31090

Функции потребления

Лекция

Макроэкономика

Модели потребления: кейнсианская жизненного цикла Модильяни постоянного дохода Фридмана Под конечным потреблением подразумевается совокупный объем товаров и услуг которые приобретаются для конечного пользования а не для перепродажи или дальнейшей переработки. Значение предельной склонности к потреблению то есть доля потребления в каждом дополнительном долларе дохода находится между нулем и единицей. Основной психологический закон состоит в том что люди склонны как правило увеличивать свое потребление с ростом дохода но не в той же...

Русский

2013-08-25

50 KB

51 чел.

Лекция 12. Функции потребления

12.1. Конечное потребление. Модели потребления: кейнсианская, жизненного цикла (Модильяни), постоянного дохода (Фридмана)

Под конечным потреблением подразумевается совокупный объем товаров и услуг, которые приобретаются для конечного пользования, а не для перепродажи или дальнейшей переработки. В ВНП включаются продажи конечных продуктов, но из него исключаются продажи промежуточных продуктов, потому что в стоимость конечных продуктов уже входят все имевшие место промежуточные сделки. Отдельный учет промежуточныx продуктов означал бы двойной счет и завышенную оценку ВНП.

Исключение двойного счета осуществляется методом суммирования добавленной стоимости, которая вложена в конечный продукт предприятиями на каждой из стадий единого производственного процесса.

Потребление занимает наибольший удельный вес в структуре совокупного спроса, на его долю приходится две трети ВНП. Неслучайно многие экономисты занимались исследованиями мотивов поведения потребителей и предлагали различные теории потребления.

Функция потребления Дж. Кейнса. В основе кейнсианского подхода к исследованию содержания функции потребления лежат следующие предположения:

1. Значение предельной склонности к потреблению, то есть доля потребления в каждом дополнительном долларе дохода находится между нулем и единицей. Основной психологический закон состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой «растет доход».

2. Отношение потребления к доходу, называемое средней склонностью к потреблению, уменьшается по мере роста дохода.

3. Доход является основным фактором, определяющим потребление.

В алгебраической форме кейнсианская функция потребления, соответствующая «основному психологическаму закону», записывается так:

С=Сауy; Са>0; 0<Су<1,

где Са – величина автономного (независимого от текущего дохода) потребления; Су – предельная склонность к потреблению, которая показывает, насколько увеличится потребление при увеличении текущего дохода на единицу: Су =ΔС/Δу; у – абсолютный доход.

Характерной особенностью функции является то, что по мере роста дохода снижается средняя норма потребления

Функция жизненного цикла Ф.Модильяни. 

Исходным пунктом теории является положение о том, что потребление зависит от дохода человека в течение всей его жизни. При этом Модильяни обратил особое внимание на то, что уровень дохода колеблется на протяжении жизни человека и что сбережения позволяют потребителям перераспределять доход с периодов, когда его уровень высок, на периоды, когда он низок. Такое толкование поведения потребителей заложило основу гипотезы жизненного цикла, суть которой состоит в том, что размер своего текущего потребления человек определяет с учетом дохода который он будет получать в последующие периоды своей жизни.

Кроме того потребление зависит от размера первоначального богатства. Функция потребления принимает вид:

С=(W+RY)/T,

где W – первоначальное богатство, Y – ожидаемый доход, T – предполагаемая продолжительность жизни, R – количество лет до выхода на пенсию.

В результате преобразования:

С=(1/T)W+(R/T)Y или CWY,

где α – предельная склонность к потреблению по накопленному богатству, β – предельная склонность к потреблению по доходу.

Функция потребления в течение жизненного цикла предполагает, что средняя склонность к потреблению равна:

C/Y= α(W/Y)+β.

В долгосрочном периоде существует связь между ростом богатства и дохода, что предполагает постоянное отношение W/Y, а, значит, и постоянную среднюю склонность к потреблению.

Модель потребления М. Фридмана дополняет взгляды Модильяни. Однако в отличие от теории жизненного цикла, в которой подчеркивается, что доход имеет предсказуемую динамику на протяжении всей жизни человека, гипотеза постоянного дохода утверждает, что люди в разные годы испытывают случайные и временные изменения в уровне своего дохода. М. Фридман предложил рассматривать текущий доход Y как сумму двух компонентов: постоянного дохода Yр и временного дохода Yt; то есть

Y=Yp+Yt.

Постоянный доход является той частью дохода, которая, согласно ожиданиям людей сохранится в будущем. Временный доход — тот доход, который не ожидают сохранить в будущем. Иными словами, постоянный доход есть средний доход, а временный доход случайное отклонение от этого среднего значения.

М. Фридман предположил, что потребление должно в основном зависеть от постоянного дохода.

Потребители тратят свой постоянный доход, но предпочитают откладывать большую часть временного дохода.

М.Фридман заключил, что необходимо рассматривать функцию потребления примерно следующим образом: С=α Yp, где α имеет постоянное значение. Гипотеза постоянного дохода, выраженная этим уравнением, гласит, что потребление пропорционально постоянному доходу.

Разделив обе части уравнения функции потребления Y, получим:

APC=C/Y=α·Yp/Y,

где APC — средняя норма потребления.

Согласно теории постоянного дохода, средняя склонность к потреблению зависит от отношения постоянного дохода к текущему доходу. Когда текущий доход временно превышает уровень постоянного, значение средней склонности к потреблению на время падает; когда текущий доход временно становится меньше постоянного, средняя склонность к потреблению на время увеличивается.

Фридман обосновал, что колебания дохода из года в год, прежде всего, определяются колебаниями временного дохода. Таким образом, годы высокого дохода должны характеризоваться низкой средней склонностью к потреблению. Но в долгосрочной перспективе, скажем, на протяжении десятилетия, колебания в доходе отражают именно изменения постоянного компонента, поэтому в долгосрочном периоде средняя склонность к потреблению постоянна.

12.2. Сбережения и инвестиции

12.2.1. Роль сбережений в экономике

Одну часть своего дохода экономические субъекты тратят на личное потребление, а другая его часть образует сбережения. Следовательно:

                                             Y=C+S,                                                       (1)

где Y — доход, C — потребление, S — сбережения.

Тогда

                                           S=Y-C,                                                          (2)

Кейнсианский подход. Построение кейнсианских функций потребления основывается на двух предпосылках: доход для потребителя экзогенно задан и распределение дохода между потреблением и сбережением осуществляется в соответствии с психологической склонностью к потреблению, которая формируется под воздействием традиций или привычек (значение Cy задается внешними параметрами). Если С=Ca-CyY, то S=Ca+(1-C)y=Ca+SyY, где SySy – предельная склонность к сбережению, дополняющая предельную склонность к потреблению до 1. Sy показывает, насколько изменяется сбережение при изменении величины дохода на единицу, так как y=C+S, то 1=Cy+Sy.

Неоклассический подход. Действия индивида на всех рынках подчинены цели максимизации его благосостояния. Даже при экзогенно заданной цене факторов производства домашние хозяйства сами устанавливают величину своего дохода, определяя объемы продаж принадлежащих им факторов производства. Распределение определенного таким образом дохода на потребление и сбережение осуществляется индивидом, исходя из степени его предпочтения текущего потребления будущему и установившейся меры вознаграждения за отказ от текущего потребления, представленной ставкой ссудного процента – i. Следовательно, если у кейнсианцев потребление и сбережение являются функциями от дохода, то в концепции неоклассической школы объем потребления домашних хозяйств является убывающей функцией от ставки процента. Ее простейший линейный вид: C(i)=Ca+y-αi, где Ca — независимый от ставки процента объем потребления; y — располагаемый доход; α — параметр, показывающий, на сколько единиц сократится потребление (возрастет сбережение), если ставка процента увеличится на один пункт.

Соответственно, неоклассическая функция сбережений есть возрастающая функция от ставки процента: S(i)=-Ca+ αi.

12.2.2. Инвестиции (валовые и чистые)

Для ведения бизнеса предприниматели осуществляют расходы на покупку машин, оборудования, сырья, без чего невозможно осуществление процесса производства. Сумма этих расходов образует инвестиционный спрос бизнеса, который наряду с потребительским спросом формирует совокупный спрос. Предприниматели предъявляют спрос на инвестиционные блага для: восстановления изношенного капитала и увеличения реального капитала.

Соответственно, общий объем инвестиций — I делится на реновационные, равные амортизации (D), и чистые (нетто) инвестиции — In, то есть I=D+In.

Разновидностью чистых инвестиций являются расходы домашних хозяйств на приобретение товаров длительного пользования или строительство собственного жилья.

Спрос на инвестициисамая изменчивая часть совокупного спроса на блага. Инвестиции сильнее всего реагируют на изменение экономической конъюнктуры и сами являются причиной конъюнктурных колебаний.

В зависимости от того, какие факторы определяют объем спроса на инвестиции, последние делятся на индуцированные и автономные.

Индуцированные инвестиции — это инвестиции, причиной осуществления которых является устойчивое увеличение спроса на блага, они связаны с увеличением производственных мощности с целью изготовления дополнительной продукции.

Автономные инвестиции — инвестиции, которые осуществляются при заданном совокупном спросе на блага, при фиксированном национальном доходе. Это инвестиции в новую технику. Они сами являются причиной роста национального дохода.

q — теория инвестиций

Американский экономист Джеймс Тобин, в 1982 г. получивший Нобелевскую премию по экономике, предложил модель динамики инвестиций, основанную на идее издержек регулирования. Он выдвинул новую концепцию «фактора q» – коэффициента, который выражает отношение рыночной стоимости физических активов к затратам на их замещение. Его эмпирические исследования коэффициента показали важность влияния положения на фондовом рынке на частные инвестиции.

q-теория инвестиций Тобина исходит из того, что стоимость фирмы на фондовом рынке помогает измерить разрыв между существующим (K) и желаемым размером капитала (К*+1).

Переменная q определяется как отношение стоимости фирмы на фондовом рынке к восстановительной стоимости ее основного капитала. Понятие «восстановительной стоимости капитала» представляет собой издержки замещения капитала, на которые пришлось бы пойти при приобретении предприятия и оборудования фирмы на рынке продукции.

Если фирма стоит 150 млн. долл. на фондовом рынке, а ее восстановительная стоимость составляет 100 млн. долл., то q будет равно 1,5. Таким образом, q характеризует стоимость приобретения фирмы на финансовом рынке в сравнении со стоимостью покупки ее капитала на рынке продукции.

Если: q> 1, тогда. K*+1>K, поэтому инвестиции должны быть значительными; q < 1, тогда K*+1<K, поэтому инвестиции должны быть небольшими.

PAGE  8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53810. Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа по теме «Обыкновенные дроби» 40 KB
  Проверка домашнего задания Собрать мини-задачи 1. Постановка цели и задач мини-модуля Дети сегодня мы с вами подведем итоги изучения темы Обыкновенные дроби. Что вам больше всего понравилось на уроке метод микрофон ІІ Системно-обобщающий м м № п п Этапы мини-модуля Формы работы Вопросы упражнения задачи 1.
53811. Информационное обеспечение деятельности финансового менеджера, состав и содержание бухгалтерской отчетности для целей финансового менеджмента 31 KB
  Первый блок включает в себя законы, постановления и другие нормативные акты, положения и документы, определяющие правовую основу финансовых институтов, рынка ценных бумаг
53813. Перерізи конуса площинами. Зрізаний конус 131.5 KB
  Мета уроку: розглянути основні види перерізів конуса переріз перпендикулярний до осі; переріз що проходить через дві твірні; формування поняття зрізаного конуса. Сприйняття й усвідомлення нового матеріалу Перерізи конуса площинами слайд №1 2 Проведемо в конусі переріз площиною яка проходить через дві твірні S і SB площина перетне основу конуса по хорді B отже переріз конуса площиною яка проходить через вершину трикутник. Розвязування задач Твірна конуса L.
53814. Музичні шедеври Родіона Щедріна 161 KB
  Мета: Познайомити студентів з творчістю Р. Щедріна показати особливості його музичної мови. Щедріна. Хід лекції 16 грудня 2012 року виповнилось 80 років з дня народження Родіона Костянтиновича Щедріна одного з найвідоміших композиторів другої половини XX століття.
53815. Святковий концерт до 8 Березня «Зустріч з зірками» 46 KB
  8-ий ученьСвята і грішна Ніжна і жагуча Цнотлива й пристрасна І сильна і слабка Ви жінка неповторна і чарівна Ви жінка вічно мудра й молода. Ви жінка жінка мати і дружина Безмежне море доброти й тепла. 10-ий учень Пянка і чуйна Ліки і отрута Земна й небесна Горда і проста Ви жінка королева берегиня Мінлива непізнанна дорога. Для вас імена вчителів художній номер 3тя учениця Воістину небесна і земна Заквітчана і терном і барвінком Свята і грішна рідна й чарівна Повіки будь благословенна жінка.
53816. КООРДИНАТНА ПРЯМА. ЦІЛІ І РАЦІОНАЛЬНІ ЧИСЛА. МОДУЛЬ ЧИСЛА 206 KB
  Мета уроку: узагальнити і систематизувати відомості учнів про види чисел; перевірити вміння визначати координати вказаних точок та будувати на координатній прямій точки за вказаними координатами; знаходити значення виразів що містять числа під знаком модуля; відпрацювати навички застосування означення та властивостей модуля для розвязування рівнянь; розвивати самостійність творчість; виховувати активність увагу наполегливість інтерес до математики; взаємозв'язок з історією математики....
53817. Прямокутна система координат. Координатна площина 1.31 MB
  Мета та задачі уроку: сформувати поняття координатної площини координат точки на площині абсциси та ординати точки; сформувати вміння виконувати вправи що передбачають знаходження координат точки на координатній площині та побудову точки за її координатами; сприяти розвитку творчих здібностей учнів та їх естетичного сприйняття; підвищувати інтерес до математики. Відстань від початку відліку до точки на координатній прямій 15. Фронтальне опитування Що називається координатною прямою Що називається координатою точки...