31098

Экономические ресурсы предприятия

Лекция

Макроэкономика

Фискальная политика государства. Таким образом экономическая политика государства сталкивается с известной дилеммой: длительный спад и безработица или рост цен при сохранении уровня занятости и выпуска. Содержание монетарной политики сводится к воздействию государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества денег в обращении. Монетарная политика является важным элементом стабилизационной политики государства и сглаживания экономических колебаний циклов.

Русский

2013-08-25

71 KB

2 чел.

Лекция 18. Экономические ресурсы предприятия

Цикличность развития является общей чертой, характерной для экономик всех стран без исключения. Именно поэтому важнейшей целью государственного вмешательства в экономику является противодействие кризису и поддержание общего экономического равновесия при полной занятости, устойчивого роста экономики, стабильного уровня цен и сбалансированного платежного баланса, что и составляет содержание стабилизационной политики.

Фискальная политика

При выборе инструментов фискальной политики определяется ее цель. Для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы, что дает сильный стимулирующий эффект, а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги, что является относительно мягкой ограничительной мерой.

Следует различать проводимую государством дискреционную и автоматическую фискальную политику (рис. 17.1).

Рис. 17.1. Фискальная политика государства.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сочетание изменения величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства в целях изменения уровня занятости, объема производства и темпа инфляции. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета, вследствие увеличения госрасходов или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Автоматическая фискальная политикаэто автоматическое изменение названных величин в результате циклических изменений совокупного дохода. Он предполагает автоматическое увеличение (или уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (или уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. При автоматической фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики. В качестве таких стабилизаторов и может выступать прогрессивная налоговая система.

Монетарная политика.

Центральный банк, осуществляя монетарную политику, может нейтрализовать спад, увеличив предложение денег, но последствием этого станет фиксация цен на более высоком уровне, установившемся в результате шока. Аналогичный результат достигается увеличением государственных расходов в ходе осуществления фискальной политики. Таким образом, экономическая политика государства сталкивается с известной дилеммой: длительный спад и безработица или рост цен при сохранении уровня занятости и выпуска.

Содержание монетарной политики сводится к воздействию государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества денег в обращении. Она осуществляется через Центральный банк.

Инструменты монетарной политики – это:

- норма обязательных резервов;

- учетная ставка;

- операции на открытом рынке.

Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки хранят в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Увеличение обязательных резервов сокращает избыточные резервы и ведет к сокращению денежной массы, уменьшение – наоборот.

Учетная ставка – это ставка процента, на котором ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка растет, то объем заимствования у ЦБ сокращается, коммерческие банки повышают ссудный процент, происходит удорожание денег. Предложение денег в экономике снижается.  Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

Операции на открытом рынке – предполагают куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг.

Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает его избыточные резервы, соответственно в банковскую систему поступают дополнительные деньги, и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Если Центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Монетарная политика является важным элементом стабилизационной политики государства и сглаживания экономических колебаний (циклов). В период экономического подъема осуществляется рестрикционная политика, направленная на сокращение денежного предложения и снижение деловой активности. Во время спада применяется экспансионистская политика, направленная на увеличение денежного предложения и стимулирование экономической активности.

Государственный бюджет

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства, финансовый баланс его доходов и расходов. Через бюджетную систему происходит реализация основных функций бюджета: фискальной, регулирующей и социальной:

1) фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства;

2) функция экономического регулирования – это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения экономической политики;

3) социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

Основными формами доходов государства являются: налоги, неналоговые поступления (доходы от государственной собственности и государственной торговли), взносы на социальное страхование, страхование от безработицы и государственные займы. Основные направления расходов государства: затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия), затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на реализацию государственных программ), расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, административно-управленческие расходы, платежи по государственному долгу.

Важнейшая причина увеличения дефицита – возрастание роли государства, расширение его экономических и социальных функций. Возрастание доходов не компенсируется увеличением налоговых поступлений. Динамика бюджетных дефицитов отражает циклические колебания, спады и подъемы производства. Дефицит государственного бюджета так же может быть результатом активной государственной финансовой политики. Финансирование дефицита госбюджета осуществляется прежде всего за счёт размещения государственных ценных бумаг (внутренний государственный займ). Государство размещает облигации в частном секторе, тем самым оно привлекает временно свободные денежные средства частного сектора и перераспределяет денежные ресурсы в государственный сектор. Размещение облигаций в частном секторе требует высоких процентов для привлечения кредиторов, что в дальнейшем способствует росту бюджетных расходов и внутреннего государственного долга. Размещая облигации путём учёта в Центральном эмиссионном банке (ЦЭБ), государство способствует выпуску в обращение дополнительной массы денежных средств. Такое финансирование дефицита госбюджета способствует развитию инфляции. Данный способ финансирования называется «монетизацией государственного долга». Государство может осуществлять финансирование путём внешнего займа. В результате этого возникает внешний долг государства, который существенно отличается от внутреннего. Если внутренний государственный долг не считается бременем (это долг самим себе), то внешний долг уже является поводом для беспокойства.

Следует отметить негативное воздействие внутренних государственных займов, которое проявляется: во-первых, в возможности их принудительного размещения и, таким образом, нарушении рыночной мотивации частных финансовых учреждений, во-вторых, сужении возможности получения кредита частными фирмами. Выплата государственного долга чревата увеличением налогов. Значительные размеры государственного долга могут привести к дестабилизации экономики, особенно денежного обращения.

Погашение государственного долга и процентов по нему производится путем: 1)рефинансирования выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов; 2) конверсии — изменения условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции;

3) консолидации – изменения условий займа, связанного с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29027. Сплошные фундаменты. Основные конструктивные решения. Сопряжение колонн со сплошными фундаментами 31 KB
  Сплошные фундаменты. Сплошные фундаменты иногда называемые плитными устраивают под всем зданием в виде железобетонных плит под стены или сетку колонн рис. Сплошные фундаменты способствуют уменьшению неравномерности осадки сооружения. Сплошные фундаменты выполняются как правило из монолитного железобетона.
29028. Определение глубины заложения фундамента исходя из инженерно-геологических и гидрогеологических условий строительной площадки 31.5 KB
  Этот выбор производится на основе предварительной оценки прочности и сжимаемости грунтов по геологическим разрезам. Покажем это на примере рассмотрев 3 наиболее характерные схемы напластований грунтов приведенные на рис. Площадка сложена одним или несколькими слоями прочных грунтов при этом строительные свойства каждого последующего слоя не хуже свойств предыдущего. В этом случае глубина заложения фундамента принимается минимальной допускаемой при учёте сезонного промерзания грунтов и конструктивных особенностей сооружения рис.
29029. Учёт глубины сезонного промерзания грунтов при выборе глубины заложения фундаментов зданий и сооружений 20.5 KB
  Учёт глубины сезонного промерзания грунтов при выборе глубины заложения фундаментов зданий и сооружений. Глубина заложения фундамента из условия промерзания грунтов назначается в зависимости от их вида состояния начальной влажности и уровня подземных вод в период промерзания. Как непучинистые рассматриваются также пески мелкие и пылеватые с любой влажностью а также супеси твёрдой консистенции если уровень подземных вод во время промерзания находится от спланированной отметки земли на глубине равной расчётной глубине промерзания плюс 2 м...
29030. Определение глубины заложения фундаментов с учётом конструктивных особенностей сооружения, включая глубину прокладки подземных коммуникаций, наличие и глубину заложения соседних фундаментов 31.5 KB
  Определение глубины заложения фундаментов с учётом конструктивных особенностей сооружения включая глубину прокладки подземных коммуникаций наличие и глубину заложения соседних фундаментов. Основными конструктивными особенностями возводимого сооружения влияющими на глубину заложения его фундамента являются: наличие и размеры подвальных помещений приямков или фундаментов под оборудование; глубина заложения фундаментов примыкающих сооружений; наличие и глубина прокладки подземных коммуникаций. В зданиях с подвалом или полуподвалом а также...
29031. Определение размеров подошвы центрально нагруженных фундаментов мелкого заложения 63.5 KB
  Реактивное давление грунта по подошве жёсткого центрально нагруженного фундамента принимается равномерно распределённым интенсивностью: 1 где NoII расчётная вертикальная нагрузка на уровне обреза фундамента; GfII и GgII расчётные значения веса фундамента и грунта на его уступах см.1; А площадь подошвы фундамента. Площадь подошвы фундамента при его расчёте по второму предельному состоянию по деформациям определяется из условия: pII ≤ R 2 где R расчётное сопротивление грунта основания. Поскольку обе части неравенства 2...
29032. Определение размеров подошвы внецентренно нагруженных фундаментов мелкого заложения. Эпюры давлений под подошвой фундамента. Порядок расчёта 33 KB
  Эпюры давлений под подошвой фундамента. При расчёте давление по подошве внецентренно нагруженного фундамента принимают изменяющимся по линейному закону а его краевые значения при действии момента сил относительно одной из главных осей определяют как для случая внецентренного сжатия по формуле: 1 Подстановкой значений А=l·b W=b2l 6 и M=NII·e формула 1 приводится к виду 2 2 где NII суммарная вертикальная нагрузка на основание включая вес фундамента и грунта на его уступах; A площадь подошвы фундамента; е эксцентриситет...
29033. Гидроизоляция фундаментов. Защита подвальных помещений от сырости и подтопления подземными водами 42 KB
  Гидроизоляция фундаментов. Гидроизоляция предназначается для обеспечения водонепроницаемости сооружений антифильтрационная гидроизоляция а также защиты от коррозии и разрушения материалов фундаментов и подземных конструкций от агрессивных подземных вод антикоррозионная гидроизоляция. Гидроизоляция от сырости и грунтовых вод подвальных и заглубленных помещений является значительно более сложной выбор такой гидроизоляции зависит от гидрогеологических условий строительной площадки уровня подземных вод их агрессивности особенностей...
29034. Расчёт фундаментов по второй группе предельных состояний. Определение конечной осадки фундаментов мелкого заложения методом послойного суммирования 34 KB
  Расчёт оснований фундаментов по второй группе предельных состояний по деформациям производится исходя из условия: s ≤ su 1 где s конечная стабилизированная осадка фундамента определённая расчётом; su предельное значение осадки устанавливаемое соответствующими нормативными документами или требованиями проекта. После определения размеров подошвы фундамента и проверки условия pII ≤ R где рII среднее давление на основание по подошве фундамента a R расчётное сопротивление грунта ось фундамента совмещают с литологической колонкой...
29035. Расчёт фундаментов по второй группе предельных состояний. Определение конечной осадки фундаментов мелкого заложения методом эквивалентного слоя 31.5 KB
  Расчёт фундаментов по второй группе предельных состояний по деформациям заключается в выполнении условия s ≤ sw 1 где s конечная стабилизированная осадка фундамента определённая расчётом; sw предельное значение осадки устанавливаемое соответствующими нормативными документами или требованиями проекта. Конечная стабилизированная осадка фундамента может быть определена методом эквивалентного слоя. Осадка с учётом жёсткости и формы подошвы фундамента в случае однородного основания определяется по формуле: s=p0hэmv 2 где p0 ...