31103

Собственность, выбор, конкуренция

Лекция

Макроэкономика

Собственность и хозяйствование Собственность – это общественная форма присвоения факторов и результатов производства. Основополагающую роль играют отношения собственности на факторы производства. Экономическое содержание собственности на факторы производства – это способ их соединения который может быть прямым или опосредованным отношениями найма. Особая важность экономической категории собственности определяется тем что: собственность является основой всей системы экономических отношений; от отношений собственности зависит положение...

Русский

2013-08-25

97.5 KB

41 чел.

Лекция 2. Собственность, выбор, конкуренция

2.1. Собственность и хозяйствование

Собственность – это общественная форма присвоения факторов и результатов производства. Основополагающую роль играют отношения собственности на факторы производства.

Экономическое содержание собственности на факторы производства – это способ их соединения, который может быть прямым или опосредованным отношениями найма.

Отношения собственности – это одновременно и присвоение, и отчуждение, исключительное право пользования. Формой реализации собственности выступают присвоение дохода и участие в управлении объектом собственности.

Особая важность экономической категории собственности определяется тем, что:

  •  собственность является основой всей системы экономических отношений;
  •  от отношений собственности зависит положение различных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства;
  •  собственность есть результат исторического развития, причем главной движущей силой изменения отношений собственности является развитие производительных сил.

В рамках каждой экономической системы есть специфическая для неё форма собственности. Переход от одних господствующих форм собственности к другим может идти эволюционным и революционным путем.

Экономические отношения собственности реализуются в правовых формах. Последние определяют отношения субъектов собственности к объектам собственности. Правоотношения собственности включает в себя правовые нормы, определяющие права (правомочия) собственника, имущественную ответственность собственника и защищающие его права. В праве исторически сложилась триада правомочий собственника, включающего его права по собственному усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Владение – это фактическое обладание имуществом, без чего все остальные права собственности не могут быть реализованы. Пользование означает процесс извлечения полезных свойств имущества (это то, что экономист обозначает категорией присвоения).

Распоряжение – действия, связанные с отчуждением имущества от его владельца (продажа, дарение, обмен, передача по наследству, залог, сдача в аренду и т.п.).

Указанные права могут перераспределятся между различными субъектами.

Экономические формы собственности различают по формам присвоения дохода:

  •  частное присвоение – индивидуальная частная собственность;
  •  групповое (коллективное) закрытое присвоение – совместная (партнерская, кооперативная, долевая) собственность;
  •  групповое открытое присвоение – корпоративная собственность;
  •  присвоение в интересах общества –  государственная собственность (федеральная, субъектов федерации, муниципальная).

Собственность отражает возможности субъекта по использованию её объекта, хозяйствование – это процесс использования. В экономике различают два вида хозяйственных процессов: производство и потребление благ. В результате потребления блага утрачиваются, в результате производства появляются новые блага.

2.2. Теория «пучка» прав собственности

У истоков теории прав собственности стояли известные американские экономисты Р. Коуз и А. Алчиан, в дальнейшей разработке и использовании этой теории принимали участие Д. Норт, О. Познер, Г. Демеец и др. Своеобразие подхода авторов к трактовке собственности состоит в следующем.Во-первых, в своих исследованиях они используют термин «право собственности» по его использованию. «Пучок прав» состоит из одиннадцати элементов. Следует подчеркнуть, что права собственности понимаются как санкционированные обществом поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования.

Вторая отличительная черта прав собственности заключается в том, что феномен собственности выводится в ней из проблемы относительной редкости, или ограниченности ресурсов. Центральным моментом отношений собственности становится их исключающий характер. Отношения собственности – это система исключений из доступа к ресурсам. С точки зрения авторов теории прав собственности исключить других из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать права собственности на них. Смысл и цель спецификации состоит в том, чтобы создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу.

2.3. Приватизация в РФ

Приватизация – это преобразование государственной собственности в частную.

Целями приватизации могут быть:

  •  создание слоя частных собственников;
  •  аккумулирование средств в госбюджет;
  •  повышение эффективности  экономики.

Способы приватизации в РФ:

  •  продажа госимущества и пакетов АО на аукционе;
  •  продажа по коммерческому конкурсу;
  •  продажа акций работникам;
  •  аренда с последующим выкупом.

Главный недостаток российской приватизации состоит в том, что не был поставлен, а потому и не решен вопрос о структурной перестройке предприятий и привлечении инвестиций.

2.4. Выбор оптимальных решений

Принятие любого экономического решения экономическими субъектами должен быть рациональным. Экономика функционирует при наличии двух взаимосвязанных ограничениях: экономические блага редки, потребности безграничны. Необходимо эффективно использовать ресурсы для максимального удовлетворения потребностей. Возникает проблема выбора между вариантами использования ресурсов, технологиями их использования. Наилучшим вариантом будет тот, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах. Необходимо выбрать тот вариант который может принести максимальную выгоду (результат). Эффективность означает отсутствие потерь. Экономика работает эффективно, если она не может произвести дополнительное благо, не снижая при этом производство другого блага.

2.5. Конкуренция и её формы

Конкуренцияэто соперничество между участниками рыночной экономики за право наилучшего применения имеющихся у них ресурсов, за получение максимума выгоды.

Конкуренция – это форма функционирования рыночных отношений.

Конкуренция существует в двух формах: совершенная и несовершенная.

Условия совершенной конкуренции:

  •  неограниченное количество продавцов и покупателей;
  •  свободное ценообразование;
  •  свободный вход в отрасль и выход фирм из отрасли, то есть отсутствие барьеров для перемещения капиталов;
  •  на рынке продается стандартный, однородный товар.

Если на рынке не соблюдается хотя бы одно условие, то имеет место несовершенная конкуренция. Она проявляется как чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Чистая монополия существует, если на рынке господствует один продавец. Господство проявляется в абсолютном контроле над ценами. Вхождению других фирм препятствуют  барьеры.

Олигополитический рынок предполагает функционирование на нем некоторых крупных фирм. Контроль над ценами здесь ограничен.

Монополистическая конкуренция сочетает в себе значительную конкуренцию с небольшой монопольной властью. На рынке функционирует относительно большое число фирм (более 20) и продается дифференцированная продукция.

2.6. Экономические блага

2.6.1. Классификация благ

Благо – это средство удовлетворения потребности.

Неоклассическая теория разделяет блага на экономические и неэкономические. Разделение связано с понятием редкости благ: неэкономические блага имеются в неограниченном количестве, экономические – редкие блага. Товары – это экономические блага, предназначенные для обмена.

Блага обладают стоимостью (ценностью). Согласно марксистской теории стоимость блага определяется затратами труда, необходимыми для его производства. Согласно неоклассической теории, ценность блага зависит от его редкости, от интенсивности потребности в нем и количества данного блага.

Блага классифицируются следующим образом:

  •  долговременные (длительного пользования);
  •  блага разового потребления (продукты питания);
  •  взаимозаменяемые (субституты). Взаимозаменяемость – это свойство благ (ресурсов) удовлетворять потребности вместо других благ (ресурсов).Взаимозаменяемость может быть полной и частичной;
  •  взаимодополняемые (комплименты). Взаимодополняемость благ (ресурсов)это свойство благ (ресурсов) удовлетворять потребность лишь в комплексе друг с другом. Взаимодополняемость может быть полной и частичной;
  •  настоящие;
  •  будущие;
  •  прямые (потребительские);
  •  косвенные (производственные, инвестиционные).

2.6.2. Экономические ресурсы

Проблемы эффективности, выбора, экономического роста

Ресурсами называют все то, что используется в производстве. По фактору редкости или ограниченности по отношению к потребности в них различают ресурсы экономические и неэкономические. При простейшей классификации ресурсы подразделяют на две группы: 1 – материальные, 2 – людские.

Ресурсы каждой из групп подразделяют на две категории соответственно: 1 – «земля» и «капитал»; 2 – «труд» и «предпринимательская способность». К категории «земля» относятся все естественные ресурсы, которые применяются в производстве: полезные ископаемые, леса, водные ресурсы, пахотные ресурсы и т. д. Их называют еще как природные ресурсы. К категории «капитал» относятся все произведенные средства производства: материалы, инструменты, машины, оборудование, фабрично-заводские здания, сооружения, транспортные средства, средства связи и т. д. Реальный или физический капитал, выступающий в роли инвестиционных ресурсов в категории «капитал» отличают от капитала финансового (денежного). Деньги, как таковые, в производстве не участвуют, а, следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом.

Материальные ресурсы подразделяются еще и по критерию их места в производстве: на «предметы труда» и «средства труда». К предметам труда относят все то, на что направлена целесообразная деятельность человека, что преобразуется. Предметы труда представлены, прежде всего, сырьем (природные ресурсы) и материалами. К средствам труда относят все то, с помощью чего осуществляется целесообразная деятельность человека и преобразуется предмет труда. Наиболее активную часть средств труда составляют орудия труда.

Единство предметов труда и средств труда отражено в категории «средства производства».

«Труд» – категория, обозначающая использование в производстве благ физических и умственных способностей человека, его «рабочей силы» как одной из специфических характеристик.

«Предпринимательская способность» (предприимчивость) – это вторая специфическая характеристика способности человека. Раскрыть ее специфику можно через взаимосвязанные функции, выполняемые предпринимателем:

–  берет на себя инициативу соединения ресурсов: земли, капитала, и труда для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом;

–  берет на себя трудную задачу принятия основных решений, которые и определяют курс деятельности предприятия (что? как?);

– это новатор, стремящийся вводить в практику, на коммерческой основе, новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса;

–  это человек, идущий на риск. Предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждением за затраченные время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыль или убытки и банкротство. Он рискует не только своим временем и деловой репутацией, но и вложенными средствами – собственными и своих компаньонов, акционеров.

Экономические ресурсы (реже их называют факторами производства) имеются в ограниченном количестве. В силу ограниченности пахотных земель, добытых полезных ископаемых, капитального оборудования и рабочей силы (рабочего времени ее использования) ограничен и объем производства благ.

Ограниченность ресурсов обусловливает принципиальную невозможность одновременного и полного удовлетворения потребностей всех людей, общества. Вне ограниченности ресурсов не было бы необходимости заботиться о наилучшем их распределении между различными целями, экономить их, повышать эффективность использования, устанавливать принципы распределения благ. Ближайшим следствием ограниченности ресурсов является конкуренция за их использование, т. е. конкуренция между альтернативными целями их применения. Например, нефть служит для получения различного вида топлива: котельного, дизельного, реактивного. При вторичной ее переработке можно получить исходные вещества для производства синтетических волокон, пластмасс, красителей, моющих средств. Поэтому другим распространенным свойством экономических ресурсов является возможность их использования по разным направлениям, т. е. для производства благ, предназначенных для удовлетворения разных потребностей.

Сопоставление двух фундаментальных фактов экономики (1 – потребности общества безграничны, 2 – материальные ресурсы ограничены) указывает на наличие в любом обществе проблемы поиска способов и направлений использования ограниченных ресурсов, обеспечивающего возможность наилучшего максимального удовлетворения потребностей общества.

Реализация такой возможности предполагает решение проблемы эффективности и проблемы выбора наилучшего из альтернативных вариантов использования экономических ресурсов.

Понятие «экономическая эффективность» охватывает проблему «затраты – выпуск», и характеризует связь между количеством ресурсов, применяемым в производстве, и количеством блага, получаемым в результате этого производства. Увеличение количества производимого блага, при данном объеме затрат экономических ресурсов, означает повышение эффективности их использования. Уменьшение объема производимых благ, при тех же затратах экономических ресурсов, указывает на снижение экономической эффективности их применения.

Проблема выбора – это проблема принятия решения о том, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться.

Чтобы добиться максимального производства желаемого ассортимента благ, общество должно обеспечить «полную занятость» и «полный объем производства». Под полной занятостью понимается использование всех пригодных для этого экономических ресурсов, т. е. экономика обеспечивает занятие для всех, кто хочет и способен трудиться. Не должны пустовать пахотные земли и простаивать капитальное оборудование и т. д. У каждого общества свои обычаи и практика определения ресурсов, пригодных для применения. Полный объем производства означает, что имеющиеся ресурсы распределены наилучшим образом и эффективно применены, обеспечивая наибольший вклад в объем производимых в обществе благ.

Для раскрытия проблемы выбора предположим страну с экономикой полной занятости и полного объема производства, но в ней производятся лишь два продукта, а не великое множество благ. Один из них – хлеб, символизирующий потребительские товары. Второй продукт – станки, символизирующие средства производства. Качество экономических ресурсов предполагается сохраняющимся, неизменным. Результаты производства, при всех возможных способах распределения экономических ресурсов, представим в графическом виде. Используем двухмерный график (рис. 1). По оси ординат – производство станков в штуках. По оси абсцисс – производство хлеба в тоннах. Отметим на графике варианты производства товаров при разных альтернативах в распределении ресурсов, например, А, В, С, Д, Е. Объединением этих вариантов получим кривую производственных возможностей АВСДЕ – как границу производственных возможностей.

 

Рис. 1. Кривая производственных возможностей

Варианты производства: А, В, С, Д, Е одинаково экономически эффективны. Экономист не даст ответа на вопрос о том, какой из них экономически лучше. Он укажет лишь на неразумность вариантов производства близких к А или Е.

Вариант производства Н – вне кривой АВСДЕ, предпочтительнее любого из вариантов производства на кривой производственных возможностей, но он недостижим при данных количестве и качестве ресурсов, при использовании прежних технологий. А вариант производства К – внутри кривой АВСДЕ, отражает факт неэффективного использования экономических ресурсов или их неполной занятости.

Экономические ресурсы

В условиях «полной занятости» и «полного объема производства» общество (фирма), делая выбор, может принять решение об увеличении производства одного из товаров, например, хлеба. Реализация такого решения потребует перераспределения экономических ресурсов, изъятия их из производства станков. Объем производства станков сократится. Этот анализ подводит нас к формулированию нового понятия – «альтернативная стоимость» («вмененные издержки производства»), как количество других товаров, от которого следует отказаться, или которым вынуждены пожертвовать, чтобы получить дополнительную единицу данного товара.

Анализируя изменение выбора от варианта А к варианту Е наблюдаем, что альтернативная стоимость первой единицы хлеба равна сокращению производства станков с 10 до 9 единиц, т. е. одному станку; второй единицы хлеба – двум станкам, т. к. требует сокращения их производства с 9 до 7 станков; третий единицы хлеба – три станка и т.д. Альтернативная стоимость производства каждой дополнительной единицы хлеба возрастает – это важный экономический принцип, известный как «закон возрастания вмененных издержек». Причина представленной здесь зависимости в том, что экономические ресурсы не пригодны для полного их использования в производстве альтернативных благ. Ресурсов, в нашем примере пахотных земель, наиболее пригодных для производства конкретного товара – хлеба, становится все меньше, с увеличением объемов его выпуска, поэтому приходится использовать большее количество менее приспособленных для этого ресурсов, все значительнее сокращая производство альтернативного товара, в нашем примере – станков.

Действие закона возрастающих вмененных затрат объясняет выпуклость кривой производственных возможностей. Вариант с прямой линией производственных возможностей означал бы неизменность вмененных издержек любого из двух товаров, в какую бы точку на данной прямой не перемещалась экономика страны. Но такое возможно лишь в случае абсолютной, взаимозаменяемости ресурсов.

Множественность экономических целей, при ограниченности ресурсов, ставит проблему экономического выбора между ними. Например, общество вынуждено выбирать между накоплением (капиталовложениями) и потреблением. Если отказаться от роста текущего потребления благ ради увеличения размеров накопления (строительство новых заводов и фабрик), то можно через несколько лет получить более высокую кривую производственных возможностей.

Экономическая система может осуществить экономический рост. Её кривая производственных возможностей «исторична», она отражает достигнутый уровень технологии, степень использования и качество применяемых ресурсов. Благодаря техническому, экономическому и социальному прогрессу раздвигаются границы производственных возможностей системы, отражая экономический рост. При интенсивном пути развития рост осуществляется за счет ресурсосберегающих технических и технологических нововведений, повышения качества ресурсов. При экстенсивном пути развития – за счет увеличения объемов ресурсов, вовлекаемых в производство через открытие и использование новых месторождений полезных ископаемых, строительство новых предприятий, вовлечение в производственную деятельность людей, ранее в ней незанятых.

Производство, распределение, обмен,

потребление и воспроизводственный процесс

Производство материальных благ выступает основой экономической жизни общества. Но содержание ее шире. Она представлена и другими видами деятельности людей, обусловленными доведением товарной продукции до потребителей и ее использованием. В связи с этим их можно объединить и классифицировать по стадиям создания и движения продукции на производство, распределение, обмен, потребление, совершаемые в сферах производства, обращения и потребления.

Под производством понимают процессы преобразования вещества природы, придания ему новой структуры, формы, свойств, характеристик и т. д., создающие условия для лучшего удовлетворения потребностей общества. Производство отражает, во-первых, взаимодействие человека и природы. При этом единство рабочей силы и средств производства выступает характеристикой производительных сил общества. Во-вторых, производство отражает взаимодействие между людьми в процессах хозяйственной деятельности, получившее название «производственные отношения».

Результат производства представлен продуктом. Деятельность по разделу продукта между собственниками и участниками производства, его адресации по направлениям дальнейшего движения или использования классифицируется как «распределение». Распределением подготавливается продвижение продукта к потребителю. При этом часть продукта может оказаться в накопителе в виде резерва или запасов, подлежащих последующему распределению. Непосредственная передача продукта из сферы производства в сферу потребления происходит в формах обмена. Форма натурального, прямого обмена товарами получила название «бартер». Форма обмена с использованием посредника в виде денег названа «покупка-продажа». Виды деятельности, включающие распределение, перемещение товара в пространстве (транспортировка) и во времени (хранение), обмен и так далее, обеспечивающие связь сфер производства и потребления, характеризуют содержание сферы обращения. 

Распределение и обмен не просто опосредствуют связь между сферами производства и потребления. В известном смысле они предшествуют производству. Созданные в процессе производства блага завершают свою жизнь в потреблении.

Потребление, по выражению А. Маршалла, можно рассматривать как своеобразное отрицательное производство, поскольку происходит уменьшение или разрушение используемого блага. При этом потребление можно подразделить на два типа – личное потребление и производительное потребление. Результатом личного потребления оказывается уменьшение блага и прямое удовлетворение индивидуальных потребностей человека. Производительное потребление представляет использование средств производства для создания новых, в том числе потребительских товаров, таким образом, обеспечивает косвенное удовлетворение потребностей человека и есть не что иное, как производство.

Многие виды экономической деятельности имеют характер сменяющих друг друга и повторяющихся стадий – производство, распределение, обмен, потребление, выступающий фундаментальной закономерностью экономической жизни. Как важнейшее свойство функционирования национальной экономики эта закономерность получила отражение в понятии «воспроизводственные циклы». 

Их впервые выявил, назвал и исследовал Ф. Кенэ в XVIII в. Любой экономический продукт расходуется (потребляется, изнашивается) и требует замены, повторения его производства – воспроизводства. Воспроизводством называют производство как непрерывно возобновляющийся процесс. Различают два его вида: простое и расширенное воспроизводство. При простом воспроизводстве неизменными сохраняются условия производства, количество и качество производимых экономических благ, отсутствует экономический рост. При расширенном воспроизводстве так воссоздаются условия производства, что обеспечивается возрастание количества и качества производимых экономических благ, осуществляется экономический рост, повышается возможность удовлетворения потребностей общества.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем именно проявляется в окружающем нас мире действие экономики?

2. Объясните сущность принципа ограниченности экономических ресурсов.

3. Что такое производство? Почему его считают основой экономической деятельности?

4. Какие виды экономических ресурсов нуждаются в воспроизводстве, каким образом они воспроизводятся?

5. Учитывают ли люди в повседневной жизни принцип альтернативных издержек? Приведите примеры.

Тесты и задания

1. Предметом труда является: 

а) средство, с помощью которого производится продукт;

б) то, на что направлен труд и из чего в результате получается продукт труда;

в) совокупность материальных ресурсов;

г) продукт процесса производства.

2. К средствам труда относится все то: 

а) из чего получается продукт труда;

б) на что направлен человеческий труд;

в) с помощью чего человек воздействует на предмет труда;

г) чем обладает человек.

3. На активные и пассивные подразделяются: 

а) предметы труда;

б) средства труда;

в) орудия труда;

г) средства производства.

4. Средства производства включают: 

а) рабочую силу и предметы труда;

б) рабочую силу и средства труда;

в) предметы труда и продукты труда;

г) предметы труда и средства труда.

5. Вся совокупность произведенных продуктов распадается на: 

а) средства производства и предметы потребления;

б) предметы труда и средства труда;

в) предметы труда и продукты труда;

г) рабочую силу и средства труда.

6. Каждая точка кривой производственных возможностей характеризует: 

а) минимальный объем выпуска продуктов;

б) максимальный объем выпуска одного из продуктов;

в) лучшие комбинации выпуска продуктов;

г) альтернативные комбинации товаров при заданном количестве ресурсов.

7. Одной из основных посылок модели расширенного воспроизводства К. Маркса является:

а) рассмотрение национальной экономики с учетом экономических связей;

б) учет многоукладности экономики;

в) наличие свободной конкуренции;

г) деление общественного производства на I и II подразделения и деление продукта по стоимостному и функциональному назначению.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54202. Математичний гурток для творчих дітей 623 KB
  Для пробудження в учнів інтересу до математики дуже важлива позакласна робота та особливо гурткова. Декілька років я керую гуртком «Цікава математика». Основним своїм завданням як керівника гуртка вважаю саме пробудження інтересу до свого предмету. До роботи в гуртку я залучаю в першу чергу творчих дітей, які не дуже дружать з математикою, бо не бачать в ній можливостей для реалізації своїх творчих сил.
54203. Математика і поезія – два крила натхнення 417.5 KB
  Прищеплювати інтерес до предметів математики та літератури; активізувати і стимулювати розумову і пізнавальну діяльність учнів; розвивати вміння й навички розмірковувати, розширювати кругозір; виховувати в учнів свідоме ставлення до одержання знань.
54204. Додавання та віднімання чисел частинами. Задачі на різницеве порівняння 60 KB
  Правильно це Буратіно. Відправляючись в країну дурнів Буратіно потрапляє в казковий математичний ліс. Ось і вибрався Буратіно із лісу знайшов стежку і вона привела його до будинку Мальвіни. Мальвіна запросила Буратіно в гості напоїла чаєм і вирішила перевірити його знання з математики.
54205. Множення чисел 1 і 0. Множення на 1 і 0. Задачі на дві і три дії 36 KB
  Множення чисел 1 і 0. Множення на 1 і 0.Ознайомити учнів із випадками множення коли одним із множників є число 1 чи 0. Що таке множення Як називаються числа при множенні Що показує перший другий множник 2.
54206. Перетин прямих. Точка. Відрізки та їх порівняння. Приклади на додавання 108.5 KB
  Які саме У кожній країні на кожному кроці зустрічаються фігури такі як на дошці додаток 1. Будинки стоять вздовж прямої з обох боків додаток 2. Курка пробігла розсипала зернята додаток 3. А якщо розглянути лінію від точки до точки то бачимо що вона має початок та кінець – це відрізок додаток 4.
54207. Задачі на знаходження суми і остачі 1.89 MB
  Скільки прапорців залишилось у дівчинки 2. Скільки горобців залишилось 3. Скільки пасажирів стало в автобусі 4. Скільки літрів молока залишилось в бідоні 5.
54208. Основные черты и признаки скотоводческих культур и их исторические судьбы 15.06 KB
  Скотоводство — доминирующая отрасль животноводства, специализирующаяся на разведении крупного рогатого скота для получения молока, говядины, кожевенного сырья, а также в качестве тягловой силы. Скотоводство практикуется во всём мире и играет важную роль в экономике многих стран.
54210. Упражнения и задачи на применение таблиц сложения и вычитания в пределах 10 1.52 MB
  Зима. Да дети к нам в гости пришла Зима. Скажите сколько букв в слове зима 1. 22=4 31=4 13=4 Зима нас решила провести по зимнему лесу.