31044

Тенденции развития различных древнерусских земель в 12 – начале 13 веков. Крупнейшие княжества и земли

Доклад

История и СИД

Условной датой начала раздробленности на Руси считают 1132г когда умер Мстислав сын Мономаха и раздрася вся русская земля. Время раздробленности на Руси тянулось с начала 12века по147080г. На юге и юговостоке Руси неособо любили метсное боярство поэтому занятие киевского престола всякий раз обуславливалось сочетанием борьбы. В Западной Руси сильны были федеративные тенденции.

Русский

2013-08-25

33 KB

34 чел.

Билет 5. Тенденции развития различных древнерусских земель в 12 – начале 13 веков. Крупнейшие княжества и земли.

Условной датой начала раздробленности на Руси считают 1132г, когда умер Мстислав, сын Мономаха, и раздрася вся русская земля. После смерти Мстислава начались княжеские усобицы, в результате которых возникло более десятка самобытных независимых гос-в.

      Причины раздробленности: Экономич причины  - натуральное хоз-во, развитие вотчин, развитие местного ремесла, торговли. Соц причины – формирование местного боярства, оседание бояр на землю. Политич предпосылки – появление уделов, возвышение удельных городов как политико-административных культурных центров, рождение местных династий.

      Время раздробленности на Руси тянулось с начала 12века по1470-80г. 1-ым периодом раздробленности иногда называют домонгольским (нач 12в – нач 13в). Вначале насчитывалось около 12 независимых русских земель – 11 княжеств и 1 республика(Новгород, где установился вечевой строй). К началу 13в. Насчитывалось около 50 уделов.  

      На юге и юго-востоке Руси неособо любили метсное боярство, поэтому занятие киевского престола всякий раз обуславливалось сочетанием борьбы.

      В Западной Руси сильны были федеративные тенденции. Властители учитывали местные интересы, постоянно держали совет с метсной знатью, горожанами. Великое княжество Литовское и Русское возникнет в 13в. На основе сплочения литовских и западнорусских земель на почве совместной борьбы с крестоносцами и ордынцами.

      На юго-западе возникнет постоянное противостояние княжеской власти с местным боярством.

      На Юге Руси сформировался слой влиятельного и богатого боярства. Бояре являлись владельцами многочисленных вотчин, имели свои дружины. Поэтому править не учитывая их мнение было невозможно.

      На Севере же было по-другому. Авторитет князей был велик. Сами князья и их подданные воспринимали гос-во как большую княжескую вотчину, а властителя – как хозяина. Такой князь со временем во всех подданных видел только слуг. К слугам относил он и бояр, тем более что боярство здесь было куда менее мощным, чем на юге.

      Лишь одна земля не делилась на уделы – Новгород. Он делился на 5 округов(пятин).

      Основу внутрен политич жизни княжеств в 12- нач13в составляла борьба 2-х тенденций: стремления к единству и укреплению центральной власти и тенденции к обособлению уделов. За укрепление центральной власти выступали старшие князья. Удельные напротив желали независимости уделов.

      Новгород стремился к сохранению своей обособленности, не претендовал на политич лидерство. Киев в 12-нач13в утратил роль главного общерусского центра. Политич первенство перешло в юго-западный Галич и на северо-восток к Владимиру-на-Клязьме.

      Престиж титула киевского князя был высок: формально он считался старейшим среди прочих князей. Но Кевское княжество утопало в междоусобицах, оно теряло свои территории + набеги половцев. Все это привело к запустению южных земель. Но князья научились дружить с половецкими ханами. Они женились на дочерях ханов. Политика, направленная на дружественные отношения с половцами, давала юго-восточным правителям положит результаты.

      Но в 12-13веках мысль об общерусском единстве не умерла. Идее единства служила единая православная вера. Киевская митрополия продолжала сплачивать народ. Но в конце концов сформируются 3 самостоятельных народов, в силу специфики в образе жизни и языка-русские, украинцы и белорусы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61684. Генетическая связь между классами неорганических веществ 16.78 KB
  Цель урока: Выполнение опытов демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений. Задачи урока: Образовательные: формирование у учащихся знаний позволяющих выявить чёткие различия между основными классами неорганических веществ...
61685. Олег Кургузов «Сухопутный или морской» 15.8 KB
  Цель: Рассмотреть как автор О. Выяснить главную мысль рассказа Сухопутный или морской 2. морской котик морская свинка морской конек морской еж. Рассказ с которым мы сегодня познакомимся называется Сухопутный или морской...
61686. В. М. Гаршин «Лягушка - путешественница» 218.13 KB
  Цель: познакомить учащихся с новой сказкой, жизнью и творчеством В. М. Гаршина. Задачи: - развивающие: развить память, речь, мышление, навык чтения. - обучающие: учить правильно выражать свои мысли, учить правильно работать с учебником.
61687. Конспект урока по лёгкой атлетике. Бег на средние дистанции 23.34 KB
  Задачи урока: 1. Обучить технике высокого старта и стартового разгона. 2. Воспитывать дисциплинированность, коллективизм. 3. Развивать быстроту, координацию, силу.
61688. Деление двузначных чисел на двузначные 24.34 KB
  Содержание учебных заданий: задание для создания проблемной ситуации на мультимедийной презентации задание в учебнике и задание на странице 26 в тетради на печатной основе.
61689. Вычитание «круглых» сотен 17.54 KB
  Цели: Изучить приемы вычитания круглых сотен. Мы учились складывать сотни. Тема урока Давайте вспомним как можно складывать сотни А теперь давайте узнаем как можно вычитать сотни 7 сот.
61690. Нахождение доли от числа 21 KB
  Цели и задачи урока: - учить находить долю от числа - тренироваться в чтении сравнении долей - тренировать навыки решения текстовых задач - развивать речь, мышление, внимание, познавательный интерес...
61691. Умножение суммы на число 58.49 KB
  Формирование у обучающихся представлений по теме данного урока «Умножение суммы на число». Совершенствование навыков разложения числа по разрядам. Владение системой знаний и понятий отдельных математических разделов...
61692. Скорость, время, расстояние 27.16 KB
  Цель: Закрепление полученных знаний о данных математических величинах и способах их нахождения. Задачи: 1) Образовательные: Закрепить знания о величинах, сформировать вычислительные навыки...