31087

Общественное воспроизводство и общественное производство

Лекция

Макроэкономика

Существование производства в котором принимает участие лишь отдельное лицо так же бессмысленно как существование и развитие языка без общения людей совместно живущих и общающихся между собой. Вовторых в процессе производства между людьми возникают производственные отношения социальноэкономическое содержание которых определяется господствующей формой собственности на средства производства. А любой процесс производства который рассматривается в непрерывном потоке своего возобновления является в то же время процессом воспроизводства....

Русский

2013-08-25

174.5 KB

39 чел.

Лекция 10. Общественное воспроизводство и общественное производство

10.1. Общественное производство

Материальное и нематериальное производство

Общественное производство является исходной и решающей сферой жизнедеятельности человека. Это основа жизни и источник прогрессивного движения человеческого общества, развития всей человеческой цивилизации.

Общественное производство — это совокупная организованная деятельность людей по преобразованию веществ и сил природы с целью создания материальных и нематериальных благ, необходимых для их существования и развития.

Любому производству, независимо от его социальной формы, присущи определенные общие признаки (рис. 5.1).

Во-первых, производство всегда выступает как общественное производство. Оно, начиная с первобытнообщинного общества, осуществляется как совместный общественно-кооперированный процесс труда с участием большого количества людей. Существование производства, в котором

принимает участие лишь отдельное лицо, так же бессмысленно, как существование и развитие языка без общения людей, совместно живущих и общающихся между собой.

В любом обществе индивидуальные производители только внешне выступают независимыми и изолированными друг от друга. Реально же субъекты хозяйствования объединены взаимными связями как производители и потребители при приобретении орудий труда, сырья, материалов и реализации готовой продукции. Вся эта система хозяйственных связей базируется на общественном разделении труда, создает единый экономический организм под названием общественное производство. Отдельный производитель, вырванный из данной системы взаимосвязи, не может быть "настоящим" производителем, который соответствовал бы его экономической природе.

Во-вторых, в процессе производства между людьми возникают производственные отношения, социально-экономическое содержание которых определяется господствующей формой собственности на средства производства.

В-третьих, общественное производство носит непрерывный характер, оно постоянно повторяется, т. е. воспроизводится. Общество не может прекратить производить, поскольку не в состоянии перестать потреблять. А любой процесс производства, который рассматривается в непрерывном потоке своего возобновления, является в то же время процессом воспроизводства. Воспроизводственный аспект общественного производства включает четыре стадии (фазы) относительно создания и движения общественного продукта: собственно производство, распределение, обмен и потребление.

В-четвертых, общественное производство является важнейшей составной частью той или иной социально-экономической системы, которая функционирует и развивается на основе присущих ей объективных экономических законов"

В-пятых, важнейшими элементами процесса производства в любом обществе являются труд, предметы труда, средства труда (рис. 5.2).

Труд — сознательная целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ с целью удовлетворения своих потребностей.

Труд выступает как процесс функционирования рабочей силы.

Рабочая сила — это совокупность физических и интеллектуальных способностей человека, которые он использует в процессе труда. Иными словами, рабочая сила — это способность к труду, а труд является процессом функционирования рабочей силы.

Предметы труда — это все то, на что направлен труд человека и что представляет собой материальную основу будущего продукта (сырье, материалы и др.).

Средства труда — это все то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда (машины, оборудование, инструменты и др.).

Совокупность предметов труда и средств труда составляют средства производства, которые являются важнейшим элементом производительных сил общества или экономическими ресурсами, существующими отдельно от собственников этих ресурсов.

Поскольку результатом процесса общественного производства является создание материальных и нематериальных благ" то структурно оно делится на две больших сферы: материальное и нематериальное производство (рис. 5.3).

Общественное производство имеет и отраслевую структуру (рис. 5.4).

В нематериальном производстве особое место принадлежит духовному производству — сфере, где осуществляется деятельность художника, скульптора, писателя, кинорежиссера, фотографа и т. п. Результатом их труда, как и в материальном производстве, являются созданные

материа

лизованные блага — книги, картины, скульптуры, киноленты, фотографии. Но все-таки духовное производство относят к нематериальному производству, поскольку главным в нем является не материальная часть созданной вещи, а ее эстетическая ценность, глубина духовного отражения реального мира благодаря творчеству человека.

Продукт сферы нематериального производства, как правило, принимает форму товара-услуги, который имеет ряд характерных признаков, отличающих его от "товара-вещи" (рис. 5.5).

Между сферами материального и нематериального производства существует тесная взаимосвязь и взаимодействие (рис. 5.6). Сфера материального производства создает материально-техническую базу для функционирования как самой себя, так и сферы нематериального производства. В свою очередь сфера нематериального производства, удовлет-

Рис. 5 .5. Признаки товара-услуги

воряя потребности людей в образовании, лечении, спорте, туризме, культурном, эстетическом, моральном развитии, тем самым создает условия для нормального воспроизводства всех работников, в том числе и сферы материального производства. Повышение общеобразовательного, квалификационного и культурного уровней работников сферы материального производства, развитие здравоохранения, спорта, туризма, улучшение жилищных условий и полноценного отдыха в значительной мере влияют на качество и производительность их труда. Расчеты специалистов, сделанные на основе данных многих стран, свидетельствуют, что соотношение объема затрат на образование и экономического эффекта от этого составляет 1 : 4, а относительно расходов на науку — 1 : 10.

В современных условиях значение сферы нематериального производства и услуг значительно повышается, ее опережающий рост становится закономерностью социально-экономического развития всех стран, особенно развитых цивилизованных государств.

Опираясь на достижения научно-технического прогресса, эти страны достигли значительного увеличения объемов производства продукции при меньших затратах материальных и трудовых ресурсов. Это дало им возможность направлять относительно большую часть средств на развитие сферы нематериального производства, которая развивается быстрее, чем сфера материального производства.

В настоящее время в сфере нематериального производства и услуг в развитых странах мира занято свыше 55 % трудоспособного населения и производится от 60 до 70 % валового внутреннего продукта. Это свидетельствует о высоком уровне жизни людей и изменении приоритетов в удовлетворении их потребностей.

10.2 Общественное воспроизводство

Общественное воспроизводство есть непрерывно возобновляемый процесс общественного производства в постоянно повторяющейся взаимосвязи его циклов.

При этом происходит воспроизводство не только сырья, средств производства, рабочей силы как элементов производства, но и опосредующих их движение экономических отношений.

Экономическую модель воспроизводства впервые рассмотрел французский экономист Франсуа Кенэ (1694-1774) в работе «Экономические таблицы».

Модель воспроизводства Ф. Кенэ тесно связана с его учением о классах, которые выделены по признаку их участия в создании и присвоении чистого продукта. Согласно модели, нация состоит из трех классов: производительного, собственников и бесплодного. Первый класс создает чистый продукт, второй класс – собственники земли (король, сеньоры, церковь) присваивает чистый продукт, к третьему же классу он относил граждан, не занимающихся земледелием, а лишь преобразующих сельскохозяйственный продукт в иную натуральную форму.

Ф. Кенэ воспроизводство представил не только как воспроизводство материальных благ, но и как воспроизводство классов, а, следовательно, и соответствующих производственных отношений. Он также впервые поставил вопрос об основных и производных доходах. Ф. Кенэ анализирует простое воспроизводство, абстрагируясь от внешней торговли, изменчивости цен. Основное место в его теории воспроизводства занимает проблема реализации.

Теория воспроизводства Ф. Кенэ была первой попыткой рассмотрения процесса производства в масштабе общества. Позднее к процессу воспроизводства в масштабах общества вновь обратился К. Маркс. Он создал теорию воспроизводства общественного капитала, которая состоит из трех взаимосвязанных частей:

  •  абстрактной теории реализации;
  •  теории национального дохода;
  •  теории экономических кризисов.

Основные положения теории воспроизводства общественного капитала сводятся к следующему:

  1.  Производство материальных благ в любом обществе есть непрерывно повторяющийся процесс или воспроизводство.

2. Воспроизводство общественного капитала рассматривается как его движение в сфере производства и в сфере обращения.

3. Процесс воспроизводства это единство трех процессов:

воспроизводство совокупного общественного продукта, производительных сил и производственных отношений, осуществляемых в их взаимодействии между собой. Центральной проблемой общественного производства является реализация совокупного общественного продукта.

4. Воспроизводство представляет собой взаимосвязь четырех фаз:

собственно производство (процесс создания материальных благ, обеспечивающих существование и развитие общества); распределение (процесс определения участия социальных групп и каждого члена общества в присвоении части произведенного продукта); обмен (процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма экономической связи производителей и потребителей, опосредующая общественный обмен веществ); потребление (процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных личных и производственных потребностей).

5. Условием прогрессивного развития общества является расширенное воспроизводство, основанное на машинной технике, а источником расширения (увеличения) общественного капитала является прибавочная стоимость.

6. Условием непрерывности общественного производства является создание материальных резервов, необходимых для обеспечения выпуска годового объема продукции.

7. Воспроизводство предполагает адекватность структуры общественного производства и структуры общественных потребностей, то есть их определенную пропорциональность.

8. Все общественное производство разделяется на два подразделения: I – производство средств производства и II – производство предметов потребления; при этом преимущественное развитие получает первое подразделение.

Современная модель экономического кругооборота включает три хозяйствующих субъекта. Предприятия производят и продают; домохозяйства потребляют и накапливают; государственные бюджетные учреждения взимают налоги и удовлетворяют коллективные потребности. Непрерывное повторение актов производства и потребления в национальной экономике можно представить в виде модели экономического оборота. При этом однородные хозяйственные единицы объединяются в соответствующие сектора, а аналогичные хозяйственные операции – в соответствующие потоки (поток товаров и услуг и денежный поток).

Домашние хозяйства уплачивают в бюджет государству налоги (подоходный, на заработную плату, поземельный, за владение автомобилем и другие) и получают от государства заработную плату и жалование, трансфертные платежи (государственные выплаты, пенсии, стипендии, дотации на квартирную плату).

Предприятия (фирмы) платят государству налоги косвенные: налог с оборота, промысловый налог, акциз, и прямые – на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование, а получают от государства трансфертные платежи в форме субсидий, налоговых льгот, премий, льготных займов, оплаты текущих расходов бюджетных организаций.

Приведенная модель характеризует экономический оборот в закрытой национальной экономике. Кругооборот открытой национальной экономики усложняется добавлением еще одного хозяйственного субъекта – заграницы. Возобновление этих процессов составляет содержание общественного воспроизводства.

Различают простое, расширенное и суженое воспроизводство. Если объемы выпускаемой продукции неизменны – это простое воспроизводство. Если же объемы производимой продукции увеличиваются из года в год, возрастает и совершенствуется используемый капитал – это расширенное воспроизводство. Суженое воспроизводство представляет собой повторение процесса производства в сокращенном объеме.

Расширение может осуществляться двумя путями. Если увеличение объемов производства достигается за счет создания новых рабочих мест, привлечения дополнительной рабочей силы и других ресурсов, то осуществляется экстенсивное воспроизводство. Если же рост производства достигается за счет совершенствования технического строя производства освоения новых технологий, то такой тип воспроизводства называется интенсивным. На практике ни интенсивное, ни экстенсивное воспроизводство, как правило, не существует в чистом виде: зачастую они сосуществуют, образуется смешанный тип воспроизводства.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80607. Поняття про числівник як частину мови 42.5 KB
  Консультанти знайомлять учнів з темами підготовленими вдома група: Кількісні числівники. група: Порядкові числівники. група: Прості і складні числівники. З якою частиною мови ми познайомилися Що означає числівник На які питання відповідає Які бувають числівники...
80608. Вправи на доцільне використання прикметників у мовленні. Спостереження за формами прикметників найвищого ступеня (без терміна, практично) 58 KB
  Мета: Ключові компетентності: формувати компетентність вміння вчитися організовувати своє робоче місце орієнтуватися в часі та берегти його доводити роботу до кінця; соціальну компетентність продуктивно співпрацювати з різними партнерами в групі підтримувати та керувати власними взаєминами з іншими.
80609. Порівняння числа та значення числового виразу. Складання задач за малюнками. Рівності 45 KB
  Обладнання: картки-підказки завдання від діда Цифроїда картка до ігор Цифри поховались Віночок Склади картинку бджілки маски Зайчика й Лисички. Лиска ця розумна дуже Додає все віднімає Знає лінії множини І задачі всі рішає Коли зробим всі завдання Частування поверне.віддає великий конверт вчителю...
80610. Слова, які звучать і пишуться однаково 39.5 KB
  Мета: ознайомити дітей з омонімами (без уживання терміну); вчити вдумливо сприймати мовлене і записане слово; розвивати інтерес до мови, до лексичних знань слів. Хід уроку Організація класу Перевірка домашнього завдання. Яке слово, що має багато значень є в вірші Що за коса?
80611. Літературні казки 37.5 KB
  Мета: Формувати компетентність вміння вчитися. Загальнокультурну компетентність Соціальну компетентність Предметні компетентності Практично ознайомити учнів з новим автором літературних казок – Василем Чухлібом та його творами Спонукати дітей пильніше оглядати світ навколо себе...
80612. Жива і нежива природа. Значення природи для людини 40.5 KB
  Мета: Розширити і уточнити знання учнів про різноманітність природи; формувати в учнів поняття природа жива і нежива природа; розвивати уміння спостерігати за об’єктами природи відрізняти предмети природи від предметів створених руками людини; виховувати дбайливе ставлення до природи.
80613. В осінні барви шати вдяглись ліси й поля 71 KB
  Мета. Формування у школярів уміння добирати твори, книги із заданої теми; вчити учнів бачити і розуміти прекрасне в природі, в музиці, поезії; розвивати образне мислення й мовлення; вчити визначати тему і мету твору, виразно читати поетичні твори, читати в особах...
80614. Океани Землі (прес-конференція) 38.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів із поняттям «океани», їх розміщенням на карті півкуль і глобусі; продовжити навчати читати карту і працювати з нею; висвітлити значення океанів та використання їх багатств людиною; сприяти розвиткові памяті, спостережливості, вихованню бережливого ставлення до природних багатств.
80615. Осінь така мила 61 KB
  Мета: Продовжити знайомство учнів з творами українських поетів, які описували красу осені. Удосконалювати уміння виразно і правильно інтонаційно читати та розповідати текст. Активізувати словниковий запас учнів. Розвивати пам’ять, увагу, спостережливість, мовлення дітей та їх творчу уяву.