31074

Предраковые заболевания

Доклад

Медицина и ветеринария

Значительную роль играют: курение табака склонность к очень горячей или острой пище крепким спиртным напиткам жевание табака употребление наса неблагоприятные метеорологические условия холод ветер сильная инсоляция длительно существующие слабые механические травмы профессиональные факторы анилиновые краски и лаки пары и пыль пека продукты сухой перегонки угля каменноугольной смолы фенол формальдегид пары бензина некоторые соединения бензола и др. Веррукозная лейкоплакия встречается в виде ограниченных...

Русский

2013-08-25

18.89 KB

1 чел.

Предраковые заболевания,

    1) облигатный предрак:  болезнь Боуена,  бородавчатый предрак, ограниченный  гиперкератоз  красной  каймы губ,  абразивный преканцерозный хейлит Манганотти;

    2) факультативный предрак: лейкоплакия, ороговевающая папиллома и папилломатоз, кератоакантома, кожный рог и др;

Лейкоплакия

Лейкоплакия (leucoplakia) - хроническое заболевание слизистых оболочек,  характеризующееся ороговением  эпителия.  Преимущественная локализация - красная кайма губ и слизистых оболочек.

Ороговение эпителия возникает как защитная реакция слизистой оболочки.  Значительную роль играют: курение табака, склонность к очень горячей или острой пище, крепким спиртным напиткам, жевание табака, употребление наса, неблагоприятные метеорологические условия (холод,  ветер,  сильная инсоляция),  длительно существующие слабые механические травмы, профессиональные факторы (анилиновые краски и лаки,  пары и пыль  пека,  продукты сухой перегонки угля,  каменноугольной смолы,  фенол, формальдегид, пары бензина, некоторые соединения бензола и др.).      Имеют значение генетические факторы,  гиповитаминоз А, заболевания желудочно-кишечного тракта.      У некоторых больных видимая причина лейкоплакии отсутствует.

Простая лейкоплакия  (leucoplakia plana)  встречается наиболее часто.  Макроскопически:  пятно,  которое представляет собой неравномерное помутнение  эпителия  с  довольно  четкими краями. Пятно не выступает над  уровнем  окружающих  участков  слизистой оболочки.

Веррукозная лейкоплакия (leucoplakia verrucosa)  развивается из плоской формы.  Процесс ороговения усиливается,  утолщается роговой  слой.  Веррукозная лейкоплакия  встречается в виде ограниченных белых бляшек с неровной поверхностью (бляшечная форма) или в виде плотных белых бородавчатых разрастаний (бородавчатая форма).

Эрозивная форма. Эрозии и трещины возникают на фоне плоской или веррукозной формы под действием травм. Наиболее часто эрозируются очаги лейкоплакии в углах рта,  на губах,  на боковых поверхностях языка.

Микроскопически: в строме определяется диффузное  хроническое воспаление  с  инфильтрацией в верхней ее части лимфоцитами, гистиоцитами. Количество слоев эпителия резко увеличивается  при веррукозной форме лейкоплакии.  Развивается ороговение эпителия, паракератоз, нередко возникает акантоз.

Красный плоский лишай

Красный плоский лишай (lichen ruber planus) -  воспалительное  заболевание кожи и слизистых оболочек,  для которого характерно высыпание мелких ороговевших папул. Этиология не выяснена. Красный  плоский  лишай, как правило,  сочетается с хроническими заболеваниями, ослабляющими защитные  свойства организма (заболевания  желудочно-кишечного тракта,  сахарный диабет, гипертоническая болезнь, невроз и др.).   

Основной морфологический  элемент  поражения  - ороговевшая папула круглой или полигональной формы.. Папулы на коже имеют розово-фиолетовый цвет и характерный восковидный блеск, воспалительные явления выражены слабо.  Высыпания красного плоского лишая на коже,  как правило,  сопровождаются зудом.  На слизистой оболочке полости рта папулы красного плоского лишая из-за постоянной мацерации имеют беловато-розовый или беловато-серый цвет,  выделяясь на фоне нормальной или гиперемированной слизистой оболочки. Характерная черта  красного плоского лишая - склонность папул к слиянию в виде  рисунка,  напоминающего кружевную сетку,  причудливый растительный узор, иногда кольца, полосы. Папулы слегка возвышаются над уровнем  слизистой  оболочки,  придавая  ей шероховатость.  На языке участки красного плоского лишая напоминают лейкоплакию,  сосочки в очагах поражения сглажены.  Красный плоский  лишай локализуется в полости рта преимущественно на щеках в месте прилегания моляров с захватом переходных  складок  и на  боковых  поверхностях языка,  с переходом на спинку и нижнюю поверхность в область моляров.  Губы,  десны,  небо, дно полости рта  поражаются  реже.  Красный плоский лишай на красной кайме и слизистой оболочке губ часто приводит к возникновению вторичного гландулярного хейлита.

Различают 5 клинических форм  

Типичная форма..

Экссудативно-гиперемическая форма.  .

Эрозивно-язвенная форма.  

Буллезная форма быстро лопаются.  

Гиперкератотическая форма.

Острые края зубов и протезов, амальгамовые пломбы,  разнородные металлы, зубочелюстные аномалии и деформации,  другие заболевания полости рта (пародонтит,  кариес и его осложнения,  тонзиллит) ухудшают течение  красного  плоского лишая, способствуют переходу его из типичной формы в более тяжелые.

Признаки озлокачествления -  резкое усиление ороговения, появление уплотнения краев или основания очага поражения.

Предраковые состояния кожи головы, лица и шеи

Актинический кератоз (сенильный кератоз, кератопапиллома) – —Макроскопически: единичная или множественные бляшки с сероватой коркой на поверхности, или желтовато-коричневая или розоватая сыпь или папулы Микроскопически: гиперкератоз, паракератоз, акантоз, папилломатоз, базальный слой эпидермиса – многорядный, с явлениями дискомплексации.

Радиационный дерматоз При острой форме, в зависимости от дозы облучения, эритема сменяется либо гиперпигментацией, либо развитием пузыря, язвы, рубца. При хронической (ятрогенной) форме, возникающей при суммарной дозе облучения в 30—60 грэй, отмечаются отслойка эпидермиса, затем рубцевание, прогрессирующая атрофия кожи, язвы. микроскопом наряду с изменениями, характерными для солнечного кератоза, могут быть признаки атрофии» гиалиноз, облитерация сосудов дермы, воспалительные инфильтраты.

Болезнь Боуэна проявляется на открытых участках кожи при инсоляции либо в разных местах при отравлениях» а также длительном приеме препаратов мышьяка. Речь идет об одиночной, изредка множественной» красной бляшке с четкими границами. Бляшка болезни Боуэна может быть слегка утолщенной за счет воспалительного инфильтрата» встречаются также корки и небольшое шелушение. Изредка развивается изъязвление.. Микроскопически:  карцинома in situ эпидермиса с гипер- и паракератозом, реализованным за счет шиповатого слоя. Встречаются крупные эпителиоииты с атипичными и гиперхромными ядрами» фигуры митоза» а также мелкие «жемчужины

Кожный рог - редко встречающееся коническое или палочковидное образование длиной от нескольких миллиметров до 2—3 см. Чаще возникает на лице или волосистой части головы.. Микроскопически при кожном роге отмечается акантоз с широким зернистым слоем, выше которого в форме конуса лежат обильные массы кератина. В дерме выражена лимфоидно-макрофагальная инфильтрация.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81648. Марійка Підгірянка «Співанка про місяці», «Діти й ластівка». Загадка 191.5 KB
  Мета: збагачувати та розширювати знання учнів про життєвий і творчий шлях Марійки Підгірянки; розвивати мовлення учнів; виховувати любов до природи і рідного слова. Обладнання: портрет поетеси, збірки її творів, мультимедійна дошка, ілюстра ції до творів, презентація до уроку.
81649. В. Сухомлинський «Хлопчик і Дзвіночок Конвалії» 77 KB
  Подивіться, будь ласка, мабуть немає людини, байдужої до чарівної краси цих ніжних, витончених, дуже ароматних квітів. Наче якісь зачаровані сріблясті дзвіночки, повисають вони на зелених струнких ніжках посеред зеленого листя.
81650. Осінні мотиви в поезії Ліни Костенко 52 KB
  Обладнання: таблиці Шульте картки для читання карткилисточки зі словами робочий зошит зоровий диктант Хід уроку І. Читання віршів напам’ять. Учитель виразно у повільному темпі читає текст а потім запитує: Чи сподобався вам вірш Який настрій у вас після його слухання Підготовка до читання тексту.
81651. В.Нестайко «Жевжик» 72.5 KB
  Всеволод Зіновійович Нестайко народився на Житомирщині. Тож все своє свідоме життя Всеволод Нестайко прожив у Києві. Нестайка була вчителькою Коли Всеволод Нестайко був маленьким хлопчиком він страшенно хотів швидше вирости і стати великим та дорослим.
81652. «Коли тобі сутужно – прийде на поміч дружба А. Костецький «Буває все...», «Краще — з друзями разом!», «Словник Славка» 58.5 KB
  Удосконалювати вміння виразно читати вірші визначати головну думку прочитаного; розвивати мовлення учнів уміння аналізувати віршовані твори виділяти головне висловлювати оцінні судження збагачувати словниковий запас; виховувати почуття товариськості.
81653. Поетичні картини ранньої і пізньої осені в творах Ліни Костенко 37.5 KB
  Книга природи – наймудріша книга. Спілкування з природою дає нам радість. Природа – це джерело краси, яка не може залишити байдужою навіть найнезворушливішу людину. Не випадково багато видатних мислителів і письменників, художників і поетів, зодчих і композиторів прагнули втілити у своїх творах нетлінну красу природи.
81654. Ми тебе не забули, Тарасе! 871 KB
  Шевченка виставка книг Шевченка виставка літератури про Шевченка Ім’я освячене любов’ю портфоліо Життєвий шлях плакат літопис долі Кобзаря газета Шевченко художник репродукції картин квітка пам’яті Вінок Заповітів Шевченка кросворд плакат Шануємо Кобзаря карта Шевченківських місць в Україні дитячі малюнки до пейзажної лірики.
81655. Краса мрій про майбутнє і нове 83 KB
  У гірській країні на схилі великої і старої гори знайшов прихисток маленький Горбик. А маленький Горбок мріяв про казки чарівні далекІ країни і чудеса які йому ніяк не вдавалося побачити самому. З усіх боків його оточували високі гори і тому Горбок міг мріючи дивитися тільки вгору на безмежно таємниче і загадкове зоряне небо.
81656. Перенос слова 36.5 KB
  Задачи: Образовательная: на основе занимательной литературы развивать умение переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил; Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать; развивать наблюдательность, внимание, память, активность, грамотную речь учащихся;