31044

Тенденции развития различных древнерусских земель в 12 – начале 13 веков. Крупнейшие княжества и земли

Доклад

История и СИД

Условной датой начала раздробленности на Руси считают 1132г когда умер Мстислав сын Мономаха и раздрася вся русская земля. Время раздробленности на Руси тянулось с начала 12века по147080г. На юге и юговостоке Руси неособо любили метсное боярство поэтому занятие киевского престола всякий раз обуславливалось сочетанием борьбы. В Западной Руси сильны были федеративные тенденции.

Русский

2013-08-25

33 KB

33 чел.

Билет 5. Тенденции развития различных древнерусских земель в 12 – начале 13 веков. Крупнейшие княжества и земли.

Условной датой начала раздробленности на Руси считают 1132г, когда умер Мстислав, сын Мономаха, и раздрася вся русская земля. После смерти Мстислава начались княжеские усобицы, в результате которых возникло более десятка самобытных независимых гос-в.

      Причины раздробленности: Экономич причины  - натуральное хоз-во, развитие вотчин, развитие местного ремесла, торговли. Соц причины – формирование местного боярства, оседание бояр на землю. Политич предпосылки – появление уделов, возвышение удельных городов как политико-административных культурных центров, рождение местных династий.

      Время раздробленности на Руси тянулось с начала 12века по1470-80г. 1-ым периодом раздробленности иногда называют домонгольским (нач 12в – нач 13в). Вначале насчитывалось около 12 независимых русских земель – 11 княжеств и 1 республика(Новгород, где установился вечевой строй). К началу 13в. Насчитывалось около 50 уделов.  

      На юге и юго-востоке Руси неособо любили метсное боярство, поэтому занятие киевского престола всякий раз обуславливалось сочетанием борьбы.

      В Западной Руси сильны были федеративные тенденции. Властители учитывали местные интересы, постоянно держали совет с метсной знатью, горожанами. Великое княжество Литовское и Русское возникнет в 13в. На основе сплочения литовских и западнорусских земель на почве совместной борьбы с крестоносцами и ордынцами.

      На юго-западе возникнет постоянное противостояние княжеской власти с местным боярством.

      На Юге Руси сформировался слой влиятельного и богатого боярства. Бояре являлись владельцами многочисленных вотчин, имели свои дружины. Поэтому править не учитывая их мнение было невозможно.

      На Севере же было по-другому. Авторитет князей был велик. Сами князья и их подданные воспринимали гос-во как большую княжескую вотчину, а властителя – как хозяина. Такой князь со временем во всех подданных видел только слуг. К слугам относил он и бояр, тем более что боярство здесь было куда менее мощным, чем на юге.

      Лишь одна земля не делилась на уделы – Новгород. Он делился на 5 округов(пятин).

      Основу внутрен политич жизни княжеств в 12- нач13в составляла борьба 2-х тенденций: стремления к единству и укреплению центральной власти и тенденции к обособлению уделов. За укрепление центральной власти выступали старшие князья. Удельные напротив желали независимости уделов.

      Новгород стремился к сохранению своей обособленности, не претендовал на политич лидерство. Киев в 12-нач13в утратил роль главного общерусского центра. Политич первенство перешло в юго-западный Галич и на северо-восток к Владимиру-на-Клязьме.

      Престиж титула киевского князя был высок: формально он считался старейшим среди прочих князей. Но Кевское княжество утопало в междоусобицах, оно теряло свои территории + набеги половцев. Все это привело к запустению южных земель. Но князья научились дружить с половецкими ханами. Они женились на дочерях ханов. Политика, направленная на дружественные отношения с половцами, давала юго-восточным правителям положит результаты.

      Но в 12-13веках мысль об общерусском единстве не умерла. Идее единства служила единая православная вера. Киевская митрополия продолжала сплачивать народ. Но в конце концов сформируются 3 самостоятельных народов, в силу специфики в образе жизни и языка-русские, украинцы и белорусы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52285. ВИПУСКНИЙ БАЛ «ПРОЩАВАЙ ПОЧАТКОВА ШКОЛО! 67 KB
  Лунає музика для вас В садах бузок зацвів для вас І сонця промінь теж для вас Мої малятадружній клас Ми всі чекаємо на вас. Учні входять під музику до зали Учні по черзі Доброго днядорогі батьки вчителігості Ми раді вас вітати у цьому затишному залі. Сьогодні вас називають таким вагомим словом випускники. 1: Ми всі раді вас вітати На нашому сімейному святі.
52286. Репродуктивне здоров`я молоді 61.5 KB
  Репродуктивне здоров`я молоді. Мета: сформувати уявлення про репродуктивне здоров`я системні валеологічні знання про здоровий спосіб життя розуміння необхідності дотримання культури статевих стосунків на основі дружби поваги вірності; навчити запобігати ризикам і негативному впливу на репродуктивне здоровя соціальних та особистісних чинників; охарактеризувати чинники впливу і ризику; виховувати свідоме ставлення до свого репродуктивного здоровя. Перевірка виконання практичної роботи №2 Самооцінка рівня фізичного здоровя та аналіз...
52287. СВЯТО – ПОДОРОЖ ДО БАРВІНКОВОЇ КРАЇНИ 88.8 KB
  Діти сьогодні до нас на наше свято завітала Мудра Сова. Діти що за свято без Барвінку. Допоможемо Діти. Ну діти молодці справилися з першим завданням.
52288. Барви літа на картинах відомих українських художників 180.5 KB
  Сяйвом сонця все залито В нас гостює справжнє літо О. Сяйвом сонця все залито В нас гостює справжнє літо Кольорове та яскраве Запашне смішне цікаве О. Роговенко ІІ читецьЛіто літо золоте Випиває роси Та з пшениченьки плете Україні...
52289. Комплексная подготовка учащихся на уроках баскетбола 373 KB
  Сопряженное формирование навыков ловли и передачи мяча с развитием скоростносиловых качеств и координационных способностей. Передачи набивного мяча: двумя руками от груди двумя руками сверху; одной рукой от плеча. То же что упражнение №1 но чередуя передачи набивного и баскетбольного мяча. В парах по сигналу передачи на месте набивного мяча в отрыв на 1020 м.
52290. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССА 83 KB
  Ведение и бег с мячом запрещены. Ведение мяча правой и левой рукой 9. Ведение в приседе правой и левой рукой По 20 ударов каждой рукой По 15 ударов каждой рукой Упражнение выполняется в парах. 10Совершенствовать ведение мяча с разной высотой отскока 10.
52291. НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ КОЛЛЕДЖЕЙ DEUTSCH FÜR COLLEGES 466.5 KB
  Данный учебник предназначено для студентов средних специальных учебных заведений всех специальностей, продолжающих изучать немецкий язык и имеющих по учебному плану в соответствии с Госстандартом 128 часов (на базе среднего полного общего образования) и 204 часа (на базе основного общего образования, т.е. для выпускников 9го класса).
52292. Я тебе люблю. Лекція для батьків 46.5 KB
  Скажіть будь ласка а що означає у вашому розумінні любити свою дитину Хтось говорить що любити свою дитину означає піклуватися про нього цікавитися його життям возити його відпочивати купувати їжу речі. А останнім часом я все частіше чую що любити свою дитину це говорити йому: Я тебе люблю Готуючись до сьогоднішніх зборів я провела анкетування і 92 дітей бракує слів любові. Що означає приймати дитину безумовно Це означає любити його просто тому що він є. Я пропоную розіграти сценку в якій можливо хтось побачить себе або...