31085

Максимизация прибыли фирмы на всех типах рынков

Лекция

Макроэкономика

Максимизация прибыли фирмы на всех типах рынков 8. Условия максимизации прибыли на рынке совершенной конкуренции Совершенно конкурентная фирма является ценополучателем и в связи с этим кривая спроса фирмы на рынке совершенной конкуренции отличается абсолютной эластичностью рис. Кривые спроса и предложения совершенно конкурентной фирмы Совершенный конкурент может продать любое количество продукта который произвел по существующей или более низкой цене но если цена выше чем существующая то предполагается что спрос будет равен нулю....

Русский

2013-08-25

71.5 KB

39 чел.

Лекция 8. Максимизация прибыли фирмы на всех типах рынков

8.1. Условия максимизации прибыли на рынке

совершенной конкуренции

Совершенно конкурентная фирма является «ценополучателем» и в связи с этим кривая спроса фирмы на рынке совершенной конкуренции отличается абсолютной эластичностью (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Кривые спроса и предложения

совершенно конкурентной фирмы

Совершенный конкурент может продать любое количество продукта, который произвел по существующей или более низкой цене, но если цена выше, чем существующая, то предполагается, что спрос будет равен нулю.

Валовой доход (TR) представляет собой выручку от продажи всего объема произведенной продукции

TR=P x Q.

Средний доход (AR) определяется как отношение валового дохода к объему произведенной продукции

AR=TR /Q.

Предельный доход (MR) изменение в валовом доходе фирмы, вызванное изменением ее продаж на дополнительную единицу товара. MB может быть как положительным, так и отрицательным:

.

Пусть ТСваловые издержки.

Тогда

TC=TFC+TVC,

где TFC  валовые постоянные издержки, TVC валовые переменные издержки.

Когда ТС > TR, предприниматель прекращает производство. Только при условии TFC=TR производство продолжается, ибо предприниматель всегда теряет больше при производстве, чем при прекращении в условиях меньшего TR по сравнению с TVC.

Условием равновесия, а значит получения максимальной прибыли на рынке совершенной конкуренции выступает условие равенства цены предельным издержкам (МС).

P=AVCmin – при этом условии фирма получает нулевую прибыль. Максимальный объем и прибыль формируются только при условии Р=МС. Если же Q<Qmax, то Р>МС, следовательно, необходимо продолжить расширять производство, если же Q>Qmax, то Р<МС и такой объем производства не выгоден.

AVC3 демонстрирует ситуацию убытка. Любой предприниматель стремиться минимизировать потери, т.к. в этих условиях цена меньше AVC. Данный объем оценивается как точка закрытия фирмы. Ведь в этой ситуации нет покрытия заработной платы и приходится осуществлять постоянные издержки из дополнительных доходов. AVC2 – ситуация нулевой прибыли (П=0), когда существует безубыточное производство и соблюдается условие P=AVCmin=MC=MR (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Условие максимизации прибыли

на рынке совершенной конкуренции.

Кривая предложения совершенной конкурентной фирмы показывает, какой объем продукции будет производить фирма при каждой возможной цене. Как известно, фирма будет наращивать производство до Qmax в котором Р=МС.

Кривая предложения фирмы для ненулевого объема производства должна совпадать с той частью кривой МС, которая лежит выше кривой AVC (рис. 8.3).

Рис. 8.3. Кривая предложения

совершенно конкурентной фирмы.

Кривая МС пересекает AVC в точке ее минимума, тем самым кривая предложения совпадает с кривой МС, когда АVС растет.

Ситуация нулевой прибыли предполагает, что Р=АТС, тем самым каждая фирма формирует экономическую прибыль равную нулю. Когда в отрасли отсутствуют мотивы выхода и отсутствуют мотивы вступления в отрасль, такая ситуация считается ситуацией долгосрочного равновесия.

Фирмы расширяют производство и снижают средние издержки производства, достигая положительного эффекта масштаба. Процесс входа в отрасль продолжается до тех пор, пока цена не упадет до значения средних издержек и не сформируется нулевая прибыль.

На совершенно конкурентном рынке в долгосрочном периоде также может быть достигнуто равновесие. Однако должны выполняться три условия:

  1.  Функционирующие фирмы наилучшим образом используют имеющиеся ресурсы, это означает, что каждая фирма отрасли в краткосрочном периоде всегда будет стремиться к максимальному объему прибыли при условии Р=МС.
  2.  Не существует побудительных причин для фирм других отраслей входить в отрасль.
  3.  Фирмы отрасли не имеют возможности снизить АТС и получать прибыль за счет положительного эффекта масштаба. Это значит, что каждая фирма производит такой объем, который соответствует минимуму АТС в долгосрочном периоде.

Кривая предложения в долгосрочном периоде вследствие различных эффектов масштаба может приобрести следующий вид (рис. 14.4):

  1.  кривая предложения горизонтальна (постоянный эффект масштаба);
    1.  кривая предложения имеет нисходящий вид, т.к. издержки падают (положительный эффект масштаба);
    2.  кривая предложения имеет классический вид (отрицательный эффект масштаба).

 

Рис. 8.4. Кривая предложения в долгосрочном периоде.

Полагая, что фирмы в долгосрочном периоде обязательно достигают равновесия, для установившихся отраслей кривая предложения в условиях совершенной конкуренции имеет либо вид а), либо вид в).

8.2. Максимизация прибыли на рынке чистой монополии

Монополия представляет собой такую модель (тип рынка), на котором поставщиком определенного товара является один продавец. Продукция предприятия монополиста удовлетворяет спрос всех покупателей в рамках местного (регионального) или национального рынка. Монополист представляет целую отрасль, может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, и она не имеет совершенных заменителей. Поэтому изменение цены любого товара не оказывает влияния на спрос на продукцию монополиста, и перекрестная эластичность спроса еij равна нулю:

,

где qi– спрос на продукцию монополии, Pj – цена на любой другой товар в экономике. У монополиста нет прямых конкурентов, но всеобщая конкуренция за деньги покупателей отражается на характере его кривой спроса, она нисходящая и является отраслевой кривой спроса на товар.

Если совершенно конкурентная фирма не оказывает влияние на уровень цены и максимизирует прибыль, изменяя лишь объем производства, то монополист достигает своей цели, изменяя или объем выпуска, или уровень цены, или то и другое одновременно.

Монополия существует потому, что вход на рынок другим фирмам заблокирован. Наличие барьеров для вступления в отрасль – обязательное условие возникновения и существования монополии. Барьерами являются патенты на продукцию или применяемую технологию; собственность на важнейшие виды сырья; существование правительственных лицензий, квот или высоких пошлин на импортируемые аналогичные товары; наличие значительной экономии от масштаба производства и положительной экономической прибыли, которые может получать лишь одна крупная фирма. Предприятие становится монополистом на локальном рынке по разным причинам, в том числе из-за высоких транспортных расходов, отсутствии транспортных средств или путей и других причин.

Существует несколько видов монополии. Естественная монополия возникает, если экономия от масштаба, низкие издержки и получаемая экономическая прибыль позволяют одной, а не нескольким конкурентным фирмам, удовлетворять рыночный спрос. Особенности применяемой технологии являются барьером для вступления других фирм в отрасль. Примеров такого рода множество: городской водопровод, электрические сети, телефонная связь и другие предприятия.

Классические формы монополий – картель, синдикат, трест, концерн возникли в последней трети XIX в. и претерпели существенные изменения. Наиболее распространенными формами являются картели и концерны. Картели чаще всего встречаются в олигополистических отраслях и представляют собой объединение фирм, которые достигают соглашение об уровне цен и объемах производства (квот) для каждого участника таким образом, чтобы образовалась чистая монополия. В картеле действует механизм контроля за выполнением принятых решений.

В экономике развитых стран сегодня основными формами организации бизнеса являются индивидуальные фирмы, партнерства и корпорации (акционерные общества). Так, в США около 20 % общего числа фирм составляют корпорации, на долю которых приходится около 90% общего объема продаж. Согласно российскому законодательству в реестр монополистов включаются предприятия с рыночной долей в 35 %. На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки. Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, нам следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм. Улучшает или ухудшает монопольная власть благосостояние общества в целом? Мы можем ответить на этот вопрос, сравнивая излишек потребителей и производителей в условиях конкурентного и монополизированного рынков (мы предполагаем, что у производителей на рынке свободной конкуренции и у монополиста одинаковые кривые издержек). Рисунок показывает кривые среднего и предельного доходов и кривую предельных издержек монополиста. Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены как Рm и Qm. На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентные цена Рс и количество продукций Qc должны находиться на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек. Теперь посмотрим, как меняется излишек, если мы перемещаемся с равновесных цен Рс и количества Qc к монопольным

ценам Рm и количеству продукции Qm (рис. 8.5).

Рис. 8.5. Графическое изображение чистых убытков

от монопольной власти.

При монополии цена выше и потребители покупают меньше продукции. Из-за более высокой цены те потребители, которые покупают товар, теряют часть излишек, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар по цене Рm, но купили бы его по цене Рс, также теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А + В. Производитель получит прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене и теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (Qc-Qm) по цене Рс. Общая производителя, следовательно, составит А–С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В+С. Это полные чистые убытки от монопольной власти, даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки – это общественные издержки такой неэффективности.

PAGE  9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57985. Путешествие в страну Дроби 55 KB
  Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие - мы посетим страну Дроби. В этой стране мы сделаем несколько остановок: в деревне Исторической, побываем на берегу озера Ребусного, отдохнем на поляне Театральной...
57986. Деление обыкновенных дробей 365.5 KB
  Цель: Проверить умения и навыки учащихся по умножению дробей. Добиться усвоения учащимися правила деления дробей. Проверить степень усвоения новой темы. Привить интерес к математике. Воспитание ответственности, самостоятельности, умений оценивать свои знания, учится работать на доверии, самопроверке.
57987. тематики учитель вищої категорії 2.3 MB
  Мета уроку: Мета дидактична: повторення правил множення та ділення дробів знаходження значення дробу від числа; узагальнення і систематизація знань умінь; відпрацювання навиків розв’язування задач на множення та ділення звичайних дробів та мішаних чисел при розв’язуванні прикладів зразків і задач. Корекційнорозвиваюча мета: розвивати пізнавальну діяльність мовний розвиток називати приклади пояснювати хід практичних дій сенсоматорний розвиток виконувати всі дії необхідні в досягненні результату; розвивати зоровослухову пам'ять...
57988. З чого починається дружба 82.5 KB
  Мета: з’ясувати кого називають другом що означає уміти дружити і за що цінують друзів. Кого ми називаємо другом 2. Проблемне питаня: Чи кожна людина може бути справжнім другом і чи стала Герда справжнім другом для Кая 4.
57989. Мій друг. Спілкування з товаришами. Моделювання дружніх стосунків 76.5 KB
  Мета: розкрити значення дружби в житті кожної людини; вчити висловлюватися іноземною мовою про свого друга; удосконалювати навички читання та усного мовлення використовуючи зорові опори; розвивати уміння дітей спілкуватися і підтримувати товариські стосунки розвивати в учнів усне мовлення...
57990. Людина: дух, душа, тіло 212 KB
  Термін яким переважно релігія ідеалістична філософія та донаукова психологія позначали психіку внутрішній світ людини. Душа у релігії Душа це людина або тварина чи життя людини або тварини.
57991. Environmental Problems on the Planet Earth 81 KB
  One half of it is habitable. The rest of the land is the mountains, deserts, ice and other places where people cannot live in. And now I’m cutting this half into 4 parts. It’s impossible to believe but only 1/4 gives us food and shelter.
57992. Епоха Катерини ІІ 87.5 KB
  Мета: з’ясувати велич і трагедію народів Російської імперії за часів Катерини ІІ підтвердити або спростувати ім’я російської імператриці як Катерини Великої. Задачі: дати оцінку історичному періоду який передував епосі Катерини ІІ...
57993. Дії з десятковими дробами 69 KB
  Мета: Узагальнити та систематизувати уміння та навички учнів виконувати дії з десятковими дробами. Ознайомити учнів із сучасною екологічною ситуацією в світі та в Україні. Формувати вміння переносити набуті знання у нові ситуації...