31098

Экономические ресурсы предприятия

Лекция

Макроэкономика

Фискальная политика государства. Таким образом экономическая политика государства сталкивается с известной дилеммой: длительный спад и безработица или рост цен при сохранении уровня занятости и выпуска. Содержание монетарной политики сводится к воздействию государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества денег в обращении. Монетарная политика является важным элементом стабилизационной политики государства и сглаживания экономических колебаний циклов.

Русский

2013-08-25

71 KB

3 чел.

Лекция 18. Экономические ресурсы предприятия

Цикличность развития является общей чертой, характерной для экономик всех стран без исключения. Именно поэтому важнейшей целью государственного вмешательства в экономику является противодействие кризису и поддержание общего экономического равновесия при полной занятости, устойчивого роста экономики, стабильного уровня цен и сбалансированного платежного баланса, что и составляет содержание стабилизационной политики.

Фискальная политика

При выборе инструментов фискальной политики определяется ее цель. Для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы, что дает сильный стимулирующий эффект, а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги, что является относительно мягкой ограничительной мерой.

Следует различать проводимую государством дискреционную и автоматическую фискальную политику (рис. 17.1).

Рис. 17.1. Фискальная политика государства.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сочетание изменения величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства в целях изменения уровня занятости, объема производства и темпа инфляции. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета, вследствие увеличения госрасходов или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Автоматическая фискальная политикаэто автоматическое изменение названных величин в результате циклических изменений совокупного дохода. Он предполагает автоматическое увеличение (или уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (или уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. При автоматической фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики. В качестве таких стабилизаторов и может выступать прогрессивная налоговая система.

Монетарная политика.

Центральный банк, осуществляя монетарную политику, может нейтрализовать спад, увеличив предложение денег, но последствием этого станет фиксация цен на более высоком уровне, установившемся в результате шока. Аналогичный результат достигается увеличением государственных расходов в ходе осуществления фискальной политики. Таким образом, экономическая политика государства сталкивается с известной дилеммой: длительный спад и безработица или рост цен при сохранении уровня занятости и выпуска.

Содержание монетарной политики сводится к воздействию государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества денег в обращении. Она осуществляется через Центральный банк.

Инструменты монетарной политики – это:

- норма обязательных резервов;

- учетная ставка;

- операции на открытом рынке.

Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки хранят в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Увеличение обязательных резервов сокращает избыточные резервы и ведет к сокращению денежной массы, уменьшение – наоборот.

Учетная ставка – это ставка процента, на котором ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка растет, то объем заимствования у ЦБ сокращается, коммерческие банки повышают ссудный процент, происходит удорожание денег. Предложение денег в экономике снижается.  Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

Операции на открытом рынке – предполагают куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг.

Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает его избыточные резервы, соответственно в банковскую систему поступают дополнительные деньги, и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Если Центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Монетарная политика является важным элементом стабилизационной политики государства и сглаживания экономических колебаний (циклов). В период экономического подъема осуществляется рестрикционная политика, направленная на сокращение денежного предложения и снижение деловой активности. Во время спада применяется экспансионистская политика, направленная на увеличение денежного предложения и стимулирование экономической активности.

Государственный бюджет

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства, финансовый баланс его доходов и расходов. Через бюджетную систему происходит реализация основных функций бюджета: фискальной, регулирующей и социальной:

1) фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства;

2) функция экономического регулирования – это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения экономической политики;

3) социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

Основными формами доходов государства являются: налоги, неналоговые поступления (доходы от государственной собственности и государственной торговли), взносы на социальное страхование, страхование от безработицы и государственные займы. Основные направления расходов государства: затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия), затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на реализацию государственных программ), расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, административно-управленческие расходы, платежи по государственному долгу.

Важнейшая причина увеличения дефицита – возрастание роли государства, расширение его экономических и социальных функций. Возрастание доходов не компенсируется увеличением налоговых поступлений. Динамика бюджетных дефицитов отражает циклические колебания, спады и подъемы производства. Дефицит государственного бюджета так же может быть результатом активной государственной финансовой политики. Финансирование дефицита госбюджета осуществляется прежде всего за счёт размещения государственных ценных бумаг (внутренний государственный займ). Государство размещает облигации в частном секторе, тем самым оно привлекает временно свободные денежные средства частного сектора и перераспределяет денежные ресурсы в государственный сектор. Размещение облигаций в частном секторе требует высоких процентов для привлечения кредиторов, что в дальнейшем способствует росту бюджетных расходов и внутреннего государственного долга. Размещая облигации путём учёта в Центральном эмиссионном банке (ЦЭБ), государство способствует выпуску в обращение дополнительной массы денежных средств. Такое финансирование дефицита госбюджета способствует развитию инфляции. Данный способ финансирования называется «монетизацией государственного долга». Государство может осуществлять финансирование путём внешнего займа. В результате этого возникает внешний долг государства, который существенно отличается от внутреннего. Если внутренний государственный долг не считается бременем (это долг самим себе), то внешний долг уже является поводом для беспокойства.

Следует отметить негативное воздействие внутренних государственных займов, которое проявляется: во-первых, в возможности их принудительного размещения и, таким образом, нарушении рыночной мотивации частных финансовых учреждений, во-вторых, сужении возможности получения кредита частными фирмами. Выплата государственного долга чревата увеличением налогов. Значительные размеры государственного долга могут привести к дестабилизации экономики, особенно денежного обращения.

Погашение государственного долга и процентов по нему производится путем: 1)рефинансирования выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов; 2) конверсии — изменения условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции;

3) консолидации – изменения условий займа, связанного с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

235. Розрахунок головної балки мостового вантажопідйомного крану 398.33 KB
  Розрахунок конструкцій за допустимими напруженнями. Визначення висоти основного перерізу балки з умов міцності (мінімальної маси). Визначення еквівалентних напружень у небезпечному перерізі балки. Стійкість нижньої частини вертикального полотна.
236. Информационное обеспечение департамента управления министерства финансов Республики Хакасия 562.5 KB
  Структура организации (функциональные и информационные связи). План и схема развёртывания комплекса программ. Составление заявки на ремонт неисправного, а также приобретение нового и модернизацию устаревшего аппаратного оборудования серверов и рабочих станции, а также сетевого оборудования.
237. Теоретический расчет работы электродвигателя 193.34 KB
  Определение мощности и частоты вращения двигателя, общий коэффициент полезного действия. Фактическая частота вращения на валу рабочей машины, расчет зубчатых колёс редуктора. Конструктивные размеры шестерни и колеса.
238. Система электронно-цифровой подписи 648.47 KB
  Изучения руководства пользователя программы, регистрация открытых ключей и проверка подписей. Вывод названия организации и составление отчетов по запросу банк - клиент. Проверка правильности работы программы и наличия цифровой подписи.
239. Расчет показателей судна и его энергетический установки 368.5 KB
  Обоснование эксплуатационных режимов работы главных двигателей СЭУ. Выбор схемы обеспечения судна электроэнергией и теплом. Выбор режима работы главных двигателей судна. Обоснование и выбор схемы энергетического теплоснабжения.
240. Принципы расчета оплаты труда персонала предприятия 479.5 KB
  Основные принципы организации оплаты труда, состав фонда оплаты труда. Теоретические основы системы организации и оплаты труда. Направления по усовершенствованию системы оплаты труда. Совершенствования системы оплаты труда для повышения ее стимулирующий функции.
241. Разработка и реализация алгоритмов обработки данных, получаемых с помощью сканирующих нанотвердомеров семейства НаноСкан 409.92 KB
  Пользовательский интерфейс программы NanoScan Viewer. Реализация метода индентирования в НаноСкан-3Д. Апробация разработанного алгоритма на примере серии измерений твердости образца твердого сплава на основе кубического нитрида бора.
242. Конструкция и рабочие процессы авиационных двигателей 358.5 KB
  Двигатель предназначен для установки на пассажирские и транспортные самолеты. Расчет на прочность рабочей лопатки первой ступени компрессора. Определение запасов прочности лопаток. Расчет на прочность диска первой ступени компрессора.
243. Создание Windows приложения с использованием Windows Forms 401 KB
  Разработка алгоритма и программы на языке С# вычисления площади, ограниченной двумя кривыми, заданными вариантом индивидуального задания для интервала, определяемого пользователем в диалоговом режиме.