31100

Понятие и сущность управленческого решения Сущность, назначение и содержание управленческого решения

Лекция

Макроэкономика

Решения принимаются человеком в разных сферах деятельности технической биологической социальной экономической политической и являются основным продуктом деятельности организуемых в этих сферах систем управления. Для сферы социальной общественной экономической и политической деятельности людей где в качестве основного объекта управления выступает личность человека с его высокой степенью непредсказуемости в поступках реакциях разработана совокупность социальнопсихологических методов управления которые совместно с...

Русский

2013-08-25

57.25 KB

112 чел.

Понятие и сущность управленческого решения

Сущность, назначение и содержание

управленческого решения.

Решение – это выбор одного из возможных в данной ситуации вариантов действий (альтернатив). Решения принимаются каждым человеком в повседневной жизни. В организациях право принятия принципиальных решений, касающихся деятельности коллектива, предоставляется руководителю (менеджеру) этого коллектива. От того, насколько правильно и своевременно будет принято решение, зависит перспектива развития этого коллектива. В связи с важностью проблематики принятия решений этому вопросу посвящено значительное число научных и практических разработок.

Решения принимаются человеком в разных сферах деятельности (технической, биологической, социальной, экономической, политической) и являются основным продуктом деятельности организуемых в этих сферах систем управления. Как известно, универсальная наука об управлении – кибернетика – имеет ряд направлений в зависимости от сферы деятельности человека: техническую, экономическую, биомедицинскую кибернетику. Разработаны методы принятия решений на основе математического аппарата, теории систем, системного анализа, методов исследования операций. Для сферы социальной (общественной), экономической и политической деятельности людей, где в качестве основного объекта управления выступает личность человека с его высокой степенью непредсказуемости в поступках, реакциях, разработана совокупность социально-психологических методов управления, которые совместно с организационно-распорядительными и экономическими составляют ядро современной теории и практики менеджмента.

Значимость эффективных решений в социальной сфере, которая включает в себя техническую, экономическую и политическую области деятельности человека, необходимость специальных подходов к принятию решений потребовали выделения особой категории решений, получивших название управленческих. Менеджера, принимающего такие решения, называют лицом, принимающим решения (ЛПР). Иногда управленческие решения называют организационными решениями. Управленческим решением называется решение, разработанное, принятое и реализованное в социальной сфере, направленное на выбор оптимальной (или рациональной) альтернативы выхода объекта управления из критической, т.е. проблемной, ситуации или на поиск эффективного варианта использования имеющихся возможностей. Таким образом, выделим две основные категории управленческих решений: а) проблемного характера, направленные на решение проблем, стоящих перед управляемым объектом (проблема – это ситуация различия между желаемым (целью) и реальным состоянием объекта управления); б) поискового характера, направленные на выбор и использование благоприятных возможностей для эффективного развития организации. В решениях поискового характера заключается, по мнению П. Друкера, суть эффективного управления.

Принятие УР и их реализация на объекте управления являются основным содержанием труда менеджера. При этом главным критерием успешной работы менеджера считается умение находить и принимать правильные решения, т.е. такие УР, которые позволяют организации успешно функционировать и развиваться и имеют минимум негативных последствий.

Основным назначением УР, принимаемых менеджерами в области государственного и муниципального управления, является их направленность на повышение эффективности функционирования объектов профессиональной деятельности – различных организаций и подразделений в системе государственного и муниципального управления (ГМУ), процессов экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблем функционирования и возможностей развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблем взаимодействия человека и общества с природной и антропогенной средой обитания.

В дальнейшем для унификации изложения материала примем в качестве объекта воздействия разрабатываемых УР политико-экономическую и социотехническую систему (ПЭСТС), определяемую нами как совокупность политических и экономических институтов, экономических и финансовых интересов, социальных взаимоотношений задействованных в системе людей и общества, а также природных факторов, технологий, оборудования и инноваций, включая научно-технический прогресс, организационно-экономические и социально-психологические новации.

УР – это творческое волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о её состоянии, включающее выбор цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или поиска благоприятных возможностей развития. Термин «управленческое решение» употребляется в трёх основных значениях: как система, сформированная для разработки, принятия и реализации УР, как процесс выработки УР во всех его фазах и как явление в виде достигнутого результата или формы реализации. Самое плохое в управленческой деятельности – это отсутствие решения. Считается, что сумма реализованных УР характеризует управленческий опыт менеджера (ЛПР). Области решений в определённом объекте управления – политико-экономической и социотехнической системе (ПЭСТС) – распространяются на основные, связующие и специфические функции менеджмента по классификации, предложенной М. Месконом.

Типовые УР по основным функциям менеджмента представлены в табл. 1.

По связующим функциям менеджмента (коммуникации, принятие решений) типовые УР можно разделить на решения технического и социально-психологического характера. Техническую направленность имеют УР, связанные с аппаратной частью коммуникаций, формальным содержанием принятия УР (формы документов, информационные связи). Социально-психологические аспекты УР по этим функциям проявляются в организации межличностного общения, процедурах делегирования полномочий, стилях принятия УР и др.

Таблица 1

Типовые УР по основным функциям управления

Планирование

  1.  Какова наша сверхзадача или природа нашего бизнеса?
  2.  Какими должны быть наши цели?
  3.  Какие изменения происходят во внешнем окружении и как они отражаются и могут отразиться в будущем на организации?
  4.  Какие стратегию и тактику следовало бы нам выбрать для достижения поставленных целей?

Организация деятельности

  1.  Каким образом следует структурировать работу организации? Как целесообразно укрепить блоки выполняемых работ?
  2.  Как скоординировать функционирование этих блоков, чтобы оно протекало гармонично и не было противоречивым?
  3.  Принятие каких решений на каждом уровне объекта управления следует доверять людям, в частности руководителям?
  4.  Следует ли нам изменить структуру объекта управления из-за изменений во внешнем окружении?

Мотивация

  1.  В чем нуждаются мои подчиненные?
  2.  В какой мере эти потребности удовлетворяются в ходе деятельности, направленной на достижение целей организации?
  3.  Если удовлетворение работой и производительность моих подчиненных возросли, то почему это произошло?
  4.  Что можем мы сделать, чтобы повысить уровень удовлетворенности работой и производительность подчиненных?

Контроль

Как нам следует измерять результаты работы?

Как часто следует давать оценку результатов?

Насколько мы преуспеваем в достижении наших целей?

Если мы недостаточно продвинулись к поставленным целям, то почему это случилось, и какие коррективы следовало бы внести?

Специфичные (частные) функции менеджмента выделяются в зависимости от вида деятельности организаций и форм собственности. Типовыми частными функциями менеджмента для любого вида организаций можно считать:

  1.  управление персоналом;
  2.  управление качеством продукции (услуг);
  3.  финансовый менеджмент;
  4.  бухгалтерский учет;
  5.  логистику, т.е. управление транспортно-складскими операциями;
  6.  инновационный менеджмент (управление технической, экономической и организационной подготовкой производства новых изделий, ноу-хау в сфере самого менеджмента);
  7.  маркетинг;
  8.  оперативное управление производством;
  9.  технико-экономическое планирование или стратегический менеджмент;
  10.  антикризисное управление;
  11.  инвестиционный менеджмент;
  12.  корпоративное управление;
  13.  управление общественным транспортом муниципальных образований (МуО) – городов и регионов;
  14.  управление ЖКХ МуО и регионов;
  15.  управление тепло-, водо-, газо-, энергоснабжением;
  16.  управление инфраструктурой (образование, медицина, культура, спорт и др.).

Виды управленческих решений, их направленность

на интересы и цели

Управленческие решения разделяются прежде всего по их назначению: проблемного и поискового характера.

Группы проблем выделяют по степени определенности и предсказуемости параметров, характеризующих объект управления. В теории принятия решений  различают три группы проблем на объектах управления:

  1. с полностью управляемыми и предсказуемыми параметрами;
  2. с частично управляемыми и предсказуемыми параметрами (от 40 до 80 %);
  3. с неуправляемыми и непредсказуемыми параметрами (свыше 90 % неуправляемых параметров).

Проблемы первой группы в большей мере характерны для технических объектов и характеризуются возможностью их формализованного решения. Частично количественные методы применяют при решении экономических задач (без учета человеческого фактора), например разработаны алгоритмы и программы формирования показателей бизнес-плана, планирования деятельности объектов и других экономических расчетов.

Проблемы второй группы – самые распространенные в социальных объектах управления. Решение их требует новых подходов, озарения и интуиции.

Для решения проблем третьего вида требуется привлечение экспертов (коллективного разума).

Поисковые УР основаны на анализе состояния управляемого объекта, выявлении скрытых резервов развития и задействования этих резервов путём разработки целевых программ, комплекса мероприятий. Они связаны также с анализом внешней среды, прежде всего сегментов потребительского рынка, и выявлением свободных ниш, изучением конкурентных преимуществ и в целом разработкой мер повышения конкурентоспособности объекта управления [государства, региона, муниципального образования, отдельных экономических субъектов на территории объекта управления (домашних хозяйств, частнопредпринимательской сферы бизнеса, государственных и муниципальных предприятий)].

Оптимальным считается решение, которое с позиции количественных методов дает наилучший результат из множества возможных.

Рациональным решением считается УР, принятое на основе здравого смысла, не рассчитанное количественно, но позволяющее получить устраивающий ЛПР результат.

Эффективное УР – это такое решение, которое позволяет улучшить показатели деятельности объекта управления в конкретных условиях.

На принятие УР влияют факторы конкретной производственной ситуации, включая внутренние, внешние, экономические, социальные и др. К числу таких факторов можно отнести ограничения (ограничивающие условия), характеризующие верхние пределы ресурсов (материальных, финансовых, интеллектуальных, временных). В качестве результата, на достижение которого направляется УР, в большинстве случаев выступает цель или целевая функция – желательное состояние объекта управления в определенный отрезок времени.

Принимаемые УР оцениваются с помощью критериев – оценок, стандартов, показателей, которые должны иметь для большинства ситуаций количественное выражение.

Каждое УР затрагивает экономические, организационные, социальные, правовые, технологические и политические интересы менеджеров, компании, региона или государства. Поэтому в состав критериев для выбора наилучшего УР следует включать те, которые отражают этот набор интересов. Сами УР имеют два вида направленностей: на интересы и на цели. Общественные интересы должны иметь приоритет перед личными интересами менеджеров, участвующих в принятии УР.

Экономическая направленность УР заключается в том, что любое УР требует затрат ресурсов и направлено на достижение экономических результатов. Считается, что чем выше уровень иерархии менеджера, тем более дорогостоящим может быть принимаемое решение. Требования к качеству принимаемых решений и к самим менеджерам повышаются при движении снизу вверх по вертикали власти.

Организационная направленность УР проявляется в необходимости организации и координации работ с задействованием требуемого персонала компании на всех стадиях разработки, принятия и исполнения УР.

Социальная направленность УР состоит в его влиянии на социальную среду деятельности людей в компании, в задействовании социально-психологических методов управления для более эффективной разработки и реализации УР.

Правовая направленность УР заключается в необходимости соблюдения законодательства РФ и международных актов, уставов региона, муниципалитетов, компаний и других договорных обязательств на всех стадиях и этапах создания и реализации УР.

Технологическая направленность УР проявляется в использовании передовых технологий, новых концепций при принятии УР, а также в их воздействии на технологическую оснащенность компании, применение трудо-, материало-, энергосберегающих технологий.

Политическая направленность УР затрагивает вопросы внутренней и внешней политики, выработки стратегии действий государства, региона, муниципалитета или предприятия, организации в окружающем мире с учетом складывающейся ситуации, применяемых принципов мирного сосуществования, конкуренции и сотрудничества.

Экологическая направленность УР проявляется в применении безотходных технологий, минимизации антропогенного воздействия на экосистемы, ухудшающего их способность к самовосстановлению; выдерживании установленных нормативов на предельно допустимые выбросы вредных веществ в окружающую среду [предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ].

Общие функции управленческих решений. Требования

к принимаемым решениям

Общие функции УР для этапов подготовки и реализации отражены в табл. 3   

Таблица 3

Состав общих функций (процедур) УР

Этап подготовки УР

Этап реализации УР

1. Информационная подготовка необходимых данных

1. Информирование заинтересованных лиц о начале реализации УР

2. Разработка вариантов (альтернатив) УР

2. Согласование с исполнителями и заказчиком процесса реализации УР

3. Согласование вариантов УР со всеми необходимыми специалистами

3. Утверждение заказчиком порядка реализации УР

4. Выбор одного варианта – принятие решения

4. Организация выполнения УР

5. Утверждение УР вышестоящим руководителем

5. Контроль промежуточных и окончательных результатов реализации УР

Принимаемые УР должны отвечать следующим основным требованиям:

  1.  Соответствие действующему законодательству.
  2.  Своевременность.
  3.  Целевая направленность и адресность.
  4.  Выполнимость, т.е. реальность.
  5.  Согласованность с ранее реализованными УР.
  6.  Установление по возможности количественных показателей контроля выполнения УР.
  7.  Обладание полномочиями ЛПР (правами и ответственностью) по принятию и реализации УР.
  8.  Учет и нейтрализация отрицательных последствий УР в различных сферах деятельности объекта управления.
  9.  Обоснование допустимой вероятности (более 70 %) положительного результата УР.
  10. Эффективность и качество УР.

К нарушениям законодательства можно отнести и оплату труда работников в частных фирмах по двум ведомостям, одна из которых скрывается от налогообложения (единого социального налога). В качестве УР по ликвидации такой ситуации экономистами предлагается отмена ЕСН и замена его налогом на выручку предприятия в размере 3 – 4 % с отнесением этого налога на себестоимость продукции. Проведены актуарные расчеты, показывающие, что по величине это будут эквивалентные суммы и бюджет не пострадает.

В качестве ещё одного примера уклонения от налогов можно назвать самозанятость населения с выполнением в домашних хозяйствах части платных услуг на продажу, но без регистрации индивидуальной трудовой деятельности.

Как в нашей стране, так и за рубежом к сферам развития самозанятости относят в первую очередь сельское хозяйство, услуги, торговлю, строительство.

Переходя на более детальный уровень и учитывая специфику обстановки в стране, к самозанятости целесообразно относить следующие виды деятельности, осуществляемые на уровне функций домашних хозяйств населения, кооперативов и семейный предприятий малого бизнеса:

  1.  работу горожан в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ), включая ЛПХ в составе садовых и огородных кооперативов и товариществ;
  2.  ведение крестьянских приусадебных хозяйств с производством продукции для собственного потребления и реализации с целью получения денежного дохода;
  3.  ведение фермерских хозяйств;
  4.  индивидуально-трудовую деятельность (ИТД) несельскохозяйственного характера для обеспечения внутренних нужд домашнего хозяйства;
  5.  ИТД и предпринимательскую производственную деятельность несельскохозяйственного характера в составе небольших коллективов с реализацией произведённой продукции и получением денежного дохода (включая строительство дач, хозяйственных построек, индивидуальных гаражей и т.п.);
  6.  оказание платных услуг населению на индивидуальной основе, в составе небольших коллективов и некорпоративных предприятий малого бизнеса (включая разного вида ремонтные и ремонтно-строительные работы);
  7.  создание и ведение предприятий семейного бизнеса (столовых, закусочных, прачечных и т.п.);
  8.  ведение мелкой розничной самодеятельной торговли;
  9.  традиционные домашние работы и самоуслуги, то есть такие виды услуг, которые выполняются членами домашнего хозяйства и потребляются внутри него, но которые могли бы быть оказаны и внешними организациями в качестве платных (в настоящее время эти виды деятельности не учитываются официальной статистикой).

Требование важности своевременности принятия и реализации УР прокомментируем высказыванием известного римского философа Л. Сенеки: «Величие некоторых дел состоит не столько в их размерах, сколько в своевременности».

Остальные требования к УР будут поясняться по ходу изложения материала и в практической части пособия.

Типология и классификация управленческих решений

В связи с обширностью вопросов социальной сферы, включающей в себя техническую, экономическую и политическую деятельности человека, принимаемые в них УР требуется разделять по определенным типам (в зависимости от характера принятия решений ЛПР) и классам (в зависимости от направленности УР на конкретный вид деятельности и других признаков классификации). В теории менеджмента выделяют следующие типы УР:

  1. запрограммированные, которые разрабатываются на основе математических закономерностей;
  2. незапрограммированные, к которым не следует применять строгие математические методы ввиду наличия факторов непредсказуемости и неопределенности;
  3. компромиссные УР, затрагивающие интересы нескольких сторон (ЛПР, коллективов, организаций, регионов, государств) и разрабатываемые представителями этих сторон с позиции учета взаимных интересов и нахождения консенсуса (УР, устраивающие с некоторыми потерями все стороны);
  4. интуитивные УР, принимаемые на основе озарения, интуиции, «шестого чувства»;
  5. УР, основанные на суждениях (здравом смысле, опыте, статистике, логике рассуждений);
  6. рациональные УР, принятие которых основано на определенном алгоритме последовательно выполняемых этапов; использовании системного подхода, анализе предварительно отобранных альтернатив возможных решений и выборе наиболее подходящей для данной конкретной ситуации альтернативы.

Классификация УР проводится по следующим основным признакам.

Функциональная направленность. Различают УР в сфере действия общих, связующих и частных (специфических) функций управления. Общие функции управления любым социальным объектом следующие: планирование, организация, мотивация, контроль. Связующие функции управления – это коммуникации и принятие решений. Частные функции управления определяются спецификой объекта управления. Для производственного предприятия (государственного и муниципального) могут рассматриваться следующие функции: 1) технико-экономическое планирование; 2) оперативное управление основным производством; 3) техническая подготовка производства; 4) управление персоналом; 5) управление трудом и заработной платой; 6) управление материально-техническим обеспечением; 7) сбыт-маркетинг; 8) логистика (управление транспортно-складскими операциями по товародвижению); 9) оперативное управление вспомогательным производством; 10) управление качеством продукции; 11) управление финансово-бухгалтерской деятельностью; 12) управление развитием предприятия (инвестиционный и инновационный  менеджмент).

Для муниципального образования в качестве специфичных функций могут рассматриваться: а) управление системами жизнеобеспечения (теплом, электроэнергией, водой, газом, общественным транспортом и др.); б) контроль за экологией окружающей среды; в) управление социальной сферой (образование, здравоохранение, социальная защита); г) управление жилищно-коммунальным хозяйством; д) управление муниципальными предприятиями; е) управление коммуникациями (дороги, связь, радио, телекоммуникации, информационные сети); ж) контроль и регулирование деятельности предприятий всех форм собственности, размещенных на территории муниципального образования; з) управление экономикой и финансами муниципального образования.

Для субъекта Федерации (региона) в качестве специфичных функций менеджмента выделяют (на примере Омской области):

а) координацию деятельности всех муниципальных образований, входящих в состав субъекта Федерации, распределение полномочий между разными уровнями и ветвями власти, организацию внешнеэкономической и межрегиональной деятельности;

б) координацию деятельности комитетов: по безопасности, по делам государственной службы, Управления внутренних дел, Главного управления здравоохранения, по фармацевтической деятельности и производству лекарств, Министерства юстиции РФ, Омского областного военного комиссариата, Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Омского пограничного отряда; Областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и др.;

в) вопросы стратегии развития экономики Омской области, инвестиционной политики, рынка ценных бумаг, управления собственностью, реализации программы приватизации, антимонопольной политики и поддержки новых экономических структур;

г) вопросы промышленности, конверсии, газификации и водоснабжения, лесопромышленного комплекса, энергетики, архитектуры и строительства, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды, экологии и безопасности промышленных объектов, обеспечения топливом населения и котельных, развития групповых водопроводов;

д) вопросы агропромышленного комплекса, аграрной и земельной реформы, мелиорации и водного хозяйства, переработки сельхозпродукции, продовольственной политики, развития пчеловодства, садоводства и огородничества, взаимодействия с организациями города и села по вопросам сельскохозяйственного производства;

е) вопросы развития региональной экономики, экономических реформ, банковского и страхового дела, рационального использования природных и материальных ресурсов, развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, разработки прогнозов, нормативов, федеральных и региональных программ социально-экономического развития Омской области, вопросы лёгкой и пищевой промышленности, торговли и сферы услуг;

ж) вопросы управления государственной собственностью с координацией деятельности Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Омской области, всех государственных предприятий и учреждений;

з) вопросы финансовой и кредитной политики, формирования и исполнения бюджета, заключения кредитных договоров, договоров займов, поручительств, соглашений и др., инвентаризации средств федерального бюджета, взаимодействия с федеральными органами и муниципалитетами в сфере межбюджетных отношений;

и) вопросы социальной политики, разработки региональных программ, прогнозов и нормативов социального развития Омской области, народонаселения, общего и профессионального образования, науки и высшей школы, культуры, физической культуры и спорта, системы социальной защиты населения, пенсионного обеспечения, труда и занятости;

к) вопросы информационно-аналитического обеспечения деятельности администрации Омской области и взаимодействия со средствами массовой информации, вопросы информатики, молодёжной политики и туризма;

л) вопросы государственной политики в сфере национальных отношений, взаимодействия с религиозными конфессиями, общественными объединениями, осуществления связей с российскими и зарубежными национально-культурными и другими общественными формированиями, координации деятельности Комиссии по правам человека.

Организация разработки. Различают индивидуальные, коллегиальные, коллективные и корпоративные УР. Соответственно для них потребуются различные методы организации разработки и реализации решений.

Обеспечение управления. Различают следующие обеспечивающие подсистемы управления объектом социальной сферы: а) организационно-правовое и методическое обеспечение; б) информационное обеспечение; в) техническое обеспечение; г) программное обеспечение; д) ресурсное обеспечение. По каждому из этих обеспечивающих функционирование системы управления направлений требуется разработка и реализация УР. Также можно провести параллель по отнесению всех этих обеспечивающих компонентов на само УР.

Время действия. По этому признаку выделяют стратегические, тактические, оперативные УР. Естественно, что для УР с разным временным лагом предъявляются различные требования по времени и трудозатратам на разработку. Оперативные УР требуют быстроты реакции и наименьшей трудоемкости для их разработки.

Причины, вызывающие необходимость УР. По этому признаку различают: а) ситуационные УР, обусловленные созданием нежелательной (конфликтной) ситуации на объекте управления по какой-либо из функций управления, что требует принятия решения по ее устранению; б) по предписанию вышестоящего руководства, которое намечает новые задачи или более жесткие сроки исполнения ранее выданных заданий. И то, и другое указания требуют пересмотра ранее принятых решений, их корректировки с учетом изменения планов руководства; в) программные причины вызывают необходимость принятия УР как для разработки самой программы действий, так и в случаях отклонений от хода ее выполнения; г) инициативные причины характеризуют настрой ЛПР на разработку УР по наилучшему использованию имеющихся возможностей на объекте управления (недоиспользованных производственных мощностей, остатков материальных, финансовых и др. видов ресурсов).

По числу критериев, оценивающих качество управления, принимаемые УР делятся на однокритериальные и многокритериальные. Критерии используются для оценки возможных альтернатив решения с целью выбора наилучшего в данных условиях. Более качественный выбор может быть произведен при многокритериальном (многостороннем) подходе. Поэтому многокритериальные УР на практике наиболее распространены, хотя в теории принятия решений глубоко разработан математический аппарат принятия однокритериальных решений.

По прогнозируемости результатов реализации УР делятся на две разновидности: с определенным результатом, рассчитанным на стадии разработки и принятия УР (это характерно для запрограммированных решений) и с вероятностным исходом, что характерно для объектов с частичной или полной неопределенностью или непредсказуемостью параметров или звеньев объекта.

Факторы внутренней и внешней среды, влияющие на

характер управленческих решений

Внутренняя среда организации, в качестве которой рассматривается политико-экономическая и социотехническая система (ПЭСТС), характеризуется наличием следующих переменных, параметров, факторов воздействия на процесс принятия и определяющих характер УР:

  1.  внутренние переменные: политика, цели, структура, задачи, технология, люди, экономика;
  2.  специализированное разделение труда: горизонтальное и вертикальное, с отделением работы по координации (необходимости организации совместной работы исполнителей) от непосредственного выполнения заданий;
  3.  объём руководства определяется устанавливаемой на каждом уровне иерархии системы менеджмента  нормой управляемости и определяет сферу контроля, вместе с тем принятия УР и ответственности за результаты реализации УР.

Цели системы вырабатываются субъектом управления, и для многих систем характерным признаком является  разнообразие и дальнейшая декомпозиция на частные цели структурных подразделений с построением дерева целей. Субъективность целей системы, обусловленная социально-психологическими факторами, приводит к противоречиям между разнонаправленными и зачастую не совпадающими интересами: общества, коллектива организации и менеджера. Дискреционное поведение менеджеров (т.е. поведение, направленное на достижение собственных целей в ущерб общественным или корпоративным) в качестве результата имеет цели и УР с негативными последствиями для системы.  

Структура системы представляется многообразием ее видов (производственной, функциональной, организационной, информационной, технической, эргономической, экологической, нормативно-правовой и т.д.) и определенным назначением каждого вида структуры.

Задачи менеджмента характеризуются тремя разновидностями: а) работой с людьми; б) работой с предметами; в) работой с информацией и двумя параметрами: частотой повторения задачи и временем выполнения.

Технология – это средство преобразования сырья (материалов, информации и т.п.) в полезные продукты и услуги. Компонентами технологий являются машины, оборудование и сырьё. Технологии классифицируются по типу производства (дискретное или непрерывное, единичное, серийное, массовое); по виду работ (многозвенные, посреднические, образовательные, интенсивные и экстенсивные технологии и т.п.).

В ситуационном подходе к менеджменту учитываются три основных аспекта человеческого фактора:

а) поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя;

б) функционирование менеджера в роли лидера;

в) его влияние на поведение отдельных людей и групп.

Наличие людей в системе усложняет процесс разработки управленческих решений, т.к. люди одновременно выступают и в роли субъектов управления (менеджеры системы), и в роли объектов управления, при этом их поведение зачастую непредсказуемо и не поддаётся формальному описанию.

Поведенческий подход в менеджменте основан на бихевиоризме – науке, изучающей поведение людей в различных ситуациях их профессиональной и бытовой деятельности. Совершенствование производственных, информационных и управленческих технологий, а также глобальная переоценка индивидуальных и общечеловеческих ценностей позволили наиболее близко подойти к решению центральной проблемы человечества: преодолению противоречия между человеком и организацией. Сила организации прежде всего в человеческом капитале, а учёт человеческого фактора выходит на первый план при разработке, принятии и реализации УР. Социально-психологические и поведенческие аспекты будут рассмотрены ниже.

Организациям государственного и муниципального уровней управления свойственно заниматься политическими вопросами. Политика (греч. politika) – государственные дела, сфера деятельности, связанная с отношениями между политическими партиями, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти; участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности. Любая проблема приобретает политический характер, если её решение связано с интересами населения, партий, представляющих его отдельные организованные социальные группы, с проблемой власти. Политика есть самое «концентрированное выражение экономики» (В.И. Ленин). Вместе с тем политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и др. сферы общества. Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, регионов, муниципалитетов (экономическая, социальная, культурная, техническая политика, политика занятости и др.). Внешняя политика направлена на обеспечение комфортабельных связей с соседними государствами (регионами, муниципалитетами) и тесно связана с внешнеэкономической деятельностью .

Экономическая деятельность в большей мере относится к сфере государственных, муниципальных предприятий, а достижение высоких экономических показателей определяет эффективность принимаемых УР и в целом высокий уровень качества менеджмента. Экономические вопросы, которые приходится решать властным структурам, связаны с косвенным регулированием экономической деятельности самостоятельно хозяйствующих субъектов (через налоговую, бюджетную систему, Гражданский, Трудовой, Административный, Налоговый, Бюджетный кодексы и т.д., в целом через законодательную и судебную ветви власти). Прямое экономическое управление государственные, региональные и муниципальные органы власти осуществляют экономическими объектами государственной и муниципальной собственности, объектами социальной инфраструктуры, системами жизнеобеспечения населения, при этом главным механизмом экономического воздействия становится бюджетирование.

Сами эти объекты управления составляют внешнюю среду, которая оказывает существенное влияние на содержание принимаемых УР. В общем контексте с позиции ЛПР государственного или муниципального предприятия к внешней среде относятся: партнёры (заёмщики, кредиторы, поставщики, потребители); клиенты (прямые, косвенные, потенциальные); конкуренты (добросовестные, агрессивные и выжидающие); контролирующие организации (инспекции, комиссии, фонды). С позиции ЛПР системы (включающей как предприятия, так и органы власти различных уровней) к внешней среде относят: заинтересованных физических и юридических лиц; финансово-кредитные учреждения (банки, фонды, трастовые компании); общественность (партии, объединения, союзы, общества); законодательную базу в соответствующей области деятельности; ближайшее окружение ЛПР (семья, как надёжный тыл, требует в некоторых житейских ситуациях отвлечения ЛПР от производственных забот, что, несомненно, имеет определённое влияние на качество и своевременность принимаемых УР). В большой мере на властные структуры (государственные и региональные органы управления) влияют такие факторы внешней среды, как система ценностей и их приоритеты в обществе; обычаи местного и международного делового оборота; взаимоотношения с соседними регионами и государствами; политическая обстановка в стране и мире; экономическая обстановка в отраслях народного хозяйства в стране и мире; социальная и экологическая ответственность (гуманитарная ответственность за отрицательные последствия реализованных управленческих решений, т.е. за ущерб, причиненный людям или природе); природные катаклизмы, как форс-мажорные, так и характерные природные аномалии; народные волнения; криминализация обстановки в стране, отдельных регионах, включая коррупцию, рэкет, лоббизм, насилие и грабёж.

К основным свойствам внешней среды относятся объемность, сложность и подвижность, неопределенность и коммуникабельность (уровень отношений между системой и внешней средой).

Неопределённость и динамика внешней среды придают повышенную степень риска принимаемым УР, увеличивая стохастичность (вероятностный характер) реализации УР.

В качестве примера воздействия внешней среды можно привести применение различных политтехнологий при проведении избирательных кампаний. Анализ факторов внутренней и внешней среды объекта менеджмента представляет собой сложную задачу, методы решения которой изучаются в отдельной дисциплине «Исследование социально-экономических  и политических процессов».

Формы разработки и реализации управленческих решений

В зависимости от условий разработки и реализации УР могут использоваться различные формы разработки: указ, закон, бюджет, приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение, план, баланс, контракт, оферта, акцепт, положение, правила, модель, программа, концепция.

Указ – решение главы государства, утвержденное парламентом. Например, Указ Президента РФ, утверждённый Думой РФ. Указ имеет силу закона.

Указание – решение, носящее методический, технологический характер. Указание реализуется в форме наставления или разъяснения.

Закон – решение высшей государственной власти, носящее общеобязательный и непреложный характер. Например, Конституция страны, Закон о несостоятельности (банкротстве), Закон об акционерных обществах.

Бюджет – основной годовой финансовый документ (государства, региона, муниципального образования). Имеет две части: доходы и расходы. Превышение расходов над доходами создаёт ситуацию дефицита бюджета, которая может покрываться за счёт государственного (регионального, муниципального) займа с компенсацией в последующем периоде. Ситуация превышения доходной части (профицит бюджета) определяет возможности использования части средств на какие-либо нужды либо создания резервного фонда на следующий финансовый год.

Акт – решение широкого круга государственных и общественных организаций. Например, акт о передаче чего-либо в собственность. Акт может быть международным.

Приказ (письменный или устный) – это решение руководителя, облеченного властью в организации или крупном ее подразделении. Приказ обязателен для исполнения его подчиненными и может готовиться по вопросам, входящим в компетенцию руководителя. Это нормативный документ, который должен храниться в архиве; он может быть обжалован в более высоких управленческих инстанциях или в суде.

Распоряжение – это решение руководителя, не наделенного административными функциями. Распоряжение обычно касается вопросов технологии, организации труда и техники безопасности. Оно обязательно для исполнения непосредственными подчиненными руководителя. Обжаловать распоряжение можно у линейного руководителя данного подразделения или организации.

Протокол – решение об отражении каких-либо событий, обстоятельств, правил. Например, протокол прошедшего собрания, дипломатический протокол.

Инструкция – решение, устанавливающее порядок и способ выполнения каких-либо действий. Например, инструкция по составлению бизнес-плана, инструкция по работе с персоналом, должностная инструкция руководителя департамента по делам науки и образования региона.

Договор – решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств в коммерческих и некоммерческих сферах деятельности. Например, договор о портфельных инвестициях, договор кооперации с зарубежным производителем, учредительный договор о создании компании.

Соглашение – решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для какой-либо деятельности. Например, соглашение о намерениях, соглашение между РФ и США об избежании двойного налогообложения, соглашение о разделе рынков сбыта, соглашение о квотах на экспорт нефти странами ОПЕК.

План – решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации. Например, бизнес-план, план мероприятий по реформированию и реструктуризации компании.

Баланс – отчётный бухгалтерский документ за квартал и год, отражающий все задействованные финансовые средства организации (актив баланса) и их направленность на конкретные нужды (пассив баланса). В балансе отражается дебиторская задолженность других предприятий организации и полученные кредиты (кредиторская задолженность).

Контрактрешение, обычно коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств. Контракт является подвидом соглашения. Например, контракт на поставку компьютеров, контракт с госслужащим, оговаривающий условия и характер трудовой деятельности, контракт купли-продажи.

Оферта – решение, обычно коммерческого характера, о предложении конкретному (любому) лицу заключить сделку на указанных условиях. Оферта является одной стороной контракта. Например, оферта на оптовые закупки холодильников марки ЗИЛ, оферта на оптовую продажу маргарина.

Акцепт – решение о приеме предложения о заключении сделки на предложенных в оферте условиях. Акцепт – это вторая сторона контракта, оферта и акцепт составляют контракт.

Положение – решение, представляющее собой набор законов, правил и инструкций, регламентирующих какую-либо деятельность. Например, положение о главном инженере, положение об отделе стандартизации и нормализации, положение об отделе внешних отношений, положение о департаменте экономики мэрии города.

Правиларешение, учитывающее традиции организации и представляющее набор предлагаемых для исполнения устоявшихся норм поведения и деятельности определенных групп работников. Например, правила внутреннего распорядка, правила дорожного движения, правила Международного морского комитета для электронных коносаментов.

Модель какого-либо процесса или явления – решение, включающее набор определенных элементов и связей, который с заданной точностью воспроизводит реакции реального процесса или явления на входные воздействия. Например, модель завода включает:

  1.   справочные данные (например, полные данные о потенциальных поставщиках и их продукции);
  2.   имитационную модель организации;
  3.   методики экономического расчета и прогнозирования;
  4.   информацию о решениях в аналогичных ситуациях других организаций и реально полученных при этом результатах;
  5.   набор законодательных актов и др.

Программа – план мероприятий, действий, имеющий определённую целевую направленность, подтверждённый необходимыми объёмами ресурсов всех видов. Различают федеральные целевые программы (ФЦП) с финансированием из федерального бюджета, например ФЦП «Жилище» на 2003 – 2006 гг., на региональные целевые программы (РЦП) с преимущественным финансированием из бюджета региона, с привлечением в виде субвенций и трансфертов части средств федерального бюджета, с обязательным согласованием с федеральным центром; муниципальные целевые программы (МЦП) с обеспечением трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами из бюджета местного самоуправления, с частичным привлечением средств региона по согласованию с региональной властью.

Концепция – документ, отражающий стратегические направления развития региона, города; каких-либо определяющих на определённый промежуток времени видов деятельности государства (напр., Концепция промышленной политики РФ на 2003 – 2010 гг.; Концепция сближения уровней жизни городского и сельского населения РФ и др.).

Формы реализации – это деловая беседа, предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, личный пример, обучение, совет, деловые игры (тренинги), совещания, заседания, отчёт, деловое слово, конкретное выполнение поручения (УР).

Предписание – официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.

Деловая беседа – специально организованная руководителем встреча с подчиненным, группой подчиненных или приглашенными специалистами для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для компании.

Убеждениеделовая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненного требуемых прочных взглядов или понятий по содержанию УР для его выполнения (например, убеждение в необходимости соблюдения техники безопасности на рабочем месте, убеждение в необходимости использования современных информационных технологий при РУР).

Разъяснение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятными суть и содержание УР.

Принуждение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить УР путем угроз или повышенного вознаграждения.

Наставление – деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения УР.

Сообщениеделовая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения УР.

Личный пример – действия руководителя в среде подчиненных по заранее подготовленному сценарию для развития у них эффекта подражания авторитетам в технике выполнения УР.

Обучение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения УР.

Советделовая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами по способам выполнения УР. Совет не является обязательным для исполнения подчиненным.

Деловая игра (тренинг) – специально организованная интенсивная деятельность работников по разработке и реализации УР на основе имитационных моделей реальных процессов. В процессе деловой игры закрепляются навыки РУР многократным повторением однотипных ситуаций, методов и технологий РУР.

Совещания – коллективные деловые беседы, проводимые руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач, использования коллективного разума, обмена информацией и накопленным опытом для выполнения важных УР.

Заседания – узкопрофессиональные совещания для решения в основном организационных вопросов (например, заседание коллегии; заседание президиума и т.д.).

Отчет – решение специалиста о результатах индивидуальной или коллективной проделанной работы по выполнению УР. Отчет может быть письменным и устным.

Деловое слово – твердое решение руководителя, данное подчиненному в устной форме, подкрепленное авторитетом руководителя как среди подчиненных, так и среди вышестоящего руководства.

Конкретное выполнение поручения, выражающего суть УР, заключается в непосредственной работе, суть которой уже объяснена руководителем подчинённому, и охватывает всё многообразие как коллективных, так и индивидуальных форм труда, видов трудовой деятельности, профессионально-квалифицированного разделения труда.

В качестве примера рассмотрим только одну форму реализации УР – деловую беседу. В деловой беседе принимают участие, с одной стороны, руководитель или команда специалистов, с другой – потенциальный исполнитель или группа исполнителей. Деловая беседа включает шесть этапов:

  1.  создание взаимно заинтересованной обстановки беседы;
  2.  согласование основных целевых установок будущего задания;
  3.  ознакомление исполнителей с необходимой информацией;
  4.  обоснование задания и аргументирование неясных положений;
  5.  корректировка задания с учетом предложений исполнителя;
  6.  принятие окончательного решения.

Д. Карнеги рекомендует для эффективного проведения деловой беседы соблюдать следующие принципы:

  1.  внимательно выслушивайте собеседника до конца – это не только знак внимания, но и профессиональная необходимость;
  2.  избегайте недоразумений и неверных толкований;
  3.  изложение должно быть ясным, наглядным, систематизированным, сжатым, простым и понятным;
  4.  уважайте личность собеседника;
  5.  будьте вежливыми, дружелюбными и дипломатичными;
  6.  любыми способами постарайтесь облегчить собеседнику восприятие ваших предложений как не навязанных ему.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81904. Проблемы оптимизации соотношения централизации и децентрализации в структуре органов управления фирмы 39.29 KB
  Быстрая разработка и принятие решений адекватно отражающих реальную ситуацию максимальное использование опыта и знаний персонала более простое управление менее бюрократизированное. децентрализации: узость и тактический характер решений слабый учет или даже игнорирование в принимаемых решениях интересов других участников управления и организации в целом вследствие обособленности процесса их выработки. Таким образом появляется проблема оптимизации соотношения централизации и децентрализации проблема поиска золотой...
81905. Мотивация в менеджменте 41.86 KB
  Материальная мотивация стремление к достатку более высокому уровню жизни зависит от уровня личного дохода его структуры дифференциации доходов в организации и обществе действенности системы материальных стимулов применяемых в организации. Трудовая мотивация порождается непосредственно работой ее содержанием условиями организацией трудового процесса режимом труда. Это внутренняя мотивация человека совокупность его внутренних движущих сил поведения связанных с работой как таковой. Статусная мотивация является внутренней движущей...
81906. Эволюция подходов к мотивации в рамках научных школ управления 40.55 KB
  На основании анализа и сопоставления существующих подходов можно выделить следующие концепции мотивации в рамках которых происходила исторически оправданная эволюция понятий мотивации: традиционный подход основывающийся на использовании метода кнута и пряника и рассматривающий модели поведения человека работника: верующий человек экономический человек и механистический человек ; подход с позиций человеческих отношений основывающийся на использовании в управлении методов психологии и рассматривающий модели поведения человека ...
81907. Основные подходы к мотивации труда, используемые в менеджменте 41.1 KB
  Концепция верующего человека относится к периоду капитализма первоначального накопления состоит в том что в соответствии с духом протестантской этики при помощи веры обосновывалось поддерживалось и оправдывалось приумножение капитала честным путем как самоцель. Концепцию верующего человека в XIX в. сменила концепция экономического человека которая в упрощенном виде сводилась к тому что если работнику платить больше за сделанную работу он...
81908. Содержательные теории мотивации 41.35 KB
  К ним относятся теория иерархии потребностей А. Маслоу теория приобретенных потребностей МакКлелланда двухфакторная теория Герцберга и некоторые другие. Что касается вторичных потребностей высших уровней мотивации то несмотря на различия в формулировках все три автора содержательных теорий сходились во мнении что они активно воздействуют на поведение человека. Основными недостатками данной группы теорий является то что в реальной жизни проявление потребностей не осуществляется в строгой иерархической последовательности а является...
81910. Мотивационная теория подкрепления 40.74 KB
  Теория подкрепления исходит из того что у любого действия или поведения есть последствия: негативные и позитивные. При этом люди повторяют поведение которое приносило удовольствие было позитивно подкреплено и избегают поведения которое доставило им неприятности. Подкрепление определяется как любые действия которые вызывают повторение или напротив подавление определенных образцов поведения. Позитивное подкрепление представляет собой вознаграждение желательного для руководства организации поведения с целью формирования или закрепление у...
81911. Контроль как функция менеджмента 41.93 KB
  Существует три аспекта управленческого контроля: установление стандартов точное определение целей которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Необходимость контроля обусловлена следующими обстоятельствами: потребностью организации процесса производства в соответствии с имеющимися резервами и ресурсами; требованиями потребителей к качеству стандарту и сертификации выпускаемой продукции; изменяющимися внутренними и внешними условиями производства необходимостью выявления тенденций меняющегося спроса и предложения...