31053

Революционное движение в России в 19в (причины, особенности, этапы, крупнейшие организации)

Доклад

История и СИД

Революционное движение в России в 19впричины особенности этапы крупнейшие организации В первой четверти 19в зародилась в России революционная идеология носителями которой были декабристы. Познакомившееся с политич движениями Запада во время освободительных походов передовое дворянство понимало что основой отсталости России является крепостное право. Реакционная политика в области просвещения и культуры создание Аракчеевым военных поселений участие России в подавлении революционных событий в Европе добавили уверенности в необходимости...

Русский

2013-08-25

37.5 KB

7 чел.

Билет 15. Революционное движение в России в 19в(причины, особенности, этапы, крупнейшие организации)

В первой четверти 19в зародилась в России революционная идеология, носителями которой были декабристы. Познакомившееся с политич движениями Запада во время освободительных походов передовое дворянство понимало, что основой отсталости России является крепостное право. Реакционная политика в области просвещения и культуры, создание Аракчеевым военных поселений, участие России в подавлении революционных событий в Европе добавили уверенности в необходимости радикальных перемен. Крепостничество в России было оскорблением национального достоинства просвещенного человека. На взгляды декабристов оказали влияние западноевропейская просветительская лит-ра, русская публицистика и идеи национально-освободительных движений.

          В 1816г в Питере возникло первое тайное политич общество, целью которого было уничтожение  крепостного права и принятие конституции(Муравьев, Муравьевы-Апостолы, Трубецкой, Якушкин, Пестель). В 1818г в Москве создана организация Союз благоденствия, пропагандировавшая идею уничтожения крепостного права

          В 1821г  на Украине возникло Южное общество во главе с Пестелем(Русская правда). В Питере по инициативе Муравьева  было создано Северное общество. Цель этих обществ: уничтожение самодержавия, крепостничества, сословий, создание республики, разделение властей, провозглашение гражданских свобод.

          Началась подготовка к вооруженному восстанию. 14 дек 1825г на Сенатской площади состоялось Декабристское восстание, которое вскоре подавили. 5 дали смертную казнь: Рылеев, Пестель, Каховский, Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол), 120 челов отправили на каторгу в Сибирь.

           

После расправы над декабристами вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны гос-ва. Продолжить дело декабристов пытались немногочисленные кружки. В 30-40х выделились 3 идейно-политич направления: реакционно-охранительное, либеральное и революционно-демократическое.

      Принципы реакционно-охранительного направления выразил в своей теории министр просвещения Уваров. Самодержавие, крепостничество и православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Проводниками этой теории были Погодин и Шевырев.

      Либерально-оппозиционное движение было представлено общественными течениями западников и славянофилов(Кириевские, Аксаковы, Хомяков, Самарин).

      Центральная идея в концепции славянофилов – убежденность в своеобразном пути развития России. Благодаря православию в стране сложилась гармония между различными слоями общества. Славянофилы призывали вернуться к допетровской патриархальности и истинной православной вере. Особой критике они подвергали реформы Петра1.  Свои идеи они публиковали в журналах Москвитянин и Русская правда.

       Основная идея западников – концепция общности  исторического развития Европы и России. Либеральные западники выступали за конституционную монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии. Реформатовскую деятельность Петра1 они считали началом обновления старой России и предлагали продолжить ее приведением буржуазных реформ.

        Огромную популярность в начале 40-х приобрел литературный кружок Петрашевского. Его посетили Салтыков-Щедрин, Достоевский, Глинка, Рубинштейн, Толстой.

        Отцом теории русского социализма был Герцен, соединивший славянофильство с социалистической доктриной. Основной ячейкой будущего он считал крестьянскую общину, с помощью которой можно прийти к социализму, минуя капитализм. В Лондоне Герценом была открыта Вольная русская типография. Обойдя цензуру, он положил начало русской заграничной прессе.

        Основателем революционно-демократического движения в России является Белинский. Своим взгляды и идеи он опубликовал в Отечественных записках и в Письме к Гоголю, где подверг резкой критике российский царизм и предложил путь демократических преобразований.

      

Несмотря на проводимые реформы, Россия оставалась абсолютной монархией. Самодержавная власть становилась все более тяжелым бременем для народов России. Основная масса россиян была лишена всяких гражданских прав. Накал социальных противоречий перерастал в открытый протест. В 1883г  в Женеве была основана группа Освобождение труда(Засулич, Аксельрод), кот занималась пропагандой идей Маркса и выработкой собственной программы политч борьбы.

       В 1895г в Питере Лениным создан Союз борьбы за освобождение рабочего класса. В начале 19в создана РСДРП(рос соц-демократич рабочая партия). Противниками соц-демократов являлись марксисты Струве, Булгаков и Бердяев.

 

В середине 50х начался общественный подъем, повлекший за собой изменения в культурной жизни страны. Сохранение самодержавия, незавершенность реорм стали причиной раскола в среде интелегенции.

          В Русской культуре конца 19в выделились 3 основных течения: консервативное, демократичное и либералльное. Представители консерваторов – Боткин, Дружинин, Анненков, Майков, Фет публиковались в журналах Русский вестник и Домашняя беседа. Демократы(Чернышевский, Добролюбов, Писарев, Некрасов) высказывались в Русском слове и Отечественных записках. Либералы(Кавелин, Буслаев) печатались в Русской мысли, Вестнике Европы и Северном вестнике.

        В русской лит-ре наиболее ярко проявили себя: Толстой(Война и мир, Анна Каренина), Достоевский(Престпление и наказание, Идиот), Некрасов(Кому на Руси жить хорошо), Гончаров(Обломов) и др.

               Революционные изменения произошли в живописи. Было образовано общество передвижников – Репин(Арест пропагандиста, Под конвоем, Бурлаки на Волге), Маковский(Осужденный, Узник), Ярошенко(Студент) и др. Суть передвижничества – популяризация искусства, вовлечение провинции в художественную жинзь России. В историч жанре значимые работы создали Суриков(Утро стрелецкой казни), Перов(Суд Пугачева), Репин(Стенька Разин) идр. Во второй половине 19в в России появились  композиторы и исполнители Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7765. Теория и практика воспитания детей и учащейся молодежи 135.5 KB
  Теория и практика воспитания детей и учащейся молодежи. Теоретические основы воспитания: закономерности, цели, принципы. В условиях социальных преобразований в обществе к человеку предъявляются требования активности, мобильности, готовности жить...
7766. Воспитание учащихся в духе ненасилия и мира 99.5 KB
  Воспитание учащихся в духе ненасилия и мира. Сущность концепции культуры мира. Педагогика мира В последние десятилетия обострились глобальные проблемы человечества, связанных с мирным сосуществованием народов планеты, экологией, демографичес...
7767. Гражданское образование школьников 92 KB
  Гражданское образование школьников. Сущность гражданского образования и модели его реализации в учебно-воспитательном процессе школы. Гражданин - это одна из основных социальных ролей человека, которая охватывает широкую сферу социальных отно...
7768. Профессиональная педагогическая деятельность: сущность, структура, особенности 90.5 KB
  Профессиональная педагогическая деятельность: сущность, структура, особенности. Требования к личности учителя и структуре педагогической деятельности В условиях реформирования высшей и средней школы, при которых вариативность и дифференциаци...
7769. Педагогика. Краткий терминологический словарь 52 KB
  Краткий терминологический словарь Активные методы обучения - это методы обучения, основанные на самостоятельной творческой деятельности учащихся по разрешению задач и ситуаций. Активные методы обучения повышают степень мотивации и эм...
7770. Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов 87 KB
  Тема: Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. Цель: Закрепить знания о состояниях тел. Задачи: Рассмотреть свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. Сформировать представления о деформации, упругости, пластичности. Ход урока. Орган...
7771. Аналіз статті. Дубовик С.Г. Мовний етикет у професійній культурі педагога 36 KB
  Аналіз статті. Дубовик С.Г. Мовний етикет у професійній культурі педагога Перебудова вищої школи передбачає виведення вищої освіти на світовий рівень, а тому розглядає багато проблем, серед яких важливе місце належить проблемі формування висококвалі...
7772. Аналіз статті: Трохимець О.І. Розвиток вищої освіти України в умовах глобалізації 16.58 KB
  Аналіз статті: Трохимець О.І.Розвиток вищої освіти України в умовах глобалізації Сучасний етап розвитку світової і вітчизняної економіки передбачає створення суспільства, що базується на знаннях, де соціальне й економічне благополуччя країни в...
7773. Загальні основи педагогіки вищої школи. організація педагогічного процесу та зміст освіти у вищій школі 533 KB
  Загальні основи педагогіки вищої школи. організація педагогічного процесу та зміст освіти у вищій школі Тема 1. Загальні основи педагогіки вищої школи. система вищої освіти в Україні і закордонні План вивчення теми: Предмет...