31098

Экономические ресурсы предприятия

Лекция

Макроэкономика

Фискальная политика государства. Таким образом экономическая политика государства сталкивается с известной дилеммой: длительный спад и безработица или рост цен при сохранении уровня занятости и выпуска. Содержание монетарной политики сводится к воздействию государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества денег в обращении. Монетарная политика является важным элементом стабилизационной политики государства и сглаживания экономических колебаний циклов.

Русский

2013-08-25

71 KB

3 чел.

Лекция 18. Экономические ресурсы предприятия

Цикличность развития является общей чертой, характерной для экономик всех стран без исключения. Именно поэтому важнейшей целью государственного вмешательства в экономику является противодействие кризису и поддержание общего экономического равновесия при полной занятости, устойчивого роста экономики, стабильного уровня цен и сбалансированного платежного баланса, что и составляет содержание стабилизационной политики.

Фискальная политика

При выборе инструментов фискальной политики определяется ее цель. Для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы, что дает сильный стимулирующий эффект, а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги, что является относительно мягкой ограничительной мерой.

Следует различать проводимую государством дискреционную и автоматическую фискальную политику (рис. 17.1).

Рис. 17.1. Фискальная политика государства.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сочетание изменения величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства в целях изменения уровня занятости, объема производства и темпа инфляции. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета, вследствие увеличения госрасходов или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Автоматическая фискальная политикаэто автоматическое изменение названных величин в результате циклических изменений совокупного дохода. Он предполагает автоматическое увеличение (или уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (или уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. При автоматической фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики. В качестве таких стабилизаторов и может выступать прогрессивная налоговая система.

Монетарная политика.

Центральный банк, осуществляя монетарную политику, может нейтрализовать спад, увеличив предложение денег, но последствием этого станет фиксация цен на более высоком уровне, установившемся в результате шока. Аналогичный результат достигается увеличением государственных расходов в ходе осуществления фискальной политики. Таким образом, экономическая политика государства сталкивается с известной дилеммой: длительный спад и безработица или рост цен при сохранении уровня занятости и выпуска.

Содержание монетарной политики сводится к воздействию государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества денег в обращении. Она осуществляется через Центральный банк.

Инструменты монетарной политики – это:

- норма обязательных резервов;

- учетная ставка;

- операции на открытом рынке.

Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки хранят в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Увеличение обязательных резервов сокращает избыточные резервы и ведет к сокращению денежной массы, уменьшение – наоборот.

Учетная ставка – это ставка процента, на котором ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка растет, то объем заимствования у ЦБ сокращается, коммерческие банки повышают ссудный процент, происходит удорожание денег. Предложение денег в экономике снижается.  Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

Операции на открытом рынке – предполагают куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг.

Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает его избыточные резервы, соответственно в банковскую систему поступают дополнительные деньги, и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Если Центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Монетарная политика является важным элементом стабилизационной политики государства и сглаживания экономических колебаний (циклов). В период экономического подъема осуществляется рестрикционная политика, направленная на сокращение денежного предложения и снижение деловой активности. Во время спада применяется экспансионистская политика, направленная на увеличение денежного предложения и стимулирование экономической активности.

Государственный бюджет

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства, финансовый баланс его доходов и расходов. Через бюджетную систему происходит реализация основных функций бюджета: фискальной, регулирующей и социальной:

1) фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства;

2) функция экономического регулирования – это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения экономической политики;

3) социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

Основными формами доходов государства являются: налоги, неналоговые поступления (доходы от государственной собственности и государственной торговли), взносы на социальное страхование, страхование от безработицы и государственные займы. Основные направления расходов государства: затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия), затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на реализацию государственных программ), расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, административно-управленческие расходы, платежи по государственному долгу.

Важнейшая причина увеличения дефицита – возрастание роли государства, расширение его экономических и социальных функций. Возрастание доходов не компенсируется увеличением налоговых поступлений. Динамика бюджетных дефицитов отражает циклические колебания, спады и подъемы производства. Дефицит государственного бюджета так же может быть результатом активной государственной финансовой политики. Финансирование дефицита госбюджета осуществляется прежде всего за счёт размещения государственных ценных бумаг (внутренний государственный займ). Государство размещает облигации в частном секторе, тем самым оно привлекает временно свободные денежные средства частного сектора и перераспределяет денежные ресурсы в государственный сектор. Размещение облигаций в частном секторе требует высоких процентов для привлечения кредиторов, что в дальнейшем способствует росту бюджетных расходов и внутреннего государственного долга. Размещая облигации путём учёта в Центральном эмиссионном банке (ЦЭБ), государство способствует выпуску в обращение дополнительной массы денежных средств. Такое финансирование дефицита госбюджета способствует развитию инфляции. Данный способ финансирования называется «монетизацией государственного долга». Государство может осуществлять финансирование путём внешнего займа. В результате этого возникает внешний долг государства, который существенно отличается от внутреннего. Если внутренний государственный долг не считается бременем (это долг самим себе), то внешний долг уже является поводом для беспокойства.

Следует отметить негативное воздействие внутренних государственных займов, которое проявляется: во-первых, в возможности их принудительного размещения и, таким образом, нарушении рыночной мотивации частных финансовых учреждений, во-вторых, сужении возможности получения кредита частными фирмами. Выплата государственного долга чревата увеличением налогов. Значительные размеры государственного долга могут привести к дестабилизации экономики, особенно денежного обращения.

Погашение государственного долга и процентов по нему производится путем: 1)рефинансирования выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов; 2) конверсии — изменения условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции;

3) консолидации – изменения условий займа, связанного с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53418. Інноваційні технологій навчання у розвитку творчих здібностей учнів в класі спеціального фортепіано школи мистецтв 158 KB
  Апробовано спосіб інтеграції деяких сучасних технологій навчання у розвитку творчої особистості учня на уроках фортепіано Опис та презентація досвіду роботи Викладача вищої категорії з фортепіано дитячої школи мистецтв при НУКіМ ім. Тема досвіду: Інноваційні технологій навчання у розвитку творчих здібностей учнів в класі спеціального фортепіано школи мистецтв Базова модель досвіду Актуальність і перспективність досвіду: Забезпечує умови для розвитку творчої особистості дитини; Сприяє виконанню завдань Національної доктрини...
53419. Використання інтерактивних технологій у навчанні іноземних мов 68.5 KB
  Для забезпечення швидкого та ефективного включення учнів в інтерактивну діяльність пропоную їм памятки які містять опис алгоритму діяльності послідовний перелік дій які вони мають здійснювати у тій чи іншій навчальній ситуації Тема: Великобританія Ажурна пилка Домашні групи: Gret Britin Wles Scotlnd Northern Irelnd red green blueyellow pink...
53420. Інструктаж з безпеки життєдіяльності під час проведення лабораторногопрактикуму з фізики 54.5 KB
  Цю розробку можна також використовувати під час проведення вхідного інструктажу на початку навчального року. Інструктаж з безпеки життєдіяльності під час проведення лабораторногопрактикуму з фізики. Мета: Повторити основні правила техніки безпеки під час проведення лабораторних робіт та правила поведінки в надзвичайних ситуаціях.
53421. Современный урок с позиции интерактивного обучения 88.5 KB
  Во время интерактивного обучения учащиеся учатся быть демократичными общаться с другими критически мыслить принимать продуманные решения. Обсуждение вопросов будет проходить путём коллективного обдумывания мозгового штурма которые проводится так: 1 условие задания записывается на доске чтобы видно было всем; 2 все участники штурма имеют право высказать свои идеи для решения задания; 3 когда участники группы выясняют что идей достаточно их предложение останавливается; 4 поданные идеи анализируются обговариваются в группах;...
53422. Важливість упровадження в навчальний процес інтерактивних технологій як одного із засобів особистісно-зорієнтованого навчання 43 KB
  Сучасна школа стоїть перед прикрим фактом: в умовах традиційних форм та методів навчання школярі пасивно отримуючи інформацію не вміють здобувати її самостійно і застосовувати те що знають. Особистіснозорієнтоване навчання у цьому плані є досить перспективним оскільки воно виходить із самоцінності особистості її духовності та суверенності. Визначальним для особистіснозорієнтованого навчання має бути соціокультурний діалог у системі âпедагог дитинаâ на основі її розуміння прийняття і визнання.
53423. Зимова подорож до святого Миколая. Виготовлення листівки бажань 41.5 KB
  Зимова подорож до святого Миколая. Мета: розширити знання учнів про святого Миколая; вчити учнів правильно виразно читати поетичні твори; збагачувати словниковий запас учнів; виготовити листівку бажань; сприяти вихованню міцної внутрішньої опори людини що знаходить свій прояв у доброті чуйності лагідності. Сьогодні на уроці ми завітаємо у гості до святого Миколая. Я знаю що день святого Миколая улюблене свято українських дітей.
53424. Інтегроване заняття з використанням наочного моделювання 31 KB
  На основі знайомої казки Колосок за допомогою схемсимволів вчити дітей сприймати зміст казки. Хіба зможемо прожити ми без них Діти вам подобаються казки Що вам подобається в казках Так всі люблять казки кони ведуть нас у світ пригод вчать розпізнавати добро зло. 1 коробка Діти підійдіть до коробки з літерою А в коробці захована схема з гудзиків за казкою Колосок З якої казки герої Який був півник Якими були мишенята Як звали Півника мишенят Чому вчить ця казочка Хто не працює той не їсть Потрібно...
53425. Формування ключових компетентностей молодшого школяра шляхом впровадження інтегрованих уроків 299 KB
  Предметних компетентностей: ознайомити дітей з усіма варіантами числа 7; вчити учнів складати розвязувати читати вирази на додавання в межах 7; вивчити назви днів тижня; розвивати мислення память; розширити знання про фрукти їх користь для людей; збагатити словниковий запас поняттями екзотика екзотичні фрукти; виховувати бережливе ставлення до природи зокрема садупрагнення до здорового харчування. Обладнання: мультимедійний проектор компютер аудіозаписи мікрофон демонстраційний матеріалкартки із...
53426. Закріплення вивчених букв. Робота з дитячою книгою. Українська народна казка «Курочка Ряба». Виготовлення курочки з солоного тіста 209 KB
  Мета Формувати у дітей поняття про казку як художній твір,Розвивати навички слухання та інтонування почутого, мовлення, уяву, фантазію, логічне раціональне мислення, використовуючи методи інтерактивного навчання; закріплювати вміння читати слова, речення та тексти з вивченими буквами, вдосконалювати навички звукового аналізу слів;