31098

Экономические ресурсы предприятия

Лекция

Макроэкономика

Фискальная политика государства. Таким образом экономическая политика государства сталкивается с известной дилеммой: длительный спад и безработица или рост цен при сохранении уровня занятости и выпуска. Содержание монетарной политики сводится к воздействию государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества денег в обращении. Монетарная политика является важным элементом стабилизационной политики государства и сглаживания экономических колебаний циклов.

Русский

2013-08-25

71 KB

3 чел.

Лекция 18. Экономические ресурсы предприятия

Цикличность развития является общей чертой, характерной для экономик всех стран без исключения. Именно поэтому важнейшей целью государственного вмешательства в экономику является противодействие кризису и поддержание общего экономического равновесия при полной занятости, устойчивого роста экономики, стабильного уровня цен и сбалансированного платежного баланса, что и составляет содержание стабилизационной политики.

Фискальная политика

При выборе инструментов фискальной политики определяется ее цель. Для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы, что дает сильный стимулирующий эффект, а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги, что является относительно мягкой ограничительной мерой.

Следует различать проводимую государством дискреционную и автоматическую фискальную политику (рис. 17.1).

Рис. 17.1. Фискальная политика государства.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сочетание изменения величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства в целях изменения уровня занятости, объема производства и темпа инфляции. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета, вследствие увеличения госрасходов или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Автоматическая фискальная политикаэто автоматическое изменение названных величин в результате циклических изменений совокупного дохода. Он предполагает автоматическое увеличение (или уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (или уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. При автоматической фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики. В качестве таких стабилизаторов и может выступать прогрессивная налоговая система.

Монетарная политика.

Центральный банк, осуществляя монетарную политику, может нейтрализовать спад, увеличив предложение денег, но последствием этого станет фиксация цен на более высоком уровне, установившемся в результате шока. Аналогичный результат достигается увеличением государственных расходов в ходе осуществления фискальной политики. Таким образом, экономическая политика государства сталкивается с известной дилеммой: длительный спад и безработица или рост цен при сохранении уровня занятости и выпуска.

Содержание монетарной политики сводится к воздействию государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества денег в обращении. Она осуществляется через Центральный банк.

Инструменты монетарной политики – это:

- норма обязательных резервов;

- учетная ставка;

- операции на открытом рынке.

Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки хранят в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Увеличение обязательных резервов сокращает избыточные резервы и ведет к сокращению денежной массы, уменьшение – наоборот.

Учетная ставка – это ставка процента, на котором ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка растет, то объем заимствования у ЦБ сокращается, коммерческие банки повышают ссудный процент, происходит удорожание денег. Предложение денег в экономике снижается.  Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

Операции на открытом рынке – предполагают куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг.

Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает его избыточные резервы, соответственно в банковскую систему поступают дополнительные деньги, и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Если Центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Монетарная политика является важным элементом стабилизационной политики государства и сглаживания экономических колебаний (циклов). В период экономического подъема осуществляется рестрикционная политика, направленная на сокращение денежного предложения и снижение деловой активности. Во время спада применяется экспансионистская политика, направленная на увеличение денежного предложения и стимулирование экономической активности.

Государственный бюджет

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства, финансовый баланс его доходов и расходов. Через бюджетную систему происходит реализация основных функций бюджета: фискальной, регулирующей и социальной:

1) фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства;

2) функция экономического регулирования – это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения экономической политики;

3) социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

Основными формами доходов государства являются: налоги, неналоговые поступления (доходы от государственной собственности и государственной торговли), взносы на социальное страхование, страхование от безработицы и государственные займы. Основные направления расходов государства: затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия), затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на реализацию государственных программ), расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, административно-управленческие расходы, платежи по государственному долгу.

Важнейшая причина увеличения дефицита – возрастание роли государства, расширение его экономических и социальных функций. Возрастание доходов не компенсируется увеличением налоговых поступлений. Динамика бюджетных дефицитов отражает циклические колебания, спады и подъемы производства. Дефицит государственного бюджета так же может быть результатом активной государственной финансовой политики. Финансирование дефицита госбюджета осуществляется прежде всего за счёт размещения государственных ценных бумаг (внутренний государственный займ). Государство размещает облигации в частном секторе, тем самым оно привлекает временно свободные денежные средства частного сектора и перераспределяет денежные ресурсы в государственный сектор. Размещение облигаций в частном секторе требует высоких процентов для привлечения кредиторов, что в дальнейшем способствует росту бюджетных расходов и внутреннего государственного долга. Размещая облигации путём учёта в Центральном эмиссионном банке (ЦЭБ), государство способствует выпуску в обращение дополнительной массы денежных средств. Такое финансирование дефицита госбюджета способствует развитию инфляции. Данный способ финансирования называется «монетизацией государственного долга». Государство может осуществлять финансирование путём внешнего займа. В результате этого возникает внешний долг государства, который существенно отличается от внутреннего. Если внутренний государственный долг не считается бременем (это долг самим себе), то внешний долг уже является поводом для беспокойства.

Следует отметить негативное воздействие внутренних государственных займов, которое проявляется: во-первых, в возможности их принудительного размещения и, таким образом, нарушении рыночной мотивации частных финансовых учреждений, во-вторых, сужении возможности получения кредита частными фирмами. Выплата государственного долга чревата увеличением налогов. Значительные размеры государственного долга могут привести к дестабилизации экономики, особенно денежного обращения.

Погашение государственного долга и процентов по нему производится путем: 1)рефинансирования выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов; 2) конверсии — изменения условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции;

3) консолидации – изменения условий займа, связанного с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37155. «Восточный вопрос» во внешней политике России в 30-50 гг. XIX в. Крымская война 20.83 KB
  Восточный вопрос во внешней политике России в 3050 гг. в центре внешней политики России находился Восточный вопрос сложный конгломерат острейших международных противоречий от разрешения которых зависели безопасность границ империи дальнейшие перспективы развития черноморской торговли и экономическое состояние южных губерний. Это движение традиционно получало поддержку России выступавшей в качестве заступницы славян христианского вероисповедания преимущественно населявших Балканы. Такая позиция объективно способствовавшая освобождению...
37156. Правительство и общество при Николае Первом 37.95 KB
  Общественное движение в России во второй четверти XIX в. Поражение декабристов явилось тяжелым ударом для общественного движения в России. Единение народа и монарха народность объявлялось третьим коренным чувством в России. Они были проникнуты глубоким пессимизмом разочарованием в прошлом России и неверием в ее будущее.
37157. Отмена крепостного права. Содержание и сущность реформ 1861 г., их историческое значение 28.36 KB
  Эти акты приняли такой размах что правительство незадолго до реформы специальными указами было вынуждено наложить запрет на подобные действия. Первоначально издатели Колокола верили в либеральные намерения нового императора Александра II 18551881 и возлагали определенные надежды на разумно проведенные реформы сверху .Левшиным была разработана правительственная программа крестьянской реформы которая хотя и давала крепостным гражданские права но сохраняла всю землю в собственности помещика и предоставляла последнему вотчинную власть в...
37158. Особенности генезиса капитализма в России в конце XIX века 57.55 KB
  Особенности генезиса капитализма в России в конце XIX века. Развитие капитализма и формирование промышленного пролетариата в России в 60х середине 90х годов XIX в. Капиталистические отношения охватывали все сферы экономики способствовали ускорению темпов развития народного хозяйства России. Сельское хозяйство России в пореформенный период И после реформы 1861 г .
37159. Социально-политический строй России начала XX века. Основные классы и сословия 24.63 KB
  Социальнополитический строй России начала XX века. Социальная структура России в конце XIX начале XX в. на тысячу населения приходилось 44 родившихся и снижения смертности которая впрочем в России в 1913 г . Социальная структура России в конце XIX начале XX в.
37160. Древняя Русь при первых Рюриковичах. Внутренняя и внешняя политика. «Повесть временных лет». Норманнская теория 21.81 KB
  Походами на вятичей литовцев радимичей болгар Владимир укрепил владения Киевской Руси. Принятие христианства не только уравняло Киевскую Русь с соседними государствами но и оказало огромное влияние на культуру быт и нравы древней Руси.При Ярославе Владимировиче прозванном Мудрым начал оформляться единый для всей Руси судебный кодекс Русская Правда. В Киеве Новгороде Полоцке были построены величественные соборы святой Софии что должно было показать церковную самостоятельность Руси.
37161. Принятие христианства. Владимир Первый. Развитие Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда» 18.69 KB
  Развитие Руси при Ярославе Мудром. Древние русичи были язычниками поклонялись множеству богов бог неба Сварог бог Солнца Дажбог бог грома и молний Перун и т. Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником и прошло немало времени пока изменились его взгляды.
37162. Феодальная раздробленность, ее причины и последствия 12.55 KB
  После смерти Ярослава Мудрого в развитии государства усиливаются центробежные тенденции начинается один из сложнейших периодов истории древней Руси период феодальной раздробленности растянувшийся на несколько веков. Процесс феодальной раздробленности на Руси был обусловлен укреплением власти крупнейших феодалов на местах и зарождением местных административных центров. Период феодальной раздробленности охватывает в целом XIIXV вв. когда уже начался процесс феодальной консолидации число их приближалось к 250.
37163. Три основных центра Руси. Владимирское и Галицко-Волынское княжетсва. Новгородская феодальная республика 29.58 KB
  Под влияние ростовосуздальского князя попали Рязань и Муром. Хотя власть великого князя безвозврат но ушла в прошлое но княжение в Киеве подчеркивало старшинство князя. Последующие поколения русских князей назы вавшие свои княжества великими а себя великими князьями та кого пиетета к титулу великого киевского князя уже не испытывали. Он претендуя на титул велико го князя всех земель Руси в 1169 году захватил Киев и учинил там полный разгром превзойдя в этом половцев.