31104

Товар и деньги

Лекция

Макроэкономика

Сущность денег Существует две теории возникновения денег: рационалистическая и эволюционная. Классическая теория денег рассматривает деньги как законченную форму всеобщего эквивалента в качестве которого выступают драгоценные металлы: золото и серебро. В соответствии с классической теорией денег они выполняют функции меры стоимости средства обращения средства накопления средства платежа мировых денег. Современная денежная система характеризуется господством бумажнокредитных денег.

Русский

2013-08-25

32 KB

0 чел.

Лекция 3. Товар и деньги

3.1. Экономическая природа товара

Товар впервые подвергся глубокому анализу представителями классической школы (В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо). Анализ был проведен с позиции теории трудовой стоимости. Карл Маркс продолжил начатые традиции. Товар имеет два свойства: стоимость и потребительную стоимость. Потребительская стоимость определяется как способность товара удовлетворять потребность человека, стоимость – как общественное отношение между людьми, материальной субстанцией которого являются овеществленный в товаре труд. Данная теория различает индивидуальные и общественно необходимые затраты труда. Под ОНЗТ понимаются затраты труда, связанные с производством среднего экземпляра товара данного вида, т.е. затраты труда при общественно нормальных условиях труда. По величине ОНЗТ приближаются к индивидуальным затратам производителей изготавливающих основную долю товаров данного вида. Рыночная стоимость определяется именно ОНЗТ. Формой проявления стоимости является меновая стоимость, т.е. количественное отношение, в котором потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Таким образом, пропорция обмена определяется количеством затраченного на производство товаров общественного труда. Как потребительные стоимости товары несоизмеримы, потребительная стоимость отражает качественную сторону товара. Соизмерение товаров, их сравнение происходит на основе стоимости, которая отражает количественную сторону товара.

В современной экономической теории существует другой подход. В основе этого подхода лежит теория предельной полезности (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк). Австрийская школа предельной полезности отрицает трудовую стоимость как основу обмена. Основой обмена считают «австрийцы» полезность блага. Но поскольку очень полезные блага (хлеб, вода, воздух) или ничего не стоят, или стоят очень мало, то они развивают учение об абстрактной и конкретной полезности. Например, вода имеет чрезвычайно большую абстрактную полезность, но запас ее велик. В результате ценность продукта падает. Поэтому ценность предмета определяется полезностью последней единицы блага, т.е. той единицы, которая удовлетворяет наименьшую потребность; ценность предмета определяется его предельной полезностью. Ценность блага в соответствии с данной теорией определяется именно конкретной полезностью. Эта школа придерживается так называемого «закона Гассена» («закон насыщения потребностей»): при постепенном удовлетворении потребностей доставляемое ею удовольстве падает. Насыщение потребностей зависит от количества благ. Ценность блага является субъективной оценкой его полезности с точки зрения потребителя, и именно она является основой обмена.

3.2. Сущность денег

Существует две теории возникновения денег: рационалистическая и эволюционная. Рационалистическая теория  рассматривает деньги как результат договоренности людей. Рациональной формой обмена является такой обмен, посредником в котором являются деньги. Эволюционная теория рассматривает деньги как объективный результат исторического развития товарного производства и обмена. Натуральный обмен постепенно превратился в денежный. Деньги приобретали разные формы: товарные, металлические, бумажные, кредитные.

Классическая теория денег рассматривает деньги как законченную форму всеобщего эквивалента, в качестве которого выступают драгоценные металлы: золото и серебро. Драгоценные металлы превратились в денежный товар, прежде всего поскольку обладают всем комплексом качеств, необходимых для выполнения ими роли всеобщего эквивалента: однородность, сохраняемость, экономическая делимость, портативность или компактность. В соответствии с классической теорией денег, они выполняют функции меры стоимости, средства обращения, средства накопления, средства платежа, мировых денег.

Современная денежная система характеризуется господством бумажно-кредитных денег. Современные деньги полностью оторвались от своей исторической основы – драгоценных металлов. Современная теория денег опирается на рационалистическую теорию их происхождения. Рассматривая вопрос «что такое деньги», данная теория исходит из их функционального назначения. В качестве денег рассматривается любой товар, который функционирует в качестве средства обращения, счетной единицы и средства сохранения стоимости. Из такого определения можно сделать вывод и об их основных функциях. Главный вопрос современной теории денег – чем определяется их стоимость. Современные деньги не имеют собственной стоимости и не опираются на золото, они обращаются в качестве денег в силу их приемлемости, «декретивности»  и относительной редкости. Современные деньги обращаются в силу того, что обладают покупательской способностью. Они остаются приемлемыми для рыночных субъектов до тех пор, пока их покупательная способность остается стабильной. Покупательная способность денег находится в обратной зависимости от количества денег в обращении. Впервые законы денежного обращения были проанализированы сторонниками количественной теории в XVI-XIX в.в. (Ш. Монтескье, Д. Локк, Д. Юм). Карл Маркс сформулировал закон количества необходимых для обращения денег, который выразил математически:

.

В условиях металлического обращения, когда золото функционировало в монетной форме, фактическая масса денег всегда соответствовала величине их необходимого количества, а стоимость денег не зависела от их количества в обращении, она определялась стоимостью самого денежного товара. Стоимость же бумажных денег непосредственно связана с их количеством. Если фактическое количество денег превышает их необходимое количество, то реальная стоимость бумажных денег уменьшается, деньги обесцениваются.

Такая же зависимость может быть выведена и из уравнения И. Фишера, который математически выразил зависимость между количеством денег и уровнем цен на товары:

MV=PQ,

Mколичество денег в обращении;

Vскорость обращения денежной единицы;

Pобщий уровень цен на товары и услуги;

Qколичество товаров и услуг, реализованных на рынке.

Данное равенство называется уравнением обмена. Оно показывает равенство денежного и товарного потоков. Отсюда следует вывод: уровень цен прямо пропорционален количеству денег в обращении и скорости их оборота, обратно пропорционален количеству товаров и услуг. При определенных допущениях на основании этой зависимости Фишер делает вывод, что стоимость денег или их покупательная способность находится в обратной зависимости от  их количества, т.е. устойчивость денег зависит от количества денег в обращении. Переполнение каналов денежного обращения денежными знаками вызывает их обесценивание, явление, получившее название «инфляция».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46107. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитие речи 32.5 KB
  Обучение и воспитание детей с общим недоразвитие речи. Предусматривает: развитие понимания речи; развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности; формирование двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований. Логопедические занятия с безречевыми детьми проводятся небольшими подгруппами в форме игровых ситуаций что помогает постепенно формировать мотивационную основу речи. Задачи: вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений; расширение объема...
46108. Предупреждение речевых нарушений. Формы и методы профилактического воздействия в системе общегосударственных мероприятий 25 KB
  Одним из важных направлений развития логопедической помощи населению является предупреждение речевых нарушений и последствий речевой патологии. Своевременное генетическое консультирование будущих родителей с целью предупреждения развития тех или иных отклонений в нервопсихическом и в частности речевом развитии ребенка. Для своевременного развития речи мать и другие лица окружающие ребенка должны постоянно общаться с ним стремясь вызвать ответную реакцию. Стимуляция формирования речевой функции имеет большое значение для развития...
46109. Анализ условий нормального речевого развития ребенка. Этапы нормального речевого онтогенеза 17.5 KB
  Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослого и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики от нормального окружения и от воспитания и обучения которое начинается с первых дней его жизни. Этапы становления речи детей Леонтьев. В это же время путем подражания ребенок постепенно перенимает элементы звучащей речи.Преддошкольный от 1года до 3 лет Характеристика: этап становления активной речи.
46110. Теоретические основы логопсихологии. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи 20.5 KB
  Психологическая характеристика детей с нарушениями речи. Объект – психика лиц с патологией речи. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи. Ранний возраст 13 года Этот возраст является сензитивным чувствительным периодом становления речи.
46111. Характеристика педагогических систем воспитания детей с речевыми нарушениями. Проблемы интеграции детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями 23.5 KB
  Характеристика педагогических систем воспитания детей с речевыми нарушениями. Проблемы интеграции детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты Системы логопедического и педагогического обследования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями В целом проводится комплексное психологопедагогическое обследование психолог педагоги логопед Цель: выявить отклонения направить ребенка в соответствующее образовательное учреждение Задачи обследования: 1....
46112. Семейное воспитание детей с нарушениями речи: содержание, формы, и стили семейного воспитания 14 KB
  Семейное воспитание детей с нарушениями речи: содержание формы и стили семейного воспитания. Семья основная на браке или кровном родстве малая группа члены которой связаны общностью быта взаимной моральной ответственностью в ней вырабатываются совокупность нормы и образцов регламентирущих взаимодействий между супругами детьми детей между собой. детоцентрическая – все интересы подчинены ребенку детей формируется высокая самооценка 3.сексуальноэротическая Специфические функции семей имеющих детей с нарушениями в развитии 1.
46113. Принципы, задачи, содержание логоритмического воспитания детей с речевой патологией 26 KB
  Принципы задачи содержание логоритмического воспитания детей с речевой патологией. Принципы ЛР. Общедидактические принципы 1. принцип наглядности Обуславливает широкое взаимодействие показателей всех внешних и внутренних анализаторов.
46114. Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении школьников с ТНР 18.5 KB
  Развитие речи в школе Vвида – специальный вид деятельности учителя и учащихся направленных на овладение речью. Vв используется 3 основных подхода к литературному развитию учащихся школы общего назначения: психолингвистический лингводидактический методика преподавания литературы МПЛ 1 психолингвистический подход Достижение наибольшей эффективности работы по развитию речи на уровне литературы способствует применение психолингвистического подхода Психолингвистический термин Речевая деятельность система речевых действий...
46115. Предмет и задачи начального обучения математике детей с речевыми нарушениями 12.5 KB
  Предмет и задачи начального обучения математике детей с речевыми нарушениями. МПМ методика преподавания математике – наука предметом которой является обучение математике на всех уровнях обучения начиная с дошкольного учреждения и заканчивая высшей школой. объект содержание методы средства Обучение математике решает развивающие образовательные воспитательные задачи: 1 образовательные : Ученики должны получить знания умения: представления о натуральном числе и числе 0.