31085

Максимизация прибыли фирмы на всех типах рынков

Лекция

Макроэкономика

Максимизация прибыли фирмы на всех типах рынков 8. Условия максимизации прибыли на рынке совершенной конкуренции Совершенно конкурентная фирма является ценополучателем и в связи с этим кривая спроса фирмы на рынке совершенной конкуренции отличается абсолютной эластичностью рис. Кривые спроса и предложения совершенно конкурентной фирмы Совершенный конкурент может продать любое количество продукта который произвел по существующей или более низкой цене но если цена выше чем существующая то предполагается что спрос будет равен нулю....

Русский

2013-08-25

71.5 KB

39 чел.

Лекция 8. Максимизация прибыли фирмы на всех типах рынков

8.1. Условия максимизации прибыли на рынке

совершенной конкуренции

Совершенно конкурентная фирма является «ценополучателем» и в связи с этим кривая спроса фирмы на рынке совершенной конкуренции отличается абсолютной эластичностью (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Кривые спроса и предложения

совершенно конкурентной фирмы

Совершенный конкурент может продать любое количество продукта, который произвел по существующей или более низкой цене, но если цена выше, чем существующая, то предполагается, что спрос будет равен нулю.

Валовой доход (TR) представляет собой выручку от продажи всего объема произведенной продукции

TR=P x Q.

Средний доход (AR) определяется как отношение валового дохода к объему произведенной продукции

AR=TR /Q.

Предельный доход (MR) изменение в валовом доходе фирмы, вызванное изменением ее продаж на дополнительную единицу товара. MB может быть как положительным, так и отрицательным:

.

Пусть ТСваловые издержки.

Тогда

TC=TFC+TVC,

где TFC  валовые постоянные издержки, TVC валовые переменные издержки.

Когда ТС > TR, предприниматель прекращает производство. Только при условии TFC=TR производство продолжается, ибо предприниматель всегда теряет больше при производстве, чем при прекращении в условиях меньшего TR по сравнению с TVC.

Условием равновесия, а значит получения максимальной прибыли на рынке совершенной конкуренции выступает условие равенства цены предельным издержкам (МС).

P=AVCmin – при этом условии фирма получает нулевую прибыль. Максимальный объем и прибыль формируются только при условии Р=МС. Если же Q<Qmax, то Р>МС, следовательно, необходимо продолжить расширять производство, если же Q>Qmax, то Р<МС и такой объем производства не выгоден.

AVC3 демонстрирует ситуацию убытка. Любой предприниматель стремиться минимизировать потери, т.к. в этих условиях цена меньше AVC. Данный объем оценивается как точка закрытия фирмы. Ведь в этой ситуации нет покрытия заработной платы и приходится осуществлять постоянные издержки из дополнительных доходов. AVC2 – ситуация нулевой прибыли (П=0), когда существует безубыточное производство и соблюдается условие P=AVCmin=MC=MR (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Условие максимизации прибыли

на рынке совершенной конкуренции.

Кривая предложения совершенной конкурентной фирмы показывает, какой объем продукции будет производить фирма при каждой возможной цене. Как известно, фирма будет наращивать производство до Qmax в котором Р=МС.

Кривая предложения фирмы для ненулевого объема производства должна совпадать с той частью кривой МС, которая лежит выше кривой AVC (рис. 8.3).

Рис. 8.3. Кривая предложения

совершенно конкурентной фирмы.

Кривая МС пересекает AVC в точке ее минимума, тем самым кривая предложения совпадает с кривой МС, когда АVС растет.

Ситуация нулевой прибыли предполагает, что Р=АТС, тем самым каждая фирма формирует экономическую прибыль равную нулю. Когда в отрасли отсутствуют мотивы выхода и отсутствуют мотивы вступления в отрасль, такая ситуация считается ситуацией долгосрочного равновесия.

Фирмы расширяют производство и снижают средние издержки производства, достигая положительного эффекта масштаба. Процесс входа в отрасль продолжается до тех пор, пока цена не упадет до значения средних издержек и не сформируется нулевая прибыль.

На совершенно конкурентном рынке в долгосрочном периоде также может быть достигнуто равновесие. Однако должны выполняться три условия:

  1.  Функционирующие фирмы наилучшим образом используют имеющиеся ресурсы, это означает, что каждая фирма отрасли в краткосрочном периоде всегда будет стремиться к максимальному объему прибыли при условии Р=МС.
  2.  Не существует побудительных причин для фирм других отраслей входить в отрасль.
  3.  Фирмы отрасли не имеют возможности снизить АТС и получать прибыль за счет положительного эффекта масштаба. Это значит, что каждая фирма производит такой объем, который соответствует минимуму АТС в долгосрочном периоде.

Кривая предложения в долгосрочном периоде вследствие различных эффектов масштаба может приобрести следующий вид (рис. 14.4):

  1.  кривая предложения горизонтальна (постоянный эффект масштаба);
    1.  кривая предложения имеет нисходящий вид, т.к. издержки падают (положительный эффект масштаба);
    2.  кривая предложения имеет классический вид (отрицательный эффект масштаба).

 

Рис. 8.4. Кривая предложения в долгосрочном периоде.

Полагая, что фирмы в долгосрочном периоде обязательно достигают равновесия, для установившихся отраслей кривая предложения в условиях совершенной конкуренции имеет либо вид а), либо вид в).

8.2. Максимизация прибыли на рынке чистой монополии

Монополия представляет собой такую модель (тип рынка), на котором поставщиком определенного товара является один продавец. Продукция предприятия монополиста удовлетворяет спрос всех покупателей в рамках местного (регионального) или национального рынка. Монополист представляет целую отрасль, может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, и она не имеет совершенных заменителей. Поэтому изменение цены любого товара не оказывает влияния на спрос на продукцию монополиста, и перекрестная эластичность спроса еij равна нулю:

,

где qi– спрос на продукцию монополии, Pj – цена на любой другой товар в экономике. У монополиста нет прямых конкурентов, но всеобщая конкуренция за деньги покупателей отражается на характере его кривой спроса, она нисходящая и является отраслевой кривой спроса на товар.

Если совершенно конкурентная фирма не оказывает влияние на уровень цены и максимизирует прибыль, изменяя лишь объем производства, то монополист достигает своей цели, изменяя или объем выпуска, или уровень цены, или то и другое одновременно.

Монополия существует потому, что вход на рынок другим фирмам заблокирован. Наличие барьеров для вступления в отрасль – обязательное условие возникновения и существования монополии. Барьерами являются патенты на продукцию или применяемую технологию; собственность на важнейшие виды сырья; существование правительственных лицензий, квот или высоких пошлин на импортируемые аналогичные товары; наличие значительной экономии от масштаба производства и положительной экономической прибыли, которые может получать лишь одна крупная фирма. Предприятие становится монополистом на локальном рынке по разным причинам, в том числе из-за высоких транспортных расходов, отсутствии транспортных средств или путей и других причин.

Существует несколько видов монополии. Естественная монополия возникает, если экономия от масштаба, низкие издержки и получаемая экономическая прибыль позволяют одной, а не нескольким конкурентным фирмам, удовлетворять рыночный спрос. Особенности применяемой технологии являются барьером для вступления других фирм в отрасль. Примеров такого рода множество: городской водопровод, электрические сети, телефонная связь и другие предприятия.

Классические формы монополий – картель, синдикат, трест, концерн возникли в последней трети XIX в. и претерпели существенные изменения. Наиболее распространенными формами являются картели и концерны. Картели чаще всего встречаются в олигополистических отраслях и представляют собой объединение фирм, которые достигают соглашение об уровне цен и объемах производства (квот) для каждого участника таким образом, чтобы образовалась чистая монополия. В картеле действует механизм контроля за выполнением принятых решений.

В экономике развитых стран сегодня основными формами организации бизнеса являются индивидуальные фирмы, партнерства и корпорации (акционерные общества). Так, в США около 20 % общего числа фирм составляют корпорации, на долю которых приходится около 90% общего объема продаж. Согласно российскому законодательству в реестр монополистов включаются предприятия с рыночной долей в 35 %. На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки. Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, нам следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм. Улучшает или ухудшает монопольная власть благосостояние общества в целом? Мы можем ответить на этот вопрос, сравнивая излишек потребителей и производителей в условиях конкурентного и монополизированного рынков (мы предполагаем, что у производителей на рынке свободной конкуренции и у монополиста одинаковые кривые издержек). Рисунок показывает кривые среднего и предельного доходов и кривую предельных издержек монополиста. Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены как Рm и Qm. На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентные цена Рс и количество продукций Qc должны находиться на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек. Теперь посмотрим, как меняется излишек, если мы перемещаемся с равновесных цен Рс и количества Qc к монопольным

ценам Рm и количеству продукции Qm (рис. 8.5).

Рис. 8.5. Графическое изображение чистых убытков

от монопольной власти.

При монополии цена выше и потребители покупают меньше продукции. Из-за более высокой цены те потребители, которые покупают товар, теряют часть излишек, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар по цене Рm, но купили бы его по цене Рс, также теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А + В. Производитель получит прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене и теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (Qc-Qm) по цене Рс. Общая производителя, следовательно, составит А–С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В+С. Это полные чистые убытки от монопольной власти, даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки – это общественные издержки такой неэффективности.

PAGE  9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36017. Оператор SELECT. Переименование атрибутов и отношений в операторе SELECT. Ключевое слово WHERE. Сортировка результатов запросы по значению атрибута 31 KB
  Раздел WHERE используется совместно с SQL DML операторами в следующей форме: SQLDMLвыражение FROM TBLE_NME WHERE predicte Все записи для которых значением предиката раздела WHERE является истина будут задействованы или возвращены в SQL DML выражении или запросе. Типы предикатов используемых в предложении WHERE: сравнение с использованием реляционных операторов = равно не равно = не равно больше меньше = больше или равно = меньше или равно BETWEEN IN LIKE CONTINING IS NULL EXIST NY LL SELECT first_nme lst_nme dept_no FROM...
36018. Происхождение кириллицы. Буквенный состав русского алфавита, значение букв и принцип функционирования русской графики 35.5 KB
  Кирилл взял славянские буквы и 8 греческих и написал кириллицу. Черноризец Хребр черты и резы своеобразные русские буквы. Глаголица 43 буквы кириллица 38. На тот момент в ней было по видимому 43 буквы.
36019. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ 35 KB
  Страны лидеры в мировой добыче и экспорте нефти природного газа железной руды и Т. Специализированная продукция вывозится в другие страны а ей навстречу идут потоки других товаров. Половина внешнеторгового оборота приходится на страны Западной Европы имеющие обширную взаимную торговлю в рамках единого Европейского союза. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИКОГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ Районирование стран регионов территорий внутри страны важнейший метод исследования географии можно проводить по оценке их особенностей в природе экономике размещению...
36020. Экономический механизм природопользования 35 KB
  Данный тип экономического механизма направлен главным образом на ликвидацию негативных экологических последствий слабо влияя при этом на темпы и масштабы развития. Помимо экологических стандартов нормативов административное регулирование предполагает широкое применение правовых рычагов мер административного воздействия на виновников загрязнения запреты ограничения лицензии и пр. В мировой практике широкое распространение получил такой инструмент административного регулирования природопользования как лицензирование под которым...
36021. Сохранение биологического разнообразия 35 KB
  Цели Конвенции: сохранение биоразнообразия. В Конвенции имеется статья Сфера юрисдикции которая определяет что Конвенция распространяется на все компоненты биоразнообразия в пределах национальной юрисдикции каждого участника Конвенции а также на процессы и деятельность осуществляемые под юрисдикцией или контролем участника независимо от места проявления последствий. Согласно Конвенции каждая Договаривающаяся Сторона разрабатывает национальные стратегии планы или программы сохранения и устойчивого использования биоразнообразия а также...
36022. Первичный ключ. Внешний ключ. Ссылочная целостность. Базовые ссылочные действия, определенные в стандарте языка SQL 33.5 KB
  В таком случае в реляционной модели по традиции по крайней мере в случае базовой переменнойотношения один из потенциальных ключей должен быть выбран в качестве первичного ключа а все остальные потенциальные будут называться альтернативными. Поэтому в качестве первичного ключа как правило выбирают тот который имеет наименьший размер физического хранения и или включает наименьшее количество атрибутов. Если не придерживаться формальностей то внешний ключ можно определить как множество атрибутов одной переменнойотношения R2 значения...
36023. Концентраторы напряжений 34 KB
  Дефекты и конструктивные концентраторы напряжений в элементах способствуют повышению уровня напряженности металла и как следствие снижению ресурса оборудования. Для изделий имеющих конструктивные концентраторы напряжений при оценке влияния дефекта на их работоспособность следует сопоставить степень влияния конструктивного концентратора напряжений и дефекта. При расположении дефекта в зоне концентратора напряжений он может оказывать большее влияние на долговечность изделия чем даже более опасный по его ориентации форме но...
36024. Основные задачи системного администрирования. Процессы и их идентификаторы 34.51 KB
  Процессы и их идентификаторы Для понимания процедуры начальной загрузки необходимо иметь самое общее представление о том что такое процесс в системе поскольку это понятие будет постоянно использоваться в дальнейшем. Процесс это загруженная в оперативную память программа. В Linux вначале запускается процесс который загружает в оперативную память программу из указанного ему файла и начинает ее выполнять. Это означает что каждый процесс должен быть запущен как говорят порожден какимто другим процессом.