31055

Эпоха Ивана Грозного. Внутренняя политика(реформы Избранной рады, опричнина, последние годы царствования). Историки о причинах и внутреннем смысле опричнины. Оценка роли эпохи Ивана Грозного в отеч истории

Доклад

История и СИД

Эпоха Ивана Грозного. Оценка роли эпохи Ивана Грозного в отеч истории. В 1547 произошло венчание Ивана4 на царство. После пожара началось самостоятельное правление Ивана4.

Русский

2013-08-25

32.5 KB

9 чел.

Билет 17. Эпоха Ивана Грозного. Внутренняя политика(реформы Избранной рады, опричнина, последние годы царствования). Историки о причинах и внутреннем смысле опричнины. Оценка роли эпохи Ивана Грозного в отеч истории.

В 1533г к власти пришел Иван 4, в силу того что он был маленьким, страной с1533-1538 правила Елена Глинская, с 1538-1547 правили бояре. В 1547 произошло венчание Ивана4 на царство. В том же году Москву поглотил пожар, начались волнения. После пожара началось самостоятельное правление Ивана4. Была создана Избранная рада(братья Адашевы, Курбский, священник Сильвестр).

            В 1549 впервые в России состоялся Земский собор(собор примирения). В 1550 было создано полурегулярное стрелецкое войско. Были запрещены местнические споры между воеводами во время войны. Был составлен список Государева двора, куда было занесено 4 тыс лучших царских слуг, которых стали именовать дворянами). Единицей налогооблажения стала боьлшая соха. Из казны были выделены приказы, временные и постоянные. Постоянные делились на функциональные(Посольский приказ, Разбойный приказ) и тер-риальные(Новгородский, Тверской). В 1550 был принят Судебник: 1) наказания за взятки, важнейшие судебные дела передавались в Мсокву, запрет обращать в холопов детей боярских и дворян, право перехода крестьян вокруг Юрьева дня. В 1556 были отменены кормления и наместничестваЮ появились губные и земские старосты. В 1551 состоялся Стоглавый собор(запрет монахам пить водку, ругаться и драться в храмах). С 1553 в столице начала работать анонимная типография.

             Уложение о службе 1556: 1)сын боярский должен выходить на службу конен, люден и оружен, 2)если служилый чел привел меньше воинов чем полагалось его штрафовали, если привел больше – вознаграждали, 3)в походах служилые  люди получали хлебное и денежное жалованье, 4)службу дети боярские начинали в 15 лет, 5)срок службы не оговаривался.

В 1564 Иван4 уехал В Троице-Сергиев монастырь.  В Москву пришли 2 грамоты. Царь не хотел возрвщаться, он выдвигал требование: страна должна быть поделена на земщину и опричнину. Подданные согласились, и началась кровавая эпоха. Ученые  полагают, что опричнина была плодом действий психически больного правителя. Царя преследовала мания величия и преследования. Некоторые считали, что боролся с боярами, которые были сторонниками удельного дробления Руси, а не централизованного гос-ва. Сталин называл его идеальным  правителем. В целом можно сказать, что это была борьба централизованной власти, опирающейся на дворянство, с боярами, желающими вернуться к политич раздробленности. Однако Зимин и Кобрин считали, что возвращение удельного строя означало для бояр потерю большей части их земельной собственности, поэтому бояре были сторонниками единого гос-ва. Кобрин считал, что все делалось , чтобы укрепить личную власть, что в укреплении своей власти Иван4 видел централизацию страны. Реформы Избранной рады Кобриин считал прогрессивными, т.к. он вели к соц компромиссу и уурепили внутренний порядок в стране. В 1572 опричнину отменили.

           Итоги: после опричнины и Ливонской войны   Московское царство  предтавляло собой печаьлное зрелище. Террор, растущие поборы в казну, крымские набеги, походы Стекфана Батория, эпидемия чумы совершенно опустошили страну. Многие крестьяне бежали к Дону, Волге, Приуралье.

           В 1581 он убил своего сына Ивана. В 1582 родился сын Дмитрий. В 1584 Иван4 скончался. Он оставил Московское царство на пороге крупных потрясений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29248. Понятие культурной самоидентичности 32 KB
  Современные глобальные проблемы есть следствие логическое продолжение глубокой структурной несогласованности человеческой субъективности кризиса его самоидентичности. Распад социальной системы начинается с распада социальных связей и разрушения социальных субъектов кризиса их личностных ценностных ориентации и утраты самоидентичности. Проблема самоидентичности является стержнем ядром всей социальной проблематики.
29249. Символ. Смысловая структура символа 53.5 KB
  Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства знаки символы тексты которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры это универсальная форма осмысления реальности в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления восприятия понятия образы и другие подобного рода смысловые конструкции носители смысла. Основной структурной единицей языка культуры с точки зрения семиотики являются знаковые системы.Любой...
29250. Культура как смысловое поле человеческой жизнедеятельности и способ реализации творческих возможностей человека 60.5 KB
  Речь не о какомто единственном и едином способе деятельности а о целом их ансамбле таком же сложном как и система созидательных способов деятельности деятельность распредмечивания изоморфносимметрична деятельности опредмечивания. Но и зеркально симметричным и возвращает нас к исходному пункту деятельности человеку. Какими качествами он должен обладать чтобы выполнить эту функцию Человек субъект деятельности.
29251. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 53.5 KB
  В этом исторически длительном социокультурном процессе развития феодального общества вырабатывался своеобразный тип отношений человека к миру качественно отличающий его как от культуры античного общества так и от последующей культуры Нового времени эпохи буржуазного производства. Именно христианство стало основной осью складывающегося с V века в Западной Европе мира которая влияла на все стороны жизни человека его духовные приоритеты устои общества. Следование этому образцу становилось смыслом жизни каждого человека так как...
29252. Строение культуры 38 KB
  Кагану Человек общество культура являются системными объектами. Культура понимается как система высшего уровня сложности. Изоморфность филогенеза и онтогенеза свидетельствуют о том что культура есть целостновсесторонний способ очеловечивания человека и человеческого рода и отдельного его представителя в процессе обретения им таких качеств которые природе неизвестны и порождаются преобразованием биологической формы бытия в социокультурную. Таким образом первичная форма существования культуры физическая культура.
29253. Мейнстрим, субкультура и контркультура 34 KB
  Малые культурные миры называют субкультурами. Субкультура это подкультура или культура в культуре. а субкультура отличается лишь однойдвумя чертами.
29254. СУБЪЕКТ и ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ 27 KB
  Субъект культуры в культурологическом понимании какаялибо социальная общность или конкретный индивид реализующий в практической деятельности культуросозидающее начало потребление и духовное освоение объектов культуры воспроизводство себя как человека определенной исторической эпохи. В культурологическом понимании объект культуры элемент фрагмент бытия культуры являющийся сферой реализации активности и историческим результатом практической деятельности субъекта культуры.
29255. ипология культуры (типы культур) 36 KB
  Типология культур строится на основании нескольких критериев: связь с религией культуры религиозные и светские; региональная принадлежность культуры культуры Востока и Запада средиземноморская латиноамериканская; региональноэтническая особенность русская французская; принадлежность к историческому типу общества культура традиционного индустриального постиндустриального общества; хозяйственный уклад культура охотников и собирателей огородников земледельцев скотоводов индустриальная культура; сфера общества или вид...
29256. Зигмунд Фрейд (1856—1939) 43.5 KB
  Перенося психоанализ на область этнографии истории религии биографий великих деятелей культуры Фрейд и его последователи рассматривают культуру как проекцию индивидуальной психики на общественный экран. Фрейд создал Венское психоаналитическое общество 1908 известность и влияние которого постепенно распространились по Европе и Америке куда Фрейд выезжал для чтения лекций. Важным вкладом Фрейда в культурологию стали его исследования так называемого подсознательного той иррациональной и темной части человеческой психики где...