31055

Эпоха Ивана Грозного. Внутренняя политика(реформы Избранной рады, опричнина, последние годы царствования). Историки о причинах и внутреннем смысле опричнины. Оценка роли эпохи Ивана Грозного в отеч истории

Доклад

История и СИД

Эпоха Ивана Грозного. Оценка роли эпохи Ивана Грозного в отеч истории. В 1547 произошло венчание Ивана4 на царство. После пожара началось самостоятельное правление Ивана4.

Русский

2013-08-25

32.5 KB

9 чел.

Билет 17. Эпоха Ивана Грозного. Внутренняя политика(реформы Избранной рады, опричнина, последние годы царствования). Историки о причинах и внутреннем смысле опричнины. Оценка роли эпохи Ивана Грозного в отеч истории.

В 1533г к власти пришел Иван 4, в силу того что он был маленьким, страной с1533-1538 правила Елена Глинская, с 1538-1547 правили бояре. В 1547 произошло венчание Ивана4 на царство. В том же году Москву поглотил пожар, начались волнения. После пожара началось самостоятельное правление Ивана4. Была создана Избранная рада(братья Адашевы, Курбский, священник Сильвестр).

            В 1549 впервые в России состоялся Земский собор(собор примирения). В 1550 было создано полурегулярное стрелецкое войско. Были запрещены местнические споры между воеводами во время войны. Был составлен список Государева двора, куда было занесено 4 тыс лучших царских слуг, которых стали именовать дворянами). Единицей налогооблажения стала боьлшая соха. Из казны были выделены приказы, временные и постоянные. Постоянные делились на функциональные(Посольский приказ, Разбойный приказ) и тер-риальные(Новгородский, Тверской). В 1550 был принят Судебник: 1) наказания за взятки, важнейшие судебные дела передавались в Мсокву, запрет обращать в холопов детей боярских и дворян, право перехода крестьян вокруг Юрьева дня. В 1556 были отменены кормления и наместничестваЮ появились губные и земские старосты. В 1551 состоялся Стоглавый собор(запрет монахам пить водку, ругаться и драться в храмах). С 1553 в столице начала работать анонимная типография.

             Уложение о службе 1556: 1)сын боярский должен выходить на службу конен, люден и оружен, 2)если служилый чел привел меньше воинов чем полагалось его штрафовали, если привел больше – вознаграждали, 3)в походах служилые  люди получали хлебное и денежное жалованье, 4)службу дети боярские начинали в 15 лет, 5)срок службы не оговаривался.

В 1564 Иван4 уехал В Троице-Сергиев монастырь.  В Москву пришли 2 грамоты. Царь не хотел возрвщаться, он выдвигал требование: страна должна быть поделена на земщину и опричнину. Подданные согласились, и началась кровавая эпоха. Ученые  полагают, что опричнина была плодом действий психически больного правителя. Царя преследовала мания величия и преследования. Некоторые считали, что боролся с боярами, которые были сторонниками удельного дробления Руси, а не централизованного гос-ва. Сталин называл его идеальным  правителем. В целом можно сказать, что это была борьба централизованной власти, опирающейся на дворянство, с боярами, желающими вернуться к политич раздробленности. Однако Зимин и Кобрин считали, что возвращение удельного строя означало для бояр потерю большей части их земельной собственности, поэтому бояре были сторонниками единого гос-ва. Кобрин считал, что все делалось , чтобы укрепить личную власть, что в укреплении своей власти Иван4 видел централизацию страны. Реформы Избранной рады Кобриин считал прогрессивными, т.к. он вели к соц компромиссу и уурепили внутренний порядок в стране. В 1572 опричнину отменили.

           Итоги: после опричнины и Ливонской войны   Московское царство  предтавляло собой печаьлное зрелище. Террор, растущие поборы в казну, крымские набеги, походы Стекфана Батория, эпидемия чумы совершенно опустошили страну. Многие крестьяне бежали к Дону, Волге, Приуралье.

           В 1581 он убил своего сына Ивана. В 1582 родился сын Дмитрий. В 1584 Иван4 скончался. Он оставил Московское царство на пороге крупных потрясений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81106. Антропологический состав народов мира 27.24 KB
  Ненаучными являются расовые концепции которые утверждают что расы обладают определенными психологическими свойствами детерминирующими исторический процесс. Существует качественное отличие расы человека и расы животных.
81107. ИСКУТВЕННЫЕ АППАРАТЫ ПО ВОСТАНОВЛЕНИЮ ЗРЕНИЯ 558.12 KB
  Сетчатка состояит из слоя рецепторов и нескольких слоев других клеток рецепторы расположены на дальней от света стороне сетчатки прилегающей к глазному дну. Световоспринимающие фоторецепторы располагаются в самом наружном слое сетчатки соприкасающимся с пигментным слоем и скрыты под внутренними...
81108. Основні засади та правила роботи журналіста під час інтерв’ю 54 KB
  Причому до проблем творчості й майстерності журналіста входить не лише безпосереднє створення тексту, але (й передусім) мистецтво збирати матеріал для нього. Журналістика - це мистецтво спілкування, а з розвитком аудіовізуальних медіа – також і мистецтво публічного спілкування перед мікрофоном чи телекамерою.
81109. Соотношение фактического и юридического содержания правоотношения 44.86 KB
  Существует мнение, что правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права. Другое мнение сводится к тому, что правоотношение является общественным отношением особого рода, так называемая правовая форма общественного отношения.
81110. Складне речення 75.5 KB
  Вчити дітей розрізняти просте і складне речення визначати головні члени в реченнях що складаються з двохтрьох основ. Повторення вивченого з теми Речення. У цій вправі ми зустрілись із реченням що має дві граматичні основи Рипить ліс дерева туляться.
81111. Распознавание падежей имен существительных 102 KB
  Задачи урока: Продолжить работу над распознаванием падежей имен существительных. Совершенствовать умение учащихся в грамотном каллиграфическом письме. Развивать умение в самостоятельной работе на уроке, творческой работе, работе с текстом по памяти.
81112. Написание слов с удвоенными буквами в корне 46.5 KB
  Учить учащихся произносить и правильно писать слова с удвоенными согласными буквами в корне слова; развивать поисково-познавательную активность и самостоятельность детей; путем наблюдения над словом вывести что долгий согласный звук на письме обозначается двумя одинаковыми буквами...
81113. Письмове додавання трицифрових чисел з переходом через розряд. Легенди про весняні квіти 37 KB
  Мета: пояснити прийом додавання трицифрових чисел з переходом через десяток; опрацювати складання задачі за коротким записом; вдосконалювати обчислювальні навички; розширити знання дітей про легенди. Обладнання: картки для усних обчислень, демонстраційні слайди, індивідуальні картки, маршрутна карта.
81114. Потреби у безпеці. Захист від стихійних лих, пожеж, злочинів. Допомога при нещасних випадках 40.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з потребами в безпеці, формувати вміння захищатися від небезпеки і надавати першу допомогу при нещасних випадках; розвивати логічне мислення, зв’язне мислення, зв’язне мовлення; виховувати взаємодопомогу, співчуття. Обладнання: зошит «Цікава економіка», картки, малюнки.