31104

Товар и деньги

Лекция

Макроэкономика

Сущность денег Существует две теории возникновения денег: рационалистическая и эволюционная. Классическая теория денег рассматривает деньги как законченную форму всеобщего эквивалента в качестве которого выступают драгоценные металлы: золото и серебро. В соответствии с классической теорией денег они выполняют функции меры стоимости средства обращения средства накопления средства платежа мировых денег. Современная денежная система характеризуется господством бумажнокредитных денег.

Русский

2013-08-25

32 KB

0 чел.

Лекция 3. Товар и деньги

3.1. Экономическая природа товара

Товар впервые подвергся глубокому анализу представителями классической школы (В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо). Анализ был проведен с позиции теории трудовой стоимости. Карл Маркс продолжил начатые традиции. Товар имеет два свойства: стоимость и потребительную стоимость. Потребительская стоимость определяется как способность товара удовлетворять потребность человека, стоимость – как общественное отношение между людьми, материальной субстанцией которого являются овеществленный в товаре труд. Данная теория различает индивидуальные и общественно необходимые затраты труда. Под ОНЗТ понимаются затраты труда, связанные с производством среднего экземпляра товара данного вида, т.е. затраты труда при общественно нормальных условиях труда. По величине ОНЗТ приближаются к индивидуальным затратам производителей изготавливающих основную долю товаров данного вида. Рыночная стоимость определяется именно ОНЗТ. Формой проявления стоимости является меновая стоимость, т.е. количественное отношение, в котором потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Таким образом, пропорция обмена определяется количеством затраченного на производство товаров общественного труда. Как потребительные стоимости товары несоизмеримы, потребительная стоимость отражает качественную сторону товара. Соизмерение товаров, их сравнение происходит на основе стоимости, которая отражает количественную сторону товара.

В современной экономической теории существует другой подход. В основе этого подхода лежит теория предельной полезности (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк). Австрийская школа предельной полезности отрицает трудовую стоимость как основу обмена. Основой обмена считают «австрийцы» полезность блага. Но поскольку очень полезные блага (хлеб, вода, воздух) или ничего не стоят, или стоят очень мало, то они развивают учение об абстрактной и конкретной полезности. Например, вода имеет чрезвычайно большую абстрактную полезность, но запас ее велик. В результате ценность продукта падает. Поэтому ценность предмета определяется полезностью последней единицы блага, т.е. той единицы, которая удовлетворяет наименьшую потребность; ценность предмета определяется его предельной полезностью. Ценность блага в соответствии с данной теорией определяется именно конкретной полезностью. Эта школа придерживается так называемого «закона Гассена» («закон насыщения потребностей»): при постепенном удовлетворении потребностей доставляемое ею удовольстве падает. Насыщение потребностей зависит от количества благ. Ценность блага является субъективной оценкой его полезности с точки зрения потребителя, и именно она является основой обмена.

3.2. Сущность денег

Существует две теории возникновения денег: рационалистическая и эволюционная. Рационалистическая теория  рассматривает деньги как результат договоренности людей. Рациональной формой обмена является такой обмен, посредником в котором являются деньги. Эволюционная теория рассматривает деньги как объективный результат исторического развития товарного производства и обмена. Натуральный обмен постепенно превратился в денежный. Деньги приобретали разные формы: товарные, металлические, бумажные, кредитные.

Классическая теория денег рассматривает деньги как законченную форму всеобщего эквивалента, в качестве которого выступают драгоценные металлы: золото и серебро. Драгоценные металлы превратились в денежный товар, прежде всего поскольку обладают всем комплексом качеств, необходимых для выполнения ими роли всеобщего эквивалента: однородность, сохраняемость, экономическая делимость, портативность или компактность. В соответствии с классической теорией денег, они выполняют функции меры стоимости, средства обращения, средства накопления, средства платежа, мировых денег.

Современная денежная система характеризуется господством бумажно-кредитных денег. Современные деньги полностью оторвались от своей исторической основы – драгоценных металлов. Современная теория денег опирается на рационалистическую теорию их происхождения. Рассматривая вопрос «что такое деньги», данная теория исходит из их функционального назначения. В качестве денег рассматривается любой товар, который функционирует в качестве средства обращения, счетной единицы и средства сохранения стоимости. Из такого определения можно сделать вывод и об их основных функциях. Главный вопрос современной теории денег – чем определяется их стоимость. Современные деньги не имеют собственной стоимости и не опираются на золото, они обращаются в качестве денег в силу их приемлемости, «декретивности»  и относительной редкости. Современные деньги обращаются в силу того, что обладают покупательской способностью. Они остаются приемлемыми для рыночных субъектов до тех пор, пока их покупательная способность остается стабильной. Покупательная способность денег находится в обратной зависимости от количества денег в обращении. Впервые законы денежного обращения были проанализированы сторонниками количественной теории в XVI-XIX в.в. (Ш. Монтескье, Д. Локк, Д. Юм). Карл Маркс сформулировал закон количества необходимых для обращения денег, который выразил математически:

.

В условиях металлического обращения, когда золото функционировало в монетной форме, фактическая масса денег всегда соответствовала величине их необходимого количества, а стоимость денег не зависела от их количества в обращении, она определялась стоимостью самого денежного товара. Стоимость же бумажных денег непосредственно связана с их количеством. Если фактическое количество денег превышает их необходимое количество, то реальная стоимость бумажных денег уменьшается, деньги обесцениваются.

Такая же зависимость может быть выведена и из уравнения И. Фишера, который математически выразил зависимость между количеством денег и уровнем цен на товары:

MV=PQ,

Mколичество денег в обращении;

Vскорость обращения денежной единицы;

Pобщий уровень цен на товары и услуги;

Qколичество товаров и услуг, реализованных на рынке.

Данное равенство называется уравнением обмена. Оно показывает равенство денежного и товарного потоков. Отсюда следует вывод: уровень цен прямо пропорционален количеству денег в обращении и скорости их оборота, обратно пропорционален количеству товаров и услуг. При определенных допущениях на основании этой зависимости Фишер делает вывод, что стоимость денег или их покупательная способность находится в обратной зависимости от  их количества, т.е. устойчивость денег зависит от количества денег в обращении. Переполнение каналов денежного обращения денежными знаками вызывает их обесценивание, явление, получившее название «инфляция».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79518. Главные направления и цели деятельности школьной психологической службы 32.56 KB
  Психопрофилактика предполагает: Ответственность за соблюдение в образовательных учреждениях психологических условий необходимых для полноценного психического развития и формирования личности на каждом возрастном этапе: Своевременное выявление таких особенностей ребенка которые могут привести к определенным сложностям отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии в поведении и отношениях; Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом на следующую возрастную ступень.Психодиагностика это изучение особенностей...
79519. Основные принципы деятельности педагога-психолога 29.62 KB
  Принцип индивидуального подхода к учащемуся основной принцип работы практического психолога в его основе лежат понимание и признание индивидуальности человека как ценности как уникального явления. Принцип целостности предполагает что деятельность психолога и психологической службы образовательного учреждения должна быть ориентирована на целое на систему. Это означает что внимнием психолога должно быть охвачено большинство учащихся.
79520. Этические принципы деятельности психолога 31.11 KB
  Укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся воспитанников родителей и педагогической общественности. Принцип квалификационной пропаганды психологии.Информация полученная психологом в процессе проведения работы не подлежит сознательному или случайному разглашению а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме исключающей ее использование против интересов клиента.
79521. Психологическая служба как отрасль прикладной психологии. Роль психологической службы в образовании 31.88 KB
  Государственная ПСО структура призванная в рамках общей концепции соблюдения прав ребенка на достойный уровень жизни и полноценное психическое развитие обеспечить психологическую поддержку воспитания и образования оказать квалифицированную помощь при наличии проблем и отклонений в развитии ребенка Развитие практической психологии в 1990 гг. в значительной степени обусловило гуманизацию системы образования что способствовало постановке и решению следующих задач: Переход от унифицированного образования к вариативному; Переход от...
79522. Концепция школьной психологической службы Л.М. Фридмана 31.7 KB
  Фридмана цели школьной психологической службы должны соответствовать главной цели школы на современном этапе воспитание каждого ученика образованной культурной высоконравственной творчески активной и социально зрелой личностью. Поэтому главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обеспечение учебновоспитательного процесса в школе т. Утверждается что главная функция психологической службы образования профессиональная забота о психологическом здоровье детей.
79523. Объединение Русских земель Москвы (14-первая половина 16 веков) 21.07 KB
  Объединение Руси начавшийся в XIV XV веках процесс объединения раздробленных русских земель вокруг нескольких новых политических центров приведший в конечном итоге к образованию централизованного Русского государства и его последующему возобладанию над внешними политическими конкурентами за земли Руси. Объединение Северовосточной Руси завершилось в правление Ивана III присоединение Новгорода 1478 Твери 1485 ликвидация формальной автономии Пскова 1510 и Рязани 1521. Он принял титул государя всея Руси...
79524. Начало эпохи великих географических открытий и первые колониальные захваты. Новое время как особая фаза всемирно исторического процесса 22.1 KB
  Новое время или новая история период в истории человечества находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Критерием определения нового времени его новизны по сравнению с предшествующей эпохой был с точки зрения гуманистов расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры то есть не социальноэкономический а духовнокультурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма развитием демонологии...
79525. Реформация и ее экономические, политические и социокультурные причины. Религиозные войны в Европе 21.7 KB
  С одной стороны католический мир который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского прекратил существование. С другой стороны национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений в основном в форме церковноприходских школ так и высших что...
79526. Государство и общество стран Западной Европы в 17 веке 21.34 KB
  Их концептуальным выражением и итогом стали теории естественного права и общественного договора основанные на рационализме. Теория естественного права явилась классическим воплощением нового мировоззрения. Теория естественного права основана на признании всех людей равными от природы и наделенными природой же естественными страстями стремлениями разумом. Законы природы определяют предписания естественного права которому должно соответствовать положительное позитивное волеустановленное право.