславом, Святославом и Всеволодом. Только они и их дети могли наследовать киевский трон. Завещание разделило русскую землю на уделы. Изяславу достался Киев, Святославу – Чернигов, Всеволоду – Переяславль и Ростово-Суздальская земля. Но в действительности такой порядок сразу нарушился. Начались войны. Желая прекратить междоусобицу, князья съехались на Любеческий съезд 1097г, на кот постановили – каждый держит отчину свою. Это означало окончательный распад Руси на уделы. Ключевский называет этот период удельным.

    Во 2-ой половине 11века началось окняжение земель: почти в каждом большом городе Руси сидел князь. Постепенно малые, бедные окраины стали превращаться в цветущие и сильные уделы.

     Удельные правители не рвались в дальние походы, по принципу – моя хата с краю. Постепенно стал складываться слой местного боярства. Появилась вотчина. Она являлась бесузловным наследственным частным землевладением. Вотчинник использовал труд холопов, рядовичей, закупов, смердов. Рядович выступал в роли надсмотрщика, а холопы и закупы трудились на барщине.

     В 1072г. была составлена Правда Ярославичей. Она отменила кровную месть. Вместо мести виновные выплачивали виры.

     С 1054г. шли междоусобные войны. Княжение переходило от одного к другому. Сначала княжил Изяслав с 1054 до 1073г. В 1060-ых годах шла упорная междоусобица Ярославичей с их племянником Ростиславом и князем полоцким Всеславом. Святослав правил с 1073 по 1076. С 1076-1078г – снова Изяслав. Затем Всеволод  до 1093г. И вот к власти пришли сыновья Изяслава. 1093-1113 – княжение Святополка.  

      С 1113г. княжил Владимир. В этом же году было поднято восстание. Ущемленные в правах низы начали громить ростовщиков. Но Владимир успокоил народ, дав новый закон о резах, где запрещалось брать с должников более 50%.

      Основной целью Мономаха было восстановление былого единства Киевской Руси. Многие уделы он сконцентрировал в руках своих сыновей. Возводились крепостные сооружения, соборы. Он расселял многих пленников и беженцев с юга. Известен его труд – Поучение Владимира Мономаха детям. Политику Владимира продолжил его сын Мстислав(1125-1132).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29243. Культурологическое образование в России 32 KB
  Главная сложность введения культурологии в систему высшего образования заключалась в том что отечественная культурологическая наука представляла и до сих пор представляет собой полностью эклектическую конструкцию. Первые шаги в организации специального культурологического образования были предприняты в одном из первых негосударственных вузов страны Российском открытом университете где в 1990 началось формирование факультета и кафедры искусствознания и культурологии. В 1995 на базе этого факультета была создана Высшая школа...
29244. Культура 41.5 KB
  Это совпадение имени симптоматично – оно лишний раз подчеркивает единство культуры народов включенных в орбиту европейского мира является знаком своеобразной культурной общности всех разноплеменных носителей европейских языков. Понятие цивилизация воспринимается как синоним слова культура В немецкой традиции впервые было сформулировано – и стало весьма популярным – представление о различии культуры и цивилизации. Со второй половины Х1Х века идея противопоставления культуры и цивилизации приобрела особое значение и...
29245. Религия как культурный феномен 30.5 KB
  Именно религия дает ответ на главный вопрос всех ценностнонормативных систем. Религия формирует у человека чувство независимости и уверенности в себе.Дюркгейм сравнивал религию в качестве интегратора социокультурных систем с клеем поскольку именно религия помогает людям осознавать себя как духовную общность скрепленную общими ценностями и общими целями.
29246. Феномен Ренессанса 37 KB
  Расцвет культуры Ренессанса приходится на XV XVI вв. В этой связи культура Ренессанса рассматривается как отрицание средневековья как антитеза средневековой схоластике. Такова самая общая в значительной мере поверхностная характеристика Ренессанса.
29247. Феномены русской, российской, советской культуры 52.5 KB
  Проблема самосознания русской культуры. Этапы становления русской идеи. Формирование русской национальной культуры на протяжении веков проходило в русле этнического разнообразия преодоления разобщенности в условиях интенсивного воздействия извне: соединение Запада и Востока наслоение различных этнических и региональных культурных типов временных компонентов конфессиональных общностей.
29248. Понятие культурной самоидентичности 32 KB
  Современные глобальные проблемы есть следствие логическое продолжение глубокой структурной несогласованности человеческой субъективности кризиса его самоидентичности. Распад социальной системы начинается с распада социальных связей и разрушения социальных субъектов кризиса их личностных ценностных ориентации и утраты самоидентичности. Проблема самоидентичности является стержнем ядром всей социальной проблематики.
29249. Символ. Смысловая структура символа 53.5 KB
  Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства знаки символы тексты которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры это универсальная форма осмысления реальности в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления восприятия понятия образы и другие подобного рода смысловые конструкции носители смысла. Основной структурной единицей языка культуры с точки зрения семиотики являются знаковые системы.Любой...
29250. Культура как смысловое поле человеческой жизнедеятельности и способ реализации творческих возможностей человека 60.5 KB
  Речь не о какомто единственном и едином способе деятельности а о целом их ансамбле таком же сложном как и система созидательных способов деятельности деятельность распредмечивания изоморфносимметрична деятельности опредмечивания. Но и зеркально симметричным и возвращает нас к исходному пункту деятельности – человеку. Какими качествами он должен обладать чтобы выполнить эту функцию Человек – субъект деятельности.
29251. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 53.5 KB
  В этом исторически длительном социокультурном процессе развития феодального общества вырабатывался своеобразный тип отношений человека к миру качественно отличающий его как от культуры античного общества так и от последующей культуры Нового времени эпохи буржуазного производства. Именно христианство стало основной осью складывающегося с V века в Западной Европе мира которая влияла на все стороны жизни человека его духовные приоритеты устои общества. Следование этому образцу становилось смыслом жизни каждого человека так как...